Жанр | Хоррор |
Издатель | Frictional Games |
Разработчик | Frictional Games |
Минимальные требования | Процессор Intel Core i3-2120 3,3 ГГц / AMD FX-4350 4,2 ГГц, 4 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 1 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 460 / AMD Radeon HD 5750, 35 Гбайт на жёстком диске, аккаунт в Steam или Epic Games Store |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core i5-8400 2,8 ГГц / AMD Ryzen 5 1500X 3,5 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 2 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 970 / AMD Radeon RX 5600 XT |
Возрастной ценз | От 18 лет |
Дата выхода | 6 июня 2023 года |
Локализация | Текст |
Платформы | PC, PlayStation 4, Xbox One, Xbox Series X|S |
Официальный сайт |
Играли на PC
Frictional Games когда-то популяризировала игры с упором на неспешное изучение локаций, с минимумом активных механик. В простонародье — «симуляторы ходьбы». Броди по тёмным локациям, пугайся теней, двигай мышкой редкие интерактивные объекты. Но так было не всегда. В серии Penumbra были и приличные головоломки, а в самой первой игре серии даже позволяли отбиваться от монстров подручными предметами. Что ощущалось крайне криво, но повышало тактильность виртуального мира. В этом плане новая Amnesia: The Bunker близка именно к дебюту разработчиков, но с поправкой на многолетний опыт.
Первые минуты крайне нетипичны для Frictional Games. Мы берём на себя роль Анри Клемана — французского солдата во времена Первой мировой. Пробираемся по окопам среди ночной битвы. Небо разрывается всполохами взрывов и пулеметных очередей. Даже придётся пострелять во вражеских солдат. Затем — затишье. И вот мы уже в ночном карауле, натыкаемся на раненого товарища. Пытаемся ему помочь, но попадаем под вражеский обстрел. Взрыв. Темнота.
Анри приходит в себя на больничной койке. Ни малейшего понятия, сколько времени он провёл без сознания. Кажется, что в бункере больше нет ни души, но это обманчивое впечатление. Буквально через пару минут мы натыкаемся на раненого сослуживца. И уже через несколько мгновений он погибает в пасти жуткого чудища. Нам остаётся лишь бежать сломя голову к хорошо защищённому административному корпусу и запереть на засов все двери. Единственное место, которое с натяжкой можно назвать безопасным.
Бункер станет всем миром для Анри на ближайшие несколько часов. Единственный выход из него взорван и завален. Чтобы выбраться, придётся расчистить путь с помощью пары шашек динамита. Записка подскажет, в какой стороне искать бомбу и рукоятку для детонатора, и на этом авторы отпускают игрока в полностью самостоятельное плавание. Исследуйте бункер, запоминайте планировку, учитесь правилам выживания.
Первое и самое главное, что надо помнить, — тварь не любит свет. Всегда следите за светом. Электричество поддерживается генератором в подвале администрации, который надо постоянно подпитывать топливом. Канистры с бензином раскиданы по разным комнатам, и на полном баке машина проработает около пятнадцати минут. Этого хватает для очередной исследовательской вылазки, но требуется постоянно возвращаться к генератору. Там же висит единственная лампа для сохранения прогресса. К счастью, спасительная комната расположена в самом центре бункера.
Ограниченность ресурсов — основа для построения геймплейного цикла: смотрим на карту, решаем, в какое крыло направиться, засекаем время до погружения в кромешную тьму, закидываем припасы и инструменты в небольшой вещмешок — и вперед, навстречу неизведанному. Только успейте вернуться до того, как генератор заглохнет. Паники или психоза у героя из-за нахождения во мраке не будет, но бродить по кромешной тьме — так себе удовольствие.
На пути к цели Анри встретит множество препятствий, но с каждым из них всегда можно справиться несколькими способами. Amnesia: The Bunker смешивает привычный хоррор на выживание с элементами immersive sim и состоит из взаимосвязанных систем. Например, большинство деревянных объектов можно уничтожить гранатой. Замок на двери сбивается выстрелом. А жуткая тварь чутко реагирует на громкие звуки, и даже свет не помешает ей полюбопытствовать, кто это шумит в её владениях. Анри, к счастью, не совсем беззащитен. Монстра можно отогнать, в том числе парой удачных попаданий. Только патронов крайне мало, и вы могли потратить последний на замок…
Очевидное решение проблемы не обязательно лучшее — всегда стоит подумать и оглядеться. Где-то есть скрытый лаз, в другом месте можно соорудить импровизированную лестницу из ящиков и бочек — мир игры, по традиции Frictional, интерактивен и тактилен. Возможность хватать и бросать любой предмет, не прибитый к полу, сильно помогает в кошках-мышках с монстром.
С жутким обитателем бункера предстоит иметь дело постоянно. Даже в хорошо освещённом пространстве вы будете часто слышать неприятного соседа где-то за стеной. Многие из них прошиты норами, через которые тварь быстро перемещается между комнатами, и может даже схватить и утащить туда Анри, если пробежать мимо такого логова. Со временем вы поймёте, когда можно расслабиться, а какие признаки выдают близость чудища. Изучать правила и понимать, как обернуть их себе на благо, — одна из важнейших механик.
По мере исследования закоулков бункера вы узнаете и о тех кошмарах, что произошли в его мрачных коридорах. История подаётся через окружение и, конечно же, записки. Игра не просто так относится к серии Amnesia, действие происходит явно в той же вселенной. Письма и журналы сослуживцев поведают о древних руинах, найденных при раскопке лаза к вражеским позициям. О том, как странные находки стали сказываться на здоровье бойцов и сводить некоторых с ума. Внимательный игрок узнает и тайну появления чудовища. Хотя на этот раз повествование явно вторично по отношению к процессу, собирать картину произошедших событий всё равно интересно.
Во время анонса Frictional Games рассказывала и об использовании случайной генерации в новом проекте. Я даже опасался, что разработчики экспериментируют с «рогаликами». К счастью, мир The Bunker — почти целиком ручной сборки. На волю случая отданы лишь некоторые ловушки и коды на жетонах, которые Анри находит у останков сослуживцев. С их помощью можно открыть ящики с личными вещами покойных.
В одних вы найдёте полезные ресурсы, а в других — инструменты, позволяющие открыть ранее недоступные пути или добавляющие новые возможности для решения проблем. И я намеренно обхожусь общим описанием, потому что львиная доля интереса как раз в том, чтобы самому экспериментировать с игровыми механиками. Как гласит одна из подсказок игры, «когда вам кажется, будто что-то можно сделать, — возможно, вам не кажется».
* * *
В одном из эпизодов прошлой части серии, Amnesia: Rebirth, героиня попадала в военный форт в пустыне. В отзывах именно место действия хвалили чаще других аспектов игры, что, видимо, не укрылось от внимания разработчиков. Frictional Games развила идею до полноценного проекта, добавив пару ложечек Alien: Isolation. И не прогадала.
Достоинства:
Недостатки:
Графика |
Собственный движок студии выдаёт красивую и современную картинку, отлично работает со светом, позволяет сделать мир интерактивным. При этом вполне щадящий по требованиям. |
Звук |
Музыки в игре почти нет, да она ей и не нужна. Зато звуковой дизайн просто прекрасен своей способностью нагнать жути. |
Одиночная игра |
Удачный сплав из хоррора, приключения и «иммерсив сима». |
Оценочное время прохождения |
На то, чтобы выбраться из кошмарного бункера, уйдёт пять-шесть часов. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Общее впечатление |
Amnesia: The Bunker — в чём-то возвращение к корням студии, во времена, когда хорошо продуманный игровой процесс был важной составляющей всего опыта. |
Оценка: 9,0/10
Видео:
С жутким обитателем бункера предстоит иметь дело постоянно. Даже в хорошо освещённом пространстве вы будете часто слышать неприятного соседа где-то за стеной. Многие из них прошиты норами, через которые тварь быстро перемещается между комнатами, и может даже схватить и утащить туда Анри, если пробежать мимо такого логова. Со временем вы поймёте, когда можно расслабиться, а какие признаки выдают близость чудища. Изучать правила и понимать, как обернуть их себе на благо, — одна из важнейших механик.