По итогам первой половины 2023 года продажи операционных систем Microsoft в России снизились на 78 %, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Softline — схожую статистику приводят другие продавцы ПО. Сейчас реализуются запасы, поставленные до ухода Microsoft из страны. При этом присутствие продуктов компании остаётся значительным: до 99 % в инфраструктуре частных компаний и до 50 % в госсекторе. Фактического масштабного импортозамещения ПО следует ожидать только с обновлением парка техники, уверены эксперты.
За первое полугодие продажи цифровых копий ОС от Microsoft рухнули на 78 % в единицах год к году, посчитали в Softline — в сегменте коробочных версий падение составило уже 90 %. В «Кроке» говорят о схожей тенденции, объясняя её переходом компаний на российские решения и сокращением присутствия Microsoft в России. Оставшегося запаса коробочных версий ПО уже не хватает, чтобы покрыть потребности крупных клиентов, добавили в компании. В Softline также сообщили, что складские остатки распродаются, и постепенно отключается возможность покупок продукта онлайн. Впрочем, проблемы коснулись и коробочных продуктов, завезённых ещё до ухода Microsoft, отметили в «Марвел-Дистрибуции»: такие копии Microsoft 365 активировать уже не получится.
В марте прошлого года Microsoft приостановила продажи всех новых продуктов в России, а три месяца спустя президент и вице-председатель совета директоров компании Брэд Смит (Brad Smith) заявил, что софтверный гигант будет сокращать своё присутствие в России, «пока в конце концов не останется почти ничего или вообще ничего». Сегодня российские компании могут закупать продукты от Microsoft двумя способами: это ввезённые по параллельному импорту коробочные версии или приобретённые через партнёров в СНГ неименные лицензии. Пользоваться Windows продолжают 99 % частных потребителей, подсчитали опрошенные «Коммерсантом» эксперты — это или пиратские копии, или заключённые до введения санкций лицензионные соглашения, которые продолжают действовать.
Присутствие ПО от Microsoft в инфраструктуре частных компаний пока преобладает над отечественным софтом — корпоративные владельцы будут держаться за приобретённые ранее лицензии до тех пор, пока не придёт время обновлять парк техники, и тогда начнётся полномасштабное внедрение российского софта. Присутствие продукции Microsoft остаётся значительным и в госсекторе: в разных организациях оно может составлять от 2 % до 50 %.