Участники отраслевой выставки IAA Mobility в Мюнхене в этом году питали всё меньше иллюзий по поводу незначительности «китайской угрозы» на европейском рынке электромобилей. Среди участников мероприятия в этом году 41 % компаний имеют штаб-квартиры в Азии, а количество представителей Китая выросло в два раза по сравнению с прошлым годом.
По данным Inovev, на которые ссылается Reuters, с начала текущего года 8 % проданных на рынке Европы новых электромобилей были выпущены китайскими компаниями. Год назад эта доля не превышала 6 %, а в 2021 году она достигала только 4 %. Китайская XPeng Motors объявила, что в этом году выйдет со своей продукцией на рынки ещё трёх стран Европы, а Leapmotor Technology пообещала за ближайшие два года представить для зарубежных рынков, включая Европу, пять новых моделей электромобилей. За семь месяцев этого года объёмы продаж электромобилей в Европе выросли на 55 % до 820 000 машин, они заняли 13 % местного авторынка.
Глава Renault Лука де Мео (Luca de Meo) на полях IAA Mobility открыто признался Reuters, что китайские производители электромобилей на одно поколение опережают французского автопроизводителя, и теперь ему предстоит сокращать разницу в цене с их продукцией. В следующем году компания намеревается представить электромобиль Renault R5, который будет на 25 или 30 % дешевле существующих сейчас электрических версий Scenic и Megane.
Представители немецкого автопрома на выставке в этом году не стеснялись признаться, что Германия теряет свою конкурентоспособность, но призвали увеличить инвестиции в отрасль для её поддержания. По статистике Jato Dynamics, средняя цена электромобиля в Китае в первой половине прошлого года составляла 32 000 евро, тогда как в Европе этот показатель находился на отметке 56 000 евро. Конечно, развязанная Tesla в начале этого года «ценовая война» должна была сбить общий уровень цен, но диспропорция между двумя регионами наверняка сохранилась.
Глава BMW Оливер Ципсе (Oliver Zipse) даже выразил обеспокоенность тем, что на рынке электромобилей начального уровня в Европе может не остаться местных марок. Глава Volkswagen Оливер Блюме (Oliver Blume) заявил репортёрам, что именно сотрудничество с китайскими партнёрами должно помочь второму по величине автопроизводителю в мире сократить расходы на покупку тяговых аккумуляторов на 50 %. Президент XPeng Motors Брайан Гу (Brian Gu) хоть и считает, что европейские производители электромобилей отстают от китайских, ценит вклад первых в развитие технологий и партнёрство с китайскими компаниями. Напомним, что Volkswagen недавно решила купить 5 % акций XPeng Motors за $700 млн и создать совместно с этим партнёром пару моделей электромобилей для китайского рынка.
Эксперты теперь обеспокоены тем, что попытки экспансии китайских производителей тяговых аккумуляторов в Европе могут наткнуться на политические барьеры, тем самым ставя под угрозу гармоничное развитие всего местного рынка электромобилей и способствуя сохранению высокого уровня цен.