Оригинал материала: https://3dnews.ru/1094649

Forza Motorsport (2023) — лекарство от бессонницы. Рецензия

Жанр Гонки
Издатель Microsoft Studios
Издатель в России Нет
Разработчик Turn 10 Studios
Минимальные требования

Процессор Intel Core i5-8400 2,8 ГГц / AMD Ryzen 5 1600 3,2 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 6 или 8 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 1060 / AMD Radeon RX 5500 XT, 130 Гбайт на жёстком диске

Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i5-11600K 3,9 ГГц / AMD Ryzen 5 5600X 3,7 ГГц, 16 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 12 или 16 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti / AMD Radeon RX 6800 XT
Дата выхода 10 октября 2023 года
Локализация Текст
Возрастной ценз От 18 лет
Платформы

PC, Xbox Series X, Xbox Series S

Официальный сайт

Играли на Xbox Series S

В последние годы слово Forza ассоциируется у многих только с Forza Horizon — последние две части этой серии произвели настоящий фурор и привлекли к жанру даже тех, кто аркадными гонками до этого не особо интересовался. А вот о Forza Motorsport будто бы позабыли — с 2017 года не выходило ни одной новой игры с этим заголовком. Но Microsoft и студия Turn 10 не теряли времени даром, а долго работали над перезапуском серии. У Forza Motorsport (2023) нет цифры в названии, а акцент в ней сделан исключительно на кольцевых гонках, убедительной физике и массе настроек для каждого автомобиля.

#Кольца, много колец

Никаких фестивалей, воздушных шаров и фейерверков из Horizon — в этой игре существующие в реальности машины ездят по существующим же в реальности (а также вымышленным) трассам. Тут и автодром Барселона-Каталунья, и бельгийская трасса Спа-Франкоршам, и завсегдатаи вроде Мейпл-Вэлли, которую можно увидеть почти в каждой части серии. Всё максимально серьёзно: музыка звучит только в меню, вместо лесов и открытых просторов — рекламные щиты и трибуны, и так далее.

 В каждом заезде можно выбрать стартовую позицию — чем она ниже, тем больше получишь денег, но добраться до тройки лидеров может быть труднее

В каждом заезде можно выбрать стартовую позицию — чем она ниже, тем больше получишь денег, но добраться до тройки лидеров может быть труднее

В этом нет ничего плохого — Motorsport всегда стремилась к тому, чтобы быть более-менее реалистичным симулятором, в котором гонять стоит с помощью руля, а не геймпада. Проблема лишь в том, что при всей этой серьёзности в ней слишком уж много такого, из-за чего кажется, что перед тобой не полная версия новой игры, а такой «скелет», на который не налепили «мяса». Скелет довольно крупный: тут несколько сотен автомобилей, целая пачка трасс и всякие геймплейные «фишки» вроде меняющейся посреди гонки погоды. Но вот структура игры разочаровывает.

Режим «Карьера» начинается со вступительного Кубка конструкторов. Игрока знакомят с базовыми механиками, объясняют, как зарабатывать деньги и опыт, а также предлагают настроить сложность. Сперва нужно определиться с тем, насколько сильными вы хотите сделать своих противников (драйватары), а затем выбрать правила игры. На «Эксперте», к примеру, недоступна перемотка времени, а на самой низкой сложности за столкновения с соперниками вас не будут наказывать. Чем труднее условия, тем больше денег зарабатываешь и тем скорее сможешь пополнить личный автопарк.

 Когда покупаешь новую машину, первым делом хочется взглянуть на её детализированный салон — даже если обычно играешь с видом от третьего лица

Когда покупаешь новую машину, первым делом хочется взглянуть на её детализированный салон — даже если обычно играешь с видом от третьего лица

Когда выбираешь гонку, отправляешься соревноваться с соперниками не сразу. Первым делом желательно пройти тренировку, то есть проехать три круга на этой трассе и ознакомиться с ней. Игра предлагает в качестве «челленджа» завершить хотя бы один круг за указанное время, что обычно не вызывает трудности, но самое интересное здесь не это, а наличие на каждой трассе нескольких участков с отдельными таймерами. Обычно выбираются самые трудные части трассы — например, с крутыми поворотами. И на каждом круге при проезде по этим участкам в нижней части экрана появляется таймер с красными или зелёными цифрами, показывающий, улучшаете ли вы свой результат по сравнению с прошлым кругом или нет.

Идея неплохая — благодаря тренировкам действительно можно подготовиться к заездам. Но довольно быстро начинаешь понимать, что это потеря времени. Трассы не настолько витиеватые и запутанные, чтобы приходилось что-то запоминать или заучивать. Особенно если гонки проходишь на низкой или средней сложности, где доступна перемотка времени. Ею пользуешься в разы реже, чем в любой Horizon, но время от времени она спасает от неудачных заносов или поворотов на последних кругах и избавляет от необходимости перезапускать всю гонку. Тренировки могут быть полезны на «Эксперте», где каждая ошибка приводит к очень неприятным последствиям, но за пределами этого уровня сложности толку от них мало.

 Штраф за аварии и срезы поворотов будет висеть в левом углу экрана до конца гонки

Штраф за аварии и срезы поворотов будет висеть в левом углу экрана до конца гонки

#Ролевая игра под капотом

Конечно, эпизоды с практикой можно пропускать, но разработчики явно против этого. Во-первых, до кнопки, сразу же переносящей вас в гонку, добираться нужно несколькими нажатиями. Во-вторых — и это самое главное, — пропуск тренировки лишает возможности заработать очки опыта машины (ООМ), необходимые для её прокачки. За каждый пройденный участок получаешь опыт, при заполнении соответствующей шкалы зарабатываешь уровни, а достижение этих уровней позволяет разблокировать новые запчасти для автомобиля. Топливные и выхлопные системы, воздушные фильтры и многие другие детали улучшают характеристики машины: повышают её максимальную скорость, делают более управляемой и так далее. А количество очков опыта машины влияет на то, сколько именно запчастей вы можете поставить и какого они будут качества, — всё подряд добавлять нельзя.

За обычную практику — то есть за три тренировочных круга — получаешь около трёх уровней машины. А поскольку в каждой «главе» есть пять или шесть разных заездов, одними лишь тренировками зарабатываешь по 15 уровней автомобиля или даже больше. Число довольно внушительное, плюс практика не завершается сразу после третьего круга — вам предлагают продолжить ездить, давая на это десять минут. Всё это приводит к тому, что каждый раз не знаешь, как правильнее поступить: или «фармить» уровни, чтобы упростить последующие заезды установкой хороших запчастей, или пропускать всё лишнее и мучиться в гонках, с трудом добираясь до тройки лидеров.

 Когда получишь машину своей мечты, в этом меню будешь сидеть долго, настраивая каждую детальку

Когда получишь машину своей мечты, в этом меню будешь сидеть долго, настраивая каждую детальку

Весь режим карьеры устроен таким образом: тренировка с тремя кругами, затем заезд на той же трассе с четырьмя или пятью, потом опять тренировка с тремя кругами и опять заезд. Структура очень однообразная, все гонки кольцевые, музыки нет, визуально трассы выглядят плюс-минус одинаково, заставка с тремя лидерами на подиуме вообще не меняется — очень скоро однопользовательский режим начинает буквально усыплять монотонностью и унылостью. Такое ощущение, будто игра не рассчитана на долгие сессии — когда садишься, проходишь практику и сразу отправляешься на гонку, Forza Motorsport (2023) не кажется такой уж скучной. Но когда повторяешь этот процесс ещё два или три раза без перерыва, хочется найти занятие повеселее.

При этом в плане геймплея к игре не придраться. Параметров здесь вагон, в том числе есть очень гибкая настройка помощи при вождении — можете сделать так, чтобы машина начинала замедляться перед поворотом, или вообще всё отключить и страдать каждый раз, когда на долю секунды дольше нужного удерживаете стик. Связанных с запчастями настроек тоже полно, а если копаться в них нет желания (или вы во всём этом плохо разбираетесь), можно довериться игре и просить её автоматически поставить наилучшие детали с учётом ваших ООМ.

 В правом углу можно увидеть очки за участок — за каждую пройдённую секцию на трассе выдают оценку, зависящую от чистоты и скорости её прохождения

В правом углу можно увидеть очки за участок — за каждую пройдённую секцию на трассе выдают оценку, зависящую от чистоты и скорости её прохождения

Но больше всего в Forza Motorsport (2023) радуют динамическая погода и такая же динамическая смена времени суток — это было и в Gran Turismo 7, но для данной серии это в новинку. Заезды здесь продолжительные, в некоторых нужно проехать восемь или вообще десять кругов, и если на первом из них дорогу видишь, то к пятому или шестому наступает глубокая ночь. То же самое с дождём — в начале гонки капли покрывают лобовое стекло (или экран, если вы едете с видом от третьего лица), но со временем этот эффект пропадает, а на дороге остаются лужи, ездить по которым может быть непросто без соответствующих шин.

Особенно здорово все эти «фишки» раскрываются в мультиплеере, где даже наличие тренировок выглядит логичнее, чем в режиме карьеры. В меню можно увидеть расписание грядущих заездов и записаться на полюбившийся, после чего вас перенесут на трассу и предложат попрактиковаться. А когда ты готов, нужно пройти квалификационный заезд, где за три круга необходимо показать наилучший результат, — от этого зависит стартовая позиция в полноценной гонке. В углу экрана всегда видишь результаты других участников и стараешься к ним стремиться, примерно представляя, насколько простым или сложным будет заезд с такими соперниками. Есть режим, в котором гоняешь на собственной прокачанной машине, а есть тот, где все оказываются в равных условиях на одинаковых тачках.

 Это лишь первый круг, дождь скоро прекратится

Это лишь первый круг, дождь скоро прекратится

Другая особенность онлайна — наличие рейтинга безопасности водителя. Мало кому хочется попасть в одно лобби с хулиганом, который всем только мешает, поэтому игроки, сталкивающиеся с другими автомобилями и регулярно срезающие повороты, лишаются доступа к некоторым испытаниям и со временем начинают ездить с такими же нарушителями. В режиме карьеры контент за это не блокируется, но и там желательно соблюдать правила — если сталкиваешься с машинами и часто съезжаешь с асфальта, к итоговому времени накинут штрафные секунды. Каждая отдельная ситуация автоматически анализируется игрой — когда тебя заносит на гравий и ты никакого преимущества этим не заработал, штрафовать никто не будет.

В то же время играть исключительно по правилам хочется не всем. За столкновения в большинстве случаев наказывают тех, кто откровенно врезается в других пользователей на большой скорости. А вот если мягко прикоснуться к машине соперника, поддеть её, постараться развернуть и сделать так, чтобы управлять ею противнику стало труднее, игра вообще не поймёт, что вы сделали. Я проделывал этот трюк в режиме карьеры, и он работал практически безотказно, а уж в мультиплеере этим пользуются при любой возможности. Не слишком часто, но достаточно, чтобы после долгих тренировок и квалификаций ты иногда вылетал на первом же круге, без возможности отыграть позиции к концу заезда.

 Во время тренировок в онлайне часто удивляешься тому, как люди умудряются так быстро завершать круги

Во время тренировок в онлайне часто удивляешься тому, как люди умудряются так быстро завершать круги

***

Новая Forza Motorsport получилась странной. К её игровым механикам претензий мало: физика приятная, настроек множество, погодные явления выглядят здорово. Но сделать на основе всего этого интересную игру оказалось трудной задачей. Режим карьеры быстро утомляет однообразием и скучной структурой, а прокачка каждого автомобиля по отдельности занимает очень много времени — раз за разом выполнять одни и те же задачи особого удовольствия не доставляет. Мультиплеер, хоть и со своими странностями, спасает ситуацию — если игроки и будут проводить в новинке время, то большинство наверняка поселится в онлайне.

Достоинства:

  • большой автопарк из нескольких сотен автомобилей;
  • приятная реалистичная физика и отличная управляемость каждой машины;
  • гибкая настройка автомобилей и геймплейных особенностей, в том числе помощи при вождении;
  • отлично реализованная динамическая смена дня и ночи, а также меняющаяся по ходу гонки погода;
  • весёлый мультиплеер (когда тебя не подрезают подло на поворотах).

Недостатки:

  • однообразная структура режима карьеры с множеством похожих друг на друга кольцевых гонок;
  • тренировочные заезды перед основными гонками кажутся потерей времени, но если их пропускаешь, то делаешь себе только хуже;
  • медленная прокачка автомобилей вынуждает наматывать круги на пустых трассах во время практики;
  • система далеко не всегда корректно определяет, намеренно ли вы врезались в машину соперника или нет, что губительно в мультиплеере.

Графика

Странно, но игра будто бы выглядит хуже не только Forza Horizon 5, но и Forza Horizon 4. Всё какое-то блёклое, скучное и безрадостное. Возможно, просто антураж не тот, но снимать скриншоты вообще нет желания — даже машины как-то не впечатляют.

Звук

Музыка есть только в меню, во время заездов слушаешь лишь рёв мотора. Рёв приятный и реалистичный, но сказать о звуке больше нечего.

Одиночная игра

Главное развлечение для одиночек — режим карьеры, где каждая гонка занимает в два раза больше времени, чем стоило бы. А гонок здесь очень, очень много.

Оценочное время прохождения

Режим карьеры предлагает 25 серий заездов, прохождение каждой из которых занимает около полутора часов, так что только здесь предстоит провести порядка 40 часов. Добавьте прокачку каждого автомобиля и мультиплеер — и получите трёхзначные числа.

Коллективная игра

Онлайн-режимы — лучшая часть игры. Разные правила, увлекательная подготовка к заездам, наличие расписания гонок, позволяющее распланировать порядок действий, — здесь можно спастись от унылого режима карьеры.

Общее впечатление

Приятная гоночная игра, в которой режим карьеры настолько сильно портит впечатление, что проводить время хочется только в мультиплеере — который, правда, тоже не идеален.

Оценка: 7,0/10

Подробнее о системе оценок

Видео:



    Оригинал материала: https://3dnews.ru/1094649