Жанр | Гонки |
Издатель | Microsoft Studios |
Издатель в России | Нет |
Разработчик | Turn 10 Studios |
Минимальные требования |
Процессор Intel Core i5-8400 2,8 ГГц / AMD Ryzen 5 1600 3,2 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 6 или 8 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 1060 / AMD Radeon RX 5500 XT, 130 Гбайт на жёстком диске |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core i5-11600K 3,9 ГГц / AMD Ryzen 5 5600X 3,7 ГГц, 16 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 12 или 16 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti / AMD Radeon RX 6800 XT |
Дата выхода | 10 октября 2023 года |
Локализация | Текст |
Возрастной ценз | От 18 лет |
Платформы |
PC, Xbox Series X, Xbox Series S |
Официальный сайт |
Играли на Xbox Series S
В последние годы слово Forza ассоциируется у многих только с Forza Horizon — последние две части этой серии произвели настоящий фурор и привлекли к жанру даже тех, кто аркадными гонками до этого не особо интересовался. А вот о Forza Motorsport будто бы позабыли — с 2017 года не выходило ни одной новой игры с этим заголовком. Но Microsoft и студия Turn 10 не теряли времени даром, а долго работали над перезапуском серии. У Forza Motorsport (2023) нет цифры в названии, а акцент в ней сделан исключительно на кольцевых гонках, убедительной физике и массе настроек для каждого автомобиля.
Никаких фестивалей, воздушных шаров и фейерверков из Horizon — в этой игре существующие в реальности машины ездят по существующим же в реальности (а также вымышленным) трассам. Тут и автодром Барселона-Каталунья, и бельгийская трасса Спа-Франкоршам, и завсегдатаи вроде Мейпл-Вэлли, которую можно увидеть почти в каждой части серии. Всё максимально серьёзно: музыка звучит только в меню, вместо лесов и открытых просторов — рекламные щиты и трибуны, и так далее.
В этом нет ничего плохого — Motorsport всегда стремилась к тому, чтобы быть более-менее реалистичным симулятором, в котором гонять стоит с помощью руля, а не геймпада. Проблема лишь в том, что при всей этой серьёзности в ней слишком уж много такого, из-за чего кажется, что перед тобой не полная версия новой игры, а такой «скелет», на который не налепили «мяса». Скелет довольно крупный: тут несколько сотен автомобилей, целая пачка трасс и всякие геймплейные «фишки» вроде меняющейся посреди гонки погоды. Но вот структура игры разочаровывает.
Режим «Карьера» начинается со вступительного Кубка конструкторов. Игрока знакомят с базовыми механиками, объясняют, как зарабатывать деньги и опыт, а также предлагают настроить сложность. Сперва нужно определиться с тем, насколько сильными вы хотите сделать своих противников (драйватары), а затем выбрать правила игры. На «Эксперте», к примеру, недоступна перемотка времени, а на самой низкой сложности за столкновения с соперниками вас не будут наказывать. Чем труднее условия, тем больше денег зарабатываешь и тем скорее сможешь пополнить личный автопарк.
Когда выбираешь гонку, отправляешься соревноваться с соперниками не сразу. Первым делом желательно пройти тренировку, то есть проехать три круга на этой трассе и ознакомиться с ней. Игра предлагает в качестве «челленджа» завершить хотя бы один круг за указанное время, что обычно не вызывает трудности, но самое интересное здесь не это, а наличие на каждой трассе нескольких участков с отдельными таймерами. Обычно выбираются самые трудные части трассы — например, с крутыми поворотами. И на каждом круге при проезде по этим участкам в нижней части экрана появляется таймер с красными или зелёными цифрами, показывающий, улучшаете ли вы свой результат по сравнению с прошлым кругом или нет.
Идея неплохая — благодаря тренировкам действительно можно подготовиться к заездам. Но довольно быстро начинаешь понимать, что это потеря времени. Трассы не настолько витиеватые и запутанные, чтобы приходилось что-то запоминать или заучивать. Особенно если гонки проходишь на низкой или средней сложности, где доступна перемотка времени. Ею пользуешься в разы реже, чем в любой Horizon, но время от времени она спасает от неудачных заносов или поворотов на последних кругах и избавляет от необходимости перезапускать всю гонку. Тренировки могут быть полезны на «Эксперте», где каждая ошибка приводит к очень неприятным последствиям, но за пределами этого уровня сложности толку от них мало.
Конечно, эпизоды с практикой можно пропускать, но разработчики явно против этого. Во-первых, до кнопки, сразу же переносящей вас в гонку, добираться нужно несколькими нажатиями. Во-вторых — и это самое главное, — пропуск тренировки лишает возможности заработать очки опыта машины (ООМ), необходимые для её прокачки. За каждый пройденный участок получаешь опыт, при заполнении соответствующей шкалы зарабатываешь уровни, а достижение этих уровней позволяет разблокировать новые запчасти для автомобиля. Топливные и выхлопные системы, воздушные фильтры и многие другие детали улучшают характеристики машины: повышают её максимальную скорость, делают более управляемой и так далее. А количество очков опыта машины влияет на то, сколько именно запчастей вы можете поставить и какого они будут качества, — всё подряд добавлять нельзя.
За обычную практику — то есть за три тренировочных круга — получаешь около трёх уровней машины. А поскольку в каждой «главе» есть пять или шесть разных заездов, одними лишь тренировками зарабатываешь по 15 уровней автомобиля или даже больше. Число довольно внушительное, плюс практика не завершается сразу после третьего круга — вам предлагают продолжить ездить, давая на это десять минут. Всё это приводит к тому, что каждый раз не знаешь, как правильнее поступить: или «фармить» уровни, чтобы упростить последующие заезды установкой хороших запчастей, или пропускать всё лишнее и мучиться в гонках, с трудом добираясь до тройки лидеров.
Весь режим карьеры устроен таким образом: тренировка с тремя кругами, затем заезд на той же трассе с четырьмя или пятью, потом опять тренировка с тремя кругами и опять заезд. Структура очень однообразная, все гонки кольцевые, музыки нет, визуально трассы выглядят плюс-минус одинаково, заставка с тремя лидерами на подиуме вообще не меняется — очень скоро однопользовательский режим начинает буквально усыплять монотонностью и унылостью. Такое ощущение, будто игра не рассчитана на долгие сессии — когда садишься, проходишь практику и сразу отправляешься на гонку, Forza Motorsport (2023) не кажется такой уж скучной. Но когда повторяешь этот процесс ещё два или три раза без перерыва, хочется найти занятие повеселее.
При этом в плане геймплея к игре не придраться. Параметров здесь вагон, в том числе есть очень гибкая настройка помощи при вождении — можете сделать так, чтобы машина начинала замедляться перед поворотом, или вообще всё отключить и страдать каждый раз, когда на долю секунды дольше нужного удерживаете стик. Связанных с запчастями настроек тоже полно, а если копаться в них нет желания (или вы во всём этом плохо разбираетесь), можно довериться игре и просить её автоматически поставить наилучшие детали с учётом ваших ООМ.
Но больше всего в Forza Motorsport (2023) радуют динамическая погода и такая же динамическая смена времени суток — это было и в Gran Turismo 7, но для данной серии это в новинку. Заезды здесь продолжительные, в некоторых нужно проехать восемь или вообще десять кругов, и если на первом из них дорогу видишь, то к пятому или шестому наступает глубокая ночь. То же самое с дождём — в начале гонки капли покрывают лобовое стекло (или экран, если вы едете с видом от третьего лица), но со временем этот эффект пропадает, а на дороге остаются лужи, ездить по которым может быть непросто без соответствующих шин.
Особенно здорово все эти «фишки» раскрываются в мультиплеере, где даже наличие тренировок выглядит логичнее, чем в режиме карьеры. В меню можно увидеть расписание грядущих заездов и записаться на полюбившийся, после чего вас перенесут на трассу и предложат попрактиковаться. А когда ты готов, нужно пройти квалификационный заезд, где за три круга необходимо показать наилучший результат, — от этого зависит стартовая позиция в полноценной гонке. В углу экрана всегда видишь результаты других участников и стараешься к ним стремиться, примерно представляя, насколько простым или сложным будет заезд с такими соперниками. Есть режим, в котором гоняешь на собственной прокачанной машине, а есть тот, где все оказываются в равных условиях на одинаковых тачках.
Другая особенность онлайна — наличие рейтинга безопасности водителя. Мало кому хочется попасть в одно лобби с хулиганом, который всем только мешает, поэтому игроки, сталкивающиеся с другими автомобилями и регулярно срезающие повороты, лишаются доступа к некоторым испытаниям и со временем начинают ездить с такими же нарушителями. В режиме карьеры контент за это не блокируется, но и там желательно соблюдать правила — если сталкиваешься с машинами и часто съезжаешь с асфальта, к итоговому времени накинут штрафные секунды. Каждая отдельная ситуация автоматически анализируется игрой — когда тебя заносит на гравий и ты никакого преимущества этим не заработал, штрафовать никто не будет.
В то же время играть исключительно по правилам хочется не всем. За столкновения в большинстве случаев наказывают тех, кто откровенно врезается в других пользователей на большой скорости. А вот если мягко прикоснуться к машине соперника, поддеть её, постараться развернуть и сделать так, чтобы управлять ею противнику стало труднее, игра вообще не поймёт, что вы сделали. Я проделывал этот трюк в режиме карьеры, и он работал практически безотказно, а уж в мультиплеере этим пользуются при любой возможности. Не слишком часто, но достаточно, чтобы после долгих тренировок и квалификаций ты иногда вылетал на первом же круге, без возможности отыграть позиции к концу заезда.
***
Новая Forza Motorsport получилась странной. К её игровым механикам претензий мало: физика приятная, настроек множество, погодные явления выглядят здорово. Но сделать на основе всего этого интересную игру оказалось трудной задачей. Режим карьеры быстро утомляет однообразием и скучной структурой, а прокачка каждого автомобиля по отдельности занимает очень много времени — раз за разом выполнять одни и те же задачи особого удовольствия не доставляет. Мультиплеер, хоть и со своими странностями, спасает ситуацию — если игроки и будут проводить в новинке время, то большинство наверняка поселится в онлайне.
Достоинства:
Недостатки:
Графика |
Странно, но игра будто бы выглядит хуже не только Forza Horizon 5, но и Forza Horizon 4. Всё какое-то блёклое, скучное и безрадостное. Возможно, просто антураж не тот, но снимать скриншоты вообще нет желания — даже машины как-то не впечатляют. |
Звук |
Музыка есть только в меню, во время заездов слушаешь лишь рёв мотора. Рёв приятный и реалистичный, но сказать о звуке больше нечего. |
Одиночная игра |
Главное развлечение для одиночек — режим карьеры, где каждая гонка занимает в два раза больше времени, чем стоило бы. А гонок здесь очень, очень много. |
Оценочное время прохождения |
Режим карьеры предлагает 25 серий заездов, прохождение каждой из которых занимает около полутора часов, так что только здесь предстоит провести порядка 40 часов. Добавьте прокачку каждого автомобиля и мультиплеер — и получите трёхзначные числа. |
Коллективная игра |
Онлайн-режимы — лучшая часть игры. Разные правила, увлекательная подготовка к заездам, наличие расписания гонок, позволяющее распланировать порядок действий, — здесь можно спастись от унылого режима карьеры. |
Общее впечатление |
Приятная гоночная игра, в которой режим карьеры настолько сильно портит впечатление, что проводить время хочется только в мультиплеере — который, правда, тоже не идеален. |
Оценка: 7,0/10
Видео: