Жанр | Хоррор |
Издатель | Konami |
Разработчик | HexaDrive |
Дата выхода | 1 февраля 2024 года |
Локализация | Текст |
Возрастной ценз | От 16 лет |
Платформы | PlayStation 5 |
Официальный сайт |
Когда в октябре 2022 года Konami объявила о возвращении Silent Hill и анонсировала пачку грядущих игр, далеко не все планы были раскрыты. За несколько месяцев до этого в Сети появились несколько изображений, которые издатель старался отовсюду удалить, поскольку это были скриншоты ещё одной, неанонсированной части серии. Мы видели девушку, странного монстра, заваленную хламом комнату и стены, обвешанные мелкими бумажками. До наступления этой недели Konami отказывалась объяснять, откуда эти картинки, и теперь понятно почему: скриншоты были взяты из Silent Hill: The Short Message, небольшой игры-сюрприза, которая в день анонса стала доступна бесплатно на PlayStation 5.
Мы играем за девушку Аниту, которая по приглашению подруги Майи отправляется в жилой комплекс «Вилла». Хотя действие Silent Hill обычно происходит в США, на сей раз мы попадаем в вымышленный немецкий город Кеттенштадт, который в какой-то момент начала массово покидать молодёжь. У правительства не раз появлялись амбициозные планы по реновации города, но постоянно что-то мешало: то японские корпорации возведут много построек и забросят их из-за финансового кризиса 2008 года, то коронавирус отвернёт от проекта иностранных инвесторов. В результате старые «заброшки», включая «Виллу», так и стоят без дела, а город продолжает умирать из-за нарастающей безработицы и нищеты.
Для подростков «Вилла» стала местом, где они могут самовыражаться через граффити — буквально каждая стена здесь расписана. Майя — одна из этих художниц, причём её чувственные работы даже упоминаются в прессе. Но если она рисует симпатичных девочек и мальчиков с цветочками и прочую милоту, то остальные, судя по всему, обладают не таким богатым внутренним миром: то страшные рожи увидишь, то грубые надписи, то бессмысленные символы — в общем, всё то, чем усыпаны стены в любой подворотне.
Комплекс привлекает не только художников — это ещё и излюбленное место для суицидальных личностей. Управляющая компания пыталась лишить «Виллу» столь сомнительного статуса, но, судя по лежащим в грудах мусора вывескам, запрещающим подниматься на крышу, подростков ничто не останавливает — они падают на одно и то же место, которое даже отметили мемориалом.
В общем, можно понять, что темы в The Short Message поднимаются не очень приятные. Разработчикам даже пришлось после каждой главы вставлять предупреждение о том, что самоубийство — не выход и при малейшей мысли о нём необходимо обратиться к специалисту. Эту часть Silent Hill решили сделать не «ужастиком» о религиозном культе, а психологическим хоррором, затрагивающим проблемы современной молодёжи. Издевательства в школе, непринятие себя, самоповреждающее поведение, зависть по отношению к ровесникам, зависимость от внимания в социальных сетях — история длится всего полтора часа, но за это время успевает затронуть немало тем.
Спорно лишь то, насколько в лоб всё это подаётся. То на самом видном месте найдёшь книгу по психологии, рассказывающую о тревогах подростков, то героиня вслух скажет фразу, которую в реальности она наверняка произнесла бы только у себя в голове. Здесь почти не нашлось места для тонких метафор и завуалированных образов — будто бы сценаристы боялись, что аудитория чего-то не поймёт. Даже смысл рисунков Майи объясняют — цветы на её граффити растут из шрамов людей и символизируют желание преодолеть старые травмы. Когда изредка находишь деталь, которую авторы не дополнили повсеместными репликами, этому радуешься — не совсем за дурака тебя держат.
Несмотря на местами неуклюжую подачу, история всё же удалась. Сюжет интригует, и вплоть до финала интересно узнать, что на самом деле происходит в комплексе, почему Майя так неохотно отвечает на SMS-сообщения и кто этот монстр, гоняющийся по коридорам за Анитой. Очевидно, это не будет обычная встреча двух девушек, одна из которых пригласила другую в жуткое место, — всё куда прозаичнее и интереснее. Тут и те самые стены с записками будут, и меняющиеся локации, и неприятные воспоминания (хотя и приятные — тоже). А концовка здорово завершает эту насыщенную событиями историю, хотя я и беспокоился по поводу того, что удачно закончить полуторачасовую игру авторам не удастся. Но всё получилось, и, как бы пошло это ни звучало, игра заставляет задуматься о том, что похожие на героев The Short Message подростки встречаются на каждом шагу — только об их переживаниях может никто не знать. А если и узнают, то из новостей на соответствующих сайтах.
Вопрос лишь в том, зачем The Short Message вообще существует. Хочется проводить аналогии с P.T. — это была не совсем игра, а, скорее, тизер-загадка с сюрпризом в конце, необычный способ анонсировать необычный проект. Здесь же мы получили полноценную игру, и если нередко полуторачасовые приключения продают за деньги, то The Short Message всем доступна бесплатно. Скорее всего, у этого релиза есть две цели. Первая — показать, что Konami действительно серьёзно взялась за Silent Hill, и если такое она может раздать бесплатно, то за деньги будет продавать что-то во много раз круче. Вторая — объяснить, чем в представлении современной Konami является Silent Hill.
Фанаты серии смотрят на неё каждый по-своему. Кому-то нужен накрытый туманом город, где ничего не видно и поэтому жутко. Кто-то считает, что все эти игры связывает тема любви, а для кого-то основой Silent Hill являются тёмные стороны людей и связанные с ними внутренние конфликты. Идея The Short Message — призраки прошлого, воспоминания о жутких деталях своей жизни и повторное переживание неприятных моментов — кажется интересной. К тому же она обёрнута актуальными элементами повествования — это не классическая история, рассказанная уже много раз, здесь даже коронавирус упоминается, плюс видеоигр о подростковых проблемах не так уж много. Взрослым людям может быть непросто сопереживать таким персонажам, но при наличии увлекательной истории этот барьер удастся преодолеть.
Геймплейно новинка напоминает многие камерные хорроры от первого лица, включая вышеупомянутую P.T. Главная героиня берёт с собой только мобильный телефон, фонарик в котором позволяет ей хоть как-то разглядеть тёмные коридоры комплекса, и с ним она так и ходит всю игру. Инвентаря нет, зато есть десятки записок, из которых узнаёшь немало сюжетных подробностей. Редко в каких играх возникает желание вчитываться в тексты записок, но здесь пропускать не хочется ни одну из них — они отлично справляются с тем, чтобы помочь игроку составить у себя в голове картину происходящего. И историю города рассказывают, и о жизнях подростков узнаёшь, а в финальной главе выясняются такие подробности, что сопереживать героине становится значительно проще.
Загадок, к сожалению, нет, если не считать одну во второй половине игры. Зато есть аж три погони, в которых вы попадаете в коридор и должны убегать от монстра, суматошно открывая двери и пытаясь найти выход. Первые две погони терпимые — напряжённые, жутковатые, но погибнуть во время них почти невозможно. Третья же вызывает смешанные чувства — умирать в ней придётся не один раз, и приятного в этом мало. Вам нужно не просто бегать по коридорам, а искать указанные предметы, пытаясь не попасться в лапы монстру. Эпизод невозможно пройти, если не запоминать, где расположены комнаты с тупиками и помещения без колонны, зайдя за которую можно обмануть противника — методом проб и ошибок эпизод завершаешь, но удовольствия это не приносит.
В остальном игровой процесс очень спокойный и даже медитативный — за пределами трёх погонь монстр не появляется, да и спешить никуда не надо. Читаешь записки, открываешь двери и впечатляешься дизайном уровней. Почти всё здесь выглядит жутко и пугает не скримерами и прочими дешёвыми приёмами, а гнетущей атмосферой заброшенного комплекса, со всеми этими копошащимися тараканами и мерзкими куклами, у которых иногда отваливаются головы. Даже приятно, что за полтора часа ни разу не выпрыгивает какая-нибудь бабайка, нет резко взлетающих птиц, нет громко падающих предметов — достаточно правильно расставленного света и мрачных граффити, чтобы игроку было неуютно, но вместе с тем хотелось узнать, что ждёт в следующей комнате.
***
От абсолютно бесплатных игр, которые не требуют наличия подписки и не напичканы микротранзакциями, чего-то выдающегося не ждёшь. И если бы у The Short Message был ценник, возможно, я бы более критически к ней относился — как минимум из-за продолжительности. Но за 0 рублей игра кажется любопытным проектом, который фанаты Silent Hill долго будут обсуждать, пытаясь решить, достойна игра носить это имя или Konami занесло куда-то не туда. Думаю, как современный взгляд на серию игра получилась интересной, и если следующие части окажутся подобными психологическими хоррорами, я буду очень рад. Только загадок добавьте побольше и не делайте эпизоды вроде финальной погони.
Достоинства:
Недостатки:
Графика |
Пыльные столы, накрытые грязными тряпками шкафы, горы хлама и мусора, бегающие тараканы, жуткие граффити на стенах — в общем, настоящий хоррор с реалистичной графикой. Кадровая частота иногда проседает, а мелкие буквы на текстурах порой невозможно прочесть, но в целом выглядит всё здорово. |
Звук |
Музыку писали два композитора, один из которых — Акира Ямаока, так что с саундтреком здесь всё замечательно. Озвучены персонажи тоже более-менее хорошо, за редкими исключениями. |
Одиночная игра |
Психологический хоррор от первого лица — любителям жанра наверняка понравится. |
Оценочное время прохождения |
Полтора часа. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Общее впечатление |
Интересный современный взгляд на Silent Hill, с увлекательной историей и отличным дизайном локаций. Судя по всему, Konami действительно серьёзно взялась за серию — хотя фанаты в любом случае найдут к чему придраться, подобных психологических хорроров хочется видеть больше. |
Оценка: 7,0/10
Видео: