Жанр | Роглайк, карточная игра |
Издатель | Playstack |
Разработчик | LocalThunk |
Минимальные требования | Процессор Intel Core i3 или аналогичный от AMD, 1 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой OpenGL 2.1, 50 Мбайт на жёстком диске |
Рекомендуемые требования | 64-разрядный процессор с частотой свыше 2,0 ГГц, 2 Гбайт ОЗУ, видеокарта с 512 Мбайт, Windows 10 |
Дата выхода | 20 февраля 2024 года |
Локализация | Текст (в «бете», и только в ПК-версии — позднее перевод появится и на консолях) |
Возрастной ценз | От 3 лет |
Платформы |
PC, PlayStation 5, PlayStation 4, Xbox Series X, Xbox Series S, Xbox One, Nintendo Switch |
Официальный сайт |
Играли на Xbox Series S
Не совсем понятно, почему раньше никто не сделал такую игру, как Balatro. Карточные роглайки существуют уже очень давно: и две части Hand of Fate вышли, и авторы Don’t Starve выпускали Griftlands, и Slay the Spire продалась безумным тиражом. Но в подавляющем большинстве случаев разработчики подобных проектов вдохновлялись коллекционными карточными играми вроде тех, над которыми работал Ричард Гарфилд. А вот одиночка под псевдонимом LocalThunk пошёл другим путём — он взял обычную колоду игральных карт, взял знакомые всем правила покера и создал на основе всего этого гениальный «рогалик».
Поначалу всё просто: мы начинаем партию, выбираем малый блайнд и должны набрать указанное количество очков, чтобы перейти на следующий уровень. На число очков влияют две вещи: старшинство карт и комбинации. Чем старше карта, тем больше фишек вы заработаете за ход, — двойки, очевидно, значительно слабее десяток. А комбинация не только добавляет немного фишек к общему количеству, но и приумножает это число. Как и в покере, одни комбинации сильнее других — лучше собирать фулл-хаус, чем ограничиваться одной или двумя парами.
В начале раздачи нам выдают восемь случайных карт, и набрать сумму нужно за ограниченное число ходов. Вы можете сбрасывать до пяти карт, чтобы в этом раунде они не появлялись и им на замену пришли другие, но делать это позволяют лишь несколько раз. То же самое со вскрытием карт — нельзя заработать указанную сумму, десять раз подряд получая понемногу очков за пары или тройки, поскольку ходов обычно в два раза меньше. Да и за каждый неиспользованный ход дадут бонусную денежку, которая пригодится в магазине. Но об этом позже.
Звучит как обычный покер с непривычно большими руками, но после первого блайнда начинается самое интересное. Вам выдают первого джокера — карту, которую вы не разыгрываете и которая висит в верхней части экрана с пассивным навыком. Всего в Balatro 150 джокеров, и именно они делают каждый забег отличным от предыдущего. Одни джокеры дают бонусные фишки при разыгрывании стритов, другие увеличивают множитель, если среди раскрываемых карт есть пики или трефы. Есть те, которые дают бонусы за карты с чётными или нечётными значениями, а один из джокеров постоянно меняет множитель — в одном раунде он умножает число фишек на 20, а в другом не делает ничего.
Это лишь самые банальные примеры — нестандартных джокеров, меняющих правила игры, очень много, и с собой их можно носить до пяти штук. Успех очередного забега во многом зависит от того, насколько качественные джокеры попались в первых раундах и получается ли построить вокруг них свою стратегию на ближайший час. Например, один ваш джокер увеличивает множитель при разыгрывании бубновых карт — значит, все комбинации надо стараться разыгрывать именно с ними, чтобы за один или два хода пройти очередное испытание. А другой джокер существенно увеличивает множитель при разыгрывании тузов, двоек, троек, пятёрок и восьмёрок. Если удастся собрать бубновый флеш с такими картами, очков будешь получать столько, что каждый уровень станешь преодолевать с первой попытки.
Конечно, с ограниченным количеством сбрасываний получить такую комбинацию трудно, и тут начинаешь пользоваться местными аналогами чит-кодов. Упомянутые выше деньги, которые получаешь за прохождение каждого этапа, можно тратить как на джокеров, так и на наборы карт (проще говоря, бустеры). Они бывают разных типов: есть обычные наборы, есть карты Таро, есть спектральные карты, есть карты планет — все они либо дают бонусы, либо меняют колоду. К примеру, вы можете превратить одну выбранную карту в другую. Или убрать с определённой карты масть, чтобы она подходила для любого флеша. Или сделать карту старше — превратить двойку в тройку, а даму в короля. Или вообще уничтожить две карты, чтобы больше никогда их не видеть.
Карты можно делать стеклянными — они повышают множитель, но есть шанс, что при разыгрывании они разобьются и пропадут. Можно делать их стальными — они дают бонус, если находятся в руке, когда вы разыгрываете другие карты. Можно ставить на них красные, фиолетовые или золотые штампы — в зависимости от условий, они будут давать золото, карты Таро или бонусные множители. Возможностей очень много, и ограниченность ресурсов требует от игрока не только вдумчиво тратить деньги, но и планировать свои действия во время партий. Если ваш джокер даёт планетную карту при сбрасывании определённых карт, может, не стоит выигрывать в первой же раздаче? Или если вы собрали стрит, но одна из карт даёт бонус при нахождении в руке, может, лучше сбросить ненужное и найти идентичную карту?
Все эти опции вкупе с «пассивками» джокеров существенно влияют на то, как ваша колода выглядит к концу забега. То вы охотитесь за тузами, и к шестому раунду (для прохождения нужно завершить восемь) половина вашей колоды — это тузы с разными модификаторами. То делаете упор на карты с цифрами, уничтожая и трансформируя всех королей, дам и валетов. То фокусируетесь на покупке карт Таро (один из джокеров навсегда увеличивает множитель при каждом использовании таких карт). Или у вас есть джокер, умножающий фишки при разыгрывании редко используемых в конкретном забеге комбинаций. Разыгрываете раз десять старшую карту, чтобы игра посчитала это вашей любимой «комбинацией», а потом чередуете стриты, флеши и пары с тройками и четвёрками.
Конечно, не все забеги получаются удачными. То джокеров слабых предлагают, то синергию найти не удаётся, то деньги не получается быстро заработать. Однако это справедливо для любых роглайков. Когда же всё идёт как по маслу, эмоции от Balatro такие же, как от лучших представителей жанра. Каждый раз забавно наблюдать за тем, как растёт количество фишек, как увеличивается множитель, как потряхиваются джокеры, дающие бонусы и увеличивающие заработанную за один ход сумму. Если комбинация особенно сильная, над числами появляется огонёк, по которому можно ещё до окончания подсчёта понять, что это испытание ты прошёл. Главное — включить в настройках ускорение анимаций, а то иногда приходится долго ждать.
За несколько дней, которые я провёл в Balatro, забавных ситуаций у меня возникло немало. В одном забеге я взял джокера, который создавал карту Таро при разыгрывании каждой руки, если в кошельке было не больше трёх долларов, — кажется, что это слишком мощно, ведь эти карты могут существенно изменить колоду. А к середине прохождения я увидел в магазине джокера, который увеличивал множитель за каждую использованную карту Таро, — на такой подарок я не рассчитывал, но и без того забавный забег стал ещё веселее. В другой ситуации я купил джокера, с которым все разыгранные карты считаются «лицевыми» — так в английском языке называют короля, даму и валета. Это позволяло зарабатывать за каждую карту по десять фишек, даже если это двойка. А вскоре после этого в магазине появился джокер, дающий 5 долларов каждый раз, когда вы сбрасываете «лицевые» карты. Деньги начали литься рекой, и я не только прошёл необходимые восемь этапов, но и смог попробовать силы дальше — после восьмого раунда начинается бесконечный режим.
Во многих роглайках бесконечный режим вызывает лишь скуку: персонаж развивается медленно, локации посещаешь одни и те же, новые враги не появляются. В случае с Balatro ни локаций, ни врагов нет — здесь просто продолжаешь срывать банк и собирать джокеров, так что, по логике, процесс должен быть ещё более унылым. Однако на деле бесконечный режим занимает не так много времени, как кажется, поскольку сложность растёт очень быстро — уже спустя несколько этапов от вас будут требовать заработать миллионы фишек несколькими раздачами. Ещё до восьмого раунда понятно, сможешь ли ты получать такие суммы с нынешними джокерами, множителями и модифицированными картами, так что девятый раунд и далее — скорее, шанс попробовать свои силы в оптимизации заработка фишек ещё на нескольких этапах. Не получилось далеко пройти — ну и ладно, в следующий раз соберёшь джокеров покруче.
Единственное прохождение покажет далеко не всё, что доступно в Balatro. Во-первых, здесь постоянно разблокируешь новые стартовые колоды — одни дают бонусные сбрасывания, другие позволяют начать забег с неплохой суммой денег, третьи содержат в себе карты только двух мастей вместо четырёх и так далее. Во-вторых, многочисленные ззадания открывают доступ к новым джокерам, которые до их выполнения никогда не появляются в магазине. Многие «челленджи» выполняешь случайно — например, нужно сбросить указанное количество карт или ни разу не разыгрывать ту или иную комбинацию за один забег. Ну и не обошлось без разных уровней сложности — для тех, кому обычные забеги кажутся слишком простыми. Кстати, каждому прохождению здесь присуждается номер — можно делиться им с сообществом, если ваше прохождение было особенно захватывающим, и другие пользователи увидят в своих магазинах тех же джокеров. «Ачивки» так не заработаешь, зато для любителей охотиться за большими числами это идеальное развлечение.
***
То, что Balatro ждёт большой успех, было понятно уже с выходом демоверсии — хотя контента там было в разы меньше, игроки проводили в «демке» десятки часов, а летсплееры публиковали на YouTube множество видеороликов. Если небольшой кусочек игры так заинтересовал сообщество, то и у полной версии были все шансы стать хитом. Balatro пополнила внушительный список роглайков, из-за которых ваш режим сна может сбиться на несколько недель, а работа будет простаивать, — пока не пройдёшь игру всеми колодами и не разблокируешь всех джокеров, не успокоишься. Ждём контентные обновления — игру уже купили сотни тысяч пользователей, так что будущее у Balatro наверняка очень светлое.
Достоинства:
Недостатки:
Графика |
Просто, но стильно и со вкусом — особенно приятно наблюдать за анимациями джокеров и карт, когда система подсчитывает результат. |
Звук |
Хотя такие игры проходишь, слушая параллельно подкасты и свою музыку, здесь саундтрек нельзя не похвалить — очень спокойные треки, под которые даже проигрывать не так обидно. |
Одиночная игра |
Режим только один, как и в большинстве роглайков, но с разными колодами и другими меняющимися условиями каждое прохождение непохоже на предыдущее. |
Оценочное время прохождения |
На один успешный забег уйдёт чуть больше получаса, но это лишь начало — как минимум 50 часов у любителей жанра игра точно отнимет. Впрочем, этот прогноз кажется слишком заниженным. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Общее впечатление |
Великолепный карточный роглайк, взявший за основу покерные правила и развивший их в неожиданном направлении. Казалось бы, после Slay the Spire этот жанр уже ничем не удивит, но крутые идеи у независимых разработчиков продолжают появляться. |
Оценка: 10/10
Видео: