Инвестиции Microsoft в OpenAI в размере $13 млрд должны подвергнуться дополнительному расследованию со стороны антимонопольных органов Евросоюза. Чиновники опросят конкурентов на предмет того, что специализирующийся на искусственном интеллекте стартап и Microsoft заключили партнёрское соглашение на эксклюзивных условиях. Об этом сообщает Bloomberg.
Еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер (Margrethe Vestager), как ожидается, прекратит проверку на предмет соответствия отношений двух компаний европейским нормам слияний и поглощений — вместо этого конкуренты и клиенты Microsoft будут опрошены об эксклюзивном характере сотрудничества корпорации с OpenAI, и о том, может ли оно оказать негативное влияние на конкуренцию. Европейских чиновников, в частности, интересует тот факт, что Microsoft Azure, по условиям соглашения, является единственным поставщиком облачных услуг OpenAI.
Такого рода предварительные опросы иногда могут привести к полномасштабным расследованиям со стороны европейских антимонопольных органов — они же, в свою очередь, в долгосрочной перспективе влекут предписания о совершении определённых действий и наложение штрафов, если будут обнаружены злоупотребления, мешающие честной конкуренции. Европейское антимонопольное ведомство в январе сообщило о возможной проверке характера участия Microsoft в OpenAI — поводом послужил инцидент с увольнением главы стартапа Сэма Альтмана (Sam Altman), выявивший глубокие связи между двумя компаниями. Интерес к их отношениям проявили также антимонопольные органы Великобритании и США.
Основу партнёрства Microsoft и OpenAI действительно составляют огромные вычислительные ресурсы, необходимые для работы генеративного ИИ. Службы вроде OpenAI ChatGPT и Google Gemini спровоцировали резкий рост спроса на облачные сервисы и вычислительные мощности — та же OpenAI стала крупным клиентом облачного бизнеса Microsoft. Европейские антимонопольные ведомства проверяют сделки в строгих временных рамках и нередко настаивают на мерах правовой защиты для устранения проблем с конкуренцией. Блокируются сделки нечасто, а их участники, как правило, не подвергаются наказаниям, если не вводят регуляторов в заблуждение и не препятствуют расследованиям.