Оригинал материала: https://3dnews.ru/1131790

Обзор TWS-наушников Apple AirPods Pro 3: впечатляющее обновление главных наушников Apple

На осенней презентации Apple, где оказались представлены один из лучших для бренда смартфонов за последние годы iPhone 17 Pro/Pro Max и по-своему уникальный iPhone Air – именно анонс AirPods Pro 3 многие назвали самым интересным, что происходило. Наушники, которые умеют реагировать на движения головы! Наушники, которые могут проверить уровень слуха! Наушники, способные на синхронный перевод! И так далее, а ведь есть еще и более традиционные улучшения по всему спектру параметров.

Попробуем разобраться, правда ли очередные AirPods Pro совершают хотя бы небольшой переворот на рынке TWS-наушников (про революцию говорить не будем) и насколько их вообще стоит рассматривать пользователям Android-смартфонов – или это исключительно экосистемная штука, как и прочие AirPods.

#Дизайн и конструкция

Глобально дизайн — и кейса, и наушников — почти не меняется еще с первого поколения Apple AirPods Pro.

Чехол – прямоугольный со скругленными углами, выполнен из глянцевого пластика белого цвета с металлическими вставками: шарниром крышки и проушиной для кистевого ремешка. Сам ремешок, конечно же, в комплекте отсутствует, это же Apple.

На нижней части кейса мы видим микрофон, динамик (для поиска наушников) и порт USB Type-C. Это могло бы быть чем-то новым – все же AirPods Pro 2 вышли изначально с разъемом Lightning. Но уже в 2023 году они были обновлены, получив тот самый единый для всех USB Type-C. Диод индикатора состояния спрятан под верхним слоем краски и находится возле крышки.

Кейс очень характерный, узнаваемый, но все же, на мой взгляд, породы ему не хватает. В первую очередь в плане исполнения: шарнир малость разболтан, доводчик работает не так здорово, как хотелось бы, даже какие-нибудь HUAWEI FreeBuds 7i, которые стоят в 4 раза дешевле, получили кейс более приятный в обращении. Во вторую – ну хотя бы яблочко нанесли на чехол, к чему эта конспирация?

На кейсе нет никаких кнопок, и это поначалу ставит в тупик при попытке сопряжения с Android-смартфоном (или, к примеру, ноутбуком на Windows, или телевизором). То есть с устройствами Apple никаких проблем – открываешь кейс рядом с айфоном и они немедленно «дружатся». А для других устройств раньше нужно было зажать клавишу и включить принудительный режим Bluetooth-сопряжения. Теперь же надо дважды коснуться лицевой стороны чехла – возле крышки, — в этом случае диод замигает белым и наушники появятся в списке доступных устройств.

Наушники внешне все те же – короткая ножка, достаточно крупная чашечка с парой решеток для микрофонов и датчиком, отвечающим за контроль положения головы (и наушников в ушах). А вот посадка изменилась – AirPods Pro 3 более плотно сидят в ушном канале, за счет чего и шумоизоляция улучшается, и сами они более надежно держатся, что особенно заметно во время пробежки. Кому-то это придется не по вкусу – доставать из уха AirPods Pro 3 чуть тяжелее, но никакого дискомфорта по факту нет. Насадки тут из пены (с «памятью»), но покрытой силиконом, так что на ощупь они гладкие, не «царапают» кожу. По умолчанию надеты средние насадки (размер M), в комплекте есть насадки еще четырех размеров. Даже удивительно, что дополнительные амбушюры не приходится покупать за отдельные деньги.

По качеству исполнения к самим наушникам вопросов нет – ощущаются монолитно и надежно. Каждый наушник весит 5,6 грамма. Они защищены от влаги по стандарту IP57 – то есть в них не только можно гулять и во время дождя, но также они должны пережить падение в воду. У AirPods 4, напомню, класс пыле- и влагозащиты попроще – IP54.

#Привязка, управление, функциональность

Про соединение с источником звука я уже говорил выше. В очередной раз повторю главное – степень интеграции AirPods в экосистему Apple впечатляющая. Это характеризуется не только автоматическим сопряжением, стоит только открыть кейс рядом с любым устройством Apple. В iOS (а также ipadOS и MacOS) не нужно устанавливать дополнительный софт для управления наушниками – соответствующий пункт появляется прямо в настройках, характерные значки вы сможете найти и в панели управления и на экране «Сегодня». Одновременно AirPods Pro 3 могут быть подключены только к одному устройству, но они способны «перескакивать» между сопряженными с ними гаджетами Apple, в зависимости от того, с какого сейчас идет сигнал. Способны, но по факту работает система неидеально – и совсем не работает, если наушникам приходится переключаться между устройством на Android и устройством на iOS. Приходится отключать Bluetooth на одном из гаджетов, иначе они упрямо «держат с контакт» с ним.

Apple AirPods Pro 3 в связке с Android-смартфоном

Да и в целом для устройств, не включенных в экосистему Apple, все очень скудно. Подключаются они при помощи принудительного сопряжения (используется, к слову, Bluetooth 5.3), никаких опций кроме воспроизведения музыки нет. Да, есть сторонние приложения для Android, с помощью которых можно отслеживать геолокацию наушников, настраивать шумоподавление (хотя это можно делать и сжимая ножку AirPods Pro 3 независимо от сопряжения) и узнавать процент заряда, к примеру. Но это — максимум. Даже воспроизведение не останавливается, если наушники вынуть из ушей, хотя сегодня это база для любых TWS-наушников вообще, даже самых дешевых. Также скажу, что с профилями Bluetooth все скудно – LDAC или aptX тут нет, только AAC и ALAC. Последний используется только для устройств Apple, да.

Если же вы все же используете AirPods Pro 3 с устройством Apple, тут возможности, конечно, впечатляют. Помимо сжатия ножек (один раз – остановка/возобновление воспроизведения или ответ на вызов, продолжительное сжатие – переключение режимов шумоподавления) можно также реагировать на уведомления и звонки, кивая или качая головой. Наушники «зачитывают» «заголовки» ключевых уведомлений (в моем случае это были письма в электронной почте) и спрашивают, зачитывать ли содержимое письма целиком. Киваете, если да, качаете головой, если нет. Та же история и со звонками. Впрочем, подобное мы видели и в случае с AirPods 4. Как и там, Siri выбирает уведомления очень выборочно, полагаться на «умного» помощника Apple в этом отношении не стоит.

Из уже виденного – и режимы шумоподавления: «адаптивность» (наушники сами решают, когда заглушить окружающие звуки, когда отключить шумоподавление, а когда подчеркнуть внешние звуки), «прозрачность» (внешние звуки усиливаются – полезно в аэропорту, например, или во время разговора, если вы из тех, кто никогда не вынимает наушники из ушей – очень осуждаю такое поведение, если что), «шумоподавление» или просто отключенное управление внешним шумом (пассивная шумоизоляция, к слову, тут просто отличная). И да, гарнитура снижает громкость и активирует тот самый режим прозрачности, когда вы начинаете говорить, причем независимо от того, активирован «адаптивный» режим или включено шумоподавление. Заканчиваете разговор – через 5 секунд все возвращается на круги своя.

И да, тут можно регулировать громкость, водя пальцем по сенсорной панели с наружной стороны ножки – так могут только AirPods Pro, обычные не умеют!

Есть и функция Find My – тут как с AirTag, местоположение кейса отмечается на карте. Также на кейс можно «позвонить», чтобы уточнить его положение в рамках комнаты.

А теперь про особенные возможности AirPods Pro 3, которые так впечатлили во время анонса.

Первая – это встроенный пульсометр. Управлять им по своей прихоти нельзя, наушники начинают слушать ваше сердцебиение, только когда у вас повышается физическая активность и отправляют данные в приложение «Здоровье». Не могу сказать, что функция очень полезна – и погрешность очень велика (процентов 10-15 относительно умных часов), и данные очень выборочные. Во время тренировки в зале, к примеру, наушники мерили пульс не во время всей тренировки, а только несколько минут в ее начале. Во время пробежки наушники в этом отношении вели себя уже корректнее.

Вторая – это проверка состояния слуха. На протяжении примерно пяти минут AirPods Pro 3 подают сигналы разной громкости сначала в одно ухо, потом в другое, вы должны реагировать на них, касаясь рисунка на экране. В конце выдается заключение. В принципе, как побудительный фактор к посещению отоларинголога можно принять к сведению.

Третья – синхронный перевод при разговоре. Тут сказать нечего, функция доступна только при активации Apple Intelligence, недоступного без танцев с бубном на территории России. Если же вы все же исполните шаманские па, то русский язык за этим занавесом вы, в любом случае, не обнаружите. Можно, конечно, переводить с совсем незнакомого языка на условный английский, но, как бы то ни было, серьезного влияния на восприятие AirPods Pro 3 как минимум в русскоязычной среде это не оказывает.

#Качество звука, шумоподавление, автономность

Шумоподавление в Apple AirPods Pro 3 работает очень хорошо – в транспорте можно слушать музыку и даже аудиокниги с подкастами на громкости чуть выше среднего, на улице или в спортзале – тем более никаких проблем. Странных призвуков или артефактов, как это бывает у недорогих вставных наушников с шумоподавлением, нет. Относительно AirPods 4 преимущество колоссальное, но тут ничего удивительного – мы все же сравниваем модель с закрытой конструкцией с открытыми наушниками-«вкладышами».

В качестве гарнитуры AirPods Pro 3 тоже проявляют себя здорово. Можно даже сказать – экстраординарно. Шумоподавление при разговоре очень хорошее, но особенно радует звук, когда шумов вокруг немного. Эту гарнитуру можно использовать в качестве замены обычной петлички при записи звука в студии, например. Уровня на это хватает – и уже это выделяет AirPods Pro 3 в отдельную лигу (для тех, кому вообще надо писать звук своего голоса).

Что касается звука, то Apple, как обычно, не сообщает технических подробностей об используемых динамиках и их акустических характеристиках, только много умных слов, придуманных маркетологами, вроде «Custom high-excursion Apple driver» или «Custom high dynamic range amplifier». Но утверждается, что улучшения относительно предшественников есть.

Для оценки качества звучания акустических устройств мы используем метод FSQ. В своем стандартном варианте он включает 14 тестовых дорожек, с помощью которых оцениваются следующие характеристики акустической системы:

  • запас звукового тракта по неискаженному уровню громкости;
  • правильность фазировки аудиоаппаратуры;
  • наличие посторонних призвуков, шумов и помех в звуковом тракте;
  • способность звукового тракта к воспроизведению самых низких звуковых частот;
  • неравномерность АЧХ звукового тракта;
  • линейность стереокартины по ширине звуковой сцены;
  • микродинамику и эшелонирование звуковой сцены в глубину;
  • положение и фокусировку стереокартины в горизонтальной и вертикальной плоскостях и натуральность передачи музыкальной атаки;
  • музыкальный и тембральный баланс звучания музыкальных инструментов и вокала;
  • линейность звуковой картины по уровню громкости и макродинамику.

Желающим проверить собственную аудиосистему или наушники советуем скачать тестовый диск «Аудиодоктор FSQ» и инструкции по тестированию со страницы Акустического центра МТУСИ. Одно из достоинств этого метода — четкие критерии оценки, которые компенсируют субъективный характер тестирования. Во многих тестах эксперту нужно всего лишь ответить, слышны ли на записи те звуки, которые должны в ней быть, или наоборот — те, которых быть не должно.

Далее мы последовательно перечислим результаты прослушивания тестовых записей FSQ на Apple AirPods Pro 3. Каждый тест будет сопровождаться кратким описанием из инструкции к «Аудиодоктору FSQ». Тестирование проводилось в связке со смартфоном iPhone 13 Pro Max с включенным шумоподавлением (это базовый способ использования наушников, шумодав здесь активирован по умолчанию).

Номер дорожки Описание теста Apple AirPods Pro 3
1 Запас неискаженной громкости. Вне зависимости от уровня громкости звук не искажается, ощущения "перегрузки" не возникает. Звучит фрагмент глубоко и качественно, без призвуков. Запас громкости очень большой, на максимуме слушать уже дискомфортно из-за давления.
Magic Pump, "Open The Door" RDM, CD RDM 801201, «Наши в Городе».
Неискаженный уровень громкости определяется по первой дорожке тестового диска. На ней звучит музыкальный фрагмент, где партии вокала и баса дополнительно скомпрессированы. Уровень громкости увеличивают с нуля до начала перегрузки, когда на басе и вокале начинают отчетливо прослушиваться нелинейные искажения, воспринимаемые на слух как хрипы.
2 – 4 Фазировка звукового тракта между каналами. Фазировка неидеальна. Громкость между фазой и противофазой не отличается, позиционирование тоже не слишком меняется.
Голос диктора в фазе/противофазе, СЧ (300–3 000 Гц), ВЧ (5 000–22 500 Гц), НЧ (10– 50 Гц).
На дорожке записан голос диктора со словами: «Средние частоты. Фаза». Эти слова должны быть слышны из центра звуковой сцены. Далее диктор произносит: «Средние частоты. Противофаза». В этом случае дикторский текст должен воспроизводиться с меньшим уровнем громкости и (или) расфокусированным для слушателя и (или) смещенным в ту или иную сторону от центра. Аналогично проводится проверка фазировки в полосе ВЧ и в полосе НЧ.
5 – 6 Наличие помех, дребезжаний, посторонних призвуков и шумов в звуковом тракте. На низких частотах нет помех и дребезжаний, верхние частоты тоже чистые.
Скользящий тон, левый/правый канал (20–15 000 Гц).
Тональный (синусоидальный) сигнал, частота которого плавно изменяется от самых низких до самых верхних частот. Раздельно, сначала для левого, а потом и правого каналов.
7 Набор частот для проверки НЧ-тракта. Звук слышен уже начиная с 20 Гц, но без искажений (сипов) наушники звучат, начиная с 40 Гц - на среднем уровне громкости. При установлении максимальной громкости сипы не исчезают вплоть до 125 Гц.
Фонограмма, сначала для левого, а потом и для правого каналов, содержит запись ряда фиксированных звуковых частот НЧ-диапазона. Сначала диктор сообщает о том, что звучит опорная частота 60 Гц. Затем диктор объявляет: «20 Гц», «25 Гц», «30 Гц» и так далее. Первый чистый низкочастотный тон (без искажений и турбулентных сипов), совпадающий по громкости с опорным, и определяет низшую рабочую частоту звукового тракта. В идеальном случае громкость остальных тонов вплоть до 150 Гц должна быть одинаковой.
8 Неравномерность АЧХ в области средних звуковых частот. Звук распознается как аплодисменты без проблем, АЧХ равномерна.
Фонограмма представляет собой высококачественную стереофоническую запись аплодисментов большого количества зрителей в зале. Хлопки в ладоши в достаточно гулком помещении эквивалентны равномерно распределенному по спектру диффузному полю — шуму. Однако на фоне этого монотонного шума человеческое ухо успевает различать самое начало хлопков (всплески). На звуковом тракте с линейной АЧХ вы действительно слышите аплодисменты, но при неравномерности («заборе») они становятся похожими на шум проливного дождя.
9 Линейность стереокартины по ширине звуковой сцены. Локализация ощущается превосходно, стереоэффект очевидный.
Перемещающийся барабан, IASCA Competition CD.
Фонограмма содержит семь ударов барабана, плавно перемещающегося слева направо по всей ширине стереокартины. Удары точно локализованы по направлению, и перемещение их в пространстве линейно, то есть углы между ударами одинаковы.
10 Микродинамика и глубина звуковой сцены. Глубина сцена ощущается очень хорошо, все нюансы игры музыкантов слышны, как отлично ощущается и разница в громкости.
Alex Rostotsky Trio, "Intro", POPE Musik PM1014-2, "Boiled Borsht".
Фонограмма представляет собой небольшой музыкальный фрагмент с двумя инструментами — контрабасом и ударной установкой. Оба музыканта находятся в глубине сцены.
Неприемлемой глубиной звуковой сцены считается, если музыканты визуально находятся на переднем плане. При неудовлетворительной микродинамике не слышны тихие удары по барабанам и тарелкам, а игра смычком на контрабасе плохо различима. Микродинамику можно считать удовлетворительной, если барабаны, тарелки и контрабас слышны, но в звучании контрабаса не слышно постукивающих о гриф пальцев музыканта и (или) при игре контрабасиста смычком вы отчетливо не слышите «упирающегося» движения смычка по струнам. И микродинамика будет хорошей, если пальцы контрабасиста слышны четко и ясно. Отличной микродинамикой обладает звуковой тракт, если слышен очень тихий шелест, когда барабанщик случайно задевает локтем тарелку и тут же зажимает ее рукой.
11 Натуральность в звукопередаче музыкальной атаки, положение и фокусировка звуковой сцены по ширине и высоте. Сцена широкая, позционирование барабанов считывается отлично, причем не только по ширине, но и по высоте, а также по глубине.
Ron Tutt, "Improvisation", Sheffild Lab CD-14/20.
На фонограмме представлен фрагмент барабанного соло. Неприемлемой передачей атаки считается, если звучание барабанов тускло, в нем нет упругости и «мясистости». Малоприемлемой — если звучание барабанов достаточно динамично, но имеет элемент «картонности» в ударе. Неприемлемой или малоприемлемой считается, если звуковая сцена уже пространства между источниками звука. Неприемлемо или малоприемлемо, если тарелки и хай-хэт находятся на одной высоте или разница незначительна.
12 Тембральный и музыкальный баланс звучания. Фонограмма звучит хорошо, вокал слегка выдвинут на передней план, но это ощущается именно работа звукорежиссера, а не результат неудачной работы наушников со звуком.
Mighty Sam McClain, "Give It Up To Love", Audioquest, XRCD, "Got To Have Your Love".
Фонограмма представляет собой фрагмент джазовой пьесы с мужским вокалом. Неприемлемым или малоприемлемым с точки зрения тембрального баланса считается, если какой-либо из инструментов звучит ненатурально и (или) если тембр вокала имеет резкий или неприятный характер. Неприемлемым или малоприемлемым считается, если вокал или какой-либо из музыкальных инструментов явно выделяется по уровню громкости — выдвинут вперед или отодвинут назад.
13 Линейность звукового тракта по уровню громкости, его макродинамика и способность к передаче полифонического звукового образа. Пиццикато в начале слышится отчетливо, громкость в третьей части серьезно поднимается, с детализцией по инструментам нет проблем.
A. Schnitke, "Childhood", Gorenstein/R.S.O., POPE Musik, PM 1007-2 1996, "Gogol Suite".
Фонограмма содержит высококачественную запись симфонического оркестра, выполненную в помещении Большого зала Московской консерватории. Фрагмент состоит из четырех основных частей, отличающихся друг от друга уровнем громкости и динамикой.
Неприемлемым или малоприемлемым считается, если струнное пиццикато в первой части совсем неразборчиво или звучит слишком тихо, вяло и невнятно по сравнению со следующей, более громкой частью. Неприемлемым или малоприемлемым считается, если в третьей части (после вступления группы виолончелей и контрабасов) не чувствуется заметный скачок громкости и далее, в финальной, еще один скачок. Неприемлемым или малоприемлемым можно считать, когда в третьей и четвертой частях фонограммы явно слышны нелинейные искажения или же искажений нет, но оркестр явно не дотягивает по громкости до forte fortissimo. Неприемлемо, если оркестр уже в третьей части начинает звучать общей «кашей», отдельные группы музыкальных инструментов слабо различимы или совсем неразличимы.
14 Дополнительная дорожка для оценки качества звучания самых низких звуковых частот. Большой барабан слышно, причем достаточно хорошо.
Guiseppe Verdi, "La Donna E Mobile", Telarc CD-80447.
Фонограмма содержит девятисекундный отрывок звучания симфонического оркестра, в составе которого есть большой (турецкий) барабан с очень низким регистром. Его можно услышать только при наличии высококачественного сабвуфера, натурально воспроизводящего частоты 20–25 Гц.

Как мы видим, результаты объективного тестирования хорошие. Субъективные ощущения, надо сказать, еще лучше. Звук (независимо от того музыка это или игра, к примеру), радует своей глубиной и необычной широкой сценой – такого от TWS-наушников просто не ждешь, и прошлые AirPods Pro настолько объемный звук не предлагали. С детализацией на высоких частотах и басами нет проблем – да, постепенно начинаешь замечать некоторые ограничения то тут, то там, мы все же имеем дело не с аудиофильской техникой, а со вставными наушниками, пусть и за солидные 25-30 тысяч рублей. Тем не менее звучание едва ли вас разочарует, даже если вы очень придирчивы. Средний же пользователь AirPods будет и вовсе приятно шокирован тем, как, оказывается, должна была звучать любимая музыка.

Но это касается исключительно работы наушников с техникой Apple – с использованием кодека AAC вся картина теряется, сжатие просто убивает все детали, с Android-смартфонами AirPods Pro 3 звучат как стандартные наушники ценой тысяч пять, разве что более громкие и с более качественным шумоподавлением.

Стоит сказать и о системе воспроизведения «пространственного аудио» – создается виртуальный объемный звук, который должен слегка добавлять красок музыке (но по факту почти не заметен), но в библиотеке Apple Music есть треки с поддержкой «пространственного аудио», и они звучат как раз весьма впечатляюще.

Что касается автономности, то заявлено около 8 часов работы. С использованием технологии пространственного аудио и отслеживанием положения головы – 7,5 часа, во время тренировки (когда наушники считают пульс) – 6,5 часа. Заявленное производителем могу подтвердить, все примерно так и есть. Полностью заряженного кейса хватает на 3 цикла зарядки наушников (то есть 24 часа с шумоподавлением). Заряжать кейс можно как по кабелю (USB Type-C), и без проводов, с использованием как MagSafe, так и смартфонов, отдающих заряд или адаптеров системы Qi.

#Заключение

Apple AirPods Pro 3 мне не показались наушниками, которые полностью меняют расклад в своей нише, как было, к примеру, с первыми AirPods, задавшими моду на TWS-модели. Фишки, впечатлившие на презентации, вроде пульсометра или переводчика, либо толком не применимы, либо почти не нужны (почти любой человек, занимающийся спортом и желающий следить за своим пульсом, использует специальную технику, которая делает это лучше). Проверить слух? Полезно, но можно ли полагаться на эти данные всерьез?

Но даже если отбросить эту мишуру, то у Apple в любом случае получились действительно шикарные наушники: по-настоящему хорошо сидящие в ушах (точно лучше предшественников), с качественным шумоподавлением, отличными возможностями для записи звука и действительно впечатляющим звучанием.

Другое дело, что все это (кроме посадки и записи с микрофона) касается только использования AirPods Pro 3 вместе с iPhone и другой техникой Apple – это чисто экосистемный продукт, который теряет почти все свое очарование, стоит его вывести за пределы родного загончика. Да, даже звук просядет. Так что советую сразу отбросить идею об их покупке, если у вас не айфон. Если же вы – «яблочник», то уже купили себе эти наушники это как раз тот случай, когда обновление предыдущей версии устройства на следующую выглядит обоснованным. Обновление очень качественное и серьезное, придраться к чему-то в AirPods Pro 3 довольно тяжело.

За предоставленные на тест наушники Apple AirPods Pro 3 благодарим магазин BigGeek



Оригинал материала: https://3dnews.ru/1131790