Оригинал материала: https://3dnews.ru/167011

Шеньжень: фоторепортаж из мировой кузницы "железа"

Стр.1 - Часть I

 Шеньжень: фоторепортаж из мировой кузницы железа

Обычно, когда кто-то из компьютерных журналистов пишет что-то после посещения азиатских производителей, то речь, почему-то, как правило, идет о Тайване, тогда как континентальный Китай ну совершенно незаслуженно остается в тени. И совершенно зря, потому что писать про какой-нибудь Foxconn или Epson, расписывая посещение их тайваньских или японских штаб-квартир и придворных фабрик, это потихоньку становится тем же, что превозносить отечественных "производителей" типа Rover или приснопамятного iRU, приводя в качестве доказательства фотографии отверточно-сборочного цеха в несколько комнат.

Настоящее производство - это Китай, как правило - южный, еще точнее, опять же, как правило - свободная экономическая зона Шеньжень, куда мне и пришлось на прошлой неделе наведаться, как раз на одну из местных фабрик. Правда, не как журналисту, а с несколько другой миссией. Ну, тем интереснее получается.

К сожалению, билеты пришлось брать в последний момент, так уж получилось, в результате чего выяснилось, что если улететь в Гонконг, граничащий с Шеньженем, худо-бедно до конца сентября еще можно, то вот обратно, через несколько дней - нереально, свободных мест на Москву нет в принципе, не только из Гонконга, но из Пекина и Шанхая. (Есть предположение, что подобная ситуация возникла по причине снятия Ил-96 с эксплуатации, а летали эти самолеты как раз в Юго-Восточную Азию). Худо бедно, но удалось нарисовать замысловатый маршрут Москва-Франкфурт-Сингапур-Гонконг и обратно, что вылилось в 18 часов чистого летного времени в один конец, не считая стыковок в аэропортах. Итого - сутки в воздухе туда, сутки обратно, общий километраж за неделю - порядка 20 тысяч километров.

Впрочем, на этом с дорогой закончим, вступление и так изрядно затянулось. Хотя, с другой стороны, прежде чем переходить к чему-то еще, стоит в нескольких чертах обрисовать, почему - именно Шеньжень. В свое время, двадцать лет назад, китайское правительство, прямо как наше сейчас, озаботилось созданием хай-тек ориентированных экономических зон. В качестве места для создания одной из них была выбрана крохотная рыбацкая деревушка, уж больно выгодно она располагалась в стратегическом плане - в дельте реки Жуцзян, вплотную примыкая к английскому еще Гонконгу, уже в те времена являвшемуся финансовым и деловым центром Азии.

Дело велось китайскими методами. То есть, с одной стороны, инвесторам выдавались масштабнейшие льготы: полное освобождение от налога на прибыль на два года, с того момента, как эта самая прибыль стала получаться, снижение ставки налога вдвое еще на восемь лет. Если прибыль используется для реинвестирования с целью увеличения уставного капитала компании или создания дочерних фирм в течение, по крайней мере, пяти лет, компания может получить возмещение в виде до 40% уплаченного налога на прибыль. Убыток, понесенный зарубежным инвестором или его китайским представительством, может быть компенсирован за счет прибыли, относящейся к следующему финансовому году, и так в течение пяти лет. Производственные и офисные помещения освобождаются от налога на собственность в течение пяти лет. И так далее …

С другой, в качестве рабочей силы было согнано крестьянское население со всех краев, чем-то напоминая то, как при социализме же, но уже нашем, организовывали тот же ЗИЛ и прочие подобные проекты, породившие понятие "лимита". В результате, сегодня деревушка Шеньжень по большей части состоит из небоскребов уровня гонконгских, насчитывает, по оценкам местных, порядка 10 миллионов жителей (ага, практически на уровне Москвы), и является местом, где производится большая часть того, что мы видим на полках компьютерных магазинов. Порт Шеньженя - второй по товарообороту в Китае, после Шанхая. Результат - с нуля, за двадцать лет. Будет очень интересно понаблюдать за развитием наших IT-зон в этом смысле…


Ну ладно, все это, чуть подробнее, будет затронуто в нужных местах далее по тексту, а продолжить, для удобства, будет, все же, в почти хронологическом порядке. Несмотря на то, что Гонконг прилегает вплотную к Шеньженю - дорога от одного до другого занимает чуть меньше часа, и несмотря на то, что Гонконг уже несколько лет как отошел Китаю, попасть из одного в другой - та еще задачка. Дело в том, что Гонконг сейчас входит в Китай в виде особого административного района, как и другая бывшая колония - ex-португальская Макао (у той, к слову говоря, в отличие от Гонконга, своя специализация - азиатский Лас-Вегас), и для обычных китайцев, чтобы попасть в них, требуются визы, практически как для посещения другого государства. Так что на границе между Шеньженем и Гонконгом действуют несколько пограничных пунктов, которые приходится проходить при каждой поездке туда-обратно. В результате, мое небольшое путешествие в Шеньжень обогатило мой загранпаспорт на десяток штампов, поставленных на территории Китая, не считая пары Шереметьевских.

Тем не менее, для местных игра стоит свеч, поскольку разница в ценах между Шеньженем и Гонконгом - огромная. В последнем цены задраны примерно столь же неадекватно, как и в Москве, так что средняя семья, переехав из Гонконга в Шеньжень, в квартиру того же уровня, получает разницу, достаточную на оплату обучения в колледже троих детишек. Впрочем, к ценам мы тоже при возможности потом еще вернемся. Пока же, в силу вышеупомянутого момента, меня встречали не в аэропорту, а уже на территории Шеньженя, сразу за КПП.

Едем в Skylight Grand Hotel в центре города, 40-этажное здание, по уровню в точности напомнившее мне Marriott в Сан-Франциско.


 Skylight Grand Hotel

Заселяюсь в отель уже ночью, отсыпаюсь, первый день пребывания является полувыходным, чтобы придти в себя с дороги. По большей части, помимо кормежки, общение с китайской стороной включает в себя лишь кратковременный визит в офис, да и то, как выясняется, лишь с целью вручения подарков. Обоюдного, впрочем, одним из следствий чего стало то, что владелец фабрики до моего отъезда, по крайней мере, курил "Яву" из врученного ему, помимо прочего, блока. Вроде бы, ему понравилось.

В общем, первый день визита выдался относительно свободным, чувствовал я себя на удивление бодро, а через пару зданий от отеля начинался крупнейший, по словам китайцев, в Юго-Восточной Азии рынок компьютеров и электроники. Те, кто нарисовал себе в уме что-то вроде Савеловского, только несколько больше, будут не совсем правы. В принципе, суть, конечно, та же - море ларьков, торгующих всем на свете, причем, зачастую, ассортимент у них весьма схож друг с другом.

На этом, однако, все сходство и заканчивается. Во-первых, безусловно - размер. Возьмем тот же Савеловский рынок, причем в качестве этажа здания. Сделаем таких этажей пять-десять, а потом таких зданий расположим на квадрате с длиной стороны в пару кварталов. Сфотографировать и показать все это невозможно чисто физически, можно только попытаться представить.




Причем, здания имеют, как правило, свою специализацию. Есть те, что специализируются только на продаже компонентов - от покрытия для печатных плат и самих PCB, до резисторов, комплексных контроллеров, чипов памяти, и микропроцессоров. Сказать, что это рай на земле для электронщика - не сказать ничего, это все же надо видеть. Есть те, что занимаются продажей более привычных нам комплектующих, есть смешанные, где первый этаж может быть отведен под чипы и тому подобные вещи. Понятно, что меня больше интересовали те здания, что имели дело с готовой продукцией.


Понятно, что множество ларьков внутри предлагали MP3/MP4 плееры, выпуском которых, как может показаться, занимается каждая вторая фабрика. Это, конечно, несколько не так, но ощущение сложиться может. Некоторым открытием для меня стала в этой области продукция под куда более известной нам Hyundai. Впрочем, как выяснилось при более пристальном просмотре, речь идет о вполне самостоятельной китайской фабрике, выпускающей эту продукцию "под присмотром" (дословно надпись на коробке - under supervising) корейцев. Впрочем, цены это не сильно спасает - лень переводить, желающие с успехом могут поделить все на 8,1 и получить примерную цену в долларах. Явно дорого.


 Hyundai
Еще одним небольшим удивлением стало присутствие на местном рынке вполне привычных для российской действительности марок плееров. Наши дистрибьюторы так хорошо работают, что у меня уж сложилось ощущение, что тот же iRiver - марка исключительно российского рынка. Оказалось, что нет.

 iRiver

Разумеется, широко представлены материнские платы - благо, что дорога от производителя до прилавка занимает около часа, впрочем, здесь сюрпризов практически не было, хотя дешевая торговая марка MSI - Microbrill (аналог ASRock у ASUS), все же, была несколько непривычна для взгляда.


 Microbrill

Особо стоит отметить то, что достаточно большая часть ларьков тяготела к монобрендовому ассортименту, фактически, представляя из себя фирменный магазин по продукции той или иной компании. Вот, например, всего лишь часть стенда, торговавшего исключительно Gigabyte, от материнских плат до ноутбуков. 888 юаней за K8N-SLI - это порядка 110 долларов. Впрочем, цена отнюдь не конечная - по крайней мере, мне вполне неплохие наушники Hyndai в результате торга (это все же рынок, а не магазин) обошлись в 170 юаней, вместо заявленных изначально на ценнике 280.


 Gigabyte

Одним из самых больших подобных ларьков из виденных мною стал тот, что торговал материнскими платами и корпусами Foxconn - похоже, что компания активно взялась за дело не только на российском рынке, впрочем, к Foxconn мы еще вернемся чуть позже.


 Foxconn

Кстати, на ближайшем прилавке - отнюдь не материнские платы, а оптические дисководы Foxconn. Вопрос г-ну Трухачеву, главе российского представительства - ну и где?..

Был и другой вариант специализации, подобно тому, что приведен уже на этой фотографии - однородный товар от разных производителей. В принципе, тоже вполне интересный подход, учитывая, что обычно так он и ищется - нужна, скажем, клавиатура, или тот же кулер, и вполне удобно было бы увидеть их все в одном месте.



Стр.2 - Часть II

Содержание:

Стр.1 - Часть I
Стр.2 - Часть II

Стр.2 - Часть II

За рассматриванием окружающего изобилия незаметно наступил вечер, рынок закрылся. По дороге в отель забежал в ближайший супермаркет, где творилось подлинное столпотворение. Дело в том, что я прилетел в среду, а в воскресенье у китайцев был один из их праздников - праздник лунного печенья. Подарочные коробки с которым в магазинах и продавались, причем цена на особо продвинутые варианты легко зашкаливала за сотню долларов. При этом, ажиотаж со стороны покупателей был тот еще, наша Пасха с ее куличами - отдыхает.


Вот, кстати, еще один фирменный магазинчик. Уже не на рынке - просто сам по себе, на улице, совсем в другом районе. Даже не понятно, почему у нас таких нет.


 Epson

Следующий день был посвящен исключительно работе. Переговоры в офисе, визит на типографию, где печатаются коробки (цену даже не буду называть, дабы не травмировать тех отечественных производителей, кто печатает их для своей продукции здесь), решение ряда рабочих вопросов, и, конечно, визит на фабрику.


Меня интересовало производство расходки, вот так вот это выглядит на одной из достаточно крупных местных фабрик.


Девочка сидела, как автомат, на окружающую обстановку, включая меня с камерой, не реагируя вообще, выполняя одну и ту же простейшую операцию. Вот вам, по сути, и секрет китайских цен, а также и китайского, порой небезупречного, качества: в горке готовых полуфабрикатов была обнаружена парочка, скажем так, не совсем идеальных, на это девочка внимания, похоже, не обращала тоже. Впрочем, это уже вопрос к руководству фабрики и ОТК - таким же девочкам, перед которыми поставлена такая же простая задача: проверять качество.


Кстати, поинтересовался по поводу зарплат. Сказали, что вот такие вот рабочие получают в месяц порядка 1000-1500 юаней (125-185 долларов), зарплата инженера куда больше - от 3 до 20 тысяч в месяц ($370-2470). На данной фабрике главный инженер, фактически, ей руководящий, получает 150 тысяч юаней в год ($18,5 тысяч), плюс пять процентов от прибыли по итогам года. Так что легенда о китайских рабочих, вкалывающих за десять долларов в месяц, давно уже ушла в небытие, по крайней мере - на более-менее приличных фабриках.

Склад сырья. Чернила, в принципе, в Китае делают, но получается, как в том анекдоте, такая ерунда, что ни одна уважающая себя фабрика по производству расходки, использовать их не будет. Почти такая же картина с корейскими чернилами для принтеров. Так что практически все крупные игроки используют исключительно чернила из США, как и в данном случае. Впрочем, говорят, что те, кто поменьше, не стесняются разбавлять их местной продукцией.


Кстати, стоит развенчать миф о подвальном производстве. Есть, конечно, и фабрики, гордо рапортующие о сборочном цехе площадью 100 кв.м, но в данной ситуации, несколько не тот случай, с учетом того, что приведен лишь один из этажей. Все очень цивильно и аккуратненько. "Чистой комнаты" производство не требует, но на входе всех заставили, как минимум, переобуться в сменную обувь.


Все вопросы решены, едем обратно в Шеньжень, минут сорок езды. По дороге появляется возможность поснимать некоторых соседей из той же промышленной зоны.


 Xerox

 Foxconn

Эти три иероглифа вы уже видели выше, впрочем, не буду интриговать:


 Foxconn

За кадром остается море других заводов: MSI, Gigabyte, Sanyo, Kingmax, Epson, и так далее. Везущий меня владелец посещенной и еще нескольких фабрик, глядя на то, как я щелкаю камерой, решает несколько расширить экскурсию, и делает небольшой крюк, чтобы продемонстрировать местную гордость. Несколько кварталов во все стороны занимают промышленные и административные здания, над которыми громадой возвышается основной местный офис компании, ими владеющей - всем, кто так или иначе связан с телекоммуникациями, конкурента Cisco представлять вряд ли стоит.


 Huawey

Еще по дороге обращают внимание на рекламный щит - HASEE, оказывается, известнейший местный компьютерный бренд, специализируется на производстве недорогих PC и ноутбуков. Модель на Pentium-M 1,8 ГГц, 14'' экран, 256 Мб памяти, 40 Гб винчестер, CD-RW/DVD дисковод, на рынке стоила 4680 ($580), впрочем, напомню, что на рынке цена, мягко выражаясь, изначально заявляется далеко от минимально возможной. Реально, в данном случае, она должна быть чуть ниже $500.

Едем дальше. Старая добрая застройка, сразу узнается рабочий квартал. Провожатые замечают, что ближе к вечеру появляться здесь не стоит. Чисто в академических целях, понятно - никто там гулять и не собирался. Мол, сплошные иммигранты (в смысле - народ из других провинций Китая, там это весьма четко разделяется, благо, что диалекты различаются настолько, что если исходить только из языка, можно было бы смело считать их отдельными, и достаточно отдаленными друг от друга государствами), криминогенная обстановка, и все такое.


Сам владелец живет, кстати, не так уж далеко оттуда, но в совершенно другом квартале, где цена квартир составляет порядка 8000 юаней (около $1000) за квадратный метр. Еще не Москва или Гонконг, но Шеньжень уверенно движется в том же направлении.


Кстати, говорят, в последнее время наметились определенные проблемы - несмотря на то, что зарплаты рабочих за последние годы сильно выросли, рабочих рук перестает хватать. Дело, в том числе и в том, что государство в последнее время создало ряд программ по поддержке села и, соответственно, те самые рабочие потихоньку потянулись обратно. Еще одно узкое место, вызванное продолжающимся бурным ростом китайской промышленности - электричество. По крайней мере, летом китайцы жаловались на веерные плановые отключения энергии. Мол, в пятницу вечером у нас фабрика не работает, а по субботам после обеда в офисе свет отключают.

Подъезжаем к Шеньженю. Внезапно откуда-то приносит дождь - тропический климат, что поделать, погода с легкостью может поменяться несколько раз за день. Движемся ну очень медленно - сплошные пробки. Говорят, что явление пока еще не совсем нормальное, но уже встречающееся достаточно часто. Будет интересно посмотреть на их опыт в решении этих проблем. Пока что, из увиденного мне понравилась одна вещь: в городе, на всех основных улицах, стоит вот такая вот решетка. Хочешь - не хочешь, а ни на встречную не выедешь, ни сплошную разделительную не пересечешь.


Смотрю вперед. Интересная машинка попадается на пути - Mercedes от легендарного тюнингового ателье Brabus. В потоке, несомненно, выделяется. Еще и номерами - учитывая, что у обычных машин они белые на синем фоне. Интересуюсь у китайцев, что сие означает. Говорят, что префикс 01 - это Пекин, а такой тип номеров принадлежит… полиции. Хорошо живут ребята, зажигают… Я то думал - это наши новые милицейские на Toyota LandCruiser шикуют. Ошибался: учиться им еще, и учиться у своих столичных коллег из Китая.


 Mercedes Brabus

Показывают налево - а вот здесь у нас другая экономическая зона - программная. Вот в этом небоскребе, говорят, сидит IBM… Комментировать уже не хочется, разве что, опять же, повторить затаенную надежду: ну может хоть на этот раз у нас что-нибудь получится, есть же удачный пример Intel в Нижнем Новгороде. По крайней мере, при взгляде со стороны.

Возвращаемся опять затемно. Опять куда-то ужинать, пробовать очередную из региональных китайских кухонь, отличающихся друг от друга, как кухни совершенно разных стран, но… Все они, на мой взгляд, совершенно несъедобны, по крайней мере - те, что довелось попробовать. Такое ощущение, что тех же куриц убивают взрывом, потому что крылья, лапы, клювы, и все остальное, в принесенных блюдах находить доводилось во множестве, филе - ни разу. Приходилось скромно ковыряться в пиале с рисом, и утверждать, что я жутко сыт. В этот раз, к счастью, неожиданно нашлось спасение - Pizza Hat.

За ужином кто-то из китайцев демонстрирует свой мобильный - жутко популярной здесь местной марки KONKA. С поддержкой MP3, прочими возможностями, на вид - вполне добротный аналог каких-нибудь Samsung или LG, стоит - в районе ста долларов.


 KONKA

В общем-то, на самом деле и все. На производстве - галочка, типографии - галочка, образцы перспективной продукции - с собой. Реально хватило бы и одного дня, но - как уже было сказано, авиаторы… Кстати, неплохая иллюстрация к первым абзацам текста - про то, что не было билетов из Гонконга. Немудрено, при таком то количестве желающих оттуда вылететь…


 Аэропорт

Обратный путь дался уже тяжеловато - опять десять тысяч километров, второй раз за неделю, опять сутки в воздухе и по аэропортам… Последние три часа, от Франкфурта до Москвы, впору было биться головой об стенку, тем более, что если туда самый длинный участок маршрута (Франкфурт-Сингапур) выполняла Singapore Airlines, то обратно - Lufthansa.

Самолет - один и тот же, Boeing 747-400. Разница - как между бизнес-классом и экономическим. Там, где у SA - ЖК экраны в каждом кресле, выбор между 60 фильмами, двумя с лишним сотнями аудио-CD через встроенную цифровую сеть, удобными креслами, идеально вышколенными стюардессами, и так далее, у Lufthansa мы имеем супер-экономичный вариант салона, больше напоминающий тот, что используется на местных линиях. После такой наглядной демонстрации разницы, был совсем не удивлен, вспомнив, что Singapore Airlines в следующем году станет первой компанией в мире, получающей в свой парк гигантские Airbus 380… Впору давать награду - "Выбор редакции".


 Singapore Airlines

Обсуждаем материал тут.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/167011