Кадры, как известно, решают всё! Общение с Аланом Тике, директором по маркетингу европейского отдела NVidia, в очередной раз убеждает в справедливости этого гениального высказывания. После разговора с этим жизнерадостным французом, невольно закрадываются сомнения: а так ли все печально у NVidia?
А.Т.: Прежде чем Вы начнете задавать вопросы, хочу задать вопрос Вам: как Вы оцениваете позиции Nvidia на рынке за последний год?
3DNews: На мой взгляд, карты на базе GeForce4 завоевали популярность, отлично продавались и продаются до сих пор и у NVidia было все в полном порядке. Однако ситуация с GeForceFX несколько изменила картину и, боюсь, не в лучшую сторону.
А.Т.: Хороший ответ, но следует учесть тот факт, что за последние 18 месяцев доля рынка решений NVidia для десктопов практически не менялась, находясь в районе 65%. Основной бизнес делается на решениях low-end и mainstream, что составляет 60-70% всего объема поставок. К тому же, FX5200 представляет собой уникальный случай, так как за короткий срок - с конца апреля по июль было продано около 3-х миллионов карт этой серии. Такого в нашей практике еще не было. Для разработчиков игр это веская причина для перехода на DirectX9.
3DNews: Но игр под DirectX9 пока нет!
А.Т.: Дело в том, что разработчики не направляют на создание игры достаточного количества ресурсов до тех пор пока не понимают, что инсталлированная база соответствующего железа достаточно велика. Мы надеемся, что с нашей помощью, этот процесс будет ускорен и мы готовы дать для этого все необходимые инструменты для создания контента DirectX9 - Microsoft HLSL, CG и большую библиотеку шейдеров.
3DNews: Кстати о DirectX 9. Тест 3DMark 2003 показывает, что карты FX 5200 далеко не блестяще справляются с задачами DirectX9. Разумеется, речь идет о производительности.
А.Т.: Это неудивительно, ведь 5200 - карты начального уровня. Для игр более подходят старшие модели 5600 и 5900. Проводя аналогию с автомобилями: купив Fiat, не стоит ждать от него скоростных показателей Ferrary. Покупатели карт такого уровня не являются игроками, то есть это те люди, которые не играют в игры, а лишь иногда могут поиграть во что-то. Естественно, для них опыт игры на FX5200 будет позитивным, так как все визуальное качество будет сохранено. И снова напрашивается автомобильная аналогия: Фольксваген Гольф и БМВ М3. Первый просто делает то, что положено делать автомобилю - он передвигается.
3DNews: На памятной презентации GeForce FX5900 Вы говорили об оптимальном уровне FPS - 25-30, которых достаточно для комфортной игры. Однако, результаты 3DMark 2003 для FX5200 существенно ниже.
А.Т.: Давайте подождем выхода игр с поддержкой DirectX9. Сейчас можно лишь строить предположения. К тому же, не стоит сравнивать наши продукты для разных сегментов рынка. Возьмите какое-либо из аналогичных изделий конкурентов - у них вообще отсутствует поддержка DirectX9. 80 долларов за поддержку DirectX9 или 80 долларов без нее. Вот это и надо сравнивать! Что же касается бенчмарков, то, разумеется, карты FX5600 и FX5900, показывают лучшие результаты, так как эти карты принадлежат к иному рыночному сегменту.
3DNews: Кстати о рынке. Как вы оцениваете российский?
А.Т.: Российский рынок очень интересен не только стремительностью роста, который в отличие от европейского, растущего с среднем на 1-2%, развивается на15-20%, но и его масштабом. Размер российского рынка очень велик - его можно поставить на четвертое место после Германии, Великобритании и Франции. По ряду показателей он очень близок к итальянскому. Из опыта общения с нашими партнерами, мы имеем около 80% рынка видеокарт, благодаря многим факторам, один из которых хотелось бы отметить особо - универсальный драйвер для всех чипов, начиная от TNT. У нас очень много партнеров среди производителей видеокарт и Detonator подойдет к любой из них.
3DNews: А конкуренты? У них теперь есть Catalyst.
А.Т.: Не забывайте, что Detonator - драйвер для всей продуктовой линейки! Когда Вы думаете об этом, представьте себе 200 миллионов пользователей за последние 4 года, которые имеют унифицированный драйвер! Многие пытались сделать что-то похожее, но равных ему пока не существует, так как архитектурно только наше решение является унифицированным. И наша концепция единого драйвера будет продолжаться.
3DNews: Позволю себе вернуться к теме бенчмарков. Какие из них, по Вашему мнению, являются наиболее достоверными для оценки карт NVidia?
А.Т.: Тут не существует единственно верного решения. Есть бенчмарки, которые являются просто измерительными средствами, как, например, 3DMark 2003. Есть игровые бенчмарки, использование которых также имеет смысл. Если мы снова проведем аналогию с автомобилями, то есть машины, которые весьма хороши на одних дорогах и плохи на других. Взяв разные трассы, можно получить абсолютно иные результаты. Также Вы можете настроить машину под конкретную трассу. Наши инженеры, общаясь с разработчиками, настраивают наши "машины" под игры и наоборот.
3DNews: Так какие же дороги хороши для Ваших машин?
А.Т.: Это легко определить при помощи специальной наклейки. Если на коробке с игрой есть соответствующий лейбл, то она оптимизирована под NVidia. Кстати, это очень нравится, как разработчикам, так и издателям, благодаря тому, что снимает массу ненужных вопросов. Таким образом, покупатель может сразу определить пригодность своего компьютера к работе с конкретной игрой. Возвращаясь к вопросу о бенчмарках, хотелось бы упомянуть о ситуации с 3DMark 2003. У нас не было к доступа к коду в процессе разработки и в течение двух дней после официального выхода мы оптимизировали наш Detonator для работы с этим программным обеспечением. Поначалу, разработчики 3DMark были в полной растерянности: "Э, парни! Вы получили такие результаты всего за 2 дня! У нас это не получилось в процессе разработки, а вы это сделали так быстро!" После объяснения методики все вопросы были улажены. Сейчас ситуация обстоит следующим образом: NVidia является официальным участником программы бета-тестирования 3DMark и считает данный тест полностью адекватным для оценки работоспособности карт на базе GeForce FX.
3DNews: Это здорово, но как насчет карт для mainstream? На сегодня, FX5600 проигрывает конкурентам по соотношению цена/ производительность, а ведь еще в прошлом году была замечательная карта 4200, которая на тот момент была лидером.
А.Т.: Это лишь вопрос времени. Мы сейчас работаем над этой ситуацией. Однако, по производительности nVidia по-прежнему на первом месте. Это показывают результаты тестирования в большинстве изданий.
3DNews: Хорошо, тогда поговорим на более радостную тему: продукты nVidia для мобильных систем. Сейчас существуют FX5200 и FX5600. Ожидается ли что-то еще?
А.Т.: Безусловно.
3DNews: Это будет более производительная карта?
А.Т.: Разумеется. Мы стараемся менять линейку продуктов для мобильных систем каждые 6 месяцев. На данный момент мы знаем что случится до конца года, а также можем смело заявить о существенном росте доли рынка мобильных систем на базе графики NVidia.
3DNews: Тем не менее, количество моделей ноутбуков от тайваньских производителей с Radeon M9 существенно выше. Почему?
А.Т.: Дело в том, что ATI раньше представила свой чип. Но не стоит забывать о том, что наш FX5200 поддерживает DirectX9, так что ситуация может и должна измениться.
3DNews:А каковы планы NVidia в области наборов микросхем. По мнению представителей AMD, NForce - один из самых удачных чипсетов для Athlon. Будет ли NForce для Pentium4?
А.Т.: На сегодня, мы считаем основной задачей завоевание корпоративного рынка, представив набор микросхем NForce-3Pro для рабочих станций на базе 64-битного процессора Opteron. Пожалуй, цифра - 50% рынка будет вполне корректной. Что же касается P4, то пока мы не рассматриваем разработку чипсета для процессоров Intel.
3DNews: Вообще, о деятельности NVidia можно говорить до бесконечности, но я приберегу вопросы для будущих интервью. Спасибо, Алан! Хочу пожелать компании NVidia дальнейших успехов.