Аналитика

nVidia представляет GeForce FX

Автор: Станислав Васильев
Дата: 26.11.2002

Что мы будем считать одним из самых ожидаемых событий последнего времени? Выход демки Doom III, нового Need For Speed или что-то ещё? Определённо, мир замер в ожидании того, что же покажет nVidia, сумеет ли она достойно ответить на Radeon 9700 Pro, или же пойдёт по тому же пути, что привёл к гибели 3dfx. Ближайший конкурент nVidia, компания ATi, представила свой последний, и наиболее мощный на сегодня чип достаточно давно, а ответных шагов, можно даже сказать мести лидера, как не было, так и нет. Первое время мы терпели и ждали чуда,затем интерес стал сходить на нет, а энтузиазм сменился разочарованием. Дошло даже до того, что в некоторых конференциях начались вполне серьёзные рассуждения о том, что nVidia проиграла войну за рынок графических акселераторов, и что ждёт её неминуемая кончина. Так это будет или обойдётся без эксцессов, покажет будущее. Пока же, мы можем констатировать факт – анонс NV30 произошёл, и даже более того, прошла Московская презентация чипа.


Алан Тике(nVidia, cправа) и Станислав Вартанян (3DNews, слева)

Москва встречает NV30

25 ноября 2002 года nVidia провела в кинотеатре «Пять звёзд» пресс-конференцию, на которой были раскрыты некоторые технические детали и проведена рабочая демонстрация чипа GeForce FX, ранее известного под рабочим именем “NV30”. Что особенно приятно, в Москву был привезен один из рабочих образцов платы на этом чипе:


Вот он какой, этот GeForce FX

В самом начале конференции перед собравшимися выступил Алан Тике, директор по маркетингу nVidia в Европе, рассказавший о стратегии и положении компании на рынке, а также обрисовавший некоторые перспективы развития индустрии. Вслед за ним, перед собравшимися выступил Джон Шпитцер, директор по технологиям nVidia. Эта часть выступления была наиболее интересной, так как изобиловала техническими подробностями и наглядными демонстрациями возможностей нового графического чипа. Вернёмся к Алану Тике. Лучше всего о его выступлении скажет этот кадр:

Как мы видим, в данный момент, если верить данным, предоставленным самой nVidia, компании принадлежит 32 процента рынка графических решений для PC и более половины рынка решений для профессиональных графических станций. К сегодняшнему дню, nVidia продала уже 200 миллионов графических чипов, и является крупнейшим производителем, не имеющим собственного производства. Чтобы вас не пугала такая формулировка, напомним, что заказы на производство nVidia размещает у крупнейшего производителя полупроводниковых продуктов, компании TSMC.

Картину долевого распределения рынка хорошо иллюстрирует этот кадр. Данные предоставлены Mercury Research и актуальны на октябрь этого года. Что любопытно, Mercury оценивает долю nVidia в 58 процентов, в то время как ATi, по этим же данным, принадлежит около 33 процентов рынка. Любопытно кореллируется с предыдущим слайдом. Это были основные, и наиболее интересные моменты в выступлении Алана. Теперь, давайте отвлечёмся от официоза мероприятия, и посмотрим на сам GeForce FX.

3dfx возвращается

Прежде всего, стоит особо остановится наторговой марке GeForce FX. ПочемуnVidia решила не продолжать серию новой цифрой, а выбрала для обозначения NV30 эти символы? Относительно того, что такое «FX» в Сети существовало множество версий. Понятно, что в переводе на русский «FX» обозначает «спецэффекты», однако, нам думается, здесь всё совсем не так просто. Как известно, в составе nVidia сегодня работает масса бывших сотрудников 3dfx. Новый GeForce стал кульминационным продуктом, в котором использована масса их разработок, о чём недвусмысленно было сказано на презентации продукта. Да и вообще, на пресс-конференции присутствующим явно дали понять, что GeForce FX = GeForce + 3dfx. К сожалению, мы не успели запечатлеть на камеру анимированный момент слияния двух великих торговых марок.

Если смотреть шире, то можно предположить, что выбирая новую торговую марку в столь непростые времена, маркетологи nVidia явно неспроста решили воскресить в памяти обывателей 3dfx. Мы можем лишь предположить, чем руководствовались в PR-отделе компании, и как подобный шаг скажется на популярности акселераторов. Возможно, nVidia решила наконец, что продолжать наращивать номера в линейке GeForce невыгодно - разница между GeForce 3 и 4 была не столь велика, а то, что младший чип носит название GeForce 4 MX, и благодаря этому, тоже относится к линейке "четвёртых джифорсов", можно вообще считать ошибкой отдела маркетинга.

Фактически, назвав новый продукт GeForce FX, nVidia пытается выделить чип в отдельный класс, подчеркнуть его инновационность и революционность. На первый взгляд, для этого есть реальные предпосылки.

Демонстрация превосходства

В ходе пресс-конференции были показаны некоторые демонстрации. Особый интерес вызвала украинская разработка S.T.A.L.K.E.R – 3D шутер от первого лица с невероятной детализацией окружающего мира. Можно до хрипоты спорить о том, плохо это или хорошо, если игра мало чем отличается от того банального серого мира, что окружает нас с вами, но в случае со Сталкером можно сказать уверенно одно – разработчики сумели создать настолько детализированное игровое окружение, что порой создавалось ощущение, что мы смотрим не на рендеринг в реальном времени, а на записанное видео.

Только чуточку примитивизированные модели транспорта и некоторые огрехи с реализацией деревьев выдавали движок, довольно шустро работавший на NV30 в режиме реального времени.


GeForce FX - вид платы сзади

Также, были показаны некоторые, уже известные нашим читателям, лабораторные демки. На смену хамелеону, бывшему фавориту технологических демонстраций, пришла девушка, также передвигающаяся по дереву, но заметно более детализированная. При увеличении кадра хорошо видна текстура кожи, превосходно проработанные волосы и другие элементы, рендеринг которых в реальном времени ещё год назад показался бы фантастикой.

Давайте вспомним историю. Буквально несколько лет назад, незадолго до своей смерти, компания 3dfx начала продвигать идею кинематографических эффектов. Тогда, этого пытались достигнуть благодаря технологии T-Buffer. Речь шла практически о тех же самых эффектах, на которые теперь уповает nVidia. Время пришло? К сожалению, или даже к счастью, при жизни 3dfx этой технологии не удалось сделать переворот в индустрии. Задумки бывшего лидера предворяются в жизнь уже совсем другой компанией. Одна из демонстраций показала, что при помощи GeForce FX возможно аппаратное ускорение таких сугубо кинематографических эффектов, как дефокусировка камеры или регулировка насыщенности изображения в реальном времени. Прямо во время демонстрации оператор показал, как в реальном времени в трёхмерной сцене полностью можно убрать цветность, сделав её чёрно-белой. Позднее, на сайте nVidia эти демки будут выложены для скачивания как в виде роликов, так и в виде программного кода. Советуем дождаться :)

GeForce FX - технические детали

Давайте на этом закончим словесное описание того, что пресса видела в реальном времени. Поверьте, лучше один раз увидеть все эти эффекты и демки в работе, чем тысячу раз прочесть о них на наших страницах. Последнее, о чём мы расскажем, применительно к GeForce FX, это его технические характеристики и особенности:

  • Частота графического ядра: 500 МГц
  • Процесс производства 0.13 микрон
  • Частота и тип памяти: 1000 МГц, DDR2
  • Функции контроля температуры в чипа
  • Поддержка вершинных шейдеров 2.0+
  • Поддержка пиксельных шейдеров 2.0+
  • Поддержка функций DirectX9


Единственный в мире графический чип с поддержкой DDR2

Первое же, что бросается в глаза, это частота работы чипа. Процесс производства 0.13 микрон позволил достигнуть внушительных 500 МГц. Что ещё интереснее, так это то, что nVidia утверждает, что платы на основе NV30 смогут работать практически бесшумно. На техническом образце, который был привезён для пресс-конференции была установлена конструкция, максимально напоминающая турбину ABit GF4 OTES. Если вы читали наш обзор этой платы, то помните, что OTES - невероятно шумная штука. Как же nVidia планирует боротся с аэродинамическими шумами высокопроизводительной крыльчатки?


Образец GeForce FX

Оказывается, прямо внутри чипа будут установлены специальные термо-датчики, на основе данных от которых, карта будет автоматически регулировать скорость вращения вентилятора. По нашим данным, стандартные варианты плат на GeForce FX будут комплектоваться более простой конструкцией, а подобные турбины стоит ожидать только на специальных, тюнинговых моделях, рассчитанных на любителей разгона. Отрадно другое - nVidia наконец обратила внимание на шумность ПК. Не секрет, что наряду с жесткими дисками, очень много шума привносит именно система охлаждения акселератора.

Вернёмся на секунду к ядру. Благодаря процессу 0.13 микрон, стало возможным на четверть снизить размер и увеличить скорость транзисторов, и поднять их количество до 125 миллионов. Кроме того, энергопотребление чипа снизилось на 36%, но наряду с этим, на образце платы был явно виден специальный коннектор для дополнительного питания.

Вторая впечатляющая особенность GeForce FX, это память. Уже не просто DDR, ставший стандартным для всех акселераторов, а DDR2, причём работающий на частоте в 1 ГГц (!). Благодаря этому, существенно возросла полоса пропускания памяти, достигшая к сегодняшнему дню 16 Гб/c. Как вы помните из наших обзоров, это – наиболее критичный параметр для современных графических процессоров. Однако, тут не всё так гладко - в случае с GeForce FX используется 128-ми битная DDR2, а между тем, у Radeon 9700 применяется 256-ти битная DDR, обеспечивающая полосу пропускания в 20 Гб/с. Поэтому, ключевой особенностью GeForce FX стоит назвать третью версию системы Lightspeed Memory Architecture, которая в теории, может увеличить полосу пропускания в три раза, до впечатляющих 48 Гб/с. На бумаге, выглядит очень красиво. А на практике?

Если верить тестам, проведённым самой nVidia, то в некоторых игровых приложениях прирост скорости по сравнению с GeForce 4 Ti 4600 может быть трёхкратным. Но, давайте не будем залетать так высоко, и посмотрим на старый добрый Quake 3:


Результаты Quake 3 на GeForce FX в разрешении 2048x1536

На самом быстром GeForce 4, игра показывает при 2048x1536 около 93 кадров в секунду. На той же конфигурации, GeForce FX демонстрирует впечатляющие 173 с лишним кадра в секунду. Только представьте, что скоро можно будет играть Quake 3 в таком разрешении при таком FPS. И всё же, не будем до первых тестовы захваливать NV30. Во-первых, Quake 3 - игра старая, и хотя на её основе продолжают выходить моды, ядро уже устарело морально. Как будет себя вести GeForce FX на практике, можно будет узнать ближе к январю. Кстати, по данным nVidia, для Doom III результат на GeForce 4 Ti 4600 составил около 20 FPS, а для FX приблизительно в два с половиной раза больше.

CineFX и шейдеры

Подробнее о NV30 мы расскажем в отдельном материале, а пока вкратце пробежимся по основным технологиям, которые выделила nVidia. Отчасти для того, чтобы подчеркнуть то, что GeForce FX максимально приблизился к кинематографическому качеству картинки, nVidia обобщила некоторые технологии под термином CineFX. Сюда входят прежде всего шейдеры, а также более точная работа с цветом, различные кинематографические эффекты и т.д. Начнём с шейдеров. Чип поддерживает вершинные шейдеры версии 2.0+:

DirectX 8.0 ATi R300
(Radeon 9700)
nVidia NV30 (GeForce FX)
Версия шейдеров 1.1 2.0 2.0+
Максимум инструкций 128 1024 65536
Максимум стат. инструкций 128 256 256
Максимум констант 96 256 256
Временных регистров 12 12 16
Максимум повторов 0 4 256
Маски записи - - есть
Вызов и возврат - - есть
Статич. контроль операц. с плав. зпт. - есть есть
Динамический контроль - - есть

Обратим внимание, что nVidia заявила о поддержке шейдеров версии 2.0+, то есть, не просто версии 2.0, как у ATi Radeon 9700, а ещё более продвинутых. Фактически, шейдеры в NV30 полностью поддерживают спецификацию 2.0, и даже способны на несколько большее, однако до спецификаций 3.0 не дотягивают. Нужно отметить, что у GeForce FX стало возможным исполнять больше инструкций, появились некоторые улучшенные возможности и опции при программировании. С точки зрения разработчика, новый чип очень интересен. Но, на практике, все эти преимущества появятся в играх далеко не сразу. Никто не делает игры так, чтобы они шли только на топовом железе, и когда ещё мы увидим эти новые шейдеры в действии...

Ситуация с пиксельными шейдерами идентична. Поддерживается версия 2.0+, то есть 2.0 с некоторым запасом, но не настолько большим, чтобы заявить о поддержке 3.0. Если говорить конкретнее, у GeForce FX количество возможных текстур и инструкций для работы с цветом заметно выше, чем требуется по версии 2.0. Карта готова к приходу DirectX 9 и игр под этот API. На наш вопрос, когда же nVidia выпустит драйвер с поддержкой DirectX9, представители компании на пресс-конференции заметили, что случится это в тот же самый миг, когда выйдет сам DirectX9.

Ещё одно ключевой технологией, на которую nVidia старается обратить внимание общественности, является более точная работа цветом. Технология обеспечивает полноценную поддержку 16-ти и 32-х битных компонент, с 32-х, 64-х и 128-ми битной точностью цвета. Нам думается, что 128-ми битная точность будет полезна исключительно профессионалам от графики, а менее сложные режимы пригодятся и в реальной жизни. Осталось выяснить, насколько большая точность будет сказываться на производительности.

Подводя итоги

А итоги подводить ещё очень рано. Стоит дождаться нашего обзора чипсета, а затем тестов реальной карты. Пока мы увидели в работе лишь прототип чипа, образец платы, несколько демонстраций и массу маркетингового материала. Доподлинно известно, что в массовой продаже GeForce FX не стоит ожидать до января, а то и февраля. Как будет обстоять ситуация с специальными версиями игр, поддерживающими GeForce FX, мы предсказать не возьмёмся. Да, nVidia ведёт плотную работу с разработчиками, в том числе с Epic, iD Software и другими брандами. О технических демках и говорить не будем - тут всё всегда очень красиво и далеко от жизни. Последнее слово, как всегда, останется за разработчиками.

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥