Оригинал материала: https://3dnews.ru/167084

100 дней с начала ввода GPRS в коммерческую эксплуатацию

Краткий обзор мероприятия подготовлен Станиславом Васильевым

Сегодня, 10 июля 2002 года, компания ВымпелКом провела круглый стол, приуроченный к знаменательной дате - 100 дням с момента запуска GPRS в коммерческую эксплуатацию. Те, кто следит за темой, наверняка помнят, что долгое время ВымпелКом, действующий на Российском рынке под торговой маркой БиЛайн, не тарифицировал пакетную передачу данных. В те светлые времена пользоваться GPRS было удобно, хотя в тестовый период сеть функционировала отнюдь не так гладко, как того хотелось бы. На то он был и тестовый, чтобы отладить сеть. В данный момент ситуация с GPRS заметно лучше, возможно, сказывается то, что ближайшие конкуренты БиЛайна ввели или в самом ближайшем времени планируют ввести GPRS в работу.

По словам Виктора Маркелова, директора по развитию продуктов и электронной коммерции ВымпелКом, в данный момент количество использующих GPRS абонентов уже превысило уровень, зафиксированный в то время, когда GPRS был бесплатным.

При этом наблюдается вполне характерная тенденция - трафик упал, за счет того, что пользователи перестали выкачивать по "халявному" интернету большие файлы, но в то же время наблюдается рост абонентской базы за счет того, что сервис раскручивается, появляются новые инициативы. Аналогичная ситуация наблюдалась в свое время с SMS. В эпоху его бесплатности количество передаваемых сообщений было велико. С введением оплаты трафик упал, количество абонентов возросло. Теперь же показатели популярности SMS, в том числе по уровню трафика, в десятки раз превысили уровень, зафиксированный в начале введения сервиса. БиЛайн планирует со временем уйти от GPRS как от раскручиваемой имиджевой услуги, и перевести его в статус обыденного сервиса, наличие которого уже никого не будет удивлять. Представители БиЛайна выделили три стадии позиционирования GPRS:

  1. GPRS как имиджевая технология, подчеркивающая инновационность компании. Такой была ситуация год назад, когда GPRS был темной лошадкой, экспериментом и чем-то очень новым на рынке.
  2. Стадия продвижение услуг на базе технологии, приносящая реальный доход. Эту стадию ВымпелКом проходит в данный момент. При этом технология продолжает упоминаться и пиариться.
  3. Третья стадия, когда GPRS становится базовым транспортом для новых услуг, то есть, когда GPRS забудут как о технологии, и пакетная передача данных станет своего рода "информационным воздухом", который никто не замечает, но все используют.
Аналогичная ситуация ожидается и с сотовыми трубками. По словам Инги Чурашовой, директора по дистрибуции и маркетингу компании Моторола в России, уже к концу года все трубки будут выпускаться с поддержкой GPRS, и пакетная передача данных из имиджевого решения, которое подчас определяет выбор телефона покупателем, превратится в штатную опцию. К сожалению, протокол Bluetooth такая судьба постигнет не скоро. Мы не будем распространяться о Российской специфике проблемы, скажем лишь, что стандартной опцией BT контроллеры в сотовых телефонах станут не раньше, чем в следующем году. Некоторые компании, в частности Siemens, вообще не имеют в модельном ряду аппаратов с Bluetooth. Другие, например Motorola с её TimePort 280i, не будут поставлять их в обозримом будущем на Российский рынок. Фактически, в данный момент желающие работать с GPRS и Bluetooth абоненты довольствуются продуктами Nokia и Sony-Ericsson, причем продукция последней практически сметена с прилавков Москвы.

Из других интересных моментов круглого стола стоит отметить прогноз, подготовленный Credit Swiss First Boston (CSFB) по Европе. К 2003 году более 60% продаваемого оборудования будет поддерживать GPRS, а к 2005 эта доля снизится до 60%, но исключительно потому, что к этому времени популярность начнут набирать новые стандарты 3G.

Что касается пакетной передачи данных в БиЛайне, то в данный момент GPRS позиционируется как альтернатива DialUp, то есть модемному доступу, и в тех случаях, когда абонент использует GPRS для чата или серфинга, это оправдано даже экономически. Отдельный вопрос - производительность. По нашему собственному опыту, в дневные часы скорость передачи варьируется от 1.5 до 4 килобайт в секунду, в вечерние часы и ближе к полуночи может наблюдаться полная стагнация связи в связи. Графики, иллюстрирующие нагрузку в сети, и представленные на круглом столе, демонстрируют типичную для DialUp пользователей динамику - пик нагрузки в нерабочие часы, с крутым подъемом после 18-ти вечера, и наиболее высокой нагрузкой около полуночи, при провале в рабочее время.

В дальнейшем, GPRS доступ будет постепенно переводиться на рынок бизнес-клиентов, для чего будут введены дополнительные услуги и сервисы. В данный момент на базе GPRS работает доступ в интернет и GPRS WAP. Вскоре ожидаются следующие дополнения:

  • Игры по GPRS (в принципе, сервис уже работает, как пример, можно посетить сайт Никиты)
  • Идет работа над передачей мультимедийных сообщений
  • Разработка Instant Messaging сервисов (аналог ICQ и т.д.)
  • Ведется работа над использованием GPRS для Mobile Commerce
  • Посредством пакетной передчи будет осуществляться доступ в интранет сети предприятий
  • Прорабатывается концепция контроля посредством GPRS системам сигнализации и управления, в том числе, удаленное управление бытовыми приборами, так называемая концепция Mashine-To-Mashine
  • Ведутся работы по обеспечению полноценного внутрисетевого GPRS роуминга

Как мы упомянули в начале, круглый стол был посвящен круглой дате - ста дням с момента введения GPRS в коммерческую эксплуатацию. Если говорить про текущую ситуацию, то конечно, GPRS себя еще не окупил, да и не могут окупиться такие вложения при 12 тысячах активных абонентах. Да и приоритет до сих пор, и в ближайшем будущем за передачей голоса. Можно точно сказать только одно, что конкуренция по обеспечению абонентов доступом по GPRS, начавшаяся в последнее время, заставить крупнейших операторов России активнее заниматься организацией новых сервисов, а значит сделает GPRS еще дешевле, популярнее и стабильнее. Ну а в самом ближайшем будущем он станет доступен даже экономным пользователям, в том числе абонентам Би+ GSM.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/167084