Сегодня, 10 июля 2002 года, компания ВымпелКом провела круглый стол, приуроченный к знаменательной дате - 100 дням с момента запуска GPRS в коммерческую эксплуатацию. Те, кто следит за темой, наверняка помнят, что долгое время ВымпелКом, действующий на Российском рынке под торговой маркой БиЛайн, не тарифицировал пакетную передачу данных. В те светлые времена пользоваться GPRS было удобно, хотя в тестовый период сеть функционировала отнюдь не так гладко, как того хотелось бы. На то он был и тестовый, чтобы отладить сеть. В данный момент ситуация с GPRS заметно лучше, возможно, сказывается то, что ближайшие конкуренты БиЛайна ввели или в самом ближайшем времени планируют ввести GPRS в работу.
По словам Виктора Маркелова, директора по развитию продуктов и электронной коммерции ВымпелКом, в данный момент количество использующих GPRS абонентов уже превысило уровень, зафиксированный в то время, когда GPRS был бесплатным.
При этом наблюдается вполне характерная тенденция - трафик упал, за счет того, что пользователи перестали выкачивать по "халявному" интернету большие файлы, но в то же время наблюдается рост абонентской базы за счет того, что сервис раскручивается, появляются новые инициативы. Аналогичная ситуация наблюдалась в свое время с SMS. В эпоху его бесплатности количество передаваемых сообщений было велико. С введением оплаты трафик упал, количество абонентов возросло. Теперь же показатели популярности SMS, в том числе по уровню трафика, в десятки раз превысили уровень, зафиксированный в начале введения сервиса. БиЛайн планирует со временем уйти от GPRS как от раскручиваемой имиджевой услуги, и перевести его в статус обыденного сервиса, наличие которого уже никого не будет удивлять. Представители БиЛайна выделили три стадии позиционирования GPRS:
- GPRS как имиджевая технология, подчеркивающая инновационность компании. Такой была ситуация год назад, когда GPRS был темной лошадкой, экспериментом и чем-то очень новым на рынке.
- Стадия продвижение услуг на базе технологии, приносящая реальный доход. Эту стадию ВымпелКом проходит в данный момент. При этом технология продолжает упоминаться и пиариться.
- Третья стадия, когда GPRS становится базовым транспортом для новых услуг, то есть, когда GPRS забудут как о технологии, и пакетная передача данных станет своего рода "информационным воздухом", который никто не замечает, но все используют.
Из других интересных моментов круглого стола стоит отметить прогноз, подготовленный Credit Swiss First Boston (CSFB) по Европе. К 2003 году более 60% продаваемого оборудования будет поддерживать GPRS, а к 2005 эта доля снизится до 60%, но исключительно потому, что к этому времени популярность начнут набирать новые стандарты 3G.
Что касается пакетной передачи данных в БиЛайне, то в данный момент GPRS позиционируется как альтернатива DialUp, то есть модемному доступу, и в тех случаях, когда абонент использует GPRS для чата или серфинга, это оправдано даже экономически. Отдельный вопрос - производительность. По нашему собственному опыту, в дневные часы скорость передачи варьируется от 1.5 до 4 килобайт в секунду, в вечерние часы и ближе к полуночи может наблюдаться полная стагнация связи в связи. Графики, иллюстрирующие нагрузку в сети, и представленные на круглом столе, демонстрируют типичную для DialUp пользователей динамику - пик нагрузки в нерабочие часы, с крутым подъемом после 18-ти вечера, и наиболее высокой нагрузкой около полуночи, при провале в рабочее время.
В дальнейшем, GPRS доступ будет постепенно переводиться на рынок бизнес-клиентов, для чего будут введены дополнительные услуги и сервисы. В данный момент на базе GPRS работает доступ в интернет и GPRS WAP. Вскоре ожидаются следующие дополнения:
- Игры по GPRS (в принципе, сервис уже работает, как пример, можно посетить сайт Никиты)
- Идет работа над передачей мультимедийных сообщений
- Разработка Instant Messaging сервисов (аналог ICQ и т.д.)
- Ведется работа над использованием GPRS для Mobile Commerce
- Посредством пакетной передчи будет осуществляться доступ в интранет сети предприятий
- Прорабатывается концепция контроля посредством GPRS системам сигнализации и управления, в том числе, удаленное управление бытовыми приборами, так называемая концепция Mashine-To-Mashine
- Ведутся работы по обеспечению полноценного внутрисетевого GPRS роуминга
Как мы упомянули в начале, круглый стол был посвящен круглой дате - ста дням с момента введения GPRS в коммерческую эксплуатацию. Если говорить про текущую ситуацию, то конечно, GPRS себя еще не окупил, да и не могут окупиться такие вложения при 12 тысячах активных абонентах. Да и приоритет до сих пор, и в ближайшем будущем за передачей голоса. Можно точно сказать только одно, что конкуренция по обеспечению абонентов доступом по GPRS, начавшаяся в последнее время, заставить крупнейших операторов России активнее заниматься организацией новых сервисов, а значит сделает GPRS еще дешевле, популярнее и стабильнее. Ну а в самом ближайшем будущем он станет доступен даже экономным пользователям, в том числе абонентам Би+ GSM.