Титаник - корабль-легенда, из-за своего катастрофического крушения навеки оставшийся в памяти простых смертных. "Титаник" - фильм, снятый за умопомрачительные 200 млн. долларов и ставший, в итоге, самой кассовой картиной за всю историю кинематографа, получившей в придачу ни много, ни мало - 11 статуэток Оскар. Режиссёр фильма, Джеймс Кэмерон (James Cameron), не поскупился на спецэффекты к своему шедевру, в результате чего, тонущий на экране корабль выглядит невероятно реалистично. Давайте поговорим о том, как же они создавались.
Лучший друг Джеймса Кэмерона, Льюис Эбернети (Lewis Abernathy), в День рождения режиссёра подарил ему свой труд о Титанике. Льюис, в узких кругах известный как наиболее молодой член Общества Истории Титаника (Titanic Historical Society), не коммерческой организации, занимающейся сбором и структуризацией любых данных касающихся легендарного корабля, считал, что про Титаник необходимо было снять хороший фильм. Правда, сам Эбернети не думал, что Кэмерон воспримет эту идею всерьёз.
Написанный режиссёром сценарий был не единственной вещью, которая должна была дать "Титанику" жизнь. Специально для студи 20th Century Fox в недрах кэмероновской студии Digital Domain, создали компьютерную анимацию процесса крушения корабля, которая затем была использована в фильме. Её демонстрировал Розе Доусон и комментировал Эбернети, который был приглашён Кэмероном на роль Льюиса Бодина, бородатого дядьку, члена команды искателей сокровищ (на фото выше). Кроме того, он помогал Джеймсу в мельчайших подробностях воссоздавать Титаник, а также снабжал его всей необходимой для съёмочной команды информацией.
Его компоузингом на экран монитора занималась студия Banned From the Ranch (далее BFTR), использовавшая для этого программу Adobe After Effects")
… на глубину 3,6 км.265-метровый Титаник, весивший 60000 тонн, был построен компанией White Star Line за два года. Ещё год ушёл на подготовку корабля к первому путешествию. 15 апреля 1912 года, через пять дней после выхода в Атлантический океан, гигантский лайнер столкнулся с айсбергом, в результате чего были повреждены пять из его шестнадцати "водонепроницаемых" отсеков. Спустя 2 часа и 40 минут Титаник, предварительно раcколовшись на две части, пошёл ко дну. Из 2223 пассажиров корабля спаслись лишь 710 человек.
Первый этап в процессе съёмок "Титаника", Джеймс Кэмерон решил посвятить подводным съёмкам остатков корабля. Для этого, режиссёр вместе со своим братом Майком, поехал в Россию и договорился об аренде исследовательского корабля "Академик Мстислав Келдыш". Для подводных погружений были использованы батискафы "Мир-1" и "Мир-2", являвшиеся на то время двумя из пяти аппаратов в мире, способных опускаться на такую глубину. Кроме того, специально для съёмок на 3,6-километровой глубине, Майк разработал кинокамеры, корпусом для которых служил чистый титан, способный выдерживать гигантские давления. Для справки: подводное давление на титановый корпус камер составляло 1,5 млн. килограмм, на аппараты "Мир" - более сотни миллионов килограмм.
Всего было совершено 12 двойных (двумя подводными аппаратами одновременно) погружений, во время каждого из которых Кэмерон, находившийся в батискафах, мог отснять по 15 минут киноматериала. Такое малое количество времени было продиктовано ограниченным количеством плёнки, которую могла хранить камера.
Лишь малая часть отснятого материала была использована Кэмероном в фильме. В остальном же он был предназначен для помощи дизайнерам в воссоздании интерьера внутри корабля, а также для студий Digital Domain и Donald Pennington Inc., создававшим миниатюрные модели корабля.
Предчувствуя, что зрители пойдут на фильм, главным образом - ради сцены крушения корабля, Джеймс Кэмерон решил не скупиться на спецэффекты к фильму (что, в прочем он никогда не делал) и нанял для их производства целых 17 студий, среди которых можно выделить такие известные имена как: Industrial Light & Magic (ILM), Cinesite и VIFX. Главная же роль в их создании отводилась Digital Domain, под руководством супервайзера Роба Легато (Rob Legato), одним из основателей которой, как уже упоминалось ранее, являлся сам Кэмерон.
Начальные исследования Легато, состояли в изучении компакт-диска, содержавшего различные документальные сведения относительно Титаника. Во время изучения рассказов выживших пассажиров лайнера, у него возникало всё большее количество вопросов, с которыми он обращался к режиссёру. "Джим стал наилучшим экспертом по Титанику", - говорит Легато. "Это - одна из особенностей, благодаря которым он является таким отличным режиссёром. Он полностью погружал себя в историю, поэтому не пропускал ни одного клочка бумаги с результатами исследований".
Сам Кэмерон потратил годы на изучение истории корабля. Он общался со многими учёными и историками, включая Дона Линча (Don Lynch) и Кена Маршала (Ken Marshall), авторов книги "Титаник: Иллюстрированная история" ("The Titanic: An Illustrated History").
К тому времени, как Роб Легато стал супервайзером визуальных эффектов к фильму, Кэмерон успел написать нечто среднее - между простеньким сценарием и детальным описанием всех событий картины. Этот текст являлся основой для написания диалогов, создания историй каждого из героев "Титаника", а также стадии "превизуализации" (то же, что и "аниматика": простая трёхмерная анимация будущих сцен, которая облегчает поиск оптимального места для положения камеры, выбор необходимых движений актёров, а также, использование тех или иных спецэффектов). Для этого были использованы 7,5-метровая модель корабля и миниатюрная камера размером с губную помаду. Результаты превизуализации легли в основу постройки декораций и различных миниатюрных моделей, а также позволили определить, какие элементы кадров будут сняты "в живую", а какие будут созданы при помощи компьютерной графики.
В начале 1996 года, на побережье Rosarito Beach, находящимся в штате Baja California (Мексика), было начато строительство нового гигантского павильона студии 20th Century Fox, в котором должны были снимать большинство сцен для фильма. Там же, при помощи пяти тонн динамита, был создан бассейн с водоизмещением четыре миллиона литров, в котором в будущем будет "плавать" наибольшая модель в истории кинематографа.
Художнику-постановщику картины Питеру Ламонту (Peter Lamont), удалось получить у судостроительной компании Harland & Wolff копии чертежей Титаника. Используя их, а также дневник Томаса Эндрюса (Thomas Andrews), главного дизайнера корабля, строителями были начаты работы по постройке почти полной копии Титаника. Финальная модель созданного корабля достигает 231 м в длину, тогда как настоящий лайнер был всего на 34 метра длиннее. Именно на борту этого "корабля" были произведены съёмки актёров, заменённых позже в фильме на цифровых дублёров. "Благодаря съёмкам, на нашем макете корабля количество спецэффектов сократилось почти на тысячу эпизодов", - говорит продюсер картины Джон Ландау (Jon Landau).
По словам Роба Легато, одна из причин, по которым спецэффекты в "Титанике" выглядят настолько правдоподобными, является постоянное улучшение программно-аппаратных средств для контроля за положением кинокамер и "захвата движения".
"Мы использовали системы "захвата движения" для съёмок того, как персонажи фильма двигаются, стоят, сидят", - вспоминает он. "Затем мы сосканировали плёнку в компьютер и наложили наших актёров на их компьютерные модели".
Во время съёмок актёры были одеты в костюмы, обвешанные датчиками для "захвата движения". Их действия выглядели произвольными, хотя им заранее было сказано, что делать. Люди пожимали руки и представляли себя другим. Они пили чай, махали своим друзьям и выполняли другие движения, кажущиеся естественными и уместными в данном месте и данное время. В недрах Digital Domain была создана целая библиотека оцифрованных движений, которая была доступна каждому аниматору студии.
"Человек, отвечавший за процесс съёмок по "захвату движения", говорил: "Пусть три человека встанут туда и пожмут друг другу руку. Затем пускай трио других пройдёт позади этих". "В принципе, весь процесс напоминал обычные съёмки актёров в той или иной сцене. Затем наши художники, при помощи компьютеров "вырезали" лица и одежду настоящих актёров и накладывали её на цифровых дублёров. Мы также использовали данные со съёмок для эмуляции естественного освещения. Когда цифровые актёры ходят по палубе, они вступают как в затенённые, так и в, наоборот, более светлые участки, благодаря чему, достигается большее соответствие настоящим сценам, снятых Рассом (Рассел Карпентер (Russell Carpenter) оператор-постановщик фильма, - прим. авт.)".
Во время съёмок сцен с применением техники "захвата движения", были использованы услуги сорока актёров. Путём простого копирования трёхмерных моделей, в сценах крушения корабля, брало одновременное участие 1000 или более человек. По словам Роба Легато: "Джим мог бы нанять ещё одну тысячу человек, но их пришлось бы перевозить, кормить, одевать, а также нанять дополнительных мастеров для наложения макияжа. Моё правило во время съёмок фильма было простым: если что-то можно запечатлеть при помощи стандартной кинокамеры, мы снимаем на плёнку. Если же сцену или какой-либо объект в ней снять невозможно, мы используем компьютер. Для эпизодов, в которых пассажиры Титаника падают с большой высоты в воду, мы снимали настоящие брызги от падения обычных предметов, брошеных в океан. Вместо ожидаемых трёх недель на то, чтобы симулировать динамику всплесков воды при помощи компьютера, у нас ушёл всего час".
В продолжение темы о процессе съёмки падающих в воду людей, Легато отмечает, что после того, как отснятый киноматериал был сосканирован и перенесён в компьютер, аниматоры Digital Domain "удлинили" прыжки каскадёров с 6-метровой высоты до 21-метровой. При этом, была использована смоделированная на компьютере вода, позволявшая сделать столкновение с ней более драматичным и натуральным. Супервайзер объясняет, что даже самые лучшие каскадёры будут сжиматься непосредственно перед падением в воду.
Основным инструментом Digital Domain во время создания цифровой океанской воды к "Титанику", стало программное обеспечение, созданное компанией Arete при помощи анализа результатов спутниковой съёмки плывущих кораблей. По словам Легато, разработчики изучали динамику волн, оставляемых плывущими кораблями, исследовали влияние скорости ветра на волны, количество света, поглощаемое и отражаемое водой. Digital Domain улучшила программу путём добавления в неё возможности удаления виртуальной камеры на большие расстояния, а также создание разнообразных траекторий её полёта. Кроме того, были добавлены и другие параметры: возможность выбора высоты, углов съёмки, размеров линз, отражения неба в воде, а также объектов на, или в водной глади, отражающих солнечный свет.
Кроме трёхмерных пассажиров и воды, для создания спецэффектов к фильму, были необходимы миниатюрные модели Титаника музейной детализации, которых было построено несколько штук. Занимались этим, как уже упоминалось ранее, Digital Domain (DD) и Donald Pennington Inc (DPI).
Студиями были созданы: 7,5-м (масштаб 1:35, DD), 13-м (масштаб 1:20, DD) и 18-м (масштаб 1:14,5, DPI) модели, а также 44-м (масштаб 1:6, DPI) миниатюра, которую в процессе съёмок фильма разломают пополам (DPI), 7,5-м носовая (DD), 7-м и 15-м кормовые (DPI) части корабля. Обе студии также сотрудничали в процессе постройки полноразмерных копий субмарин "Мир".
Кроме них, в создании моделей участвовала ещё одна студия, Vision Crew, изготовлявшая для миниатюр Digital Domain детализированные части корабля, такие как: спасательные шлюпки, краны, пропеллеры, а также около 2000 иллюминаторов! Над созданием интерьеров Титаника отдельно от Digital Domain и Donald Pennington трудились и другие студии.
Содержание: | ||
• Стр.1 - Часть I • Стр.2 - Часть II |
Для того, чтобы не расписывать каждый насыщенный спецэффектами эпизод, мы лишь кратко рассмотрим наиболее запомнившиеся из них, а более подробно остановимся на самом процессе крушения корабля.
Теперь перейдём непосредственно к самому крушению корабля.
Как только генераторы корабля останавливаются, и пропадает свет, начинается наиболее насыщенная спецэффектами часть фильма. Практически каждый эпизод, каждая сцена, представляют собой компоузинг изображения. Например, во множестве сцен фигурирует звёздное небо, которое Digital Domain "налаживала" на основной видеоряд.
Стоит более подробно рассмотреть эпизод, в котором Титаник раскалывается надвое. Специально для него, по решению Легато, в недрах Digital Domain была построена копия кормовой части корабля в масштабе 1:4 (около 30 м). Всё съёмки проводились в специально отведённом для эпизодов крушения карьере, наполненном водой.
В сцене, когда кормовая часть корабля начинает стремительно подниматься относительно носовой, была использована 13-я модель, снятая при помощи оборудования, контролировавшего движение модели. Как только освещение на корабле пропадает, в ход была пущена другая, 44-метровая модель. Благодаря темноте сцены, Donald Pennington смогла сделать эту миниатюру менее детализированной. Кроме того, она изначально была лишена внутреннего освещения, что также облегчило работу студии.
В карьере был установлен специальный кран, который поднимал корму модели, после чего отпускал ее, и она ломалась на две части. Поскольку сцену необходимо было снять с различных углов обзора, процесс "поломки" Титаника повторялся ещё два раза. На ремонт места разлома, его закраску, а также привод механизмов крана в исходное состояние уходил целый день.
В дальнейшем, была использована третья модель - 15-метровая кормовая часть корабля (Donald Pennington), которую, при помощи всё того же крана, поставили вертикально по отношению к воде. Художники Digital Domain, анимировали весь процесс крушения Титаника на компьютере, используя смоделированную в Lightwave 3D трёхмерную модель корабля, благодаря чему "цифровые" пассажиры, без особых проблем могли быть "помещены" на поверхность миниатюр из основного видеоряда.
В финальной сцене, в которой кормовая часть Титаника вместе с Джеком и Розой уходит под воду, кран постепенно опускал модель в карьер, после чего художники Digital Domain добавили в кадры большее количество анимированных брызг и находящихся в воде людей.
В эпизодах после крушения, когда камера находится непосредственно возле лиц Джека и Розы, отчётливо виден пар, исходящий из их ртов. Для того чтобы не подвергать актёров опасности замёрзнуть по настоящему, плавая в ледяной воде, было решено заменить его цифровым.
Роб Легато снимал настоящий пар, исходящий от человека во время того, как он дышит, и сканировал отснятый материал в цифровой формат, после чего его можно было легко наложить на основной видеоряд. Операторы отсняли различные варианты пара, возникающего во время произношения актёрами своих фраз. На вопрос - "Почему бы изначально не смоделировать пар на компьютере", - Легато отвечает очень просто: "Наш метод более реалистичен".
Последними эпизодами, заслуживающими нашего внимания, являются появление на месте крушения корабля "Карпатия" и его последующее прибытие в Нью-Йорк (сцена, в которой Роза смотрит на Статую Свободы). Для ускорения работы над эпизодом Карпатия, в фильме была создана путём небольшой переделки трёхмерной модели, всё того же Титаника.
Об эпизоде со Статуей Свободы, можно сказать лишь то, что, когда "Карпатия" приплыла в Нью-Йорк, статуя была ещё не достроена. Тем не менее, Digital Domain построившая модель статуи, не удосужилась соответствовать историческим фактам в этот раз (действие фильма, напомним, происходит в 1912 году) и создала статую в её окончательном варианте.
Стоит отметить, что из-за немалого объёма статьи, "за кадром" остались незаметные для глаз спецэффекты. Если в двух словах, это: смоделированная на компьютере вода, заполняющая пространство внутри корабля, большое количество закрашенных страховочных тросов, изымание из кадров не нужных в данной сцене актёров, миниатюрные модели внутренней части корабля (например, двигательный отсек в масштабе 1:3, созданный студией Brazil Design) и т.д.
По словам критиков, спецэффекты к "Титанику" являются наиболее совершенными с визуальной точки зрения среди всех фильмов 1997 года. Не даром, когда стадия постановки "Титаника" подходила к своему завершению, в недрах одной только студии Digital Domain над ним работало около 300 человек.
Используя немалый бюджет фильма, студия смогла приобрести к уже имеющимся в своём распоряжении рабочим станциям и графическим серверам SGI, новое аппаратное обеспечение, позволявшее заметно ускорить рендеринг трёхмерных сцен. После проведённых исследований рынка, по соотношению цена/производительность выигрывали рабочие станции на базе процессоров DEC Alpha, поэтому было решено остановить свой выбор именно на них. Всего Digital Domain приобрела 160 компьютеров с процессорами Alpha 21164, работающими на частоте 433 МГц. Из них 105 машин под управлением модифицированной ОС Linux были задействованы в рендеринг-фабрике, а остальные 55 были отданы художникам и аниматорам. Поскольку основным инструментарием студии было ПО Lightwave 3D и Arete, эти 55 рабочих станций работали под Windows NT.
Просчёт одного кадра, в котором фигурировала трёхмерная вода, занимал приблизительно 45 минут, в результате чего генерировалось несколько сотен Мбайт данных, хранившихся на RAID-массивах. При этом, по словам Дэрила Штрауса (Daryll Strauss), инженера программного обеспечения в Digital Domain, скорость работы всей системы была в 3,5 раза больше, чем у старых SGI-серверов, использовавшихся студией раньше.
Между июнем и августом 1997 года, когда этап "постпродакшн" был в самом разгаре, рендеринг-фабрикой Digital Domain было просчитано более 300000 кадров. При этом она работала непрерывно 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. В студии 20th Century Fox в Мексике, у Джеймса Кэмерона была своя собственная рабочая станция на базе DEC Alpha под управлением Windows NT, а также цифровой видеомагнитофон. По словам Роба Легато: "Мы посылали ему на Zip-диске обработанные нами эпизоды в сверхвысоком разрешении. Джим мог проиграть их кадр-за-кадром в любом направлении, для чего не требовалось использование целой монтажной студии".
В заключении супервайзер отмечает, что некоторые из эффектов, созданных студией Digital Domain для "Титаника", было бы просто невозможно сделать ещё год назад, и что компьютеры постепенно становятся неотъемлемой частью процесса их производства. Тем не менее, без творческого человека они являются лишь куском железа.
"Вы можете использовать компьютер для постройки декораций, но вам всё - равно нужны режиссёр, художник - постановщик картины и оператор. История индустрии компьютерных спецэффектов состоит в постоянном улучшении средств для их создания. У нас появляются всё более совершенные камеры и линзы, а теперь ещё и более мощные компьютеры. Мы называем это прогрессом. Но единственное, что никогда не изменится - нужда в творческой силе, способной правильно им воспользоваться".
Выход фильма, заявленного на 25 июля 1997 года, в связи с затянувшимся этапом "постпродакшн" (главным образом, спецэффекты) был отложен до декабря, что вызвало бурю негодования, как среди нетерпеливых зрителей, так и злорадствующих критиков. Они порочили "Титанику" такую же судьбу, какая постигла корабль: снятый за 200 млн. долларов (ещё 20 млн. ушло на рекламу), фильм должен был провалиться в прокате.
Тем не менее, как и другие картины Кэмерона, "Титаник" ждал успех. Премьера фильма состоялась 1 ноября на фестивале Tokyo International Film Festival в Токио, Япония. Официальная дата выхода фильма в широкий прокат - 19 декабря 1997 года.
К 18 января 1998 года, когда кассовые сборы "Титаника" в США перевалили за 250 млн. долл., он был удостоен награды "Золотой Глобус" в номинациях: "Лучшая драма", "Лучший режиссёр", "Лучшее музыкальное сопровождение" и "Лучший саундтрек". 10 февраля картина была выставлена на 14 номинаций кинопремии "Оскар", и 23 марта победил в 11 из них. К этому времени на счету фильма было более 400 млн. долларов, собранных в американских кинотеатрах.
За всё же время проката, "Титаник" собрал более 600 с половиной млн. долл. в США и почти 1,9 млрд. долл. по всему миру, став тем самым прибыльным фильмом за всю историю кинематографа. Поспорить с ним за право первого места может лишь фильм "Унесённые ветром" ("Gone With the Wind") 1939 года выпуска, но лишь при условии учёта инфляции доллара за более чем полувековой период. Но даже в таком случае, "Титаник" до сих пор остаётся самым дорогим фильмом в истории человечества. Кроме того, фильм получил следующие неофициальные титулы: "2-й фильм, продержавшийся наибольшее количество недель на верхней строчке чарта кассовых сборов" (15 недель), "Первый фильм, максимально быстро преодолевший отметку 400 млн. (66 дней), 500 млн. (98 дней) и 600 млн. (252 дня) долларов в кассовых сборах в США".
Ещё до начала работ над "Титаником", Джеймс Кэмерон хотел снять фильм про одного из наиболее популярных героев американских комиксов - Спайдермена. Но существовавшие на тот момент (1994 год) компьютеры и программное обеспечение ещё не были готовы к производству визуальных эффектов такого уровня сложности (об использовании традиционных техник и речи быть не могло), что заставило режиссёра повременить с воплощением своей мечты в реальность.
"Титаник" же принёс Кэмерону огромную популярность и позволил на время забыть о работе и заняться любимым занятием - дайвингом. Через некоторое время у режиссёра, а также его брата Майка, созрела очередная идея: снять документальную ленту про Титаник, сделав при этом основной упор на внутренней части затонувшего судна. Кроме того, было решено делать фильм в 3D-формате, рассчитанном на просмотр в поляризационных очках в кинотеатрах IMAX.
Сказано - сделано. Картина "Призраки глубины" ("Ghosts of the Abyss") вышла в прокат 11 апреля 2003 года и заработала свыше 28 млн. долл. (чтобы сумма не казалась столь маленькой, учтите, что фильм показывали всего в 97 кинотеатрах IMAX по всему миру).
Специально для съёмок под водой, Майком и его помощниками, была спроектирована система, состоявшая из двух камер Panavision, размещённых на расстоянии 69 мм одна от другой, а также более лёгкого корпуса из титанового сплава, позволившего облегчить общую массу всей установки в десять раз - с 120 до 12 кг. В помощь камерам была разработана система подводного освещения под названием "Медуза", обладавшая мощностью 12 кВт. Питание к ней (а это 2000 Вольт!) подавалось с поверхности при помощи экранированного кабеля.
Кроме того, командой Майка были построены два новых дистанционно управляемых подводных робота, названных "Джейк" и "Элвуд". С их помощью режиссёр собирался проникнуть внутрь передней части корпуса Титаника.
В результате серии погружений, в которых опять не обошлось без помощи российских подводников корабля "Академик Мстислав Келдыш", а также батискафов "Мир-1" и "Мир-2", Кэмероном было отснято 100 часов киноматериала, 45 минут из которых в конечном итоге составили версию фильма, предназначенного для показа в кинотеатрах. Кроме того, специально для домашнего просмотра была смонтирована "двухмерная" версия фильма, длина которой, правда, была увеличена до обычных 90 минут.
Своё мнение по поводу фильмов в 3D-формате, радужное будущее которым пророчат режиссёры "первого эшелона", Кэмерон объясняет очень просто: "Чтобы заманить зрителя в кинотеатр, ему необходимо предложить незабываемые впечатления. Я думаю, 3D может стать в этом незаменимым помощником".
Недавно свет увидела коллекционная 2-х или 4-дисковая DVD-версия фильма "Титаник", в которой, с лёгкой руки Кэмерона, содержится несколько интересных составляющих: помимо самого фильма с тремя различными сопроводительными комментариями, присутствуют 45 минут удалённых сцен, 9-минутная альтернативная концовка, а также 50 минут разнообразного видео о съёмках картины. В общем, поклонники фильма должны остаться довольны.
P.S: Так, для справки: общая длина 70-мм плёнки, использованной во время 163-дневного периода 12-часовых съёмок фильма "Титаник", равняется 400000 метров!