Сегодня 29 марта 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Аналитика

"Титаник". Спецэффекты в фильме

⇣ Содержание

Кратко о главном.

Для того, чтобы не расписывать каждый насыщенный спецэффектами эпизод, мы лишь кратко рассмотрим наиболее запомнившиеся из них, а более подробно остановимся на самом процессе крушения корабля.


 TITANIC
"В этом кадре фигурирует Титаник, построенный в Rosarito Beach. В других эпизодах, во время которых Титаник выходит из гавани в открытое море, Digital Domain добавила "цифровых" людей, машины, портовые краны, буксиры и парусник"

 TITANIC
"Для съёмки дельфинов, плывущих перед килем корабля, были использованы как дрессированные млекопитающие, так и их компьютерные аналоги, созданные анимированные и наложенные на основной видеоряд студией Hammerhead Productions"

 TITANIC
"Кадр, ставший "визитной карточкой" фильма. Джек и Роза стоят на носу корабля. Сцена была снята "классическим" способом: актёры на фоне "зелёного" экрана (таким же образом была снята похожая сцена с Джеком и Фабрицио). В реальности эта часть корабля была ограждена и недоступна пассажирам. Кэмерон знал этот факт, но хотел, чтобы кадры были сняты с наиболее оптимального положения, демонстрирующего не только влюблённых, но и гигантские размеры лайнера"

 TITANIC
"Хотя здесь вы не найдёте ни одного спецэффекта, тем не менее, думаю, Вам будет интересно узнать, что Розу рисовал не ДиКаприо, а сам режиссёр Кэмерон. Именно его руки можно увидеть на этом кадре"

 TITANIC

 TITANIC

 TITANIC

"Очень профессионально выполненное "перевоплощение" молодой Розы в пожилую. Для создания морфинга, обе актрисы были сняты камерами, чьё движение контролировалось при помощи компьютера, после чего Digital Domain добавила постепенно возникающие морщины и изменила цвет кожи"

 TITANIC
"Айсберг, с которым сталкивается Титаник, на самом деле был сделан из пенообразователя, покрытого стекловолокном и воском. Во время съёмок картины среди съёмочной команды ходила шутка о том, что японское чудовище Годзилла потопило корабль, поэтому внутри "айсберга" были помещены три пластиковых фигурки монстра, служившие также укрепляющим элементом всей конструкции. Компоузингом всех сцен, в которых присутствует айсберг, занимались студии Digital Domain и Light Matters"

 TITANIC

 TITANIC

"В эпизодах, в которых Титаник постепенно погружается в воду, были использованы, в основном, 13-ти метровая копия всего корабля (верхний кадр), а также 7-ми метровая носовая часть (нижний кадр)"

 TITANIC
"Сцена с так называемыми "невидимыми" спецэффектами: вода, постепенно прибывающая в коридор, была создана и анимирована при помощи компьютера, после чего наложена на основной видеоряд студией BFTR"

 TITANIC
"И снова о воде. В эпизоде, в котором Джек и Роза ищут путь на верхнюю палубу корабля, они убегают от потока воды, который несётся за ними по коридору. Для того чтобы в процессе съёмок у актёров не возникло травм, вместо них были сняты бегущие каскадёры. Digital Domain было поручено заменить их лица лицами ДиКаприо и Уинслет"

Теперь перейдём непосредственно к самому крушению корабля.


 TITANIC
"Для съёмок этой сцены были использованы: миниатюра, созданная Vision Crew, настоящая и "цифровая" вода, компьютерные дублёры, а также "зелёный" экран для съёмки шлюпки с людьми"

Как только генераторы корабля останавливаются, и пропадает свет, начинается наиболее насыщенная спецэффектами часть фильма. Практически каждый эпизод, каждая сцена, представляют собой компоузинг изображения. Например, во множестве сцен фигурирует звёздное небо, которое Digital Domain "налаживала" на основной видеоряд.


 TITANIC
"Во время съёмок последних эпизодов крушения корабля в каждом кадре студией Digital Domain были использованы более 100 цифровых дублёров, имевшие свой собственный "срок службы", по истечению которого, скребя ногами по палубе, они скатывались в воду"

Стоит более подробно рассмотреть эпизод, в котором Титаник раскалывается надвое. Специально для него, по решению Легато, в недрах Digital Domain была построена копия кормовой части корабля в масштабе 1:4 (около 30 м). Всё съёмки проводились в специально отведённом для эпизодов крушения карьере, наполненном водой.

В сцене, когда кормовая часть корабля начинает стремительно подниматься относительно носовой, была использована 13-я модель, снятая при помощи оборудования, контролировавшего движение модели. Как только освещение на корабле пропадает, в ход была пущена другая, 44-метровая модель. Благодаря темноте сцены, Donald Pennington смогла сделать эту миниатюру менее детализированной. Кроме того, она изначально была лишена внутреннего освещения, что также облегчило работу студии.

В карьере был установлен специальный кран, который поднимал корму модели, после чего отпускал ее, и она ломалась на две части. Поскольку сцену необходимо было снять с различных углов обзора, процесс "поломки" Титаника повторялся ещё два раза. На ремонт места разлома, его закраску, а также привод механизмов крана в исходное состояние уходил целый день.


 TITANIC
"Для полной готовности эпизода специалистами Digital Domain были добавлены цифровые люди, а также звёздное небо"

В дальнейшем, была использована третья модель - 15-метровая кормовая часть корабля (Donald Pennington), которую, при помощи всё того же крана, поставили вертикально по отношению к воде. Художники Digital Domain, анимировали весь процесс крушения Титаника на компьютере, используя смоделированную в Lightwave 3D трёхмерную модель корабля, благодаря чему "цифровые" пассажиры, без особых проблем могли быть "помещены" на поверхность миниатюр из основного видеоряда.


 TITANIC
"Фон позади Роуз является компьютерным макетом, как всегда, наложенным после того, как актрису сняли на фоне "зелёного" экрана"

В финальной сцене, в которой кормовая часть Титаника вместе с Джеком и Розой уходит под воду, кран постепенно опускал модель в карьер, после чего художники Digital Domain добавили в кадры большее количество анимированных брызг и находящихся в воде людей.


 TITANIC
"Для создания этого эпизода, вначале была произведена съёмка небольшой группы людей, находящихся в воде, после чего студия POP Film клонировала их для увеличения общей численности. Поскольку эпизод снимался в Мексике, а не в Атлантическом океане, студиям VIFX и Cinesite, было поручено заменить звёзды и созвездия на те, которые были бы видны именно с точки крушения корабля. Была использована та же карта звёздного неба, которую использовала в своей работе Digital Domain"

В эпизодах после крушения, когда камера находится непосредственно возле лиц Джека и Розы, отчётливо виден пар, исходящий из их ртов. Для того чтобы не подвергать актёров опасности замёрзнуть по настоящему, плавая в ледяной воде, было решено заменить его цифровым.

Роб Легато снимал настоящий пар, исходящий от человека во время того, как он дышит, и сканировал отснятый материал в цифровой формат, после чего его можно было легко наложить на основной видеоряд. Операторы отсняли различные варианты пара, возникающего во время произношения актёрами своих фраз. На вопрос - "Почему бы изначально не смоделировать пар на компьютере", - Легато отвечает очень просто: "Наш метод более реалистичен".


 TITANIC
"Во время прощальной речи Джека из его рта и ноздрей вылетает пар, компоузингом которого занималась VIFX. Количество эпизодов, в которых студия добавила пар, превышает 100 штук"

Последними эпизодами, заслуживающими нашего внимания, являются появление на месте крушения корабля "Карпатия" и его последующее прибытие в Нью-Йорк (сцена, в которой Роза смотрит на Статую Свободы). Для ускорения работы над эпизодом Карпатия, в фильме была создана путём небольшой переделки трёхмерной модели, всё того же Титаника.


 TITANIC
"Шлюпка с людьми была снята на фоне "зелёного экрана", позже вместо которого Digital Domain разместила рисованный фон, созданный студией Matte World Digtial"

Об эпизоде со Статуей Свободы, можно сказать лишь то, что, когда "Карпатия" приплыла в Нью-Йорк, статуя была ещё не достроена. Тем не менее, Digital Domain построившая модель статуи, не удосужилась соответствовать историческим фактам в этот раз (действие фильма, напомним, происходит в 1912 году) и создала статую в её окончательном варианте.


 TITANIC
"Для создания эпизода студией Digiscope, был произведён компоузинг Статуи Свободы на основной видеоряд, снятый на фоне "зелёного экрана"

Стоит отметить, что из-за немалого объёма статьи, "за кадром" остались незаметные для глаз спецэффекты. Если в двух словах, это: смоделированная на компьютере вода, заполняющая пространство внутри корабля, большое количество закрашенных страховочных тросов, изымание из кадров не нужных в данной сцене актёров, миниатюрные модели внутренней части корабля (например, двигательный отсек в масштабе 1:3, созданный студией Brazil Design) и т.д.


 TITANIC
"Актёры, игравшие рабочих, были сняты на фоне "зелёного экрана", после чего студия VIFX произвела компоузинг сцены с миниатюрой, построенной студией Brazil Design"

Инструментарий.

По словам критиков, спецэффекты к "Титанику" являются наиболее совершенными с визуальной точки зрения среди всех фильмов 1997 года. Не даром, когда стадия постановки "Титаника" подходила к своему завершению, в недрах одной только студии Digital Domain над ним работало около 300 человек.

Используя немалый бюджет фильма, студия смогла приобрести к уже имеющимся в своём распоряжении рабочим станциям и графическим серверам SGI, новое аппаратное обеспечение, позволявшее заметно ускорить рендеринг трёхмерных сцен. После проведённых исследований рынка, по соотношению цена/производительность выигрывали рабочие станции на базе процессоров DEC Alpha, поэтому было решено остановить свой выбор именно на них. Всего Digital Domain приобрела 160 компьютеров с процессорами Alpha 21164, работающими на частоте 433 МГц. Из них 105 машин под управлением модифицированной ОС Linux были задействованы в рендеринг-фабрике, а остальные 55 были отданы художникам и аниматорам. Поскольку основным инструментарием студии было ПО Lightwave 3D и Arete, эти 55 рабочих станций работали под Windows NT.


 TITANIC
"Комната, в которой была установлена "рендеринг-фабрика" из станций на базе DEC Alpha. Всего же во время производства спецэффектов к фильму были задействованы приблизительно 350 процессоров SGI MIPS, 200 процессоров DEC Alpha и 5 Терабайт дискового пространства"

Просчёт одного кадра, в котором фигурировала трёхмерная вода, занимал приблизительно 45 минут, в результате чего генерировалось несколько сотен Мбайт данных, хранившихся на RAID-массивах. При этом, по словам Дэрила Штрауса (Daryll Strauss), инженера программного обеспечения в Digital Domain, скорость работы всей системы была в 3,5 раза больше, чем у старых SGI-серверов, использовавшихся студией раньше.

Между июнем и августом 1997 года, когда этап "постпродакшн" был в самом разгаре, рендеринг-фабрикой Digital Domain было просчитано более 300000 кадров. При этом она работала непрерывно 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. В студии 20th Century Fox в Мексике, у Джеймса Кэмерона была своя собственная рабочая станция на базе DEC Alpha под управлением Windows NT, а также цифровой видеомагнитофон. По словам Роба Легато: "Мы посылали ему на Zip-диске обработанные нами эпизоды в сверхвысоком разрешении. Джим мог проиграть их кадр-за-кадром в любом направлении, для чего не требовалось использование целой монтажной студии".

В заключении супервайзер отмечает, что некоторые из эффектов, созданных студией Digital Domain для "Титаника", было бы просто невозможно сделать ещё год назад, и что компьютеры постепенно становятся неотъемлемой частью процесса их производства. Тем не менее, без творческого человека они являются лишь куском железа.

"Вы можете использовать компьютер для постройки декораций, но вам всё - равно нужны режиссёр, художник - постановщик картины и оператор. История индустрии компьютерных спецэффектов состоит в постоянном улучшении средств для их создания. У нас появляются всё более совершенные камеры и линзы, а теперь ещё и более мощные компьютеры. Мы называем это прогрессом. Но единственное, что никогда не изменится - нужда в творческой силе, способной правильно им воспользоваться".

"Титанический" результат.

Выход фильма, заявленного на 25 июля 1997 года, в связи с затянувшимся этапом "постпродакшн" (главным образом, спецэффекты) был отложен до декабря, что вызвало бурю негодования, как среди нетерпеливых зрителей, так и злорадствующих критиков. Они порочили "Титанику" такую же судьбу, какая постигла корабль: снятый за 200 млн. долларов (ещё 20 млн. ушло на рекламу), фильм должен был провалиться в прокате.

Тем не менее, как и другие картины Кэмерона, "Титаник" ждал успех. Премьера фильма состоялась 1 ноября на фестивале Tokyo International Film Festival в Токио, Япония. Официальная дата выхода фильма в широкий прокат - 19 декабря 1997 года.

К 18 января 1998 года, когда кассовые сборы "Титаника" в США перевалили за 250 млн. долл., он был удостоен награды "Золотой Глобус" в номинациях: "Лучшая драма", "Лучший режиссёр", "Лучшее музыкальное сопровождение" и "Лучший саундтрек". 10 февраля картина была выставлена на 14 номинаций кинопремии "Оскар", и 23 марта победил в 11 из них. К этому времени на счету фильма было более 400 млн. долларов, собранных в американских кинотеатрах.

За всё же время проката, "Титаник" собрал более 600 с половиной млн. долл. в США и почти 1,9 млрд. долл. по всему миру, став тем самым прибыльным фильмом за всю историю кинематографа. Поспорить с ним за право первого места может лишь фильм "Унесённые ветром" ("Gone With the Wind") 1939 года выпуска, но лишь при условии учёта инфляции доллара за более чем полувековой период. Но даже в таком случае, "Титаник" до сих пор остаётся самым дорогим фильмом в истории человечества. Кроме того, фильм получил следующие неофициальные титулы: "2-й фильм, продержавшийся наибольшее количество недель на верхней строчке чарта кассовых сборов" (15 недель), "Первый фильм, максимально быстро преодолевший отметку 400 млн. (66 дней), 500 млн. (98 дней) и 600 млн. (252 дня) долларов в кассовых сборах в США".

Возвращение на Титаник.

Ещё до начала работ над "Титаником", Джеймс Кэмерон хотел снять фильм про одного из наиболее популярных героев американских комиксов - Спайдермена. Но существовавшие на тот момент (1994 год) компьютеры и программное обеспечение ещё не были готовы к производству визуальных эффектов такого уровня сложности (об использовании традиционных техник и речи быть не могло), что заставило режиссёра повременить с воплощением своей мечты в реальность.

"Титаник" же принёс Кэмерону огромную популярность и позволил на время забыть о работе и заняться любимым занятием - дайвингом. Через некоторое время у режиссёра, а также его брата Майка, созрела очередная идея: снять документальную ленту про Титаник, сделав при этом основной упор на внутренней части затонувшего судна. Кроме того, было решено делать фильм в 3D-формате, рассчитанном на просмотр в поляризационных очках в кинотеатрах IMAX.


 TITANIC
"Джеймс Кэмерон в батискафе "Мир" во время съёмок "Призраков глубины"

Сказано - сделано. Картина "Призраки глубины" ("Ghosts of the Abyss") вышла в прокат 11 апреля 2003 года и заработала свыше 28 млн. долл. (чтобы сумма не казалась столь маленькой, учтите, что фильм показывали всего в 97 кинотеатрах IMAX по всему миру).

Специально для съёмок под водой, Майком и его помощниками, была спроектирована система, состоявшая из двух камер Panavision, размещённых на расстоянии 69 мм одна от другой, а также более лёгкого корпуса из титанового сплава, позволившего облегчить общую массу всей установки в десять раз - с 120 до 12 кг. В помощь камерам была разработана система подводного освещения под названием "Медуза", обладавшая мощностью 12 кВт. Питание к ней (а это 2000 Вольт!) подавалось с поверхности при помощи экранированного кабеля.

Кроме того, командой Майка были построены два новых дистанционно управляемых подводных робота, названных "Джейк" и "Элвуд". С их помощью режиссёр собирался проникнуть внутрь передней части корпуса Титаника.

В результате серии погружений, в которых опять не обошлось без помощи российских подводников корабля "Академик Мстислав Келдыш", а также батискафов "Мир-1" и "Мир-2", Кэмероном было отснято 100 часов киноматериала, 45 минут из которых в конечном итоге составили версию фильма, предназначенного для показа в кинотеатрах. Кроме того, специально для домашнего просмотра была смонтирована "двухмерная" версия фильма, длина которой, правда, была увеличена до обычных 90 минут.

Своё мнение по поводу фильмов в 3D-формате, радужное будущее которым пророчат режиссёры "первого эшелона", Кэмерон объясняет очень просто: "Чтобы заманить зрителя в кинотеатр, ему необходимо предложить незабываемые впечатления. Я думаю, 3D может стать в этом незаменимым помощником".

Подарок.

Недавно свет увидела коллекционная 2-х или 4-дисковая DVD-версия фильма "Титаник", в которой, с лёгкой руки Кэмерона, содержится несколько интересных составляющих: помимо самого фильма с тремя различными сопроводительными комментариями, присутствуют 45 минут удалённых сцен, 9-минутная альтернативная концовка, а также 50 минут разнообразного видео о съёмках картины. В общем, поклонники фильма должны остаться довольны.

P.S: Так, для справки: общая длина 70-мм плёнки, использованной во время 163-дневного периода 12-часовых съёмок фильма "Титаник", равняется 400000 метров!

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Microsoft защитила клиентские ИИ-приложения от галлюцинаций 31 мин.
Gearbox отметила уход от Embracer увольнением «бесчисленного множества» сотрудников 38 мин.
ИИ-стартап Илона Маска X.ai представил обновлённую нейросеть Grok-1.5 — она стала ближе к GPT-4 59 мин.
Пользователи Telegram из России, Украины и Беларуси смогут заблокировать сообщения от незнакомцев 60 мин.
«Золотая лихорадка закончилась»: инди-разработчикам стало невыгодно делать свои игры эксклюзивами Epic Games Store и Game Pass 2 ч.
Крупное обновление добавило в No Man’s Sky возможность создавать собственные космические корабли — фанаты мечтали об этом с 2016 года 13 ч.
CD Projekt раскрыла, как продвигается разработка The Witcher 4, и похвасталась успехами Cyberpunk 2077 13 ч.
Громкие анонсы «без рекламы и лишней болтовни»: ведущие инди-разработчики устроят собственную игровую презентацию The Triple-i Initiative 15 ч.
Databricks представила открытую LLM DBRX, превосходящую GPT-3.5 Turbo 15 ч.
«Всегда обидно, когда хейтеры оказываются правы»: Earthblade от авторов Celeste не выйдет и в 2024 году 16 ч.