Выпуск новых GPU компанией NVIDIA послужил не только поводом для снижения цен на старую продукцию, но и поводом для других шагов, направленных на скорейшую утилизацию оставшихся запасов графических процессоров предыдущего поколения. Так очень часто на прилавках можно встретить видеокарты с громким названием GeForce 6800XT, по очень привлекательной цене, что многих вводит в заблуждение. Сам GeForce 6800XT от GeForce 6800LE отличается лишь поддержкой SLI и работой с памятью DDR2/DDR3, но сегодня это скорее способ избавиться от чипов GeForce 6800 (NV41/42), составляющих конкуренцию GeForce 7600. А для того, чтобы забыть и о NV43 в игру включаются производители видеокарт, создающие новые недорогие и интересные покупателю продукты на основе старых компонентов, например GeForce 6600GT с памятью DDR2.
Видеокарта к нам на тестирование попала в OEM-комплектации: в антистатическом пакете, кроме нее самой, находилось краткое руководство по установке и компакт-диск с драйверами и программным обеспечением.
Видеокарта выполнена на текстолите красного цвета, по габаритам она таких же размеров как и всё семейство 6800, но с упрощенной схемой питания, что сразу же бросается в глаза свободными посадочными местами на PCB.
Обратная сторона платы усеяна мелкими компонентами, здесь же имеются наклейки уточняющие модель и другие характеристики.
Для вывода изображения имеются все необходимые интерфейсы: TV-out, DVI и D-Sub. Функциями захвата видео карта не обладает.
Система охлаждения, крепящаяся двумя подпружиненными винтами, представляет из себя цельный медный радиатор и вентилятор средней шумности. Контакт с GPU происходит через вязкий термоинтерфейс, а с чипами памяти через термопрокладки. Чтобы предотвратить повреждение графического процессора при установке кулера, имеется силиконовый ограничитель (прозрачный горбик снизу радиатора).
Сняв систему охлаждения можно увидеть вполне стандартную основу для видеокарты серии 6800, но с упрощенной схемой питания и с пустым посадочным местом для чипа VIVO.
Графический процессор NVIDIA GeForce 6800XT (NV41XT) по своим конвейерным характеристикам больше походит на GeForce 6600GT и имеет преимущество лишь в один вершинный конвейер, т.е. у него 4 вершинных и 8 пиксельных конвейеров. Однако, помимо сходства в количестве конвейеров, имеется и существенное отличие, GeForce 6800XT унаследовал 256-битную шину памяти от старших чипов семейства. Рабочая тактовая частота видеоядра составляет 325 МГц. Благодаря хорошей системе охлаждения этот GPU удалось разогнать до 433 МГц, но разблокировать недостающие конвейеры с помощью RivaTuner v2.0 RC 15.8 не удалось, что, скорее, является правилом, чем исключением.
На видеокарте установлено 128 Мб видеопамяти 8-ю микросхемами DDR2 производства Hynix. Чипы памяти имеют время выборки 2,8 нс и работают на частоте 600 МГц, что на 100 МГц ниже номинала и рекомендованных частот. Частотную ситуацию исправляет разгон - память стабильно работает на частоте 840 МГц.
Продукция Point of View легко узнается по красочному стилизованному оформлению упаковки - на сей раз на нас смотрит "добрым" взглядом хамелеончик. Сама коробка сообщает почти всю необходимую информацию и даже подчеркивает качество продукции трехлетней гарантией.
В комплект поставки входит многое необходимое: переходник 15-pin D-Sub на DVI, переходник S-Video на Composite и его удлинитель. Неплохо бы еще иметь удлинитель S-Video и переходник для HDTV, но учитывая цену видеокарты, к комплектации переходниками и удлинителями претензий нет.
Кроме перечисленного, в комплекте присутствуют краткое руководство по установке видеокарты и CD-диск с драйверами. Недостатком руководства является его универсальность, т.е. оно не именно для этой видеокарты, а для всех видеокарт производимых Point of View.
Внешний вид видеокарты немного необычен - половину фронтальной стороны закрывает система охлаждения с тепловой трубкой, но о ней чуть ниже. Интересно еще и то, что уже с первого взгляда виден оригинальный дизайн печатной платы - видимо желание использовать другой тип памяти заставило серьезно переработать PCB.
Обратная сторона видеокарты усеяна мелкими компонентами и наклейками, на одной из которых четко указана модель карты, на каком GPU она основана и какой тип памяти использует.
Набор портов для вывода изображения вполне стандартен: TV-out, DVI и D-Sub.
Система охлаждения видеокарты имеет не очень обычный вид: большой алюминиевый, оформленный под медь, радиатор с небольшим среднешумным вентилятором и медная тепловая трубка, которая должна обеспечить равномерное распределение отводимого тепла по всему радиатору. Такой кулер вполне успешно справляется со своими обязанностями, но, к сожалению, не имеет контакта с чипами памяти. Крепится система охлаждения при помощи четырех пластмассовых защелок, что не совсем удобно, но вполне надежно, а силиконовые ограничители защищают GPU от скола при установке.
Без системы охлаждения видна вся уникальность PCB, разработанной специально для использования GeForce 6600GT совместно с памятью DDR2 (сравните с MSI NX6600GT или GigaByte GeForce 6600GT SILENT-PIPE). Кроме того, плата не имеет дополнительного разъема питания, что не свойственно для GeForce 6600GT c 256 Мб видеопамяти. С другой стороны, бюджетность продукта подчеркивается не просто отсутствием чипа VIVO, а даже места для его установки.
Сам же графический процессор NV43 (GF-6600-GT) имеет лишь одну особенность - по умолчанию рабочая тактовая частота составляет 510 МГц, что на 10 МГц выше рекомендованной. Напомним, что GeForce 6600GT имеет 8 пиксельных и 3 вершинных конвейера, а к видеопамяти обращается через 128-битный интерфейс. Разгон GPU выдающимся не назовешь - только 535 МГц.
Видеокарта имеет 256 Мб видеопамяти "на борту", которая набрана 8-ю микросхемами DDR2 со временем выборки 2,5 нс. Все микросхемы, производства Infineon, расположены на лицевой стороне PCB и работают на номинальной частоте 800 МГц. Видеопамять имеет неплохой разгонный потенциал - 930 МГц.
Тестирование производилось на следующем стенде:
Материнская плата
|
ECS KN1SLI Extreme nForce4 SLI
|
Процессор
|
AMD Athlon 64 3200+ (2,00 ГГц, 512 Kб, Socket 939)
|
Память
|
2х DDR400 512 Mб PQI PC3200
|
Жесткий диск
|
Samsung HD080HJ 80 Гб 7200 rpm 8 Мб SATA-300
|
Блок питания
|
SuperPower 480X 480 В
|
Операционная система
|
Microsoft Windows XP SP2
|
Драйверы
|
ATI Catalyst 6.4 WHQL
NVIDIA ForceWare 84.21 WHQL
|
Наиболее вероятными ценовыми конкурентами для обеих видеокарт будут решения на базе ATi Radeon X1600PRO - сравним с одним из них, производства ASUS. Кроме того, примерно столько же стоит обычный GeForce 6600GT со 128 Мб видеопамяти. Немного дороже будут видеокарты на GeForce 6800GS и Radeon X1600XT - оценим отставание вызванное экономией. Кроме того, на диаграммах представлены две видеокарты на Radeon X1600XT - это небольшое сравнение продуктов Sapphire и ASUS внутри сегодняшнего сравнения, т.к. представилась возможность протестировать обе видеокарты в одинаковых условиях.
Первый тест на "грубую работу" в OpenGL, и видеокарты расположились в прямом соответствии с рабочими частотами, при этом карты с 256-битным интерфейсом памяти имеют привилегированное положение.
По результатам в различных версиях тестового пакета Futuremark 3DMark прослеживается влияние на результат не только рабочих тактовых частот, но и архитектурных особенностей и объема видеопамяти. Практически всегда MSI NX6800XT-TD128E уступает конкурентам, не спасает положение лишний вершинный конвейер и широкая шина памяти - только разгон способен исправить ситуацию, но даже в этом случае 128 Мб видеопамяти не дадут использовать тяжелые графические режимы. А для GeForce 6600GT DDR2 в тяжелых режимах спасительным является больший объем видеопамяти. Хотя с Radeon X1600PRO обе видеокарты справиться не в состоянии. Что же покажут тесты в настоящих играх?
Не отягощенная сложными вычислениями Quake 3 признает самой сбалансированной архитектурой честную GeForce 6600GT, т.е. с DDR3.
В Far Cry все не так прозрачно - после включения HDR на разогнанном GeForce 6800XT раскрывается весь архитектурный потенциал.
К сожалению, результаты из Far Cry в Half-Life 2 не повторяются - здесь GeForce 6800XT находится в полном проигрыше. Что касается GeForce 6600GT DDR2, то больший объем памяти, пусть и не очень быстрой, не дает отстать от GeForce 6600GT DDR3, а после разгона видеокарта показывает очень достойный результат.
Результаты замера производительности в Serious Sam 2, Doom 3 и Quake 4 показывают, что только разгон способен сделать из GeForce 6800XT конкурентоспособный продукт.
И только в F.E.A.R., который требователен как к скорости выполнения вершинных и пиксельных операций, так и к скорости обмена с видеопамятью и ее объему, GeForce 6800XT вырывается вперед, а разгон особо положительно влияет на производительность. Что касается GeForce 6600GT с памятью DDR2, то, несмотря на 256 Мб, она немножко проигрывает собрату с меньшим объемом DDR3. Правда, если учесть число выдаваемых кадров в секунду, то поиграть с такими настройками можно разве что при разрешении 800х600.
Конечно, обе видеокарты, рассмотренные сегодня, могут обратить на себя внимание только стесненного в средствах покупателя, и если отбросить "религиозные" убеждения, то и GeForce 6800XT и GeForce 6600GT DDR2 смотрятся немного выигрышнее Radeon X1600PRO. Что именно выбрать, коли таки будет необходимость делать такой выбор, думаем каждый решит сам: кто-то решит взять GeForce 6600GT DDR2 за немного большую производительность и достаточный объем видеопамяти, а кому-то приглянется GeForce 6800XT с хорошим разгонным потенциалом, поскольку только разгон сделает такую покупку оправданной.
По результатам мини сравнения видеокарт на Radeon X1600XT от Sapphire и ASUS можно сделать небольшой вывод, что несмотря на небольшую разницу в рабочих частотах, разница в производительности укладывается в погрешность измерений, а значит, инженеры Sapphire поработали чуточку лучше.
Выражаем благодарность фирме ООО ПФ Сервис (г. Днепропетровск) за предоставленные для тестирования видеокарты.