Оригинал материала: https://3dnews.ru/173279

Abit Siluro GF4 Ti4200-8x OTES 128Mb

Стр.1 - Введение. О карте

Автор: Дмитрий Зиновьев
Производитель: Abit

ABit Siluro GF4 Ti4200
Чипсет NV28 (GF4 Ti4200-8x)
Частота GPU 275МГц
Память 550МГц DDR; 128 Mb;
Разгон 305МГц/575МГц DDR
Выход на ТВ Есть, на базе Philips7104E
Вход с ТВ нет
Выход на монитор 1xD-Sub15, 1xDVI
Два монитора? Да, технология nView
Особенности AGP 8x
Цена: 210$ (Price.ru)

Прогресс в сфере IT двигают две силы - технологии и маркетинг. Порой маркетинг рождает весьма забавные технические комбинации. Иногда они способны ввести в заблуждение рядового пользователя, и громкое название новой, тщательно раскрученной технологии, прозвучит на весь мир, в то время как "виновата" в скачке производительности будет совсем иная технология. Последние месяцы мы наблюдаем массовый выброс на рынок видеокарт, поддерживающих формат AGP8x. Раскрутка этой архитектуры стала навязчивой идеей как для производителей акселераторов, так и для производителей материнских плат. Оглядываясь назад, можно вспомнить времена, когда аналогичный бум вызвало появление AGP как такового, а затем его новых версий - 2x и 4x. Изменилось ли хоть что-нибудь с тех времён? Определённо, об этом стоит поразмышлять. Основной довод тех, кто не впадает в религиозную кому при упоминании новых скоростей AGP, состоит в том, что на современных акселераторах достаточно памяти, чтобы хранить текстуры в ней, и большая полоса пропускания AGP, фактически, не столь необходима. Но... сегодня всё куда сложнее. Кроме текстур в карты передаются вершины геометрии и масса других данных, а значит есть повод вернуться к старой-доброй теме.

Также понятно, что продвижение новой версии высокоскоростной шины для акселераторов сулит прибыли всем производителям нового железа, которые связаны с этим сегментом рынка. Рассчитано на типичный эффект "распальцовки", ведь какой рядовой пользователь сможет отказаться от очередного громкого названия внутри своего супермощного PC. Так что же мы имеем?

На деле мы имеем чип NV28, выпущенный компанией nVidia, и поддерживающий AGP8x. Карты на основе NV28 маркируются так же, как и карты на базе NV25, но как правило в название добавляется приставка 8x (например GeForce 4 Ti4200-8x)

Недавно вы могли прочесть на 3DNews обзор карты Abit Siluro Ti4200 OTES (64Mb). В нем мы рассказали о самой карте и новейшей запатентованной технологии системы охлаждения OTES (Outside Thermal Exhaust System). Карта имела как плюсы, так и минусы. Перед тем, как читать этот обзор, мы рекомендуем ознакомиться со следующими статьями:

Технология OTES от ABit на примере карты Siluro GF4 Ti4200
Мультимониторность (nView на примере Gainward Ultra 750/XP с чипом GeForce 4 Ti4600)
Тестирование трех карт на GeForce4 Ti4600

Сегодня к нам попал образец новой карты ABIT Siluro Ti4200 OTES c поддержкой AGP8X и 128 Мб DDR SDRAM.


Карта построена на новом чипе NV28, основным отличием которого от NV25 является поддержка AGP8x. Внешне новый образец практически идентичен тестировавшемуся прежде GF4 Ti4200 OTES, поэтому лишний раз мы останавливаться на рассмотрении самой карты не будем. Напомним лишь плюсы и минусы:

Минусы:

  • Отсутствие контроля скорости вращения кулера;
  • Отсутствие охлаждения чипов памяти и возможности установки наборов сторонних производителей;
  • Очень высокий уровень шума в штатном режиме;

Плюсы:

  • Чип и память работают на изначально завышенных до уровня Ti4400 частотах;
  • Нагретый воздух выдувается из корпуса, что улучшает тепловой режим системного блока;
  • Возрос потенциал разгона чипа;
  • Тюнинг турбины имеет больший смысл, нежели тюнинг кулеров стандартных GeForce 4 Ti4200.

Отличия OTES Ti4200 от Ti4200-8x, упаковка, комплектация

Итак, что же изменилось в Abit Siluro Ti4200 OTES AGP8X (128Mb) по сравнению с предыдущей версией на NV25. В первую очередь карта имеет не 64, а 128 Мб памяти на борту. Плата поставляется в более дорогой упаковке и имеет более внушительный комплект поставки. Остановимся на этом моменте подробнее.


Дизайн упаковки ABit GF4 Ti4200-8x OTES

Дизайн самой коробки не очень изменился, другим стал цвет, на фреску наложили эффект с тенями, после чего она стала абсолютно неразборчива, плюс с обратной стороны вырезали отверстие в которое видно саму карту (точнее центр её цифровой вселе... тьфу... системы охлаждения). А вот вложенная коробка изменилась кардинально, если раньше она была картонная, то теперь из прозрачного пластика, в котором видно карту и документацию с проводами.


Провода и документация изменений не претерпели, то есть используется все тот же дизайн из прозрачного пластика в стиле Apple Mac. Только документация стала другого цвета и появилась рекламка кулера OTES. А вот комплект поставки программного обеспечения действительно стал богаче. Теперь в него входит знаменитая бесплатная игра US.ARMY и диск с набором интересного софта. На последнем диске лежит визуальная тема для WindowsXP, демо-версия игры Soldier of Fortune II и демо-версия EarthViewer. Отдельно бы хотелось отметить значок-наклейку на системный блок с логотипом OTES, если так пойдет и дальше, то конфигурацию компьютера можно будет определить всего лишь по первому взгляду на лицевую панель системного блока.

.

Рассматриваем карту

Как я уже упоминал ранее, на первый взгляд плата практически ничем не отличается от GF4 Ti4200 OTES (разве что цветом). На карте установлен чип Ti4200 с поддержкой AGP8x, что и отмечено в его маркировке. Память набрана микросхемами Samsung (в предыдущей версии Hynix), имеет такое же время выборки, как и на предыдущей плате - 3.6нс, что примерно соответствует 225 мегагерцам (550MHz DDR).

Как и в прошлый раз, чип и память работают на изначально повышенных частотах, которые соответствуют частоте снятого с производства Ti4400, только на этот раз карта гораздо ближе к Ti4400 так как несет на борту 128 мегабайт памяти. Вполне понятна в таком ключе ценовая политика ABit, ведь продаваться 4200-8x будет по цене Ti4400, то есть стоить будет от 200 до 250 долларов. Когда nVidia снимала с производства Ti4400, компания объяснила происходящее низким спросом на эти чипы, хотя ходили слухи что чип снимается из-за того, что более старший чип Ti4600 не выдерживает конкуренции по соотношению цены и производительности, то есть спрос падал именно на топовый Ti4600, лишая компанию немалой доли прибыли. Ну, это мы отвлеклись... Давайте вернемся к испытуемому объекту.

Прежде всего, поговорим об отличиях PCB. По фотографиям карт видно, что различия PCB имеют место быть. Переделке подвергся модуль недалеко от AGP разъёма (хорошо видно на снимке сзади), а также изменено положение 10 конденсаторов спереди между чипом и AGP разъемом. Также появились изменения в области TV-OUT и других выходов: количество элементов не изменилось, но все они слегка смещены. Что интересно, поменялось расположение многих подписей элементов на всей PCB. Положение основных элементов, равно как и памяти, тоже абсолютно не изменилось. Это означает, что разводка хоть и была слегка переработана, но от базового дизайна практически не отличается. Напомню, что на заднюю планку, которая занимает ДВА слота, выведены разъемы D-Sub 15, DVI и S-Video, а также отверстие для выхода воздуха.

Стр.2 - Разгон и тесты. Выводы.

Разгон

К сожалению, здесь особо радоваться нечему. На нашем тестовом образце разгонать память практически не удалось, что не удивительно, так как охлаждение её по-прежнему отсутствует. Максимальной стабильной частотой для образца является 575Мгц, что всего на 25МГц больше штатной частоты. Чип погнался хуже. Если на Abit Siluro OTES мы достигли 315 МГц, то здесь всего лишь 305Мгц, но и это очень и очень неплохо для чипа Ti4200. Впрочем, в сочетании с мало разгоняемой памятью, ожидать серьезного прироста производительности от разгона не стоит.

Да, особенно хотим подчеркнуть, что эффективность разгона варьируется для каждой конкретной платы, и то, что наш вариант заработал на таких частотах, вовсе не означает, что ваша плата будет работоспособна на них. И наоборот, вполне возможно, что ваш OTES Ti4200-8x разгонится куда лучше нашего.

Тестирование

Для тестирования производительности ABit GeForce 4 Ti4200 AGP 8x с системой охлаждения OTES мы использовали два тестовых стенда:

Стенд No 1 (Hi-End система):

  • Процессор Intel Pentium 4 2.8 ГГц;
  • Материнская плата Intel 850EMV (чипсет i850E, 512 Mb RDRAM PC800, AGP 4x);
  • Звуковая карта Creative Sound Blaster Audigy;
  • Жесткий диск Seagate Barracuda ATA IV 7200 rpm.

Стенд No 2 (Mid-Range система):

Мы протестировали производительность OTES в следующих пакетах и приложениях:
  • Return to Castle Wolfenstein  - Checkpoint demo (OpenGL, ядро Quake 3);
  • Unreal Tournament 2003 Demo (ресурсоёмкий Direct3D тест);
  • DooM III E3 Demo (крайне ресурсоёмкий тест с шейдерами, рельефным текстурированием, OpenGL и массой того, что будет актуально ближе к концу 2003 года);
  • Codecreatures demo (сложный DirectX 8 тест);
  • 3DMark 2001SE (синтетический Direct3D тест)

Перед тем, как перейти к сравнительным таблицам, хотелось бы отметить, что качество 2D этих карт не вызвало никаких нареканий в процессе эксплуатации. На высоких разрешениях c обновлением экрана выше 85Гц качество 2D оставалось на уровне всей серии GeForce4Ti, то есть чуть выше среднего.

Return to Castle Wolfenstein

На полученном графике видна занятная картина. На нижних разрешениях производительность карты полностью соответствует старшему чипу GeForce Ti4600. Ситуация продолжается до разрешения 1024х768, после чего карта встает на середину меж производительностью GeForce Ti4600 и GeForce Ti4200 OTES c 64Mb памяти. И если в нижних разрешениях идет соревнование, кто лучше повиснет на процессоре, то ближе к верхним разрешениям становится видна явная суть каждой карты.

Если откинуть возможность прироста производительности из-за AGP8x, так как материнская плата на первом тестовом стенде не поддерживает этот стандарт, то прирост произошел из-за увеличенного объема памяти до 128Mb. И возможно проведенных оптимизаций внутри чипа NV28 по сравнению с NV25.

Unreal Tournament 2003 DEMO

И снова карта показала себя наилучшим образом, прирост производительности заметен во всех высоких разрешениях, более того в этом тесте разогнанный чип Ti4200-8x до уровня Ti4400 стабильно обгоняет Ti4600 на 1 или 2 кадра. По сравнению с 64 мегабайтной моделью, работающей на аналогичных частотах, прирост заметен довольно сильно.

DooM III E3 Demo (build alpha v0.02)

При тестировании в DooM III мы пользовались методикой и демо-файлами, описанными в материале "DooM III в роли бенчмарка". Нужно сразу заметить, что результаты тестирования в этой альфа-версии не могут быть поводом для обсуждения плохих и хороших сторон платы, так как ядро игры готово всего на 2%.

Вновь похожая картина. Карта дает производительность выше уровня Ti4600 при более низких тактовых частотах и идентичном количестве памяти. Она работает также стабильно быстрее, чем её старший брат на базе NV25 с 64Mb памяти. Интересен тот факт, что DooM довольно сильно нагружает всю видеоподсистему и работает под OpenGL, однако результат тестов остался тем же, что и в предыдущем случае, что доказывает стабильность результата.

Codecreatures demo

В этом тесте ситуация переменилась и картина снова стала напоминать RTCW, хотя этот тест гораздо тяжелее и более требователен к железу. Фактически, Сodecreatures по нагрузке на видеосистему и процессор ближе всех подошел к Doom3. Испытуемая карта слегка медленнее, чем GeForce Ti4600 и значительно быстрее своей предыдущей версии. Прирост в Codecreatures связан ещё и с тем, что тест требователен к количеству памяти на борту акселератора, поэтому в высоких разрешениях столь заметна разница между 64 Мб и 128 Мб.

3DMark 2001SE

Теперь перейдем к классическому тесту от MadOnion (недавно переименовавшейся в Futuremark Corp). В 3DMark 2001 мы видим следующую картину: скорость тестируемого акселератора фактически в точности соответствует GeForce 4 Ti4200 OTES 64Mb, вплоть до разрешения 1280х1024. А в 1600х1200 64 мегабайтной карте c OTES не хватило локальной памяти. Но, в любом случае, отрыв Ti4600 настолько незначителен, что разница на глаз не будет заметна.

Что нам даст AGP8x?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели тестирование на нашей второй платформе. В ней установлена материнская плата на базе KT400, поддерживающая AGP8x (3.0). Изначально мы хотели протестировать карту в двух режимах AGP4x и AGP8x, просто переключив в BIOS материнской платы настройки скорости AGP порта, но, к нашему удивлению, их там не обнаружили. Также нам не удалось сделать это какими-либо программными средствами. В итоге было принято следующее решение: мы взяли GeForce4 Ti4600 128Mb и снизили тактовые частоты до уровня GeForce4 Ti4200-OTES (Ti4400), что соответствует частоте в 275МГц на чип и столько же на память (550МГц DDR). В результате получили две во многом идентичные карты, отличия которых заключались в том, что одна из карт была основана на NV25, не поддерживающем AGP8x. Вот что мы получили в результате тестов.

В этом тесте видна очень интересная картина. На деле оказывается, что производительность в высоких разрешениях с включенной AGP8x, полностью соответствует нашему мнимому аналогу, который не поддерживает AGP8x, который мы сделали из Ti4600 c пониженными частотами. В нижних разрешениям график тоже интересен, потому как Ti4600 абсолютно идентичен Ti4600 c заниженными частотами, а Ti4200-8x идентичен обыкновенному Ti4200 без 8х, да к тому же еще и с 64 Мб на борту. Как видно из теста, прироста от использования AGP8x просто нет никакого.

В этом тесте виден явный прирост производительности до уровня Ti4600 на высоких разрешениях, вот только AGP8x здесь не при чем, так как подобную картину мы наблюдали и на первой платформе, которая не поддерживает AGP8x. В остальном, карта показала не очень хорошую производительность на низких разрешениях.

В остальных тестах картина была идентичная, поэтому мы их публиковать не будем. После проведенных тестов можно с некоторой долей уверенности сказать, что на настоящий момент ПРАКТИЧЕСКОЙ пользы от использования в компьютере AGP8x нет. В будущем эта ситуация изменится по целому ряду причин. Прежде всего, это случится из-за роста количества передаваемой в акселератор геометрии и вспомогательных данных, а также за счёт качественного роста графики в играх. Позднее мы постараемся провести некоторые синтетические тесты, чтобы понять, при каких условиях AGP8x будет оказывать реально неоценимую помощь акселератору.

Нужно ли иметь 128 мегабайт памяти на карте?

Этот вопрос, наверное, очень часто задают люди, которые стоят перед выбором акселератора из средней ценовой категории. Ещё три года назад в прессе спорили, стоит ли доплачивать за разницу между 8 и 12 мегабайтами памяти на акселераторе, сегодня многим кажется, что 64 Мб должно хватать для большинства задач, и ещё есть запас времени до того момента, когда 128 Мб станут суровой необходимостью. В предыдущем обзоре при рассмотрении тестов производительности, мы наблюдали довольно сильную разницу между GeForceTi4600 и разогнанным до частот Ti4400 чипом GeForceTi4200. Эта разница проявлялась особенно сильно во время ресурсоемких тестов на высоких разрешениях, которые имеют большое количество объектов в сценах и много текстур в хорошем разрешении, например Codecreatures.

Вывод ясен - дело в нехватке локальной памяти видеокарты. AGP, конечно, способен как-то компенсировать её количество, но не скорость. В самом начале статьи я заговорил о маркетинге и технологиях, так вот здесь ситуация в целом похожа. Тесты показывают, что производительность карты стоит в одном ряду с GeForceTi4600. Но это поднятие производительности произошло отнюдь не из-за AGP8x, которое упоминается в названии, в драйверах и в любых местах где бы это можно было вставить, а из-за увеличения количества локальной памяти. Ведь в одном из наших тестовых стендов нет поддержки AGP8x, тем не менее производительность в ресурсоемких тестах была заметно выше. А основное внешнее отличие этой карты от предыдущей, c точки зрения маркетинга - это AGP8x, а то, что на плате уже вдвое больше памяти, остается слегка в тени. В итоге у рядового пользователя напрашивается вывод, что производительность выросла из-за использования AGP8x, хотя этот вывод довольно далек от реальности.

Реальных же выводов два. Первый - на настоящий момент толку от AGP8x мало. Второй - если вы собираетесь использовать карту в новых играх и приложениях, то наличие на ней 128 мегабайт локальной памяти является обязательным.

Общие выводы:

Карта показала отличную производительность и стабильность, и вполне конкурентноспособна с GeForce Ti4600. Более того, неплохой комплект поставки и хорошая цена (в районе 210$ на настоящий момент) делают её привлекательной для широкого контингента покупателей. К сожалению, компания Abit решила только проблему с нехваткой локальной памяти, увеличив её до 128 мегабайт, что очень хорошо сказалось на общей производительности. Однако шум от системы охлаждения и отсутствие контроля вращения очень быстрого кулера (7200 rpm) остался от предыдущей версии, что удручает. Шум станет вашей расплатой за изначально завешенные частоты, так как карта работает на скорости, характерной для GeForce4 Ti4400. В целом, компании Abit удалось сделать хорошо сбалансированный продукт по приемлемой цене для карт такого класса.

Плюсы:

  • Наличие 128 Мб памяти;
  • Система охлаждения OTES;
  • Изначально завышенные частоты на чип и память до уровня Ti4400;
  • Неплохой комплект поставки;
  • Хорошее соотношение ценакачество.
Минусы:
  • Сильный шум от системы охлаждения;
  • Отсутствие охлаждения на памяти;
  • Слабый разгон по памяти.


Оригинал материала: https://3dnews.ru/173279