Чипсет | GF4 Ti4200 |
Частота GPU | 275МГц |
Память | 550МГц DDR; 64 Mb; 3.6нс Hyundai-Hynix |
Разгон | 315МГц/600МГц DDR |
Фичи | Система охлаждения OTIS |
Цена: | 150$ (Price.ru) |
Современный компьютер, это в некотором смысле пылесос, прогоняющий через себя несметные кубометры воздуха и пыли. В те дни, когда деревья и мэйнфреймы были большими, а частота центральных процессоров измерялась единицами мегагерц, настольная техника прекрасно работала без активного охлаждения. Для современного пользователя ПК тишина тех времён безвозвратно утеряна - внутри компьютера вентиляторы поселились на центральном процессоре, чипсетах материнских плат, в блоке питания, на акселераторе и даже на жестких дисках. Возможно, некоторым энтузиастам разгона подобный расклад нравится, но тем, кто воспринимает ПК лишь как рабочий инструмент, и вынужден оставлять машину работать круглосуточно, абсолютно не внушают оптимизма децебеллы свиста, порождаемые современными системами охлаждения. Попробуйте заснуть и отдохнуть под рёв турбинообразного кулера на Pentium 4 2.8 ГГц, когда тот гоняет SysMark. Если вам это удалось, значит вы - человек с необычайно устойчивой психикой и высокой адаптивностью. Большинство такими качествами похвастаться не сможет...
Между тем, без эффективного обдува, современная система работать не умеет. Частота центральных процессоров перешагнула за три тысячи мегагерц, графические чипы разменивают третью сотню, блины в жестких дисках крутятся со скоростью, превышающей семь тысяч оборотов в минуту. Всё это добро излучает киловатты тепла, которое необходимо рассеивать. В отличие от развития процессоров и акселераторов, которое происходит с помпой и шумом, эволюция систем охлаждения движется практически незаметно. Когда процессор перешёл очередной гигагерц, это национальный праздник. Но у кого вызовет радость выход нового кулера или более эффективной системы охлаждения? Сложно сказать...
ABit Siluro GF4 Ti4200
Современный графический чип по сложности идентичен центральному процессору. Излучаемое им тепло нагревает не только акселератор, но и всю систему, и тем самым, ухудшает её стабильность. Традиционный способ охлаждения мощного графического чипа - установка на него активного кулера, состоящего из небольшого радиатора и обдувающего его вентилятора. Отработавший воздух, нагретый о рёбра радиатора выплёскивается в систему, поднимается к центральному процессору, ещё больше нагревается о его радиатор, и только потом, пройдя ещё и блок питания, выдувается из системы. Так может быть стоит подумать о том, чтобы отработавший в акселераторе воздух выдувать из ПК?
Сегодня мы рассмотрим не совсем обычное решение - систему охлаждения OTES, представленную компанией ABit на линейке плат, в основе которых лежат чипы nVidia GeForce 4...
Бегло взглянем на характеристики:
GeForce 4 | Ti4200 | Ti4400 | Ti4600 |
Кодовое имя | NV25 | NV25 | NV25 |
Технологический процесс (мкм) | 0.15 | 0.15 | 0.15 |
Частота ядра (МГц) | 250 | 275 | 300 |
Частота памяти (МГц, DDR) | 500 | 550 | 650 |
Скорость заполнения (MPix/MTex) | 1000/2000 | 1100/2200 | 1200/2400 |
Обработка треугольников (MTriangles/s) | 63 | 69 | 75 |
Как мы видим, GeForce 4 Ti 4200 изначально создавался для того чтобы заполнить ценовую нишу между топовыми ускорителями класса Ti4600 и дешевыми картами на базе NV17 (GeForce mx420440460). В жизни же, получилось так, что он занимает вторую ступень после TI4600, при практически вдвое меньшей цене.
На этом, мы заканчиваем вводную теоретическую часть и переходим собственно к той плате, которую мы получили на тесты. Те, кто желает подробнее ознакомиться с чипом GeForce 4, могут прочесть о нём в наших материалах:
Тестирование Gainward Ultra 750/XP (GeForce 4 Ti4600, nView в деталях)
Тестирование GeForce4 Ti и GeForce4 MX
Тестирование трех карт на GeForce4 Ti4600
Чип nVidia GeForce 4 Ti4200 занимает на рынке особенную нишу. С одной стороны, это самый слабый представитель в линейке GeForce 4, с другой - потенциально хорошо разгоняемый продукт, над которым имеет смысл поколдовать. В результате, можно получить продукт с повышенной производительностью и низкой ценой, который готовая на комплименты пресса встретит с распростёртыми объятьями. Главное при таком "тюнинге" не убить собственные линейки топовых продуктов, ведь пояснить покупателю, почему он должен купить Ti4600 вместо разогнанного Ti4200 не так просто. Здесь применим другой метод - к примеру, на тюнинговом варианте вдвое уменьшается количество памяти, и тем самым, снижается расход аспирина отделом маркетинга.
На цвете текстолита внешнее сходство с другими ускорителями заканчивается. Карта во многом построена на оригинальном дизайне от nVidia, однако есть ряд существенных отличия, бросающихся в глаза. Первое, это турбина OTES. Второе - сдвоенная планка, которая займёт сразу два слота на задней стенке корпуса. Кстати, это может помешать установке платы в те корпуса, где между отверстиями сделаны рёбра жесткости. Прежде чем покупать OTES, присмотритесь к своему корпусу - а вдруг плата не встанет?
На крепежную планку выведены три разъема, один для подключения DVI монитора, один D-Sub 15 pin и один S-VHS для подключения телевизора. Как можно заметить, при такой комбинации разъемов невозможно подключение двух жидкокристаллических панелей. С другой стороны, это Ti4200, и маловероятно, что сегодня у владельцев карт за 150$ возникнет желание подключить два дорогих 17"+ LCD экрана.
В комплекте предусмотрен переходник для подключения второго монитора. Останавливаться на нём подробнее не будем, штучка абсолютно стандартная, разве что молочно-белого цвета. Кроме того, в случае с Siluro GF4 OTES, невозможно подключение телевизора по композитному входу без специального переходника. Кроме описанных разъёмов, на планку выведено отверстие для вывода нагревшегося в процессе охлаждения воздуха. На плате установлен чип Ti 4200 со степпингом A3 произведенный на 26 неделе этого года, что соответствует примерно началу июня.
64 Мб DDR памяти в 8 чипах припаяны с обеих сторон PCB так же, как и в оригинальном дизайне, по четыре с каждой стороны. Память набрана чипами Hyundai-Hynix с временем выборки 3.6нс, что примерно соответствует частоте в 275 МГц (550 DDR). Повторимся, что охлаждение, и более того, банальный обдув памяти не организован в принципе, а это - серьёзный минус для подобной платы, так как Ti4200 буквально просится в руки оверклокерствующим любителям сэкономить.
Одно из существенных отличий платы ABit от референсного дизайна заключается в переносе коннектора D-Sub и TV-Out на дочернюю плату, которая соединяется с основной с помощью штыревого разъема. Примечательно, что оригинальная разводка под разъем находится под кулером и попросту не используется. Качество 2D при этом не пострадало, хотя именно в этом месте мы не можем ручаться за всю серию. Этот вопрос, как всегда, индивидуален для каждой платы. Дочерняя плата снизу экранирована, и в целом, проработана неплохо.
Комплект поставки, традиционно минималистичен. Судя по всему, цену (~150$) на акселератор компания пытается снизить за счёт вложенного ПО и минимального комплекта игр. В условиях России, это можно смело назвать плюсом. Впрочем, Ti4200 - явно не топовый продукт, и экономии тут самое место.
В комплект поставки входят:
Надо заметить, что все кабели входящие в комплект, а также переходники, имеют довольно оригинальный дизайн из полупрозрачного, гибкого пластика. Как всегда в таких случаях, нам вспомнились Джобсовские продукты. Смотрится, на наш взгляд, очень симпатично.
Меню, возникающее при автозапуске комплектного CD
На CD с драйверами, записаны следующие программы и утилиты:
Что любопытно, после установки штатных драйверов поставить программу ABit Graphic Max вы не сможете. На закладке с доступными VGA утилитами доступна только одна программа:
При этом, нигде явно не описано, каким образом вызвать утилиту и почему она закрашена серым цветом. Для тестирования мы установили последний референс-detonator. Сравнительное тестировае показало, что драйвер из комплекта заметно медленнее, особенно в Doom III E3 Demo.
Среди минусов можно отметить, что максимально выводимое на ТВ разрешение ограниченно 800х600, выводимое изображение имеет ряд свойственных для этого чипа артефактов (бордюр вокруг изображения, иногда смещение изображения, неправильная передача цвета) и нестабильную работу при перепадах напряжения. Например, включившийся холодильник может с легкостью сбросить картинку, восстановить которую удастся только после полной перезагрузки компьютера. Также, за минус можно посчитать то, что вывод изображения без специального переходника-разветвителя невозможен. В остальном, TV-out работает без каких либо проблем.
Меж тем, ситуация действительно серьезная. Если в случае с обыкновенным кулером циркуляция воздуха около памяти хоть как то организуется, то в случае с OTES весь воздух выплевывается за пределы корпуса. Кроме того, по размерам OTES так велик, что установить на память радиаторы сторонней фирмы практически невозможно. Вернее, сделать это можно на задней стороне платы и на памяти, расположенной вдоль торца платы. На верхних же чипах, наполовину прикрытых элементом охлаждения, это невозможно. В итоге, любой тюнинг здесь неуместен и малоэффективен.
Что же такое система охлаждения OTES и как она работает? Аббревиатуру OTES, расшифровываемую как "Outside Thermal Exhaust System" на русском можно обозвать "Системой выдува горячего воздуха". Система базируется на схеме так называемой тепловой трубки.
Тепловая трубка, это трубка, в которой находится небольшое количество легко испаряющейся жидкости (например фреон, используемый в холодильниках) которая циркулирует в ней, испаряясь на более горячем конце, конденсируясь на холодном и вновь возвращаясь к горячему. Процесс абсолютно автономный, не требующий подпитки извне, основывающийся на базовых законах физики. Впервые, системы подобного типа были применены в космонавтике около 40 лет назад. Одной из причин применения тепловых трубок стало ограничение в объёме и невозможность обеспечить охлаждение собственно в месте нагрева. Сегодня, тепловые трубки применяются повсеместно, и наиболее популярны для охлаждения ноутбуков. Суть метода в том, что от нагретого конца тепло эффективно передаётся на радиатор, обдув которого в свою очередь и отводит тепло.
Позднее эта технология нашла широкое применение в радиоэлектронике, а еще позднее в компьютерной отрасли. Кроме ноутбуков, тепловые трубки были реализованы и в кулерах для процессоров, в частности, в Master DP5-5K11. Кроме того, на Калифорнийском форуме Intel для разработчиков сразу несколько компаний демонстрировали подобные системы охлаждения для настольных ПК. Возможно, вскоре, с ростом теплонагруженности и компактности настольных систем, не останется других методов для их охлаждения.
Но, вернёмся к нашему OTES. В его случае всё реализовано по следующей схеме: вентилятор, установленный над графическим чипом, не охлаждает его непосредственно, а всего лишь засасывает воздух из окружающего пространства и гонит его по организованному каналу на выход к отверстию в крепежной планке. Внутри канала воздух проходит сквозь длинные медные ребра радиатора, которые охлаждают один из концов системы охлаждения. Другой конец плотно соприкасается с чипом. Таким образом, химическая реакция внутри трубки начинается, как только чип нагреется до определенного предела.
Тут можно заметить, что от ABit вовсе не требовалось устанавливать крыльчатку турбины прямо над графическим чипом. Более того, находясь над ним, турбина вообще не соприкасается с чипом. С тем же успехом, ABit могла реализовать засос воздуха извне или чуточку сместить турбину, чтобы обеспечить охлаждение чипов памяти.
Одна из самых серьёзных проблем OTES - генерируемый турбиной шум. Мотор турбины вращает крыльчатку со скоростью 7200 оборотов в минуту. Для сравнения, в топовых моделях кулеров для процессора крыльчатка вращается со скоростью 5500 об/м, а тихими считаются кулеры, в которых крыльчатка вертится на уровне 1500-2000 об/м. Снизить шум OTES можно, только уменьшив скорость вращения турбины, однако, неколхозными методами сделать это невозможно - ABit не предусмотрела управления скоростью вращения турбины. Сейчас в разработке Abit находится система OTES2 и скоро мы будем иметь возможность её оценить. О том, как сделать первый OTES тише, будет рассказано ниже, в ходе этой статьи.
Далее от 315МГц до 330Мгц (!) спокойно запускаются все 3D тесты, но видны артефакты и естественно, чем выше частота тем более нестабильно работают программы. По нашим наблюдениям, зависимости между разгоном GPU и памяти не существует. То есть, не важно, с какой частотой работает GPU - память всегда можно разогнать до 600 и это стабильный, фактический предел разгона памяти на нашем экземпляре карты, не больше и не меньше. Повторимся, карта изначально, можно сказать "с завода" разогнана до уровня Ti4400 и работает на этих частотах очень стабильно, даже при снижении скорости работы турбины системы охлаждения.
Стенд No 1 (Hi-End система):
Стенд No 2 (Mid-Range система):
Мы протестировали производительность OTES в следующих пакетах и приложениях:
В результате, были получены следующие результаты:
Если мы рассмотрим два полученных графика, то заметим, что в разрешениях до 1280x1024 карта практически не отстаёт от GeForce 4 Ti4600. С учётом заметно более низкой цены, это можно назвать хогрошей новостью.
Любопытно, что на более слабом процессоре карта стабильно остаёт от Ti4600, причём в нижних разрешениях её результат фактически идентичен GeForce 3. Можно смело сказать, что во-первых Ti4200 с OTES предназначен для разрешения от 1024x768 и выше, либо для игры с включенным антиалиасингом. Далее, рассмотрим процессорозависимость карты на примере RTCW:
Стоит обратить внимание, что разница в производительности существенна вплоть до максимального разрешения. Return to Castle Wolfenstein в большей степени процессорозависимая игра, и на Athlon 1600+ всё упирается исключительно в низкую производительность процессора. Если установить в систему ещё более быстрый, нежели Pentium 4 2.8 ГГц процессор, результаты в низких разрешениях должны быть ещё выше. Напомним, что все измерения проводились при максимальных настройках качества и 32-х битном цвете. Также, в связи с такой процессорозависимостью мы можем утверждать, что владельцам слабых систем есть большой смысл использовать сглаживание. При его использовании узким местом станет уже акселератор, и разнцица в производительности между Pentium 4 2.8 и Athlon 1600+ сведётся к минимуму.Далее, переходим к тестам в Unreal Tournament 2003.
На Pentium 4 2.8 ГГц ситуация аналогична той, что мы наблюдали в RTCW. Отличия на низких и средних частотах минимальны, разница начинает ощущаться только в 1280x1024 и 1600x1200. Справедливости ради отметим, что не так уж он и велика, эта разница - всего 7 FPS в максимальном разрешении не стоят разницы в цене.
На более слабой системе картина остаётся прежней. Теперь, проанализируем процессорозависимость:
Уже в 1280x1024 результаты становятся идентичными. Владельцы слабых процессоров по прежнему могут использовать антиалиасинг, который в большинстве ситуаций будет бесплатным в низких разрешениях. Отметим лишь, что UT2003 явно менее процессорозависимая игра и куда сильнее загружает графическую часть, нежели RTCW. Теперь, переходим к Corecreatures.
Конечно, Doom III стоит хотя бы раз в жизни увидеть своими глазами чтобы понять, во что превратятся шутеры к 2004 году, и поверьте нам на слово, понадобятся очень быстрые ПК. Откровенно говоря, на Pentium 4 2.8 ГГц и разогнанном GeForce 4 Ti4600 демка шевелится как хомячок, героически сожравший пару грамм никотина. Смотреть Doom3 на Athlon 1600 и чём-то ниже GeForce 3 бесполезно - в лучшем случае, скорость будет достигать 10 кадров в секунду, в худшем - менее одного FPS. Альфа-версия критично относится к объёму ОЗУ. 512 Мб, это минимум, на котором можно делать тесты. Процессор с частотой ниже 2 ГГц применять не рекомендуется. В итоге? В итоге, один из двух тестовых стендов мы проверять не стали. Но графика... Ох, просто песня, поэтому давайте поговорим о цифрах:
А видим мы, в принципе, вполне стандартную картину - GeForce 4 Ti4600 с 128 мегабайтами памяти по всем тестам впереди, в том числе в минимальном разрешении. Игра очень критично относится к игровому железу, и можно смело сказать, что в нашем случае во всех разрешениях лимитировал не процессор (P4 2.8 ГГц), а графический акселератор.
Тесты в высоких разрешениях показывают аналогичную картинку. Отрыв 4200/64 от 4600/128 невелик. Играть в Doom III в разрешениях свыше 800x600 неразумно даже на топовых конфигурациях. Для сравнения, мы записали вторую демку. Первая (demo002.demo) проходит в первом уровне, вторая (demo006.demo) во втором. Альфа-версия Doom III состоит из трёх уровней, сложность и геометрическая насыщенность которых постепенно нарастает. Первый уровень очень прост, в нём не используются сложные алгоритмы для рассчёта физики объектов и не так много архитектуры. Наиболее сложен третий уровень, и в данный момент мы не подготовили адекватную демку, которую можно было бы применять при тестировании. Итак, переходим к demo006.demo:
В целом, картина подобная, но можно заметить чуточку сократившийся разрыв между 4200 и 4600. Думается, в Doom III куда важнее станет работа с шейдерами, нежели чистая производительность карты. Вскоре мы представим дополнительный материл с более полным исследованием феномена Doom III. Напоследок, тесты в высоком разрешении, demo006.demo:
Результаты предсказуемые, никаких сюрпризов. График в комментариях не нуждается. Помните, что Quake 3 вышел в эпоху, когда Voodoo3 ещё только-только был представлен, а используем как тест мы его, и игры на его основе, по сей день. Играть в Doom 3 и игры на его основе нормально можно будет только к концу 2003 или даже середине 2004 года, когда графические акселераторы обретут 256 или более мегабайт видео-памяти, а скорость их и возможности уйдут на несколько поколений от GeForce 4.
Анализируя этот график, мы видим, что 128-ми мегабайтный GeForce 4 вырывается далеко вперёд, а 64-х мегабайтный OTES приближается местами очень близко к GeForce 3.
Ещё ближе находятся они в тестах на Athlon 1600+. Здесь сходят на нет все преимущества Ti4200 перед GeForce 3.
В итоге, общий результат бенчмарков выгдядит не слишком красиво. Карта почти в полтора раза отстаёт от Ti4600.
Отдельные графики по каждому тесту мы не приводим, так как их динамика в целом идентична общему результату.
Самый простой способ сделать это - снизить обороты турбины. Вы ещё не забыли, что карта, попавшая к нам в руки, является по сути разогнанным GeForce 4 Ti 4200 до стандартных величин частот памяти и GPU Ti 4400? Вполне логично, что перед тем, как начать ухудшать характеристики системы охлаждения, просто необходимо снизить скорость чипа в NVTweak до стандартных.
Понятно, что после этого говорить о рекордно высокой производительности, достигнутой путём разгона, мы уже не сможем. О разгоне просто-напросто придётся забыть, и вполне разумным будет, снизить рабочие частоты чипа и памяти. Вернуть частоты на место несложно. Поэтому, приступим к описанию процесса.
Турбина OTES запитана от специального коннектора на акселераторе. Контакт двухштырьковый. Нам понадобится нам для базового тюнинга следующий джентльменьский набор:
Берём коннекторы и подпаиваем к ним провода. Первый из них +5 вольт, второй "земля". Напомним, что на колодке разводка сделана следующим образом:
В итоге, мы получаем заметно более медленный и практически бесшумный OTES. Несмотря на это, кулер по прежнему весьма эффективен. В ситуациях, когда не используются тяжёлые 3D приложения, чип остаётся едва тёплым. Но, захочется погонять Unreal Tournament 2003 или что-то потяжелее, и... разумнее будет вернуть нормальное питание.
Второй вариант - динамический. Для этого нам понадобится специальный блок, способный регулировать скорость вращения вентилятора. Как вариант, можно использовать тот блок, что поставляется в комплекте с кулерами Zalman или Thermaltake, подцепив на него в параллель кулер OTES. Хотим тишины - выкручиваем регулятор на минимум, получаем тихий кулер на процессоре и акселераторе. Нужно поиграть - надеваем наушники и включаем всё на максимум. Подробнее на этом процессе в рамках данной статьи мы останавливаться не будем, возможно позднее опубликуем статью с описанием процесса тюнинга.
Также, нужно помнить о возможности тюнинга турбины и снижения её оборотов. Если вы приложите немного умения, то сможете сделать OTES частью бесшумного ПК, более эффективной, нежели продукты конкуретов за счёт выдува воздуха из корпуса.
В итоге, мы считаем, что OTES - неплохое решение для тех, кто разобрался, стоит ли платить дополнительные деньги за тюнинговую модель акселератора, а уж владельцы прозрачных стильных корпусов с подсветкой или корпусов с окнами должны быть просто счастливы.
Минусы:
Плюсы: