Оригинал материала: https://3dnews.ru/173280

ABit Siluro GF4 Ti4200 с системой охлаждения OTES

Стр.1 - Введение


Автор: Дмитрий Зиновьев

Производитель: Abit

ABit Siluro GF4 Ti4200
Чипсет GF4 Ti4200
Частота GPU 275МГц
Память 550МГц DDR; 64 Mb;
3.6нс Hyundai-Hynix
Разгон 315МГц/600МГц DDR
Фичи Система охлаждения OTIS
Цена: 150$ (Price.ru)

Современный компьютер, это в некотором смысле пылесос, прогоняющий через себя несметные кубометры воздуха и пыли. В те дни, когда деревья и мэйнфреймы были большими, а частота центральных процессоров измерялась единицами мегагерц, настольная техника прекрасно работала без активного охлаждения. Для современного пользователя ПК тишина тех времён безвозвратно утеряна - внутри компьютера вентиляторы поселились на центральном процессоре, чипсетах материнских плат, в блоке питания, на акселераторе и даже на жестких дисках. Возможно, некоторым энтузиастам разгона подобный расклад нравится, но тем, кто воспринимает ПК лишь как рабочий инструмент, и вынужден оставлять машину работать круглосуточно, абсолютно не внушают оптимизма децебеллы свиста, порождаемые современными системами охлаждения. Попробуйте заснуть и отдохнуть под рёв турбинообразного кулера на Pentium 4 2.8 ГГц, когда тот гоняет SysMark. Если вам это удалось, значит вы - человек с необычайно устойчивой психикой и высокой адаптивностью. Большинство такими качествами похвастаться не сможет...

Между тем, без эффективного обдува, современная система работать не умеет. Частота центральных процессоров перешагнула за три тысячи мегагерц, графические чипы разменивают третью сотню, блины в жестких дисках крутятся со скоростью, превышающей семь тысяч оборотов в минуту. Всё это добро излучает киловатты тепла, которое необходимо рассеивать. В отличие от развития процессоров и акселераторов, которое происходит с помпой и шумом, эволюция систем охлаждения движется практически незаметно. Когда процессор перешёл очередной гигагерц, это национальный праздник. Но у кого вызовет радость выход нового кулера или более эффективной системы охлаждения? Сложно сказать...


ABit Siluro GF4 Ti4200

Современный графический чип по сложности идентичен центральному процессору. Излучаемое им тепло нагревает не только акселератор, но и всю систему, и тем самым, ухудшает её стабильность. Традиционный способ охлаждения мощного графического чипа - установка на него активного кулера, состоящего из небольшого радиатора и обдувающего его вентилятора. Отработавший воздух, нагретый о рёбра радиатора выплёскивается в систему, поднимается к центральному процессору, ещё больше нагревается о его радиатор, и только потом, пройдя ещё и блок питания, выдувается из системы. Так может быть стоит подумать о том, чтобы отработавший в акселераторе воздух выдувать из ПК?

Сегодня мы рассмотрим не совсем обычное решение - систему охлаждения OTES, представленную компанией ABit на линейке плат, в основе которых лежат чипы nVidia GeForce 4...

Чип GeForce 4 Ti4200

Это ядро было анонсировано позднее старших собратьев Ti4600 и Ti4400. Последний, кстати, недавно по ряду причин был снят с производства. Фактически, все семейство чипсетов GeForce Ti отличается друг от друга только частотой работы памяти и ядра. Это означает, что установив на плату с Ti4200 более быструю память и чуточку разогнав чип, можно без особых проблем, при горазно меньшей стоимости, получить плату уровня Ti4400 или 4600.

Бегло взглянем на характеристики:

GeForce 4 Ti4200 Ti4400 Ti4600
Кодовое имя NV25 NV25 NV25
Технологический процесс (мкм) 0.15 0.15 0.15
Частота ядра (МГц) 250 275 300
Частота памяти (МГц, DDR) 500 550 650
Скорость заполнения (MPix/MTex) 1000/2000 1100/2200 1200/2400
Обработка треугольников (MTriangles/s) 63 69 75

Как мы видим, GeForce 4 Ti 4200 изначально создавался для того чтобы заполнить ценовую нишу между топовыми ускорителями класса Ti4600 и дешевыми картами на базе NV17 (GeForce mx420440460). В жизни же, получилось так, что он занимает вторую ступень после TI4600, при практически вдвое меньшей цене.

На этом, мы заканчиваем вводную теоретическую часть и переходим собственно к той плате, которую мы получили на тесты. Те, кто желает подробнее ознакомиться с чипом GeForce 4, могут прочесть о нём в наших материалах:

Тестирование Gainward Ultra 750/XP (GeForce 4 Ti4600, nView в деталях)
Тестирование GeForce4 Ti и GeForce4 MX
Тестирование трех карт на GeForce4 Ti4600

Рекомендованный дизайн vs. тюнинг

Если смотреть печальной правде в глаза, нынешний сегмент рынка Hi-End 3D-ускорителей поделен между nVidia и ATi, а явные аутсайдеры вроде Matrox или альтернативщики в лабораториях 3DLabs имеют минимум влияния. В результате, выбор действительно хороших чипсетов очень невелик. Политику ATi мы здесь описывать не будем, так как тема статьи - карта на базе чипа nVidia. Последняя обычно предоставляет производителям референсный дизайн плат, с которым те вольны делать всё, что душе угодно. Добиться высокой производительности можно разными путями: основная масса производителей начинает баловаться с настройками BIOS, выжимая из базовых чипов повышенные частоты и рискуя стабильностью, кто-то бросит силы на альтернативный дизайн, применит более сложные многослойные PCB, перекопает рекомендации вдоль и поперёк и добьётся устойчивой работы специально отобранных чипов, а кто-то попытается построить особенную систему охлаждения. ABit пошла по последнему пути, и в итоге тяжёлых и неоднозначных родов явила OTES.

Чип nVidia GeForce 4 Ti4200 занимает на рынке особенную нишу. С одной стороны, это самый слабый представитель в линейке GeForce 4, с другой - потенциально хорошо разгоняемый продукт, над которым имеет смысл поколдовать. В результате, можно получить продукт с повышенной производительностью и низкой ценой, который готовая на комплименты пресса встретит с распростёртыми объятьями. Главное при таком "тюнинге" не убить собственные линейки топовых продуктов, ведь пояснить покупателю, почему он должен купить Ti4600 вместо разогнанного Ti4200 не так просто. Здесь применим другой метод - к примеру, на тюнинговом варианте вдвое уменьшается количество памяти, и тем самым, снижается расход аспирина отделом маркетинга.

Стр.2 - Abit Siluro GF4 Ti4200

Карта Abit Siluro GF4 Ti4200

Плата ABit Siluro GF4 Ti4200 OTES имеет темно-коричневый или синий цвет PCB, как и многие другие видеокарты от ABIT. В нашу лабораторию попало сразу два варианта - московский офис ABit оторвал от сердца синюю плату, а с Тайваня прислали коричневую c сияющим медным брекетом. Других принципиальных отличий между ними нам обнаружить не удалось.

На цвете текстолита внешнее сходство с другими ускорителями заканчивается. Карта во многом построена на оригинальном дизайне от nVidia, однако есть ряд существенных отличия, бросающихся в глаза. Первое, это турбина OTES. Второе - сдвоенная планка, которая займёт сразу два слота на задней стенке корпуса. Кстати, это может помешать установке платы в те корпуса, где между отверстиями сделаны рёбра жесткости. Прежде чем покупать OTES, присмотритесь к своему корпусу - а вдруг плата не встанет?

На крепежную планку выведены три разъема, один для подключения DVI монитора, один D-Sub 15 pin и один S-VHS для подключения телевизора. Как можно заметить, при такой комбинации разъемов невозможно подключение двух жидкокристаллических панелей. С другой стороны, это Ti4200, и маловероятно, что сегодня у владельцев карт за 150$ возникнет желание подключить два дорогих 17"+ LCD экрана.

В комплекте предусмотрен переходник для подключения второго монитора. Останавливаться на нём подробнее не будем, штучка абсолютно стандартная, разве что молочно-белого цвета. Кроме того, в случае с Siluro GF4 OTES, невозможно подключение телевизора по композитному входу без специального переходника. Кроме описанных разъёмов, на планку выведено отверстие для вывода нагревшегося в процессе охлаждения воздуха. На плате установлен чип Ti 4200 со степпингом A3 произведенный на 26 неделе этого года, что соответствует примерно началу июня.

64 Мб DDR памяти в 8 чипах припаяны с обеих сторон PCB так же, как и в оригинальном дизайне, по четыре с каждой стороны. Память набрана чипами Hyundai-Hynix с временем выборки 3.6нс, что примерно соответствует частоте в 275 МГц (550 DDR). Повторимся, что охлаждение, и более того, банальный обдув памяти не организован в принципе, а это - серьёзный минус для подобной платы, так как Ti4200 буквально просится в руки оверклокерствующим любителям сэкономить.

Одно из существенных отличий платы ABit от референсного дизайна заключается в переносе коннектора D-Sub и TV-Out на дочернюю плату, которая соединяется с основной с помощью штыревого разъема. Примечательно, что оригинальная разводка под разъем находится под кулером и попросту не используется. Качество 2D при этом не пострадало, хотя именно в этом месте мы не можем ручаться за всю серию. Этот вопрос, как всегда, индивидуален для каждой платы. Дочерняя плата снизу экранирована, и в целом, проработана неплохо.

Комплект поставки

Карта, попавшая к нам в руки, поставляется в обыкновенной картонной коробке. При оформлении обложки использованы светлые оттенки и темы Майя, в частности, всемирно известная картина с, предположительно, фигурой космонавта. Для нас стало приятным фактом то, что ABit, наконец то, отказалась от нестандартных треугольных коробок, в которых поставлялись её Siluro GeForce 3.

Комплект поставки, традиционно минималистичен. Судя по всему, цену (~150$) на акселератор компания пытается снизить за счёт вложенного ПО и минимального комплекта игр. В условиях России, это можно смело назвать плюсом. Впрочем, Ti4200 - явно не топовый продукт, и экономии тут самое место.

В комплект поставки входят:

  • Собственно сама карта;
  • Разветвитель Card -> Composite+SVHS;
  • Кабель Composite;
  • Кабель SVHS;
  • Переходник с DVI на D-Sub 15;
  • CD c драйверами;
  • Документация (на русском языке её нет, хотя на коробке русская аннотация есть).

Надо заметить, что все кабели входящие в комплект, а также переходники, имеют довольно оригинальный дизайн из полупрозрачного, гибкого пластика. Как всегда в таких случаях, нам вспомнились Джобсовские продукты. Смотрится, на наш взгляд, очень симпатично.


Меню, возникающее при автозапуске комплектного CD

На CD с драйверами, записаны следующие программы и утилиты:

  • Базовый драйвер с WHQL сертификатом (основан на Detonator 30.30);
  • SiluroDVD, в реальности оказавшийся модифицированным WinDVD;
  • DirectX 8.1;
  • Руководство пользователя на английском языке;
  • Программа ABit Graphic Max (слабое средство для тюнинга частот чипа и памяти);
  • nVidia NVFlash (перепрошивка BIOS);
  • Acrobat Reader;
  • 3Deep (калибровка изображения для более эффектного отображения ПО и игр)

Что любопытно, после установки штатных драйверов поставить программу ABit Graphic Max вы не сможете. На закладке с доступными VGA утилитами доступна только одна программа:

При этом, нигде явно не описано, каким образом вызвать утилиту и почему она закрашена серым цветом. Для тестирования мы установили последний референс-detonator. Сравнительное тестировае показало, что драйвер из комплекта заметно медленнее, особенно в Doom III E3 Demo.

TV-Out

На карте установлен ставший уже классикой для карт на базе GeForce чип Philips 7104, который хоть и является универсальным решением, но все же имеет ряд существенных минусов.

Среди минусов можно отметить, что максимально выводимое на ТВ разрешение ограниченно 800х600, выводимое изображение имеет ряд свойственных для этого чипа артефактов (бордюр вокруг изображения, иногда смещение изображения, неправильная передача цвета) и нестабильную работу при перепадах напряжения. Например, включившийся холодильник может с легкостью сбросить картинку, восстановить которую удастся только после полной перезагрузки компьютера. Также, за минус можно посчитать то, что вывод изображения без специального переходника-разветвителя невозможен. В остальном, TV-out работает без каких либо проблем.

Стр.3 - Технология OTES

OTES - космические технологии в настольных ПК

OTES (Outside Thermal Exhaust System) можно с определённой натяжкой назвать новшеством на рынке 3D-ускорителей. Не так давно похожая система была представлена на акселераторах eVGA, которые успешно избежали широкой популярности. Уже за глаза можно дать ABit один из трёх призов - первый, за самую оригинальную и красивую систему охлаждения. Второй приз, который OTES получит в ходе тестов, о которых будет написано ниже, выдан за отличное охлаждение графического ядра. Ну а третий мы присуждаем за отвратительное охлаждение графической памяти. Ситуация усугубляется тем что карту в принципе нельзя модернизировать и хоть как то улучшить ситуацию с памятью.

Меж тем, ситуация действительно серьезная. Если в случае с обыкновенным кулером циркуляция воздуха около памяти хоть как то организуется, то в случае с OTES весь воздух выплевывается за пределы корпуса. Кроме того, по размерам OTES так велик, что установить на память радиаторы сторонней фирмы практически невозможно. Вернее, сделать это можно на задней стороне платы и на памяти, расположенной вдоль торца платы. На верхних же чипах, наполовину прикрытых элементом охлаждения, это невозможно. В итоге, любой тюнинг здесь неуместен и малоэффективен.

Что же такое система охлаждения OTES и как она работает? Аббревиатуру OTES, расшифровываемую как "Outside Thermal Exhaust System" на русском можно обозвать "Системой выдува горячего воздуха". Система базируется на схеме так называемой тепловой трубки.

Тепловая трубка, это трубка, в которой находится небольшое количество легко испаряющейся жидкости (например фреон, используемый в холодильниках) которая циркулирует в ней, испаряясь на более горячем конце, конденсируясь на холодном и вновь возвращаясь к горячему. Процесс абсолютно автономный, не требующий подпитки извне, основывающийся на базовых законах физики. Впервые, системы подобного типа были применены в космонавтике около 40 лет назад. Одной из причин применения тепловых трубок стало ограничение в объёме и невозможность обеспечить охлаждение собственно в месте нагрева. Сегодня, тепловые трубки применяются повсеместно, и наиболее популярны для охлаждения ноутбуков. Суть метода в том, что от нагретого конца тепло эффективно передаётся на радиатор, обдув которого в свою очередь и отводит тепло.

Позднее эта технология нашла широкое применение в радиоэлектронике, а еще позднее в компьютерной отрасли. Кроме ноутбуков, тепловые трубки были реализованы и в кулерах для процессоров, в частности, в Master DP5-5K11. Кроме того, на Калифорнийском форуме Intel для разработчиков сразу несколько компаний демонстрировали подобные системы охлаждения для настольных ПК. Возможно, вскоре, с ростом теплонагруженности и компактности настольных систем, не останется других методов для их охлаждения.

Но, вернёмся к нашему OTES. В его случае всё реализовано по следующей схеме: вентилятор, установленный над графическим чипом, не охлаждает его непосредственно, а всего лишь засасывает воздух из окружающего пространства и гонит его по организованному каналу на выход к отверстию в крепежной планке. Внутри канала воздух проходит сквозь длинные медные ребра радиатора, которые охлаждают один из концов системы охлаждения. Другой конец плотно соприкасается с чипом. Таким образом, химическая реакция внутри трубки начинается, как только чип нагреется до определенного предела.

Тут можно заметить, что от ABit вовсе не требовалось устанавливать крыльчатку турбины прямо над графическим чипом. Более того, находясь над ним, турбина вообще не соприкасается с чипом. С тем же успехом, ABit могла реализовать засос воздуха извне или чуточку сместить турбину, чтобы обеспечить охлаждение чипов памяти.

Одна из самых серьёзных проблем OTES - генерируемый турбиной шум. Мотор турбины вращает крыльчатку со скоростью 7200 оборотов в минуту. Для сравнения, в топовых моделях кулеров для процессора крыльчатка вращается со скоростью 5500 об/м, а тихими считаются кулеры, в которых крыльчатка вертится на уровне 1500-2000 об/м. Снизить шум OTES можно, только уменьшив скорость вращения турбины, однако, неколхозными методами сделать это невозможно - ABit не предусмотрела управления скоростью вращения турбины. Сейчас в разработке Abit находится система OTES2 и скоро мы будем иметь возможность её оценить. О том, как сделать первый OTES тише, будет рассказано ниже, в ходе этой статьи.

Стр.4 - Разгон и тесты

Разгон

Как и ожидалось, разгон карты с OTES дал абсолютно предсказуемые результаты, которые, в общем-то, оправдывают использование такой системы охлаждения. Надо упомянуть, что разгон дело тонкое, кропотливое и требующее немало терпения и сил. Нам удалось разогнать карту до частоты 315МГц на чип и 300МГц(600МГц DDR) на память. Память больше чем на 600МГц разогнать не удалось, если дать больше хоть на мегагерц, то появляются артефакты свойственные переразгону памяти. Это не удивительно, мы уже отмечали выше что охлаждение памяти абсолютно не организованно. В случае с чипом все интереснее. GPU с легкостью разогнался до 300МГц и тем самым перевалил границу частоты чипа GeForceTi4600, более того, графический процессор стабильно заработал на частоте 315Мгц. Это примерно та частота до которой можно разогнать среднестатистический Ti4600.

Далее от 315МГц до 330Мгц (!) спокойно запускаются все 3D тесты, но видны артефакты и естественно, чем выше частота тем более нестабильно работают программы. По нашим наблюдениям, зависимости между разгоном GPU и памяти не существует. То есть, не важно, с какой частотой работает GPU - память всегда можно разогнать до 600 и это стабильный, фактический предел разгона памяти на нашем экземпляре карты, не больше и не меньше. Повторимся, карта изначально, можно сказать "с завода" разогнана до уровня Ti4400 и работает на этих частотах очень стабильно, даже при снижении скорости работы турбины системы охлаждения.

Тестирование

Для тестирования производительности ABit GeForce 4 Ti4200 с системой охлаждения OTES мы собрали два тестовых стенда:

Стенд No 1 (Hi-End система):

  • Процессор Intel Pentium 4 2.8 ГГц;
  • Материнская плата Intel 850EMV (i850E + 512 Mb RDRAM PC800);
  • Звуковая карта Creative Sound Blaster Audigy;
  • Жесткий диск Seagate Barracuda ATA IV 7200 rpm.

Стенд No 2 (Mid-Range система):

  • Процессор AMD Athlon 1600+
  • Материнская плата EPOX 8K3A (чипсет KT333, память 256 Мб DDR PC2100);
  • Интегрированный звуковой кодек;
  • Жесткий диск IBM IC35AVVA07 7200 rpm.

Мы протестировали производительность OTES в следующих пакетах и приложениях:

  • Return to Castle Wolfenstein  - Checkpoint demo (OpenGL, ядро Quake 3);
  • Unreal Tournament 2003 Demo (ресурсоёмкий Direct3D тест);
  • DooM III E3 Demo (крайне ресурсоёмкий тест с шейдерами, рельефным текстурированием, OpenGL и массой того, что будет актуально ближе к концу 2003 года);
  • Codecreatures demo (сложный DirectX 8 тест);
  • 3DMark 2001SE (синтетический Direct3D тест)

В результате, были получены следующие результаты:

1. Return to Castle Wolfenstein

Если мы рассмотрим два полученных графика, то заметим, что в разрешениях до 1280x1024 карта практически не отстаёт от GeForce 4 Ti4600. С учётом заметно более низкой цены, это можно назвать хогрошей новостью.

Любопытно, что на более слабом процессоре карта стабильно остаёт от Ti4600, причём в нижних разрешениях её результат фактически идентичен GeForce 3. Можно смело сказать, что во-первых Ti4200 с OTES предназначен для разрешения от 1024x768 и выше, либо для игры с включенным антиалиасингом. Далее, рассмотрим процессорозависимость карты на примере RTCW:

Стоит обратить внимание, что разница в производительности существенна вплоть до максимального разрешения. Return to Castle Wolfenstein в большей степени процессорозависимая игра, и на Athlon 1600+ всё упирается исключительно в низкую производительность процессора. Если установить в систему ещё более быстрый, нежели Pentium 4 2.8 ГГц процессор, результаты в низких разрешениях должны быть ещё выше. Напомним, что все измерения проводились при максимальных настройках качества и 32-х битном цвете. Также, в связи с такой процессорозависимостью мы можем утверждать, что владельцам слабых систем есть большой смысл использовать сглаживание. При его использовании узким местом станет уже акселератор, и разнцица в производительности между Pentium 4 2.8 и Athlon 1600+ сведётся к минимуму.Далее, переходим к тестам в Unreal Tournament 2003.

2. Unreal Tournament 2003

Для тестов мы использовали официальную демо-версию игры. Продающаяся на российском рынке полная версия UT2003 имеет некоторые проблемы с тестированием. Пока мы их не решили и будем использовать демку.

На Pentium 4 2.8 ГГц ситуация аналогична той, что мы наблюдали в RTCW. Отличия на низких и средних частотах минимальны, разница начинает ощущаться только в 1280x1024 и 1600x1200. Справедливости ради отметим, что не так уж он и велика, эта разница - всего 7 FPS в максимальном разрешении не стоят разницы в цене.

На более слабой системе картина остаётся прежней. Теперь, проанализируем процессорозависимость:

Уже в 1280x1024 результаты становятся идентичными. Владельцы слабых процессоров по прежнему могут использовать антиалиасинг, который в большинстве ситуаций будет бесплатным в низких разрешениях. Отметим лишь, что UT2003 явно менее процессорозависимая игра и куда сильнее загружает графическую часть, нежели RTCW. Теперь, переходим к Corecreatures.

3. DooM III E3 Demo

С недавних пор на прилавках Москвы продаётся диск с так называемым DooM III Lite. Мы крайне не рекомендуем покупать эту "игру". По сути, это ворованная с E3 версия DooM III, не предназначенная не только для многопользовательской, но и для однопользовательской игры. Версия 0.02 на выставке позволиа продемонстрировать потенциальные возможности ядра, разработанного командой Джона Кармака, и не более того. Даже как бенчмарк, использовать её можно с большими ограничениями. Подробнее о методике тестирования и морально-этических соображениях мы будем рассуждать в отдельной статье.

Конечно, Doom III стоит хотя бы раз в жизни увидеть своими глазами чтобы понять, во что превратятся шутеры к 2004 году, и поверьте нам на слово, понадобятся очень быстрые ПК. Откровенно говоря, на Pentium 4 2.8 ГГц и разогнанном GeForce 4 Ti4600 демка шевелится как хомячок, героически сожравший пару грамм никотина. Смотреть Doom3 на Athlon 1600 и чём-то ниже GeForce 3 бесполезно - в лучшем случае, скорость будет достигать 10 кадров в секунду, в худшем - менее одного FPS. Альфа-версия критично относится к объёму ОЗУ. 512 Мб, это минимум, на котором можно делать тесты. Процессор с частотой ниже 2 ГГц применять не рекомендуется. В итоге? В итоге, один из двух тестовых стендов мы проверять не стали. Но графика... Ох, просто песня, поэтому давайте поговорим о цифрах:

А видим мы, в принципе, вполне стандартную картину - GeForce 4 Ti4600 с 128 мегабайтами памяти по всем тестам впереди, в том числе в минимальном разрешении. Игра очень критично относится к игровому железу, и можно смело сказать, что в нашем случае во всех разрешениях лимитировал не процессор (P4 2.8 ГГц), а графический акселератор.

Тесты в высоких разрешениях показывают аналогичную картинку. Отрыв 4200/64 от 4600/128 невелик. Играть в Doom III в разрешениях свыше 800x600 неразумно даже на топовых конфигурациях. Для сравнения, мы записали вторую демку. Первая (demo002.demo) проходит в первом уровне, вторая (demo006.demo) во втором. Альфа-версия Doom III состоит из трёх уровней, сложность и геометрическая насыщенность которых постепенно нарастает. Первый уровень очень прост, в нём не используются сложные алгоритмы для рассчёта физики объектов и не так много архитектуры. Наиболее сложен третий уровень, и в данный момент мы не подготовили адекватную демку, которую можно было бы применять при тестировании. Итак, переходим к demo006.demo:

В целом, картина подобная, но можно заметить чуточку сократившийся разрыв между 4200 и 4600. Думается, в Doom III куда важнее станет работа с шейдерами, нежели чистая производительность карты. Вскоре мы представим дополнительный материл с более полным исследованием феномена Doom III. Напоследок, тесты в высоком разрешении, demo006.demo:

Результаты предсказуемые, никаких сюрпризов. График в комментариях не нуждается. Помните, что Quake 3 вышел в эпоху, когда Voodoo3 ещё только-только был представлен, а используем как тест мы его, и игры на его основе, по сей день. Играть в Doom 3 и игры на его основе нормально можно будет только к концу 2003 или даже середине 2004 года, когда графические акселераторы обретут 256 или более мегабайт видео-памяти, а скорость их и возможности уйдут на несколько поколений от GeForce 4.

Codecreatures

На повестке дня Codecreatures. Тесты показывают, что в этой игре куда важнее наличие большого количества памяти на карте, нежели чистая частота чипа и VRAM:

Анализируя этот график, мы видим, что 128-ми мегабайтный GeForce 4 вырывается далеко вперёд, а 64-х мегабайтный OTES приближается местами очень близко к GeForce 3.

Ещё ближе находятся они в тестах на Athlon 1600+. Здесь сходят на нет все преимущества Ti4200 перед GeForce 3.

В итоге, общий результат бенчмарков выгдядит не слишком красиво. Карта почти в полтора раза отстаёт от Ti4600.

3DMark 2001SE

Ещё один стандартный тест, который мы применяем при изучении производительности 3D акселераторов. На этот раз, мы не будем отдельно приводить графики для каждого сегмента теста. Картину в целом хорошо передаёт общий результат:

Отдельные графики по каждому тесту мы не приводим, так как их динамика в целом идентична общему результату.

Стр.5 - Модернизация и выводы

Делаем OTES тише

Автор этих строк вынужден использовать ПК практически круглосуточно, оставлять его на ночные тесты, спать рядом с ним в дни, когда требуется скачать сотни мегабайт архивов. Естесственно, в первую же ночь с OTES возникло острое желание отрезать и выкинуть всю эту патентованную систему. С трудом подавив столь деструктивные мысли, было решено найти способ заглушить OTES.

Самый простой способ сделать это - снизить обороты турбины. Вы ещё не забыли, что карта, попавшая к нам в руки, является по сути разогнанным GeForce 4 Ti 4200 до стандартных величин частот памяти и GPU Ti 4400? Вполне логично, что перед тем, как начать ухудшать характеристики системы охлаждения, просто необходимо снизить скорость чипа в NVTweak до стандартных.

Понятно, что после этого говорить о рекордно высокой производительности, достигнутой путём разгона, мы уже не сможем. О разгоне просто-напросто придётся забыть, и вполне разумным будет, снизить рабочие частоты чипа и памяти. Вернуть частоты на место несложно. Поэтому, приступим к описанию процесса.

Турбина OTES запитана от специального коннектора на акселераторе. Контакт двухштырьковый. Нам понадобится нам для базового тюнинга следующий джентльменьский набор:

  • подходящая для коннектора турбины вилка;
  • два проводка;
  • коннектор типа "мама" для подключения к "папам" блока питания системы;
  • паяльник;
  • руки, в меру прямые, две штуки.

Берём коннекторы и подпаиваем к ним провода. Первый из них +5 вольт, второй "земля". Напомним, что на колодке разводка сделана следующим образом:

В итоге, мы получаем заметно более медленный и практически бесшумный OTES. Несмотря на это, кулер по прежнему весьма эффективен. В ситуациях, когда не используются тяжёлые 3D приложения, чип остаётся едва тёплым. Но, захочется погонять Unreal Tournament 2003 или что-то потяжелее, и... разумнее будет вернуть нормальное питание.

Второй вариант - динамический. Для этого нам понадобится специальный блок, способный регулировать скорость вращения вентилятора. Как вариант, можно использовать тот блок, что поставляется в комплекте с кулерами Zalman или Thermaltake, подцепив на него в параллель кулер OTES. Хотим тишины - выкручиваем регулятор на минимум, получаем тихий кулер на процессоре и акселераторе. Нужно поиграть - надеваем наушники и включаем всё на максимум. Подробнее на этом процессе в рамках данной статьи мы останавливаться не будем, возможно позднее опубликуем статью с описанием процесса тюнинга.

Выводы

Однозначные выводы по OTES сделать сложно. На одной чаше весов высокая производительность, хороший потенциал разгона чипа, неплохая комплектация, оригинальная система охлаждения, выдувающая отработавший воздух из корпуса. На другой половине весов высокий шум, порождаемый турбиной, вращающейся со скоростью 7200 оборотов в минуту, отсутствие радиаторов на чипах памяти и более того, практическая невозможность установки наборов от сторонних компаний, плюс - высокая цена на фоне Ti4200 от конкурентов.

Также, нужно помнить о возможности тюнинга турбины и снижения её оборотов. Если вы приложите немного умения, то сможете сделать OTES частью бесшумного ПК, более эффективной, нежели продукты конкуретов за счёт выдува воздуха из корпуса.

В итоге, мы считаем, что OTES - неплохое решение для тех, кто разобрался, стоит ли платить дополнительные деньги за тюнинговую модель акселератора, а уж владельцы прозрачных стильных корпусов с подсветкой или корпусов с окнами должны быть просто счастливы.

Минусы:

  • Отсутствие контроля скорости вращения;
  • Отсутствие охлаждения чипов памяти и возможности установки наборов сторонних производителей;
  • Очень высокий уровень шума в штатном режиме.

Плюсы:

  • Нагретый воздух выдувается из корпуса, что серьезно улучшает тепловой режим системного блока;
  • Возрос потенциал разгона чипа;
  • Тюнинг турбины имеет больший смысл, нежели тюнинг кулеров стандартных GeForce 4 Ti4200.


Оригинал материала: https://3dnews.ru/173280