В литературе часто встречается сравнение потока времени со спиралью, когда произошедшее один раз, в дальнейшем повторяется на следующем витке, но в новом качестве. Происходящее сегодня с nVidia полностью укладывается в эту схему.
Классический TNT через некоторое время был заменён более производительным TNT2, который уступил корону первенства TNT2 Ultra. Это были полноценные и дорогие модели, обеспечивающие для богатых возможность игры в высоких разрешениях при 32-х битном цвете. Однако не у всех была такая уйма денег, и для массового рынка необходимы были более дешёвые акселераторы. В результате некоторого урезания возможностей и частот мы получили TNT2 M64 и TNT2 Vanta. Фактически, серия TNT состояла из 3 моделей. Для каждого сегмента рынка. При этом в нижнем ряду, то есть между TNT и M64/Vanta происходил спор за производительность. При определённых условиях, и особенно при разгоне, они менялись местами, и отнюдь не всегда более новая M64 могла обогнать или наоборот проиграть TNT.
История пошла по второму витку после анонса GeForce 2 GTS, который заменил на постаменте лидера "старичка" GeForce 256. А теперь у нас появился ещё один претендент - GeForce 2 MX. С выходом MX модельный ряд TNT полностью устарел, и теперь о нём имеет смысл упоминать как о "эпохе до T&L". Имеется ввиду не скоростная, а техническая сторона. Сегодня мы имеем следующий расклад:
Сразу хочется провести аналогии и сделать некоторый прогноз. Классу TNT2 год назад соответствует GeForce 2 сегодня. Учитывая недавнюю информцию Avant о том, что nVidia испытала чип с частотой 250Mhz, есть подозрение, что к осени нас ждёт GeForce 2 Ultra. Пока нет достоверных данных на эту тему, и никакой информации о том, что такое NV20, который и должен появиться к тому моменту. Но если всё пойдёт по исторической аналогии, то к концу года мы увидим GeForce 2 GTS Ultra с частотой ядра 250Mhz и памятью DDR на 400Mhz. Фактически, это будет первая плата с 2-х гигатексельной/1-но гигапиксельной скоростью заполения.
Но не будем пытаться заглянуть в недалёкое будущее, и рассмотрим, что же представляет из себя GeForce 2 MX:
Сразу отметим концептуальные детали. Во первых появилась технология TwinView, во вторых - DVC. Кроме того, в чипе интегрировано уже два TDMS трансмиттера. Для класса GeForce 2 характерна поддержка шейдеров, но Microsoft определённо сказала по этому поводу, что для DirectX8 их пока недостаточно.
Что же урезано, по сравнению с GeForce 2 GTS? Довольно многое. Уменьшена разрядность шины памяти до 128-ми бит SDR/64-бит DDR. Уменьшена частота ядра. Отсюда и существенное уменьшение скорости заполения. Если у оригинального GeForce 2 GTS этот параметр составляет 800 мегапикселей на 1600 мегатекселей, то у GeForce 2 MX 350 мегапикселей на 700 мегатекселей. Подобное урезание сразу же скажется на скорости в высоких разрешениях и на производительности при работе с 32-х битным цветом. Кроме того, за счёт снижения частоты чипа, уменьшилась теоретическая скорость вывода полигонов с 25 до 20 миллионов полигонов в секунду.
Обозреватели FiringSquad считают, что цель nVidia - завоевать 60% рынка акселераторов, с текущих 20%. Понятно, что рынок акселераторов, это именно mainstream продукты, и именно их наличие и популярность важны для фирмы, и приносят основной доход. GeForce 2 MX призван заткнуть ту дыру, которая возникла с появлением GeForce 2 GTS в классе дешёвых продуктов. Базовая цена на GeForce 2 MX сегодня колеблется на отметке $120, что тоже полностью аналогично ситуации с Vanta и M64, ставшими самыми популярными дешёвыми акселераторами nVidia, продающимися как в OEM, так и в Retail вариантах.
Хотите работать на двух мониторах, но при этом иметь новейшие возможности в 3D? До последнего времени было лишь два варианта - покупка старенькой PCI карты вроде Matrox Millenium II для установки с последним продуктом ведущего лидера на рынке акселераторов, либо установка дорогой платы с поддержкой технологии DualHead от Matrox. Оба метода имеют свои плюсы и минусы. Обьективизма ради, нам больше приятен метод с Matrox Millenium, так как не возникает никакой привязки к акселератору, и можно равно пользоваться любой современной моделью. Но для простоты использования, экономии ресурсов системы и свободных слотов, проще пользоваться вторым методом. Кстати, первый метод безумно дёшев. Найти б/у-шный Matrox Millenium II (или другую приличную PCI плату) можно за совсем смешный деньги, в то время как DualHead модель отличается от рядовой на достаточно серьёзное количество тугриков.
Похоже лавры Matrox не давали покоя nVidia. Значительно улучшив качество 2D в последнем поколении карт, и приведя его к фактическому идеалу для аналоговых мониторов, nVidia задумалась и о мультимониторных моделях. Как уже наверное стало понятно, TwinView - аналог DualHead у Matrox. Фактически, это даёт возможность одному чипу захватить сразу два рынка - профессиональный, для работы с несколькими мониторами, и дешёвый игровой, за счёт цены и возможностей. Конечно не все MX-платы будут поддерживать TwinView, да и разница в цене будет весьма ощутима. К примеру модельный ряд Hercules II MX будер разделён 50-ти долларовой разницей ($149 за коробочную рядовую модель и $199 за модель с TwinView).
С появлением TwinView появились следующие варианты:
Как видим, ТТХ и возможности даже лучше, чем у Matrox DualHead. Если уж делать, то лучше конкурентов. Видимо это девиз nVidia. Не сочтите за рекламу, так выглядит со стороны.
А вот, как эволюционировала панель настроек вывода сигнала (можно посмотреть увеличенную версию):
Есть еще одим момент, благодаря которому GeForce 2 MX будет поставляться в огромном количестве вариантов. Если на карте будет два DB15 выхода, то не стоит ожидать двух выходов на цифровые панели. В общем тут раздолье для производителей плат. Можно сделать почти десяток различных плат.
Второе интересное нововведение в GeForce 2 MX - система настройки изображения. nVidia говорит об этом так:
Система Digital Vibrance Control (DVC) была разработана для того, чтобы сделать изображение на PC чистым, кристалльно чётким и ярким. Эта патентованная технология встроена в графическую подсистему GeForce 2 MX и позволяет пользователю контролировать цифровой поток данных между графическим конвейером и подсистемой вывода на дисплей. При помощи простого интерфейса пользователь может контролировать разделение цвета и интенсивность, и в результате иметь контрастную динамичную графику с чёткой, сбалансированной передачей цвета. Поскольку DVC обрабатывает цифровые данные до их поступления в подсистему вывода на дисплей, введённые изменения сказываются на всех форматах вывода, включая телевизионный выход, выход на цифровые панели, мониторы и LCD проекторы.
Ну что-ж, кажется мы наконец получим возможность регулировать гамму в любом API, и на любом устройстве вывода. Осталось увидеть это в действии, и оценить удобство регулировок. С появлением этой опции должны наконец пропасть вечные проблемы некоторых пользователей с темной гаммой в играх.
Сегодня начинают появляться анонсы плат на чипах GeForce 2 MX. Но уже существуют технологические сэмплы, рассылаемые для тестирования. Между ними есть определённые различия:
GeForce 2 MX (сэмпл, спереди)
GeForce 2 MX (сэпл, вид сзади)
GeForce 2 MX (коммерческий вариант)
Сразу видно, что коммерческий вариант гораздо меньшего размера за счёт отрезанной верхней части и более компактного дизайна. Заметим, что на тестовом сэмпле присутствует целых три выхода - на телевизор, цифровую LCD панель и классический RGB монитор. Очень универсально.
Hyndai 6ns, 166Mhz
Тестовый сэмпл поставлялся с памятью SDR Hyndai 6ns, работавшей на частоте 166Mhz. Планируются варианты GeForce 2 MX как с 16, так и 32Мб памяти, что ещё более разнообразит модельный ряд. Заметим, что память работает на аналогичной частоте, как и у GeForce 2 GTS, но при этом шина памяти урезана в два раза, что не может не сказаться на производительности в 32-х битном цвете. Память GeForce 2 - 128-bit DDR SDRAM способна прокачивать до 5.7Гб данных в секунду, в то время как 64-bit DDR и 128-bit SDR не позволят передать более 2.7Гб в секунду. Но ведь мы говорим о бюджетных, то есть дешёвых картах. Никто и не обещал, что память будет сверх быстрой и дорогой.
И наконец о скорости. GeForce 2 MX тестировался в 3DMark 2000 и Quake 3 Arena на следующей конфигурации:
Для сравнения использовались следующие платы:
Все платы тестировались с последним Detonator 5.30, частоты плат не изменялись.
Результаты в 3DMark 2000:
Обратите внимание, что результаты GeForce 2 MX выше GeForce 2 SDR и TNT2 Ultra. 800x600 сегодня уже считается за низкое разрешение, а 128-ми битная SDR память тут вполне справляется с работой в 16-ти битном цвете. График падения при работе в 32-х битном цвете полностью повторяет график GeForce SDR. Теперь посмотрим, как карта справляется в 1024x768:
Плата по прежнему быстрее GeForce SDR, причём отрыв полностью идентичен. Сказывается одинаковый интерфейс памяти, и большая частота работы чипа.
Однако мы не раз говорили, что 3DMark - тест весьма посредственный, а его синтетические результаты отнюдь не всегда отражают производительность в реальных приложениях. Поэтому лучше внимательно рассмотреть результаты в Quake 3 Arena.
"Я сэкономила много денег, приходите ко мне помыться", говорила псевдо-деревенская актриса в приторно-навязчивой рекламе душа-зеленовки, который все почему-то обязаны передавать по наследству. Мы не собираемся дарить акселераторы своим внукам, но сэкономить деньги можно и нужно:
В режиме Fastest нагрузка настолько несущественна, что у всего поколения GeForce скорость различается в пределах погрешности. А значит профессиональным игрокам в Quake по сути нет никакой разницы, ставить ли себе GeForce 256 SDR/DDR, GeForce 2 GTS или GeForce 2 MX. Они то и смогут оставить разницу в цене между картами в своём кармане. Но уже в высоких разрешениях, которые профессиональные игроки себе ставить не позволяют, сказывается ограниченная шина памяти карты. Она становится медленее GeForce 256 SDR. Никто и не ожидал супер-производительности от карты, которая направлена на массовый рынок, но учитывая частоту чипа, обидно за баланс сил. Вероятно разгон GeForce 2 MX позволит ей приблизиться ближе к GeForce 256 DDR, так же, как TNT2 M64 и Vanta приближались по скорости к полноценной TNT2.
С увеличением качества ситуация изменяется в лучшую сторону. Ни в одном из разрешений GeForce 2 MX не уступил GeForce 256 SDR, а в самых больших разрешениях вплотную приблизился к GeForce 256 DDR.
В HighQuality карта опять уступила место GeForce 256 SDR, но весьма незначительно. Можно сказать, что GeForce 2 MX, фактический аналог GeForce 256 SDR по скорости в OpenGL (судя по Quake 3), но пока мы не увидим дополнительных бенчмарков в других программах, ничего более конкретного сказать нельзя.
Учитывая очень приличную производительность, набор интереснейших возможностей, поддержку NSR и шейдеров в DirectX8, возможность работы на двух мониторах, можно сказать, что плата определённо станет бестселлером. Своей технологией TwinView nVidia наступила на горло Matrox, а качество 2D находится на должной высоте, чтобы поставить вопрос о покупке G450 ребром. Учитывая фактическую идентичность цен на эти платы, поводов купить Matrox стало очень мало. В то же время производительность G2MX достаточна, чтобы составить конкуренцию даже Voodoo5 5500. Но при этом по цене карта сможет поспорить с Voodoo4. Что касается T-Buffer эффектов, то позволим себе напомнить, что на Voodoo4 их нет, в то время как NSR позволяет использовать эти эффекты на G2MX (к сожалению оправданность и падение скорости сегодня мы не можем оценить даже теоретически). Ну а наличие T&L, два конвейера рендеринга с бесплатным мультитекстурированием... Всё очень современно и технологично. Предварительный вывод - G2MX станет победителем по соотношению цены к возможностям. Но напоминаем, что это выводы по сэмплу, более точные выводы и впечатления стоит ждать после некоторого срока использования коммерчески-доступной платы.