Впервые с продукцией компании LeadTek мы познакомились в середине лета, получив на тестирование платы на ядре Vanta, TNT2 и TNT2 Ultra. Продукция не вызвала никаких серьёзных нареканий, платы были вполне добротные, сопровождались неплохим комплектым ПО, кабелями и содержали грамотно написанную документацию. Все достоинства серии TNT2 перешли и на новую "LeadTek Winfast GeForce 256". Плата поставляется с отличным комплектом ПО (4 CD) в красочной упаковке (что может быть актуально в предвестии нового года). В официальную продажу платы уже поступили.
Внешний вид карты на удивление похож на старые карты TNT2/TNT2U. Это уже похоже на стиль, сохранены цвет, элементное расположение и даже охлаждающая часть выполнена в том же виде. Выбирая плату из толпы аналогов трудно ошибится. Карта основана на ядре nVidia GeForce 256 и комплектуется 5ns SDRAM памятью от EliteMT. Неплохая память, по умолчанию тактуемая на 166Mhz. Как всегда, теоретически, подобную память 5.5ns можно разогнать до 210Mhz. Впрочем это удел профессионалов, и стоит подходить к этому вопросу максимально аккуратно. Что касается знаменитого самого ядра GeForce 256, то тут не ожидалось никаких сюрпризов - плата тактуется на стандартных 120Mhz, с возможностью разгона до 133-150Mhz (после 140Mhz начинает очень сильно греться). Заядлые профессионалы смогут добавить ещё немного к этой частоте поставив дополнительное двухстороннее охлаждение. Целесообразность разгона велика как никогда - архитектура GeForce такова, что даже при незначительном разгоне ядра производительность варьируется в существенных пределах. Но не во всех приложениях можно будет увидеть прирост - узкой частью становится мощность центрального процессора. Оцените спецификации платы:
Что касается ядра, то GeForce сегодня - самое высокопроизводительное ядро среди потребительского класса. С другой стороны на Comdex`99 анонсированы спецификации мегапиксельного Napalm. Да, характеристики впечатляют, но не стоит забывать о начале продаж - март 2000 г. Сегодня GeForce - единственное ядро, поддерживающее в полной мере как квадротекстурирование, так и T&L. Тенденцию устаревания изделий ещё никто не отменял, мы более чем уверены что GeForce 256 будет смещён с пьедестала самой высокопроизводительной платы через несколько месяцев с приходом какой-нибудь другой платы. Но сейчас ещё рано говорить об этом. Давайте проанализируем ключевые моменты 2D/3D архитектуры новой платы:
Прежде всего заядлым игрокам будет интересен аппаратный T&L. Справедливости ради, стоит напомнить, что сегодня T&L практически бесполезен - реальных приложений, агрессивно использующих новую технологию нет, даже Quake 3 недостаточно оптимизирован для работы с T&L. Мы ожидаем, что релизная версия будет взаимодействовать с T&L лучше чем нынешняя. Вторым ключевым моментом 3D архитектуры всегда была скорость заполнения. Если не учитывать рынок профессиональных систем и анонсированные, но не выпущенные продукты, то можно смело говорить о самой высокой скорости заполненея (fillrate) на сегодня. Кроме того, GeForce 256 - первый чип с поддержкой квадротекстурирования, что позволяет ему имея 120Mhz тактовой частоты чипа говорить о скорости заполнения в 480 мегапикселей в секунду. Для сравнения - ядро nVidia TNT2 Ultra, работающее на частоте к примеру 185Mhz сумеет обеспечить "всего" 370 мегапикселей в секунду. Но не стоит забывать о том, что цифры эти, в основном, теоретические. Множество ограничений накладывает архитектура памяти. Заявляя о 256-битной архитектуре nVidia грамотно умолчала о 128-ми битной ширине канала SDRAM вариантов плат. Как результат - на рынке появились первые DDR варианты, по производительности иной раз на 50% обгоняющие SDRAM варианты. Но говоря о производительности будет несправедливо забывать о цене - так DDR платы дороже SD вариантов на $100 и более. Не всякий хардкорный геймер будет способен выложить такие деньги за сборище кусочков кремния, которые через год можно будет разве что подарить другу. Что касается работы в полном цвете, то результаты нашего тестирования показали несостоятельность работы с 32-бит цветом в высоких разрешениях. Хотя профессионалы, не поднимающиеся при игре выше 800x600 теперь могут себе позволить использовать такую глубину цвета. Рискнём предположить, что это их не впечатлит.
О технологии кубического наложения текстур. Повторять в сотый раз прописные истины о том, что неподдерживаемая фича - фичей не является, я не буду, напомню лишь, что кубическое наложение - лишь один способ из многих, и если разработчики сумеют грамотно этим методом воспользоваться, то мы получим весьма недурную графику, близкую к реалистичной в определённых ситуациях. Технология в основном полезна для отображения зеркальных, бликующих и отражающих предметов. Алгоритм прост - при наложении карты окружения используется алгоритм, позволяющий наложить отражение так, чтобы оно выглядело как отражение всей окружающей обстановки, а не одной статичной текстуры. Подробнее вы можете ознакомится с техническими данными технологии на сайте nVidia.
Цифровой выход на плоскопанельные дисплеи, или просто DVI коннектор, сегодня назвать фичей нельзя. Фирмы никогда ничего не выпускают себе в убыток, а значит большинство пользователей стандартных CRT и LCD аналоговых мониторов не оценят избыточного капиталовложения. С другой стороны на будущее фича полезная. Плюсом можно назвать опциональность DVI коннектора - кому нужно, тот пусть и покупает. Если вы не знакомы с технологией DVI, то кратко поясню идею - как известно основным источником искажений и помех в тандеме карта-монитор выступает аналоговый кабель, соединяющий сладкую парочку. Давно известно, что цифровой сигнал не может быть искажён, данные могут быть потеряны, но это уже критический случай. Целью разработчиков DVI стандарта была разработка технологии, способной передавать на экран максимально неискажённый сигнал, и они добились этого реализовав развивающийся взрывными темпами стандарт DVI. Сегодня мониторы с поддержкой этого стандарта стоят больших денег, однако в обозримом будущем цена должна существенно упасть, и тогда платы с DVI коннекторами без аналогого DB15 станут не мифом а реальностью.
Необходимость TV выхода можно подвергнуть оспариванию, но его наличие не сильно сказывается на цене платы, поэтому особо разводить споры о целесообразности мы не будем, скажем только что сегодня наличие S-Video и VHS выхода становится стандартом де-факто. Плюсы в основном интересны геймерам, способным разместить рядом с системным блоком ещё и огромный телевизор. С одной стороны давно замечено что читать книги легче на бумаге, а игры играть на телевизоре. С другой стороны страдает качество - ведь TV выход поддерживает максимальное разрешение 800x600, а значит игра, которую вы пожелаете запустить в 1024x768 будет безбожно интерполироваться в худшую сторону. Зато при наличии TV выхода появляется возможность записи на видео-магнитофон каких-либо данных с компьютера. Возможность не слишком необходимая, но порой приятная. Многие называют плюсом возможность посмотреть программным методом DVD на огромном телевизионном экране. Специально для этих заблудших напомню, что отличный DVD декодер с Dolby сегодня вполне реально преобрести за $75. Не такие уж и большие деньги - пользователи, сравните качество хоть один раз. Софтовое декодирование после этого покажется убогим. Если подходить с технической стороны, но не вникать в детали, то известно, что программный декодер сначала перекодирует сигнал в стандарт, выводимый на экран монитора, а затем декодер платы конвертирует сигнал обратно в форму, принимаемую телевизором. В результате качество ощутимо падает, цветность ухудшается, ничего хорошего на телевизоре не видно. А вот с аппаратным декодером, к примеру Hollywood Plus, такого не происходит, и качество видео ряда на телевизоре просто впечатляет. И не стоит забывать о другой проблеме всех программных декодеров - в ключевые моменты система не справляется с огромным потоком кадров, что ведёт к потере кадров, и как результату - отвратительной картинке. Избежать этого просто - надо всего-то купить DVD декодер. Но не будем флеймить и перейдём к следующему аспекту - совместимости с PC99/PC99a.
Этот фактор введён в описание платы просто для галочки, то есть заявлен разработчиком как чисто рекламный трюк. Всё, что он означает, это совместимость платы с стандартом, разработанном Intel, который рекомендует придерживаться определённых возможностей для совместимости с современным ПО и железом.
Вот всё, что хотелось обсудить по 2D/3D части. Теперь подробнее о видео возможностях платы.
Фирменные драйверы Leadtek отличаются от reference detonator встроенной разгонялкой и более дружелюбным расположением элементов. Вход в панель разгона осуществляется нажатием кнопочки со странным названием "Speed Runner". Остальные панели и вкладки настроек полностью идентичны аналогичным у плат WinFast TNT2/TNT2 Ultra. Раздел Gamma Correction позволяет регулировать гамму платы, Output Device - настраивать и выбирать альтернативные методы вывода видео сигнала, WinFast Information показывает скупую информацию о плате и её параметрах. Обладатели TNT2/TNT2U плат заметят, что драйверы похожи, как две капли воды. Да и не может быть по другому - ведь для создания драйвера использовался стандартный reference Detonator. Кстати намёк - драйвера Detonator обновляются чаще и оперативней, нежели родные драйверы, а разогнать карту можно PowerStrip.
Что касается установки на нашей P3B-F и конфигурирования, то плата не вызвала абсолютно никаких нареканий. Всё установилось весьма корректно, как аппаратно, так и программно. Описывать систему особо подробно не имеет смысла, упомяну только, что это был недавно преобретённый тестовый Pentium III 500, 128Мб ОЗУ, 22Гб IDE IBM жёсткий диск и материнская плата ASUSTeK P3B-F. В ходе тестов процессор разгонялся до 575Mhz (методом увеличения частоты FSB), его работа при такой частоте была достаточно стабильной, поэтому результаты мы приводим именно для этой скорости: