Великая и могущественная Римская империя распростерла свои щупальца на территории Италии, Испании, Македонии, Греции и Северной Африки. В начале, преторианцами называли охрану полководцев, а затем личную императорскую гвардию, занимавшую привилегированное положение. Преторианцы получали гораздо большее жалованье, а срок их службы был короче, чем в других частях. Им отводилась важная роль в многочисленных дворцовых переворотах. Вскоре слово "преторианцы" получило второе значение: наемные войска, служащие опорой власти, основанной на грубой силе. Временной период, охватываемый "Преторианцами", переносит нас во времена расцвета Римской империи, а после, оставляет нас один на один с фантазией разработчиков о действиях, происходящих в те славные годы.
Ребята из Pyro studios, за плечами которых не один "коммандос" (3 "коммандоса", если быть точным) решили посягнуть на незабвенные близзардовские лавры и отважились выпустить трёхмерную RTS на тему "мечей и стрел". Не хотелось бы обсуждать перспективность противостояния Warcraft'у, но чтобы иметь шанс на успех, минимум надо принести в геймплей нечто новое. Разработчики поклялись избавить нас от "занудных" менеджмента войск и добычи ресурсов, выставляя на первый план тактический плацдарм. Сразу скажу, нас обманули. Каждая миссия сводится к захвату деревушек, созданию армий, крутизна юнитов которых зависит от славы, накапливаемой в бою. Так разработчики открестились от возведения базы и апгрейдов юнитов, попутно не дав нам сразу же производить самые мощные виды войск. Следить за отрядами бесполезно и неэффективно, поскольку даже при игре вдвоем на картах не бывает меньше четырех деревень, и на планирование боевых действий не остается времени. То есть никаких отклонений от незыблемых и заплесневелых стратегических постулатов не обнаружено.
Войска имеют свои сильные и слабые стороны. Римляне славятся организованностью. Их главный козырь - идеально чёткое построение войск. Варвары сильнее и маневреннее, но действуют, разумеется, бестолково: не могут рассредоточиться (дабы уменьшить вероятность попадания стрел) или встать в два ряда. Они делают ставку на количественное преимущество, оказывают мощное психологическое воздействие, запугивая противника дикими воинственными воплями и не менее диким видом. Египтяне являют собой золотую середину. Эти хитрые дикари используют для строительства не собственную пехоту, а бригаду рабов. Три различные культуры, как ни странно (а с исторической точки зрения многое в "Преторианцах" действительно странно), находятся в противостоянии. На вооружении каждой - восемь стандартных и пять специальных юнитов, имеющих своего зеркального противника. Римские лучники сильнее по сравнению с галловскими эквивалентами. Но стрелы "астериксов" обладают большей дальностью полета. Кавалерия, как обычно, - легкая добыча для копейщиков, колесницы наносят мощные разрушения, врезаясь в ряды пеших юнитов, но являются прекрасной целью для стрел и копий в неподвижном состоянии. У преторианцев тяжелое вооружение, что замедляет их продвижение. Их лучше использовать в рукопашном бою, беречь от катапульт или огненных стрел. Кавалерия может использовать скорость, чтобы избежать встречи с лучниками, но уязвима для копейщиков. Хотя разработчики поленились на уникальности, видимо ради мультиплейера, и стиль игры в целом полностью одинаков за каждый из народов.
Важную роль играет характер территории. Лучники и катапульты стреляют лучше с возвышенности, да и обзор там больше. В лесах можно спрятать целую армию и своих разведчиков. Но он очень плох для продвижения кавалерии, военных машин. Дальность полета стрелы среди деревьев гораздо меньше, реальную опасность представляют кишащие в кустах лазутчики. Естественным препятствием на пути станут реки, ручьи и прочие водные преграды. Некоторые юниты могут пересечь неглубокие водные преграды, а другим для этого нужен мост. Даже открытые места не одинаковы для стратегии и тактики. Одно дело тащить таран по льду, иное по каменной поверхности. Как известно, в старые времена, чтобы обезопасить свои жилища, вместо домофонов люди строили мощные, хорошо укрепленные городские стены. В этом случае нападающим придется применять военные машины. В распоряжении нападающих в широком ассортименте приспособления для осады больших крепостей (стенобитные орудия, катапульты, зажигательные стрелы). Чтобы захватить вражеское укрепление, надо проломить ворота и ворваться в город. Второй путь - при помощи лестниц забраться на стены, а уж оттуда в тыл противника. Звучит это, конечно, красиво, но стены рушатся не хотят, реально разбить только ворота, за которыми всегда стоят эдакие 300 спартанцев. Лезть через стены в "Преторианцах" граничит с безумием. На третьей минуте осады крепости вы понимаете, что влиять на месиво на вашем мониторе далее невозможно и обращаете внимание на графическое исполнение.
Честный трёхмерный движок. Деревья раскачиваются под напором ветра, по земле плывут тени облаков, реки бурлят своей голубой полупрозрачной водой, олени, птицы, зайцы и прочие твари весело прыгают и чирикают, а лес после дождя словно… лес после дождя. Особенно художникам Pyro удалась анимация. Браво! Одним кликом по пиктограмме вы превращаете 30 пехотинцев в железную черепаху, почти не пробиваемую стрелами. Легионеры осматриваются по сторонам и поигрывают мечами. Каждый последующий ряд реагирует на ваши команды с некоторым отставанием, что в масштабах всей вашей армии заставляет поверить в уникальность каждого воина.
Войсками ХОЧЕТСЯ командовать… но не всегда получается.
Praetorians, конечно стоят того чтобы быть замеченными, даже только потому что разработчики попытались смешать бодрящий RTS- коктейль из ингредиентов "не первой свежести". К сожалению, есть множество проблем, которые не дают присвоить игре титул "must have". Приходится признать, что она не готова вдохнуть новую жизнь в стремительно умирающий жанр. Так что если вы большой фанат RTS, и если вам, как большому фанату RTS, надоели разочарования от игр типа C&C: Generals, то новая стратегия, всё-таки заточенная на ведение только боевых действий, должна вам понравиться.