Оригинал материала: https://3dnews.ru/183347

"Heroes of Might and Magic IV": addictive as hell

Автор: Padre


Издатель: 3DO

Разработчик: New World Computing
Не слишком понятно, с чего начать эту статью - вариантов такое множество, что в них самих можно бродить несколько суток, выбирая именно тот, правильный, который даст нужный тон обзору, заставить проскочить его на одном дыхании, а потом в срочном порядке накинуть на себя какую-то верхнюю одежду, прихватить бумажник с заветными и кровно заработанными... и отправится покупать Героев 4. Выбор отсутствует - игру необходимо купить всем, кто играл в предыдущие части, а таких людей очень много; игра так же предназначена и для тех, кто только собирается открыть для себя жанр. Для кого она только не предназначена.

Серия Героев стала любимой ещё до появления самих Героев. Для игроков помладше напомню, что главу открыла игра King’s Bounty от всё тех же New World Computing. На какой машине игра бегала - уже не вспомнить, но знание - сила, поэтому до сих пор трепетное уважение и страх испытываешь перед циклопами и драконами, которых во вражеской армии scores (т.е. много, если для печати). Ничто никуда не делось, всё осталось так, как оно и было, и, быть может, именно в этом весь секрет того, что так долго и упорно нам даёт NWC - лёгкость в обращении, принципиально минимальные изменения от серии к серии, игровой процесс не меняется практически совсем, за исключением мелочей, которые проглатываешь на раз-два-три, а разработчики лишь успевают сказать: "Так и былО!".

Многие кричат, что пора бы все игр сделать в полном 3D, ведь ускорители уже неизвестно каких поколений у всех стоят, так что же они бездействуют? Всё больше и больше игр используют именно такой подход - за шутерами, которые уже со времён Quake и думать забыли о том, чтобы делать что-то на основе спрайтов, помчались стратегии, которые теперь в большинстве своём трёхмерные, ролевые игры также не отстают. Да что уж там говорить - все и вся стремятся к 3D, только так ли оно нам нужно, чтобы все счастливы от игр были до упора? Вопрос, скорее, риторический, но есть и несколько фактов, которые дают понять, что спрайтовые миры лучше, больше, краше и, порой, интереснее, чем их ещё слабые братья - трёхмерные миры. Вот на этом месте предлагаем закончить дискуссию про борьбу измерений - Героям 4 никакие измерения не нужны - это факт, который проверен на собственном опыте.

Разве можно создать при жуткой нехватке полигонов разнообразные карты, каждая из которых будет напоминать кусочек какой-то волшебной местности, часть огромного государства, где царит магия, а герои гарцую на своих лошадях по непроходимым болотам, бороздят моря и реки, бродят по лесам и горам. Можно, можно ли реализовать такой огромный и разнообразный мир при нынешних технологиях в полном три-дэ, а ещё так, чтобы вместо игры не получилось жуткое слайд-шоу? Сомнения закрадываются в душу - вряд ли.

Именно поэтому Герои 4 - полностью спрайтовая игра, которая могла бы совсем не отличаться от своих старших братьев, вышедших уже достаточно давно, чтобы быть немного позабытыми, но имя твоё, как говорится, будет долго жить в сердце моём.

Но, не смотря на то, что игра не бьёт ключом по голове и не кричит, что у неё много всего нового в технологическом плане, с точки зрения игрового процесса вещи несколько поменялись, причём, что удивительно и крайне приятно - поменялись в лучшую сторону. Хотя, казалось бы, что можно изобрести такого уж нового к четвёртой (а, считай, и к пятой, если взять в расчёт упомянутый King’s Bounty) части игры. На то дизайнер и зовётся игровым, потому что он понимает, что и где надо поменять, чтобы играть стало интереснее, легче (это мы не про уровень сложности) и приятнее.

Города теперь растут прямо на глазах - сначала была ничем неприглядная деревня, а со временем её можно превратить в хитрый форт, обнесённый рвом воды, со специальными башнями для лучников. Казалось бы - мелочь, но если вспомнить, сколько времени тратится на войну за обладание замков всё становится на свои места. Теперь больше нет обременительной катапульты, который надо превратить замок в руины, чтобы прорваться за его ограду. Только ворота, которые разрушить не так и просто, если игрок не позаботился и не накопил достойную армию, готовую на всё ради своего героя. По-другому "работают" и лучники - нельзя попасть в отряд противника, если тот стоит за стеной, но вот в лучников издалека пострелять - самое милое дело. Они, правда, тоже не нижнее бельё на своих башнях сушат, а высматривают жертву с высоты птичьего полёта. Кстати, кто-то мог подумать, что речь идёт о тех самых лучниках, которые сами по себе появлялись в башнях замков Героев 3. Нет, таких лучников больше нет - мы располагаем только теми войсками, которые успели нанять и уже с ними мы творим то, что хотим - на башню, так на башню, под стену - так уж извините, в рукопашную тоже драться надо.

Таким образом, битва в замках осталась почти такой же, но всё-таки изменилась, чтобы всё-таки стало несколько интереснее и разнообразнее биться за обладание частной собственностью. Интересная особенность, также касающаяся замков, о которой также надо рассказать (потому что в самом начале такое положение дел чуть-чуть удивляет, поскольку раньше такого не было). Теперь в замке можно строить различные здания, производящие различные же отряды. Изначально есть пять слотов для различных типов войск, а вот какие слоты будут вами заполнены - решать вам. Постройка, например, берлоги бегемотов может закрыть возможность соорудить гнездо для thunderbirds. Поэтому, теперь нет старой привычки - строить всё сразу, как только появилось, причём главное - это построить, а уж что потом делать будем - покажет время; самое важное - добраться до отрядов высших уровней (типа тех же бегемотов). Так что, Герои 4 заставляют думать, пере тем, как отрезать - семь раз, конечно, никто не примеривает, но вот резать-строить надо исключительно с умом, чтобы потом не было у героев жёсткой дилеммы по выбору отрядов в разных замках - только смирение помогает осознать, что все войска не влезут в одну армию.

Подход к управлению доступными ресурсами также изменился. Теперь нам весьма отчётливо дают понять, что просто так камни, сера и прочее с неба не валятся, как известная манна. За них надо бороться, причём потрачено на это времени и сил будет больше, чем можно себе представить при первом рассмотрении. Всё время под рукой должен быть герой с неплохой армией, чтобы его можно было заслать в стан врага с нечестной целью - украсть всё то, что плохо лежит. А лежит всё, по не слишком явным причинам, достаточно плохо. Замечено, что никто (да и сам этим не грешил) не оставляет войска на защиту шахт, будь то золото или ценные кристаллы. Смеем предположить, что это недосмотр дизайнеров игры (за всем не углядишь), потому что было бы странно оставлять на погибель от зверюг вражеского героя своих лучших воинов, да и не оставишь никогда ни один отряд на отдых, ведь каждая боевая единица на счету. Посмотрим, как изменится менеджмент шахт в будущем (в add-on’ах или, чем чёрт не шутит, в пятой части игры).

Кстати сказать, денег в игре тоже постоянно не хватает. Особенно это чувствуется в начале, когда не хватает средств на то, чтобы закупить очередной прирост в замке. Поэтому совсем не лишним будут артефакты, приносящие герою, ими экипированным, денежную прибыль. Это же верно и для skill’ов героя (Estates), также пополняющих казну славного королевства.

Упомянутый прирост отрядов в замке больше не завязан на смену недели. Что не может не радовать. Теперь нет необходимости (при достаточном количестве средств) заглядывать в замок частенько, дабы пополнить ряды павших новыми бойцами.

Е будем останавливаться на артефактах, puzzles и прочем тем, что перекочевал практически без изменения из предыдущих частей игры. Может быть, увеличилось разнообразие, количество, но смысл не поменялся абсолютно. Чего, в принципе, и следовало ожидать - собаке пятая лапа не нужна, также как и телеге колесо за тем же номером.

Из по-настоящему нового (по сравнению с предыдущими частями) в Героях 4 появился туман войны (fog of war), скрывающий от глаз игрока те земли, на которых нет его зданий или замков, нет дружественных отрядов. Сначала это несколько раздражает, но только потом понимаешь, какой трагизм привносит туман в игровой процесс. Не смотря на то, что замки обладают сносным радиусом видимости, куда туман ноги не кажет, у вражеских героев всё-таки есть шанс подкрасться совсем незамеченными, обходя ваши шахты, чтобы лишний раз не засветиться. Хорошим сюрпризом станет размер армии противника, - не раз и не два были потеряны очень неплохие замки именно из-за того, что помощь вовремя не подоспела, а накопленные в замки монстры с противником справиться своими силами не смогли бы никак. Единственно верное решение, собрать отряд и выпустить его из замка, чтобы двигался навстречу одному из наших героев - нам не надо лишних и бесполезных жертв, когда по врагу можно ударить с большей силой, выждав немного времени.

Игра во всех своих проявлениях сделана отлично, но из всего, на наш взгляд, сильно выбивается музыка, о которой просто необходимо высказаться отдельно. Как известно, музыка, а особенно грамотная музыка, может создать атмосферу игры, когда даже без картинки ты понимаешь, что происходит - напряжённый ли какой-то момент, или, наоборот, всё спокойно в родных краях. Подборка музыки в игре не только удивляет своим превосходным качеством (голоса из зала сначала выкрикивали что-то про классику), но и правильностью мотивов и жанров, которыми представлена музыка Героев 4. Одним словом - это не музыка - это песня!

No more drugs for this young man

В Героях 4 одно неправильно - дата выхода. Если бы игра вышла чуть раньше, когда на дворе была ещё зима (надоевшая всем; включая её (зимы) любителей), то количество часов, которое было бы проведено автором этих строк за игрой увеличилось раза в три, хотя и в такую погоду, когда солнце пробивается сквозь плотные занавески, словно зазывая скорее вырваться на улицу, пройтись по городу, погреться под первыми лучами весеннего солнца, всё равно частенько побеждают Герои. Доктора говорят, что это зависимость, геройская зависимость. Лекарство пока не найдено, поэтому до сих пор по всей стране есть группа играющих индивидуумов, ещё не видевших в этом году весеннего солнца. Эти люди сидят за компьютерами, от мала до велика, все равны - стоит у тебя GeForce4 или нет - не важно, важно то, что вышли новые Герои, от которых нет ни сил, ни желания оторваться. Это наркотик, узаконенный и практически безвредный: не стоит считать лишь ущерб, наносимый игрой работе, учёбе, семье, любимой девушке и пр. и пр.

Дополнительные материалы:





Оригинал материала: https://3dnews.ru/183347