Самое первое, что следует отметить: игра очень и очень глубока и подробна. Имейте в виду, что здесь действительно нужно пройти обучение (tutorial). Не пропускайте этот этап. Внимательно и тщательно выполните каждый урок. Все, что вы там узнаете, понадобится позднее в самой игре. Выучите список ресурсов, которые вы будете использовать. Не забывайте почаще посещать храм (temple) для получения полезных советов и отслеживания жизни вашей твари (creature). Рекомендуется поглядывать на указатели (signposts), разбросанные там и сям по Эдему. Для этого достаточно нажать правой клавишей мыши на указатель.
Двойной щелчок мыши - хороший способ для передвижения через карту и быстрого увеличения требуемого ее участка. При этом уменьшите масштаб и снизьте угол для получения лучшего ракурса. Это позволит сэкономить уйму времени и сил при просмотре острова целиком и выборе нужного участка.
Несмотря на то, что ваши божественные силы работают только в подконтрольной местности, вы можете влиять и на заграничные районы, но только очень небольшое время. Если быстро перейти на чужую территорию, можно успеть схватить важные ресурсы и даже зазевавшегося мужика, которого можно обратить в веру (или принести в жертву :) для увеличения своей Чудодейственной силы (Miracle power).
Управление крестьянами
Чем больше у нас крестьян, тем больше они наработают (если не пропьют :-)). В начале игры займитесь разведением своих подопечных (Breeder Disciple). Для этого схватите крестьянина правой клавишей мыши и тащите его по карте до тех пор, пока не появится значок сердца рядом с крестьянкой (противоположного пола, естественно). Отпустите его, они начнут целоваться и так далее. Ну а что вам остается, свечку подержите. Через девять месяцев аист принесет еще одного верующего послушника. Кстати, лучше всего хватать именно мужчин, так как они могут "беременеть" несколько женщин.
У вашего населения должна быть в достатке пища и кров. Вы можете дать им нужную работу. Делается это точно так же, как и размножение (с точки зрения управления, конечно же). Схватите крестьянина и поднесите его к дереву, при этом появится значок топора. Отпустите его, и он начнет лесную деятельность (Forestry). Перенесите крестьянина к зерновому полю, и он станет фермером. Позднее жители смогут строить различные объекты точно таким же способом. Если ваше население будет занято, оно будет не только счастливо, но и начнет обеспечивать себя (и вас) всем необходимым.
Очень полезно создавать поля и леса около склада (store), чтобы ваши крестьяне не бегали далеко со своей ношей.
Если вы не будете кормить население, оно потеряет в вас веру. Следите, чтобы ваши фермеры работали и производили достаточно еды для послушников.
Еще одна важная вещь, за которой требуется следить, это отдых. Для того чтобы люди не скучали и не уставали, стройте дома в оживленных районах. Удовлетворенный и отдохнувший крестьянин - счастливый крестьянин.
Кладбище - еще один способ увеличения счастья. Если кто-то умирает, его хоронят на кладбище и не скорбят слишком уж долго. Так что продуктивность и счастье повышаются. Еще один способ уменьшения скорби: предавать тела воде морской.
Творение чуда - прекрасная возможность удовлетворить требования множества крестьян. Кроме того, такие впечатляющие чудеса как молния, божественный щит и исцеление, обратят в вашу веру достаточно большое число людей. А если вы еще и поможете им с нехваткой ресурса, например, дерева, они еще лучше в вас уверуют.
Для получения большего количества послушников вам придется расширять свою зону воздействия. Для ускорения создавайте строения на самой границе своей зоны. Расширяя границы вы увеличиваете веру и набожность населения.
Обращайте внимание на все флаги, поднимаемые над деревенским складом. Флаг показывает, чего в данное время не хватает населению. Например: еды (food), дерева (wood), роста территории обитания (village expansion), детей (children expansion), гражданских строений (civic buildings expansion), защиты (protection desire) и милосердия (mercy desire). Своевременное удовлетворение потребностей принесет населению чувство глубокого морального удовлетворения. А вам же позволит лучше выполнить свои корыстные задачи.
Управление тварью Выбранная вами тварь будет представлять вас в мире. Так как ее действия есть отражение ваших желаний, по ее поведению можно многое сказать и о Боге, то есть о вас. Например, если тварь будет обедать крестьянами, то они наверняка не будут хорошо на вас работать. Ну а если вы научите тварь помогать населению, то и их реакция будет обратной.
Когда ваша тварь сделает что-нибудь хорошее, погладьте ее по животику, пока показатель "Хороший мальчик" (good boy) не зашкалит. В противном же случае, если тварь вас огорчит (например, немножко покушает крестьянина), выпорите ее. Нажмите клавишу действия (action) и подвигайте взад-вперед курсором мышки по этой твари. Желательно бить прицельно, от места попадания шлепка зависит его результат. Например, если вы ударите по ногам, то тварь упадет на землю.
Тварь будет следить за всеми вашими действиями. Например, если вы возьмете крестьянина и зашвырнете его на скалы, тварь подумает, что и она может быть немножко Богом. Не делайте ничего, чего бы вы не хотели увидеть от твари.
Заранее прошу прощения у дам, но вы можете заставить тварь уплетать все что угодно, включая ее собственные экскременты. Как только она возьмет что-нибудь, погладьте ее по животику. Она будет кушать все, что попадет ей в руки: деревья, камни, крестьян. Помните, что тварь - это личность. У нее есть свои вкусы и предпочтения. Посмотрите на ее реакцию во время еды. Ей может нравиться различная еда, начиная от тигра и заканчивая коровой. Некоторые кушанья могут привести к расстройству пищеварения, так что будьте внимательны.
Убедитесь, что используется "обучающий поводок" (learning leash), когда вы будете учить свою тварь, или она не будет быстро постигать знания. Эта функция очень полезна, когда вы будете творить Чудеса, так как тварь будет учиться делать такие вещи самостоятельно. Используйте тварь для улучшения среды обитания. Постарайтесь отучить ее ходить в туалет перед храмом или в городе. Она будет гадить, народ будет нервничать, зачем вам это надо? Если же вы научите ее "ходить" в поле, это поможет удобрить урожай, что будет несколько полезней.
Но у темной стороны есть и свои недостатки. Чем больше крестьян умирает, тем меньше людей в вас верят. К тому же, ремонт разрушенных домов - достаточно времяотнимающее занятие. Поэтому мы рекомендуем вам придерживаться золотой середины. Будьте настоящим политиком. Не забывайте, что ваша тварь может придерживаться другой стороны (alignment), отличаясь от Бога. Сделать это нелегко, так как тварь постоянно наблюдает за вашими действиями. Но если вы будете учить своего отпрыска творить только нужные чудеса, вы сможете заставить его делать точно то, что вам необходимо.
У нас получилось достаточно успешно играть роль злого Бога с "доброй" тварью. По мере роста вашей сферы влияния, становится легче забирать камни, деревья и скот, передавая их своим крестьянам. Мы часто привязывали тварь на мягкий и пушистый поводок доброты недалеко от центра города. А потом мы возвращались на границу сферы влияния и развлекались швырянием огненных шаров (fireball) в неверных. В нас начинали сильно верить (хе-хе, еще бы, огонь с небес), но наша тварь начинала творить чудо дождя на явленный огонь, только повышая очки веры.
Такая комбинация добра со злом работала хорошо. Она давала возможность непрерывно творить потрясные чудеса, дабы наши жители не сильно скучали. А количество повреждений было весьма небольшим, так как при разрушении дома мы (или наша тварь) создавали чудо дерева. Ну а крестьяне с помощью нашего чуда восстанавливали потери.
Один-два таких удара быстро обратят в веру большинство крестьян.
Независимо от того, хорошая у вас тварь или плохая, не давайте ей кушать крестьян. Конечно, когда адское создание пообедает вашим жителем, оставшиеся в живых будут потрясены. Но есть несколько причин так не поступать.
Во-первых, если тварь научится регулярно кушать крестьян, количество ваших послушников будет уменьшаться. А это приведет к сокращению сферы влияния. По мере роста твари, ее аппетиты будут только возрастать, а значит, больше крестьян будут принесены в жертву ненасытному желудку.
Во-вторых, иногда требуется, чтобы тварь перенесла жителя в нужное место, а не сожрала его. Например, в случае создания миссионеров в других деревнях.
Ну и перейдем, наконец, к битвам титанов, вернее, тварей. Хотя в B&W боевки реализованы весьма примитивно, вам лучше приложить к ним свою божественную ручку. Конечно, вы можете оставить тварь биться самостоятельно. Но, как показывает наш опыт, небольшая божественная помощь ей совсем не помешает.
Мы использовали тактику "подождал-ударил". Нажмите мышкой на вашу тварь, чтобы она встала в блок, потом подождите, пока оппонент сделает удар. После удара, отвечайте. Попробуйте тройной удар: нажмите сначала на голову врага, потом на шею и потом на грудь. После третьего удара, быстро сделайте специальную комбинацию (special move). Помните, для этого сосем не нужно использовать весь экран. Пока ваш враг оглушен третьим ударом, у вас есть достаточно времени и места для специальной комбинации. И даже если вы промахнетесь, у вашей твари будет время, чтобы поставить блок.