Путешествие внутрь заброшенной научной станции, начатое еще в Penumbra: Overture, продолжается. На этот раз главный герой должен найти ответы на все вопросы и спастись от вируса, разгуливающего по коридорам лаборатории. Вторая часть и пугает, и увлекает, не позволяя оторваться от экрана
Horror-Survival |
Paradox Entertainment |
1C |
Frictional Games |
Penumbra: Black Plague |
Pentium 4 1,5 ГГц/Athlon XP 1700+, 256 Мб RAM, видеокарта GeForce 4/Radeon 8500 со 128 Мб видеопамяти |
Pentium 4 3 ГГц/Athlon 64 3200+, 512 Мб RAM, видеокарта GeForce 6600/Radeon Х1600 со 128 Мб видеопамяти |
12 февраля 2008 года |
от 16 лет |
Жанр хоррор возвращает себе утраченную популярность. В будущем «ужастики» грозят из весьма специфичного развлечения перерасти в настоящий двигатель игрового прогресса. Alone in the Dark призвана напомнить всем о том, кто, собственно, породил данное направление, а заодно прельщает полной физической достоверностью. Прошлогодняя Penumbra: Overture, конечно, не дотягивает до мастодонта, но свою порцию адреналина она зрителям обеспечила. Продолжение же сулит еще большие ужасы…
Отшлифовано до блеска
В это трудно поверить, но «увертюра» была создана всего лишь четырьмя шведскими студентами, объединившимися в команду Frictional Games. Впервые они наделали шороху еще в 2005-м, когда была выпущена демо-версия проекта. Вместо невероятной графики или поражающих воображение масштабов ребята обратили внимание на взаимодействие игрока с окружающим миром. Обычно оно находится на уровне «ткни курсором в дверь, она откроется, нажми на молоток, он ударит». Однако вместо этой устаревшей схемы Frictional Games предложила нам полностью отождествить себя с героем. То есть, чтобы отворить ту же дверь, нужно ухватиться за ручку, а затем потянуть на себя. И так во всем: начиная от использования разномастных инструментов и заканчивая возможностью поднять ближайший камень и запустить в злую собаку. Вторым главным достоинством «Пенумбры» стал невероятный звук, создающий большую часть атмосферы.
Но рядом с такими благими начинаниями примостились и очевидные недостатки. Во-первых и «в-главных» - очень неудобные бои. Пока герой, как паралитик, размахивал киркой в отчаянной попытке попасть по кровожадной твари, она успевала зайти с тыла и пару раз тяпнуть за филейную часть. Приходилось, стиснув зубы, загружать десять раз подряд одно и то же сохранение или хитрить: залезать на невысокие ящики, куда псы-мутанты отчего-то не могли запрыгнуть, и метко бить по голове. Надо ли говорить, что в такие моменты атмосфера мгновенно улетучивалась, и возиться с «доберманами» в темном подземелье становилось скучно. Во-вторых, сюжет не дотягивал до уровня, достойного хоррора. Главный герой по имени Филипп получил письмо от якобы умершего отца, где покойный рассказал о некой тайной лаборатории в обледенелой Гренландии. По прибытии выяснилось, что в заброшенных помещениях и шахтах творится неладное: бродят странные звери, а из яиц вылупляются агрессивные пауки. В качестве главной цели необходимо было найти какого-то «Рыжего» – последнего выжившего в холодном аду.
Еще до выхода Penumbra: Overture разработчики объявили, что нас ждут три части приключений в Гренландии, но, видимо, что-то не сложилось, и Black Plague – последняя игра. Но даже в таком контексте рассматривать второй эпизод все равно интересно. Он, как лакмусовая бумажка, показывает, насколько авторы прислушались к объективной критике. «Черная Чума» кажется просто-таки образцовым продолжением. Создатели основательно переработали содержание и избавились от обидных ляпов. В первую очередь это заметно в самом «позиционировании» эпизода. Если первая часть была сборной солянкой из приключений, ужастика и неудачного экшена, то вторая зиждется лишь на исследованиях подземелий и решении головоломок. Рудиментарную экшн-часть в этот раз оставили за бортом. В «Пенумбра 2. Дневники мертвецов» (официальное название локализованной версии) больше нет притянутых за уши сражений. Сейчас от редких противников нужно или прятаться, или убегать. В итоге игра стала очень «ровной», последовательной, ничто не разрушает гнетущую атмосферу. Теперь – только свежевыжатый ужас и здоровое любопытство.
А вот управление не изменилось ни на йоту. Отожествление себя с Филиппом на той стороне экрана достигает заоблачных высот, когда вы крутите мышкой вентиль или старательно расплющиваете монету тисками. Казалось бы: эка невидаль – лично открыть шкафчик и пошарить рукой-курсором по полкам. Но именно в такие моменты особенно сильно веришь всему происходящему.
Снова зомби?
Главная составляющая новой «Пенумбры» – это, несомненно, сюжет. Скачок, который совершили сценаристы, просто огромен. Вопрос «что за чертовщина здесь творится?» становится главным стимулом к прохождению. Почему огромная станция заброшена? Что она вообще делает посреди промерзлой Гренландии? Откуда здесь взялись недружелюбные мертвецы? Наконец, почему в пособии для обитателей лабораторий сказано, что в случае легкого недомогания ни в коем разе нельзя идти в лазарет, а необходимо связать себя или положить таблетку цианистого калия под язык?
Способ подачи информации тоже изменился. Приходится не только перечитывать найденные записи, но и смотреть различные руководства и даже принимать участие в видеоконференции. Разбросанные умелой дизайнерской рукой документы, клочки бумаги, аудиокассеты и компьютеры с данными таинственных исследований не дают очевидного ответа, а отделываются полунамеками, заставляя двигаться вперед и вперед, постепенно складывая кусочки мозаики воедино. В зловещей истории нашлось место и таинственной касте Древних, и опасному вирусу, и каноническим зомби.
События стартуют там же, где оборвались в предыдущей главе. Только сюжетная линия с Рыжим отправлена в утиль, вместо нее предстоит разбираться с таинственным вирусом, гуляющим по коридорам. Недаром в своем письме отец просил ни в коем случае не соваться на станцию. Собаки-мутанты и пауки из первой части – это, как выясняется, ягодки. Некая проказа превращает людей в ужасных созданий, по виду напоминающих живых мертвецов. Разбираться, как вылечить несчастных, действительно интересно. Попутная цель – выбраться из секретного комплекса – даже несколько разочаровывает, хочется во всех подробностях и мельчайших деталях изучить таинственную станцию. Тем более, что захватывающий сценарий авторы подкрепили колоритными героями и даже юмором.
Самое интересное – это, конечно, поселившееся в голове Филиппа второе «я». Воображаемый собеседник периодически острит, выдавая фразы, вроде «ты не досмотрел «Телохранитель» с Хьюстон, и я не узнаю, чем все закончилось», а в документации к серверу можно найти следующее: «по многочисленным просьбам, для успешного функционирования больше не требуется последняя версия Windows».
Торжество сюрреализма
Но самое удивительное в «Пенумбра 2» – обращение авторов с элементами «хоррора». Запугивание звуком, конечно, никуда не делось. Совершенно умопомрачительные шорохи, стоны, гулкие шаги или таинственные голоса очень удачно нагнетают обстановку. Однако настоящий взрыв гениальности случается примерно в середине игры, когда нас отправляют в царство сюрреализма. Таинственные голоса зовут Филиппа к себе, забрасывая в итоге в каюту из начала первой части. Решив несложную задачку, мы оказывается в эдаком «адском» варианте комнатки (привет, Silent Hill), а потом и вовсе отправляемся в путь по коридорам с торчащими из стен руками-факелами! Завершает феерию пробежка по платформам, двигающимся явно за пределами пространства и времени…
Головоломки по-прежнему очень логичны. Чтобы открыть дверь, требуется анализ крови? Не поленитесь поискать шприц и оглядитесь вокруг: где-то наверняка валяется обладатель нужного «пароля». И так во всем, разве что во время путешествия в прошлое и другую реальность некоторые места приходится проходить с помощью простого перебора вариантов. Но на то он и сюрреализм!
Penumbra: Black Plague – главное хоррор-событие первой половины 2008 года. Вторая часть удивительным образом исправляет все недостатки первой. Видимо, Overture стала для Frictional Games чем-то вроде испытательного полигона, и уж затем, на основе отзывов, замечаний и опыта, авторы довели концепцию до ума. Получился не шедевр, но все-таки очень достойный и заметный проект. А главное – страшный до чертиков.
Наша оценка: 8,5
Трудно ожидать чего-то выдающегося от начинающих разработчиков, да и само устройство "Пенмубры" не располагает к невероятным красотам. Их вы здесь точно не найдете. Зато отыщите любовно созданные интерьеры, тщательно продуманные комнаты и тонкое чувство стиля. |
Музыки как таковой нет, зато звук бесподобен. Леденящие кровь шорохи, скрипы, чьи-то стоны и таинственные голоса - все это превращает заброшенную лабораторию в настоящую неизведанную планету, каждый кусочек которой хочется исследовать. |
Все действия, начиная от нажатия кнопки и заканчивая откручиванием вентиля, приходится проделывать буквально собственной рукой, сжимающей мышь. Ты словно сам попадаешь в тот зловещий и мрачный мир. И вот уже не Филипп, а игрок, тяжело дыша, приоткрывает очередную дверь, чтобы пролить свет на таинственные события. |
Основную схему авторы заимствовали из экшенов, разве что мышь в "Пенубре" - не средство управления курсором, а как бы продолжение вашей руки. Тяните ее на себя, чтобы открыть дверь, вращайте против часовой стрелки, чтобы открутить вентиль. |
Игра постоянно держит в напряжении, удачно нагоняя саспенсу всеми возможными способами. Настоящие сюрреалистические вставки, чьи-то стоны и шаги, все новые и новые вопросы. Действительно хочется узнать все тайны странного комплекса. |
Penumbra: Black Plague - скриптовая игра. Очевидно, что Frictional Games пока не располагают достаточным опытом и бюджетом для революций. Зато в первый раз вы будете по-настоящему пугаться каждого шороха и стука. |
Не предусмотрен. |
Отличная работа над ошибками и первоклассная игра вообще. Непременный кумир всех почитателей хоррора, как минимум, в этом полугодии. |
Видеоролик: