Стр.1 - BMW. Honda
Еще несколько лет назад российские автолюбители могли только мечать увидеть собственными глазами мировые автомобильные премьеры. Автор этого обзора и сам с жадностью "поглощал" полосы автомобильных журналов, посвященные автосалонам в Женеве, Детройте, Париже и Лондоне, немало завидуя счастливчикам-журналистам, посетившим эти выставки. Однако за последние несколько лет российский авторынок показал столь существенную положительную динамику, что в первом полугодии 2008 года занял второе место по объемам продаж в Европе, а по итогам года может претендовать и на первое. Разумеется, это не может не повлиять на отношение автопроизводителей к России и на статус проводимого в Москве Международного Автосалона (ММАС).
В этом году Автосалон длится рекордные 13 дней - до 7 сентября включительно, так что все желающие могут лично ознакомиться с экспозицией выставки. Если, конечно, смогут добраться до "Крокус-Экспо" - динамика российского авторынка особенно хорошо заметна на подъездах к выставочному центру, преодоление пробок на пути к которому может занять не один час. Так что рекомендуем посетить Автосалон в рабочий день, а если такой возможности нет - выезжать пораньше.
Но посетить его, если вы интересуетесь автомобилями, стоит обязательно - день будет потрачен не зря. В этом году Международная организация автопроизводителей (OICA) отнесла ММАС к категории "А", наряду с крупнейшими мировыми автосалонами. В экспозиции представлены практически все ведущие иностранные автомобильные марки. Более того, о серьезном отношении автопроизводителей к Московскому Автосалону говорит тот факт, что на нем состоялось четыре европейских и восемь мировых премьер!
Однако оставим перечисление новинок, попавших в серийное производство, специализированным автомобильным изданиям. Они - это настоящее автопромышленности. Мы же расскажем о дне завтрашнем - о представленных на ММАС концептах, позволяющих судить о том, какими будут автомобильный дизайн и технологии будущего. Благо концептов на Автосалоне было продемонстрированно тоже немало - список самых интересных превысил полтора десятка!
BMW
BMW Concept CS
Тип кузова | Спорт-седан (4-дв. купе) |
Двигатель | Бензиновый, V12, 6 л |
Трансмиссия | НД |
Габариты, см | 510х198х136 |
Мощность, л.с. | НД |
Возвращение к истокам - именно так воспринимается агрессивный дизайн концепта CS с классическими чертами моделей BMW конца пошлого века. Шеф-дизайнер BMW Крис Бэнгл (Chris Bangle) не раз попадал под огонь критики за радикальную смену стиля марки, возможно, поэтому CS имеет более классический дизайн. Впрочем, использовать такое определение следует с большой осторожностью - очертания автомобиля по-бэнгловски сложны и не могут быть воспроизведены на старом технологическом оборудовании.
Строго говоря, кузов этого автомобиля должен быть назван седаном, но покатая линия крыши и скрытые ручки задних дверей позволяют создателям использовать термины "спорт-седан", "гран-туризмо" и даже "четырехдверное купе". Концепт CS, скорее всего, станет флагманом модельного ряда BMW, заменив существующую 700-ю серию или возродив 800-ю. В последнем случае оправдается термин "гран-туризмо", ведь именно к этому классу автомобилей относилась снятая ныне с производства 850-я модель. Впрочем, существующий концепт построен на базе платформы 700-й серии.
Концепт CS оснащен инновационными фарами головного света. Они построены на базе светодиодных прожекторов. Примечательно, что прожекторы направлены против хода - световой поток фокусируется и направляется с помощью отражателей.
BMW Concept X6 ActiveHybrid
Тип кузова | Sport Activity Vehicle |
Двигатель | Гибридный, ДВС (бензин) + электро |
Трансмиссия | НД |
Габариты, см | 488х198х170 |
Мощность, л.с. | НД |
Очертания этого автомобиля хорошо знакомы всем, кто интересуется автомобилями. Модель X6 хотя и появилась сравнительно недавно, но быстро приобрела популярность. Это неудивительно - X6 стала первым автомобилем класса SAV (Sport Activity Vehicle), спортивной версией привычных уже "паркетников".
Однако знакомая внешность X6 ActiveHybrid скрывает новое (во всяком случае, для BMW) содержание - гибридную силовую установку. Она объединяет традиционный бензиновый двигатель, два электромотора, систему рекуперации энергии и аккумуляторную батарею. Запасаемая при торможении в аккумуляторной батарее энергия используется электродвигателем при разгонах, что дает до 20% экономии топлива и, соответственно, сокращает выбросы вредных веществ. Двухрежимная электрическая трансмиссия ECVT (Electrical Continuously Variable Transmission) позволяет использовать разные наборы передаточных чисел для разных режимов движения.
Создатели автомобиля не раскрывают пока всех подробностей своей гибридной системы, но зато уверяют, что, в отличие от разработок конкурентов, гибридная установка BMW будет иметь присущий марке спортивный характер. Стоит также отметить, что разработку гибридной силовой установки BMW ведет совместно с General Motors и, что удивительно, главным конкурентом - DaimlerChrysler.
Honda
CR-Z
Тип кузова | Купе |
Двигатель | Гибридный, ДВС (газ) + электро |
Трансмиссия | НД |
Габариты, см | НД |
Мощность, л.с. | НД |
Honda CR-Z - одна из самых "горячих" новинок, этот концепт был представлен в самом конце 2007 года, а серийный автомобиль на его базе должен появиться уже в 2009-2010 году. Сокращение CR-Z созвучно с легендарным CR-X, однако в нем кроется не только намек на возрождение популярной модели. Официально CR-Z - это сокращение от Compact Renaissance Zero.
Возрождаемый компакт имеет кузов купе, яркий дизайн интерьера и, главное, гибридный газово-электрический двигатель. Светотехника модели полностью построена на светодиодах - это касается и фар головного света.
Civic Hybrid
Тип кузова | Седан |
Двигатель | Гибридный, ДВС (бензин, 1,3 л) + электро |
Трансмиссия | CVT |
Габариты, см | НД |
Мощность, л.с. | 110 |
Honda Civic Hybrid - самый сдержанный и неяркий концепт из представленных на выставке. Это неудивительно, ведь это практически серийная машина, уже даже объявлена цена - $23 550 в США. Кроме того, концептуальной является только силовая установка автомобиля, а кузов хорошо знаком по серийному седану Civic.
Таким образом, Civic Hybrid - это просто ответ на разработки компании Toyota, сумевшей первой вывести на рынок серийные гибриды. Civic Hybrid получил статус AT-PZEV (Advanced Technology Partial Zero-Emission Vehicle). То есть в некоторых режимах он способен продолжать движение, вообще не выбрасывая в атмосферу вредных веществ. Электромотор способен разогнать автомобиль до 56 км/ч, для движения по городу этого вполне достаточно. Впрочем, и при работе суперсовременного ДВС выбросы не слишком велики, ведь его объем - всего 1,3 л. Для передачи момента от силовой установки применяется вариатор (CVT, Continuously Variable Transmission), плавно меняющий передаточное число.
В Civic Hybrid активно применяется система электронного управления drive-by-wire - органы управления (например, педаль акселератора) связаны с двигателем не напрямую. В них встроены датчики, а электроника автомобиля может вносить изменения в управляющие сигналы в зависимости от режимов движения.
Стр.2 - Land Rover. Lexus. Mazda
Land Rover
Land Rover LRX
Тип кузова | SUV |
Двигатель | НД |
Трансмиссия | 4х4 |
Габариты, см | НД |
Мощность, л.с. | НД |
Двухдверный кузов этого концепта выглядит даже более спортивно, чем BMW X6! Впрочем, сравнение не совсем честное - некорректно сравнивать концепт, в котором фантазия создателей практически ничем не ограничена, с серийным автомобилем. Автомобиль имеет посадочную формулу 2+2, то есть семье с двумя детьми в нем не будет тесно, но четверым взрослым комфорта будет маловато.
LRX - это прежде всего дизайн-концепт, поэтому никаких данных о силовой установке, мощности и других параметрах нет. Но создатели подчеркивают, что LRX - это полноприводный автомобиль, ориентированный на поклонников активного отдыха. Дизайн салона проработан полностью - в наличии сенсорные управляющие экраны, гнездо для iPod, охлаждаемые емкости и др. Но, к сожалению, на выставке в Москве концепт закрыт, и ознакомиться с салоном подробнее не удастся.
Lexus
Lexus LF-A
Тип кузова | Купе |
Двигатель | Бензиновый, V10 |
Трансмиссия | НД |
Габариты, см | 440х186х122 |
Мощность, л.с. | 500 |
Этот концепт - уже второй LF-A, а первый стал родоначальником всех современных моделей Lexus. Ведь LF расшифровывается как L-finnes - название фирменного дизайнерского стиля Lexus. Но если первый LF-A был строго дизайнерским концептом, то представленная в Москве вторая версия LF-A гораздо ближе к серийному автомобилю - она должна продемонстрировать амбиции марки в конструировании спорт-каров. LF-A - это болид для схваток на гоночном треке, который должен "утереть нос" таким машинам, как Nissan 350X и Mitsubishi GT-R.
LF-A оснащен пятисотсильным десятицилиндровым бензиновым двигателем. Максимальная заявленная скорость впечатляет - 320 км/ч. В начале этого года компания Lexus представила также родстер LF-AR, построенный на той же платформе. Так что нет никаких сомнений, что до выхода серийной модели на базе LF-A осталось не так много времени.
Mazda
Mazda Kazamai
Тип кузова | SUV |
Двигатель | НД |
Трансмиссия | НД |
Габариты, см | НД |
Мощность, л.с. | НД |
Самый интересный концепт Автосалона - это наш концепт! Ведь Mazda Kazamai - одна из мировых премьер нынешнего Автосалона, и про этот концепт всегда будут говорить "представлен в Москве", как про другие говорят "представлен в Женеве" или "представлен в Детройте".
Концепт относится к модному ныне типу SUV (Sport Utility Vehicle), спортивная направленность модели подчеркивается двухдверным кузовом, поставленным на огромные 22-дюймовые колеса. Серийная модель, скорее всего, будет иметь и полный привод, однако говорить об этом наверняка пока рано. Декларируемые изготовителем сроки серийного производства - 2010 год, но, судя по дизайнерской направленности концепта и отсутствию подробной информации о "начинке" автомобиля, эти сроки могут быть скорректированы.
Стр.3 - Mitsubishi. Nissan
Mitsubishi
Mitsubishi Prototype S
Тип кузова | Хэтчбек |
Двигатель | ДВС (бензин, турбо), 2,0 л |
Трансмиссия | AWD |
Габариты, см | 458х176х148 |
Мощность, л.с. | 240 |
Компания Mitsubishi имеет на российском рынке очень большие амбиции - новый Lancer пытается оспорить лидерство Ford Focus в соответствующем сегменте. Возможно, именно поэтому компания представила на Автосалоне самое большое количество концептов.
Наиболее близкий к серийному воплощению - на рынке этот автомобиль появится уже в 2009 году - концепт Prototype S. В облике автомобиля легко узнать объявленный ранее Lancer Ralliart, только на этот раз новинка будет иметь кузов хэтчбек. Предположительно, буква S в названии концепта трансформируется в название серийной машины Sportback, однако официальных комментариев на эту тему, разумеется, нет.
Под капотом Prototype S скрыт двухлитровый четырехцилиндровый турбированный двигатель. Его мощность составляет впечатляющие 236 л.с., а крутящий момент - 343 Нм. Предусмотрено двойное сцепление Twin Clutch SST и, конечно же, полный привод AWD с активным центральным дифференциалом. Очевидно, главным конкурентом серийного воплощения Prototype S станет Subaru WRX.
Mitsubishi RA
Тип кузова | Купе |
Двигатель | ДВС (дизель, турбо), 2,2 л |
Трансмиссия | AWD |
Габариты, см | 444x189x131 |
Мощность, л.с. | 200 |
Тем автолюбителям, которые раллийным сражениям предпочитают асфальт кольцевых трасс, покажется интересным другой концепт - RA, прототип будущего спортивного купе. Возможно, серийная машина станет новым Eclipse, но говорить об этом наверняка пока что нельзя - от серийного производства RA заметно дальше, чем Prototype S.
Машина имеет серьезный спортивный характер - в ее основе алюминиевая пространственная рама, на которую крепятся облегченные кузовные панели. В движение сверхлегкий кузов приводит 2,2-литровый турбированный мотор. Как ни удивительно - это дизель, мощность которого составляет 200 л.с., а крутящий момент - 400 Нм. Двигатель оснащен фирменной системой управления клапанами MIVEC и скомпонован с фирменным двойным сцеплением Twin Clutch SST. Предусмотрен и полный привод.
Mitsubishi ZT
Тип кузова | Седан |
Двигатель | ДВС (дизель), 2,2 л |
Трансмиссия | AWD |
Габариты, см | 495х182х144 |
Мощность, л.с. | 188 |
Как показывает пример концепта ZT, спортивные технологии могт быть применены и в автомобилях самого высокого класса. Concept ZT - это прототип будущего седана высшей ценовой категории; возможно, на рынке он появится под знакомой уже маркой Galant. Объемная алюминиевая рама автомобиля обеспечивает малый вес, высокую прочность и служит базой для всех остальных систем пассивной безопасности.
Разработчики уделили особое внимание снижению центра тяжести, так что будущий седан должен отличаться не только ярким внешним видом, но и хорошими ездовыми характеристиками.
В движение автомобиль приводит дизельный двигатель объемом 2,2 л (его мощность - 188 л.с.). Предусмотрено фирменное двойное сцепление Twin Clutch SST, полный привод AWD и широкий набор электронных систем, в том числе система стабилизации.
Mitsubishi CX
Тип кузова | SUV |
Двигатель | ДВС (дизель), 1,8 л |
Трансмиссия | AWD |
Габариты, см | 410х175х155 |
Мощность, л.с. | 135 |
Задумки компании Mitsubishi для самого быстрорастущего сегмента автомобильного рынка - SUV - представлены в концепте CX. Этот компактный для своего класса автомобиль оснащается четырехцилиндровым дизелем объемом 1,8 л. Мощность двигателя составляет 135 л.с. Как и в остальных представленных Mitsubishi концептах, в СХ применяется двойное сцепление Twin Clutch SST, скомпонованное с автоматической коробкой передач.
Возможности полного привода AWD расширены - в распоряжении водителя режимы 2WD, 4WD Auto и даже 4WD Lock - режим с заблокированным дифференциалом.
Nissan
Nissan Denkin Cube
Тип кузова | Минивэн |
Двигатель | Электрический |
Трансмиссия | НД |
Габариты, см | НД |
Мощность, л.с. | НД |
Даже серийные японские автомобили, создаваемые для внутреннего рынка, выглядят на взгляд европейца более чем футуристично. Чего стоит, например, игрушечного вида Nissan Cube, разработчики которого говорят о том, что им удалось создать движущийся социальный концентратор - эдакую комнату на колесах.
Однако анонсированный в начале года в Нью-Йорке и показанный на Московском Автосалоне Nissan Denkin Cube - это будущее, в том числе и для Японии. Denkin Cube (а Denkin переводится с японского как "электрический") является частью ниссановской программы Nissan Green Program 2010, в которую также входят планы по созданию "трехлитрового автомобиля" (способного преодолеть 100 км, потратив не более трех литров топлива) и гибридный автомобиль.
В концепте Denkin Cube 1,3-литровый четырехцилиндровый двигатель заменен электрическим, а под полом салона скрывается литиевая аккумуляторная батарея. Для ее подзаряда автомобиль подсоединяется к электросети через скрытый под шильдиком на "радиаторной решетке" разъем.
Стр.4 - Opel. Suzuki. Toyota. Volvo
Opel
Opel Meriva Concept
Тип кузова | Минивэн |
Двигатель | ДВС (бензин, ECOTEC), 1,6 л |
Трансмиссия | НД |
Габариты, см | НД |
Мощность, л.с. | 105 |
Модель Opel Meriva давно уже производится серийно и успешно продается на рынке. Однако в жизненном цикле каждого автомобиля предусмотрен этап "фейслифтинга" - через несколько лет после начала серийного выпуска дизайн модели обновляется. Анонсированный в начале года и представленный в Москве Merica Concept представляет собой дизайнерский концепт и дает представление о том, как будет выглядеть обновленный автомобиль.
Изюминка Meriva Concept - система FlexDoors с распахиваемыми против движения задними дверьми. Такой способ предоставляет более удобный доступ в салон автомобиля. Некоторые другие современные автомобили также имеют открываемые назад задние двери, однако Meriva Concept - единственный в настоящее время автомобиль с подобной схемой, у которого задние двери можно открыть при закрытых передних.
Еще одна примечательная особенность нового дизайна - ниспадающая ступенькой оконная линия. Она придает автомобилю более спортивный характер.
Suzuki
Suzuki Kizashi 3
Тип кузова | Седан, 4 дв. |
Двигатель | Бензиновый, V6, 3,6 л |
Трансмиссия | АКПП, 4х4 |
Габариты, см | 465х190х145 |
Мощность, л.с. | 300 |
Suzuki Kizashi 3 - это одна из моделей концептуального семейства Kizashi, в которое также входят полноразмерный спорт-универсал и кроссовер (CUV). А Kizashi 3 - это пятиместный седан D-класса, который должен поступить в продажу в 2010 году. Причем представители компании отмечают, что будущий флагман модельного ряда Suzuki унаследует дизайн концепта практически без изменений.
О высокой степени готовности к серийному производству говорит и наличие подробной информации о технических характеристиках модели. Kizashi 3 оборудован V-образным шестицилиндровым двигателем мощностью 300 л.с., приводом на все колеса AWD, шестиступенчатой автоматической КПП.
Toyota
Toyota Hybrid X
Тип кузова | Ми |
Двигатель | Гибридный |
Трансмиссия | НД |
Габариты, см | 450х185х144 |
Мощность, л.с. | НД |
Дизайн-концепт Hybrid X дает представление о том, как будут выглядеть "гибридные" модели компании Toyota в будущем. Дизайн подготовлен европейским дизайнерским отделением Toyota - ED
2. Кстати, стоит отметить, что японская компания в лице своего премиум-подразделения Lexus в настоящее время является лидером в области автомобилей с гибридной силовой установкой и успешно продает серийные "гибриды".
Hybrid X представляет собой четырехдверный однообъемный минивэн с задними дверьми, открывающимися против хода, что открывает удобный доступ в просторный салон. Вообще говоря, Hybrid X очень далек от серийных моделей как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения силовой установки. Однако представители компании утверждают, что именно в таком стиле будет выполнено следующее поколение модели Prius.
Салон автомобиля весьма инновационен - здесь и электронное рулевое управление, не связанное с колесами механически, и множество сенсорных экранов, заменяющих привычные регуляторы. Однако, как и в случае со многими другими концептами, на Московском Автосалоне у посетителей нет доступа к салону автомобиля.
Volvo
Volvo ReCharge Concept
Тип кузова | Хэтчбек |
Двигатель | Гибридный, ДВС (бензин, 1,6 л) + электро |
Трансмиссия | НД |
Габариты, см | 425х204х145 |
Мощность, л.с. | НД |
Volvo ReCharge Concept - это не просто "очередной гибрид". На фоне множества других концептуальных "гибридов" этот концепт выделяется весьма интересными конструктивными особенностями, главная из которых - электромоторы, встроенные в каждое колесо. Именно такими, скорее всего, будут автомобили будущего. Ведь одна из задач электронных систем в современных автомобилях - независимое управление вращающим моментом на разных колесах (по этому принципу, например, работают все системы стабилизации). А в электромобиле будущего, оснащенном независимыми моторами для каждого колеса, возможности таких систем будут реализованы максимально просто.
Volvo ReCharge Concept создан на базе компактной модели C30. 1,6-литровый ДВС в нем скомбинирован с литий-полимерным аккумуляторным блоком, питающим встроенные в колеса электромоторы. По заявлению создателей, на одном заряде батарей (без использования углеродного топлива) Volvo ReCharge Concept может преодолеть 100 км, а при прохождении 150-км маршрута в смешанном режиме автомобиль тратит всего 1,9 л топлива на 100 км пути.
Время полного заряда батареи от сети - около трех часов, а за один час батарея зарядится на 50%. Кроме того, для подзаряда батареи используется рекуперация энергии торможения.
И другие...
На этом мы закончим описание концептов, представленных на Международном Московском Автосалоне 2008. Хотя мы описали не все прототипы – за кадром остались разработки отечественных, корейских и китайских автопроизводителей – возьмем на себя смелость утверждать, что самые интересные и преспективные концепты мы не пропустили. Ведь именно лидеры автомобилестроения выводят на рынок самые современные системы и технологии, самые стильные и красивые модели. А остальные – лишь следуют у них в кильватере.