История. Возникновени. Направления развития
Пожалуй, никто уже не будет спорить, что мобильные телефоны сегодня постепенно превращаются в конвергентные устройства. Даже в самом недорогом решении стоимостью 3-4 тысячи рублей практически всегда можно отыскать MP3-проигрыватель, встроенную фотокамеру, возможность выхода в интернет и прочие функции. Что уж говорить о современных мультимедийных монстрах, куда производители не поленились напихать все мыслимые технологии. Это и мультимегапиксельные модули камер (уже в продаже 8-мегапиксельные «фотоаппараты со встроенным телефоном»), и встроенные средства спутниковой навигации, и все остальное, включая пока не востребованные у нас в стране приемники цифрового телевидения.
Причем, если раньше подобное нагромождение функций могло вызвать у пользователей лишь улыбку, в связи с удручающе низким качеством реализации, то сегодня все чаще можно встретить устройства, практически ни в чем не уступающие специализированным решениям. Достаточно вспомнить 8-мегапиксельные камерафоны со стеклянной оптикой, оптическим зумом, автофокусом и прочими примочками, встроенные средства спутниковой навигации, по «чуткости» не уступающие GPS-навигаторам и работающие на аналогичном ПО, музыкальные телефоны с отличным качеством звучания и т.д.
Порой вместо паритета между специализированными решениями и многофункциональными мобильными устройствами наблюдается превосходство последних. В значительной мере это касается различных сервисов, облегчающих работу с фотокамерой, GPS или музыкальным проигрывателем: функции прямого блоггинга отснятых фотографий, геотегинг, то есть возможность географических меток фотографий (GPS-координат места снимка) и прочее.
Все это находит живой отклик у пользователей, которые сегодня в большинстве своем воспринимают мобильный телефон уже не как средство связи, а как некое многофункциональное устройство, с помощью которого можно слушать музыку, делать фотографии, читать книжки, серфить в интернете, на худой конец, узнавать время и считать на встроенном калькуляторе.
Правда, есть и негативные моменты, препятствующие повышению доли по-настоящему конвергентных продуктов на рынке мобильных телефонов. Прежде всего, это сохраняющаяся высокая стоимость подобных решений, ведь чаще всего в качестве них выступают флагманы продуктовых линеек компаний-производителей, наиболее технологичные устройства.
Известная формула «Мне не надо восемьсот, дайте триста и пятьсот» успешно работает и здесь. Пользователи гораздо охотнее приобретают менее функциональные, навороченные телефоны, например, в пару к хорошему фотоаппарату.
Далее, никуда не делась проблема энергопотребления, ведь, как известно, наиболее функциональные устройства одновременно обладают и наименьшим временем автономной работы.
Как бы то ни было, влияние конвергентных мобильных устройств на рынок становится все более ощутимым. Тем более интересно проследить их развитие, от первых подобных решений до нынешних ультимативных про-дуктов.
Начало
Пожалуй, начало взаимопроникновению мобильных телефонов и других цифровых устройств было положено с выходом в 2002 году первого фин-ского смартфона, модели Nokia 7650.
Данный аппарат был примечателен сразу несколькими моментами. Это был один из первых мобильных телефонов, выполненных в форм-факторе слайдер, который обладал достаточно качественным по тем временам цветным экраном, а также реализацией передовых технологий - MMS-сообщений, ИК-порта, Bluetooth. Не стоит забывать, что смартфон работал под управлением Symbian OS Series 60, а не проприетарной программной платформы (хотя в тот период это не несло ровным счетом никаких преимуществ, поскольку стороннего ПО под данную ОС еще не существовало). Пожалуй, одним из главных преимуществ Nokia 7650 являлась встроенная цифровая камера, которая, собственно, и позволяет причислить аппарат к числу конвергентных, а также сама идеология многофункционального устройства, предназначенного для широкого круга задач.
Здесь стоит обратить внимание, что далеко не все конвергентные устройства являются смартфонами либо же коммуникаторами, подменять понятия не стоит.
Однако на протяжении нескольких последующих лет на рынке мобильных телефонов не появлялось других телефонов, которые можно было с полным правом назвать по-настоящему конвергентными, совершившими качественный скачок в идеологии многофункциональных решений.
Это вовсе не означает, что не выходило аппаратов, оснащенных встроенной камерой, музыкальным проигрывателем или какими-либо другими функциями, свойственными специализированным цифровым устройствам.
В 2003-2004 годах появилось достаточно большое количество мобильных телефонов со встроенными фотокамерами, функция быстро стала востребованной у пользователей (и у производителей на пару с операторами сотовой связи, в то время ожидавших значительные дивиденды от развития сервиса MMS-сообщений). В 2004 году массовый рынок мобильных телефонов преодолел «мегапиксельный» рубеж. Вышли такие аппараты, как, например, Siemens S65, Nokia 7610 (интересно, что ни одно из этих решений не позиционировалось как фотографическое – «мессер» являлся бизнес-телефоном, финский смартфон продвигался в качестве имиджевой трубки).
Предпринимались и достаточно интересные маркетинговые ходы, как в случае с Sony Ericsson K700i – интересна его тыльная поверхность «под фотоаппарат» и интерполяция снимков, сделанных VGA-камерой, до разрешения 1280х960 пикселей – реальными 1,3-мегапикселями здесь и не пахло.
Впрочем, развивалось и направление музыкальных телефонов. Кстати, первый мобильник, способный проигрывать MP3-композиции (причем в очень хорошем качестве), немецкий Siemens SL45, появился еще до формирования рынка собственно MP3-плееров.
В 2004 году появился очень хороший молодежный аппарат Motorola E398, чьи музыкальные «способности» надолго стали эталонными для рынка.
Однако главный минус всех этих многофункциональных телефонов и смартфонов, не позволявший причислить их к числу по-настоящему конвергентных устройств, заключался в более низком удобстве работы по сравнению со специализированными решениями. Худшая эргономика, отсутствие выделенных элементов управления, проигрыш по техническим характеристикам – все это делало данные аппараты интересными, и не более. На роль полноценной замены цифрового фотоаппарата, плеера или чего-либо еще они не годились. Рынки цифровых устройств до поры до времени развивались параллельно.
Прорыв
Коренные изменения произошли в 2005 году. В это время случилось сразу несколько ключевых для рынка событий, которые оказали заметное влияние на дальнейшее развитие, как мобильных телефонов, так и смежных устройств.
Так, в области фотографических решений настоящим прорывом стал выход камерафона Sony Ericsson K750i. Чуть ли не в первый раз (для массового европейского рынка, мы не берем в расчет азиатские рынки, в частности, корейский или японский) можно было говорить о появлении «камеры, которая телефон, который камера». Модель стала следующей ступенькой в развитии конвергентных мобильных устройств.
Главным достоинством аппарата, естественно, являлась отличная 2-мегапиксельная камера с автофокусом (модель от японской Sharp рассматривать вряд ли уместно, поскольку на отечественном рынке она фактически не была представлена – вообще, здесь и далее мы будем опускать моменты, связанные с корейскими и японскими решениями, нас интересует в первую очередь Европа, как наиболее близкий к отечественному рынок мобильных телефонов). На долгое время компания задала стандарт среди встроенных в мобильные телефоны камер. Двойное позиционирование устройства (тыльная поверхность корпуса, имитировавшая фотоаппарат – дальнейшее развитие идей, заложенных в предшественнике, Sony Ericsson K700i), улучшенная эргономика – выделенная двухпозиционная спусковая кнопка, горизонтальная ориентация устройства, аналогичная цифровым камерам, механический затвор, наконец, система фокусировки – все как в настоящих мыльницах. Это дополнялось высоким качеством снимков, вполне достаточным для печати фотографий формата 10х15 см.
Также стоит отметить прочие плоды конвергенции – телефон мог похвастать максимальной для своего времени функциональностью (за исключением отсутствия некритичного EDGE): качественным музыкальным плеером, встроенным FM-радио с поддержкой RDS, а также прочими атрибутами флагмана – качественным экраном, слотом для карт памяти Memory Stick Pro Duo, отличной программной платформой с реализацией улучшенного интерфейса меню, оснащенного закладками быстрого доступа.
Интересно, что ответом финской Nokia стало появление смартфона-камерафона Nokia N90, которое дало начало появлению в мобильной индустрии подлинно фотографических брендов (в данном случае – оптики от Carl Zeiss).
Как бы то ни было, именно появление Sony Ericsson K750i развязало «гонку вооружений» камерафонов среди компаний-производителей. Количество конвергентных устройств после этого резко возросло.
Вторым значимым для рынка событием в 2005 году, на сей раз в области музыки, стал запуск (или даже своеобразный рестарт – кто не помнит кассетники Sony времен наших родителей?) торговой марки Walkman, которая, начиная с этого времени, прочно ассоциируется с music-фонами компании Sony Ericsson. Лишь в последние пару лет материнская компания Sony стала активно продвигать под данной торговой маркой собственно MP3-плееры, желая наверстать возможности, упущенные во время пассивных начала и середины десятилетия.
Поддержка культового, хоть и изрядно потускневшего, бренда, некоторые изменения в лучшую сторону по сравнению с братом-близнецом Sony Ericsson K750i (улучшения в звучании басов, возможность работы телефона с отключенной радиочастью, так называемый режим «В полете»), а также несколько расширенный комплект поставки – все это способствовало успеху телефона и линейки Walkman в целом.
Интерес к музыкальным телефонам Sony Ericsson со стороны пользователей побудил и других производителей к выпуску подобных решений. На протяжении следующего года линейки music-фонов появились практически у всех ведущих компаний - XpressMusic от Nokia, Q-fi от уже ушедшей BenQ-Siemens, ROKR от Motorola, Ultra Music от Samsung (сегодня музыкальное направление корейской компании формируется в рамках серии Beatz).
Любопытно, что в том же 2005 году обнажились главные проблемы музыкальных телефонов, делавшие их – до поры до времени - несостоятельными по сравнению со специализированными музыкальными решениями, то есть MP3-плеерами. Своеобразной лакмусовой бумажкой выступила музыкальная модель Motorola ROKR E1. Данный музыкальный телефон, несмотря на сотрудничество с другой культовой американской компанией Apple и заслуженную славу своего предшественника и практически полного аналога Motorola E398, был дружно признан провалом года. Пользователи, особенно на «родном» американском рынке, не видели совершенно никакого смысла в приобретении устройства, по всем музыкальным параметрам уступавшего МР3-плеерам: это и неудобная эргономика (выделенная клавиша запуска плеера не шла ни в какое сравнение с ClickWheel от Apple), меньший объем памяти при большей стоимости (комплектная карточка microSD на 512 Мб не выглядела достойной альтернативой гигабайтным iPod), наконец, невозможность использования стандартных музыкальных аксессуаров (по причине отсутствия 3,5 мм аудиоразъема). Возможность совершать звонки и прочие функции телефона для многих пользователей не выглядели критичными.
Еще более отдалил паритет музыкальных телефонов и МР3-плееров феноменальный успех вышедшего в том же 2005 году плеера iPod Nano от Apple. Обрушивший стоимость плееров и задавший новые стандарты в области эргономики, объемов встроенной памяти, в сравнении с тогдашним поколением music-фонов он показал свое полное превосходство (повторимся, что речь идет только о музыкальных способностях телефонов). Кстати, Nano навел шороху и в сегменте МР3-плееров в целом, начиная от дефицита флеш-памяти на рынке (Apple выкупил едва ли не половину «плашек» по тем временам), тотального клонирования дизайна и заканчивая бурным развитием так называемых МР4-плееров, чьим родоначальником явился этот плеер (что интересно, при этом Nano первого поколения не обладал возможностью воспроизведения видео, пережатого в «мобильные» форматы 3GP и MP4).
Тем не менее, музыкальные телефоны поспособствовали дальнейшему развитию мобильной конвергенции. Немало этому поспособствовал и третье значительное событие 2005 года в мире мобильных телефонов – запуск серии аппаратов Nokia Nseries, первыми продуктами стали смартфоны Nokia N70 и N90. Впервые на рынке появилась линейка решений, изначально задумывавшихся как конвергентные, объединяющие в себе максимальное количество функций. Начиная с этого времени, финский производитель применительно к данной линейке употреблял достаточно неуклюжий термин «мультимедийные компьютеры», который, тем не менее, максимально полно отражал концепцию новых конвергентных устройств. Действительно, упор делался на мультимедийные функции, такие как получение фотоснимков высокого качества, прослушивание музыки и проигрывание видео, работа в интернете и т.д. Чуть позже к этому набору добавилась спутниковая навигация, цифровое телевидение, словом, все то, что сегодня характерно для топовых конвергентных решений. Таким образом, начиная с 2005 года можно наблюдать развитие многофункциональных устройств, с каждым годом темп увеличивался, и сегодня можно наблюдать если не доминирование таких решений, то значительное влияние на мобильную индустрию – точно.
Теперь стоит рассмотреть подробнее отдельные аспекты и направления конвергентных телефонов.
Телефоны с камерами, музыкой, навигацией. Итоги
Сегмент фотографических решений - камерафоны
Действительно, количество ультимативных, так называемых all-in-one решений «все-в-одном» не так велико. Наиболее ярким примером последнего времени можно назвать Nokia N95 (и его аналог в классическом корпусе Nokia N82), даже пресловутый iPhone от Apple нельзя отнести к их числу.
Гораздо больше на рынке моделей, основной упор в которых сделан на ту или иную функцию. Встроенная фотокамера является едва ли не самой востребованной из них, собственно говоря, поэтому фотографические решения стоит рассмотреть в первую очередь.
Как уже говорилось выше, развитие камерафонов началось с выхода Nokia 7650, а толчком для современного бурного роста послужил выход модели Sony Ericsson K750i.
При этом длительное время сегмент камерафонов развивался исключительно экстенсивным путем – увеличивалось количество мегапикселей в сенсорах, но не более того. Не было качественного скачка, сравнимого по кумулятивному эффекту с выходом Sony Ericsson K750i (камера с автофокусом, эргономика, максимально приближенная к управлению цифровыми фотоаппаратами – например, двухпозиционная спусковая клавиша) – достаточно вспомнить первый 3-мегапиксельный аппарат на российском рынке, раскладушку Voxtel, которая, помимо матрицы, не могла предоставить пользователю практически ничего.
Вышедший в 2006 году камерафон Sony Ericsson K790i (а также его 3G-вариант K800i) был интереснее (имелась новая программная платформа А100 с расширенными возможностями) и стал еще более походить на компактную камеру Sony Cyber-Shot T-серии, однако прорывом все же не стал.
Да, новые фотографические функции постепенно реализовывались в выходивших аппаратах, но их число было не слишком велико, да и модели явно не грозились серьезно потеснить позиции цифровых фотоаппаратов. Так, первый – на европейском рынке – телефон с оптическим зумом, модель Nokia N93, явно не была массовым решением, да и сам форм-фактор миникета (при фотографировании) явно уступал горизонтальной ориентации обычных фотокамер. Хотя данный мультимедийный компьютер от Nokia был интересен и новым производительным процессором, позволявшим вести видеосъемку в высоком разрешении 640х480 пикселей, на высокой скорости.
Однако большинство мобильных телефонов до недавнего времени не могли предложить пользователям не то что мощного процессора, ответственного за обработку фотографий, но и других критичных для потенциальной аудитории функций, таких как сносный макрорежим, ручные настройки, стеклянная оптика, возможность записи в формат RAW и т.д. В то же время для мобильных телефонов вовсе не требовалась адаптация матриц фотокамер, требовалось создание собственных решений, способных уместиться в достаточно компактном корпусе.
Показателен пример с первым 5-мегапиксельным камерафоном на нашем рынке, моделью LG KG920, вышедшей в 2006 году. Данный телефон с полным правом мог именоваться «фотоаппаратом со встроенным телефоном», поскольку обладал оптикой, достойной цифровых камер. В то же время применение подобных комплектующих сделало аппарат громоздким и дорогостоящим. Но не это послужило главной причиной провала – в отличие от своего корейского CDMA-аналога, модели LG SV550, KG920 обладал чрезвычайно медлительным процессором, который, к тому же, лишил телефон возможности вести высококачественную видеосъемку (всего-то QVGA-разрешение). Усугубляло ситуацию низкое время автономной работы, неудобный интерфейс и ряд других нюансов, из которых в результате сложился далеко не идеальный образ камерафона.
Неудача камерафона LG побудила другие компании-производители телефонов подойти гораздо ответственнее к разработке гибридных фоторешений.
В результате вышедшие в прошлом году 5-мегапиксельные аппараты были продуктами уже совершенно другого уровня.
Первенцем нового поколения камерафонов стал мультимедийный компьютер Nokia N95, появившийся в прошлом году и произведший на рынке настоящий фурор. Ко всему прочему, данный смартфон стал очередным, вслед за Nokia 7650 и Sony Ericsson K750i, знаковым продуктом среди конвергентных устройств, по сути, давший начало нынешнему поколению гибридных устройств.
Трудно перечислить все новации, реализованные в данном продукте – это и производительный процессор, и GPS, и Wi-Fi, менее заметные возможности, такие как форм-фактор двойного слайдера и проч. В то же время у модели имелся и ряд спорных моментов, таких как объем оперативной памяти, качество сборки (в связи с чем выражение «настоящее финское качество» приобрело некий саркастический оттенок – справедливости ради, в продуктовой линейке Nokia имелись и куда более неряшливо собранные модели).
Конечно, модулю камеры, установленному в Nokia N95, было еще далеко до лучших образцов 5-мегапиксельных фотоаппаратов. Однако он уже был вполне сравним с бюджетными камерами – для камерафонов недавнего времени это была весьма лестная оценка. Тот же производительный процессор, что был использован в моделях Nokia N93 / N93i, позволял владельцам рассчитывать на скоростную фото- и видеосъемку.
Пусть ничего принципиально нового в плане качества и удобства работы с камерой аппарат не привнес, все же Nokia N95 стал первой ласточкой, за которой в скором времени последовали новые решения.
Интересно, что они также в полной мере продемонстрировали принципиальное отличие камерафонов от даже самых навороченных фотоаппаратов. Превосходство мобильных телефонов заключалось в возможности незамедлительного использования различных фотографических и не только сервисов, благодаря доступу в мобильный интернет. Появление же в топовых камерафонах поддержки Wi-Fi и вовсе сделало процесс последующей отправки фото легким и быстрым (естественно, при наличии доступа к беспроводному соединению).
Интеграцию с сервисами в полной мере продемонстрировали последовавшие мультимедийные компьютеры Nseries, такие, как, например, Nokia N82 и проч. Финская компания к тому времени уже продекларировала переход к стратегии интернет-компании (подробнее об этом можно прочитать в нашем материале здесь /editorial/nokia_world_2007/), что вылилось, в том числе, в развитие собственных сервисов, объединенных единым зонтичным брендом Ovi – и фотографических тоже. Так, появился сервис Share, предназначенный для быстрой отправки фотографий с камеры смартфона в онлайн-альбом, с возможностью добавления аудиозаписей, комментариев и прочих прелестей Web 2.0-сервисов. Поддержку Ovi получили все последующие аппараты Nseries, такие как N82, N95 8 Gb, новинки этого года.
Другие компании-производители также не преминули добавить поддержку фотографических сервисов в свои продукты (навскидку, можно вспомнить пример с ShoZu, интегрированном в телефоны Motorola - первенцем стал аппарат Z10).
Все это привело к тому, что развитие современных камерафонов стало постепенно переходить от чисто количественного, экстенсивного роста, к качественному, заключающемуся, в том числе, в повышении удобства пользования, последующей работы со снимками.
Не забывали производители и про улучшение непосредственно фотосъемки, использование новых функций, характерных прежде для цифровых фотоаппаратов.
Так, на протяжении последнего года гибридные устройства, камерафоны получили большинство возможностей, присущих специализированным решениям. Достаточно вспомнить ксеноновую вспышку (в частности, у Nokia N82), поддержку «профессиональных» форматов RAW и TIFF (Motorola ZN5), антишейк (LG KE990 / KU990 Viewty) и т.д.
Наряду с этим появились и оригинальные потребительские функции, присущие камерафонам – это, в частности, сканер визиток (собственно, данная возможность появилась достаточно давно, чего не скажешь о камерафонах с хорошим качеством макросъемки), распознавание снятого текста (первый подобный аппарат, Windows Mobile-коммуникатор Samsung i750 также далеко не нов, вышел на рынок еще три года назад), наконец, возможность совсем уж «на любителя» - функция высокоскоростной видеосъемки Slow Motion с последующим замедленным воспроизведением с нормальной скоростью (достаточно вспомнить тот же LG KE990 / KU990 Viewty, способный снимать QVGA-видео со скоростью 120 кадров/сек, с последующим воспроизведением на скорости 24 кадра/сек – респект фанатам «Матрицы»).
Еще одним трендом последнего времени, также способствующим качественному росту камерафонов, становится все более тесное сотрудничество с компаниями, специализирующимися на рынке фоторешений – вслед за co-brending Nokia и Carl Zeiss, опыту LG, само собой разумеющимся сотрудничеством Sony Ericsson и материнской Sony (появление отдельной продуктовой линейки камерафонов Cyber-Shot) это также недавний опыт Motorola и Kodak.
Наконец, можно констатировать появление по-настоящему качественных решений, способных на равных конкурировать с отдельными фотоаппаратами – речь идет о 8-мегапиксельных камерафонах, таких как Samsung i8510 INNOV8, Samsung M8800 Bresson, Sony Ericsson Cyber-Shot C905.
Все это действительно способствует дальнейшему развитию камерафонов, превращению мобильных телефонов в действительно конвергентные аппараты.
Рынок музыкальных телефонов – music-фоны
Как способствует также развитие другого направления – музыки и прочих мультимедийных функций.
Подробнее об этом вы можете познакомиться в другом нашем материале, «Сегмент музыкальных телефонов – лидеры и новые решения», здесь же коснемся лишь основных моментов.
Большинство современных мобильных телефонов, любого ценового диапазона (за исключением совсем уж бюджетных «звонилок»), способно сегодня проигрывать музыку (априори подразумевается воспроизведение MP3 и других форматов сжатого цифрового аудио).
Тем не менее, истинно конвергентными решениями являются далеко не все из них.
Как уже говорилось выше, точку отсчета музыкальных телефонов можно брать, начиная хоть с 2000 года – время выхода Siemens SL45. Тем не менее, говорить о реальном возникновении сегмента музыкальных аппаратов можно с 2005 года, после запуска music-фонов Walkman (первыми представителями серии стали телефоны Sony Ericsson W800i, W550i, W900i).
С этого времени развитие музыкального направления оформилось окончательно, появились определенные параметры, по которым можно было судить о качестве того или иного решения.
Безусловно, на развитие music-фонов повлиял и передел рынка MP3-плееров, произошедший в 2006-2007 годах. В это время со сцены исчезло множество корейских компаний-стартапов, в начале десятилетия сформировавших и составивших большую часть рынка.
История развития рынка цифровых плееров интересна сама по себе и заслуживает отдельной статьи, однако здесь стоит ограничиться лишь последствиями.
Результатом передела рынка стало засилье бюджетных продуктов от мириад китайских контрактных производителей, фактически, no-name.
В итоге средний класс MP3-плееров, так называемые MP4-плееры, оказались представлены лишь рядом производителей, да наиболее успешными продуктами из Поднебесной.
Мобильные телефоны с музыкальной функциональностью метили именно в эту ценовую нишу, что нашло отклик у пользователей и привело к успеху решений.
В то же время до определенного периода music-фоны не могли похвастаться функциональным превосходством над смежными решениями, MP3-плеерами среднего класса – как по качеству звука, так и по другим, критичным для требовательных пользователей особенностям, таким как удобство управления (наличие выделенных клавиш, стандартного 3,5 мм аудиоразъема на корпусе и т.д.), программная начинка (эргономичность интерфейса плеера, наличие эквалайзера, работа с плейлистами, ID3-тегами, дополнительные функции).
Естественно, на фоне «серой массы» были и уникумы. Например, топовый музыкальный смартфон Nokia N91, принадлежавший к мультимедийной линейке Nseries, характеризовался исключительным для мобильных телефонов качеством звука. В то же время это был один из первых и последних телефонов со встроенным жестким диском – наступало время флеш-памяти; собственно, и на рынке MP3-плееров сегодня Jukebox’ы, построенные на вместительных и компактных жестких дисках, занимают довольно скромную долю.
Также можно выделить мобильный телефон 2006 года Motorola ROKR E2, к сожалению, так и не добравшийся до России.
Прочие решения двух-трехлетней давности не могли противопоставить лучшим корейским плеерам ничего существенно нового.
Постепенно ситуация стала меняться, и уже к прошлому году конкуренция компаний-производителей мобильных телефонов привела к появлению достаточно большого количества достойных музыкальных решений, по-настоящему конвергентных продуктов.
Сегодня в таких гибридных устройствах реализовано большинство аппаратных и программных «фишек», присущих лучшим образцам MP3-плееров.
Это, прежде всего, поддержка распространенных аудиоформатов - помимо MP3, это семейство AAC (AAC, AAC+, eAAC, eAAC+), WAV, WMA, M4A, AMR и проч. Помимо этого, должны поддерживаться различные битрейты, в том числе и композиции с переменным битрейтом (VBR).
Сегодня, в век широкополосного интернета и возросших требований пользователей, критичной стала также поддержка форматов несжатого lossless-аудио.
Обязательна поддержка ID3-тегов, корректное разнесение композиций по жанрам, исполнителям, альбомам и т.д., отображение русских кодировок в заголовках композиций.
Это широкие возможности для работы с плейлистами. В том числе – поддержка созданных на компьютере списков воспроизведения. А также наличие многополосных эквалайзеров со множеством стилевых предустановок, равно как и ручным режимом, работа с защищенными аудиофайлами (DRM). Многие современные телефоны обладают поддержкой протокола MTP.
Критична возможность работы телефона в режиме USB Mass Storage, а также в режиме Flight Mode, с отключенной радиочастью.
Есть и чисто потребительские функции, присущие исключительно мобильным телефонам, повышающие их юзабилити: например, формирование собственного списка приоритетов (SensMe в моделях Sony Ericsson, что-то отдаленно напоминающее сервис last.fm), сервисы определения исполнителя (TrackID в телефонах Walkman), несомненно, сюда же стоит отнести доступ к многочисленным онлайн-сервисам.
В то же время никакие программные технологии улучшения звука (так называемый объемный звук, усиление басов и т.д.) не заменит качественных аппаратных решений.
Среди последних стоит выделить, помимо прямолинейного наращивания объемов памяти (лучшие решения предлагают сегодня 16 гигабайт, это Nokia N96, iPhone и т.д. – что только в два раза меньше лучших плееров на флеш-памяти), а также уже само собой разумеющегося наличия стандартного 3,5 мм разъема для качественных наушников на корпусе телефона, поддержки A2DP-профиля воспроизведения беспроводного стерео (до недавнего времени – прерогатива телефонов, плееры с такой функциональностью стали появляться относительно недавно), качественное улучшение звучания с помощью выделенных звуковых сопроцессоров DSP (Digital Signal Processor). Это, например, звуковой чип ICEpower Mobile от компании Bang&Olufsen в телефонах Samsung, аналогичные решения в телефонах Nokia XpressMusic и т.д.
Использование датчиков движения для облегчения управления music-фонами – вещь в себе, вряд ли данную возможность стоит относить к числу критичных для пользователей. Гораздо более важна высокая скорость загрузки медиафайлов – «честные» мегабиты в секунду USB 2.0 или сравнимые с ними значения – уже реальность для телефонов. сюда же стоит отнести поддержку беспроводных интерфейсов Wi-Fi.
Как результат, сегодня музыкальные телефоны составляют реальную конкуренцию MP3-плеерам. И их преимущество зачастую упирается лишь только в более высокую стоимость при прочих равных.
Навигационные решения и остальное
В рамках данного обзора мы не будем затрагивать тему коммуникаторов со встроенным GPS, равно как и отживший свое класс КПК с GPS. Понятно, что такие решения совсем немногим отличаются в функциональном плане от автономных навигаторов, поскольку в большинстве случаев используется один и тот же софт, а также абсолютно идентичные аппаратные решения (чип SiRF Star III).
Поэтому вкратце о развитии конвергентных мобильных навигационных решений.
Одними из первых подобных продуктов стали GSM/GPS-решения финской компании Benefon, например, GPS-телефон Benefon Twig. Однако данное решение не было массовым, и вряд ли стоит говорить о каком-либо серьезном влиянии его на рынок.
Куда более интересным стало массовое использование GPS-приемников финской Nokia в ряде своих продуктов, начиная с прошлого года – это и Nokia N95, и E90, и первый смартфон компании с функциональностью GPS, появившийся на рынке в прошлом году, - модель Nokia 6110 Navigator.
Использовавшиеся в них чипы от TI также позволяли рассчитывать на сносное позиционирование в городской черте и за городом. Ну а программное обеспечение Nokia Maps (в девичестве smart2go) являлось довольно функциональной альтернативой специализированным программам.
К тому же, современные «умные устройства» зачастую получают возможность работать с традиционным навигационным ПО, в частности, картами от TeleAtlas (iGO, TomTom для Symbian- и Windows Mobile-устройств), ибо отечественными разработками, такими как «Навигатор Навител» и «Автоспутник».
Но все это смартфоны. Действительно, пользователи обычных телефонов до поры до времени были обделены возможностью навигации, определение координат по базовым станциям зависело в большинстве случаев от благоволения операторов сотовой связи и не выделялось ни высокой точностью, ни удобством, дополнительными функциями.
Маленькую революцию совершил навигационный сервис от Google Maps 2.0. Появившаяся здесь возможность определения координат с достаточно высокой точностью дала пользователям неплохую альтернативу специализированным решениям. В результате этого сегодня практически любой телефон с поддержкой Java при желании может определять местоположение владельца, причем этот путь обладает еще одним явным преимуществом – он позволяет работать даже в помещении, где бессильны специализированные навигаторы, теряющие спутники.
Пожалуй, это основные моменты современных конвергентных устройств. Нерассмотренными остались некоторые другие аспекты, такие как возможность современных телефонов воспроизводить видео, принимать цифровое телевидение, наконец, выступать в роли игровых приставок. Но все это – лишь дополнения, которые не влияют существенным образом на общую картину.
Если же говорить о взаимопроникновении мобильных телефонов и компьютеров, перспективах сегмента UMTS/MID-решений, о которых уже долго ведут речь, то нам кажется, что это пока преждевременно.
Триумф нетбуков показал, что рынок может двигаться и в несколько другом направлении.
Итоги
Так что же, в конечном итоге, лучше – конвергентные устройства или специализированные решения? С одной стороны, «жнец, швец и на дуде игрец», который всегда находится под рукой, - это великолепно. PR-отделы ведущих компаний-производителей могут сколько угодно расписывать достоинства таких аппаратов, указывать количество реализованных в них мегапикселей, мегабайт и т.д. Думается, пользователи сами в состоянии оценить новый уровень комфорта, когда по ходу дела можно сделать нужный снимок, сориентироваться в незнакомом месте, моментально (не даром реализована возможность Push Mail) получить отправленное кем-либо важное электронное письмо и дать на него оперативный ответ, ну и наконец, расслабиться под любимую музыку, читая любимого писателя на экране все того же мобильного телефона. Однако все на свете имеет свою цену, и поэтому неудивительно, что подобные топовые решения стоят столько, что впору купить несколько девайсов по отдельности. Менее дорогие аппараты могут обладать существенно меньшей функциональностью, с худшей эргономикой и более скромными техническими характеристиками. При этом их стоимость все равно аналогична цене качественного специализированного решения (например, за те 8-10 тыс. рублей, что придется заплатить за мобильный телефон среднего класса, можно приобрести отличный цифрокомпакт, высококлассный мультимедийный плеер либо хороший GPS-навигатор). В любом случае, качество реализации той или иной функции окажется гораздо выше, чем в телефоне.
Поэтому, во-вторых, сегодня у значительной части пользователей наблюдается настороженное, скептическое отношение к конвергентным решениям, сомнения в качестве реализации той или иной функции.
Например, модуль камеры, установленный в телефоне средней руки, естественно, выглядит гораздо более «попсовым» даже по сравнению с бюджетной цифромыльницей того же ценового диапазона. В связи с этим неудивительны заявления о том, что встроенные фотокамеры телефонов никогда не догонят по качеству фотоаппараты.
Однако, право же, конвергентные устройства и не претендуют на полную замену собой специализированных решений. Рынки цифровых фотоаппаратов, мультимедийных плееров, навигаторов и проч. еще долго будут существовать параллельно с мобильными телефонами.
Вопрос в другом – качество реализованных функций неуклонно повышается, появившиеся 8-мегапиксельные камерафоны и лучшие представители 5-мегапиксельников в большинстве случаев снимают не хуже, чем средние фотоаппараты с таким же разрешением; увеличивающаяся диагональ ряда устройств позволяет использовать навигационные программы практически с тем же удобством, что и навигаторы (причем может использоваться идентичное навигационное ПО), можно рассмотреть и другие примеры.
К тому же неоспоримо самое главное преимущество конвергентных мобильных телефонов – их многофункциональность, что ведет к принципиально новым возможностям таких устройств. К тому же, подобные аппараты перешли от экстенсивного наращивания технических характеристик - килобит ли в секунду, мегапикселей ли - к интенсификации, появлению принципиально новых возможностей, связанных с другими функциями телефона (например, мобильным интернетом).
Уже сегодня они в большей мере ориентированы на использование разнообразных сервисов, нежели специализированные решения: разместить снимок на излюбленном фотохостинге, снабдить его комментариями (в том числе, и аудио), географическими метками (где был снят снимок), и все это – в идеале – моментально, сразу после получения снимка; в момент прослушивания незнакомой композиции – отправить на сервер ее отрывок, получить название группы, песни, альбома, тут же скачать другие песни (опять же, в идеальном случае, мало кто из пользователей будет тратиться на мобильный интернет, однако важнее сам принцип – ведь такая возможность действительно предоставляется).
Не менее интересна, кстати, и другая сторона вопроса - познакомившись с возможностями тех или иных функций в мобильных телефонах, значительная часть пользователей, не имевших до этого опыта работы с цифровыми фотоаппаратами, плеерами, навигаторами и т.д., приобретают такие специализированные решения, поскольку мобильные телефоны перестают удовлетворять их запросам по качеству, удобству работы и проч.
Таким образом, использование и дальнейшее увеличение количества конвергентных устройств ведет к появлению нового взгляда на мобильные телефоны – не просто как средства связи с расширенной функциональностью, а, прежде всего, как решения, предназначенные для выполнения широкого круга задач, максимального удовлетворения запросов пользователей, формирования у него культуры обращения с разнообразными цифровыми девайсами.
Ну а дальнейшее увеличение количества конвергентных устройств ведет к их удешевлению, что только на руку обычным пользователям.