Смартфоны

Конвергенция мобильных устройств – компромисс или…?

⇣ Содержание
Пожалуй, никто уже не будет спорить, что мобильные телефоны сегодня постепенно превращаются в конвергентные устройства. Даже в самом недорогом решении стоимостью 3-4 тысячи рублей практически всегда можно отыскать MP3-проигрыватель, встроенную фотокамеру, возможность выхода в интернет и прочие функции. Что уж говорить о современных мультимедийных монстрах, куда производители не поленились напихать все мыслимые технологии. Это и мультимегапиксельные модули камер (уже в продаже 8-мегапиксельные «фотоаппараты со встроенным телефоном»), и встроенные средства спутниковой навигации, и все остальное, включая пока не востребованные у нас в стране приемники цифрового телевидения. Причем, если раньше подобное нагромождение функций могло вызвать у пользователей лишь улыбку, в связи с удручающе низким качеством реализации, то сегодня все чаще можно встретить устройства, практически ни в чем не уступающие специализированным решениям. Достаточно вспомнить 8-мегапиксельные камерафоны со стеклянной оптикой, оптическим зумом, автофокусом и прочими примочками, встроенные средства спутниковой навигации, по «чуткости» не уступающие GPS-навигаторам и работающие на аналогичном ПО, музыкальные телефоны с отличным качеством звучания и т.д.
конвергентные устройства all-in-one, «все-в-одном»
Порой вместо паритета между специализированными решениями и многофункциональными мобильными устройствами наблюдается превосходство последних. В значительной мере это касается различных сервисов, облегчающих работу с фотокамерой, GPS или музыкальным проигрывателем: функции прямого блоггинга отснятых фотографий, геотегинг, то есть возможность географических меток фотографий (GPS-координат места снимка) и прочее. Все это находит живой отклик у пользователей, которые сегодня в большинстве своем воспринимают мобильный телефон уже не как средство связи, а как некое многофункциональное устройство, с помощью которого можно слушать музыку, делать фотографии, читать книжки, серфить в интернете, на худой конец, узнавать время и считать на встроенном калькуляторе. Правда, есть и негативные моменты, препятствующие повышению доли по-настоящему конвергентных продуктов на рынке мобильных телефонов. Прежде всего, это сохраняющаяся высокая стоимость подобных решений, ведь чаще всего в качестве них выступают флагманы продуктовых линеек компаний-производителей, наиболее технологичные устройства. Известная формула «Мне не надо восемьсот, дайте триста и пятьсот» успешно работает и здесь. Пользователи гораздо охотнее приобретают менее функциональные, навороченные телефоны, например, в пару к хорошему фотоаппарату. Далее, никуда не делась проблема энергопотребления, ведь, как известно, наиболее функциональные устройства одновременно обладают и наименьшим временем автономной работы. Как бы то ни было, влияние конвергентных мобильных устройств на рынок становится все более ощутимым. Тем более интересно проследить их развитие, от первых подобных решений до нынешних ультимативных про-дуктов.

Начало

Пожалуй, начало взаимопроникновению мобильных телефонов и других цифровых устройств было положено с выходом в 2002 году первого фин-ского смартфона, модели Nokia 7650.
Nokia 7650
Данный аппарат был примечателен сразу несколькими моментами. Это был один из первых мобильных телефонов, выполненных в форм-факторе слайдер, который обладал достаточно качественным по тем временам цветным экраном, а также реализацией передовых технологий - MMS-сообщений, ИК-порта, Bluetooth. Не стоит забывать, что смартфон работал под управлением Symbian OS Series 60, а не проприетарной программной платформы (хотя в тот период это не несло ровным счетом никаких преимуществ, поскольку стороннего ПО под данную ОС еще не существовало). Пожалуй, одним из главных преимуществ Nokia 7650 являлась встроенная цифровая камера, которая, собственно, и позволяет причислить аппарат к числу конвергентных, а также сама идеология многофункционального устройства, предназначенного для широкого круга задач. Здесь стоит обратить внимание, что далеко не все конвергентные устройства являются смартфонами либо же коммуникаторами, подменять понятия не стоит. Однако на протяжении нескольких последующих лет на рынке мобильных телефонов не появлялось других телефонов, которые можно было с полным правом назвать по-настоящему конвергентными, совершившими качественный скачок в идеологии многофункциональных решений. Это вовсе не означает, что не выходило аппаратов, оснащенных встроенной камерой, музыкальным проигрывателем или какими-либо другими функциями, свойственными специализированным цифровым устройствам. В 2003-2004 годах появилось достаточно большое количество мобильных телефонов со встроенными фотокамерами, функция быстро стала востребованной у пользователей (и у производителей на пару с операторами сотовой связи, в то время ожидавших значительные дивиденды от развития сервиса MMS-сообщений). В 2004 году массовый рынок мобильных телефонов преодолел «мегапиксельный» рубеж. Вышли такие аппараты, как, например, Siemens S65, Nokia 7610 (интересно, что ни одно из этих решений не позиционировалось как фотографическое – «мессер» являлся бизнес-телефоном, финский смартфон продвигался в качестве имиджевой трубки). Предпринимались и достаточно интересные маркетинговые ходы, как в случае с Sony Ericsson K700i – интересна его тыльная поверхность «под фотоаппарат» и интерполяция снимков, сделанных VGA-камерой, до разрешения 1280х960 пикселей – реальными 1,3-мегапикселями здесь и не пахло. Впрочем, развивалось и направление музыкальных телефонов. Кстати, первый мобильник, способный проигрывать MP3-композиции (причем в очень хорошем качестве), немецкий Siemens SL45, появился еще до формирования рынка собственно MP3-плееров.
тот самый «ослик» Siemens SL45
В 2004 году появился очень хороший молодежный аппарат Motorola E398, чьи музыкальные «способности» надолго стали эталонными для рынка. Однако главный минус всех этих многофункциональных телефонов и смартфонов, не позволявший причислить их к числу по-настоящему конвергентных устройств, заключался в более низком удобстве работы по сравнению со специализированными решениями. Худшая эргономика, отсутствие выделенных элементов управления, проигрыш по техническим характеристикам – все это делало данные аппараты интересными, и не более. На роль полноценной замены цифрового фотоаппарата, плеера или чего-либо еще они не годились. Рынки цифровых устройств до поры до времени развивались параллельно.

Прорыв

Коренные изменения произошли в 2005 году. В это время случилось сразу несколько ключевых для рынка событий, которые оказали заметное влияние на дальнейшее развитие, как мобильных телефонов, так и смежных устройств. Так, в области фотографических решений настоящим прорывом стал выход камерафона Sony Ericsson K750i. Чуть ли не в первый раз (для массового европейского рынка, мы не берем в расчет азиатские рынки, в частности, корейский или японский) можно было говорить о появлении «камеры, которая телефон, который камера». Модель стала следующей ступенькой в развитии конвергентных мобильных устройств. Главным достоинством аппарата, естественно, являлась отличная 2-мегапиксельная камера с автофокусом (модель от японской Sharp рассматривать вряд ли уместно, поскольку на отечественном рынке она фактически не была представлена – вообще, здесь и далее мы будем опускать моменты, связанные с корейскими и японскими решениями, нас интересует в первую очередь Европа, как наиболее близкий к отечественному рынок мобильных телефонов). На долгое время компания задала стандарт среди встроенных в мобильные телефоны камер. Двойное позиционирование устройства (тыльная поверхность корпуса, имитировавшая фотоаппарат – дальнейшее развитие идей, заложенных в предшественнике, Sony Ericsson K700i), улучшенная эргономика – выделенная двухпозиционная спусковая кнопка, горизонтальная ориентация устройства, аналогичная цифровым камерам, механический затвор, наконец, система фокусировки – все как в настоящих мыльницах. Это дополнялось высоким качеством снимков, вполне достаточным для печати фотографий формата 10х15 см.
Sony Ericsson K750i
Также стоит отметить прочие плоды конвергенции – телефон мог похвастать максимальной для своего времени функциональностью (за исключением отсутствия некритичного EDGE): качественным музыкальным плеером, встроенным FM-радио с поддержкой RDS, а также прочими атрибутами флагмана – качественным экраном, слотом для карт памяти Memory Stick Pro Duo, отличной программной платформой с реализацией улучшенного интерфейса меню, оснащенного закладками быстрого доступа. Интересно, что ответом финской Nokia стало появление смартфона-камерафона Nokia N90, которое дало начало появлению в мобильной индустрии подлинно фотографических брендов (в данном случае – оптики от Carl Zeiss). Как бы то ни было, именно появление Sony Ericsson K750i развязало «гонку вооружений» камерафонов среди компаний-производителей. Количество конвергентных устройств после этого резко возросло. Вторым значимым для рынка событием в 2005 году, на сей раз в области музыки, стал запуск (или даже своеобразный рестарт – кто не помнит кассетники Sony времен наших родителей?) торговой марки Walkman, которая, начиная с этого времени, прочно ассоциируется с music-фонами компании Sony Ericsson. Лишь в последние пару лет материнская компания Sony стала активно продвигать под данной торговой маркой собственно MP3-плееры, желая наверстать возможности, упущенные во время пассивных начала и середины десятилетия.
Sony Ericsson Walkman W800
Поддержка культового, хоть и изрядно потускневшего, бренда, некоторые изменения в лучшую сторону по сравнению с братом-близнецом Sony Ericsson K750i (улучшения в звучании басов, возможность работы телефона с отключенной радиочастью, так называемый режим «В полете»), а также несколько расширенный комплект поставки – все это способствовало успеху телефона и линейки Walkman в целом. Интерес к музыкальным телефонам Sony Ericsson со стороны пользователей побудил и других производителей к выпуску подобных решений. На протяжении следующего года линейки music-фонов появились практически у всех ведущих компаний - XpressMusic от Nokia, Q-fi от уже ушедшей BenQ-Siemens, ROKR от Motorola, Ultra Music от Samsung (сегодня музыкальное направление корейской компании формируется в рамках серии Beatz). Любопытно, что в том же 2005 году обнажились главные проблемы музыкальных телефонов, делавшие их – до поры до времени - несостоятельными по сравнению со специализированными музыкальными решениями, то есть MP3-плеерами. Своеобразной лакмусовой бумажкой выступила музыкальная модель Motorola ROKR E1. Данный музыкальный телефон, несмотря на сотрудничество с другой культовой американской компанией Apple и заслуженную славу своего предшественника и практически полного аналога Motorola E398, был дружно признан провалом года. Пользователи, особенно на «родном» американском рынке, не видели совершенно никакого смысла в приобретении устройства, по всем музыкальным параметрам уступавшего МР3-плеерам: это и неудобная эргономика (выделенная клавиша запуска плеера не шла ни в какое сравнение с ClickWheel от Apple), меньший объем памяти при большей стоимости (комплектная карточка microSD на 512 Мб не выглядела достойной альтернативой гигабайтным iPod), наконец, невозможность использования стандартных музыкальных аксессуаров (по причине отсутствия 3,5 мм аудиоразъема). Возможность совершать звонки и прочие функции телефона для многих пользователей не выглядели критичными. Еще более отдалил паритет музыкальных телефонов и МР3-плееров феноменальный успех вышедшего в том же 2005 году плеера iPod Nano от Apple. Обрушивший стоимость плееров и задавший новые стандарты в области эргономики, объемов встроенной памяти, в сравнении с тогдашним поколением music-фонов он показал свое полное превосходство (повторимся, что речь идет только о музыкальных способностях телефонов). Кстати, Nano навел шороху и в сегменте МР3-плееров в целом, начиная от дефицита флеш-памяти на рынке (Apple выкупил едва ли не половину «плашек» по тем временам), тотального клонирования дизайна и заканчивая бурным развитием так называемых МР4-плееров, чьим родоначальником явился этот плеер (что интересно, при этом Nano первого поколения не обладал возможностью воспроизведения видео, пережатого в «мобильные» форматы 3GP и MP4). Тем не менее, музыкальные телефоны поспособствовали дальнейшему развитию мобильной конвергенции. Немало этому поспособствовал и третье значительное событие 2005 года в мире мобильных телефонов – запуск серии аппаратов Nokia Nseries, первыми продуктами стали смартфоны Nokia N70 и N90. Впервые на рынке появилась линейка решений, изначально задумывавшихся как конвергентные, объединяющие в себе максимальное количество функций. Начиная с этого времени, финский производитель применительно к данной линейке употреблял достаточно неуклюжий термин «мультимедийные компьютеры», который, тем не менее, максимально полно отражал концепцию новых конвергентных устройств. Действительно, упор делался на мультимедийные функции, такие как получение фотоснимков высокого качества, прослушивание музыки и проигрывание видео, работа в интернете и т.д. Чуть позже к этому набору добавилась спутниковая навигация, цифровое телевидение, словом, все то, что сегодня характерно для топовых конвергентных решений. Таким образом, начиная с 2005 года можно наблюдать развитие многофункциональных устройств, с каждым годом темп увеличивался, и сегодня можно наблюдать если не доминирование таких решений, то значительное влияние на мобильную индустрию – точно.
Nokia_N70
Теперь стоит рассмотреть подробнее отдельные аспекты и направления конвергентных телефонов.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥