Стр.1 - Blu-ray, HDTV
Каким бы трудным ни был начавшийся 2009 год, но пока что традиции остаются в силе, и январь начинается с традиционной выставки Consumer Electronic Show в Лас-Вегасе. Название выставки говорит само за себя: как барселонская 3GSM посвящена мобильным технологиям, как ганноверский CeBIT и тайбэйский Computex – время компьютерных новостей, так лас-вегасский CES – шоу "консьюмерской", потребительской техники. И даже несмотря на тот факт, что компьютеры и бытовая электроника давно и неразрывно сплелись в единое целое, на долю CES выпадает множество "интересностей", по традиции анонсируемых исключительно на этой выставке.
В этом материале речь главным образом о бытовой технике для воспроизведения высококачественного контента, как аудио, так и видео. Опять же, в наше время уже очень сложно разделить, скажем, те же средства воспроизведения фильмов Blu-ray на "компьютерные" и "бытовые"; грань между компьютерными мониторами, пригодными как для HD игр, так и для HD фильмов, и HD телевизорами стирается ещё быстрее. Поэтому сегодня есть смысл говорить об общих успехах, сложностях и тенденциях.
Blu-ray победил, но в массы не спешит
Тему массовости HD фильмов также можно назвать традиционной для января, поскольку 3DNews уже четвёртый год подряд посвящает как минимум одну статью начала года теме носителей и техники для воспроизведения видео высокого разрешения (см.
CES 2006 Preview: эра новых оптических носителей).
В этом году с полной определённостью можно констатировать хотя бы факт безоговорочной победы стандарта Blu-ray. На прошлой выставке Consumer Electronics Show проигрыватели формата HD-DVD ещё демонстрировались, но после того как компания Warner Brothers объявила об отказе от выпуска фильмов на этих носителях, компания Toshiba в феврале окончательно свернула продвижение HD-DVD.
Итак, Blu-ray победил и воцарился на Олимпе. Каких только Blu-ray новинок не демонстрировали на 2009 Consumer Electronics Show! Здесь и универсальные телевизоры Sharp со встроенными Blu-ray приводами, и первый в мире портативный Blu-ray плеер Panasonic, и множество стационарных плееров с поддержкой так называемых "бонусных функцией" вроде Blu-ray Live Web.
И всё же об окончательной победе говорить рано. Для нас, потребителей, настоящая победа Blu-ray наступит тогда, когда покупка Blu-ray диска нам будет интереснее приобретения DVD, а для производителей победа будет ассоциироваться с Blu-ray лишь тогда, когда продажи Blu-ray фильмов, носителей и связанной с этим техники станут выгоднее выпуска DVD продукции и техники.
Как обстоят дела с продажами Blu-ray в России – думаю, вы примерно догадываетесь. Спрос, безусловно, растёт, однако до недавнего времени он был здорово ограничен слишком малым предложением фильмов, высокими ценами и небольшим парком HD телевизоров в стране. Одно дело – стремительное внедрение DVD, для просмотра которого было достаточно дисков да плеера, и совсем другое дело - Blu-ray, который на стареньком аналоговом телевизоре смысла смотреть никакого, требуется новый Full HD или хотя бы HD Ready телевизор.
Более-менее заметными темпами ситуация стала меняться только в конце 2008 года, точнее, во второй его половине. Стремительным образом начали снижаться цены на ЖК и плазменные телевизоры с приличными диагоналями и, главное, с подходящим разрешением экрана. Плееры Blu-ray если и не стали товаром широкого потребления, но хотя бы скинули в цене до психологически приемлемого уровня. Наконец, достаточно широкое распространение получили игровые приставки Sony PlayStation 3, в которых Blu-ray привод является стандартной функцией.
Хуже пока лишь с контентом. Диски Blu-ray с русскоязычной дорожкой наконец-то перестали быть диковинкой, но их по-прежнему маловато, а цена далека от того, чтобы назвать её массовой.
Ещё хуже обстоят дела в России, да и в целом в СНГ с внедрением цифрового HDTV, телевидения высокой чёткости. Кстати сказать, во многих зарубежных странах распространение высококачественного цифрового HDTV вещания – отличный стимул для покупателей для приобретения современных HD телевизоров, а уж покупка Blu-ray плеера под такой телевизор выглядит не так уж обременительно, как, скажем, приобретение HD телевизора и плеера исключительно под недешёвые диски Blu-ray.
Однако и здесь видны определённые "просветы". Прежде всего, благодаря стремительному снижению цен на цифровые HD видеокамеры. И, если уж на то пошло, благодаря скоростному широкополосному Интернету, который со времён DVD значительно развился и стал действительно массовым доступным явлением почти в любой стране. И в полной аналогии с временами "раннего DVD", когда стремительному росту популярности DVD плееров поспособствовали пираты, в наше время распространению HD контента, хотя опять же нелегально, способствуют торренты, где выкладываются многочисленные копии Blu-ray дисков или Blu-ray/HD-DVD "рипы" различной степени сжатия, порой с дополнительно монтированной русскоязычной звуковой дорожкой, перенесённой с DVD копии.
И, конечно же, компьютеры, куда без них. Компьютерные игры в Full HD разрешении уже давно перестали быть диковинкой, HD монитор нынче – стандарт де-факто, и даже Blu-ray приводы давным-давно "поселились" не только в настольных ПК, но даже в ноутбуках; к тому же ПК "научились" подключаться к HD телевизорам всеми возможными способами, включая HDMI.
В плане исключительной "полезности" и универсальности нельзя пройти мимо показанного на CES проигрывателя HD Center компании
Dune. Плеер Dune HD Center – воистину многофункциональное Full HD (1080p) решение. Плеер работает не только с дисками Blu-Ray Profile 1.1/2.0, но также с DVD-Video, файлами на Blu-Ray (BD-R, BD-RE), DVD (DVD-ROM, DVD+-R/RW), CD (CD-ROM, CD-R/RW) дисках, файлами на USB-накопителях, файлами из локальной сети, IPTV (открытые каналы multicast UDP/RTP MPEG-TS, H.264/MPEG-2), интернет радио (HTTP/MP3). И всё это – в формате классической аудио/видеоаппаратуры.
Модель выполнена на чипе Sigma Designs 8634 SoC, оснащена 512 Мб RAM, 64 Мб ROM, 1 Гб NAND флэша для Java. Плеер оснащён выходом HDMI 1.3, оптическим и коаксиальным цифровыми, 7.1-канальным аналоговым аудио выходами и композитным, S-Video, компонентным видеовыходами; тремя портами USB 2.0, съёмным слотом под SATA винчестеры с Direct Link для быстрой "горячей" замены 3,5-дюймовых HDD, портом Ethernet.
Устройство поддерживает форматы MKV, MPEG-TS, MPEG-PS, M2TS, VOB, AVI, MOV, MP4, QT, ASF, WMV, DVD-ISO, VIDEO_TS; видео кодеки MPEG2, MPEG4, DivX, XVID, WMV9, VC1, H.264; аудио кодеки AC3 (DD), EAC3 (DD+), DTS, MPEG 1/2/3, AAC, LPCM, WMA, WMAPro, Dolby True HD, DTS HD HRA, DTS HD MA (HD-форматы только при воспроизведении Blu-Ray); форматы субтитров Plain text, SSA/AAS, SRT, VOB. Помимо этого устройство имеет возможность расширения функциональности за счет использования дополнительных mini PCI плат Wi-Fi ЕЕЕ 802.11n, Ethernet Gbit LAN, eSATA.
Впечатляет. Возможно, именно такой плеер и нужен дома – чтобы действительно всё в одном, и чтобы все любимые фильмы и записи хранились на полочке с Blu-ray/DVD дисками, в шкафике со стопочкой терабайтных винчестеров, плюс что выловится в сети. Роскошная вещь, безусловно.
Станет ли 2009 годом победы Blu-ray над DVD?
А что, вполне может быть. Может, победа Blu-ray над DVD не будет окончательной, или, скажем мягче, произойдёт она не во всех странах одновременно, но общая тенденция именно такова.
Вот вам для начала немного статистики и прогнозов. К концу 2008 года, по данным аналитиков из DisplaySearch, в США насчитывалось порядка 10,7 млн. устройств с поддержкой Blu-ray носителей.
А ведь прошло всего два с половиной года с начала массовых продаж Blu-ray техники! Для сравнения: в 1990-х, после анонса DVD прошло три года прежде чем парк DVD плееров в США достиг 5,4 млн. Правда, здесь ради справедливости стоит указать, что из этих 10,7 млн. Blu-ray плееров более 6 миллионов приходится на игровые приставки Sony PlayStation 3, которые покупаются всё же в первую очередь ради игр. Так что сравнивая продажи DVD плееров и Blu-ray плееров "в чистом виде" надо признать своеобразный паритет.
Зато в плане уже имеющегося парка HD телевизоров дела в США обстоят гораздо лучше. К концу прошлого года количество семей с HDTV перевалило за 40 миллионов, и здесь кроется большой потенциал для быстрого дальнейшего распространения Blu-ray.
В США, впрочем, внедрение HDTV тоже не обходится без проблем. Как известно, на 17 февраля 2009 года в США намечено прекращение вещания аналоговых телеканалов и полный переход на цифровое телевидение. Однако Закон о цифровом телевидении принимался в далёком 2006 году, а реальность к настоящему времени такова, что порядка 7,8 млн. домов в США, или 6,8% (порядка 20 млн. потребителей), по декабрьским данным, полностью не готовы к переходу на цифровое телевещание.
Выходов из ситуации несколько. Первый – руками самих потребителей: покупать цифровые приставки к своим телевизорам, заменять их на новые цифровые телевизоры или пользоваться платными спутниковыми или кабельными телесервисами. Второй путь рассматривается на уровне нового президента США Барака Обамы, а именно: речь может идти о мерах вплоть до переноса даты полного перехода на цифровое телевидение с 17 февраля на более поздний срок. Наконец, третий вариант, предложенный правительством: раздача дисконтных $40 купонов на приобретение цифро-аналоговых телевизионных конверторов.
Можно только представить реакцию компаний Verizon Communications и AT&T в случае переноса даты, ибо они уже заплатили в прошлом году на правительственных аукционах $16 млрд. за частотные спектры под цифровое вещание, которые нынче используется аналоговым ТВ.
В России полный переход на наземное цифровое телевещание запланирован в период с 2006 по 2015 годы. В столь дальней перспективе, особенно с учётом роста популярности современных цифровых телевизоров в последние пару лет, переход на "цифру" в течение шести лет видится не столь уж сложной задачей. С другой стороны касательно России речь идёт не столько о цифровых телевизорах в каждом доме сколько о разворачивании сети наземных станций и ретрансляторов цифрового телевещания, а вот с этим полной уверенности нет. Достаточно упомянуть того, что цифровое эфирное вещание во многих регионах до сих пор ещё не выбралось из зачаточного тестового состояния и даже в обеих столицах носит спорадический характер. Если бы не кабельные и спутниковые операторы, говорить бы было практически не о чем – по крайней мере, в плане массового охвата.
Вернёмся теперь к продажам собственно Blu-ray дисков. Согласно данным The Digital Entertainment Group, консорциума киностудий и производителей электроники, продажи Blu-ray дисков только в США принесли в четвёртом квартале 2008 года $28,6 млн., и это на $9,5 млн. превышает продажи за тот же период предыдущего года. Наиболее популярным стал фильм "The Dark Knight," который, кстати, стал первым Blu-ray диском, проданным в количестве более одного миллиона.
Всего же за 2008 год американцы потратили на приобретение Blu-ray дисков более $750 миллионов. Много? Да, много, но только не в сравнении с продажами DVD, на которые в США за год потрачено почти в 29 раз больше - более $21,6 миллиардов!
И всё же прогресс налицо, а перспективы стремительного роста популярности стандарта Blu-ray на 2009 год аналитики оценивают очень высоко, даже несмотря на экономический кризис.
Начать с того, что на выставке CES 2009 количество анонсов новых Blu-ray плееров просто "зашкалило" – 18 производителей объявили свои Blu-ray новинки, при этом 11 новых плееров обладают функцией BD-Live для подключения к Интернету и закачки интерактивных дополнений вроде игрушек, трейлеров и новостей.
Производители "электронной начинки" также не дремлют. Крупнейшие производители электроники – такие как Panasonic, Sharp и другие, начали массовый выпуск множества Blu-ray чипов, компонентов и приводов собственной разработки, а это всегда означает скорое снижение розничных цен на готовые устройства.
По прогнозам Envisioneering Group, продажи Blu-ray в 2009 году превысят показатели 2008 года как минимум в пять или шесть раз.
Прогноз ассоциации производителей бытовой электроники - Consumer Electronics Association, выглядит ещё более решительно: по этому прогнозу продажи Blu-ray техники в 2009 году могут составить $1,3 млрд. и впервые опередят продажи DVD продукции, которой пророчат обороты на уровне $1,2 млрд. Впрочем, цифры эти в некоторой степени лукавые. Ибо при нынешних ценах на Blu-ray диски и средних ценах на DVD фильмы можно только себе представить, насколько Blu-ray дисков будет продано меньше в количественном отношении.
И всё бы ничего, да на горизонте сгущаются тучи новых стандартов…
Blu-ray? Старьё! Даёшь Blu-ray 2.0 и 3DTV!
Стр.2 - 3DTV, Hi-Fi
Blu-ray? Старьё! Даёшь Blu-ray 2.0 и 3DTV!
Экспонаты январской выставки CES 2009 дали нам полное представление о новом поколении видеотехнологий, разработкой которых занимались многие мировые лидеры по производству бытовой и компьютерной техники. Речь о технологиях показа 3-мерного изображения.
Так, компания NVIDIA представила комплект GeForce 3D Vision, позволяющих с помощью специальных очков играть в реалистичные 3D игры и просматривать 3D фильмы на экране монитора или телевизора.
Мне впервые удалось опробовать NVIDIA GeForce 3D Vision задолго до официального январского анонса технологии, поскольку впервые система была продемонстрирована ещё в сентябре на конференции NVISION08, о чём было упомянуто в нашей статье
NVISION08: будущее - за визуальными вычислениями. Более того, в ближайшее время – ещё до начала розничных продаж NVIDIA GeForce 3D Vision мы постараемся подробнее ознакомить наших читателей с этой интересной технологией в отдельной статье-тестировании.
Однако в рамках CES анонсом компьютерной 3D технологии от NVIDIA дело не ограничилось. Сразу четыре производителя телевизоров - Samsung, Sony, LG и Panasonic, представили свои новейшие разработки в области, которую нынче по аналогии с HDTV всё чаще называют
3DTV – 3-мерное ТВ.
Очевидцы презентаций говорят об ошеломляющем эффекте от просмотра HD видео на экране крупного 3D телевизора. Полагаю, такие впечатления памятны всем, кто хоть раз посещал 3-мерный кинотеатр. И вот, похоже, технологии 3D видео созрели до появления в наших гостиных.
3-мерные телевизоры, кстати упомянуть, уже поступают в розницу в некоторых странах мира. Из производителей, уже начавших розничные продажи ТВ с поддержкой режима 3D, можно упомянуть Mitsubishi, Phillips, Samsung и Sharp, ряд других компаний заявил о планах начала продаж 3DTV с конца 2009 года – начала 2010.
Свою 3D технологию в рамках CES 2009 также представила Sony. Пока что компания не говорит ничего конкретного о сроках коммерциализации своей разработки, хотя, судя по контенту, под который на CES 2009 демонстрировалась технология 3D компании – например, игра Gran Turismo Prologue на PS3, вполне может статься, что продвижение своих 3D разработок компания Sony начнёт по традиции сразу по нескольким фронтам.
Одним из инициаторов скорейшей стандартизации и перехода к массовому использованию 3DTV выступает компания Panasonic. По мнению представителей компании, вполне реально закончить разработку стандарта в 2009 году и приступить к массовому выпуску продукции уже в 2010 году. Для этого понадобится всего лишь переработать схемотехнику современных Blu-ray чипов с целью декодирования H.264 с поддержкой нескольких углов зрения и обновить прошивки у ряда уже выпускаемого оборудования.
Однако оптимизм Panasonic поддерживают далеко не все. С учётом нынешнего торможения рынка и сложностей, связанных с переходом ориентировочно в 2010 году на поддержку Blu-ray 2.0, многие аналитики сходятся во мнении, что если стандарт 3D видео и будет разработан в ближайшем будущем, то скорее всего не ранее 2011. И даже к 2011 году не факт что все "киты" индустрии сойдутся в едином порыве с разработкой единого стандарта. Вспоминая предыдущие "войны стандартов" – давешний Betacam vs VHS и совсем свежий пример с Blu-Ray vs HD-DVD, нет никакой уверенности в том, что компании смогут сразу договориться об общей стандартизированной платформе.
Основная проблема здесь – в множестве различных методов получения стереоскопического изображения. Сейчас продвигаются две ключевые методики с применением очков. Первый метод – с использованием очков с поляризационным напылением. Главный плюс метода – "пассивные" недорогие очки без всякой электроники, главный минус – необходимость 3DTV или 3D монитора с двойным разрешением, поскольку оба изображения показываются одновременно. Второй метод – чередование кадров с высокой частотой смены кадра (60 Гц в ЖК мониторах и ТВ, 120 Гц в новых 3D моделях, при этом 60 кадров в секунду показывается для правого глаза и 60 кадров для левого), типичный для многих современных 3DTV и 3D мониторов.
Лично я вполне готов смириться с необходимостью одевать очки для просмотра 3D передач. По крайней мере, 3D телевизоры с очками в любом раскладе будут стоить на порядки меньше чем 3D голографические телевизоры. Есть, правда, интересные "безочковые" разработки, например, технология Phillips WOWvx, тонкоплёночная технология 3M и разработка Toshiba. Однако разговоров о принятии этих разработок в качестве стандарта пока не слышно.
И наконец, два самых животрепещущих вопроса – цена и доступность 3-мерного контента. Ценовой вопрос, по мнению многих аналитиков, вряд ли станет серьёзной помехой на пути внедрения 3-мерного телевидения. К примеру, продающиеся сейчас 3-мерные телевизоры Samsung и Mitsubishi обходятся покупателям в $1000 - $2800, что сравнимо с ценами на модели без поддержки стерео с аналогичными диагоналями.
Гораздо сложнее с 3-мерным контентом. Откуда взяться интересному 3-мерному видео? Доступных 3D видеокамер пока не обещал ни один производитель. Это раз. Телестудии и киностудии, конечно же, занимаются выпуском 3-мерных фильмов, но о массовости пока говорить вряд ли приходится. Это два. Что прикажете делать заядлым киноманам, которые совсем недавно с сожалением распрощались со своими с трудом собранными коллекциями на кассетах VHS, сейчас с сомнением подумывают куда девать коллекции на DVD в преддверии массового Blu-ray. Это три.
И, наконец, весь архив классики. Согласитесь, одно дело – сделать чёрно-белого шедевра "Касабланка" цветную версию (труд, кстати, титанический, но вполне понятный), и другое дело – сделать "плоский" фильм "выпуклым". Вот в это верится меньше всего. Хотя, если Голливуд всерьёз возьмётся за работу – глядишь, лет через пять-десять уже будет смысл задуматься о новом 3D телевизоре. Тем более что "старый" 2-мерный, но вполне себе цифровой телевизор пока что не устарел и вполне всем устраивает.
Старый добрый Hi-Fi
Про звук в последнее время говорить стало как-то не принято. Такое впечатление, что в области звука электроника достигла максимальных вершин, выпущены самые 8-канальные звуковые карты, самые бескислородные кабели, самые "прозрачные" усилители, самые-самые колонки…
Разумеется, всё не так. С точки зрения массового потребителя – да, действительно, ситуация на рынке близка к идеальной, доступно всё – от грошового плеера до DVD Audio плеера, от пластиковых колонок до аудио мониторов за десятки тысяч долларов.
И всё же последнее слово в разработке идеально звучащей акустики ещё не сказано. Остановлюсь лишь на одной новой разработке компании Sony - по той причине, что совсем недавно Москву посетили представители R&D центра Sony, расположенного в Великобритании, и мне вживую удалось пообщаться с инженерами, стоявшими у истоков AV бизнеса Sony и занимающимися разработкой аудио техники на протяжении более 30 лет, послушать звучании этой новинки и оценить её конструктивные особенности "изнутри".
Новейший AV ресивер Sony STR5400ES обладает поддержкой передачи сигнала DSD (Direct Stream Digital) с Super Audio по HDMI; широкополосным оконечным усилителем 3 поколения; выполнен с применением бессвинцовых транзисторов в исходном элементе усилительного каскада и обладает множеством других усовершенствований.
Ресивер STR-DA5400ES оснащен системой Digital Media Port, которая позволяет подключить к ресиверу портативный музыкальный плеер или телефон посредством дополнительных модулей (Bluetooth адаптер) и прослушивать музыку в высоком качестве, например, с плеера Walkman, через акустическую систему домашнего кинотеатра.
Воспроизведение HD видеосигнала осуществляется за счет шести HDMI входов (пять сзади, один спереди) и двух HDMI выходов, что позволяет объединить разные цифровые устройства в одну систему домашнего кинотеатра. Благодаря технологии Faroudja DCDi CIMEMA и двойным видеопроцессорам Faroudja, встроенным в декодер видео, получается качественное видеоизображение с разрешением до 1080р. Декодер также имеет функцию шумоподавления. Поддержка функции Bravia SYNC обеспечивает простое управление телевизором и другими совместимыми устройствами с помощью одного только пульта. Более того, для подключения телевизора к ресиверу необходим всего один кабель HDMI. Существует возможность повышения разрешения видеосигнала со стандартного до Full HD по HDMI.
Шасси ресивера STR-DA5400ES было усовершенствовано за счет внедрения новой конструкции горизонтальной FB-рамы. Вследствие отсутствия задержки усиления низкочастотного диапазона из-за деформирования рамы, достигается высокое качество звучания с ощущением ритма и скорости. Изменения коснулись и системы автокалибровки, благодаря чему процедура настройка акустической системы домашнего кинотеатра упростилась. Теперь увеличена зона настраиваемого звукового поля.
Среди других усовершенствований новинки также стоит упомянуть схему устранения дрожания сигнала H.A.T.S. для HDMI, технологию Digital Legato Linear, 32-разрядное DSD-Ц/А преобразование, выключение двух систем через интерфейс HDMI и многоязычный графический интерфейс системы.
Увы, Hi-Fi перфекционистов и любителей идеального звука – доли процента среди всего населения планеты, и лишь немногие способны по достоинству оценить такие инновации как, например, применение специального бессвинцового припоя исключительно для Sony Audio. А особенность его в том, что переход с обычного "неэкологического" припоя из 40% олова и 60% свинца на "просто экологический" припой, использовавшийся в 2003 – 2006 годах, обычно приводит к жёсткому и искажённому звучанию.
Поэтому в Sony разработали собственный припой для звуковой аппаратуры Sony (на рисунке справа), который позволил уйти от использования исключительно олова (оловянный припой при застывании имеет шероховатую поверхность с выступами и трещинами, искажающий высокие частоты, протекающие преимущественно по поверхности). Бессвинцовый припой Sony состоит из высокоочищенного олова и меди, что
позволяет обеспечить естественное звучание и акустическую атмосферу, которые не существовали даже при использовании припоя со свинцом.
К моему большому сожалению рассказ о HD новинках и тенденциях нового 2009 года на этом придётся закончить, ибо он грозит затянуться до бесконечности.
Основную мысль статьи, надеюсь, мне передать всё же удалось - да, наш современный мир совершенно безумен и многолик. Одному подавай 100-дюймовый экран, желательно стерео, да 500-ваттный сабвуфер под кресло, чтобы встряхивало от взрывов и выстрелов в боевиках; другой бережно сдувает пыль со своего 20-ваттного монофонического усилителя Nakamichi и слушает на нём исключительно Моцарта по нечётным субботам; третий без устали разгоняет видеокарту, память, процессор и всё что только разгоняется в компьютерной системе ради дополнительных процентов производительности; четвёртому достаточно и 15-дюймов с хрюкающими пластиковыми колонками, лишь бы с экрана не пропадал горячо любимый доктор Хаус…
Что на компьютерном рынке, что на рынке бытовой техники встречаются как массовые технологии, так и разработки, рассчитанные на тугой кошелёк или фанатов - тонких ценителей. И если для технологий вроде Blu-ray или 3DTV переход из категории экзотики в категорию массовую лишь дело времени, то некоторые вещи вроде Hi-Fi остаются постоянным стремлением к недостижимому идеалу. Такие дела.