Аналитика

NVISION08: будущее - за визуальными вычислениями

⇣ Содержание
Открытие NVISION08
С горечью сообщаю нашим читателям, что пересказ событий, прошедших в рамках конференции NVISION08, которая давеча состоялась в Сан Хосе, Калифорния, с помощью традиционных журналистских средств передачи информации – фотокамеры, видеокамеры, диктофона и текста дело безнадёжно пропащее. По дороге на NVISION08 думалось что как всегда будет ряд сногсшибательных "железных" анонсов, приуроченных к началу конференции, несколько ключевых выступлений, где серьёзные дяди поведают нам всю правду о будущем; затем состоятся соответствующие мастер-классы и профильные лекции. Словом, в соответствии с традициями подобных конференций. Всё получилось совсем не так. Безусловно, все мероприятия конференции состоялись вовремя, но форма подачи… Журналисты много чего повидали на своём веку и, честно говоря, готовы к разным неожиданностям, но формат и подача событий NVISION08 поразили даже видавших виды. Это было нечто – яркое, многоплановое и в большинстве своём трёхмерное, которое, к сожалению, пока что плохо передаётся современными визуальными устройствами и традиционными средствами интернета. Я, конечно, постараюсь, но увы, это именно тот случай, когда лучше один раз увидеть. Несмотря на значительную насыщенность событий NVISION08 техническими презентациями и докладами, в сегодняшнем репортаже не ставится цель засыпать читателей графиками и спецификациями – в конце концов, репортажный формат для этого не предназначен. Кое-какие технические интересности уже были изложены в наших материалах Один день в калифорнийской штаб-квартире NVIDIA и NVISION08: Audi MMI – 3D-графика в автомобилях будущего. Напротив, сегодня хотелось бы передать нашим читателям ключевые особенности NVISION как такового, и среди ключевых особенностей хотелось бы сразу обозначить две. Во-первых, это совершенно фантастическая атмосфера мероприятия на фоне необычной калифорнийской действительности, что само по себе в диковинку. Во-вторых, железо, софт и другие инновации – это всё, конечно, замечательно, но помимо всего этого на NVISION08 говорили о будущих технологиях, которое скорее всего, придут к нам даже не в следующем году. Говорили не о том, как и даже не когда все показанные чудеса воплотятся в реальность, больше говорили о том, какие невероятные возможности замаячили на горизонте. Вот об этом, собственно, сегодняшний рассказ.
Конференция NVISION08 - это первый опыт компании NVIDIA по проведению всемирного многопланового технического форума. Организация проведения такого события в Сан Хосе, который частенько называют "сердцем" Калифорнийской Кремниевой долины, оказалась весьма удачной идеей. Инфраструктура города отлично продумана для проведения форумов такого уровня, к тому же, как поведали коллеги и местная прессе, мэр города Чак Рид (Chuck Reed) был что называется "двумя руками за" проведение NVISION в Сан Хосе, вполне возможно, в надежде, что со временем это станет традицией. За несколько дней до начала весь город был украшен разного рода "напоминаниями" о предстоящем событии.

Сан Хосе готовится к встрече участников NVISION08
Город Сан Хосе, кстати, потрясающе, фантастически красив и необычен – от множества исторических памятников, сочетающихся с ультрасовременными строениями, до оформления витрин и оформления обычных заборов самыми настоящими картинами современных художников; только недостаток времени не даёт мне возможности со вкусом погрузиться в описание диковинных мест этого удивительного города.
NVISION08: Сан Хосе
NVISION08: Сан Хосе
В любом случае, выбор места для проведения NVISION08 можно назвать большой удачей организаторов.
Что такое NVISION08? Прежде всего, это масштабное компьютерное шоу. Так, в рамках NVISION08 проводился финал Мирового Кубка Electronic Sports World Cup, в котором принимали участие десятки команд со всех уголков земного шара. От России в Кубке принимала участие женская команда Forze.Female, и также мне удалось познакомиться с украинской мужской командой геймеров, в состав которой входили два россиянина. Кстати упомянуть, на NVISION08 были приглашены представители Всемирной книги рекордов Гинесса (Guinness World Record), которые зафиксировали мировой рекорд в категории наиболее массовой и продолжительной геймерской "посиделке" - LAN party.
LAN party
Вот здесь у меня впервые не хватает слов чтобы передать масштабы этого геймерского мероприятия. Не буду сейчас сыпать цифирью квадратных футов, попробую "на пальцах": представьте себе площадку размером с несколько футбольных полей, погружённую в полумрак. В этом полумраке расставлены сотни и сотни игровых компьютеров, за которыми сидят многочисленные геймеры – командами и одиночками, и молотят, молотят врагов на экранах.
NVISION08
Зрелище, надо сказать, феерическое и очень необычное, мне кажется, если где-то и существует ад для всевозможных гадских персонажей компьютерных игр, то он выглядит примерно также – у врагов никаких шансов. В добавок также представьте, что всё это тёмно-фиолетовое многоэкранное поле озвучивается криками и воплями на десятках языков – это шумят многочисленные болельщики, приехавшие на соревнования вместе со своими командами, это переговариваются члены команд, сообща воюющие против виртуальных врагов из команды соперника, это орут тренеры команд, суматошно бегающие за спиной геймеров и подающие полезные и бесполезные советы. Я пытался снять всё это на видеокамеру, но раздумал заливать видеоролик – совсем не то, совершенно пропадает эффект присутствия. С его помощью совершенно не понять, почему, к примеру, даже я, за последние десять лет включавший разве что "Сапёра", вдруг поймал себя на том что кричу во весь голос, подбадривая одну из команд. Это надо видеть. NVISION08 – это огромная выставка различных партнёров NVIDIA, представивших свои последние разработки. Здесь были как хорошо всем нам знакомые имена производителей различной компьютерной электроники, программного обеспечения, автомобилей, так и полузнакомые и совсем незнакомые имена стартапов, показывавших уникальные технологии визуализации трёхмерных объектов, "оживления" компьютерных персонажей и много такого, что мы когда-нибудь увидим на экранах своих компьютеров и которое, возможно, со временем перевернёт наше представление о виртуальных мирах. Вот несколько характерных кадров с этой выставки.
Стенд Antec
Стенд Antec
Стенд PNY
Стенд PNY
Стенд PNY
Стенд PNY
Стенд Zotac
Стенд Tagan
Стенд XFX
Стенд EVGA
Стенд Gigabyte
NVISION08 - это множество знаменитостей, приглашённых принять участие в мега-шоу. Это знаменитые астронавты Баз Элдрин (Buzz Aldrin) и Эйлин Коллинз (Eileen Collins), представившие первый в мире "с нуля" созданный 3D стереофильм Fly Me to the Moon и принявшие участие в кейнотах. Это актриса Триша Хелфер (Tricia Helfer), известная по фантастическому сериалу Battlestar Galactica, принявшая участие в ключевом докладе и давшая фотосессию с раздачей автографов.
Триша Хелфер (Tricia Helfer) на NVISION08
Это знаменитые гонщики NASCAR и другие известные на весь мир личности, специально посетившие NVISION08 для того, чтобы шоу получилось действительно незабываемым. NVISION08 – это анонс новой трёхмерной игровой технологии NVIDIA на площадке GeForce LAN, где каждый желающий с помощью специальных очков, системы и монитора мог приобщиться к действительно объёмному трёхмерному игровому пространству. Кстати отметить, в настоящее время уже более 350 DirectX 9 и 10 игр поддерживают эту технологию без необходимости использования специальных патчей или модификаций системы.
3D очки
NVISION08 – это финал и подведение множества различных конкурсов, проводившихся на протяжении нескольких месяцев до начала события. Например, серия конкурсов NVArt, организованных NVIDIA и CGSociety при поддержке SoftImage.
NVISION08
NVISION08
NVISION08
Работы финалистов одного из таких состязаний по теме Amazing Creatures были вывешены в фойе основного здания проведения NVISION08, и многие участники форума надолго останавливались перед этими творениями, а некоторые даже стали фоном эмблемы NVISION08.
NVISION08
И, конечно, NVISION08 – это многочисленные лабораторные работы и технические презентации, где специалисты и журналисты могли ознакомиться с последними разработками в области визуализации, параллельных вычислений, разработки игр и многого другого.
Даже обычное перечисление всех мероприятий, состоявшихся в рамках NVISION08, заняло бы у меня ещё несколько страниц текста - без иллюстраций. Поэтому, дабы впустую не размазываться "мыслью по древу" и не отнимать внимание читателей событиями, участником которых я был мимоходом, на бегу, лучше расскажу подробнее о ключевом событии Форума – докладе президента, соучредителя и CEO компании NVIDIA Дженсена Хуан (Jen-Hsun Huang). Именно там состоялась, если так можно выразиться, презентация жизненной философии NVIDIA, горизонтов, на которые нынче нацелена компания, а также большинства новых удивительных технологий, впервые представленных именно здесь, на NVISION08.

Мэр Сан Хосе Чак Рид (Chuck Reed)
Ключевое шоу NVISION08 открыл мэр города Сан Хосе Чак Рид (Chuck Reed), выступивший с приветственным словом в адрес организаторов форума и с приглашением провести NVISION09. После этого на экране появился "разогревочный" видеоролик, снятый мной на видео:

Ролик, предшествовавший выступлению Дженсена Хуана на NVISION08
Ролик, разумеется, можно не смотреть, но свою роль - создание определённого позитивного настроя, он превосходно выполнил. Непросто передать приподнятое настроение зала перед появлением на сцене Дженсена Хуана даже с помощью видеоролика, но поверье, заряд позитива был огромный.
Дженсен Хуан на NVISION08
Личность Дженсена Хуана можно смело назвать одной из наиболее харизматичных среди наших IT-современников. Слушать его – одно удовольствие и в менее скромной обстановке. Выступая на NVISION08 Дженсен развернул своё обаяние во всю ширь - да так, что уже через несколько минут стал "заодно" со всем залом, и каждая его шутка дружно подхватывалась одобрительным смехом.
Дженсен Хуан на NVISION08
Возможно, не каждый из наших читателей настолько в ладах с английским чтобы понять детали выступления Дженсена, но опять же, для лучшего восприятия общего настроения рекомендую просмотреть несколько первых минут его выступления:

Вступительная часть ключевого кейнота NVISION08
Соучредитель, CEO и президент NVIDIA Дженсен Хуан (Jen-Hsun Huang)
Интересно отметить удивительно верно принятую тональность и содержание выступления Дженсена: задумай он "продавливать" нас разными цифрами, графиками достижений NVIDIA или разного рода анонсами - безусловно, было бы интересно, но уже не так. Получился бы обычный доклад. Впрочем, всё это лирика, и самое время перейти к рассказу о содержании. А суть его сводится к простому факту – мы стоим на пороге новой эры восприятия окружающей нас действительности. От командной строки, минуя первые простенькие псевдографические интерфейсы и скромное обаяние первых 2-мерных визуальных интерфейсов, мы входим в эпоху таких способов представления виртуальной реальности, о которых пока даже не догадываемся или имеем весьма слабое представление.
NVISION08
Разумеется, всё это требует роста мощности графики, и даже работы графических карт в несвойственной им доселе роли вычислительных средств вроде проекта CUDA, но акцент в выступлении Дженсена ставился не на этом, и мне тоже хотелось бы донести это до наших читателей.
NVISION08
Виртуальная реальность, видимая нами на экранах мониторов, при всём её разнообразии по-прежнему остаётся двумерной, или в лучшем случае псевдо 3-мерной. Первые робкие шаги вроде 3D интерфейса Apple iTunes или всем известного 3D интерфейса Microsoft Vista Aero – лишь первые робкие попытки проникнуть в мир действительной многомерности интерфейсов, которые станут привычным делом совсем скоро. Можно сколь угодно бесконечно разгонять железо и наращивать его мощь, но без перехода на совершенно другой качественный уровень отображения информации всё это имеет смысл лишь отчасти. Забегая в конец презентации Дженсена, я всё же именно сейчас хотел бы привести пример такого интерфейса, уже разработанного, но ещё не внедрённого в массовые ПК. Один из приглашённых на сцену гостей, Джефф Хан (Jeff Han) из компании Perceptive Pixel продемонстрировал нам на что в умелых руках способен виртуальный пользовательский интерфейс с чувствительностью к нескольким одновременным касаниям.
3-мерный интерфейс Perceptive Pixel
Используя 100-дюймовый дисплей и графический интерфейс Perceptive Pixel, реагирующий не только на касания двух рук, но и на их взаимосвязанное перемещение, Джефф продемонстрировал нам потрясающие возможности. Такие как перемещение по картам Google Maps с одновременным открытием поисковой строки и поиском адреса Дженсена для "наведения" на нужную карту; возможность работы сразу с несколькими рабочими окнами, ряд которых можно на время "оставить в покое" и сосредоточиться на ещё одном, новом; возможность вырезать фрагмент изображения (например, часть фото Дженсена) и заставить его двигаться и изгибаться по заданной траектории, и многое другое.
3-мерный интерфейс Perceptive Pixel
Верите ли, после такой яркой демонстрации возможностей графического интерфейса будущего использование привычной мышки кажется безвкусной убогостью. Честно. Именно убогость современных средств ввода и управления информацией можно назвать узким местом современных компьютеров, в то время как вот такие мультисенсорные системы ввода, которые в перспективе также обещают превратиться в 3-мерные, открывают совершенно другие возможности для общения с вычислительной техникой. Подозреваю, мы пока даже не в состоянии до конца представить все возможности таких интерфейсов.
3-мерный интерфейс Perceptive Pixel
Не исключено что многогранность и глубину их возможностей мы сможем оценить лишь по мере внедрения таких интерфейсов (сколько лет прошло с момента изобретения multi-touch сенсорных панелей и всего лишь сравнительно недавно их преимущества были впервые толком реализованы в Apple iPhone!). Со временем возможности таких интерфейсов далеко перешагнут то, что продемонстрировал Том Круз в Mission Impossible III. Будет замечательно, если такие сверхновые и мегаполезные разработки не оказались эксклюзивным приобретением военных, но поскорее появлялись в наших ПК – сначала в качестве дизайнерских high-end штучек, а со временем и в качестве штатного графического интерфейса бытовых систем.
3-мерный интерфейс Perceptive Pixel
Вернёмся к выступлению Дженсена Хуана. Визуальные вычисления с помощью современных GPU – краеугольный камень нынешних технологий, движущих индустрию. В качестве одного из ярких примеров использования компьютеров для вычислительных возможностей Дженсен привёл проект Стэнфордского Университета - программу распределённых вычислений Folding@home, благодаря которой учёные изучают поведение протеинов для разработки механизма борьбы с болезнью Альцгеймера и многими разновидностями рака. В настоящее время проект Folding@home использует простаивающие мощности порядка 2,6 млн. ПК во всём мире, что позволяет добиться суммарной вычислительной мощности около 288 терафлопс. В ближайшие месяцы появится новая версия Folding@home, основанная на использовании простаивающей вычислительной мощности графических чипов GeForce с помощью технологии CUDA. При загрузке GPU участников проекта учёные рассчитывают достичь вычислительной мощности порядка 1,4 петафлопс, что примерно в пять раз превышает возможности всех CPU, задействованных ныне в проекте Folding@home. Следующий пример использования современных визуальных вычислений был представлен Петером Стивенсоном (Peter Stevenson) из Realtime Technologies (RTT), применяющих технологию трассировки лучей для разработки новых автомобилей. В качестве примера в реальном времени была показана разработка цифрового прототипа новой модели Lamborghini.
Петер Стивенсон (Peter Stevenson) из Realtime Technologies (RTT)
Пока что подобная технология проходит процесс адаптации для автомобильной и аэрокосмической промышленности, но в перспективе может быть масштабирована для разработки любой продукции – от сотовых телефонов до тапочек. Индустриальный дизайн – та область, где необычные и быстрые real-time технологии визуализации востребованы в первую очередь. Ещё одна отрасль индустрии, где давно мыслят 3-мерными категориями – это виртуальные миры многопользовательских онлайновых игр (MMO). Однако и здесь – казалось бы, в достаточно привычной среде, есть куда стремиться и над чем работать. Приглашённый на сцену Тайхун Ким (Taehoon Kim), соучредитель южнокорейской компании Nurien Software, продемонстрировал просто потрясающие возможности новой MMO-игрушки с отличной 3-мерной графикой, удивительными возможностями "одевания" моделей, программирования их внешности и даже моделей поведения.
Тайхун Ким (Taehoon Kim), Nurien Software
Так, в качестве демонстрационной модели был выбран персонаж… самого Дженсена. Его последовательно приодели, слегка "омолодили", научили двигаться, танцевать и общаться с другими персонажами. Только представьте что в это время творилось в зрительном зале… эффект от демонстрации был потрясающий, успех оглушительный, надо было видеть как смотрел Дженсен на эволюции своего аватара.
Nurien Software
Впрочем, это было лишь начало. Дальше посредством размножения персонажей MMO-игра превратилась в самую настоящую социальную сеть, где 3D аватары слушали музыку, танцевали, общались друг с другом. Только представьте себе свой собственный блог, где ваш оживший объёмный персонаж беседует с "френдами" – здесь главное вовремя ограничить полёт своей фантазии.
Nurien Software
Виртуальные миры хорошо перекликаются с технологиями, которые со временем будут применяться для расширения эффекта присутствия на крупных спортивных мероприятиях. Эксперт Марв Вайт (Marv White) из Sportvision показал нам несколько эффективных демонстраций новой технологии, благодаря которой из пассивных зрителей мы со временем превратимся чуть ли не в участников спортивных состязаний.
Марв Вайт (Marv White) из Sportvision
Разумеется, никто не позволит нам забивать мяч в ворота вместо реального футболиста, но присутствовать при этом в реальном времени прямо на футбольном поле или в непосредственной близости от гоночного автомобиля со всеми сопутствующими адреналинистыми эффектами никто не помешает. Не знаю как это всё звучит на словах, но в процессе демонстрации технология выглядела весьма впечатляюще. Ещё одна область применения современных средств визуализации – цифровая фотография. Например, благодаря приложению Photosynth, недавно представленному Microsoft Live Labs и показанному Джошуа Эдвардсом (Joshua Edwards) в процессе презентации, фотограф, используя несколько снимков, получает возможность создать 3D модель любого объекта и затем разглядывать его с любого угла зрения. Или устроить из ряда фотографий объёмный проект с круговым 360-градусным обзором. В качестве примера использования этой технологии была продемонстрирована последовательность создания 3-мерной интерактивной модели Стоунхеджа (Stonehenge). Ещё более впечатляющей была демонстрация объёмного зала Национального Архива США в Вашингтоне с совершенно реалистичной 3-мерной Декларацией независимости США.
3-мерная Декларация независимости США
Следующей демонстрацией, впечатления от которой мне опять никак не передать нашим читателям кроме как на словах, стал показ видеоролика с 3-мерной стереоскопической технологией NVIDIA, для чего каждому из присутствующих в зале были заблаговременно розданы специальные 3D очки. Эффект демонстрации хорошо известного ролика где Медуза превращает в камень очередного охотника за изумрудами в трёхмерном виде имел оглушительный успех - свистит хвоста Медузы у вашего носа и осколки от окаменевшей головы незадачливого охотника, залетающие далеко за вашу спину – согласитесь, сильное впечатление.
3-мерная игра Age of Empires
Впрочем, последовавшая демонстрация игры Age of Empires, полностью конвертированной в стереоскопический 3D вид под системы на базе GeForce произвела не менее сильное впечатление: только представьте, как реалистично курится дымок из труб, а все эти крохотные персонажи пускают стрелы и камни из своих крошечных баллист, которые, тем не менее, пролетают недалеко от вашей головы… Крепкое зрелище. Финальным аккордом презентации Дженсена стало приглашение на сцену Триши Хелфер (Tricia Helfer) из фантастического телевизионного сериала Battlestar Galactica.
Триша Хелфер (Tricia Helfer)
Именно здесь мне пришлось кусать локти из-за севшего аккумулятора видеокамеры (всё утро перед началом кейнота пробегал в парке за чудо-белкой необыкновенной породы).
Триша Хелфер (Tricia Helfer)
Сначала нам продемонстрировали фрагмент фильма где Триша в роли Cylon #6 даёт команду двум стоящим рядом с ней боевым роботам открыть огонь по какой-то несговорчивой космической публике, от которой в результате остаются ошмётки. Потом был показан первоначальный вид ролика – там Триша общается с пустотой, которая затем была "заполнена" послушными чудо-роботами с помощью компьютерной анимации. Ещё несколько лет назад было фантастикой предположить что подобный уровень реализма компьютерной графики когда-нибудь будет доступен для рендеринга самых высокобюджетных и кассовых голливудских фильмов; сейчас такие технологии позволяют каналу Sci-Fi Channel снимать сериалы чуть ли не в конвейерном режиме. Фантастика становится явью на наших глазах.
В сегодняшний репортаж мной сознательно не включены скриншоты слайдов и подробности о разнообразных технических презентациях форума NVISION08. Принцип создания 3-мерных и стереоскопических объектов и приложений; секреты программирования с технологией CUDA; принципы создания 3-мерных аватаров неземной красоты; завтрашний день 3-мерных технологий разработки автомобильного дизайна и многое, многое другое, о чём поведали на NVISION08, пока что ждёт своего часа на моём винчестере в виде презентаций и записей.
Виртуальные дамочки
Главная мысль, которую хотелось донести сегодняшним репортажем и которую можно назвать в какой-то степени квинтэссенцией NVISION08 заключается в том, что мы находимся лишь у самого истока совершенно новой эпохи представления информации. Виртуальная среда всё дальше отходит от унылой 2-мерности. Каким оно будет, наше 3-мерное виртуальное будущее, пока сказать трудно, но, судя по некоторым представленным сегодня примерам, скучно не будет в любом случае.
Эра визуальных вычислений

Это та самая удивительная калифорнийская белка, которая лишила вас ролика с виртуальными чудовищами.
Белка
Не сердитесь на животное, за умопомрачительные скачки этой пальцелапой белки по пальмам, уникальное скоростное верчение хвостом и уморительные рожицы ей можно простить всё.
Ссылки по теме:

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥