Оригинал материала: https://3dnews.ru/572559

Главные события прошедшей недели. Выпуск 74

Тема, которой мы коснулись пару недель назад, ведя разговор об официальном создании компании GlobalFoundries, нашла свое неожиданное продолжение. Впрочем, помимо GlobalFoundries и AMD, в новом деле участвует ведущий мировой чипмейкер - компания Intel. Вопрос касается лицензионных соглашений между Intel и AMD, продленных в очередной раз еще в 2001 году и позволяющих AMD изготавливать центральные процессоры на основе x86-архитектуры. Претензии Intel сводятся к передаче полученных лицензий третьей стороне - компании GlobalFoundries. Казалось бы, компания AMD является одним из основателей нового чипмейкера, и лицензионные соглашения можно "безболезненно" передавать GlobalFoundries, которая в этом случае может рассматриваться в качестве дочернего предприятия. Однако на взгляд Intel, дело носит иной характер - GlobalFoundries не может считаться подразделением AMD, а значит имеет место нарушение лицензионного соглашения. На данный момент обе стороны пытаются уладить назревающий конфликт мирным путем, по крайней мере, компания AMD сообщает, что Intel дала ей срок в шестьдесят дней для преодоления разногласий. По его истечении ведущий мировой чипмейкер грозит подать иск в суд на своего партнера и конкурента в одном лице. Впрочем, ситуация не является однозначной и простой. В январе 2009 года компания Intel уже предупреждала AMD о возможных проблемах, связанных с созданием GlobalFoundries, которая будет заниматься в том числе и изготовлением x86-процессоров. Основной проблемой в данном случае является слишком малый размер принадлежащей AMD доли в новой компании - AMD владеет лишь 34% акций GlobalFoundries, а значит, последняя не может считаться подразделением AMD. С этой точкой зрения категорически не согласна AMD, которая в весьма резких тонах отзывается об инициативе Intel. Слышны даже обвинения в желании крупнейшего мирового чипмейкера полностью избавиться от своего конкурента на рынке микропроцессоров. Главным доводом AMD остается заявление, что ее доля в GlobalFoundries куда выше указанных 34% - сюда входят и производственные мощности, и персонал, и интеллектуальная собственность. Все эти ресурсы не так давно в полном объеме являлись собственностью AMD, а значит, и GlobalFoundries - не что иное, как ее же собственность. В январе Intel предложила обсудить возможные проблемы, однако результаты переговоров пока не удовлетворили компанию.
 80286.jpg
Один из первых коммерчески успешных x86-процессоров - Intel 80286.
Кажется удивительной относительная мягкость крупнейшего чипмейкера, давшего своему конкуренту около двух месяцев на решение всех проблем. С той же NVIDIA компания Intel особенно не церемонится - когда дело коснулось вопроса о возможности выпуска чипсетов для нового поколения центральных процессоров Nehalem, Intel без промедления передала необходимые документы в судебные инстанции. В случае AMD компания, очевидно, рассчитывает решить вопросы без участия третьих лиц. Эта позиция становится понятной, если вспомнить, что обе компании заключили и постоянно продляют кросс-лицензионное соглашение. Intel передает AMD право на использование x86-архитектуры, но, в свою очередь, использует целый ряд наработок своего партнера-конкурента. Можно отметить хотя бы технологию AMD64, авторство на которую принадлежит AMD, - она была скопирована компанией Intel и использована в ее процессорах, но уже под обозначением EM64T. Другими словами, договоренности об обмене лицензиями взаимовыгодны, и заниматься изготовлением и продажами центральных процессоров без подобного сотрудничества сегодня уже практически невозможно. Относительно мирное развитие событий прогнозирует подавляющее большинство специалистов и экспертов. Интересное мнение выразил аналитик Insight64 Натан Бруквуд (Nathan Brookwood): скорее произойдет столкновение Земли с метеоритом, нежели спор относительно прав на интеллектуальную собственность приведет к остановке серийного изготовления какого-либо продукта. В качестве примера приводится ряд судебных тяжб между Intel и AMD, происходивших в 2001 и в 2005 годах, которые касались как нарушений прав на интеллектуальную собственность, так и отхода от принципов честной торговли. Но ни одно из них не привело к сколько-нибудь значительным результатам - ассортимент и объемы выпускаемой чипмейкерами продукции никак не изменились. По всей видимости, итогом нынешнего противостояния станет внесение определенных изменений в кросс-лицензионные соглашения, ведь как AMD нуждается в патентах Intel, так и Intel жизненно необходим доступ к интеллектуальной собственности AMD.
 nvision.jpg
NVISION'08 - последняя выставка подобного рода?
Закрыв тему взаимного недопонимания AMD и Intel, перейдем к не менее интересному сообщению, не добавляющему, впрочем, оптимизма. Согласно официальному заявлению NVIDIA, компания решила отменить ежегодную конференцию NVISION'09, возможно, заменив ее менее крупным мероприятием. Причиной такого решения калифорнийской компании стал мировой экономический кризис, который, по опасениям NVIDIA, вынудит большинство давних партнеров отказаться от поездки на NVISION'09. Более благоразумным решением стало бы проведение специализированного мероприятия, на котором будут освещаться вопросы, связанные непосредственно с графическими процессорами и решениями на их основе. В каком формате пройдет новая конференция, пока не сообщается, однако нет сомнений, что столь значительного внимания, какого удостаивалась NVISION'09, оно не получит. Впрочем, проблемы с проведением конференции наметились уже давно. Это мероприятие не было столь же крупным, как, например, CES, CeBIT или Computex. В связи с этим, большинство разработчиков и производителей предпочитало проводить демонстрации своих новинок на крупнейших IT-выставках. На NVISION же, в основной своей массе, привозили решения, с которыми публика уже была знакома. В таком формате, да еще и в трудные для индустрии времена, проведение столь неоднозначного мероприятия, действительно, не выглядит разумным. В то же время, компания NVIDIA может провести презентацию своих новых продуктов и в рамках более специализированного мероприятия, менее статусного, но и куда менее затратного. Впрочем, если компания NVIDIA пока закрывает только грядущую конференцию, вместо которой планируется провести менее крупное мероприятие, то вот потери компании Qimonda куда как значительнее. Длительный кризис, в котором оказалась отрасль в целом и сам немецкий производитель интегральных микросхем памяти в частности, по всей видимости, приводит к самым печальным результатам. На прошедшей неделе пришло сообщение, что Qimonda значительно снижает объемы выпуска DRAM-продукции. Одновременно с этим, руководство продолжает срочные поиски инвестора, который смог бы вложить средства в спасение предприятия от неминуемого банкротства. Чрезвычайные меры, которые намерена в самое ближайшее время предпринять компания Qimonda, включают в себя практически полную остановку европейского завода по выпуску микросхем памяти, расположенного в Дрездене. При этом работу могут потерять около трех тысяч сотрудников - уже 31 марта конвейер будет полностью остановлен. Компания Qimonda на сегодняшний день является четвертым крупнейшим производителем интегральных микросхем памяти. Однако серьезные проблемы испытывают и другие игроки этой отрасли. Так, совсем недавно о возможном банкротстве заявила компания Spansion, которая и вовсе входит в тройку крупнейших чипмейкеров. Стоит отвлечься от не самых приятных сообщений, связанных с мировым экономическим спадом, и уделить внимание интересным новинкам, представленным общественности на этой неделе. Одно из самых любопытных решений представила компания Fujitsu - Fujitsu Frontech Limited и Fujitsu Laboratories Limited 18 марта официально презентовали первую электронную книгу с цветным дисплеем Fujitsu FLEPia. Разумеется, в данном случае речь идет о так называемой электронной бумаге, то есть дисплее, изображение на котором формируется в отраженном свете. Интересно и то, что за основу устройства была взята собственная разработка компании, а не технология, разработанная сотрудниками компании E-Ink. Цветное изображение в случае Fujitsu FLEPia формируется за счет применения сразу трех слоев ячеек с жидкими кристаллами. При этом устройства могут работать в нескольких режимах: режиме отображения 260 тыс. цветов (задействованы все три слоя ячеек), 4096 цветов (задействованы лишь два слоя), и 64 цветов (задействован единственный слой ячеек). Помимо качества изображения, каждый из режимов работы отличается временем прорисовки изображения, и чем выше количество задействованных слоев, тем более длительное время требуется для обновления дисплея. В случае отображения 64 цветов скорость обновления экрана составляет 1,3 секунды, тогда как при максимальной цветности на перерисовку экрана требуется уже до 8 секунд.
 Fujitsu FLEPia.jpg
Первая электронная книга с цветным дисплеем - Fujitsu FLEPia.
Однако цветной дисплей - не единственное достоинство Fujitsu FLEPia. Разработчики решили оснастить устройство еще и сенсорной системой управления, помимо которой пользователь может задействовать и ряд функциональных "аппаратных" кнопок. Реализована также поддержка беспроводной передачи данных по интерфейсу Bluetooth, возможна и работа с беспроводными сетями Wi-Fi. Интересный момент - компания Fujitsu запустила в работу специализированный web-ресурс, с которого обладатель электронной книги может при помощи самой FLEPia скачать интересующее его издание. Запись информации осуществляется на сменные карты памяти формата SD объемом до 4 Гб. Однако электронную книгу с цветным дисплеем отличает весьма высокая стоимость. Согласно обещаниям разработчиков, модель появится в продаже двадцатого апреля по цене около $1000, продаваться книга будет пока только на японском рынке. Впрочем, Fujitsu лелеет надежду постепенного повышения популярности Fujitsu FLEPia, а здесь уже не обойтись без снижения розничных цен и выхода на новые рынки сбыта продукции. Впрочем, даже выпуск в розничную продажу первой электронной книги меркнет перед достижением компании Terrafugia, а именно, успешным проведением первых тестовых полетов летающего автомобиля Transition. Команда разработчиков рассчитывает в ближайшем будущем начать продажи своих уникальных аппаратов, и успех полетных испытаний позволяет им двигаться дальше к конечной цели - началу продаж Transition. Впрочем, до этого момента еще необходимо провести целый ряд мероприятий, наиболее ответственными из которых станут полеты вдали от взлетно-посадочной полосы. В данном случае, разработчики смогут оценить надежность конструкции в течение длительного полета. Разумеется, многих беспокоят вопросы безопасности подобного рода полетов, а точнее, вероятности предотвращения серьезных травм пилота и пассажиров в случае чрезвычайной ситуации. Летающий автомобиль может похвастать целым рядом уникальных особенностей, которых нет даже у настоящих легких самолетов. Это системы пассивной безопасности, которые сегодня используются в традиционных автомобилях - зоны смятия кузова, бампер и пр. Конструкцией предусмотрены и более привычные для авиации системы, в частности наличие на борту парашютов. При полете на значительных высотах, падение с которых не сможет смягчить ни одна система безопасности, пассажиры могут покинуть транспортное средство.
 Terrafugia Transition.jpg
Испытания автомобиля Terrafugia Transition.
Возможность подниматься в воздух с помощью складных крыльев и безопасно приземляться - одна из сложнейших инженерных задач, с которой столкнулись разработчики. Однако в течение нескольких дней испытаний инженерам удалось доказать жизнеспособность их концепта, и автомобиль был утвержден Федеральным авиационным агентством. В режиме полета вся конструкция приводится в движение пропеллером, крейсерская скорость Terrafugia Transition составляет 185 км/ч, причем запаса топлива в этом случае хватает для преодоления дистанции более 700 км.
Стоимость автомобиля Terrafugia Transition ожидаемо высока - за аппарат придется выложить круглую сумму в не одну сотню тысяч долларов. Кроме того, будущим владельцам придется получить не только водительские права, но и удостоверение пилота, дающее право управлять воздушным судном. Впрочем, у покупателей, способных выложить столь крупные суммы на покупку автомобиля, наверняка уже есть собственный легкий самолет и право управлять им. Остальным же придется оканчивать специализированные курсы.
- Обсудить материал в конференции




Оригинал материала: https://3dnews.ru/572559