Марка Pocket Navigator, как известно, принадлежит российской компании "Мак-Центр", которая не имеет производственных мощностей и сама устройства не изготавливает, заказывая их под своим брендом "на стороне". В случае с навигаторами это совершенно типичная ситуация, так поступает большинство компаний. Но модель PN-K70 - не навигатор, это классический коммуникатор с GPS. И именно в этом качестве он продается под своим изначальным названием - Mitac Mio Explora K70. А в Pocket Navigator он превратился, получив добавление в виде специального ПО, реализующего функции видеорегистратора.
Собственно, это добавление и стало предметом нашего интереса - навигаторы с видеорегистраторами рынку уже известны, а вот коммуникаторов с такой функцией еще не было. Кроме того, на попавшем к нам в руки PN-K70 была установлена тестовая версия навигационной программы "Автоспутник Race", официальная презентация которой еще не состоялась.
По размеру PN-K70 со своим 3,5-дюймовым дисплеем ближе к вымирающему классу "чистых" КПК. Он существенно легче и тоньше своего функционального конкурента - Fujitsu-Siemens Pocket Loox N560. Еще бы, их разделяют четыре года интенсивного прогресса. Но сравнение с Pocket Loox N560 все равно будет корректным - этот КПК был мощным "карманником" с навигацией, на который можно было смонтировать программу-видеорегистратор. Посмотрим, как далеко ушел PN-K70 от N560 и что в нем есть такого, чего не могли делать "карманники" прошлого поколения.
Размер современных сенсорных устройств все производители стараются подогнать к размеру дисплея, благо электроника уже некритична к габаритам и все определяет емкость аккумулятора. У PN-K70 литий-ионная батарея в 1000 мАч довольно компактна.
Тем не менее, создатели пошли на существенное увеличение габаритов, чтобы можно было свободно разместить динамик, микрофон, вторую камеру и качающийся блок из двух аппаратных кнопок. Все это нашло место на передней панели устройства, в результате чего ее площадь увеличилась по отношению к дисплею примерно на четверть.
Сравним: диагональ дисплея составляет 89 мм, а корпус аппарата - 122 мм. У Pocket Loox N560 это соотношение было еще примерно таким же, разница всего в 2 мм. А вот по массе Fujitsu-Siemens проигрывает "Покет-Навигатору" с большим отрывом - 160 граммов против 115! Между тем, для автомобильного применения этот параметр важен не меньше, чем для карманного, поскольку не всякая присоска выдержит на себе избыток веса. Бывает, на очередной колдобине она отрывается от стекла под тяжестью устройства. В этом смысле PN-K70 - образец для подражания, его масса находится на нижней границе достигнутого для 3,5-дюймовых навигаторов. Напомним, что самый легкий навигатор на нашем рынке, LEXAND ST-360, весит 106 граммов.
"Сердце" PN-K70 - процессор Qualcomm MSM7201A с частотой 528 МГц, соседствующий с GPS-приемником SiRF Star III. Это не самый современный тандем, N560 тоже комплектовался SiRF Star III, а процессор был даже мощнее - Intel XScale PXA272 с частотой 624 МГц (в описаниях везде указывалась именно эта частота, хотя в технических спецификациях на процессор Intel указала 520 МГц). Но в Qualcomm интегрировано множество интерфейсов и модулей, таких как Wi-Fi и Bluetooth, которые в N560 реализовывались отдельными микросхемами. Зато на Intel XScale PXA272 можно сделать USB-хост, а на Qualcomm - нельзя.
Информация о наличии в PN-K70 приемника SiRF Star III взята нами из официального описания устройства, но на самом деле оно вызывает определенный скепсис. Дело в том, что в Qualcomm MSM7201A уже интегрирован GPS-приемник, необходимости во внешнем чипсете нет никакой, достаточно антенну подсоединить. Интегрирование GPS-One - вообще "конек" Qualcomm, эта технология разработана самой компанией и позволяет в случае недоступности спутниковых сигналов осуществлять позиционирование по вышкам CDMA. Кроме того, в чип Qualcomm встроены и другие модули, как то GSM/EDGE, UMTS/WCDMA и устройства управления фото- и видеокамерами. Вообще, Qualcomm MSM7201A это комбинированный чипсет, где основной процессор ARM11 работает на частоте 528 MГц, а сопроцессор ARM9 - на 256 MГц. Разумеется, он заведует и всеми прочими функциями коммуникатора, включая телефонные. Так что вопрос о конструкции GPS-приемника в PN-K70 для нас остается открытым (самостоятельно разбирать устройство в отсутствие профессионального инструмента мы не рискнули).
Но главное в сравнении с Pocket Loox N560, конечно, в том, что у аппаратной платформы PN-K70 существенно меньше энергопотребление, как минимум, в два раза. Экономии энергии способствует и меньше разрешение экрана - 400х240 против 640x480 у Fuji. Поэтому даже с не самой емкой батареей "Покет Навигатор" в наиболее энергозатратном режиме - видеосъемке - способен продержаться более часа.
На торцах PN-K70 расположились кнопки "быстрого позиционирования" и управления камерой, рычажок "джог-диал", гнезда mini-USB, внешней GPS-антенны (оба прикрыты хлипкими крышечками, которые наверняка долго не продержатся) и раскладного металлического пера.
На тыльной стороне расположился объектив 3-мегапиксельной камеры, изящно вписанной в "зеркало", и решетка "громкоговорящего" динамика.
В целом, аппарат похож на типичные модели HTC, разве что полегче.
PN-K70 работает под управлением Windows Mobile 6.1, и кроме GSM также поддерживает 3G в варианте UMTS. Стандарт CDMA, несмотря на возможности процессора, не поддерживается, и слота для соответствующей карты нет. А жаль, в "двухкарточном" исполнении этот коммуникатор выглядел бы еще привлекательнее.
Комплектация коммуникатора стандартна: USB-шнур, плохонькие наушники, диски с инструкциями и дополнительным ПО, сетевой зарядник, а также кронштейн для крепления на стекло автомобиля и отличный фланелевый чехольчик для самого устройства.
Для того чтобы вставить SIM-карту и карту памяти (microSD), нужно аккуратно отделить нижнюю крышку от корпуса. Специальных зацепов для этого нет, придется пользоваться углублением в нише для держателя ремешка. При неосторожности можно и поломать крышку или ее крепления. Еще проще их поломать при обратной процедуре - установке на место. Защелок шесть, все они хлипкие и требуют бережного обращения. А если не защелкнуть хотя бы одну, то аппарат уже не влезет в автодержатель. Более того, в этом случае владелец гарантированно потеряет стило.
Автомобильный кронштейн предельно компактен, его удобно хранить в "бардачке". Если задняя крышка ровно стоит в своих креплениях, то защелкивание коммуникатора в кредл трудностей не вызывает. Фиксатор присоски тоже выше любых похвал. Редкий навигатор может похвастаться таким приятным в обращении кронштейном.
Программа-видеорегистратор, идущая в комплекте с PN-K70, называется AutoDVR v.2.1. Она разработана российской фирмой "Центр визуальных технологий", несколько лет тому назад впервые предложившей такое решение для первых "карманников" с камерами. До сих пор ПО AutoDVR распространялось независимо от производителей "железа", случай с PN-K70 - первый опыт предустановки. Отдельно программу купить можно пока только на сайте, стоит это около 500 рублей (точная цена зависит от способа оплаты), так что тысячерублевая разница в цене между Mio Explora K70 и Pocket Navigator PN-K70 как раз составляет сумму цен двух программ - AutoDVR и "Автоспутника".
AutoDVR записывает видеопоток в выделенную область на карте памяти. Видеопоток в данном случае - это последовательность кадров в формате MJPEG, так называемое покадровое сжатие. Кроме небольшого размера итоговых файлов, MJPEG выбран еще и потому, что дает более разборчивую картинку на стоп-кадре, чем скриншот с потокового видео того же разрешения. Запись автоматически делится на маленькие "порции" размером 25 MБ. Это сделано для того, чтобы в случае аварии с уничтожением видеорегистратора не потерять всю запись, а только текущий фрагмент. Это такой паллиативный выбор между потоковым сигналом, который в случае обесточивания теряется весь, и покадровым, в котором в промежутках между кадрами может уложиться целая авария (не говоря уже про мелькнувший на высокой скорости дорожный знак или сигнал гаишника). При воспроизведении на самом устройстве MJPEG-файл почти не отличается от настоящего видео, рывки сглажены и незаметны. Воспроизведение на компьютере с хорошим монитором более мучительно, "рывки" уже откровенно мешают. Но ведь мы записываем эти данные не для уютного семейного просмотра, правда?
Очень полезной является возможность записать в MJPEG-файл данные о пути - текущую скорость, дату, время и координаты. Такая информация может быть решающей в судебном споре о превышении скорости, например. К сожалению, AutoDVR не записывает звук, что делает видеорегистратор бесполезным в спорах типа "свистел ли гаишник в свисток" и "была ли включена сирена у спецавтомобиля, который ты не пропустил".
Для полноценного просмотра и редактирования видеофайлы с расширением .cpt можно прямо в аппарате экспортировать в контейнер AVI. То есть на ту же карту памяти, и никак иначе. Это нужно иметь в виду при первичных настройках программы, когда указывается максимальный объем отводимой памяти. Если его сделать хотя бы на байт большим, чем половина емкости карты, вся запись уже не экспортируется. Реально же нужно еще меньше, с учетом установленных на карту других программ и некоторого увеличения объема записи при экспорте в AVI. Мы сочли разумным выделить на гиговой карточке 290 Мб.
Этого хватит примерно на полтора часа записи, после чего начальные фрагменты начнут удаляться, а их место будут занимать новые файлы. То есть главный принцип видеорегистратора - цикличность - здесь в полной мере соблюден.
Прежде чем поехать, нужно настроить видеорегистратор. Проще всего это делать, включив штатную видеокамеру "Покета": по картинке на дисплее легко выбрать нужный ракурс. Долгих манипуляций настройка не потребует: если поставить аппарат ровно и примерно посередине лобового стекла, то захватывать он будет как раз ту область, что нужна для регистрации. То есть дорогу с небольшим смещением "взора" вправо, чтобы в кадр попадали дорожные знаки. Ориентация по вертикали нужна такая, чтобы с запасом было видно разметку перед машиной, облака и верхушки деревьев нам без надобности.
Чтобы "стартануть", нужно в общем меню программы AutoDVR нажать кнопку "Запись", после чего отобразится поле съемки.
Процесс, увы, не мгновенный, на все переключения тратится по нескольку секунд. В поле записи есть две кнопки - "Стоп" и "Свернуть"; последняя нужна для удобного запуска других приложений. Разумеется, AutoDVR может работать в фоновом режиме, но запуск нескольких программ тормозит и видеорегистрацию, снижая скорость записи. На эту скорость может влиять и режим работы самого AutoDVR, например, если выводить на экран весь записываемый поток, то ПО работает с меньшей дискретностью, чем при выводе каждого десятого кадра. Через меню можно вообще отключить предпросмотр через заданное время, что слегка разгрузит процессор.
Вообще-то, настройка угла обзора камеры с помощью другой программы - нонсенс, так быть не должно. Но если пытаться его настроить, пользуясь картинкой самого AutoDVR, то выходит еще сложнее: "картинка" появляется на экране только после активации режима записи. Значит, настроиться можно, только записывая, чтобы потом выйти из этого режима, удалить пробный файл и опять нажать "запись". Интересно, почему создатели не сделали кнопку "запись" прямо в окне с картинкой, где есть кнопка "стоп"?
Нормальный режим - одновременная работа AutoDVR как фона и навигационного ПО - как основного приложения. В устоявшемся ритме все получается нормально, вычислительных ресурсов хватает. Сложности возникают тогда, когда нужно быстро переключиться между программами или, не дай бог, запустить что-то еще. PN-K70 начинает откровенно "тупить" и, если не закрыть одно из приложений, манипуляции с другими могут стать сущей мукой. Например, попытки воспользоваться встроенным интернет-браузером нам пришлось отложить навсегда.
К сожалению, оба "нештатных" ПО этого коммуникатора не обучены взаимодействию между собой на самом элементарном уровне. Например, чтобы из "Автоспутника" зайти на секундочку в AutoDVR, посмотреть, идет ли запись, а потом вернуться в навигацию, нужно проделать абсурдно много манипуляций - войти в меню "Автоспутника", нажать "выход из программы", в выпадающем меню выбрать "свернуть", потом из общего меню выбрать значок AutoDVR, дождаться, пока он восстановит картинку, потом нажать "свернуть"... А вот если бы была возможность "повесить" ярлычки не на рабочий стол, а в поле каждой из этих программ, то все упростилось бы до одного-двух кликов.
Для проверки мы выбрали максимально возможное качество картинки. При этом программа AutoDVR все время работала параллельно "Автоспутнику", что нам кажется наиболее типичным вариантом использования для среднестатистического пользователя.
Увы, даже в максимальном качестве дорожные знаки различаются с большим трудом, чаще - не различаются вовсе, причем даже самые крупные из них, с указаниями названий населенных пунктов. Но понять, где границы населенных пунктов - можно. Конечно, не идет речи о том, чтобы прочесть номерные знаки автомобилей. Однако разметка читается превосходно, без вариантов и толкований. Столь же хорошо определяются и марки машин. От скорости автомобиля, кстати, "читаемость" различной дорожной символики практически не зависит. Не сильно ухудшается разборчивость и в темное время суток, разметка и основные элементы окружающего пространства хорошо видны в свете фар. Легкая кратковременная засветка наступает, когда едущая впереди машина включает стоп-сигналы или едущая навстречу "моргает" дальним светом. Но процессор быстро корректирует эти неприятности.
А вот с дорожными знаками ночью совсем беда. Если днем видны хотя бы их контуры и расцветка, то в темноте, в боковом свете фар, знаки превращаются в невнятные пятна.
Скорость "пишется" с ощутимой задержкой, и в этом нет вины коммуникатора, это особенность всех общедоступных GPS-приемников. По ощущениям, инерционность составляет 2-3 секунды. Но ведь судья не обязан знать про это, правда? Равно как и про то, что при движении под уклон GPS показания скорости занижает. Данные, кстати, на изображения накладываются удачно, не мешая восприятию дорожной ситуации. Но все равно плохо, что нет возможности писать их в отдельный файл, чтобы при необходимости синхронизировать. И не надо говорить, что это уже будет видеомонтажом и в суде "не прокатит". Судья ведь не обязан знать про такую особенность этого ПО!
Быстро выключить программу видеорегистрации тоже не получится, для этого нужно повторить вышеназванные манипуляции со сворачиванием "Автоспутника". А теперь представьте, что случилась авария, вы в шоке, но нужно собраться и начать эту идиотскую процедуру: "меню" - "закрыть" - "свернуть" - ... Если этого не сделать, то есть риск потерять картинку аварии, она просто вытеснится более свежей записью! Нужно, нужно программистам додумать межпрограммное взаимодействие.
Видеорегистратор Pocket Navigator PN-K70 хорошо - в любое время суток и при любой освещенности - записывает маневры относительно дорожной разметки, более-менее пристойно пишет скорость. А это - две основные "лишенческие" статьи КОАП, под которые особенно просто попасть в дальней поездке. И если в Москве гаишники редко "разводят" именно по этим статьям, то в области и далее "разводы" с фальсификацией доказательств приняли системный характер. PN-K70 позволяет таким "разводам" противостоять на переднем крае, не доводя до суда, так как прямо на его дисплее можно показать, что сплошную ты не пересекал. Стационарные видеорегистраторы с более качественной "картинкой" средств отображения, как правило, не имеют и в этом уступают PN-K70. Еще он хорош тем, что монтируется быстро, за несколько секунд. Если поездка нагрянула внезапно, это - лучший вариант. А еще его можно быстро переставить из машины в машину при групповой поездке.
Однако плохое качество "картинки" не позволяет рекомендовать этот прибор как универсальный, на все случаи жизни. Ему не хватает удобства стационарных регистраторов, с их автоматическим стартом, несколькими видеокамерами, записью звука.
Это не новая версия известной программы, а всего лишь модификация старой. Новая версия "АС-5" сейчас тестируется, и ее релиз ожидается через пару месяцев. Пока же - промежуточный вариант, подготовленный при некотором участии известного российского гонщика Бориса Шульмейстера.
Race отличается от "Сити" и "Старта" прежде всего дизайном. Значительно более элегантными стали все экранные символы и значки, интерфейс программы выглядит аккуратнее. Голосовые подсказки, записанные самим Шульмейстером (да-да, это звучит его голос!), стали менее раздражающими и возникают теперь исключительно по делу. Например, раньше для обозначения камеры контроля скорости или поста ДПС "Автоспутник" выдавал неопределенную трель, а сейчас однозначно предупреждает: "впереди камера!" И произносится это с такой интонацией, что нога сама тянется к педали тормоза.
Движок программы не менялся, так что тестировать его на навигационные способности мы не стали. Тем более что не за горами выход "пятерки", с тестовой версией которой мы уже отъездили несколько дней. Ближе к дате презентации нового "Автоспутника" мы еще вернемся к этой теме.