Традиционно, камеры из ценового диапазона «чуть ниже среднего» — это те же бюджетные устройства, дополненные какими-то интересными функциями и возможностями, а в остальном всё остаётся таким же, как и в камерах попроще – дисплей, матрица, органы управления и организация меню. Nikon S5100 — одна из таких камер. Вроде бы и указанный функционал неплох, к тому же заявлено достаточно быстрое время старта, но цена ее уже близка к камерам более высокого класса, да и конкурентов за рекомендуемую стоимость, мягко говоря, немало.
⇡#Технические характеристики, заявленные производителем
Nikon S5100 | |
---|---|
Сенсор изображения | ПЗС-матрица 1/2,3 дюйма |
Эффективное количество точек | 12,2 Мп |
Формат сохранения изображения | Фотокадр: JPEG (EXIF 2.2, DCF) Видео: Motion JPEG |
Размер кадра в пикселях | Фотокадр: 4000x3000, 3264х2448, 2592х1944, 2048х1536, 1024х768, 640х480, 3648х2432 Видеокадр: в формате 720р HD: 1280 x 720,30 кадров в секунду, VGA: 640 x 480,30 кадров в секунду, QVGA: 320 x 240,30 кадров в секунду |
DPOF | Поддержка DPOF |
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте | 100, 200, 400, 800, 1600, 3200 (4000 x 3000), авто (ISO от 100 до 1600), авто с фиксацией диапазона (ISO от 100 до 400/ISO от 100 до 800) |
Конструкция объектива | 7 элементов в 6 группах |
Диапазон фокусных расстояний, мм | 5,0–25,0 (эквивалент формата 35 мм: 28–140 ) |
Максимальная диафрагма | f/2,7–6,6 |
Цифровое увеличение | 2х |
Минимальная дистанция фокусировки, см | 45 (ШУ-положение объектива); 70 (телефото) 2 (макрорежим) |
Диапазон выдержек, с | 1/1500-8 |
Экспозамер | 224-сегментный матричный, центрально-взвешенный |
Экспокоррекция | +/-2 EV с шагом 1/3 EV |
Режимы сюжетных программ | 18 сюжетных режимов (автоматический выбор сюжета, «Портрет», «Пейзаж», «Спорт», «Ночной портрет», «Праздник/В помещении», «Пляж», «Снег», «Закат», «Сумерки/Рассвет», «Ночной пейзаж», «Макро», «Еда», «Музей», «Фейерверк», «Копия», «Освещение сзади», «Панорама») |
Баланс белого | Дневной свет, лампа накаливание, флуоресцентное освещение, облачно, вспышка, ручная настройка, авто |
Встроенная вспышка | Есть |
Режимы вспышки | Авто, Принудительное использование вспышки, Медленная синхронизация, Режим подавления эффекта «красных глаз» |
Диапазон действия вспышки (чувствительность Авто), м | ШУ: 0,5 – 6,0; Теле: 0,7 – 2,5 |
Автоспуск | С задержкой 2/10 с |
Устройство хранения информации | Карты памяти SD/SDHC/SDXC |
Встроенная память, Мбайт | 32 |
ЖК-дисплей | 2,7” цветной ЖК-дисплей, 230 тыс. точек |
Интерфейс | USB 2.0 |
Питание | Литий-ионный аккумулятор EN-EL10 2,8 Втч (740 мАч), до 200 снимков) |
Габариты (Ш х В х Д), мм | 97,1 x 56,9 x 21,6 (без выступающих частей) |
Масса (без учёта аксессуаров), г | 115 |
⇡#Внешний вид и удобство использования
Nikon Coolpix S5100 – это классический ультракомпакт со стандартными размерами и весом, а также привычным размещением органов управления, причём привычным не только для пользователей камер Nikon, но и для всех остальных.
Из металла изготовлена лишь лицевая панель, а тыльная панель и боковая вставка, выкрашенная под титан, сделаны из пластика. Камера выпускается в черном, серебристом, красном, синем, розовом и пурпурном цветах. Качество сборки нареканий не вызывает, а при попытках скручивания камера не прогибается и никаких звуков не издаёт.
Спереди находится объектив, встроенный микрофон, окошко вспышки и лампа подсветки автофокуса, которая также является индикатором автоспуска. Стоит отметить, что она очень яркая, поэтому есть риск ослепить людей еще до срабатывания вспышки. Хотя тут есть и свои плюсы – хрусталики глаз при воздействии на них яркого источника света сужаются, благодаря чему минимизируется эффект красных глаз.
Большую часть задней панели занимает экран, правее которого поместились основные органы управления: клавиша видеосъёмки, клавиши перехода в режим просмотра и съёмки, круглая четырехпозиционная многофункциональная клавиша с клавишей ввода по центру, а также кнопки входа в основное меню и удаления. Большинство клавиш, за исключением двух последних, удобно нажимать даже при работе с камерой одной рукой, а вот для того чтобы добраться до двух нижних клавиш, приходится либо перехватывать камеру, либо держать ее обеими руками.
Сверху находятся лишь клавиша спуска затвора с рычажком управления трансфокацией, а также клавиша питания.
Снизу, кроме привычного отсека установки аккумулятора и ¼-дюймовго штативного разъёма, под резиновой заглушкой расположился разъём microUSB. Размещение не самое удобное, зато на боковых поверхностях никаких разъёмов нет, благодаря чему камера значительно лучше смотрится. Разъём для штатива чёрный, поэтому в сумерках камеру на штатив можно установить лишь на ощупь.
Слева находится небольшой динамик, а справа – массивное ушко крепёжного шнурка.
В камере установлен 2,7-дюймовый дисплей с небольшим разрешением в 230 тыс. точек. По современным меркам это очень скромный результат, к примеру, даже старая и совсем уж дешевая камера Nikon Coolpix L21 оборудована дисплеем с таким же разрешением. Остальные характеристики тоже неблестящие: невысокая яркость, выцветающее под прямым солнечным светом изображение, маленькие углы обзора, особенно если смотреть на экран снизу. Защита дисплея тонкая и установлена слишком близко к матрице, из-за чего даже при слабом давлении на неё на экране появляются белые разводы, а пропадают потом они крайне медленно – до четырех секунд. Интерфейс камеры узнаваем и практически не отличается от меню большинства компактов Nikon. Ниже приведено несколько снимков экрана.
На сайте Nikon описано множество разнообразных режимов обработки и автоматической коррекции, но, как показывает практика, зачастую работа данных функций мало заметна при визуальной оценке. Из особенностей, которые действительно работают, стоит отметить срабатывание затвора по улыбке и индикатор моргания, предупреждающий о закрытых глазах. У последней функции есть два недостатка: во-первых, камера сообщает о моргании уже после того, как кадр отснят (было бы гораздо удобнее, если бы автоматика просто не давала бы сделать снимок при обнаружении моргания), во-вторых, камера считает, что люди в солнцезащитных очках только и делают, что моргают.
«Железные» особенности куда интереснее. Например, тестируемая камера, которую в рознице можно встретить по цене в 4300 руб., позволяет снимать видео в формате 720p, причём возможна постоянная работа автофокуса, а это серьёзный плюс. Но главная особенность камеры в другом – скорость включения и подготовки к работе удивительно высокая, и по этому параметру Nikon S5100 обходит даже самые дорогие современные ультракомпакты, но об этом чуть ниже.
⇡#Съёмка и впечатления от работы
Одна из главных особенностей камеры – быстрое включение и подготовка к работе, о чём сообщает наклейка на корпусе. Камеры Nikon нередко по этому параметру обходят конкурентов, а иногда и вовсе ставят рекорды. Например, для Nikon Coolpix S640 был заявлен феноменальный для компакта показатель в 0,7 секунды, реальный результат при этом был предельно близким к заявленному. Тестируемая камера оказалась чуть медленнее, и на подготовку к работе потребовалось 0,98 секунды, хотя и этот результат существенно лучше, чем показатели основной массы ультракомпактов. Трансфокатор у камеры также довольно шустрый. Для перемещения от края к краю из ШУ в телеположение требуется 0,82 секунды, а в обратном направлении – 0,96 секунды. Замер скорости фокусировки проводился при освещении флуоресцентными осветителями, в качестве объекта фокусировки использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов. Фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера фокусировалась на бесконечность. В ШУ-положении и съёмке с расстояния 30 см камере потребовалось 0,36 секунды, а в телеположении и съёмке с расстояния 1 м на фокусировку было потрачено 0,6 секунды.
В камере предусмотрено пять режимов выбора зон фокусировки. Обычные режимы ничем не примечательны: авто, центр, а также ручной режим выбора одной из 99 зон (матрица 11х9), а вот режимы определения лиц и ведения объекта стоит описать подробнее. Режим определения лиц легко подхватывает одно лицо и удерживает его даже при его быстром перемещении в кадре, главное, чтобы со стороны камеры были видны оба глаза фотографируемого. В случае групповых снимков камера постоянно кого-то теряет, даже если народу в кадре - всего 3-4 человека.
Режим ведения объекта, как ни странно, работает весьма неплохо - камера вцепляется в зафиксированный объект и не теряет его ни при быстром хаотическом перемещении, ни даже при выходе объекта за зону кадра - по возвращении она снова его подхватывает. Конечно, небольших птиц или юрких животных камера «поймать» не может, но всё же данная функция может существенно облегчить процесс съёмки движущихся объектов, например, автомобилей. Но есть одно ограничение – работа возможна лишь в обычном режиме фокусировки.
В настройках экспозиции, кроме функции экспосдвига, пользователю предоставляется возможность выбора одного из двух режимов экспозамера: центрально-взвешенный или матричный. Установка экспопары полностью автоматизирована. При съемке в сложных условиях (например, в солнечный день против солнца или в пасмурную погоду) камера, как и большинство современных компактов, стремится «вытянуть» тени, что приводит не только нарушению экспозиции, но и к выбиванию светлых оттенков цветов, которые становятся белыми. В лабораторных условиях при съёмке тестовой таблицы и освещении парой источников с флуоресцентными лампами отклонение оказалось достаточно невелико и колебалось в пределах +0,13…+0,18 EV, что для компакта вполне неплохо, хотя стоит напомнить, что, например, у прямого конкурента, Casio EXILIM EX-Z350, в аналогичных условиях ошибка не превышала 0,05 EV.
Настройки баланса белого стандартны для компактных камер Nikon - предусмотрено 5 пресетов (дневной, лампа накаливания, лампа дневного света, облачно, вспышка), а также автоматический и ручной режим определения. При естественном освещении автоматика работает неплохо, причём результат не зависит от того, солнечный день или пасмурный, тогда как искусственные источники освещения зачастую заставляют камеру ошибаться, хотя и эти ошибки нельзя назвать критичными. Особенно трудно камере даётся флуоресцентное освещение с высокой цветовой температурой, при котором тестируемая камера заметно «холодит». Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Используемые осветители постоянного света - флуоресцентные лампы с цветовой температурой 6400К. Результаты тестирование приведены ниже.
На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат – полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат – необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие – в градусах Кельвина [Мередах].
Подключение камеры к ПК возможно только в режиме PTP. Замер скорости передачи данных осуществлялся при использовании карты памяти Transcend microSDHC Class 6 с адаптером. Средняя скорость передачи данных с камеры на ПК составила 3,1 Мбайт/с.
Шумы
Для оценки шумности снимков использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со значениями чувствительности от 100 до 3200. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CS5 с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведённом ниже, зелёными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. В качестве оппонентов были выбраны фотокамеры Casio EXILIM EX-Z350 и Olympus FE-5050. Камера Casio оборудована ПЗС-сенсором такого же размера, как и у тестируемого фотоаппарата, а максимальное разрешение снимков составляет те же 12 Мп. Камера Olympus также оборудована ПЗС-сенсором 1/2,3 дюйма, но максимальное разрешение у нее выше - 14 Мп.
Фр 1 | Casio EXILIM EX-Z350 | Olympus FE-5050 | Nikon Coolpix S5100 |
ISO 64 | - | ||
ISO 100 | |||
ISO 200 | |||
ISO 400 | |||
ISO 800 | |||
ISO 1600 | |||
ISO 3200 | - | - |
Фр 2 | Casio EXILIM EX-Z350 | Olympus FE-5050 | Nikon Coolpix S5100 |
ISO 64 | - | ||
ISO 100 | |||
ISO 200 | |||
ISO 400 | |||
ISO 800 | |||
ISO 1600 | |||
ISO 3200 | - | - |
Фр 3 | Casio EXILIM EX-Z350 | Olympus FE-5050 | Nikon Coolpix S5100 |
ISO 64 | - | ||
ISO 100 | |||
ISO 200 | |||
ISO 400 | |||
ISO 800 | |||
ISO 1600 | |||
ISO 3200 | - | - |
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/2,7, 1/8 c, ISO 100
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/2,7, 1/15 c, ISO 200
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/2,7, 1/30 c, ISO 400
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/2,7, 1/60 c, ISO 800
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/2,7, 1/125 c, ISO 1600
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/2,7, 1/250 c, ISO 3200
Также с разными значениями чувствительности была сфотографирована тестовая таблица Munsell ColorChecker. На снимке, приведённом ниже, зелёными квадратами обозначены области кроп-фрагментов.
Фр 1 | Casio EXILIM EX-Z350 | Olympus FE-5050 | Nikon Coolpix S5100 |
ISO 64 | - | ||
ISO 100 | |||
ISO 200 | |||
ISO 400 | |||
ISO 800 | |||
ISO 1600 | |||
ISO 3200 | - | - |
Фр 2 | Casio EXILIM EX-Z350 | Olympus FE-5050 | Nikon Coolpix S5100 |
ISO 64 | - | ||
ISO 100 | |||
ISO 200 | |||
ISO 400 | |||
ISO 800 | |||
ISO 1600 | |||
ISO 3200 | - | - |
Фр 3 | Casio EXILIM EX-Z350 | Olympus FE-5050 | Nikon Coolpix S5100 |
ISO 64 | - | ||
ISO 100 | |||
ISO 200 | |||
ISO 400 | |||
ISO 800 | |||
ISO 1600 | |||
ISO 3200 | - | - |
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/2,7, 1/6 c, ISO 100
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/2,7, 1/13 c, ISO 200
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/2,7, 1/25 c, ISO 400
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/2,7, 1/50 c, ISO 800
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/2,7, 1/100 c, ISO 1600
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/2,7, 1/200 c, ISO 3200
Настроек вспышки немного - возможен лишь выбор одного из немногочисленных режимов работы: принудительный, авто, режим подавления эффекта красных глаз или режим медленной синхронизации. Компенсация вспышки, разумеется, не предусмотрена, поэтому тестовый натюрморт был сфотографирован лишь в одном режиме – автоматическое срабатывание вспышки.
Производителем заявлено, что камера способна фокусироваться в режиме макро с расстояния 2 см, хотя на практике нам удавалось фокусироваться на объекте всего с 15 мм. Тестовые снимки миниатюр все же были сделаны с заявленного расстояния в 2 см, а также, для возможности сравнения, с 10 см.
Съёмка с высокими значениями чувствительности
Один из плюсов камеры — запись видео с разрешением в 1280х720 точек. Кроме того, работа автофокуса возможна не только в покадровом (перед началом съёмки), но и в непрерывном режиме. А вот оптическая трансфокация во время видеозаписи невозможна, предусмотрено лишь цифровое увеличение. В камере установлен лишь один микрофон, да и фильтр понижения уровня шума не предусмотрен.
Пример записи с разрешением 1280х720 точек.
⇡#Источники питания и автономная работа
В Nikon S5100 используется аккумулятор EN-EL10, ёмкость которого стандартна для ультракомпактов начального и среднего ценового диапазона - 2,8 Вт*ч. Производителем заявлено, что при тестировании по методике CIPA заряда хватает на съёмку 200 кадров, но на практике результат оказался существенно выше – 322 кадра. Разумеется, тестирование проводилось не по указанной выше методике, а в обычном режиме использования. Зарядка аккумулятора возможна не только от зарядного устройства, но и от USB-шины ПК, что позволяет пополнить заряд аккумулятора «в поле», например, от ноутбука или от автомобильной магнитолы с USB-портом.
Внешний вид камеры и размещение органов управления вполне стандартны для современной камеры среднего ценового диапазона. Первое, что выгодно отличает Nikon S5100 от конкурентов – скорость включения и подготовки к работе, которая в полтора, а то и два раза выше, чем у большинства современных ультракомпактов. Достаточно высока и скорость автофокусировки, особенно в телеположении.
А вот с точностью фокусировки не всё гладко, в особенности в режиме макро, в котором автоматика упорно пытается переключиться на более удалённые объекты - зачастую приходится указывать зону фокусировки вручную. Экспозамер в лабораторных условиях оказался довольно точным, но вот в реальных условиях при съёмке в пасмурную погоду промахи бывают уж слишком заметными. Автоматическое определение баланса белого также не всегда выдает правильные результаты, хуже всего автоматика работает при искусственном освещении.
Выражаем благодарность украинскому представительству компании Nikon за фотокамеру, предоставленную для тестирования.