Съёмка 3D-фотографий, несмотря на растущую популярность техники для домашнего воспроизведения стереоскопического контента, по-прежнему для многих остаётся занятием экзотическим и малодоступным. Одна из основных причин тому – небольшой выбор подходящих для этих целей фотокамер. Настоящего энтузиаста отсутствие или недоступность «магазинной» 3D-техники, разумеется, не остановит: найдётся способ или объединить две камеры воедино, или снимать стереопару поочерёдно одним объективом. Однако партизанские тропы фанатов – это, мягко говоря, не самые удобные дорожки для любителей комфортной фотосъёмки.
Дефицит недорогих и простых в использовании стереоскопических камер начал понемногу сокращаться в прошлом, 2010 году. Одной из компаний, серьёзно приложивших к этому руку, стала Panasonic, представившая осенью 2010 свой первый 3D-объектив для байонета Micro Four Thirds под названием LUMIX G 12.5mm/F12 (H-FT012E), предназначенный для нового поколения системных камер LUMIX G.
Идея, заложенная в этом решении, очень проста. Вы получаете удовольствие от 2D-фото- и видеосъёмки с помощью своей системной цифровой камеры LUMIX G и имеющегося в наличии соответствующего парка объективов. Когда появляется желание поэкспериментировать с 3D, или на горизонте образовывается сюжет, который, по вашему мнению, получит дополнительную выразительность в объёме, вам нужно всего лишь сменить оптику на компактный 3D-«блинчик».
Установка такого объектива автоматически переключает камеру в режим стереоскопической съёмки, и происходит маленькое чудо: появляется возможность снимать объёмные фотографии аппаратами, изначально для этого не предназначенными.
В начале года компания Panasonic пригласила группу столичных IT-журналистов на легендарную фабрику в городе Гжель Московской области, где на протяжении более шести с половиной веков производят знаменитый на весь мир гжельский фарфор. Именно эта фабрика была выбрана для полевых испытаний возможностей первого 3D-объектива для системных камер LUMIX G. В результате мы смогли составить своё мнение о возможностях трёхмерной съёмки новой техникой, а также побывать в уникальном месте и увезти на память потрясающие снимки и воспоминания.
Вот и всё лирическое вступление, теперь о сути.
⇡#Сменный 3D-объектив LUMIX G 12,5 мм / F12 в теории
Съёмный 3D-объектив LUMIX G 12,5 мм / F12 для цифровых системных камер LUMIX G Micro представляет собой две независимые, соосные и совершенно идентичные оптические системы, вписанные, в свою очередь, в общую оправу с диаметром типичного для системы LUMIX G типоразмера объектива. Одна из токопроводящих площадок контактной группы объектива является своеобразным «3D-флагом», передающим фотокамере сигнал переключения в стереоскопический режим. Стереоизображение, сформированное с помощью двойной оптической системы, поступает на единый сенсор, но далее обрабатывается как стереопара и записывается в файл-контейнер формата MPO (Multi Picture Object) в виде двух отдельных файлов JPEG разрешением 1600х904 пикселей каждый для возможности формирования полноценной 3D-картинки.
Конструкция правого и левого объектива единой системы состоит из четырёх оптических элементов в трёх группах. В результате получилась компактная и чрезвычайно лёгкая 3D-конструкция весом всего 45 грамм.
Ключевые характеристики объектива LUMIX G 12,5 мм / F12 (H-FT012) таковы:
Перед тем как перейти к обсуждению полевых испытаний объектива, давайте расмотрим его сильные и слабые стороны на основании заявленных характеристик, ведь это позволит правильно сориентироваться с допустимыми условиями съёмки и на основании этого получить заведомо ожидаемые результаты.
Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на 5,2х кроп-фактор, полученный в результате компоновки такой системы. По сравнению со «штатным» кроп-фактором системы Micro Four Thirds, который и без того равен 2х, можно сказать, что вместе с объективом LUMIX G 12,5 мм / F12 получившаяся конструкция стремительно приближается к возможностям просьюмерских компактных фотокамер, для которых 5-кратный кроп-фактор — типичное явление.
Кроме того, обратите внимание на диафрагму: F12, фиксированная. Даже для малоопытного фотолюбителя очевидно, что если с 5,2-кратным кроп-фактором «вытянуть» качество картинки помогут чувствительный малошумящий сенсор камеры и качественный процессор обработки изображений, то с такой малой апертурой уверенно снимать можно только на ярком солнце или в студии с хорошим светом. Во всех иных ситуациях, включая любые эксперименты в помещении, понадобится либо штатив, либо вспышка.
Наконец, обращает на себя внимание 10-мм стереобаза объектива, что примерно в шесть раз меньше расстояния между глазами человека. Можно смело предположить, что снимки с ярко выраженным стереоэффектом будут получаться с применением этого объектива лишь на расстоянии не более нескольких метров от объекта съёмки.
Теперь о хорошем. Объектив действительно очень компактный и чрезвычайно лёгкий, ничего не стоит забросить его в сумку или карман и воспользоваться возможностью снять 3D-картинку при подходящих условиях. Фиксированная конструкция объектива гарантирует одинаковую освещённость и чёткую синхронизацию правого и левого кадров стереопары. Вполне приемлемый для 65-мм эквивалентного фокусного расстояния угол обзора 37 градусов позволяет уверенно компоновать кадр, а 10-мм стереобаза даёт гарантию того, что даже крупные планы с множеством деталей не вызовут слишком сильного «разноса» стереопары в запрещённые области и, следовательно, не создадут ситуации с чрезмерным напряжением глаз во время просмотра. Разумеется, если не снимать с расстояния меньше минимально рекомендованного, 60 см.
При съёмке в режиме 3D работает контрастный автофокус и отключаются функции управления автоматической/ручной фокусировкой, настройка диафрагмы, трансфокация, запись видео и ряд других настроек камеры. Кроме сохранени 3D-снимков в вышеупомянутом формате MPO, также есть возможность настроить камеру так, чтобы она записывала на флеш-карту дополнительный фотоснимок одного из каналов в формате JPEG.
Несколько слов о камерах, совместимых со сменным 3D-объективом LUMIX G 12,5 мм / F12 (H-FT012). Первой в этой серии стала Panasonic LUMIX DMC-G2. Для поддержки 3D-режима аппарату необходимо обновить внутреннюю прошивку до версии 1.1 и программное обеспечение PHOTOfunSTUDIO 5.0 HD Edition до версии 1.1 по адресу www.panasonic.ru/support/download.
Кроме того, объектив LUMIX G 12.5mm / F12 также по умолчанию поддерживается такими системными камерами как DMC-GF2 и DMC-GH2.
⇡#Сменный 3D-объектив LUMIX G 12,5 мм / F12 на практике
Сразу и с великим сожалением придётся отметить, что единого стандарта для отображения стереоскопических фотографий на просторах Интернета ещё не придумано. Есть различныпе способы анимации снимков с целью придания эффекта псевдообъёма, например:
Однако этот способ вряд ли можно назвать достойно отражающим стереоскопический эффект, к тому же в случае сохранения в формате GIF число цветов падает до 256.
Также в настоящее время отдельными ведущими компаниями индустрии делаются первые шаги по адаптации интернет-браузеров для просмотра 3D-файлов непосредственно в окне браузера. Наилучшим результатом можно назвать реализацию компании NVIDIA, позволяющую при помощи комплекта 3D Vision с активными очками и технологии Microsoft Silverlight просматривать в окне браузера стереоскопические видеоролики и фотографии со специально созданного для этих целей сайта 3DVisionLive.com.
Наконец, существуют различные проекты энтузиастов. Наиболее известным из них и в какой-то степени наиболее успешным является StereoPhoto Maker, предоставляющий не только средства для редактирования и записи 3D-фотографий, но также специальный плагин для просмотра стереоснимков в браузере.
К сожалению, ни один из этих проектов не может в настоящее время претендовать на статус стандарта в области онлайн-показа стереоконтента. А жаль, ибо при наличии подобных возможностей просмотр результатов 3D-съёмки был бы значительно нагляднее.
Мы представим вашему вниманию 3D-контент по привычной схеме: под JPEG-кадром снимка, уменьшенным до размеров строки, будет располагаться ссылка на исходный стереофайл в формате MPO.
Как было отмечено в самом начале статьи, все снимки в ходе поездки на фабрику по производству гжельского фарфора были сделаны исключительно в помещении при искусственном освещении. Сопоставив это с фиксированной диафрагмой объектива F12, можно сразу предположить, что процент годных несмазанных снимков с нормальным ISO (то есть фактически с приемлемым уровнем шумов) без применения вспышки и штатива был невысоким.
Так оно в целом и получилось. Более того, снимать витрины с многочисленными музейными образцами керамическо-фарфоровых шедевров оказалось сподручнее всё же со вспышкой. Однако кое-что вышло и без неё. Уровень шумов и приемлемые установки экспозиции можете оценить сами.
Как видите, бороться с шумами при ISO800 достаточно проблематично, в то же время диафрагма F/12 другого выбора при такой освещённости не оставляет. Впрочем, на большом экране в стереорежиме даже эта фотография смотрится вполне приемлемо.
Следующая фотография, где видны заготовки миниатюрных гжельских зайцев, сделана уже со вспышкой, но при столь скудном освещении это как раз уместно.
Ещё одна фотография без вспышки: идёт ручной процесс нанесения рисунка на подготовленный и предварительно обожжённый образец.
Эта фотография сделана не 3D-объективом, а обычным штатником, и приведена здесь для иллюстрации технологического процесса: расписанные и покрытые защитной эмалью образцы перед финальным обжигом окунают краями в специальный защитный раствор.
Образцы дореволюционного гжельского фарфора. Вспышка отработала весьма деликатно, кадр получился сочный и хорошими тёмными тонами. Дистанция съёмки близка к тому, что можно было бы назвать "макро", поэтому стереоэффект на этих снимках выражен наиболее ярко.
Пример снимка с выразительным передним планом, разумеется, со вспышкой. Как видите, стереоэффект получился глубокий, но без выхода за разумные пределы запрещённой зоны, 3D-кадр смотрится комфортно, без напряжения.
Наконец, примеры того, как даже с небольшой 10-мм стереобазой 3D-объектива LUMIX G 12,5 мм / F12 можно делать хорошие снимки с передачей глубокого стереоэффекта на расстоянии нескольких метров от снимаемого объекта.
В завершение - несколько особенно понравившихся снимков:
Итого. При очевидно повышенных требованиях к условиям съёмки с помощью сменного 3D-объектива LUMIX G 12,5 мм / F12 можно получать замечательные результаты даже в, казалось бы, совершенно неподходящем освещении. Надо просто обладать необходимой сноровкой и приложить немного усилий.
И ещё одна мысль. На посошок. Уверен, инженерам Panasonic не составило бы труда сконструировать более светлый 3D-объектив для системных камер LUMIX с байонетом Micro Four Thirds. Например, что-то подобное сменной оптике для 3D-видеокамеры Panasonic SD-T750. Но спросите сами себя, готовы ли вы отправиться на прогулку с удобным компактным фотоаппаратом LUMIX G, и при этом носить с собой съёмную оптику габаритами с полулитровую банку?
Впрочем, если брать в расчёт нас, фанатов 3D-съёмки, многие бы неожиданно ответили на этот вопрос утвердительно. Да, я готов носить с собой крупный 3D-объектив, и пусть он будет хоть с литровую банку, если при этом кроме дополнительной светосилы сможет обеспечить… ещё и 3D-видеосъёмку. Там без светлой оптики уже действительно никуда, и в какой-то степени эту мысль можно считать нашим пожеланием разработчикам системы Panasonic LUMIX G Micro на будущее.