Бюджетные гиперзумы — «псевдозеркалки» — появились не так давно, фактически первыми массовыми представителями данного сегмента стали Nikon Coolpix L100 и Olympus SP-600UZ. Обе были оборудованы объективами с 15-кратным трансфокатором, но количество дополнительных функций настроек и возможностей у них было минимально, как и цена. Естественно, чтобы привлечь внимание к обновлённым бюджетным гиперзумам, обоим производителями пришлось увеличивать кратность трансфокатора: в случае Nikon до 21 крат, а в случае Olympus — до 22. Камера Nikon Coolpix L120 оборудована чуть более широкоугольным объективом, а вот Olympus SP-610UZ перешагнула 600 мм рубеж. К сожалению, на тестирование была предоставлена только камера Olympus SP-610UZ, поэтому непосредственно сравнение произвести не удалось, но в ближайшем будущем мы к этому обязательно вернёмся.
⇡#Технические характеристики, заявленные производителем
Технические характеристики | |
---|---|
Сенсор изображения | 1/2,3 дюйма ПЗС RGB |
Эффективное количество точек, Мп | 14,5 |
Формат сохранения изображения | Фотокадр: JPEG (EXIF 2.2, DCF) Видео: MPEG-4 |
Размер кадра в пикселях | Фотокадр: 4288x3216, 3264x2448, 2560x1920, 2048x1536, 1600x1200, 1280x960, 640x480, 4288x2416, 1920x1080 Видео: в формате 720р HD — 1280x720, VGA — 640x480, QVGA — 320x240, 30 кадров в секунду |
DPOF | Поддержка DPOF |
Чувствительность | ISO 80, 100, 200, 400, 800, 1600 |
Конструкция объектива | 13 элементов в 10 группах (Асферические элементы — 4, ED-элементы — 3) |
Фокусное расстояние | 5,0–110,0 мм (эквивалент формата 35 мм: 28–616 мм) |
Диафрагма | ƒ/3,3–5,7 |
Цифровое увеличение | 4x / 88x комбинированный с оптическим зумом |
Диапазон фокусировки | Стандартный режим: 0,1 м — ∞ (широкий угол) / 1,8м -∞ (теле) Макро: 0,1м — ∞ (широкий угол) / 1,8 м — ∞ (теле) Супермакро: от 1 см |
Выдержка, с | 1/2 — 1/2000 сек / < 4 сек (режим ночная съемка) |
Экспозамер | ESP экспозамер, Точечный экспозамер |
Экспокоррекция | +/-2 EV с шагом 1/3 EV |
Режимы сюжетных программ | Портрет, Красота, Пейзаж, Ночная съемка, Ночная съемка с портретом, Спорт, В помещении, Свеча, Автопортрет, Закат, Фейерверк, Кухня, Документы, Пляж и снег, Животные (кошка), Животные (собака) |
Баланс белого | Авто, Облачность, Дневной свет, Лампа накаливания, Флуоресцентный 1 |
Встроенная вспышка | Есть |
Режимы вспышки | Авто, Подавление «красных глаз», Заполняющая, Отмена вспышки |
Диапазон действия вспышки (чувствительность Авто), м |
ШУ: 0,3 — 2,1 м (ISO 100), 6,0 м (ISO 800) |
Автоспуск | С задержкой 2/10 с |
Устройство хранения информации | SD, SDHC, SDXC |
Встроенная память, Мб | 59 |
ЖК-дисплей | 7,6 см (3,0 дюйма), разрешением 230 тыс. точек |
Интерфейс | HDMI, USB 2.0 |
Питание | 4 элемента питания типа AA (LR6) |
Габариты, мм | 107,4x72,6x73,2 |
Масса, г | 405 (включая комплектные источники питания и карту памяти) |
В коробке с камерой обнаруживаются следующие аксессуары:
⇡#Внешний вид и удобство использования
Внешне камера едва заметно отличается от предшественницы. Сразу стоит отметить, что цвет корпуса теперь лишь один — чёрный, тогда как в случае SP-600UZ была доступна и серебристая модификация. Поверхность пластиковых панелей стала более матовой, количество скругленных углов минимизировано. Добавилось несколько рубленых граней, особо заметных в районе клавиши спуска затвора. На тыльной стороне вместо выемки под большой палец появилась резиновая накладка, которая позволяет более надёжно фиксировать камеру.
Кроме того, небольшие изменения претерпели и клавиши управления на задней панели, в особенности стоит отметить круглую четырёхпозиционную клавишу, которая в тестируемой камере вращается целиком, тогда как у предшественницы вращалось лишь кольцо по периметру. К качеству сборки замечаний нет — подгонка деталей идеальная.
Спереди находится объектив и лампа подсветки автофокуса, которая также является индикатором автоматического спуска затвора. Тут же расположена и открывающаяся вспышка.
Большую часть тыльной поверхности занимает 3-дюймовый экран, правее которого находится отдельная клавиша начала записи видео, кнопка перехода в режим просмотра, круглая 4-позиционная многофункциональная клавиша, которая вдобавок ещё и является вращающимся селектором. В ее центре уместилась небольшая клавиша ввода, а ниже находятся кнопки входа в основное меню и вызова системы справки.
Сверху, левее вспышки, расположился монофонический микрофон, который в SP-600UZ был установлен совсем рядом, но на лицевой панели. В правой части находится клавиша спуска затвора с рычажком управления трансфокатором и кнопка питания с индикатором активности. Стоит отметить, что у предшественницы последняя была круглой, а у тестируемой камеры она продолговатая и узкая, к тому же установлена вровень с панелью. Замёрзшими пальцами нажимать её не слишком удобно, но, к счастью, клавиша довольно чувствительна.
Снизу — стандартный набор: отсек для источников питания и карты памяти, а также разъём установки на штатив. К слову, штативный разъём пластиковый, поэтому при неаккуратной установке можно легко сорвать резьбу.
В отличие от предшественницы, у тестируемой камеры на левом боку нет разъёма для подключения внешнего источника питания. Зато тут появился системный динамик, который в камере SP-600UZ был справа.
На правой грани находится лишь одна резиновая заглушка, скрывающая HDMI-разъём редко используемого типа D, а также фирменный разъём подключения USB- и AV-кабеля.
В камере установлен стандартный «олимпусовский» 3-дюймовый дисплей со скромным по современным меркам разрешением в 230 тысяч точек и небольшими вертикальными углами обзора. Впрочем, камера бюджетная, поэтому чем-то приходится жертвовать. Зато в остальном дисплей хорош: горизонтальные углы обзора огромны, качество цветопередачи весьма неплохое, запас яркости солидный и при попадании на дисплей солнечных лучей он остаётся легко читаемым, хотя в таких условиях уже весьма сложно оценить корректность автоматической установки экспозиции. В общем, дисплею можно поставить «четвёрку», но лишь с учётом невысокой стоимости камеры. Защита дисплея, как и прежде, тонкая и легко продавливается до матрицы при нажиме по центру, кроме того, ее поверхность быстро покрывается отпечатками. Интерфейс камеры практически не изменился, и основные различия заметны лишь в режиме просмотра. Для возможности ознакомления с интерфейсом ниже приведено несколько снимков экрана.
Основная особенность камеры — это, конечно же, «дальнобойная» оптика с 22-кратным трансфокатором и перекрываемым диапазоном фокусных расстояний 28-616 мм (в эквиваленте для 35-мм камер), тогда как предшественница могла похвастаться «лишь» 15-кратным, что было уже довольно много. Стоит напомнить, что основной конкурент предшественницы, фотоаппарат Nikon Coolpix L100/L110, покрывал такой же диапазон фокусных расстояний — 28-420 мм, тогда как конкурент тестируемой камеры от Nikon, модель L120, оборудован более широкоугольным объективом с диапазоном 25-525 мм. Ещё один немаловажный плюс SP-610UZ — несколько режимов репортажной съёмки: 10 кадров/с / 17 кадров (с разрешением 3 Mп), 4,8 кадров/с / 15 кадров (с разрешением 5 Mп), 0,92 кадра/с / 3 кадра (с разрешением 8 Mп). Длительность серии фактически ограничена лишь объёмом буфера, но при его заполнении съёмка серии не замедляется, как, например, во всех камерах зеркального типа, а просто прекращается, что не всегда удобно, особенно в режиме обычной, а не скоростной серии.
Ещё одна заявленная особенность — поддержка карт Eye-Fi, но теоретически с картами данного типа должна работать любая современная камера, да и цены на них кусаются, поэтому особой пользы от этой «фишки» пока нет. Заявленный режим 3D-фотосъёмки пока не отличается удобством использования. Создать 3D-снимок что в автоматическом, что в ручном режиме довольно сложно, точнее практически невозможно, ведь соединение двух снимков приходится производить путём совмещения уже отснятого и визируемого изображений. Поэтому данную фишку можно использовать разве что ради развлечения.
Разработчики Olympus не впервые интегрируют развёрнутую справку в свои камеры, но в случае SP-610UZ она уже приобрела законченный вид. Кроме возможности алфавитного поиска, варианты решения проблем при съёмке разделены на подкатегории: поиск по назначению, поиск по условиям съёмки и поиск решения. Справка дополнена системой перекрёстных ссылок, что позволяет в процессе ознакомления с решением конкретной задачи изучить и другие связанные функции — удачная идея, которая поможет начинающим пользователям. В принципе, с такой встроенной справкой инструкция совершенно не нужна. А вот доступной памяти стало меньше — вместо 1 Гбайт всего 59 Мбайт. В принципе, такое изменение вполне понятно, ведь 1 Гбайт по современным меркам — мелочь, а стоимости камере добавляет.
⇡#Съёмка и впечатления от работы
В плане скорости подготовки к работе предшественница тестируемой камеры была довольно неторопливой — на это ей требовалось 3,4 секунды, но SP-610UZ оказалась ещё немного медленнее — 3,7 секунды, хотя в целом для бюджетного гиперзума это нормальный результат. Трансфокатор также оказался немного более медлительным — для перемещения от края к краю из широкоугольного к телеположению требуется 1,94 секунды, а в обратном — 1,99 секунды. Замер скорости фокусировки проводился при освещении флуоресцентными осветителями, в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. Сложность замера заключается в том, что автофокус работает только в непрерывном режиме и отключить данную функцию в меню нельзя, поэтому при наведении на бесконечность фокус блокировался половинным нажатием клавиши спуска затвора, после чего камера наводилась на тестовый натюрморт. В широкоугольном положении при съёмке с 30 см на фокусировку камере потребовалось 0,4 секунды, что более чем на треть быстрее, чем понадобилось предшественнице. В телеположении съёмка велась с минимально допустимого расстояния — 1,8 метра. Первый замер показал удручающий результат — 4,06 секунды, что слишком долго даже для недорогого гиперзума. Конечно, если не блокировать автофокус, то зачастую камера может навестись на объект всего за 0,35 секунды. Видимо, именно поэтому в ней и не предусмотрена возможность отключения постоянной работы автофокуса.
Фокусировка работает в трёх режимах: точечном, лица/iESP, а также в режиме следящего автофокуса. Как и во многих камерах Olympus, представленных в начале 2011 года, которые уже успели побывать на тестировании, к точечному режиму и пресету лица/iESP претензий нет вовсе, ведь автофокус работает довольно точно даже в очень сложных ситуациях. А вот к следящему автофокусу снова масса претензий — захват объекта часто завершается неудачей либо захватывается совсем другая цель, даже при наличии контрастного фона. Если объект захватить и удастся, то продержит автоматика его недолго и потеряет при малейшем передвижении камеры либо самой цели. В общем, в текущей версии прошивки данной функции, можно сказать, нет. В SP-610UZ предусмотрено два стандартных для Olympus режима макросъёмки: макро и супермакро. Первый режим не накладывает никаких ограничений, но съёмка возможна лишь с 10 см, а вот в режиме супермакро съёмка возможна уже с 1 см, но трансфокатор автоматически переводится в позицию 34 мм (в эквиваленте для 35 камер), где блокируется, а использование вспышки в данном режиме невозможно.
Экспозамер работает в двух режимах: ESP и точечном, возможности ручной установки экспопары нет, а пользователь может лишь ввести экспосдвиг в диапазоне от -2 до +2 с шагом в треть ступени. При съёмке тестовой таблицы ошибка экспозамера в режиме ESP при флуоресцентном освещении составляла +0,12…+0,33 стопа, а при галогенном -0,08…-0,15 стопа. Результат в целом неплохой, но не более того, хотя улучшение по сравнению с предшественницей, допускавшей ошибку до +0,66 стопа, заметно невооружённым глазом. При естественном освещении ошибки невелики, но в сложных условиях камера пытается вытянуть тени, даже если функция «освещение теней» отключена. Хотя происходит это не всегда, например, среди приведённых ниже снимков есть пара последовательно отснятых в программном режиме кадров без изменения настроек, но при установке экспозиции автоматика сработала совершенно по-разному.
В настройках баланса белого, как и у большинства ультракомпактов Olympus, нет возможности ручной установки и предусмотрено лишь 4 пресета (солнечно, облачно, лампа накаливания и флуоресцентное освещение), а также автоматический режим. Как и у предшественницы, автоматика камеры не слишком сильно ошибается при естественном освещении, но при искусственном ошибки довольно велики, в особенности тяжело новинке даётся съемка при галогенном освещении.
Традиционное тестирование проводилось при подсветке парой флуоресцентных осветителей с цветовой температурой 6400 К, а также лампой накаливания. Для оценки корректности определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24, которая фотографировалась при автоматическом определении баланса белого. Результаты тестирования приведены ниже.
На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].
Камера подключается к ПК в режимах PTP, USB Mass Storage, а также в режиме прямой печати. Измерение скорости передачи данных осуществлялось в режиме USB Mass Storage для карт памяти Transcend SDHC Class 10. Средняя скорость составила всего 3,34 Мбайт/с.
Шумы
Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в формате JPEG, баланс белого был выставлен автоматически. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CS5 с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведённом ниже, зелёными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. В качестве оппонентов были выбраны Olympus SP-600UZ и Nikon Coolpix L110, которые, как и герой материала, оборудованы ПЗС-матрицей размером 1/2,3 дюйма, но максимальное разрешение у обеих камер на 2 Мп меньше.
Фр 1 | Olympus SP-610UZ | Olympus SP-600UZ | Nikon Coolpix L110 |
ISO 80 | - | ||
ISO 100 | |||
ISO 200 | |||
ISO 400 | |||
ISO 800 | |||
ISO 1600 |
Фр 2 | Olympus SP-610UZ | Olympus SP-600UZ | Nikon Coolpix L110 |
ISO 80 | - | ||
ISO 100 | |||
ISO 200 | |||
ISO 400 | |||
ISO 800 | |||
ISO 1600 |
Фр 3 | Olympus SP-610UZ | Olympus SP-600UZ | Nikon Coolpix L110 |
ISO 80 | - | ||
ISO 100 | |||
ISO 200 | |||
ISO 400 | |||
ISO 800 | |||
ISO 1600 |
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28мм, ƒ/3,3, 1/6 c, ISO 80
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28мм, ƒ/3,3, 1/6 c, ISO 100
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28мм, ƒ/3,3, 1/15 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28мм, ƒ/3,3, 1/30 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28мм, ƒ/3,3, 1/60 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28мм, ƒ/3,3, 1/125 c, ISO 1600
Также с чувствительностью от 80 до 1600 единиц была сфотографирована тестовая таблица Munsell ColorChecker, но только в формате JPEG. На снимке, приведённом ниже, зелёными квадратами обозначены области кроп-фрагментов.
Фр 1 | Olympus SP-610UZ | Olympus SP-600UZ | Nikon Coolpix L110 |
ISO 80 | - | ||
ISO 100 | |||
ISO 200 | |||
ISO 400 | |||
ISO 800 | |||
ISO 1600 |
Фр 2 | Olympus SP-610UZ | Olympus SP-600UZ | Nikon Coolpix L110 |
ISO 80 | - | ||
ISO 100 | |||
ISO 200 | |||
ISO 400 | |||
ISO 800 | |||
ISO 1600 |
Фр 3 | Olympus SP-610UZ | Olympus SP-600UZ | Nikon Coolpix L110 |
ISO 80 | - | ||
ISO 100 | |||
ISO 200 | |||
ISO 400 | |||
ISO 800 | |||
ISO 1600 |
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28мм, ƒ/3,3, 1/4 c, ISO 80
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28мм, ƒ/3,3, 1/5 c, ISO 100
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28мм, ƒ/3,3, 1/10 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28мм, ƒ/3,3, 1/20 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28мм, ƒ/3,3, 1/40 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28мм, ƒ/3,3, 1/80 c, ISO 1600
Камера Olympus в режиме супермакро может навестись на объект уже с 1 см, но в данном режиме оптический зум недоступен, а трансфокатор автоматически устанавливается в положение 34 мм, тогда как в режиме макро таких ограничений нет, вот только минимальная дистанция фокусировки составляет 10 см. Тестовые снимки были сделаны с минимального расстояний фокусировки в 1 см в режиме супермакро, а также, для возможности сравнения, с 10 см в обычном макрорежиме.
Вспышка работает только в трёх режимах: принудительном, авто, а также в режиме подавления эффекта «красных глаз», а вот возможность медленной синхронизации отсутствует. Тестовый кадр был отснят в тёмном помещении при автоматическом режиме срабатывания вспышки.
⇡#Съёмка при недостаточной освещённости
Для оценки возможностей камеры при недостаточной освещённости была проведена съёмка тестового натюрморта при подсветке двумя лампами накаливания, подключенными к сети через реостат, при помощи которого устанавливалось освещение 10, 20, 50, 100 и 200 люкс. Установка баланса белого производилась не по белому листу, как ранее, а в автоматическом режиме.
Съёмка с высокими значениями чувствительности
В режиме видеозаписи камера не особо отличается от недорогих ультракомпактов. Следуя моде, кроме разрешения VGA и qVGA, внедрена поддержка HD (1280х720 точек). Из настроек доступно только наложение цветовых спецэффектов и выбор настройки баланса белого, также возможен выбор режима фокусировки (нормальный, макро, супермакро). Автофокус, как и трансфокатор работают только до начала записи — во время съёмки их использование невозможно. Досадно, ведь основной конёк камеры — это дальнобойный зум, который во время видеосъёмки был бы далеко не лишним. Поддержки современных форматов видео нет, а запись ведётся в MPEG4.
Пример записи — 1280х720 точек.
⇡#Источники питания и автономная работа
Как и у предшественницы, в камере используется не специальный фирменный аккумулятор, а четыре источника питания стандартного типоразмера AA (LR6). Можно устанавливать как щелочные неперезаряжаемые элементы питания, так и никель-металлогидридные аккумуляторы. В комплекте с Olympus SP-610UZ идут щелочные неперезаряжаемые источники питания Panasonic (OEM-поставка). Результат оказался чуть скромнее, чем у SP-600UZ, — 820 против 980 кадров. Впрочем, и это весьма достойно. Тем более, не стоит забывать, что у камер с поддержкой стандартных типоразмеров источников питания есть огромный плюс — вдали от розетки всегда можно использовать недорогой запасной комплект батареек или аккумуляторов.
Итак, изменений в SP-610UZ по сравнению с SP-600UZ не так и много. Претерпела небольшой фейслифтинг внешность камеры, немного увеличился дисплей, слегка модифицирована многофункциональная клавиша — вот, собственно, и все различия во внешности. Интерфейс камеры остался практически неизменным, за исключением буквально нескольких незначительных моментов. Из новшеств можно отметить разве что функцию 3D-съёмки, но она настолько неудобна в использовании, что можно считать, что её нет вовсе.
Основное новшество — это объектив, который стал немного более светосильным на широком угле, а главное, кратность трансфокатора возросла с 15х до 22х. Кроме того, немного улучшена работа автоматики — уменьшились ошибки автоматической установки баланса белого при флуоресцентном освещении (учитывая отсутствие ручной настройки баланса белого и наличие огромного количества ламп подобного типа с разной цветовой температурой, улучшение весьма важное), а также существенно возросла точность работы экспозамера, хотя солидные промахи, как и прежде, случаются.
Выражаем благодарность украинскому представительству компании Olympus за оборудование, предоставленное для тестирования.