Оригинал материала: https://3dnews.ru/612107

Куда идешь ты, ГЛОНАСС? Репортаж с выставки Навитех-Экспо-2011

С 1 по 3 июня в Москве проходит очередная выставка «Навитех-Экспо». Репортаж с предыдущего «Навитеха» мы публиковали ровно год тому назад. Теперь интересно посмотреть, что изменилось в отрасли за минувший год и насколько далеко шагнул прогресс в навигационных технологиях.

Оговорюсь сразу: «Навитех» — мероприятие достаточно камерное и не претендует на широту тематического охвата. Так сложилось за годы проведения выставки и приуроченного к ней ГЛОНАСС-форума, что там демонстрируются в основном технологии, связанные с внедрением ГЛОНАСС. Поэтому «Навитех» естественным образом воспринимается в качестве витрины для отечественных разработок спутниковой аппаратуры и различных решений на её базе. Иностранцы, разумеется, тоже присутствуют, но всегда на вторых ролях, как бы в тени российских «грандов».

Ситуация с «грандами» в этом году из недоумённо-вопросительной стала почти комичной. Дело в том, что все основные направления реализации ФЦП ГЛОНАСС давно и прочно оккупировали структуры, связанные с фирмой «М2М телематика». А с тех пор, как её директор Александр Гурко стал главой федерального оператора — НИС ГЛОНАСС, а сама «М2М телематика» вошла в состав АФК «Система» Владимира Евтушенкова (ему принадлежит «Ситроникс», на заводах которого планируется производить микроэлектронные компоненты для систем ГЛОНАСС), выставка «Навитех-Экспо» превратилась в бенефис одной личности — Александра Гурко. И если раньше компоновкой стендов и их взаимным расположением эта фактическая монополизация ГЛОНАСС не подчёркивалась, то ныне все основные бизнесы НИС ГЛОНАСС представлялись единым блоком, подавляющим и впечатляющим.

Но начну я не с них, а со случайной встречи перед Экспоцентром. Встречи с Евгением Шмелёвым, вице-президентом АвтоВАЗа по техническому развитию, идеологом и куратором проекта оснащения «Калин» и «Приор» встроенными в приборную панель навигаторами с ГЛОНАСС.

Евгений Николаевич сильно торопился на полигон, и поговорить не очень получилось, но, думаю, это знаменательная встреча. Она означает, что Шмелёв реально, неподдельно интересуется новыми навигационными технологиями и настойчивое внедрение их в продукцию завода — не сиюминутная блажь, замешанная на личных отношениях с поставщиком конкретных приборных панелей, а нечто другое. Тьфу-тьфу, боюсь сглазить: а вдруг новое руководство ВАЗа искренне хочет сделать свои машины современными и реально печётся о качестве их оснащения? Представить себе, что прежние бонзы АвтоВАЗа вот так запросто, в одиночку и без охраны посещают не самую профильную для ВАЗа выставку, было решительно невозможно. Значит, и на ВАЗе что-то меняется, да?

Кстати, об АвтоВАЗе. На выставке не было одного из сателлитов «М2М телематики» — фирмы «ГеоСтар навигация», которая поставляет приёмные модули ГЛОНАСС для вышеупомянутых приборных панелей. Показали только один приёмник из серии ГеоС — ГеоС-1М в варианте для SMD-монтажа. Он, одинокий, лежал в претенциозно-ювелирной коробочке на стенде… НИС ГЛОНАСС.

С приёмниками Navstar/ГЛОНАСС (напомню, что именно так их следует называть) в этом году прорыва опять не случилось. Принципиально нового технического решения в виде комбинированного чипа-процессора, не уступающего по параметрам хотя бы Atlas IV и с чувствительностью, позволяющей обходиться без внешней ГЛОНАСС-антенны, пока никто не предлагает. Заявляют многие, но их «вот-вот» длится уже который год. В ходу же пока микросборки (чипсеты), сделанные по топологии в лучшем случае 180 нанометров и с неприличным для современных гаджетов энергопотреблением.

КБ «Навис» наконец-то запустило в серию приёмник NV08C, причём сразу в двух исполнениях — CSM и MCM. Первый отличается от второго металлическим корпусом. Кстати, в прошлом году глава КБ НАВИС Валерий Бабаков обещал, что микросхемы будут печататься в Азии (читай, в Китае), а вот корпусировать их будут в России, в Твери. Сейчас уже о российской сборке никто не говорит, всё делается «за бугром».

Нависовцы говорят, что у них уже всё «на мази»: отработаны технологии производства и тестирования, можно выпускать эти приёмники миллионными тиражами. Однако с декабря прошлого года по сегодняшний день выпущено всего около 40 тысяч NV08C — рынок, видимо, ещё не до конца поверил в своё счастье. Или цена смущает — 800-900 руб в розницу.

Предполагается, что приёмник НАВИСа скоро станет системообразующим в автонавигаторах с ГЛОНАСС. Сейчас КБ ведёт несколько проектов по PND. В частности, совместно с ZTE и «Вобисом» (их навигаторы с ГЛОНАСС были представлены на стенде НАВИСа).

Кроме того, ожидают большой спрос со стороны производителей автомобильной телематики. О гаджетах с навигацией речи не идёт — не те пока габариты.

КБ НАВИС показало несколько собственных изделий на приёмнике NV08C. Одно из них — модуль на плате mini PCI-E с антенной ГЛОНАСС на отдельной микроплате с процессором Intel Atom, соединённой с модулем проводочком. Её можно вставить в любое устройство, в котором есть соответствующий разъём, и получить полноценную навигацию. Рассчитывают, что интерес к этой штуке проявят владельцы планшетников — именно на планшете и демонстрировалась работоспособность устройства.

Другая новинка — внешний USB-«свисток» NV08C USB с приёмником и, опять же, встроенной антенной. Это уже тянет на хай-тек — ГЛОНАСС-антенны в столь миниатюрном исполнении видеть ещё не приходилось.

Оба этих устройства пока далеки от серийного производства — это опытные экземпляры, просто демонстрирующие возможности применения модулей NV08C.

Рядом с НАВИСом расположился стенд непременного участника подобных мероприятий — фирмы «Контент Мастер», отделения «М2М телематики», выпускающее навигаторы Shturmann. Там мне рассказали, что грядёт модернизация функции приёма пробок в их навигаторах, теперь их будут формировать в виде отрезков разной длины, что даст большую свободу управления сервисом. Разумеется, информацию продолжат получать от «Яндекса», считая его поставщиком самых точных данных.

Запущен ряд информационных сервисов, среди которых наиболее интересен показ актуальных цен на бензин на конкретных АЗС. Информация берётся из открытых источников плюс непосредственно от операторов; сейчас их в орбите «Штурманна» около 700.

Но самое главное, навигационная программа Shturmann теперь перестаёт быть строгой принадлежностью одноимённых навигаторов и самостоятельно выходит на рынок. Не для Win CE, её время прошло, а для Android. Соответственно, и купить её можно будет через Android Market. Помнится, при презентации «Штурманна» год назад ребята из «Контент Мастера» утверждали, что коробочных версий у ПО не будет никогда. Что ж, формально они своё обещание сдержали — Android-версия будет распространяться только онлайн. Релиз намечен на 10 июня, но мне уже показали, как она выглядит на реальном устройстве. К сожалению, на первом этапе Shturmann для Android не будет поддерживать портретную ориентацию экрана.

Ижевский радиозавод, в прошлом году показавший «почти серийный» навигатор «Сириус», ныне отчитался: «Уже продаём!»

Ничего нового в аппарате нет — семидюймовый дисплей 800х400, встроенный аккумулятор, встроенная ГЛОНАСС-антенна, приёмник МРП-М7 собственного производства. Изготавливается этот навигатор в Южной Корее, в Ижевске туда только вставляют приёмник, программируют и тестируют. Говорят, что «Сириус» сейчас расходится в количестве ста штук в месяц или около того. Но купить его можно далеко не везде, свободно он лежит на полках разве что в Ижевске и близлежащих регионах. Для глубинки «Сириус» — экзотика, особенно если принять во внимание цену — 12 000 руб. На этом фоне и 100 штук в месяц кажутся успешным результатом.

Фирма «ЕвроМобайл» тоже показала ГЛОНАСС-чип STA8088SAL, совместную разработку Novacom и CT. Обещали его продавать по цене односистемного модуля, правда, не уточнили, какого. Novacom, как известно, производит большую линейку навигационных устройств, поэтому она будет интегрировать этот приёмник в свои треккеры. Но и продавать как самостоятельное изделие тоже собирается. Параметры приёмника можно посмотреть на фотографии. Сроки же запуска в производство мне деликатно не назвали.

В производстве приёмников решило попробовать себя и СОКБ «Вектор», показавшее целый «выводок» под единым брендом NAV.

Точнее, оно только представляет некую группу компаний из… Белоруссии! Которая создана в 1989 году на базе минского радиоэлектронного завода «Интеграл». Сейчас этот завод уже почти не занимается проектированием, но кадры остались. И вот эти «кадры» решили сделать навигационные чипы.

Проектировались NAV в Белоруссии, микросхемы закупаются в Корее и Китае. Опытные образцы собирали в Белоруссии, но при переходе на нормальный тираж всё будут заказывать в Китае. Топология выбрана максимально дешёвая — 180 нм.

Лицензия на NAV-01 продана СОКБ «Вектор», первая серийная поставка ожидается в августе, это будет 200 штук. До конца года планируют сделать целых 50 тысяч.

NAV-01 — это только первый шаг. Планируются сразу версии 02 и 03, они уже есть в «металле». Причём, судя по всему, NAV-02 так и останется опытным образцом, а в серию сразу пойдёт боле совершенный однокорпусной NAV-03, вероятно, в середине следующего года.

Но ещё интересней NAV-04 — это уже не просто Navstar/ГЛОНАСС-приёмник, это телематический процессор, в него встроен тюнер для приёма сигналов цифрового телевидения! Вероятно, именно такое устройство быстрее всего найдёт сбыт среди производителей PND.

Фирма «АвтоФон» показала всю гамму своих радиомаяков, применяемых в целях поиска автомобиля после угона. Это один из немногих стендов на выставке, где не говорили с пафосом о ГЛОНАССе, но который представил абсолютно конкретную потребительскую продукцию.

У «АвтоФона» две новинки. Одна — очень дешёвый GSM/GPS-маяк, сделанный на новой сверхэкономичной (с точки зрения энергопотребления) платформе и чипсете SiRF IV. На встроенном комплекте элементов питания маяк работает до трёх лет, «просыпаясь» раз в сутки. В этой модели добавили возможность пересылать SMS на русском языке, что удобнее, но несколько менее экономично (сообщения на кириллице и латинице тарифицируются по-разному), ввели уведомление о подборе пароля, о смене номера владельца и сквозную нумерацию SMS. Но убрали встроенный микрофон, возможность внешних подключений и GPRS. Получилось «народное» устройство, ценой чуть более 3 тысяч рублей.

Другая новинка пока в производство не пошла.

Это будет маяк с возможностью радиочастотного управления внешними устройствами. Прежде всего, имеется в виду метка владельца, которая позволяет бесконтактно идентифицировать «хозяина» и не присылать лишних SMS, что, в свою очередь, удлинит срок службы маяка. Но самое главное — новый «АвтоФон» будет способен работать с радиореле блокировки, превращаясь в полноценную противоугонную систему.

Была на выставке и компания «РИРВ» из Питера, год назад представившая оригинальный ГЛОНАСС-навигатор собственного изготовления РИРВ НТ-1813.

Но ничего нового, судя по всему, в эту модель она не привнесла, даже выложила в качестве рекламного материала статью из журнала полуторалетней давности, которую все прочли ещё на предыдущем «Навитехе». Я пишу «судя по всему» потому, что сотрудники РИРВ страдают маниакальной подозрительностью и категорически отказываются говорить на диктофон. А когда спрашиваешь их о производственных планах и ценах, так просто взрываются: «Вы кто такой?! Это коммерческая информация! Не надо тут шпионить!»

Так что толком поговорить с представителями РИРВ не удалось.

Попробую резюмировать.

С каждым годом «Навитех-Экспо» становится чуточку компактнее и камернее, с каждым годом всё большее пространство занимает упомянутый НИС ГЛОНАСС и товарищи. Это не портит выставку, напротив, делает её понятнее. Но существует мнение, что это портит саму отрасль, лишая стимулов всех тех, кто не входит в орбиту влияния корпораций Гурко — Евтушенкова. Зато с каждым разом становится интереснее Форум ГЛОНАСС, подвёрстанный к выставке. Количество и качество заявленных тем на секциях таково, что хочется разорваться и побывать сразу везде! Вот уж где есть возможность поговорить на профессиональном языке, без подозрений в шпионаже. И этот Форум, подозреваю, со временем станет мероприятием более значимым, чем выставка. А выставка останется небольшим к нему приложением. В виде стенда НИС ГЛОНАСС.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/612107