Сегодня 22 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Цифровой автомобиль

«Калина» с ГЛОНАСC: маленький шаг в будущее

29 марта этого года с конвейера ВАЗа сошли первые 50 автомобилей, оборудованных штатно установленной навигационной системой. Первенцем такой комплектации стала «Калина» — универсал в оснащении «Люкс».

Если помните, на московском Автосалоне минувшего года ВАЗ показал прототип панели приборов со встроенным навигатором Navstar/ГЛОНАСС — там прошла шумная презентация этого проекта с участием самого вице-президента ВАЗа по техническому развитию Евгения Шмелёва, одного из инициаторов разработки. На пресс-конференции проект анонсировал и поддержал гендиректор ВАЗа Игорь Комаров.

На Автосалоне тольяттинцы показали панель приборов для «Приоры» — предполагалось, что эта машина как флагман модельного ряда завода станет первым носителем встроенного навигатора. Выпуск первой партии обещали в самом начале 2011 года, а цену на навигатор называли лишь ориентировочную — 7-8 тыс. руб.

Но к этому проекту у специалистов оставались вопросы. Первый и очевидный: не совсем удачное расположение. Дисплей навигатора по центру «приборки», прямо перед глазами водителя больше отвлекает, чем помогает, ведь картинка изменяется постоянно, привнося так называемый «информационный шум». ЦНС человека, конечно же, сразу начинает адаптироваться к такому шуму, сглаживая значимость информации со всей панели приборов. То есть важная информация от спидометра и тахометра «тонет» во второстепенных (с точки зрения управления автомобилем) показаниях навигатора. ВАЗовцы, безусловно, делали хорошую мину при плохой игре, ссылаясь на абстрактный зарубежный опыт: дескать, «все мировые производители уже так делают». Нет, не делают, точнее, делают не так — и об этом разработчикам известно поболее нашего. Дисплеи навигаторов в приборных панелях действительно есть, но они выполняют лишь дублирующую функцию к основному дисплею. На «приборке» не отображается карта с курсором, там лишь возникают стрелочки, показывающие направление ближайшего манёвра и расстояние до него. Основным навигатором всё равно остаётся центральный дисплей мультимедийной системы, с которого и осуществляется интерактивное управление. Кроме того, замечено, что скорость перемещения зрачка по вертикали ниже, чем по горизонтали, равно как и угол бокового зрения по горизонтали шире. Поэтому, кстати, многие автопроизводители переносят приборные щитки в центр «торпедо» — для их мониторинга достаточно слегка «скосить» взгляд, в то время как традиционное расположение приборов требует полного зрительного переключения.

ВАЗовцы сразу столкнулись с проблемой: сенсорный дисплей в «приборку» не засунешь, как же управлять? Пришлось делать дополнительный подрулевой переключатель с подобием джойстика и несколькими кнопками. Получилось, кстати, довольно удачно и удобно.

Если помните, мы уже рассказывали об одном из проектов оснащения вазовских машин навигацией — тогда это была «Приора», подготовленная фирмой ААЦ. В том проекте дисплей находился на верхней части центральной консоли, оставаясь сенсорным.

Фактически инженеры ААЦ пошли по пути наименьшего сопротивления, взяв готовый китайский навигатор с экраном 4,3 дюйма и сделав под него соответствующее оформление и интеграцию в автозвук. С качеством обзора и эргономикой управления там было лучше, чем в описываемом проекте, но глубина инженерной проработки оказалась существенно меньшей. Для «Калины» новую приборную панель разработала (по ВАЗовским техзаданию и дизайн-проекту) и поставляет фирма «Итэлма» (тоже поставщик ВАЗа по электронным компонентам) и, согласитесь, это довольно сложная и большая работа, адаптировать китайский навигатор всяко проще.

Сейчас уже трудно сказать, кто был автором концепции «приборки» со встроенным навигатором. Считается, что это авторский проект Евгения Шмелёва, а «Итэлма» выступает лишь исполнителем. Видимо, это действительно так, ведь с технической реализацией идеи поначалу возникли довольно серьёзные проблемы.

Согласно концепции производственной безопасности ВАЗа, у завода должно быть более одного поставщика по всем типам комплектующих, даже второстепенных. Плюс все долгосрочные контракты заключаются на конкурсной основе. Поэтому в середине прошлого года ВАЗ направил техзадание на приборную панель со встроенным навигатором нескольким своим поставщикам из России и немецкой фирме Continental, точнее в её российское представительство — «Континенталь Аутомотив Россия». В запросе речь шла о приборной панели со встроенным навигатором и периферии — антенне, картридере, пульте ДУ, переключателе управления. Continental ответила вот что.

Реализация концепции полностью встроенного навигатора нецелесообразна, так как приёмник требует дополнительного экранирования или отдельного металлического корпуса. А в панели места не хватает даже для печатной платы навигатора и системы её охлаждения. Кроме того, потребуется ревизия всех креплений из-за увеличившегося веса «приборки». И самое главное: очень трудно будет обеспечить тепловую защиту самой приборной электроники, вплоть до того, что даже пластик рискует «поплыть» от высокой температуры. Так оно, кстати, на первых образцах и выходило: приборка перегревалась нещадно, и пришлось выдумывать хитрые способы отвода лишнего тепла.

Вместо полностью встроенного навигатора Continental предложила остановиться на неком промежуточном варианте — с дисплеем в приборной панели, но с навигационным модулем в «магнитоле» или просто во внешнем блоке. Либо, как ещё один вариант компромисса — монохромным или цветным дисплеем в «приборке», на который выводится только целеуказатель, и интерфейсом к внешней навигационной системе. Именно так делает большинство западных (да и восточных) автопроизводителей.

Немцы посчитали предполагаемую стоимость двух последних вариантов (как наиболее приемлемых) и вышло 95 и 125 евро соответственно (без учёта разработки и изготовления производственной оснастки). То есть в заявленные 7-8 тыс. рублей эта конструкция вписывалась, даже с некоторым запасом.

Но вазовцы отвергли все альтернативные предложения, разве что учли замечания немцев и внесли поправки в техзадание. Из всего пула поставщиков с этим ТЗ согласились работать только упомянутая «Итэлма» и владимирский завод «Автоприбор», специализирующийся на приборных панелях. Занятно, что «Автоприбор» является изготовителем-подрядчиком ГЛОНАСС-аппаратуры для фирмы «М2М-Телематика», а навигационный приёмник ГеОС-1М, который предполагалось использовать в вазовском проекте, разработала дочерняя фирма «М2М-Телематики». Казалось бы, владимирцам с их компетенцией и карты в руки — но нет, они тоже сочли этот проект довольно авантюрным, хотя и взялись за работу. Во многом потому, что зависимость их от ВАЗа весьма велика и не хотелось портить отношения с крупнейшим заказчиком.

Панель, сделанная владимирским заводом «Автоприбор»

То, как повели себя вазовцы, на простом языке называется «вожжа попала под хвост». Лично Шмелёв не брезговал общаться с журналистами, убеждая в правильности выбранной компоновки, а инженеры «Итэлмы» и «Автоприбора» тем временем ломали головы над обилием почти непреодолимых препятствий. Кроме того, ВАЗ несколько раз корректировал техзадание — и эти коррекции со всей очевидностью делались в пользу «Итэлмы». Но отступать от выбранной идеи не хотели ни в какую!

Впрочем, сейчас всё это уже не имеет большого значения — приборная панель сделана. А на «Калину» её установили по вполне прозаической причине: ВАЗ не успел подготовить к производству модификацию «Приоры» с новой «музыкой», изменённым интерьером и электронной педалью газа (она ожидается только в мае). А старые модификации «Приоры» показались для такой хай-тековской опции недостаточно «люксовыми»…

Панель «Итэлмы» имеет очень приятный дизайн шкал и вообще всего оформления, кроме того, антибликовость обеспечена не только изгибом козырька, но и помещением тахометра и спидометра в индивидуальные «колодцы». Дисплей размером 4,3 дюйма с вертикальной (портретной) ориентацией расположился прямо посередине. Для навигации, кстати, такая ориентация даже удобнее горизонтальной, так как позволяет видеть маршрут в большей перспективе. Внизу справа расположили прикрытое резинкой гнездо miniUSB — и это совершенно необычное решение! Как правило, USB-входы размещают в «бардачке», где они не торчат вызовом нормам безопасности. Китайские производители делают miniUSB-гнёзда прямо на лицевых панелях CD-ресиверов, но это незамысловатый трюк: флешек с таким разъёмом всё равно нет, придётся пользоваться переходником на проводе. А это уже на безопасность не влияет. Вот и «Итэлма» не стала делать полноценного USB, ограничившись mini. Всё равно этот вход имеет сугубо технологическое назначение (обновление карт и прошивок) и ежедневно не используется.

Матрица дисплея — специальная автомобильная версия TFT с повышенной яркостью и расширенным температурным диапазоном. Разрешение типичное — 480х272. В том варианте, что показывали на Автосалоне, дисплей был более продвинутый, OLED, но от него отказались из-за дороговизны.

Дисплей способен не только отображать навигационную информацию, он так же служит часами и экраном маршрутного компьютера. Вот только в выключенном состоянии дисплей нещадно бликует, что заметно даже на фотографиях.

В качестве навигационного приёмника использовали проверенный ГеОС-1М (мы его уже упоминали), а всю прочую электронику и обвязку разработали самостоятельно. Большая проблема была с размещением ГЛОНАСС-антенны. Первоначальная идея о монтаже её под приборной панелью «не прокатила» — чувствительности не хватало, сигналы со спутников не ловились. А делать на серийной машине дырку в крыше и размещать там «таблетку» не позволили вазовцы. В итоге вышли из положения довольно изящно, конструктивно совместив ГЛОНАСС- и УКВ-антенны: штырь имеет утолщение в основании, где и расположена спутниковая антенна.

Основа конструкции — ARM9-процессор Freescale i.MX 460 Мгц, оперативная память — как у лучших навигаторов, 128 Мбайт. Флеш-память будет варьироваться от 2 до 4 Гбайт, в зависимости от количества загружаемых карт. Навигационное ПО предоставил «Навител», и, по словам вазовцев, они «замучали навителовцев своими требованиями по модернизации программы». В итоге «Навител» стал использовать внесённые изменения и в своих розничных версиях ПО. Программа не изменилась внешне – скин-файл не модифицировался, лишь немного увеличены кнопки на экране. Основное отличие в управлении с шестикнопочного подрулевого пульта. Кроме того, обновления ПО и карт можно сделать только через специальную программу «Обновлятор» и только с помощью двух файлов специального формата, которые пользователь будет получать с сайтов ВАЗ либо «Итэлмы».

Навигатор интегрирован в аудиокомплекс «Калины», который поставляется московской фирмой «Делта Электроникс». При появлении голосовой команды громкость музыки уменьшается на 20 дБ (во всех четырёх акустических системах), а вещание навигатора подключается к передней акустике. Коммутация осуществляется электронным способом, всё происходит плавно и без щелчков. На первых образцах такие проблемы были, но их быстро устранили. Системы хендс-фри в «Калине» нет, так что алгоритм выбора приоритетов в звуке получился самым простым (в «Приоре» придётся учитывать ещё звук звонка и голоса из телефона).

Эта панель приборов добавляет к стоимости автомобиля 13 тыс. рублей, что почти вдвое больше прежнего ориентира. Даже отказавшись от OLED-дисплея, создатели не смогли вписаться в ранее заявленный ценовой диапазон. На столько же это выходит дороже и обычного навигатора, на присоске. Но встроенный, если не считать вышеобъяснённого неудобства с расположением дисплея, не нужно отсоединять и носить с собой, его не украдут. Да, карты новые залить сложнее, не у всех есть ноутбуки. Хотелось бы, чтобы дилеры ВАЗа обновляли карты и ПО бесплатно, при прохождении очередного ТО, тогда это не будет проблемой.

Что ж, навигатор сделан. Ввзовцы своё обещание выполнили, хотя это и стоило им и «Итэлме» больших средств и нервов. Не всё в нём однозначно, но ВАЗ откровенно сырую разработку в производство не пустит — там система испытаний и внутренней сертификации очень жёсткая. Достаточно сказать, что когда тот же ААЦ делал для «Приоры» головное устройство, вазовцы провели четыре (!) краш-теста только для того, чтобы посмотреть поведение креплений магнитолы и убедиться, что при аварии она не «выстрелит» кому-нибудь в грудь. По всей видимости, некоторая недоведённость в этом навигаторе всё же присутствует, что и объясняет выпуск столь ограниченного количества автомобилей. Вроде как и слово сдержали, не сильно сорвав заявленные сроки, но и опасности нарваться на рекламации нет — машины эти в продажу не пойдут, их разошлют по дилерам для сбора мнений покупателей и тест-драйвов. Когда можно ждать массового выпуска таких машин — пока неясно.

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Foxconn немного охладела к покупке Nissan, но вернётся к этой теме, если слияние с Honda не состоится 4 ч.
В следующем году выйдет умная колонка Apple HomePod с 7-дюймовым дисплеем и поддержкой ИИ 5 ч.
Продажи AirPods превысили выручку Nintendo, они могут стать третьим по прибыльности продуктом Apple 5 ч.
Прорывы в науке, сделанные ИИ в 2024 году: археологические находки, разговоры с кашалотами и сворачивание белков 13 ч.
Arm будет добиваться повторного разбирательства нарушений лицензий компанией Qualcomm 17 ч.
Поставки гарнитур VR/MR достигнут почти 10 млн в 2024 году, но Apple Vision Pro занимает лишь 5 % рынка 19 ч.
Первая частная космическая станция появится на два года раньше, но летать на неё будет нельзя 20 ч.
В США выпущены федеральные нормы для автомобилей без руля и педалей 21 ч.
Для невыпущенного суперчипа Tachyum Prodigy выпустили 1600-страничное руководство по оптимизации производительности 22 ч.
Qualcomm выиграла в судебном разбирательстве с Arm — нарушений лицензий не было 21-12 08:39