Тестирование видеокарт — нескончаемый процесс. Новинки появляются постоянно, даже если брать только референсные образцы от AMD и NVIDIA, не говоря уже о моделях оригинального дизайна, которые выпускают конечные производители. Да еще драйверы, которые быстро обновляются и подчас дают немалый прирост FPS в той или иной игре. Поэтому так приятно выбрать некое универсальное мерило производительности и, протестировав почти три десятка современных видеокарт, получить общую картину.
Battlefield 3 отлично подходит на роль такого мерила. Конечно, о том, является ли ее графика по-прежнему непревзойденной, можно поспорить. Но вряд ли кто-то не согласится с тем, что сейчас это одна из самых впечатляющих и визуально реалистичных игр. Следующий уровень графики пока что можно увидеть только в демках Samaritan и Elemental на Unreal Engine.
На момент выхода Battlefield 3 была весьма требовательной игрой. Для комфортной частоты смены кадров на максимальных настройках в разрешении 1920х1080 требовались топовые однопроцессорные видеокарты: GeForce GTX 580 и Radeon HD 6970, причем последняя тянула BF3 заметно хуже. Ну а в разрешении 2560х1440 можно было с комфортом поиграть разве что на компьютере с GeForce GTX 590 или Radeon HD 6990.
На этот раз все может оказаться по-другому, ведь за прошедшее время AMD выпустила серию из шести дискретных видеоадаптеров Radeon HD 7000, топовые модели которой превосходят бывших однопроцессорных флагманов, а средние с успехом заменяют более прожорливые модели Radeon HD 6000. У NVIDIA тоже есть три весьма удачные топовые карты на базе архитектуры Kepler, включая двухпроцессорную GeForce GTX 690, а также несколько бюджетных адаптеров: GT 610, GT 620, GT 630 и GT 640.
Признаемся, что все референсные адаптеры, которые сегодня производят NVIDIA и AMD (исключая OEM-модели), собрать для теста все-таки не удалось. В нашей коллекции пока нет всего бюджетного «Кеплера», а также адаптеров NVIDIA из прошлых линеек, которые, если верить официальному сайту, все еще производятся: GeForce GT 430, GT 440, GT 460, даже GeForce 210 и GeForce 8400 GS (да-да, и этот тоже).
Со стороны AMD выступает вся линейка Radeon HD 7000 и HD 6000, за исключением HD 6770.
Модель | HD 6450 | HD 6570 | HD 6670 | HD 6750 | HD 6790 | HD 6850 | HD 6870 | HD 6950 | HD 6950 | HD 6970 | HD 6990 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
GPU | Caicos | Turks | Turks | Juniper PRO | Barts LE | Barts Pro | Barts XT | Cayman CE | Cayman Pro | Cayman XT | Antilles |
Число транзисторов, млн | 370 | 716 | 716 | 1040 | 1700 | 1700 | 1700 | 2640 | 2640 | 2640 | 2x2640 |
Потоковые процессоры | 160 | 480 | 480 | 720 | 800 | 960 | 1120 | 1280 | 1408 | 1536 | 2x1536 |
TMU | 8 | 24 | 24 | 36 | 40 | 48 | 56 | 80 | 88 | 96 | 96 |
ROP | 4 | 8 | 8 | 16 | 16 | 32 | 32 | 32 | 32 | 32 | 32 |
Разрядность шины памяти, бит | 64 | 128 | 128 | 128 | 256 | 256 | 256 | 256 | 256 | 256 | 2 x 256 |
Тип видеопамяти | GDDR3/GDDR5 | GDDR3/GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 |
Тактовая частота GPU, МГц | 625-750 | 650 | 800 | 700 | 840 | 775 | 900 | 750 | 800 | 880 | 830 |
Эффективная тактовая частота видеопамяти, МГц | 1066-1600/3200-3600 | 1800/4000 | 4000 | 4600 | 4200 | 4000 | 4200 | 4800 | 5000 | 5500 | 5000 |
Объем видеопамяти, Мбайт | 512/1024 | 1024/2048 | 512/1024 | 512/1024 | 1024 | 1024 | 1024 | 1024/2048 | 1024/2048 | 2048 | 2x2048 |
TDP | 18/27 | 44/60 | 66 | 86 | 150 | 127 | 151 | 200 | <225 | 200 | 375 |
Средняя розничная цена, руб. | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных |
Модель | HD 7750 | HD 7770 | HD 7850 | HD 7870 | HD 7950 | HD 7970 |
---|---|---|---|---|---|---|
GPU | Cape Verde Pro | Cape Verde XT | Pitcairn Pro | Pitcairn XT | Tahiti Pro | Tahiti XT |
Число транзисторов, млн | 1500 | 1500 | 2800 | 2800 | 4313 | 4313 |
Потоковые процессоры | 512 | 640 | 1024 | 1280 | 1792 | 2048 |
TMU | 32 | 40 | 64 | 80 | 112 | 128 |
ROP | 16 | 16 | 32 | 32 | 32 | 32 |
Разрядность шины памяти, бит | 128 | 128 | 256 | 256 | 384 | 384 |
Тип видеопамяти | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 |
Тактовая частота GPU, МГц | 800 | 1000 | 860 | 1000 | 800 | 925 |
Эффективная тактовая частота видеопамяти, МГц | 4600 | 4600 | 4800 | 4800 | 5000 | 5500 |
Объем видеопамяти, Мбайт | 1024 | 1024 | 2048 | 2048 | 3072 | 3072 |
TDP | 55 | 80 | 130 | 175 | 180 | 230 |
Средняя розничная цена, руб. | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных |
Модель | GT 520 | GTS 450 | GTX 550 Ti | GTX 560 | GTX 560 Ti | GTX 570 | GTX 580 | GTX 590 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
GPU | GF119 | GF106 | GF116 | GF114 | GF114 | GF110 | GF110 | 2xGF110 |
Число транзисторов, млн | НД | 1170 | 1170 | 1950 | 1950 | 3000 | 3000 | 2x3000 |
Шейдерные мультипроцессоры | 1 | 4 | 4 | 7 | 8 | 15 | 16 | 32 |
Ядра CUDA | 48 | 192 | 192 | 336 | 386 | 480 | 512 | 2x512 |
TMU | 8 | 32 | 32 | 56 | 64 | 60 | 64 | 2x64 |
ROP | 4 | 16 | 24 | 32 | 32 | 40 | 48 | 2x48 |
Разрядность шины памяти, бит | 64 | 128 | 192 | 256 | 256 | 320 | 384 | 2x384 |
Тип видеопамяти | GDDR3 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 |
Тактовая частота GPU, МГц | 810 | 783 | 900 | 810 | 822 | 732 | 772 | 607 |
Эффективная тактовая частота видеопамяти, МГц | 1800 | 1804 | 4104 | 4004 | 4008 | 3800 | 4008 | 3414 |
Объем видеопамяти, Мбайт | 1024/2048 | 512/1024 | 1024 | 1024/2048 | 1024/2048 | 1280/2560 | 1536/3072 | 3072 |
TDP | 29 | 106 | 116 | 150 | 170 | 219 | 244 | 365 |
Средняя розничная цена, руб. | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных |
Модель | GTX 670 | GTX 680 | GTX 690 |
---|---|---|---|
GPU | GK104 | GK104 | GK104 |
Число транзисторов, млн | 3540 | 3540 | 2 x 3540 |
Шейдерные мультипроцессоры | 7 | 8 | 2 x 8 |
Ядра CUDA | 1344 | 1536 | 2 x 1536 |
TMU | 112 | 128 | 2 x 128 |
ROP | 32 | 32 | 2 x 32 |
Разрядность шины памяти, бит | 256 | 256 | 2 x 256 |
Тип видеопамяти | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 |
Тактовая частота GPU, МГц: Base/Boost Clock | 915/980 | 1006/1058 | 915/1019 |
Эффективная тактовая частота видеопамяти, Мгц | 6000 | 6008 | 6008 |
Объем видеопамяти, Мбайт | 2048 | 2048 | 2 x 2048 |
TDP | 170 | 195 | 300 |
Средняя розничная цена, руб. | Нет данных | Нет данных | Нет данных |
Большинство карт представляют собой эталонные версии, полученные непосредственно от NVIDIA и AMD. Только четыре карты нам предоставили конечные производители: MSI GeForce GT 520 (N520GT-MD1GD3/LP), Gainward GeForce GTS 450 GLH, Palit GeForce GTX 550 Ti и Palit GeForce GTX 560. Две последние карты по тактовым частотам соответствуют референсным спецификациям, а карту Gainward с заводским разгоном мы успешно откатили до референсных частот. На GeForce GT 520 в исполнении MSI установлена более медленная память, чем положено по эталону (эффективная частота — 1200 МГц против 1800 МГц), и разогнать ее настолько мы не можем, поэтому оставили как есть.
⇡#Графические настройки Battlefield 3
В Battlefield 3 есть четыре предустановленных набора графических настроек: Low, Medium, High и Ultra. Графика в режиме Low примерно эквивалентна тому, что видят игроки в консольных версиях BF3. В более высоких режимах уже раскрываются все преимущества версии для PC.
Low | Medium | High | Ultra | |
---|---|---|---|---|
Texture Quality | Low | Medium | High | Ultra |
Shadow Quality | Low | Medium | High | Ultra |
Effects Quality | Low | Medium | High | Ultra |
Mesh Quality | Low | Medium | High | Ultra |
Terrain Quality | Low | Medium | High | Ultra |
Terrain Decoration | Low | Medium | High | Ultra |
Antialiasing Deferred | Off | Off | Off | 4x MSAA |
Antialiasing Post | Off | Low | Medium | Medium |
Motion Blur | Off | Off | On | On |
Motion Blur Amount | 50 | 50 | 50 | 50 |
Anisotropic Filter | 2x | 4x | 16x | 16x |
Ambient Occlusion | Off | SSAO | HBAO | HBAO |
Посмотрим, как отдельные настройки, связанные с четырьмя режимами, влияют на качество изображения. Первые шесть из них управляют детализацией текстур и геометрии объектов, качеством спецэффектов.
Texture Quality
В качестве текстур особенно заметен переход от опции Low к Medium, а вот между High и Ultra уже нет большой разницы.
Shadow Quality
Во всех режимах, кроме Low, применяются мягкие тени. Детализация теней при переходе к более высоким режимам изменяется нелинейно: на самом деле в режиме Medium отсутствуют некоторые тени, которые есть в режиме Low, но в High они снова появляются и приобретают дополнительные детали в режиме Ultra.
Effects Quality
Эффекты, основанные на частицах, в разных режимах выглядят почти одинаково. Есть только небольшая разница в количестве самих частиц. Кроме того, в режимах Medium и выше клубы дыма отбрасывают тень, а искры пламени являются источниками света.
Mesh Quality
Геометрия объектов сильно меняется в зависимости от режима. Особенно заметен переход от Low к Medium и от Medium к High. Режим Ultra добавляет к картине лишь мелкие деталюшечки.
Terrain Quality
Детализация ландшафта меняется незначительно. С первого взгляда заметно лишь то, что при низких настройках элементы резко появляются в поле зрения по мере приближения к ним. Но с технологической точки зрения режимы High и Ultra отличаются от двух «нижних»: в них работают тесселяция и карты смещения (Displacement Mapping), а значит — требуется видеокарта с поддержкой DirectX 11.
Terrain Decoration
Эта настройка управляет количеством мелких деталей ландшафта: травы, камней и пр. Их нельзя полностью отключить, но между режимами Low и Medium, а также между High и Ultra есть заметная разница в густоте растительного покрова. Опция также влияет на расстояние от игрока, в пределах которого отображаются эти объекты.
Antialiasing Deferred
Реализация мультисемплинга в движке Frostbite 2 такова, что он сглаживает только грани «реальной» игровой геометрии, но не работает на текстурах с прозрачностью, которые используются для отображения листвы, всяческих решеток и пр. Доступно два режима MSAA: 2x и 4x. По умолчанию мультисемплинг включается только в предустановке Ultra.
Antialiasing Post
В игре также есть три режима антиалиасинга по методу FXAA. Он представляет собой фильтр постобработки, который пытается найти грани объектов и применить к ним размытие. По сравнению с мультисемплингом, FXAA съедает минимум фреймрейта и обрабатывает прозрачные текстуры, но вместе с ребрами объектов немного размываются и текстуры на гранях.
Оба метода антиалиасинга можно комбинировать. Ниже приведены четыре наиболее показательных сочетания.
Motion Blur
Размытие картинки в движении включается только в предустановках High и Ultra. Помимо этого, отдельно в опциях можно регулировать силу размытия.
Anisotropic Filtering
В Battlefield 3, как и в большинстве других игр, в графических предустановках меняется сила анизотропной фильтрации. Для современных адаптеров эта технология уже не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на производительность, а на качество изображения влияет, как ничто иное. В предустановках Low и Medium анизотропия установлена на уровне 2х и 4х.
Ambient Occlusion
Движок Battlefield 3 может использовать два метода Ambient Occlusion: SSAO (Screen Space Ambient Occlusion) и HBAO (Horizon-Based Ambient Occlusion). По скриншотам видно, что эффект от SSAO не слишком заметен, а вот HBAO делает изображение гораздо богаче, добавляя новые тени в нишах объектов.
Конфигурация тестового стенда | |
---|---|
CPU | Intel Core i7-3960X @ 4,6 ГГц (100x46) |
Материнская плата | ASUS P9X79 Pro |
Оперативная память | DDR3 Kingston HyperX 4x2 Гбайт @ 1600 МГц, 9-9-9 |
ПЗУ | Intel SSD 520 240 Гбайт |
Блок питания | IKONIK Vulcan, 1200 Вт |
Охлаждение CPU | Thermalright Silver Arrow |
Корпус | CoolerMaster Test Bench V1.0 |
Операционная система | Windows 7 Ultimate X64 Service Pack 1 |
ПО для карт AMD | Catalyst 12.4 WHQL + Catalyst Application Profiles 12.6 Beta CAP1 |
ПО для карт NVIDIA | 301.42 WHQL |
Настройки AMD Catalyst Control Center | |
---|---|
Antialiasing | Use application settings |
Anisotropic Filtering | Use application settings |
Tesselation | Use application settings |
Catalyst A.I., Texture Filtering Quality | Quality, Enable Surface Format Optimization |
Mipmap Detail Level | Quality |
Wait for V-Sync | Off, unless application specifies |
Anti-Aliasing Mode | Multi-sample AA |
Direct3D Settings, Enable Geomery Instancing | On |
Triple buffernig | Off |
Настройки NVIDIA Control Panel | |
Ambient Occlusion | Off |
Anisotropic Filtering | Application-controlled |
Antialiasing — Gamma correction | On |
Antialiasing — Mode | Application-controlled |
Antialiasing — Settings | Application-controlled |
Antialiasing — Transparency | Off |
CUDA — GPUs | All |
Maximum pre-rendered frames | 3 |
Multi-display/mixed-GPU acceleration | Multiple display performance mode |
Power management mode | Adaptive |
Texture filtering — Anisitropic sample optimization | Off |
Texture filtering — Negative LOD bias | Allow |
Texture filtering — Quality | Quality |
Texture filtering — Trilinear optimization | On |
Threaded optimization | Auto |
Triple buffering | Off |
Vertical sync | Use the 3D application settings |
В Battlefield 3 нет встроенного бенчмарка, поэтому тесты проводились с помощью утилиты Fraps. В игре есть удобная для этой цели сцена в начале миссии Going Hunting, когда игрок проходит по коридорам авианосца и садится в самолет. В кампании BF3, не говоря уже о мультиплеере, могут быть сцены, более требовательные к производительности, поэтому результаты следует воспринимать соответственно. Хотя отметим, что для некоторых участников тестирования и прогулки по кораблику хватило, чтобы игра превратилась в слайд-шоу.
Тесты проводились в трех режимах и трех разрешениях экрана: Medium (1680х1050), High (1920х1080, 2560х1440) и Ultra (1920х1080, 2560х1440). Все однопроцессорные адаптеры тестировались в режимах High и Ultra. Двухпроцессорные конфигурации — только в Ultra, а режим Medium представлял собой специальную олимпиаду для тех карт, которые не дотянули до 60 FPS в режиме High с разрешением 1920х1080.
Ultra, 1920х1080
Ultra, 2560х1440
High, 1920х1080
High, 2560х1440
Medium, 1680x1050
Medium, 1920x1080
Выводы
Вычислительная мощь GPU возросла настолько, что топовой однопроцессорной видеокарты, в принципе, достаточно, чтобы без тормозов потянуть Battlefield 3 в режиме Ultra при разрешении 2560х1440. Лучше всего с этой целью справятся GeForce GTX 680 или Radeon HD 7970. Фактически нынешние «топы» приблизились к уровню производительности бывших двухпроцессорных флагманов: GeForce GTX 590 и Radeon HD 6990. Ну а тандемы из двух GPU последнего поколения от NVIDIA и AMD демонстрируют почти двукратное масштабирование производительности и имеют такой запас по частоте смены кадров, что должно хватить и для игры на нескольких мониторах.
В разрешении 1920х1080 плавную игру на 60 FPS обеспечивают вторые по старшинству однопроцессорные карты в современных линейках NVIDIA и AMD: GeForce GTX 670 и Radeon HD 7950. Хороший результат показал Radeon HD 7870. По-прежнему силен и GeForce GTX 580.
А чтобы играть в Battlefield 3 с максимальными настройками даже ценой фреймрейта на грани фола (30 FPS), хватит и относительно недорогих и слабых карточек: GeForce GTX 560 или Radeon HD 6870. Это, помимо прочего, значит, что движок Frostbite 2 не только чрезвычайно мощный, но и хорошо оптимизированный (быть может, необходимость уложиться в ресурсы уже порядком устаревших консолей так стимулирует разработчиков).
Благо, чтобы насладиться красотами Battlefield 3, играть на максимуме вовсе не обязательно. Различия в качестве картинки между максимальными настройками и предустановкой High невелики. Большинство игроков вряд ли почувствуют себя обделенными, играя в этом режиме. Входной билет в комфортную игру в режиме High — GeForce GTX 570, Radeon HD 6950 или его более энергоэффективная замена — HD 7850. Кое-как поиграть можно и на GTX 550 Ti или Radeon HD 7750.
Ну а в режиме Medium при разрешении 1920х1080 отметки 60 FPS достигают GeForce GTX 560 и Radeon HD 6870. Минимально приемлемой производительностью (30 FPS при разрешении 1680х1050) обладают HD 6670 и GeForce GTS 450.
Скриншоты Battlefield 3 взяты с сайта www.geforce.com.