Большая часть линейки GeForce 600 сейчас сформирована на базе топового GPU GK104. Три однопроцессорные карты: GTX 660 Ti, GTX 670 и GTX 680 плюс двухголовый GTX 690. В линейках GeForce 400 и GeForce 500 наиболее мощные GPU GF100 и GF110 расходовались только на две топовые однопроцессорные модели, а GTX 460 и GTX 560 уже обеспечивались более дешевыми чипами GF104 и GF114. Сейчас сложилась другая ситуация. Как мы уже неоднократно отмечали, GK104 представляет собой GPU второй категории. Главное оружие NVIDIA, GK110, еще не появилось на поле боя. Поэтому GeForce GTX 660 Ti оказался гораздо ближе к своим старшим родственникам, GTX 670 и GTX 680, чем GTX 560 — к GTX 570 и GTX 580. А так как референсный GTX 660 Ti производится на той же печатной плате, что и GTX 670, то можно сказать, что он фактически является облегченной версией последнего. У него более высокая производительность относительно флагмана, чем было у GTX 560 Ti, но и цена выше, так как GK104 довольно дорог в производстве.
Можно было предположить, что тенденция продолжится и GTX 660 станет еще одной разновидностью той же карты на базе GK104. Не так давно NVIDIA без публичной огласки выпустила версию GTX 660 для OEM-производителей, и она действительно основана на GK104. На эту карту идут отбракованные кристаллы, в которых осталось еще меньше действующих вычислительных блоков, чем в GPU GTX 660 Ti: 1152 ядра CUDA, 96 текстурных блоков, 24 ROP против 1344 ядер CUDA, 112 текстурных блоков и 24 ROP у оригинальной 660 Ti. Но розничная версия GTX 660 — совсем другая история. NVIDIA положила еще один кирпич в основание линейки GeForce 600 — GK106.
Схема GK106 примечательна своей асимметрией: один из GPC (Graphics Processing Cluster) включает вместо двух SMX (Stream Multiprocessor) — один. Всего в GK106 входит 960 ядер CUDA, 80 текстурных блоков и 24 ROP. Налицо существенные потери в количестве вычислительных блоков по сравнению с GTX 660 Ti, но еще сильнее разница между GK106 и младшим чипом GK107, который подпирает линейку Kepler снизу. Объем кеша L2 (384 Кбайт) и разрядность шины памяти (192 бит) у GTX 660 такие же, как у GTX 660 Ti. NVIDIA также комплектует все адаптеры от GTX 660 до GTX 690 памятью GDDR5 с одинаковой эффективной тактовой частотой — 6008 МГц. Неизменен и объем — по 2048 Мбайт на GPU.
Одной из причин, по которым в младших картах из серии на одном и том же GPU этот самый GPU работает на меньшей частоте, является сортировка кристаллов не только по наличию дефектных вычислительных блоков, но и по способности работать при определенных частотах и напряжениях. GTX 660 первое время будет единственным потребителем кристаллов GK106, и частота GPU у него выше, чем у GTX 660 Ti и GTX 670, — 980 МГц. В GTX 660 работает технология динамического разгона GPU Boost. Среднее значение Boost Clock — 1033 МГц.
Одновременно с GTX 660 NVIDIA представила и более доступный адаптер — GTX 650. Это карта родственна GT 640, которую мы уже тестировали ранее и сетовали в обзоре на память GDDR3, которая явно ограничивает потенциал чипа GK107, вполне перспективного в своей категории. Вот вам и полноценный вариант с памятью GDDR5 5 ГГц, который должен стать достойным соперником Radeon HD 7750 или даже HD 7770. Рекомендованная розничная цена GTX 650 — $109 (для России — 3 999 руб.). Непонятно, найдется ли теперь в линейке место для GT 640 с GDDR5. Образец GTX 650 к нам еще не приехал, но мы его скоро обязательно протестируем.
Можно ожидать и того, что со временем появится модель под названием GeForce GTX 650 Ti, на которую будут отправляться дефектные кристаллы GK106.
GT 640 | GTX 650 | GTX 660 | GTX 660 Ti | GTX 670 | GTX 680 | |
---|---|---|---|---|---|---|
Основные компоненты | ||||||
GPU | GK107 | GK107 | GK106 | GK104 | GK104 | GK104 |
Число транзисторов, млн | 1300 | 1300 | 2540 | 3540 | 3540 | 3540 |
Техпроцесс, нм | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 |
Тактовая частота GPU, МГц: Base Clock / Boost Clock | 900/НД | 1058/НД | 980/1033 | 915/980 | 915/980 | 1006/1058 |
Потоковые процессоры | 384 | 384 | 960 | 1344 | 1344 | 1536 |
Текстурные блоки | 32 | 32 | 80 | 112 | 112 | 128 |
ROPs | 16 | 16 | 24 | 24 | 32 | 32 |
Видеопамять: тип, объем, Мбайт | GDDR3, 2048 | GDDR5, 1024/2048 | GDDR5, 2048 | GDDR5, 2048 | GDDR5, 2048 | GDDR5, 2048 |
Тактовая частота памяти: реальная (эффективная), МГц | 891 (1782) | 1250 (5000) | 1502 (6008) | 1502 (6008) | 1502 (6008) | 1502 (6008) |
Ширина шины памяти, бит | 128 | 128 | 192 | 192 | 256 | 256 |
Интерфейс | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 |
Вывод изображения | ||||||
Макс. разрешение: цифр. / аналог. | 2560x1600 / 2048x1536 | 2560x1600 / 2048x1536 | 2560x1600 / 2048x1536 | 2560x1600 / 2048x1536 | 2560x1600 / 2048x1536 | 2560x1600 / 2048x1536 |
Разъемы | 1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x Mini HDMI |
1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x Mini HDMI |
1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI, 1 x DisplayPort |
1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI, 1 x DisplayPort |
1 х DL DVI-I,| 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI, 1 x DisplayPort |
1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI, 1 x DisplayPort |
Макс. потребляемая мощность, Вт | 65 | 64 | 140 | 150 | 170 | 195 |
Средняя розничная цена, руб. | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных |
Но вернемся к GTX 660. NVIDIA позиционирует новинку как замену картам, которые успешно продавались в прошлом благодаря удачному соотношению цены и производительности: GeForce 9800 GT и GeForce GTX 460. По данным внутреннего тестирования NVIDIA, по производительности GTX 660 превосходит GTX 460 в среднем в 1,8 раза. Те пользователи, которые засиделись на GeForce 9800 GT, получат средний прирост FPS в 4,3 раза и вдобавок — поддержку DirectX 11. Бонус по сравнению с GTX 560 также весьма неплохой.
TDP GTX 660 составляет 140 Вт. Это лишь на 10 Вт меньше, чем у GTX 560. На этот раз сделать большой шаг вперед по отношению к старой карте в этой же позиции не удалось. Но GTX 560 — явно не конкурент новинке. Более вероятно, что GTX 660 удастся сравниться с GTX 570, а его TDP — уже 219 Вт. У Radeon HD 6970, который близок по производительности к GTX 570, TDP равняется 200 Вт. Среди карт AMD серии Radeon HD 7000 ближайшим аналогом по энергопотреблению можно назвать HD 7850 (130 Вт). Даже HD 7870 потребляет уже 175 Вт.
Рекомендованная розничная цена на GTX 660 установлена на уровне $229, для России — 8 499 руб. В пресс-документах GTX 660 позиционируется как соперник Radeon HD 7850, правда, последний в московских интернет-магазинах уже можно купить меньше чем за 7 тыс. руб. Но более адекватный конкурент как по цене, так и по вероятной производительности — HD 7870, самые доступные варианты которого как раз и продаются за 8,5 тыс. рублей. В этой же ценовой категории находятся GeForce GTX 570 и Radeon HD 6970.
Как и остальные GPU в линейке, GK106 поддерживает все новые функции, которые принесла архитектура Kepler: шину PCI-E 3.0, графические возможности DirectX 11.1 и два новых эффекта, которые активно популяризирует NVIDIA: TXAA и Adaptive V-Sync.
TXAA — дальнейшее развитие идеи быстрого антиалиасинга после метода FXAA. Если FXAA представляет собой фильтр постобработки, который обнаруживает в готовом кадре ступенчатые края и размывает их, то в TXAA фильтр работает совместно с привычным аппаратным сглаживанием типа MSAA. Плюс еще один компонент — временной фильтр, привлекающий семплы пикселей из предшествующих кадров.
Лучшее качество сглаживания сейчас обеспечивает комбинация MSAA с отдельным применением SSAA на прозрачных текстурах. TXAA не может претендовать на эквивалентную замену этому методу, так как не только сглаживает ступенчатые края полигонов, но и все-таки немного размывает площади текстур (хотя далеко не так сильно, как FXAA). Однако если не приглядываться к деталям, то картинка в целом весьма качественная, да и падение FPS не столь велико, как в случае с комбо MSAA + SSAA. В варианте TXAA 1 заявлено более качественное сглаживание краев полигонов, чем при MSAA 8x, с потерей производительности на уровне MSAA 2x. TXAA 2 обеспечивает гораздо более высокое качество, чем MSAA 8x с затратами на уровне MSAA 4x. Особенно хорошо TXAA проявляет себя в динамических сценах, где эффективно устраняется привычное «шевеление» пикселов на краях объектов.
По той информации, которая сопровождала релиз GeForce GTX 680, метод TXAA независим от аппаратной платформы и распространяется среди разработчиков в виде набора библиотек. Тем не менее драйверы NVIDIA поддерживают TXAA только для GPU семейства Kepler. А о том, появится ли в будущем поддержка со стороны AMD, вообще ничего не известно.
Первой игрой, в которой внедрили TXAA, стала The Secret World. NVIDIA изготовила видеоролик с несколькими игровыми сценами, наглядно показывающий TXAA в динамике.
Другая функция, которая появилась вместе с Kepler, — Adaptive V-Sync. Мы уже кратко описывали ее сущность в обзоре GTX 680:
Зачем нам нужна вертикальная синхронизация? Чтобы устранить разрывы изображения при смене кадров, которые особенно часто возникают в случае, если FPS превышает частоту вертикальной развертки дисплея. А почему вертикальную синхронизацию так редко используют? Потому что, если FPS меньше частоты развертки, VSync приводит его к половине или четверти частоты, например 30 и 15 FPS. Возникают тормоза. Чтобы устранить этот недостаток, NVIDIA предложила простое решение: если FPS больше частоты развертки, то VSync работает, а когда падает ниже, VSync отключается. Эта функция совместима и с картами GeForce предыдущего поколения.
⇡#ZOTAC GeForce GTX 660: технические характеристики, комплект поставки
Семпл для тестирования GeForce GTX 660 предоставлен ZOTAC. В ассортименте этой компании есть разогнанная версия карты — GTX 660 AMP! Edition — и версия с частотами, близкими к референсу. Близкими — потому что ZOTAC и здесь не удержалась от маленького разгона GPU со штатных 980 до 993 МГц. В остальном все стандартно.
ZOTAC GeForce GTX 660 Ti AMP! Edition | |
---|---|
Модельный номер | ZT-60901-10M |
Основные компоненты | |
GPU | GK104 |
Число транзисторов, млн | 3 540 |
Техпроцесс, нм | 28 |
Тактовая частота GPU, МГц: Base Clock / Boost Clock | 993/1046 |
Потоковые процессоры | 960 |
Текстурные блоки | 80 |
ROPs | 24 |
Видеопамять: тип, объем, Мбайт | GDDR5, 2048 |
Тактовая частота памяти: реальная (эффективная), МГц | 1502 (6008) |
Ширина шины памяти, бит | 192 |
Интерфейс | PCI-Express 3.0 x16 |
Вывод изображения | |
Макс. разрешение: цифр. / аналог. | 2560x1600 / 2048x1536 |
Разъемы | 1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI, 1 x DisplayPort |
Физические характеристики | |
Макс. потребляемая мощность, Вт | НД |
Габаритные размеры: ДхВхГ, мм | НД |
Масса, г | НД |
Гарантийный срок, лет | 2 |
Средняя розничная цена, руб. | Нет данных |
Рекомендованная цена карты ZOTAC для российской розницы — 8 499 руб. Версия AMP! Edition должна стоить 8 999 руб.
Адаптер комплектуется скромным набором аксессуаров: бумажная документация, адаптер питания, переходник с интерфейса DVI-I на VGA и купон на игру Trackmania Canyon.
⇡#ZOTAC GeForce GTX 660: конструкция
Референсные варианты GTX 660 с виду сильно похожи на GTX 660 Ti и GTX 670. GTX 660 от ZOTAC, соответственно, выглядит как GTX 660 Ti и GTX 660 Ti AMP! Edition производства той же компании. Отличительный признак — система охлаждения открытого типа с двумя вентиляторами.
Однако по сравнению с системой охлаждения GTX 660 Ti AMP! Edition в кулере GTX 660 недостает одной теплотрубки.
Зато появилась небольшая пластина, которая отводит тепло от микросхем памяти на лицевой стороне платы. Микросхемы на задней поверхности обходятся без радиатора, да и один из передних чипов, вот смех, прикрыт пластиной только наполовину.
Отдельный радиатор предусмотрен для элементов системы питания. В отличие от того, как это было устроено в GTX 660 Ti и GTX 670, они расположены не у заглушки, а на более привычном месте в конце платы.
Набор видеовыходов такой же, что мы видели на всех старших картах Kepler: два порта Dual-Link DVI, полноразмерные HDMI и DisplayPort.
ZOTAC GeForce GTX 660: плата
PCB GTX 660, с одной стороны, и GTX 660 Ti и GTX 670 — с другой, несмотря на поверхностное сходство, имеют существенно различающийся дизайн. Как уже сказано, элементы системы питания распаяны в другом месте, и есть только один шестиконтактный разъем питания. Сама система питания упрощена и включает только четыре фазы для GPU (от контроллера ON Semiconductor NCP5392G) и одну — для видеопамяти (Anpec APL3516A).
Видеопамять набрана микросхемами Samsung K4620325FD-FC03 с номинальной эффективной частотой 6 ГГц. Раньше в референсных моделях Kepler нам встречалась только память Hynix.
Кристалл GPU заметно меньше, чем GK104, что и неудивительно: в нем на миллиард транзисторов меньше.
Конфигурация тестового стенда | |
---|---|
CPU | Intel Core i7-3960X @ 4,6 ГГц (100x46) |
Материнская плата | ASUS P9X79 Pro |
Оперативная память | DDR3 Kingston HyperX 4x2 Гбайт @ 1600 МГц, 9-9-9 |
ПЗУ | Intel SSD 520 240 Гбайт |
Блок питания | IKONIK Vulcan, 1200 Вт |
Охлаждение CPU | Thermalright Silver Arrow |
Корпус | CoolerMaster Test Bench V1.0 |
Операционная система | Windows 7 Ultimate X64 Service Pack 1 |
ПО для карт AMD | Catalyst 12.8 WHQL |
ПО для карт NVIDIA | 306,23 |
Настройки AMD Catalyst Control Center | |
---|---|
Antialiasing | Use application settings |
Anisotropic Filtering | Use application settings |
Tesselation | Use application settings |
Catalyst A.I., Texture Filtering Quality | Quality, Enable Surface Format Optimization |
Mipmap Detail Level | Quality |
Wait for V-Sync | Off, unless application specifies |
Anti-Aliasing Mode | Multi-sample AA |
Direct3D Settings, Enable Geomery Instancing | On |
Triple buffernig | Off |
Настройки NVIDIA Control Panel | |
Ambient Occlusion | Off |
Anisotropic Filtering | Application-controlled |
Antialiasing — Gamma correction | On |
Antialiasing — Mode | Application-controlled |
Antialiasing — Settings | Application-controlled |
Antialiasing — Transparency | Off |
CUDA — GPUs | All |
Maximum pre-rendered frames | 3 |
Multi-display/mixed-GPU acceleration | Multiple display performance mode |
Power management mode | Adaptive |
Texture filtering — Anisitropic sample optimization | Off |
Texture filtering — Negative LOD bias | Allow |
Texture filtering — Quality | Quality |
Texture filtering — Trilinear optimization | On |
Threaded optimization | Auto |
Triple buffering | Off |
Vertical sync | Use the 3D application settings |
Набор бенчмарков | ||||
---|---|---|---|---|
Программа | API | Настройки | Режим тестирования | Разрешение |
3DMark 2011 | DirectX 11 | Профили Performance, Extreme | ||
Unigine Heaven 2 | DirectX 11 | Макс. качество, DirectX 11, тесселяция в режиме Extreme | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis Warhead + Framebuffer Crysis Warhead Benchmarking Tool | DirectX 10 | Frost flythrough. Макс. настройки, DirectX 10 | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Metro 2033 + Metro 2033 Benchmark | DirectX 11 | Макс. настройки, DirectX 11, DOF, тесселяция, NVIDIA PhysX выкл. | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
DiRT 3 + Adrenaline Racing Benchmark Tool | DirectX 11 | Aspen, 8 машин. Макс. качество, DirectX 11 | AF, AA 4х | 1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis 2 + Adrenaline Crysis 2 Benchmark Tool | DirectX 11 | Central Park. Макс. качество, DirectX 11, текстуры высокого разрешения | AF 16x, Post MSAA + Edge AA | 1920х1080 / 2560х1440 |
Battlefield 3 + FRAPS | DirectX 11 | Начало миссии Going Hunting. Макс. качество. | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Batman: Arkham City. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Макс. качество | AF, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
The Elder Scrolls 5: Skyrim + FRAPS | DirectX 9 | Город Whiterun. Макс. качество | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Call of Duty: Modern Warfare 3 + FRAPS | DirectX 9 | Миссия Return to Sender. Макс. качество | AF, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Участники тестирования
В тестировании приняли участие следующие видеокарты:
Разгон, температура, энергопотребление
Базовая частота GTX 660 больше, чем у GTX 670, а вот максимальная прибавка от GPU Boost гораздо ниже: всего 91 МГц. В плане разгона GK106 не уступил GK104, достигнув частоты 1093 МГц со штатных 993 МГц. Максимальное значение Boost Clock при этом дотянулось до отметки 1185 МГц. Видеопамять также не подкачала, разогнавшись с 6008 до 7008 МГц эффективной частоты.
| Base Clock, МГц | Макс. Boost Clock, МГц | Base Clock, МГц (разгон) | Макс. зарегистрированная Boost Clock, МГц (разгон) |
---|---|---|---|---|
GeForce GTX 690 | 915 | 1071 (+156) | 1085 | 1241 (+156) |
GeForce GTX 680 | 1006 | 1110 (+104) | 1086 | 1177 (+91) |
GeForce GTX 670 | 915 | 1097 (+182) | 1035 | 1215 (+180) |
GeForce GTX 660 Ti | 915 | 1059 (+144) | 1116 | 1260 (+144) |
GeForce GTX 660 | 980 | 1071 (+91) | 1093 | 1185 (+92) |
GeForce GT 640 | 900 | НД | 1062 | НД |
Легкое повышение частоты GPU у карты ZOTAC никак не повлияло на итоговую прожорливость системы. Мощный разгон вручную также проявился слабо.
Нагрев GPU в штатном режиме не превышает этого параметра у GTX 660 Ti и Radeon HD 7850. Пусть с двумя тепловыми трубками, и все же фирменный кулер ZOTAC достаточно эффективен. Ценой ощутимого повышения уровня шума можно сбросить еще несколько градусов даже при разгоне карты.
Производительность, 3DMark 2011
⇡#Производительность, Unigine Heaven 2 + игровые тесты
Unigine Heaven 2 (DirectX 11)
Crysis Warhead (DirectX 10)
Metro 2033 (DirectX 11)
DiRT 3 (DirectX 11)
Crysis 2 (DirectX 11)
Battlefield 3 (DirectX 11)
Batman: Arkham City (DirectX 11)
The Elder Scrolls 5: Skyrim (DirectX 9)
Call of Duty: Modern Warfare 3 (DirectX 9)
⇡#ZOTAC GeForce GTX 660: производительность
В качестве акта перфекционизма сравним скорость карты ZOTAC на референсных частотах, при небольшом разгоне в 13 МГц, который обеспечил производитель, и при максимальных частотах, которых позволила достичь карта. Видно, что в играх заводской микроразгон дает разницу в пределах погрешности измерения. Разгон вручную также прибавляет лишь несколько FPS. 3DMark, как обычно, более чувствителен к разгону.
3DMark 2011
Unigine Heaven 2 + игровые тесты
GPU GK106 стал ценным дополнением к линейке Kepler. Как и GK104, новый процессор оказался весьма эффективным по соотношению TDP и производительности. В большинстве игр GTX 660 может легко заменить гораздо более горячий и прожорливый GeForce GTX 570 или Radeon HD 6970 и подчас наступает на пятки GTX 580. Самая близкая по энергопотреблению карта из серии AMD Southern Islands, Radeon HD 7850, по результатам всех бенчмарков, также не может конкурировать с GTX 660. Как и старшие карты на платформе Kepler, GTX 660 хорошо разгоняется, хотя практическая ценность разгона адаптеров этой ценовой категории и невелика.
С сугубо практической точки зрения GeForce GTX 660 представляет собой такой видеоадаптер, который за относительно небольшие деньги позволит играть в современные игры с максимальными настройками в разрешении 1920х1080, не чувствуя дефицита производительности.
Благодаря более компактному GPU, GTX 660 наверняка обходится дешевле в производстве, чем GTX 660 Ti, и если реальные цены карт в российской рознице не будут сильно отличаться от рекомендованной цены 8,5 тыс. руб., то у новинки есть шанс стать весьма выгодной покупкой в своей ценовой категории. За такую же сумму можно купить Radeon HD 6970, GeForce GTX 570 или недорогие варианты Radeon HD 7870. Первые две карты покупать нет никакого смысла ввиду более низкой производительности и гораздо более высокого TDP. Но и для HD 7870 GTX 660 представляет серьезную угрозу, так как при заметно меньшем энергопотреблении и габаритах он во многих тестах показывает равный, а подчас и более высокий уровень производительности.