Оригинал материала: https://3dnews.ru/638943

Pro Evolution Soccer 2013 — на 33% ближе к реальности. Рецензия

Жанр Симулятор
Издатель Konami
Издатель в России «1С-СофтКлаб»
Разработчик Konami (PES Productions)
Минимальные требования Процессор Intel Celeron D 2,8 ГГц/AMD Athlon 2,6 ГГц, 1 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9.0c и 512 Мбайт памяти, например NVIDIA GeForce 510/AMD ATI Radeon HD 5450, 8 Гбайт на жестком диске
Рекомендуемые требования Intel Core 2 Duo 2,6 ГГц /AMD Athlon 64 X2 2,8 ГГц, 3 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9.0c и 1 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GT 240/AMD ATI Radeon X1950 Pro
Дата выхода 20 сентября 2012 года
Возрастной ценз от 6 лет
Платформы PC, PS3, Xbox 360, Nintendo 3DS, Nintendo Wii, PS2, PSP
Официальный сайт игры

Игра протестирована на PC.

«Золотые» времена серии Pro Evolution Soccer главным образом пришлись на эпоху PlayStation 2 — грубо говоря, на период с 2002 по 2006 годы. Тогда, несмотря даже на чисто символическое количество лицензированного контента, японские футсимы на голову превосходили ежегодные выпуски от Electronic Arts — преимущественно за счёт большего реализма своей версии виртуального футбола.

Со сменой поколений ситуация кардинальным образом поменялась — серия FIFA резко преобразилась и похорошела (только на консолях, до персональных компьютеров прогресс дошёл лишь в 2010-м), а вот у Konami дела пошли на спад. Последние два года PES так и вовсе топталась на месте, в то время как канадский конкурент становился всё краше и ярче, обрастая ещё и весьма полезной социально-онлайновой функциональностью.

Однако в этом году японцы совершенно неожиданно удивили. Pro Evolution Soccer 2013 оказалась ощутимым шагом вперёд и во многих отношениях уверенно обходит свежих представителей жанра от Electronic Arts.

#Плавность и неторопливость

Любители футсимов со стажем должны помнить, что раньше (лет так десять назад) нормальным считалось выставлять 2-4 минуты реального времени на тайм. При большей продолжительности итоговый счёт на табло переставал походить на футбольный, следуя от хоккейного к баскетбольному. Автор статьи, к примеру, в своё время сильно страдал от безделья и развлекался в FIFA 2001 (земля ей пухом) с 45-минутным таймом — игра обычно заканчивалась с чем-то вроде 77:50.

С каждым годом виртуальный футбол прибавлял в реализме, а темп геймплея, в свою очередь, замедлялся. В результате на каждый отдельный матч приходилось тратить всё больше и больше времени. В Pro Evolution Soccer 2013 эта тенденция продолжается — здесь требуется, как минимум четверть часа на тайм. Такими темпами, глядишь, лет через десять и до всамделишного симулятора доживём, где каждый виртуальный поединок в плане хронометража будет идентичен настоящему.

Да, первое, на что обращаешь внимание в PES 2013, — заметно сниженная скорость игрового процесса, что явно пошло на пользу натуральности происходящего на экране. Матчи в меньшей степени напоминают ход маятника, когда обе команды в полном составе бегают от одних ворот к другим, практически не задерживаясь на середине поля. Стало больше позиционной борьбы в центре, индивидуальных стычек, а сам мяч, кажется, перестал перемещаться в пространстве с физическими параметрами хоккейной шайбы.

Улучшился контроль и дриблинг: футболисты умеют выполнять красивые и изящные финты, принимать и перехватывать передачи из разнообразных положений; сам мяч при этом не является неотъемлемой частью игрока и при неверном или резком движении может улететь в совершенно неожиданном направлении. Вообще, именно элемент случайности всегда оставался одной из главных приятностей Pro Evolution Soccer — в игре невозможно воссоздать две абсолютные идентичные ситуации, также как и в реальном футболе.

В пресс-релизах разработчики хвастаются ещё одним нововведением — концепцией тотального контроля. Если зажать один из левых шифтов на геймпаде, то около футболиста появится стрелочка с направлением, куда можно запустить мяч пасом/ударом/навесом. Честно говоря, не совсем понятно, для чего это сделано. Вполне сообразительный компьютер, как правило, нормально устанавливает расположение товарищей по команде, поэтому с пасами и навесами проблем возникнуть не может в принципе. А что касается удара, то здесь ещё проще — ворота не настолько огромные, чтобы нельзя было обойтись средствами обычного аналогового стика. То есть не совсем ясно, зачем вдруг пользователь откажется от традиционного управления, которое и без того работает нормально и точно. Впрочем, этот «тотальный контроль» нам никто не навязывает.

Кроме того, в очередной раз доработан искусственный интеллект. Защитники действуют точно в соответствии с тактической схемой, умеют использовать искусственный офсайд; при контроле мяча пользователем партнёры выбирают почти идеальные позиции для передач или даже мини-игр в «стеночку». Вратари стали вести себя адекватнее — откровенных ошибок и ляпов за множество сыгранных матчей нам так и не удалось заметить. Первому номеру команды может не хватать способностей отражать сложные удары, но с точки зрения позиционирования и принятия решений он никогда не подводит. И это даже немного скучновато, особенно при игре навесами с флангов, когда голкиперы уверенно перехватывают большинство высоких передач, занимая единственно правильное место в штрафной.

«Звёздным» футболистам вроде пресловутых Криштиану Роналду или Месси (а также ещё нескольким десяткам обладателей известных имён) приделали так называемую систему ProActive AI. Виртуальные модели точно повторяют своих реальных прототипов в плане анимации движений, физических параметров, даже манере праздновать забитые голы. Скажем, того же Златана Ибрагимовича можно легко отличить по одному силуэту, не глядя на внешность и футболку с номером.

Немного перемудрили с интерфейсом: количество опций по управлению тактической схемой команды сравнимо с оным в каком-нибудь футбольном менеджере. Попробуйте сразу, без всяческих подсказок, разобраться со всеми ручными параметрами и поменять расстановку во время матча на необходимую — есть мнение, что к успеху с первого раза придёт далеко не каждый.

#Японская бедность

А вот с внутриигровым контентом снова всё грустно. Хотя что это мы — разве это кого-то действительно удивляет?

Как обычно, всего пять лицензированных чемпионатов (итальянский, бразильский, испанский, французский и голландский) и ещё два первенства с выдуманными клубами и исковерканными фамилиями футболистов — английское и португальское. Кроме того, присутствуют несколько команд из прочих лиг, среди которых наши традиционные «Зенит», «Спартак» и ЦСКА. Да, ещё в PES 2013 есть 81 национальная команда и пара дюжин стадионов.

Сравнивать всё это с десятками национальных лиг и тысячами реально существующих клубов в FIFA 13 — бессмысленно и как-то даже противно. Из года в год главной проблемой серии Pro Evolution Soccer остается недостаток лицензированного содержимого. Но в Konami с этой бедой борются как-то совсем уж неохотно — праздником стало появление несколько лет назад «Лиги чемпионов» и Кубка Либертадорес, но этим японцы пока что и ограничились.

Правда, проблема с неправильными названиями и именами легко решается неофициальным патчем со всеми необходимыми изменениями (например, с добавлением чемпионата Германии и «Арсеналом» вместо несуществующего North London), который ежегодно появляется в Сети спустя пару дней после релиза самой игры.

Сами игровые режимы в Pro Evolution Soccer 2013 нисколько не поменялась с прошлого года — всё те же привычные «Стань легендой», Мастер-лига и уже упомянутые выше клубные кубки Старого и Нового Света. По всей видимости, ждать кардинальных перемен в содержании футсимов от Konami придётся до следующего поколения — дай боже, появятся новые чемпионаты и хоть как-то решатся недоразумения с лицензиями.

Сегодня можно вновь озвучить известное пожелание, которое часто повторяли в лучшие времена серии Pro Evolution Soccer. Мол, прицепить бы к этому геймплею всю базу от FIFA... Konami предлагает лучший на сегодня симулятор футбола. Да, далеко не во всём идеальный, но в этом году японцы достигли куда более впечатляющих результатов, чем их канадские конкуренты.

Достоинства:

  • высокая реалистичность поведения футболистов и мяча на поле;
  • великолепная анимация, особенно виртуальных аналогов футбольных звёзд;
  • важный элемент непредсказуемости в игре — то, что и должно быть в настоящем футболе.

Недостатки:

  • лицензии, лицензии, лицензии;
  • местами неудобный интерфейс.
Графика С точки зрения визуального ряда PES 2013 мало чем отличается от своих предшественников, которые и без того выглядели очень даже неплохо. В целом можно посетовать разве что на лица футболистов — далеко не всегда они смоделированы удачно. 9
Звук Хиленький саундтрек и откровенно раздражающий комментатор Джон Чемпион. Впрочем, в футбольном симуляторе звук — последнее, на что надо обращать внимание. 8
Одиночная игра Искусственный интеллект — отличный соперник, а каждый пользователь найдёт себе наиболее подходящий уровень сложности. Жаль, что игровых режимов не так много, как хотелось бы. 9
Коллективная игра Вполне обычная функциональность с сетевыми товарищескими матчами и онлайновыми лигами. Пользователи могут объединяться в сообщества по географическому признаку. Короче говоря, необходимый минимум, который совершенно не выдерживает сравнения с социальной глубиной FIFA. 8
Общее впечатление Если закрыть глаза на недостаточное количество контента, то перед нами — почти идеальный симулятор футбола. 9

Подробнее о системе оценок

#Видео:

#Ссылки по теме:



Оригинал материала: https://3dnews.ru/638943