Жанр | Симулятор |
Издатель | Konami |
Издатель в России | «1С-СофтКлаб» |
Разработчик | Konami (PES Productions) |
Минимальные требования | Процессор Intel Celeron D 2,8 ГГц/AMD Athlon 2,6 ГГц, 1 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9.0c и 512 Мбайт памяти, например NVIDIA GeForce 510/AMD ATI Radeon HD 5450, 8 Гбайт на жестком диске |
Рекомендуемые требования | Intel Core 2 Duo 2,6 ГГц /AMD Athlon 64 X2 2,8 ГГц, 3 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9.0c и 1 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GT 240/AMD ATI Radeon X1950 Pro |
Дата выхода | 20 сентября 2012 года |
Возрастной ценз | от 6 лет |
Платформы | PC, PS3, Xbox 360, Nintendo 3DS, Nintendo Wii, PS2, PSP |
Официальный сайт игры |
Игра протестирована на PC.
«Золотые» времена серии Pro Evolution Soccer главным образом пришлись на эпоху PlayStation 2 — грубо говоря, на период с 2002 по 2006 годы. Тогда, несмотря даже на чисто символическое количество лицензированного контента, японские футсимы на голову превосходили ежегодные выпуски от Electronic Arts — преимущественно за счёт большего реализма своей версии виртуального футбола.
Со сменой поколений ситуация кардинальным образом поменялась — серия FIFA резко преобразилась и похорошела (только на консолях, до персональных компьютеров прогресс дошёл лишь в 2010-м), а вот у Konami дела пошли на спад. Последние два года PES так и вовсе топталась на месте, в то время как канадский конкурент становился всё краше и ярче, обрастая ещё и весьма полезной социально-онлайновой функциональностью.
Однако в этом году японцы совершенно неожиданно удивили. Pro Evolution Soccer 2013 оказалась ощутимым шагом вперёд и во многих отношениях уверенно обходит свежих представителей жанра от Electronic Arts.
Любители футсимов со стажем должны помнить, что раньше (лет так десять назад) нормальным считалось выставлять 2-4 минуты реального времени на тайм. При большей продолжительности итоговый счёт на табло переставал походить на футбольный, следуя от хоккейного к баскетбольному. Автор статьи, к примеру, в своё время сильно страдал от безделья и развлекался в FIFA 2001 (земля ей пухом) с 45-минутным таймом — игра обычно заканчивалась с чем-то вроде 77:50.
С каждым годом виртуальный футбол прибавлял в реализме, а темп геймплея, в свою очередь, замедлялся. В результате на каждый отдельный матч приходилось тратить всё больше и больше времени. В Pro Evolution Soccer 2013 эта тенденция продолжается — здесь требуется, как минимум четверть часа на тайм. Такими темпами, глядишь, лет через десять и до всамделишного симулятора доживём, где каждый виртуальный поединок в плане хронометража будет идентичен настоящему.
Да, первое, на что обращаешь внимание в PES 2013, — заметно сниженная скорость игрового процесса, что явно пошло на пользу натуральности происходящего на экране. Матчи в меньшей степени напоминают ход маятника, когда обе команды в полном составе бегают от одних ворот к другим, практически не задерживаясь на середине поля. Стало больше позиционной борьбы в центре, индивидуальных стычек, а сам мяч, кажется, перестал перемещаться в пространстве с физическими параметрами хоккейной шайбы.
Улучшился контроль и дриблинг: футболисты умеют выполнять красивые и изящные финты, принимать и перехватывать передачи из разнообразных положений; сам мяч при этом не является неотъемлемой частью игрока и при неверном или резком движении может улететь в совершенно неожиданном направлении. Вообще, именно элемент случайности всегда оставался одной из главных приятностей Pro Evolution Soccer — в игре невозможно воссоздать две абсолютные идентичные ситуации, также как и в реальном футболе.
В пресс-релизах разработчики хвастаются ещё одним нововведением — концепцией тотального контроля. Если зажать один из левых шифтов на геймпаде, то около футболиста появится стрелочка с направлением, куда можно запустить мяч пасом/ударом/навесом. Честно говоря, не совсем понятно, для чего это сделано. Вполне сообразительный компьютер, как правило, нормально устанавливает расположение товарищей по команде, поэтому с пасами и навесами проблем возникнуть не может в принципе. А что касается удара, то здесь ещё проще — ворота не настолько огромные, чтобы нельзя было обойтись средствами обычного аналогового стика. То есть не совсем ясно, зачем вдруг пользователь откажется от традиционного управления, которое и без того работает нормально и точно. Впрочем, этот «тотальный контроль» нам никто не навязывает.
Кроме того, в очередной раз доработан искусственный интеллект. Защитники действуют точно в соответствии с тактической схемой, умеют использовать искусственный офсайд; при контроле мяча пользователем партнёры выбирают почти идеальные позиции для передач или даже мини-игр в «стеночку». Вратари стали вести себя адекватнее — откровенных ошибок и ляпов за множество сыгранных матчей нам так и не удалось заметить. Первому номеру команды может не хватать способностей отражать сложные удары, но с точки зрения позиционирования и принятия решений он никогда не подводит. И это даже немного скучновато, особенно при игре навесами с флангов, когда голкиперы уверенно перехватывают большинство высоких передач, занимая единственно правильное место в штрафной.
«Звёздным» футболистам вроде пресловутых Криштиану Роналду или Месси (а также ещё нескольким десяткам обладателей известных имён) приделали так называемую систему ProActive AI. Виртуальные модели точно повторяют своих реальных прототипов в плане анимации движений, физических параметров, даже манере праздновать забитые голы. Скажем, того же Златана Ибрагимовича можно легко отличить по одному силуэту, не глядя на внешность и футболку с номером.
Немного перемудрили с интерфейсом: количество опций по управлению тактической схемой команды сравнимо с оным в каком-нибудь футбольном менеджере. Попробуйте сразу, без всяческих подсказок, разобраться со всеми ручными параметрами и поменять расстановку во время матча на необходимую — есть мнение, что к успеху с первого раза придёт далеко не каждый.
А вот с внутриигровым контентом снова всё грустно. Хотя что это мы — разве это кого-то действительно удивляет?
Как обычно, всего пять лицензированных чемпионатов (итальянский, бразильский, испанский, французский и голландский) и ещё два первенства с выдуманными клубами и исковерканными фамилиями футболистов — английское и португальское. Кроме того, присутствуют несколько команд из прочих лиг, среди которых наши традиционные «Зенит», «Спартак» и ЦСКА. Да, ещё в PES 2013 есть 81 национальная команда и пара дюжин стадионов.
Сравнивать всё это с десятками национальных лиг и тысячами реально существующих клубов в FIFA 13 — бессмысленно и как-то даже противно. Из года в год главной проблемой серии Pro Evolution Soccer остается недостаток лицензированного содержимого. Но в Konami с этой бедой борются как-то совсем уж неохотно — праздником стало появление несколько лет назад «Лиги чемпионов» и Кубка Либертадорес, но этим японцы пока что и ограничились.
Правда, проблема с неправильными названиями и именами легко решается неофициальным патчем со всеми необходимыми изменениями (например, с добавлением чемпионата Германии и «Арсеналом» вместо несуществующего North London), который ежегодно появляется в Сети спустя пару дней после релиза самой игры.
Сами игровые режимы в Pro Evolution Soccer 2013 нисколько не поменялась с прошлого года — всё те же привычные «Стань легендой», Мастер-лига и уже упомянутые выше клубные кубки Старого и Нового Света. По всей видимости, ждать кардинальных перемен в содержании футсимов от Konami придётся до следующего поколения — дай боже, появятся новые чемпионаты и хоть как-то решатся недоразумения с лицензиями.
Сегодня можно вновь озвучить известное пожелание, которое часто повторяли в лучшие времена серии Pro Evolution Soccer. Мол, прицепить бы к этому геймплею всю базу от FIFA... Konami предлагает лучший на сегодня симулятор футбола. Да, далеко не во всём идеальный, но в этом году японцы достигли куда более впечатляющих результатов, чем их канадские конкуренты.
Достоинства:
Недостатки:
Графика | С точки зрения визуального ряда PES 2013 мало чем отличается от своих предшественников, которые и без того выглядели очень даже неплохо. В целом можно посетовать разве что на лица футболистов — далеко не всегда они смоделированы удачно. | 9 |
Звук | Хиленький саундтрек и откровенно раздражающий комментатор Джон Чемпион. Впрочем, в футбольном симуляторе звук — последнее, на что надо обращать внимание. | 8 |
Одиночная игра | Искусственный интеллект — отличный соперник, а каждый пользователь найдёт себе наиболее подходящий уровень сложности. Жаль, что игровых режимов не так много, как хотелось бы. | 9 |
Коллективная игра | Вполне обычная функциональность с сетевыми товарищескими матчами и онлайновыми лигами. Пользователи могут объединяться в сообщества по географическому признаку. Короче говоря, необходимый минимум, который совершенно не выдерживает сравнения с социальной глубиной FIFA. | 8 |
Общее впечатление | Если закрыть глаза на недостаточное количество контента, то перед нами — почти идеальный симулятор футбола. | 9 |