Жанр | Стратегия в реальном времени |
Издатель | SEGA |
Издатель в России | «1С-СофтКлаб» |
Разработчик | Relic Entertainment |
Минимальные требования | Windows Vista/7/8; процессор Intel Core 2 Duo E4400 2,0 ГГц или AMD Athlon 64 X2 Dual Core 4600+ 2,4 ГГц, 2 Гбайт ОЗУ, видеокарта с поддержкой DirectX 10 и 512 Мбайт видеопамяти, например NVIDIA GeForce 8800GS или AMD Radeon HD 2900 GT; 11 Гбайт свободного места на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись в Steam |
Рекомендуемые требования | Windows 7/8; процессор Intel Core 2 Quad Q6400 или AMD Phenom 9600B Quad-Core с тактовой частотой 2,13 ГГц; 4 Гбайт ОЗУ; видеокарта c поддержкой DirectX 11 и 1 Гбайт видеопамяти, например NVIDIA GeForce GTS 450 или AMD Radeon HD 6670 |
Дата выхода | 25 июня 2013 года |
Возрастной ценз | от 17 лет |
Платформы | PC |
Официальный сайт |
Пусть фриц помнит русскую катюшу,
Пусть услышит, как она поет:
Из врагов вытряхивает души,
А своим отвагу придает!
⇡#Песня «Катюша» во фронтовой интерпретации
Не знаю, как у вас, дорогие читатели, но лично у меня ситуация, когда какие-то исторически значимые для нашего человека события начинают обыгрываться западными деятелями культуры, вызывает двоякие ощущения. Особенно когда дело касается Великой Отечественной войны. С одной стороны, это вроде как жест почтения, отдающий должное подвигу советских людей в час тяжелейших испытаний. Но в то же время понимаешь, что все это неизменно пропущено через призму западного восприятия. А дай еще волю стереотипам — и даже самое благое начинание рискует стать чем-то невразумительным, искаженным и хорошо, если не оскорбительным. Так было, например, с фильмом «Враг у ворот», так произошло и с игрой, ставшей темой нашего сегодняшнего разговора.
Оригинальная Company of Heroes была, простите за тавтологию, игрой про героев. Не попирая исторической достоверности, она как могла чествовала простых американских парней в лице роты «Эйбл». С помощью цифровых солдатиков канадские разработчики разыгрывали всамделишную военную драму, к которой очень трудно было оставаться равнодушным. Отвага, смелость, самоотверженность — игра воспевала эти качества, и человек за клавиатурой и мышкой постепенно проникался ими. От второй части, обратившейся к событиям на Восточном фронте, хотелось ожидать того же самого, и преисполненные пафоса трейлеры крепили наши надежды. Но — не случилось. То есть среди русских герои, конечно же, были, но сиквел, к сожалению, акцентирует внимание скорее на том, чем в Советском Союзе такие герои заканчивали.
1952 год, Норильск. К одному из обитателей здешнего ГУЛАГа с визитом из самой Москвы прибывает посетитель. Они знают друг друга — вместе воевали. Но они больше не товарищи по оружию. Один — молодой офицер Лев Исакович, до конца верный своим людям и разочаровавшийся в собственном начальстве, за что и сосланный в места не столь отдаленные. Второй — полковник-чекист, представитель того самого начальства, без раздумий бросавший сотни бойцов на верную смерть и теперь ведущий дело своего бывшего подчиненного. Сидя в тесной каморке, они вспоминают события отгремевшей войны во всем её неприглядном свете.
Неправильно взятый вектор повествования — вот, пожалуй, единственный серьезный просчет разработчиков. Каждая из полутора десятков миссий представляет собой воспоминания Исаковича, в ходе которых игрок переживает те ужасы, которые молодому лейтенанту довелось повидать за годы Великой Отечественной. Игра охватывает практически все основные события войны на Восточном фронте, от Сталинграда до Берлина. Беда в том, что складываются они не в летопись победы советского народа над фашистскими агрессорами, а в историю падения одного человека. Тактика выжженной земли, заградотряды, согласно приказу 227 «Ни шагу назад!» расстреливающие отступающих солдат, добивание сдающихся немцев, безжалостное забрасывание врага пушечным мясом из новобранцев — разработчики словно нарочно концентрируют в игре весь негатив, приписываемый советскому военному руководству и Красной армии. Я не историк — и рассуждать о правдоподобии такого отражения действительности не стану. Скажу лишь, что этой игре такой подход совершенно не к лицу. Те же репортажи «от советского информбюро» с большим упором на героическую борьбу русских солдат с врагом были бы на порядок лучшей основой для повествования.
Но, как бы то ни было, в качестве исполнения кампании не откажешь. Разработчики не бросают серьезного вызова игроку, а берут его за руку и аккуратно ведут по полю боя, давая насмотреться и проникнуться. Company of Heroes 2, как и первая часть, отличается совершенно феноменальной степенью погружения, вплотную приблизившейся к таковой у перворазрядных шутеров. Повсеместные скрипты, зрелищность, шикарная графика и анимация, внимание к деталям — все работает на благо атмосферности и драмы, и работает, надо сказать, чертовски успешно.
При этом миссии разнообразны и проходят по своим особым условиям. Тут есть и отчаянная оборона под натиском превосходящих сил противника, и масштабные наступления, и тайные операции — словом, все, что душа пожелает. А если кампании окажется мало, к вашим услугам новый режим «Театр военных действий». Он представляет собой набор заданий, воссозданных по архивным документам и обыгрывающих важные события каждого года войны, причем как со стороны СССР, так и с позиции немцев. Пока что таких миссий не очень много, но со временем разработчики обещают добавлять новые.
Впрочем, для настоящего стратега что кампания, что «Театр военных действий» — баловство и детский лепет. Как это часто бывает с глубокими RTS, весь свой потенциал Company of Heroes 2 раскрывает только в мультиплееере. Никакого сюжета, никаких скриптов, никакого показушного антуража и, главное, никаких поблажек — только тактика в чистом виде.
Со времен «беты» игра практически не изменилась. Расширился список карт, прибавили в числе бонусы для настройки армии, появилось нормальное окно профиля с кучей возможных медалей и плашек, — обновки по большей части косметического плана. Серьезных инноваций, по сути, всего две, и на них стоит еще раз остановиться поподробнее.
Первая — это широко разрекламированная суровая русская зима, она же «генерал Мороз». Добрая половина карт выполнена в заснеженном антураже, так что придется привыкать. Война в зимних условиях чревата кучей проблем, но в то же время открывает много новых возможностей. Лютый холод — страшный враг любой пехоты. Не боятся его только снайперы, все же остальные, оказавшись по недосмотру командира вдалеке от спасительного тепла, быстро отдают богу души. Самый верный способ защититься от мороза — разводить костры. Окопы и прочие укрытия уберегут солдат от пробирающего ветра, но не согреют. Зимой начинаешь, как никогда, любить бронетранспортеры, позволяющие передислоцировать войска без риска обморожения.
Неотъемлемые атрибуты любой зимы — снег и лед. Большие снежные наносы сильно замедляют продвижение пехоты и бронетехники, делая их легкими мишенями для грамотной засады. Лед же — штука еще более коварная. Скованные им реки представляют отличную переправу для наступающих частей. Но несколько метко брошенных гранат или удачный артиллерийский залп могут расколоть твердый покров и попросту утопить марширующую армию. Искусственный интеллект, к слову, прекрасно обо всем этом осведомлен и с радостью использует грязные трюки против вас.
Вторая фишка — полностью переработанная система обзора, получившая название True Sight. Больше никаких абстрактных «радиусов зрения» и им подобных. Отныне солдаты, как живые люди, видят только то, что могут. То есть посмотреть, что находится за стеной, можно, лишь обогнув её. Таким образом, противники могут стоять чуть ли не вплотную друг к другу и ничего не подозревать. Разведка в таких условиях приобретает решающее значение.
Добавить сюда еще миллион мелких факторов вроде разницы в точности между винтовками и автоматами — и получим огромный простор для тактических маневров. Стратегии от Relic в этом плане всегда были уникальны. Они умудрялись соблюдать баланс, не скатываясь ни в картонные условности, ни в лютый реализм. И Company of Heroes 2 является венцом такого подхода.
Как стратегия Company of Heroes 2 близка к идеалу, тем самым оправдывая все те почести, что оказывались её предшественницам и их канадским создателям. Но механику трудно отделить от контекста, и это бросает тень на всю игру. Непонятно, почему Relic пошла именно по этому пути, сгущая краски и нагнетая драму там, где, пожалуй, и не следовало бы. Вот и получается невеселая картина — игра-то вроде как про победу, но уже не про героев.
Достоинства:
Недостатки:
Локализация
Игра про русских просто не могла быть переведена плохо. На деле «1С-СофтКлаб» неплохо потрудилась, переложив довольно-таки немаленькую текстовую составляющую на русский язык. По крайней мере никаких серьезных ошибок или опечаток замечено не было. К озвучению претензий тоже нет: голоса подобраны вполне удачно, а различные комментарии солдат в редкие минуты спокойствия («Эх, а пироги самые вкусные в Киеве!» или «Американцы прислали нам бронетранспортеры, но почему не Марлен Дитрих?») позволяют отвлечься и слегка расслабиться.
Оценка локализации: 9
Графика | Перебороть Company of Heroes 2 в визуальном плане сейчас не может не одна другая стратегия — да и вряд ли кто-то сможет как минимум до релиза новой Command & Conquer. Все реалистично, красиво и проработано до мелочей. В какой еще RTS вы можете буквально посмотреть своим подчиненным в глаза? | 10 |
Звук | Тяжелые военные мотивы да пафосные псевдосоветские гимны — особым разнообразием саундтрек похвастаться не может. Впрочем, даже то, что есть, звучит очень неплохо и к месту. | 8 |
Одиночная игра | Единственное, что хочется порекомендовать перед игрой в Company of Heroes 2, — не стоит принимать близко к сердцу все то, что рассказывают нам разработчики. Так и нервы целее будут, и удовольствие от качественной кампании никуда не пропадет. | 8 |
Коллективная игра | В игре канадцев, в отличие от той же StarCraft II, в мультиплеере не бушуют эмоции и по лбу не текут реки пота. Здесь все относительно неторопливо и размеренно, но при этом подчинено глубокой тактике и чертовски увлекательно. | 9 |
Общее впечатление | Очень хорошая, образцовая стратегия, которую нам трудно воспринимать непредвзято из-за странного подхода канадцев к близкой русским теме. | 8 |