Линейки GeForce 600 и GeForce 700 сейчас сосуществуют в ряду продукции NVIDIA. GTX 780 расположилась над предыдущим модельным рядом, а из остальных производитель пока заменил только две модели: GTX 680 и GTX 660 Ti, на смену которым пришли GTX 770 и GTX 760 соответственно. Остальные будут удерживать свои места вплоть до предполагаемых осенних релизов NVIDIA. В числе долгожителей оказался GeForce GTX 670, который занимает промежуточное положение между GTX 760 и GTX 770 как по набору активных вычислительных блоков, так и по производительности в реальных приложениях.
На момент выхода в мае прошлого года GeForce GTX 670 был весьма привлекательным предложением, как обычно и бывает с видеокартами, вторыми по старшинству после флагмана в своей линейке: производительность отличается ненамного, а вот цена заметно ниже. Сегодня, в окружении GTX 760 с одной стороны и GTX 770 с другой, позиция этой модели не столь выгодна, ибо GTX 770 дистанцировался по производительности от GTX 670 благодаря оптимизациям, которые отличают его от GeForce GTX 680, а GTX 760 благодаря схожей конфигурации подчас минимально отличается от GTX 670.
В такой ситуации GTX 670 выглядит как ближайший кандидат на замену какой-нибудь свежей моделью из серии GeForce 700, но с практической точки зрения видеокарты на основе этого SKU не утратили своей привлекательности. Производительность GTX 670 достаточна для комфортной частоты смены кадров в большинстве современных игр, за исключением наиболее требовательных, таких как Crysis 3 или Far Cry 3. А минимальная розничная цена на простые модификации GTX 670 уже опустилась до 10 тыс. рублей (по данным московских интернет-магазинов).
Большим достоинством GTX 670 является его энергоэкономичность. Графический процессор GK104 изначально задумывался как чип второй категории в семействе Kepler, поэтому неудивительно, что видеокарты на его основе обладают довольно низким TDP, если только не выжимать из GK104 последние соки, как NVIDIA вынуждена была сделать с GeForce GTX 680 и GTX 770. Энергетический пакет GTX 670 составляет 170 Вт. Низкий TDP не только обуславливает низкие требования к мощности блока питания, но и позволяет GTX 670 обходиться не самой мощной системой охлаждения, а референсный образец этой модели удивил нас тем, на какой компактной плате разместился GPU. Фактически PCB занимает только две трети длины всего устройства, а остальное добавляет кожух кулера.
Разумеется, конечные производители видеокарт на базе GTX 670 воспользовались низким энергопотреблением чипа для того, чтобы представить модели с повышенными тактовыми частотами, а платы оригинального дизайна обладают стандартными для этого класса продуктов габаритами и мощными системами охлаждения. Удивительно, что потребовался целый год с момента релиза GeForce GTX 670, чтобы кто-то из партнеров NVIDIA двинулся в обратном направлении — сконструировал мощную видеокарту компактного форм-фактора, для чего GTX 670 обладает идеальными данными. Вот он — ASUS GeForce GTX 670 DirectCU Mini.
⇡#Технические характеристики, комплект поставки, цена
Несмотря на то, что производительность не является приоритетом для компактной видеокарты, ASUS немного подняла частоту GPU — с референсных 915 до 928 МГц. Boost Clock увеличился с 980 до 1006 МГц. Как видите, разница Boost Clock выше, чем разница базовых частот. Стало быть, механизм GPU Boost должен работать более агрессивно, чем у референсной видеокарты.
ASUS GeForce GTX 670 DirectCU Mini (GTX670-DCMOC-2GD5) | NVIDIA GeForce GTX 670 | |
---|---|---|
Основные компоненты | ||
GPU | GK104 | GK104 |
Число транзисторов | 3 540 млн | 3 540 млн |
Техпроцесс, нм | 28 | 28 |
Тактовая частота GPU, МГц: Base Clock / Boost Clock | 928/1006 | 915/980 |
Потоковые процессоры | 1344 | 1344 |
Текстурные блоки | 112 | 112 |
ROPs | 32 | 32 |
Видеопамять: тип, объем, Мбайт | GDDR5, 2048 | GDDR5, 2048 |
Тактовая частота памяти: реальная (эффективная), МГц | 1502 (6008) | 1502 (6008) |
Ширина шины памяти, бит | 256 | 256 |
Интерфейс | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 |
Вывод изображения | ||
Интерфейсы | 1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI 1.4a, 1 x DisplayPort 1.2 |
1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI 1.4a, 1 x DisplayPort 1.2 |
Макс. разрешение | VGA: 2048x1536, DVI: 2560x1600, HDMI: 4096х2160, DP: 4096x2160 |
VGA: 2048x1536, DVI: 2560x1600, HDMI: 4096х2160, DP: 4096x2160 |
Макс. потребляемая мощность, Вт | НД | 170 |
Средняя розничная цена, руб. | Нет данных | Нет данных |
Комплект поставки спартанский: диск с ПО, бумажная инструкция по эксплуатации и переходник с двух шестиконтактных разъемов питания на восьмиконтактный.
В московских интернет-магазинах ASUS GeForce GTX 670 DirectCU Mini найти не удалось, так что пока не известно, сколько карта будет стоить, когда появится у нас в широкой рознице. Но в США ее рекомендованная цена составляет $399, что в пересчете на рубли заметно больше стоимости самых дешевых версий GTX 670.
Карточка создана на базе столь же компактной PCB, как и референсный образец GeForce GTX 670, вот только кулер целиком поместился в габариты печатной платы. Плата GTX 670 Mini даже чуть-чуть короче, чем у референсного адаптера, но нетрудно заметить маленькую хитрость со стороны инженеров ASUS: плата больше по ширине.
Система охлаждения представляет комбинацию радиального дизайна вентилятора, свойственного референсным видеокартам, и аксиального дизайна открытых кулеров, который предпочитают конечные производители адаптеров. Основной массив ребер радиатора расположен вокруг крыльчатки, утопленной внутрь радиатора. Напоминает некогда популярные процессорные кулеры Orb производства Thermaltake и их идейных наследников от Zalman, ныне вытесненных из этой ниши башенными конструкциями на теплотрубках.
Большую часть воздушной массы система охлаждения выбрасывает внутрь корпуса ПК через открытые окошки в кожухе видеокарты, но небольшой ветерок поддувает и через скромный блок прорезей в монтажной планке.
В других видеокартах ASUS, несущих ярлык DirectCU, применяются радиаторы с тепловыми трубками, напрямую контактирующими с кристаллом GPU. Радиатор GeForce GTX 670 DirectCU Mini тепловых трубок не имеет, зато в основании лежит медная испарительная камера — редко встречающееся решение даже для топовых видеокарт. Алюминиевая часть подошвы через теплопроводные прокладки прижата к микросхемам памяти, находящимся на лицевой поверхности PCB, и элементам системы питания. Чипы на обратной стороне обходятся без дополнительного охлаждения.
Кстати, в работе видеокарта достаточно тихая, хотя шумит все-таки немного больше в сравнении с лучшими образцами крупноформатных карт с системами охлаждения открытого типа.
По набору и расположению видеовыходов GTX 670 DirectCU Mini не отличается от референсной версии GeForce GTX 670.
По причине скромных габаритов платы система питания включает лишь пять фаз: четыре для GPU и одну — для чипов памяти. Модель контроллера — Richtek RT8867A. В схеме питании карты есть два нетривиальных решения. Во-первых, вместо привычных шестиконтактных разъемов питания на плате разведен один восьмиконтактный. Пусть это станет примером для других производителей, ведь восьмиконтактник имеет номинал мощности 150 Вт — ровно как два шестиконтактника. А в результате к карточке удобнее подключать питание, к тому же экономится копеечка на стоимости PCB. На оборотной стороне платы находится светодиодный индикатор, который сигнализирует о том, есть ли ток в разъеме дополнительного питания.
Вторая особенность платы — пластинка с ярлыком Direct Power, по которой подается питание на контакты GPU, расположенные в противоположной стороне от МОСФЕТов системы питания. Таким образом ASUS избавилась от необходимости вести дорожки по плате вокруг GPU. Кроме того, проводник с большим сечением имеет меньшее сопротивление, и, как утверждает производитель, плата меньше нагревается. Если присмотреться, то пластинка представляет собой не цельный кусок металла — ее наружная часть изолирована от собственно медной шины, что защищает плату от случайного замыкания.
Установленные микросхемы памяти производства Hynix предназначены для работы на частоте 6 ГГц.
Конфигурация тестовых стендов | ||
---|---|---|
CPU | Intel Core i7-3960X @ 4,6 ГГц (100x46) | Intel Core i7-3970X @ 4,6 ГГц (100x46) |
Материнская плата | ASUS P9X79 Pro | |
Оперативная память | DDR3 Kingston HyperX 4x2 Гбайт @ 1600 МГц, 9-9-9 | |
ПЗУ | Intel SSD 520 240 Гбайт | |
Блок питания | IKONIK Vulcan, 1200 Вт | Seasonic Platinum-1000, 1000 Вт |
Охлаждение CPU | Thermalright Archon | |
Корпус | CoolerMaster Test Bench V1.0 | |
Операционная система | Windows 7 Ultimate X64 Service Pack 1 | |
ПО для карт NVIDIA | 320,14 |
Для измерения мощности системы используется стенд с блоком питания IKONIK Vulcan 1200 Вт. Энергосберегающие технологии CPU во всех тестах отключены. Шина PCI-Express работает в режиме 3.0. Для активации PCI-E 3.0 на видеокартах серий GeForce 600 и 700 в системе на чипсете X79 применяется патч от NVIDIA.
Настройки AMD Catalyst Control Center | |
---|---|
Antialiasing | Use application settings |
Anisotropic Filtering | Use application settings |
Tesselation | Use application settings |
Catalyst A.I., Texture Filtering Quality | Quality, Enable Surface Format Optimization |
Mipmap Detail Level | Quality |
Wait for V-Sync | Off, unless application specifies |
Anti-Aliasing Mode | Multi-sample AA |
Direct3D Settings, Enable Geomery Instancing | On |
Triple buffernig | Off |
Настройки NVIDIA Control Panel | |
Ambient Occlusion | Off |
Anisotropic Filtering | Application-controlled |
Antialiasing — Gamma correction | On |
Antialiasing — Mode | Application-controlled |
Antialiasing — Settings | Application-controlled |
Antialiasing — Transparency | Off |
CUDA — GPUs | All |
Maximum pre-rendered frames | 3 |
Multi-display/mixed-GPU acceleration | Multiple display performance mode |
Power management mode | Adaptive |
Texture filtering — Anisitropic sample optimization | Off |
Texture filtering — Negative LOD bias | Allow |
Texture filtering — Quality | Quality |
Texture filtering — Trilinear optimization | On |
Threaded optimization | Auto |
Triple buffering | Off |
Vertical sync | Use the 3D application settings |
В настройках драйвера NVIDIA всегда в качестве процессора для вычисления PhysX выбирается CPU. В настройках AMD опция всегда Tesselation переводится из состояния AMD Optimized в Use application settings.
Набор бенчмарков | ||||
---|---|---|---|---|
Программа | API | Настройки | Анизотропная фильтрация, полноэкранное сглаживание | Разрешение |
3DMark 2011 | DirectX 11 | Профиль Extreme | - | - |
3DMark | DirectX 11 | Тест Fire Strike (не Extreme) | - | - |
Unigine Heaven 2 | DirectX 11 | DirectX 11, макс. качество, тесселяция в режиме Extreme | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis Warhead + Framebuffer Crysis Warhead Benchmarking Tool | DirectX 10 | DirectX 10, макс. качество. Демо Frost Flythrough | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis 2 + Adrenaline Crysis 2 Benchmark Tool | DirectX 11 | DirectX 11, макс. качество, текстуры высокого разрешения. Миссия A Walk in the Park | AF 16x, Post MSAA + Edge AA | 1920х1080 / 2560х1440 |
Battlefield 3 + FRAPS | DirectX 11 | Макс. качество. Начало миссии Going Hunting | AF 16x, MSAA 4x + FXAA | 1920х1080 / 2560х1440 |
Batman: Arkham City. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Макс. качество | AF, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
DiRT Showdown . Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Макс. качество, Global Illumination вкл. Трасса Shibuya, 8 машин | AF, AA 4х | 1920х1080 / 2560х1440 |
Far Cry 3 + FRAPS | DirectX 11 | DirectX 11, макс. качество, HDAO. Начало миссии Secure the Outpost | AF, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Tomb Raider. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Макс. качество | AF 16x, SSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Bioshock Infinite. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Макс. качество. Postprocessing: normal | AF 16x, FXAA | 1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis 3 + FRAPS | DirectX 11 | Макс. качество. Начало миссии Post Human | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Metro: Last Light. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Макс. качество | AF 16x, SSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
⇡#Разгон, температура, энергопотребление
От видеокарты с такими исходными данными, как у ASUS GeForce GTX 670 DirectCU Mini, не стоит ожидать высоких достижений в области разгона. И все же нам удалось добиться неплохих результатов. Карта была стабильна на базовой частоте вплоть до 1048 МГц, что означает прирост в 120 МГц. Имеющийся у нас референсный образец GeForce GTX 670 разгоняется несколько хуже. Видеопамять запустилась на эффективной частоте 7008 МГц — дополнительный гигагерц относительно штатных спецификаций. Залогом разгона стало увеличение лимита энергопотребления карты (Power Target) до 120%. Как обычно, на всякий случай система охлаждения была запущена на полные обороты.
ASUS не объявила TDP видеокарты, но, несмотря на то, что частоты GPU мало отличаются от референсных, была зарегистрирована заметно большая пиковая мощность системы с GeForce GTX 670 DirectCU Mini на борту. Впрочем, напомним, что замеры пиковой мощности не позволяют уверенно судить о среднем энергопотреблении видеокарт. Дополнительный разгон, разумеется, ощутимо сказывается на мощности.
Несмотря на скромные габариты, система охлаждения на 9 °C снижает температуру GPU по сравнению с референсным кулером. Запуск вентилятора на максимальной скорости приводит к похолоданию еще на 11 °C даже при разгоне видеокарты.
Обе версии 3DMark едины в том, что особой разницы в производительности между GeForce GTX 670 DirectCU Mini и референсной версией GeForce GTX 670 нет. А вот от разгона вручную пользы гораздо больше.
3DMark 2011 (DirectX 11)
3DMark (DirectX 11)
Игровые тесты + Unigine Heaven 2
Игровые тесты практически игнорируют деликатный заводской разгон, которым GeForce GTX 670 DirectCU Mini наделил производитель. Эффект от дальнейшего повышения частот вручную, напротив, неожиданно велик.
Обладая скромными габаритами, GeForce GTX 670 DirectCU Mini ни в чем не уступает основной массе реализаций GTX 670 в стандартном форм-факторе. Видеокарта эффективно охлаждается и даже имеет неплохой оверклокерский потенциал. Чтобы добиться такого результата, ASUS применила несколько оригинальных решений: испарительная камера в основании кулера, питание от единого восьмиконтактного разъема, металлическая шина в схеме питания GPU.
Игрушечный размер GTX 670 DirectCU Mini по достоинству оценят владельцы компактных десктопов. Фактически это самая мощная видеокарта, которая поместится в корпус под материнские платы Micro-ITX. Для игрового ПК стандартного размера это также будет хороший выбор: компактная видеокарта всегда удобнее и эстетичнее, чем стандартный «кирпич», особенно когда ради компактности не нужно жертвовать другими характеристиками продукта. Разве что дополнительными деньгами, ведь ASUS GTX 670 DirectCU Mini обещает быть дороже, чем полноформатные версии GTX 670, работающие на близких частотах.