Задумку этого тестирования не придется долго объяснять. Если недавно были выпущены новые GPU, то сам бог велел протестировать их не только по отдельности, но и в мультипроцессорных конфигурациях. Пусть такие решения остаются уделом расточительных энтузиастов, но даже из чистого любопытства интересно узнать, на что способны самые передовые технологии AMD и NVIDIA на очередном этапе их нескончаемой гонки.
К тому же в сравнении «двухголовых» систем все-таки есть определенная доля практической пользы. Например, только два топовых GPU позволят поиграть в 4К-разрешениях (3840х2160 и 4096x2160), но эту тему мы оставим на вторую часть обзора. Пока ограничимся распространенными сегодня разрешениями Full HD (1920х1080) и WQHD (2560х1440). Последнее хоть и уступает более чем в два раза по количеству пикселей полноформатным представителям стандарта 4K, но все еще существенно нагружает графический процессор. Некоторые игры в таком режиме при максимальных настройках графики с полноэкранным сглаживанием могут бросить вызов даже самым мощным из одиночных GPU (возьмем, к примеру, Crysis 3, Far Cry 3 и Metro: Last Light). Два процессора в SLI или CrossFire должны исправить положение, обеспечив комфортную частоту смены кадров — более 60 FPS вместо едва играбельных 30 FPS.
Команды соперников в парной программе со стороны NVIDIA представлены связками GeForce GTX 780 и GTX 780 Ti, а со стороны AMD — Radeon R9 290 и R9 290X. Ранее мы уже протестировали SLI на базе двух GeForce GTX 780, но у старшего на тот момент ускорителя в 700-й линейке просто не было адекватных соперников среди продукции AMD. Сегодня нас ждет полноценное соревнование, итог которого не так-то просто предсказать. Конечно, GeForce GTX 780 Ti — это царь зверей среди дискретных видеоадаптеров с одним GPU, что и позволило производителю оценить его в $649 (здесь и далее для удобства мы приводим рекомендованные цены в США). И все же есть игры, где Radeon R9 290X ($549) держится на равных с флагманом NVIDIA, а кое-где даже берет реванш. Алгоритм совместной работы двух GPU вносит свои коррективы в производительность, а некоторые бенчмарки имеют симпатию либо антипатию к SLI или CrossFire, так что конкуренция топовых ускорителей AMD и NVIDIA не теряет своей остроты.
Модель | Radeon R9 290 | Radeon R9 290X |
---|---|---|
Основные компоненты | ||
GPU | Hawaii | Hawaii XT |
Число транзисторов, млн | 6020 | 6020 |
Техпроцесс, нм | 28 | 28 |
Тактовая частота GPU, МГц | 947 | 1000 |
Потоковые процессоры | 2560 | 2816 |
Текстурные блоки | 160 | 176 |
ROP | 64 | 64 |
Видеопамять: тип, объем, Мбайт | GDDR5, 4048 | GDDR5, 4048 |
Тактовая частота памяти: реальная (эффективная), МГц | 1125 (5000) | 1125 (5000) |
Разрядность шины памяти, бит | 512 | 512 |
Интерфейс | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 |
Вывод изображения | ||
Интерфейсы | 2 х DL DVI-D, 1 x HDMI 1.4a, 1 x DisplayPort 1.2 |
|
Макс. разрешение | VGA: 2048x1536, DVI: 2560x1600, HDMI: 4096х2160, DP: 4096x2160 |
|
Типичная потребляемая мощность, Вт | НД | НД |
Средняя розничная цена, руб. | Нет данных | Нет данных |
Модель | GeForce GTX 780 | GeForce GTX 780 Ti |
---|---|---|
Основные компоненты | ||
GPU | GK110 | GK110 |
Число транзисторов | 7,1 млрд | 7,1 млрд |
Техпроцесс, нм | 28 | 28 |
Тактовая частота GPU, МГц: Base Clock / Boost Clock | 863/900 | 875/928 |
Потоковые процессоры | 2304 | 2880 |
Текстурные блоки | 192 | 240 |
ROPs | 48 | 48 |
Видеопамять: тип, объем, Мбайт | GDDR5, 3072 | GDDR5, 3072 |
Тактовая частота памяти: реальная (эффективная), МГц | 1502 (6008) | 1750 (7000) |
Разрядность шины памяти, бит | 384 | 384 |
Интерфейс | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 |
Вывод изображения | ||
Интерфейсы | 1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI 1.4a, 1 x DisplayPort 1.2 |
|
Макс. разрешение | VGA: 2048x1536, DVI: 2560x1600, HDMI: 4096х2160, DP: 4096x2160 |
|
Макс. потребляемая мощность, Вт | 250 | 250 |
Средняя розничная цена, руб. | Нет данных | Нет данных |
Не менее интересно, как относительно друг друга расположатся сдвоенные конфигурации Radeon R9 290 ($449) и GeForce GTX 780 ($499). В тестировании одиночных видеокарт R9 290 с минимальным преимуществом завоевал победу над соперником от NVIDIA, но тесты в SLI/CrossFire могут вновь сместить чаши весов. Наконец, нужно сравнить Radeon R9 290 с R9 290X и понять — есть ли между ними такая разница, за которую стоит отдать по меньшей мере две сотни долларов.
⇡#CrossFire: алгоритм Frame Pacing, переход на PCI-E
Недостатки технологии CrossFire в этом году сделали графическое отделение AMD мишенью для насмешек и критики. Выяснилось, что, хотя сборки GPU в CrossFire могут иметь отличную производительность, что отражается в средней частоте смены кадров, обнаруживается колоссальный разброс времени подготовки отдельного кадра. В лучшем случае это вызывает едва заметное микроподтормаживание, в худшем — сводит на нет непосредственно воспринимаемое человеком преимущество от второго GPU.
К чести AMD, решение проблемы появилось достаточно быстро, уже в драйвере версии Catalyst 13.8. Драйвер включает алгоритм Frame Pacing, который, по сути, просто придерживает кадры, создаваемые отдельными GPU, с целью равномерно распределить во времени их выдачу на экран. Такой подход по определению вносит некоторую задержку в действия пользователя. Поэтому, хотя большинство игроков не должны ее обнаружить, AMD оставила возможность выключить Frame Pacing в меню Catalysts Control Center, что одновременно в какой-то мере оправдывает в глазах публики столь долгое пренебрежение AMD этим вопросом. Без Frame Pacing графические процессоры выбрасывают кадры с такой скоростью, на какую способны, что имеет свой плюс в виде минимальной задержки реакции на действие геймера.
Как бы то ни было, Frame Pacing является установкой по умолчанию. Для наших тестов это важно тем, что ставит видеокарты AMD в равное положение с конкурентами от NVIDIA, где подобные алгоритмы, по всей видимости, уже использовались ранее. И да, Frame Pacing оказывает негативное влияние на производительность в виде частоты смены кадров. Немного, но достаточно, чтобы внести дополнительную неопределенность в грядущее сравнение GPU в SLI и CrossFire.
Frame Pacing на сегодня действует только в играх под API DirectX 10 и 11, и большинство видеокарт AMD, которое по-прежнему использует мостики для синхронизации кадровых буферов в CrossFire, не совместимо с мультимониторными конфигурациями (к которым относятся и 4К-мониторы, пока что представленные только тайловыми моделями).
Вторая новость: CrossFire в Radeon R9 290(X) работает совсем не так, как в прошлых картах семейства Radeon HD 7000 и младших моделях линейки R7/R9. Для синхронизации кадровых буферов вместо привычных мостиков (шина CFBI, CrossFire Bridge Interconnect) данные передаются по шине PCI-Express путем прямого доступа к адресному пространству соседнего видеоадаптера (DMA). Сделано это по той причине, что на пороге перехода к 4K-разрешениям шина CFBI уже исчерпала запас пропускной способности, которая составляет 900 Мбайт/с.
CFBI позволяет без проблем передавать поток кадров разрешением 2560х1600 с частотой 60 Гц (703,125 Мбайт/с), но не справится с 3840х2160 при такой же частоте (1423,83 Мбайт/с). А вот пропускной способности слота PCI-E 3.0 x16 для этой цели более чем достаточно — 16 Гбайт/с. Отметим, что использование шины PCI-E вместо выделенного канала между графическими процессорами вносит в систему дополнительные задержки, но AMD утверждает, что алгоритм подстраивает транзакции под непосредственно измеряемую латентность связи.
Кстати, пропускная способность мостика SLI также составляет 1 Гбайт/с, что может вызывать проблемы уже для ускорителей NVIDIA в тестировании при 4К-разрешениях, но об этом — в следующий раз.
⇡#Еще раз о температуре и частотах
Тактовая частота GPU окончательно перестала быть твердой характеристикой современных видеокарт. AMD в этом вопросе занимает наиболее прогрессивную и одновременно уязвимую для критики позицию. Частоты, указанные для Radeon R9 и R9 290X фактически являются предельно достижимыми при наиболее благоприятных условиях. На деле частота колеблется в широких пределах в диапазоне от 300 до 947/1000 МГц для R9 290 и R9 290X соответственно. Период смены частоты составляет несколько миллисекунд, а для утилит мониторинга драйвер сообщает усредненное значение в пределах некоего «окна». Реальная частота в отдельный момент времени ограничена тремя факторами: энергопотреблением, температурой GPU и скоростью вращения охлаждающего вентилятора. Последнее — больное место для Radeon R9 290 и R9 290X. Беспрецедентное энергопотребление видеокарт (в районе 290-300 Вт) требует искать компромисс между частотой и акустическими характеристиками, и в референсных образцах AMD сделала выбор в пользу частоты. В результате обе модели изрядно шумят по сравнению с GeForce GTX 780 (Ti) референсного дизайна.
Пользователь имеет возможность приглушить кулер, выставив более консервативный лимит скорости, но имейте в виду, что ценой шума AMD обеспечила весьма предсказуемую производительность GPU даже при самой интенсивной нагрузке. Мы замерили рабочие параметры видеокарт в тесте FurMark при штатных настройках лимита скорости турбинки (47% для Radeon R9 290 и 55% для Radeon R9 290X в Uber Mode). В результате частота GPU в R9 290X практически не отступает от предельной отметки 1 ГГц, а R9 290 все-таки просел, но держится на уровне 913 МГц. При этом кулеры той и другой модели раскрутились до 2894 и 2509 об/мин соответственно.
Видеокарты NVIDIA далеко не столь горячи, как их красные соперники, что гарантирует более тихую работу. Также надо отдать должное превосходной системе охлаждения, которой комплектуются референсные образцы. И все же GeForce GTX 780 вместе с 780 Ti также не избавлены от трудностей, связанных с перегревом. Предельной температурой для референсных адаптеров является 79 °C и 82 °C (GTX 780 и 780 Ti соответственно). Когда GPU прогреется до этой метки, частота начнет падать точно так же, как на Radeon R9 290. Все дело в том, что, хотя в настройках драйвера NVIDIA нет ограничителя скорости вращения кулера, на самом деле этот лимит все же есть.
В результате в FurMark GeForce GTX 780 работает на частоте 928 МГц, хотя пределом для него является 1006 МГц. GTX 780 Ti держит 993 МГц из допустимых 1020 МГц.
Подход NVIDIA отличается от такового у чипов AMD наличием базовой частоты, ниже которой — в теории — частота GPU не опустится под любой нагрузкой, а пиковую частоту производитель не раскрывает — приходится определять эмпирически. Но в целом конкурирующие видеокарты ведут себя похожим образом, и даже устойчивые частоты у них на удивление близки. А главный вывод таков: температура — важный фактор для адаптеров как от AMD, так и от NVIDIA. И в сборке SLI/CrossFire ситуация обостряется. Если поставить видеокарты рядом, как сделано для красоты на наших снимках, вы получите совсем не ту производительность, на которую рассчитывали. Во время тестов мы различными средствами обеспечили сдвоенным видеокартам усиленное охлаждение, чтобы компенсировать тесное соседство, и каждая система проявила максимум из того, на что способна.
⇡#Тестовые образцы GeForce GTX 780 Ti: GAINWARD GeForce GTX 780 Ti Phantom и Inno3D iChill GeForce GTX 780 Ti HerculeZ X3 Ultra
Помимо главного зайца, эта статья позволит убить одним выстрелом двух зверьков поменьше — изучить оригинальные версии GeForce GTX 780 Ti, которые затем будут задействованы в тестировании SLI. Для этой цели были взяты две хорошенько разогнанные видеокарты от GAINWARD и Inno3D. Первая обладает базовой частотой GPU 980 МГц, вторая — 1006 МГц. Inno3D вдобавок увеличила частоту памяти на 200 МГц по сравнению с референсным значением.
Оба адаптера пока не удалось найти в московских интернет-магазинах, поэтому о будущих розничных ценах нельзя сказать ничего определенного.
GAINWARD GeForce GTX 780 Ti Phantom | Inno3D iChill GeForce GTX 780 Ti HerculeZ 3000 | NVIDIA GeForce GTX 780 Ti | |
---|---|---|---|
Основные компоненты | |||
GPU | GK110 | GK110 | GK110 |
Число транзисторов | 7,1 млрд | 7,1 млрд | 7,1 млрд |
Техпроцесс, нм | 28 | 28 | 28 |
Тактовая частота GPU, МГц: Base Clock / Boost Clock | 980/1046 | 1006/1072 | 875/928 |
Потоковые процессоры | 2880 | 2880 | 2880 |
Текстурные блоки | 240 | 240 | 240 |
ROPs | 48 | 48 | 48 |
Видеопамять: тип, объем, Мбайт | GDDR5, 3072 | GDDR5, 3072 | GDDR5, 3072 |
Тактовая частота памяти: реальная (эффективная), МГц | 1750 (7000) | 1800 (7200) | 1750 (7000) |
Ширина шины памяти, бит | 384 | 384 | 384 |
Интерфейс | PCI-Express 3.0 x16 | ||
Вывод изображения | |||
Интерфейсы | 1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI 1.4a, 1 x DisplayPort 1.2 |
||
Макс. разрешение | VGA: 2048x1536, DVI: 2560x1600, HDMI: 4096х2160, DP: 4096x2160 |
||
Макс. потребляемая мощность, Вт | НД | 260 | 250 |
Средняя розничная цена, руб. | Нет данных | Нет данных |
Для тестов SLI видеокарты будут приведены к референсным частотам: 875/7000 МГц (базовая частота GPU и частота памяти соответственно). Охлаждение будет организовано таким образом, чтобы устойчивая частота под нагрузкой соответствовала результатам референсного образца.
⇡#GAINWARD GeForce GTX 780 Ti Phantom
К видеокарте прилагается диск с ПО, бумажная инструкция, адаптер питания и два переходника с интерфейса DVI на HDMI и VGA.
Необычная система охлаждения устроена так, что вентиляторы находятся под плоскостью радиатора. Кулер весьма крупный, выступает за габариты двух корпусных слотов.
Неожиданная конструктивная особенность: вентиляторы можно вынуть со своих мест, как жесткие диски из NAS, предварительно открутив запирающие их на месте винтики.
В основании радиатора лежит медный блок, соединенный с оребрением пятью толстыми теплотрубками.
Большую часть лицевой поверхности платы покрывает алюминиевая пластина, снабженная секцией коротких ребер, которая отводит тепло от микросхем памяти и MOSFET’ов системы питания.
Печатная плата имеет оригинальный дизайн и, в отличие от референсного образца, несет два восьмиконтактных разъема питания. Система питания включает восемь фаз для GPU (на две больше, чем у референса), две — для микросхем памяти и одну фазу PLL. Модель ШИМ-контроллера GPU — NCP4208 производства ON Semiconductor.
Контактные площадки на краю платы позволяют замерить напряжение на GPU, видеопамяти и PLL с помощью вольтметра и отключить защиту от переразгона. Под крошечной наклейкой, удаление которой лишает гарантии, скрывается резистор, удаление которого снимет защиту от повышения напряжения сверх стандартного предела.
Видеопамять набрана микросхемами SK Hynix H5GQ2H24AFR-R2C со штатной эффективной частотой 7 ГГц.
⇡#Inno3D iChill GeForce GTX 780 Ti HerculeZ X3 Ultra
Комплектация видеокарты Inno3D побогаче, чем у GAINWARD. В коробке был найден стандартный набор: адаптер питания, переходник с интерфейса DVI-I на VGA, бумажная инструкция и диск с ПО. Но помимо этого нам предлагают мышиный коврик и купон для загрузки бенчмарка 3DMark Advanced Edition версии 2013 года.
Благодаря огромной системе охлаждения Inno3D iChill GeForce GTX 780 Ti также входит в клуб трехслотовых видеоадаптеров. Эту колоссальную конструкцию мы видели на топовой модели GeForce GTX 780 от Inno3D. Радиатор обдувают три многолопастные крыльчатки диаметром 90 мм. С помощью ключа-шестигранника (который, кстати, зафиксирован на кулере в качестве декоративного элемента) снимается кожух — и каждый вентилятор может быть демонтирован, разобран и очищен по отдельности.
Толстая пластина на задней поверхности придает жесткость плате. Площадка на торце кулера при работе подсвечивает стеклышко с титулами устройства, но его можно поменять и на произвольный логотип, для чего в комплекте поставляется еще одна, чистая, пластинка.
Пять массивных тепловых трубок распределяют жар от медного основания радиатора по двум секциям алюминиевых ребер.
Микросхемы памяти и полевые транзисторы в цепи питания довольствуются охлаждением с помощью алюминиевой пластины, прикрывающей часть лицевой поверхности PCB.
Плата
Inno3D сохранила в качестве основы для печатной платы референсный дизайн. PCB включает шесть фаз для питания GPU, две — для видеопамяти и одну фазу PLL. Графический процессор обслуживает ШИМ-контроллер ON Semiconductor NCP4206.
Микросхемы видеопамяти — все те же SK Hynix H5GQ2H24AFR-R2C со штатной частотой 7 ГГц.
⇡#GAINWARD GeForce GTX 780 Ti Phantom и Inno3D iChill GeForce GTX 780 Ti HerculeZ X3 Ultra: разгон, энергопотребление, температура
Обе видеокарты были разогнаны в одинаковых условиях: лимит мощности увеличен с 100% до 106%, целевая температура GPU — c 82 °C до 95 °C. Приоритет GPU Boost установлен в пользу температуры. По умолчанию максимальное напряжение на графическом процессоре составляет 1,187 В. Функция OverVoltage позволяет прибавить 75 мВ без аппаратной модификации, но, как и на референсной плате от самой NVIDIA, на деле этого оказывается недостаточно, чтобы открыть еще одну ступеньку лесенки частот/напряжений, как это удавалось сделать с обычным GTX 780.
Тем не менее плату GAINWARD удалось довести до базовой частоты GPU 1111 МГц. Максимальное зарегистрированное значение частоты в динамике составило 1260 МГц. Изделие Inno3D выступило более эффектно: базовая частота — 1150 МГц, в динамике — вплоть до 1300 МГц.
Частоту видеопамяти на карте GAINWARD мы смогли поднять до 7400 МГц, а на Inno3D iChill — аж до 8 ГГц. Оверклокерский потенциал последней восхищает, несмотря на невзрачную PCB референсного дизайна.
Base Clock, МГц | Макс. Boost Clock, МГц | Base Clock, МГц (разгон) | Макс. зарегистрированная Boost Clock, МГц (разгон) | |
---|---|---|---|---|
GAINWARD GeForce GTX 780 Ti Phantom | 980 | 1111 (+131) | 1130 | 1260 (+130) |
Inno3D GeForce GTX 780 Ti HerculeZ 3000 | 1006 | 1150 (+144) | 1156 | 1300 (+144) |
GeForce GTX 780 Ti | 876 | 1020 (+144) | 986 | 1130 (+144) |
Inno3D iChill GeForce GTX 780 Ti HerculeZ X3 Ultra в штатном режиме не отличается пиковым энергопотреблением от референсной версии GeForce GTX 780 Ti, хотя средняя мощность наверняка выше, поскольку выше ее тактовые частоты.
Плата GAINWARD, напротив, заметно превосходит эталон, что не удивительно, учитывая переработанную систему питания с двумя восьмиконтактными разъемами. А вот дальнейший разгон GAINWARD GeForce GTX 780 Ti Phantom сверх частот, установленных производителем, не отразился на максимальном энергопотреблении.
Высокопроизводительные системы охлаждения позволили обеим видеокартам удержать температуру GPU далеко от лимита 82 °C, установленного по умолчанию. В штатном режиме GPU на карте GAINWARD не прогревался выше 65 °C, а при содействии кулера, запущенного на максимальные обороты, температура опустилась до 61 °C даже несмотря на разгон.
Inno3D iChill GeForce GTX 780 Ti HerculeZ X3 Ultra изначально не позволяет процессору разогреться свыше 58 °C, а при разгоне и максимальных оборотах вентиляторов удерживается температура 47 °C.
Обе видеокарты в штатном режиме работают весьма тихо даже при большой нагрузке.
⇡#Тестовый стенд, методика тестирования
Конфигурация тестовых стендов | ||
---|---|---|
CPU | Intel Core i7-3960X @ 4,6 ГГц (100x46) | Intel Core i7-3970X @ 4,6 ГГц (100x46) |
Материнская плата | ASUS P9X79 Pro | |
Оперативная память | DDR3 Kingston HyperX 4x2 Гбайт @ 1600 МГц, 9-9-9 | |
ПЗУ | Intel SSD 520 240 Гбайт | |
Блок питания | Corsair AX1200i, 1200 Вт | Seasonic Platinum-1000, 1000 Вт |
Охлаждение CPU | Thermalright Archon | |
Корпус | CoolerMaster Test Bench V1.0 | |
Операционная система | Windows 7 Ultimate X64 Service Pack 1 | |
ПО для карт AMD | AMD Catalyst 13.11 Beta v9.5 | |
ПО для карт NVIDIA | 331.82 WHQL |
Для измерения мощности системы используется стенд с блоком питания Corsair AX1200i. Энергосберегающие технологии CPU во всех тестах отключены. Шина PCI-Express работает в режиме 3.0. Для активации PCI-E 3.0 на видеокартах серий GeForce 600 и 700 в системе на чипсете X79 применяется патч от NVIDIA.
В настройках драйвера NVIDIA всегда в качестве процессора для вычисления PhysX выбирается CPU. В настройках AMD всегда настройка Tesselation переводится из состояния AMD Optimized в Use application settings. В CrossFire-конфигурациях остается включенной опция Frame Pacing.
Набор бенчмарков | ||||
---|---|---|---|---|
Программа | API | Настройки | Анизотропная фильтрация, полноэкранное сглаживание | Разрешение |
3DMark 2011 | DirectX 11 | Профиль Extreme | ||
3DMark | DirectX 11 | Тест Fire Strike (не Extreme) | ||
Unigine Heaven 4 | DirectX 11 | DirectX 11, макс. качество, тесселяция в режиме Extreme | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis Warhead + Framebuffer Crysis Warhead Benchmarking Tool | DirectX 10 | DirectX 10, макс. качество. Демо Frost Flythrough | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Battlefield 3 + FRAPS | DirectX 11 | Макс. качество. Начало миссии Going Hunting | AF 16x, MSAA 4x + FXAA | 1920х1080 / 2560х1440 |
DiRT Showdown. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Макс. качество, Global Illumination вкл. Трасса Shibuya, 8 машин | AF, AA 4х | 1920х1080 / 2560х1440 |
Far Cry 3 + FRAPS | DirectX 11 | DirectX 11, макс. качество, HDAO. Начало миссии Secure the Outpost | AF, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Tomb Raider. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Макс. качество | AF 16x, SSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Bioshock Infinite. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Макс. качество. Postprocessing: normal | AF 16x, FXAA | 1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis 3 + FRAPS | DirectX 11 | Макс. качество. Начало миссии Post Human | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Metro: Last Light. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Макс. качество | AF 16x, SSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Company of Heroes 2. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Макс. качество | AF, SSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Batman: Arkham Origins. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Макс. качество | AF, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
В тестировании производительности приняли участие следующие конфигурации:
⇡#Энергопотребление, температура
Так как под сколько-нибудь продолжительной нагрузкой GPU всегда достигает предельной температуры (исключение – сверхэффективные кулеры, как у GAINWARD GeForce GTX 780 Ti Phantom или Inno3D iChill GeForce GTX 780 Ti HerculeZ 3000), у конфигураций видеокарт в режиме SLI/CrossFire отдельно мы ее не отслеживали. Вместо этого напомним результаты одиночных адаптеров референсной конструкции. Radeon R9 290 и R9 290X — безусловные чемпионы по нагреву, но если для «кремния» AMD в самом деле допустим нагрев до 95 °C, то сам по себе он не составляет проблемы для пользователя. А вот шум, как не писал только ленивый в обзорах референсных версий Radeon R9 290 и R9 290X, может стать заметной проблемой, которую особенно сложно игнорировать, когда у вас две такие видеокарты. Впрочем, и адаптеры GeForce референсного образца становится хорошо слышно, если они поют дуэтом.
⇡#Производительность: синтетические тесты
3DMark 2011
3DMark
Unigine Heaven 4
⇡#Производительность: игровые тесты
Crysis Warhead
Battlefield 3
DiRT Showdown
Far Cry 3
Tomb Raider
Bioshock Infinite
Crysis 3
Metro: Last Light
Company of Heroes 2
Batman: Arkham Origins
В целом по результатам тестирования можно сказать, что двухпроцессорные конфигурации на базе кристаллов AMD Hawaii и NVIDIA GK110 обеспечивают принципиально новый уровень производительности по сравнению с «двухголовыми» видеокартами предыдущего поколения — Radeon HD 7990 и GeForce GTX 690. В частности, такие системы позволяют достичь границы комфортной частоты смены кадров (60 FPS) в Crysis 3 и Metro: Last Light с максимальной детализацией и полноэкранным сглаживанием при разрешении 2560х1440. Собственно, для такого разрешения и покупают разорительные комплекты из двух топовых видеоадаптеров. Осталось только испытать силы соперников в формате 4К.
Конечно, технологии SLI и CrossFire не во всех играх реализованы идеально. И хотя почти все проекты категории ААА показывают хорошее масштабирование быстродействия при рендеринге на двух GPU, встречаются и досадные исключения вроде Company of Heroes 2, где SLI/CF вовсе не поддерживаются (по крайней мере до сих пор).
Тесты в тандемах не поколебали результатов, которые были получены в обзорах одиночных видеокарт, представленных этой осенью, — Radeon R9 290, R9 290X и GeForce GTX 780 Ti. Последний сохранил корону, поскольку пара флагманских адаптеров NVIDIA опередила сборку Radeon R9 290X в шести тестах из десяти (за исключением 3DMark и «cломанной» CoH 2). Radeon R9 290, в свою очередь, пять раз превзошел своего главного соперника — GeForce GTX 780 — в сдвоенных конфигурациях. Из всех четырех моделей Radeon R9 290 по-прежнему остается наиболее выгодным приобретением, ведь разница в производительности между сборкой R9 290 и R9 290X подчас практически незаметна, а вот разница в цене говорит за себя. Тем более что речь идет уже о двух устройствах.
Напоследок — пара слов о видеокартах оригинального дизайна, которые использовались в тестировании GeForce GTX 780 Ti вместо референсных образцов: GAINWARD GeForce GTX 780 Ti Phantom и Inno3D iChill GeForce GTX 780 Ti HerculeZ X3 Ultra. Оба устройства обладают высокопроизводительными и малошумными системами охлаждения, у которых есть лишь один недостаток: они занимают три корпусных слота. И хотя видеокарты изначально работают на частотах значительно выше референсных, обе получилось дополнительно неплохо разогнать. Особенно удался оверклокинг адаптера Inno3D, который позволил добиться от чипа GK110 просто колоссальных, ранее невиданных частот.