Видеокарты

GeForce GTX 780 Ti vs Radeon R9 290X в SLI/CrossFire: часть 1

⇣ Содержание

Задумку этого тестирования не придется долго объяснять. Если недавно были выпущены новые GPU, то сам бог велел протестировать их не только по отдельности, но и в мультипроцессорных конфигурациях. Пусть такие решения остаются уделом расточительных энтузиастов, но даже из чистого любопытства интересно узнать, на что способны самые передовые технологии AMD и NVIDIA на очередном этапе их нескончаемой гонки.

К тому же в сравнении «двухголовых» систем все-таки есть определенная доля практической пользы. Например, только два топовых GPU позволят поиграть в 4К-разрешениях (3840х2160 и 4096x2160), но эту тему мы оставим на вторую часть обзора. Пока ограничимся распространенными сегодня разрешениями Full HD (1920х1080) и WQHD (2560х1440). Последнее хоть и уступает более чем в два раза по количеству пикселей полноформатным представителям стандарта 4K, но все еще существенно нагружает графический процессор. Некоторые игры в таком режиме при максимальных настройках графики с полноэкранным сглаживанием могут бросить вызов даже самым мощным из одиночных GPU (возьмем, к примеру, Crysis 3, Far Cry 3 и Metro: Last Light). Два процессора в SLI или CrossFire должны исправить положение, обеспечив комфортную частоту смены кадров — более 60 FPS вместо едва играбельных 30 FPS.

Команды соперников в парной программе со стороны NVIDIA представлены связками GeForce GTX 780 и GTX 780 Ti, а со стороны AMD — Radeon R9 290 и R9 290X. Ранее мы уже протестировали SLI на базе двух GeForce GTX 780, но у старшего на тот момент ускорителя в 700-й линейке просто не было адекватных соперников среди продукции AMD. Сегодня нас ждет полноценное соревнование, итог которого не так-то просто предсказать. Конечно, GeForce GTX 780 Ti — это царь зверей среди дискретных видеоадаптеров с одним GPU, что и позволило производителю оценить его в $649 (здесь и далее для удобства мы приводим рекомендованные цены в США). И все же есть игры, где Radeon R9 290X ($549) держится на равных с флагманом NVIDIA, а кое-где даже берет реванш. Алгоритм совместной работы двух GPU вносит свои коррективы в производительность, а некоторые бенчмарки имеют симпатию либо антипатию к SLI или CrossFire, так что конкуренция топовых ускорителей AMD и NVIDIA не теряет своей остроты.

МодельRadeon R9 290Radeon R9 290X
Основные компоненты
GPU Hawaii Hawaii XT
Число транзисторов, млн 6020 6020
Техпроцесс, нм 28 28
Тактовая частота GPU, МГц 947 1000
Потоковые процессоры 2560 2816
Текстурные блоки 160 176
ROP 64 64
Видеопамять: тип, объем, Мбайт GDDR5, 4048 GDDR5, 4048
Тактовая частота памяти: реальная (эффективная), МГц 1125 (5000) 1125 (5000)
Разрядность шины памяти, бит 512 512
Интерфейс PCI-Express 3.0 x16 PCI-Express 3.0 x16
Вывод изображения
Интерфейсы 2 х DL DVI-D,
1 x HDMI 1.4a,
1 x DisplayPort 1.2
Макс. разрешение VGA: 2048x1536,
DVI: 2560x1600,
HDMI: 4096х2160,
DP: 4096x2160
Типичная потребляемая мощность, Вт НД НД
Средняя розничная цена, руб. Нет данных Нет данных
МодельGeForce GTX 780GeForce GTX 780 Ti
Основные компоненты
GPU GK110 GK110
Число транзисторов 7,1 млрд 7,1 млрд
Техпроцесс, нм 28 28
Тактовая частота GPU, МГц: Base Clock / Boost Clock 863/900 875/928
Потоковые процессоры 2304 2880
Текстурные блоки 192 240
ROPs 48 48
Видеопамять: тип, объем, Мбайт GDDR5, 3072 GDDR5, 3072
Тактовая частота памяти: реальная (эффективная), МГц 1502 (6008) 1750 (7000)
Разрядность шины памяти, бит 384 384
Интерфейс PCI-Express 3.0 x16 PCI-Express 3.0 x16
Вывод изображения
Интерфейсы 1 х DL DVI-I,
1 x DL DVI-D,
1 x HDMI 1.4a,
1 x DisplayPort 1.2
Макс. разрешение VGA: 2048x1536,
DVI: 2560x1600,
HDMI: 4096х2160,
DP: 4096x2160
Макс. потребляемая мощность, Вт 250 250
Средняя розничная цена, руб. Нет данных Нет данных

Не менее интересно, как относительно друг друга расположатся сдвоенные конфигурации Radeon R9 290 ($449) и GeForce GTX 780 ($499). В тестировании одиночных видеокарт R9 290 с минимальным преимуществом завоевал победу над соперником от NVIDIA, но тесты в SLI/CrossFire могут вновь сместить чаши весов. Наконец, нужно сравнить Radeon R9 290 с R9 290X и понять — есть ли между ними такая разница, за которую стоит отдать по меньшей мере две сотни долларов.

#CrossFire: алгоритм Frame Pacing, переход на PCI-E

Недостатки технологии CrossFire в этом году сделали графическое отделение AMD мишенью для насмешек и критики. Выяснилось, что, хотя сборки GPU в CrossFire могут иметь отличную производительность, что отражается в средней частоте смены кадров, обнаруживается колоссальный разброс времени подготовки отдельного кадра. В лучшем случае это вызывает едва заметное микроподтормаживание, в худшем — сводит на нет непосредственно воспринимаемое человеком преимущество от второго GPU.

К чести AMD, решение проблемы появилось достаточно быстро, уже в драйвере версии Catalyst 13.8. Драйвер включает алгоритм Frame Pacing, который, по сути, просто придерживает кадры, создаваемые отдельными GPU, с целью равномерно распределить во времени их выдачу на экран. Такой подход по определению вносит некоторую задержку в действия пользователя. Поэтому, хотя большинство игроков не должны ее обнаружить, AMD оставила возможность выключить Frame Pacing в меню Catalysts Control Center, что одновременно в какой-то мере оправдывает в глазах публики столь долгое пренебрежение AMD этим вопросом. Без Frame Pacing графические процессоры выбрасывают кадры с такой скоростью, на какую способны, что имеет свой плюс в виде минимальной задержки реакции на действие геймера.

Как бы то ни было, Frame Pacing является установкой по умолчанию. Для наших тестов это важно тем, что ставит видеокарты AMD в равное положение с конкурентами от NVIDIA, где подобные алгоритмы, по всей видимости, уже использовались ранее. И да, Frame Pacing оказывает негативное влияние на производительность в виде частоты смены кадров. Немного, но достаточно, чтобы внести дополнительную неопределенность в грядущее сравнение GPU в SLI и CrossFire.

Frame Pacing на сегодня действует только в играх под API DirectX 10 и 11, и большинство видеокарт AMD, которое по-прежнему использует мостики для синхронизации кадровых буферов в CrossFire, не совместимо с мультимониторными конфигурациями (к которым относятся и 4К-мониторы, пока что представленные только тайловыми моделями).

Вторая новость: CrossFire в Radeon R9 290(X) работает совсем не так, как в прошлых картах семейства Radeon HD 7000 и младших моделях линейки R7/R9. Для синхронизации кадровых буферов вместо привычных мостиков (шина CFBI, CrossFire Bridge Interconnect) данные передаются по шине PCI-Express путем прямого доступа к адресному пространству соседнего видеоадаптера (DMA). Сделано это по той причине, что на пороге перехода к 4K-разрешениям шина CFBI уже исчерпала запас пропускной способности, которая составляет 900 Мбайт/с.

CFBI позволяет без проблем передавать поток кадров разрешением 2560х1600 с частотой 60 Гц (703,125 Мбайт/с), но не справится с 3840х2160 при такой же частоте (1423,83 Мбайт/с). А вот пропускной способности слота PCI-E 3.0 x16 для этой цели более чем достаточно — 16 Гбайт/с. Отметим, что использование шины PCI-E вместо выделенного канала между графическими процессорами вносит в систему дополнительные задержки, но AMD утверждает, что алгоритм подстраивает транзакции под непосредственно измеряемую латентность связи.

Кстати, пропускная способность мостика SLI также составляет 1 Гбайт/с, что может вызывать проблемы уже для ускорителей NVIDIA в тестировании при 4К-разрешениях, но об этом — в следующий раз.

#Еще раз о температуре и частотах

Тактовая частота GPU окончательно перестала быть твердой характеристикой современных видеокарт. AMD в этом вопросе занимает наиболее прогрессивную и одновременно уязвимую для критики позицию. Частоты, указанные для Radeon R9 и R9 290X фактически являются предельно достижимыми при наиболее благоприятных условиях. На деле частота колеблется в широких пределах в диапазоне от 300 до 947/1000 МГц для R9 290 и R9 290X соответственно. Период смены частоты составляет несколько миллисекунд, а для утилит мониторинга драйвер сообщает усредненное значение в пределах некоего «окна». Реальная частота в отдельный момент времени ограничена тремя факторами: энергопотреблением, температурой GPU и скоростью вращения охлаждающего вентилятора. Последнее — больное место для Radeon R9 290 и R9 290X. Беспрецедентное энергопотребление видеокарт (в районе 290-300 Вт) требует искать компромисс между частотой и акустическими характеристиками, и в референсных образцах AMD сделала выбор в пользу частоты. В результате обе модели изрядно шумят по сравнению с GeForce GTX 780 (Ti) референсного дизайна.

Пользователь имеет возможность приглушить кулер, выставив более консервативный лимит скорости, но имейте в виду, что ценой шума AMD обеспечила весьма предсказуемую производительность GPU даже при самой интенсивной нагрузке. Мы замерили рабочие параметры видеокарт в тесте FurMark при штатных настройках лимита скорости турбинки (47% для Radeon R9 290 и 55% для Radeon R9 290X в Uber Mode). В результате частота GPU в R9 290X практически не отступает от предельной отметки 1 ГГц, а R9 290 все-таки просел, но держится на уровне 913 МГц. При этом кулеры той и другой модели раскрутились до 2894 и 2509 об/мин соответственно.

AMD Radeon R9 290

AMD Radeon R9 290X

Видеокарты NVIDIA далеко не столь горячи, как их красные соперники, что гарантирует более тихую работу. Также надо отдать должное превосходной системе охлаждения, которой комплектуются референсные образцы. И все же GeForce GTX 780 вместе с 780 Ti также не избавлены от трудностей, связанных с перегревом. Предельной температурой для референсных адаптеров является 79 °C и 82 °C (GTX 780 и 780 Ti соответственно). Когда GPU прогреется до этой метки, частота начнет падать точно так же, как на Radeon R9 290. Все дело в том, что, хотя в настройках драйвера NVIDIA нет ограничителя скорости вращения кулера, на самом деле этот лимит все же есть.

В результате в FurMark GeForce GTX 780 работает на частоте 928 МГц, хотя пределом для него является 1006 МГц. GTX 780 Ti держит 993 МГц из допустимых 1020 МГц.

NVIDIA GeForce GTX 780

NVIDIA GeForce GTX 780 Ti

Подход NVIDIA отличается от такового у чипов AMD наличием базовой частоты, ниже которой — в теории — частота GPU не опустится под любой нагрузкой, а пиковую частоту производитель не раскрывает — приходится определять эмпирически. Но в целом конкурирующие видеокарты ведут себя похожим образом, и даже устойчивые частоты у них на удивление близки. А главный вывод таков: температура — важный фактор для адаптеров как от AMD, так и от NVIDIA. И в сборке SLI/CrossFire ситуация обостряется. Если поставить видеокарты рядом, как сделано для красоты на наших снимках, вы получите совсем не ту производительность, на которую рассчитывали. Во время тестов мы различными средствами обеспечили сдвоенным видеокартам усиленное охлаждение, чтобы компенсировать тесное соседство, и каждая система проявила максимум из того, на что способна.

#Тестовые образцы GeForce GTX 780 Ti: GAINWARD GeForce GTX 780 Ti Phantom и Inno3D iChill GeForce GTX 780 Ti HerculeZ X3 Ultra

Помимо главного зайца, эта статья позволит убить одним выстрелом двух зверьков поменьше — изучить оригинальные версии GeForce GTX 780 Ti, которые затем будут задействованы в тестировании SLI. Для этой цели были взяты две хорошенько разогнанные видеокарты от GAINWARD и Inno3D. Первая обладает базовой частотой GPU 980 МГц, вторая — 1006 МГц. Inno3D вдобавок увеличила частоту памяти на 200 МГц по сравнению с референсным значением.

Оба адаптера пока не удалось найти в московских интернет-магазинах, поэтому о будущих розничных ценах нельзя сказать ничего определенного.

GAINWARD GeForce GTX 780 Ti PhantomInno3D iChill GeForce GTX 780 Ti HerculeZ 3000NVIDIA GeForce GTX 780 Ti
Основные компоненты
GPU GK110 GK110 GK110
Число транзисторов 7,1 млрд 7,1 млрд 7,1 млрд
Техпроцесс, нм 28 28 28
Тактовая частота GPU, МГц: Base Clock / Boost Clock 980/1046 1006/1072 875/928
Потоковые процессоры 2880 2880 2880
Текстурные блоки 240 240 240
ROPs 48 48 48
Видеопамять: тип, объем, Мбайт GDDR5, 3072 GDDR5, 3072 GDDR5, 3072
Тактовая частота памяти: реальная (эффективная), МГц 1750 (7000) 1800 (7200) 1750 (7000)
Ширина шины памяти, бит 384 384 384
Интерфейс PCI-Express 3.0 x16
Вывод изображения
Интерфейсы 1 х DL DVI-I,
1 x DL DVI-D,
1 x HDMI 1.4a,
1 x DisplayPort 1.2
Макс. разрешение VGA: 2048x1536,
DVI: 2560x1600,
HDMI: 4096х2160,
DP: 4096x2160
Макс. потребляемая мощность, Вт НД 260 250
Средняя розничная цена, руб. Нет данных Нет данных

Для тестов SLI видеокарты будут приведены к референсным частотам: 875/7000 МГц (базовая частота GPU и частота памяти соответственно). Охлаждение будет организовано таким образом, чтобы устойчивая частота под нагрузкой соответствовала результатам референсного образца.

#GAINWARD GeForce GTX 780 Ti Phantom

#Комплект поставки

К видеокарте прилагается диск с ПО, бумажная инструкция, адаптер питания и два переходника с интерфейса DVI на HDMI и VGA.

GAINWARD GeForce GTX 780 Ti Phantom, упаковка

GAINWARD GeForce GTX 780 Ti Phantom, комплект поставки

#Конструкция

Необычная система охлаждения устроена так, что вентиляторы находятся под плоскостью радиатора. Кулер весьма крупный, выступает за габариты двух корпусных слотов.

GAINWARD GeForce GTX 780 Ti Phantom

NVIDIA GeForce GTX 780 Ti

Неожиданная конструктивная особенность: вентиляторы можно вынуть со своих мест, как жесткие диски из NAS, предварительно открутив запирающие их на месте винтики.

GAINWARD GeForce GTX 780 Ti Phantom

NVIDIA GeForce GTX 780 Ti

GAINWARD GeForce GTX 780 Ti Phantom

NVIDIA GeForce GTX 780 Ti

В основании радиатора лежит медный блок, соединенный с оребрением пятью толстыми теплотрубками.

GAINWARD GeForce GTX 780 Ti Phantom

NVIDIA GeForce GTX 780 Ti

Большую часть лицевой поверхности платы покрывает алюминиевая пластина, снабженная секцией коротких ребер, которая отводит тепло от микросхем памяти и MOSFET’ов системы питания.

GAINWARD GeForce GTX 780 Ti Phantom

NVIDIA GeForce GTX 780 Ti

#Плата

Печатная плата имеет оригинальный дизайн и, в отличие от референсного образца, несет два восьмиконтактных разъема питания. Система питания включает восемь фаз для GPU (на две больше, чем у референса), две — для микросхем памяти и одну фазу PLL. Модель ШИМ-контроллера GPU — NCP4208 производства ON Semiconductor.

Контактные площадки на краю платы позволяют замерить напряжение на GPU, видеопамяти и PLL с помощью вольтметра и отключить защиту от переразгона. Под крошечной наклейкой, удаление которой лишает гарантии, скрывается резистор, удаление которого снимет защиту от повышения напряжения сверх стандартного предела.

Видеопамять набрана микросхемами SK Hynix H5GQ2H24AFR-R2C со штатной эффективной частотой 7 ГГц.

GAINWARD GeForce GTX 780 Ti Phantom

NVIDIA GeForce GTX 780 Ti

#Inno3D iChill GeForce GTX 780 Ti HerculeZ X3 Ultra

#Комплект поставки

Комплектация видеокарты Inno3D побогаче, чем у GAINWARD. В коробке был найден стандартный набор: адаптер питания, переходник с интерфейса DVI-I на VGA, бумажная инструкция и диск с ПО. Но помимо этого нам предлагают мышиный коврик и купон для загрузки бенчмарка 3DMark Advanced Edition версии 2013 года.

Inno3D iChill GeForce GTX 780 Ti HerculeZ X3 Ultra, упаковка

Inno3D iChill GeForce GTX 780 Ti HerculeZ X3 Ultra, комплект поставки

#Конструкция

Благодаря огромной системе охлаждения Inno3D iChill GeForce GTX 780 Ti также входит в клуб трехслотовых видеоадаптеров. Эту колоссальную конструкцию мы видели на топовой модели GeForce GTX 780 от Inno3D. Радиатор обдувают три многолопастные крыльчатки диаметром 90 мм. С помощью ключа-шестигранника (который, кстати, зафиксирован на кулере в качестве декоративного элемента) снимается кожух — и каждый вентилятор может быть демонтирован, разобран и очищен по отдельности.

Inno3D iChill GeForce GTX 780 Ti HerculeZ X3 Ultra

NVIDIA GeForce GTX 780 Ti

Толстая пластина на задней поверхности придает жесткость плате. Площадка на торце кулера при работе подсвечивает стеклышко с титулами устройства, но его можно поменять и на произвольный логотип, для чего в комплекте поставляется еще одна, чистая, пластинка.

Inno3D iChill GeForce GTX 780 Ti HerculeZ X3 Ultra

NVIDIA GeForce GTX 780 Ti

Пять массивных тепловых трубок распределяют жар от медного основания радиатора по двум секциям алюминиевых ребер.

Inno3D iChill GeForce GTX 780 Ti HerculeZ X3 Ultra

NVIDIA GeForce GTX 780 Ti

Микросхемы памяти и полевые транзисторы в цепи питания довольствуются охлаждением с помощью алюминиевой пластины, прикрывающей часть лицевой поверхности PCB.

Inno3D iChill GeForce GTX 780 Ti HerculeZ X3 Ultra

NVIDIA GeForce GTX 780 Ti

Плата

Inno3D сохранила в качестве основы для печатной платы референсный дизайн. PCB включает шесть фаз для питания GPU, две — для видеопамяти и одну фазу PLL. Графический процессор обслуживает ШИМ-контроллер ON Semiconductor NCP4206.

Микросхемы видеопамяти — все те же SK Hynix H5GQ2H24AFR-R2C со штатной частотой 7 ГГц.

Inno3D iChill GeForce GTX 780 Ti HerculeZ X3 Ultra

Inno3D iChill GeForce GTX 780 Ti HerculeZ X3 Ultra

NVIDIA GeForce GTX 780 T

#GAINWARD GeForce GTX 780 Ti Phantom и Inno3D iChill GeForce GTX 780 Ti HerculeZ X3 Ultra: разгон, энергопотребление, температура

Обе видеокарты были разогнаны в одинаковых условиях: лимит мощности увеличен с 100% до 106%, целевая температура GPU — c 82 °C до 95 °C. Приоритет GPU Boost установлен в пользу температуры. По умолчанию максимальное напряжение на графическом процессоре составляет 1,187 В. Функция OverVoltage позволяет прибавить 75 мВ без аппаратной модификации, но, как и на референсной плате от самой NVIDIA, на деле этого оказывается недостаточно, чтобы открыть еще одну ступеньку лесенки частот/напряжений, как это удавалось сделать с обычным GTX 780.

Тем не менее плату GAINWARD удалось довести до базовой частоты GPU 1111 МГц. Максимальное зарегистрированное значение частоты в динамике составило 1260 МГц. Изделие Inno3D выступило более эффектно: базовая частота — 1150 МГц, в динамике — вплоть до 1300 МГц.

Частоту видеопамяти на карте GAINWARD мы смогли поднять до 7400 МГц, а на Inno3D iChill — аж до 8 ГГц. Оверклокерский потенциал последней восхищает, несмотря на невзрачную PCB референсного дизайна.

Base Clock, МГцМакс. Boost Clock, МГцBase Clock, МГц (разгон)Макс. зарегистрированная Boost Clock, МГц (разгон)
GAINWARD GeForce GTX 780 Ti Phantom 980 1111 (+131) 1130 1260 (+130)
Inno3D GeForce GTX 780 Ti HerculeZ 3000 1006 1150 (+144) 1156 1300 (+144)
GeForce GTX 780 Ti 876 1020 (+144) 986 1130 (+144)

Inno3D iChill GeForce GTX 780 Ti HerculeZ X3 Ultra в штатном режиме не отличается пиковым энергопотреблением от референсной версии GeForce GTX 780 Ti, хотя средняя мощность наверняка выше, поскольку выше ее тактовые частоты.

Плата GAINWARD, напротив, заметно превосходит эталон, что не удивительно, учитывая переработанную систему питания с двумя восьмиконтактными разъемами. А вот дальнейший разгон GAINWARD GeForce GTX 780 Ti Phantom сверх частот, установленных производителем, не отразился на максимальном энергопотреблении.

Высокопроизводительные системы охлаждения позволили обеим видеокартам удержать температуру GPU далеко от лимита 82 °C, установленного по умолчанию. В штатном режиме GPU на карте GAINWARD не прогревался выше 65 °C, а при содействии кулера, запущенного на максимальные обороты, температура опустилась до 61 °C даже несмотря на разгон.

Inno3D iChill GeForce GTX 780 Ti HerculeZ X3 Ultra изначально не позволяет процессору разогреться свыше 58 °C, а при разгоне и максимальных оборотах вентиляторов удерживается температура 47 °C.

Обе видеокарты в штатном режиме работают весьма тихо даже при большой нагрузке.

#Тестовый стенд, методика тестирования

Конфигурация тестовых стендов
CPU Intel Core i7-3960X @ 4,6 ГГц (100x46) Intel Core i7-3970X @ 4,6 ГГц (100x46)
Материнская плата ASUS P9X79 Pro
Оперативная память DDR3 Kingston HyperX 4x2 Гбайт @ 1600 МГц, 9-9-9
ПЗУ Intel SSD 520 240 Гбайт
Блок питания Corsair AX1200i, 1200 Вт Seasonic Platinum-1000, 1000 Вт
Охлаждение CPU Thermalright Archon
Корпус CoolerMaster Test Bench V1.0
Операционная система Windows 7 Ultimate X64 Service Pack 1
ПО для карт AMD AMD Catalyst 13.11 Beta v9.5
ПО для карт NVIDIA 331.82 WHQL

Для измерения мощности системы используется стенд с блоком питания Corsair AX1200i. Энергосберегающие технологии CPU во всех тестах отключены. Шина PCI-Express работает в режиме 3.0. Для активации PCI-E 3.0 на видеокартах серий GeForce 600 и 700 в системе на чипсете X79 применяется патч от NVIDIA.

В настройках драйвера NVIDIA всегда в качестве процессора для вычисления PhysX выбирается CPU. В настройках AMD всегда настройка Tesselation переводится из состояния AMD Optimized в Use application settings. В CrossFire-конфигурациях остается включенной опция Frame Pacing.

Набор бенчмарков
Программа API Настройки Анизотропная фильтрация, полноэкранное сглаживание Разрешение
3DMark 2011 DirectX 11 Профиль Extreme
3DMark DirectX 11 Тест Fire Strike (не Extreme)
Unigine Heaven 4 DirectX 11 DirectX 11, макс. качество, тесселяция в режиме Extreme AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Crysis Warhead + Framebuffer Crysis Warhead Benchmarking Tool DirectX 10 DirectX 10, макс. качество. Демо Frost Flythrough AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Battlefield 3 + FRAPS DirectX 11 Макс. качество. Начало миссии Going Hunting AF 16x, MSAA 4x + FXAA 1920х1080 / 2560х1440
DiRT Showdown. Встроенный бенчмарк DirectX 11 Макс. качество, Global Illumination вкл. Трасса Shibuya, 8 машин AF, AA 4х 1920х1080 / 2560х1440
Far Cry 3 + FRAPS DirectX 11 DirectX 11, макс. качество, HDAO. Начало миссии Secure the Outpost AF, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Tomb Raider. Встроенный бенчмарк DirectX 11 Макс. качество AF 16x, SSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Bioshock Infinite. Встроенный бенчмарк DirectX 11 Макс. качество. Postprocessing: normal AF 16x, FXAA 1920х1080 / 2560х1440
Crysis 3 + FRAPS DirectX 11 Макс. качество. Начало миссии Post Human AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Metro: Last Light. Встроенный бенчмарк DirectX 11 Макс. качество AF 16x, SSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Company of Heroes 2. Встроенный бенчмарк DirectX 11 Макс. качество AF, SSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Batman: Arkham Origins. Встроенный бенчмарк DirectX 11 Макс. качество AF, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440

#Участники тестирования

В тестировании производительности приняли участие следующие конфигурации:

#Энергопотребление, температура

  • При взгляде на диаграмму сразу понятно, что двухпроцессорные конфигурации на базе больших GPU от NVIDIA и AMD выходят далеко за те рамки энергопотребления, которые некогда установили GeForce GTX 690 и Radeon HD 7990.
  • Сборки из двух GeForce GTX 780, Radeon R9 290 и R9 290X оказались практически одинаковыми по предельной мощности, а вот тандем GeForce GTX 780 Ti выделяется радикально более высоким пиковым энергопотреблением. В среднем эта видеокарта, может, и оправдывает свой TDP в размере 250 Вт, но блок питания определенно должен быть готов к более высоким кратковременным нагрузкам.

Так как под сколько-нибудь продолжительной нагрузкой GPU всегда достигает предельной температуры (исключение ­– сверхэффективные кулеры, как у GAINWARD GeForce GTX 780 Ti Phantom или Inno3D iChill GeForce GTX 780 Ti HerculeZ 3000), у конфигураций видеокарт в режиме SLI/CrossFire отдельно мы ее не отслеживали. Вместо этого напомним результаты одиночных адаптеров референсной конструкции. Radeon R9 290 и R9 290X — безусловные чемпионы по нагреву, но если для «кремния» AMD в самом деле допустим нагрев до 95 °C, то сам по себе он не составляет проблемы для пользователя. А вот шум, как не писал только ленивый в обзорах референсных версий Radeon R9 290 и R9 290X, может стать заметной проблемой, которую особенно сложно игнорировать, когда у вас две такие видеокарты. Впрочем, и адаптеры GeForce референсного образца становится хорошо слышно, если они поют дуэтом.

#Производительность: синтетические тесты

3DMark 2011

  • Первые места заняли сборки из старших моделей Radeon R9, которые по общему баллу 3DMark обставили даже тандем GeForce GTX 780 Ti.

3DMark

  • 3DMark версии 2013 года воспроизвел результат предыдущей версии: Radeon R9 290 и R9 290X в CrossFire наверху, GeForce GTX 780 Ti в SLI — ниже.

Unigine Heaven 4

  • По результатам при разрешении 2560х1440 конкуренты расположились в соответствии с ценовым позиционированием отдельных видеокарт: GeForce GTX 780 Ti, затем Radeon R9 290X, GTX 780 и R9 290.
  • При этом разница между парами R9 290 и GTX 780 минимальна, а вот GTX 780 Ti в SLI существенно отличается от R9 290X в CF.
  • Как SLI, так и CF показывают масштабирование производительности по сравнению с одиночной видеокартой почти на 100%.

#Производительность: игровые тесты

Crysis Warhead

  • В разрешении Full HD производительность двухпроцессорных систем как будто уперлась в невидимый предел около 105 FPS.
  • В режиме 2560х1440 лидирует R9 290X в CF, следом — сборки R9 290 и GeForce GTX 780 Ti. Тандем GTX 780 идет позади с заметным отрывом.
  • Примечательно, что конфигурация на базе GTX 780 Ti обеспечивает мизерное преимущество перед сборкой Radeon R9 290.

Battlefield 3

  • Вновь разрешение 1920х1080 оказывается недостаточным, чтобы дифференцировать наиболее мощных участников теста.
  • В режиме 2560х1440 лидерство перехватила система на базе GTX 780 Ti. Следом равномерно распределились сборки CrossFire из Radeon R9 290X и R9 290, опережающие GTX 780 в SLI.

DiRT Showdown

  • В этом бенчмарке правят бал технологии AMD. Все двухпроцессорные конфигурации «красных» могли бы занять первые места, если бы связка GeForce GTX 780 Ti не вклинилась между Radeon R9 290 в CF и Radeon HD 7990.
  • Это значит, что тандем GTX 780 оказался менее эффективным, чем двухпроцессорный HD 7990.

Far Cry 3

  • В режиме 2560х1440 образуется стройная лесенка от сборок NVIDIA на первых местах к R9 290X и R9 290 внизу.
  • При разрешении 1920х1080 последовательность немного нарушается: Radeon R9 290 в CF равен GeForce GTX 780 в SLI.

Tomb Raider

  • Тандем GeForce GTX 780 Ti с большим опережением занял первое место.
  • Практически неразличимы результаты GeForce GTX 780 в SLI и Radeon R9 290X в CF.

Bioshock Infinite

  • Система на базе двух Radeon R9 290X минимально превосходит сборку GTX 780 Ti при разрешении 2560х1440, хотя в Full HD соотношение обратное.
  • Разница между сдвоенными R9 290 и GTX 780 более выражена, причем в пользу первой конфигурации.
  • Результаты теста образуют равномерный градиент, в котором комбинации «больших ядер» не выделяются в явно выраженную группу.

Crysis 3

  • Конфигурация из двух GTX 780 Ti доминирует над прочими участниками.
  • GTX 780 в SLI и Radeon R9 290X в CF имеют близкие результаты с разницей в пользу первого.

Metro: Last Light

  • При разрешении 2560х1440 сборка GTX 780 Ti с разницей в пределах погрешности измерения опережает Radeon R9 290X в CF, а в 1920х1080, наоборот, «красные» имеют небольшое преимущество.
  • В сравнении пар Radeon R9 290 и GeForce GTX 780 первая одерживает победу.

Company of Heroes 2

  • В этой игре конфигурации SLI/CrossFire не имеют ни малейшего преимущества перед одиночными видеокартами. А жаль, ведь адекватная работа SLI и CrossFire могла бы устранить тормоза при использовании сглаживания методом SSAA.
  • Сборка Radeon R9 290X демонстрирует нередкий в таких случаях эффект: при разрешении 2560х1440 она даже медленнее, чем одна такая видеокарта в отдельности.

Batman: Arkham Origins

  • Новая часть аркхэмского сериала также предпочитает GPU NVIDIA, как и ее предшественница. Сборки GeForce GTX 780 Ti и GTX 780 заняли первые места. Причем разница между моделями весьма существенна.
  • Radeon R9 290X и R9 290 в CrossFire следуют с практически одинаковыми результатами.
  • Примечательно, что в этой игре нет такого явного разрыва между системами на базе двух «больших ядер» и бывшими двухпроцессорными лидерами — GeForce GTX 690 и Radeon HD 7990.

#Выводы

В целом по результатам тестирования можно сказать, что двухпроцессорные конфигурации на базе кристаллов AMD Hawaii и NVIDIA GK110 обеспечивают принципиально новый уровень производительности по сравнению с «двухголовыми» видеокартами предыдущего поколения — Radeon HD 7990 и GeForce GTX 690. В частности, такие системы позволяют достичь границы комфортной частоты смены кадров (60 FPS) в Crysis 3 и Metro: Last Light с максимальной детализацией и полноэкранным сглаживанием при разрешении 2560х1440. Собственно, для такого разрешения и покупают разорительные комплекты из двух топовых видеоадаптеров. Осталось только испытать силы соперников в формате 4К.

Конечно, технологии SLI и CrossFire не во всех играх реализованы идеально. И хотя почти все проекты категории ААА показывают хорошее масштабирование быстродействия при рендеринге на двух GPU, встречаются и досадные исключения вроде Company of Heroes 2, где SLI/CF вовсе не поддерживаются (по крайней мере до сих пор).

Тесты в тандемах не поколебали результатов, которые были получены в обзорах одиночных видеокарт, представленных этой осенью, — Radeon R9 290, R9 290X и GeForce GTX 780 Ti. Последний сохранил корону, поскольку пара флагманских адаптеров NVIDIA опередила сборку Radeon R9 290X в шести тестах из десяти (за исключением 3DMark и «cломанной» CoH 2). Radeon R9 290, в свою очередь, пять раз превзошел своего главного соперника — GeForce GTX 780 — в сдвоенных конфигурациях. Из всех четырех моделей Radeon R9 290 по-прежнему остается наиболее выгодным приобретением, ведь разница в производительности между сборкой R9 290 и R9 290X подчас практически незаметна, а вот разница в цене говорит за себя. Тем более что речь идет уже о двух устройствах.

Напоследок — пара слов о видеокартах оригинального дизайна, которые использовались в тестировании GeForce GTX 780 Ti вместо референсных образцов: GAINWARD GeForce GTX 780 Ti Phantom и Inno3D iChill GeForce GTX 780 Ti HerculeZ X3 Ultra. Оба устройства обладают высокопроизводительными и малошумными системами охлаждения, у которых есть лишь один недостаток: они занимают три корпусных слота. И хотя видеокарты изначально работают на частотах значительно выше референсных, обе получилось дополнительно неплохо разогнать. Особенно удался оверклокинг адаптера Inno3D, который позволил добиться от чипа GK110 просто колоссальных, ранее невиданных частот.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Microsoft пойдёт на уступки перед Евросоюзом, чтобы получить одобрение на покупку Activision Blizzard 2 ч.
ИИ научили превращать рукописные каракули в программный код 3 ч.
Блейк Норман меняет профессию: средневековая ролевая игра Losted отправит сражаться с демонами из сказок и легенд Белоруссии 3 ч.
Доход от майнинга биткоина достиг двухлетнего минимума 3 ч.
Аудитория симулятора SnowRunner превысила 9 млн игроков 3 ч.
Стартовало открытое бета-тестирование Dr.Web Enterprise Security Suite 13.0.1 4 ч.
Гибрид Red Dead Redemption и Cities: Skylines: ковбойский симулятор жизни Wild West Dynasty выйдет в ранний доступ позже запланированного 4 ч.
Стартовало голосование за игру года по мнению зрителей The Game Awards 2022 — Sonic Frontiers бросила вызов Elden Ring и God of War Ragnarok 4 ч.
Прибыль CD Projekt подскочила в третьем квартале на 500 % благодаря успеху Cyberpunk 2077 15 ч.
Криптовалютная компания BlockFi, которая занимала деньги у FTX, объявила о банкротстве 15 ч.
Продажи VR-гарнитур в этом году упали, но в 2023 резко поднимутся благодаря новинкам Sony и Meta 45 мин.
В Италии запущен суперкомпьютер Leonardo — четвёртая по мощности HPC-система в мире 2 ч.
ASRock Rack представила серверную материнскую плату формата Deep Mini-ITX с сокетом LGA 1700 2 ч.
Amazon Web Services представила Arm-процессор Graviton3E для высокопроизводительных вычислений 2 ч.
Хостинг прямо на орбите: в России создадут крошечный спутник-сервер 2 ч.
MSI IPC представила одноплатный компьютер на Intel Tiger Lake, который не боится морозов и жары 3 ч.
Intel не передумала строить заводы в Огайо и Германии, несмотря на спад отрасли — но может сократить бюджет проектов 4 ч.
Южная Корея заработала на экспорте чипов в Китай в 6 раз больше, чем на поставках в США 4 ч.
Google ответит за то, что платила радиостанциям за ложную рекламу Pixel 4 — сами смартфоны радиоведущим не выдавались 5 ч.
Выручка полупроводниковой отрасли упадёт на 3,6 % в следующем году 6 ч.