Оригинал материала: https://3dnews.ru/823153

Обзор процессора Intel Pentium G3258: Haswell c разгоном за $72

Внешний вид и технические характеристики

Изначальная идея разгона как явления заключается в том, чтобы получить максимум производительности — как у более дорогого железа — с использованием недорогих комплектующих. Именно с такой целью разгоняли процессоры одно-два десятилетия назад, и именно благодаря существованию такой возможности оверклокинг позволил сформироваться огромной армии энтузиастов. Но времена, когда от процессора класса Celeron с помощью разгона можно было добиться быстродействия флагманского CPU или даже выше, давно прошли. Производители аппаратных компонентов постепенно развернули оверклокинг в свою сторону, сделав основной целью не столько конечный результат, сколько сам процесс. Поэтому сегодня разгон редко когда даёт внушительный прирост производительности, а энтузиасты на самом деле не сберегают свои финансы, а, напротив, покупают специальные оверклокерские комплектующие с дополнительно накрученной стоимостью.

Ярчайшей иллюстрацией произошедших изменений служит появление среди интеловских десктопных CPU специальной серии оверклокерских процессоров с индексом K, которые имеют разблокированный множитель, но стоят при этом $250 и выше. Так как более дешёвые актуальные процессоры Intel разгон не допускают вообще, убеждённым энтузиастам не остаётся ничего иного, как идти на столь дорогие приобретения. Конечно, существует альтернатива — процессоры AMD, младшие модификации которых всё ещё подвержены разгону, однако потенциально достижимый с ними уровень производительности уж слишком низок, вследствие чего их популярность носит ограниченный характер.

Но, к счастью, полностью изжить себя разгон к настоящему моменту всё-таки не успел, а дальше, кажется, Intel собирается предпринять шаги к привлечению в стан своих поклонников нового поколения энтузиастов. По крайней мере в течение последних месяцев компания неустанно твердит, что решила пересмотреть отношение к настольным системам и поэтому хочет сделать ряд шагов, направленных на их популяризацию. Среди прочего Intel собирается усилить акцент и на вещах, волнующих сообщество искушённых пользователей десктопов: на производительности и разгоне. Именно в рамках новой доктрины увидели свет процессоры Devil’s Canyon, которые уже заметно подняли уровень быстродействия платформы LGA1150. Однако одним только выпуском новых дорогих оверклокерских процессоров Core i7-4790K и Core i5-4690K пакет первоочередных мер не ограничивается. В дополнение к этому Intel запускает в продажу и принципиально новый оверклокерский процессор с разблокированным коэффициентом умножения и беспрецедентно низкой стоимостью — Pentium G3258. Расчёт делается на то, что, благодаря его дешевизне и отличному частотному потенциалу, он подпитает интерес к культуре оверклокинга и станет подходящим выбором для экономных пользователей, которым практические эксперименты над своим компьютером могут показаться весьма любопытным времяпрепровождением.

Надо сказать, что для весьма неожиданного выпуска Pentium G3258 компания Intel придумала специальную легенду, оправдывающую крутой поворот в своём отношении к разгону. Дескать, данный процессор — специальное юбилейное издание, приуроченное к 20-летней годовщине торговой марки Pentium. Но легенда эта никакой критики не выдерживает. Во-первых, 20-летний юбилей Pentium нужно было праздновать ещё в марте прошлого года, а во-вторых, Pentium G3258 — далеко не первый интеловский опыт выпуска разблокированных двухъядерников после того, как в 2007 году линейка Pentium была переориентирована на нижний ценовой сегмент. Например, несколько лет назад в ассортименте компании уже существовал оверклокерский Pentium E6500K для платформы LGA775, появление которого обошлось без привязки к каким бы то ни было круглым датам. Иными словами, мы склонны думать, что новый Pentium G3258 — это не столько разовый праздничный сюрприз, сколько методичное отражение перемен в подходе Intel к формированию своей линейки продукции для настольных компьютеров. И мы считаем весьма вероятным, что вслед за этим процессором со стапелей Intel будут сходить и другие подобные недорогие решения для энтузиастов.

Впрочем, прежде чем говорить об оверклокерском ренессансе и рассуждать о значительной роли Pentium G3258 в этом процессе, давайте посмотрим на то, что могут получить от данного CPU не отягощённые тугим кошельком приверженцы разгона.

#Подробнее о Pentium G3258

Если оверклокерские процессоры в сериях Core i7 и Core i5 венчают соответствующие линейки, выступая самыми дорогими предложениями своих классов, то с разблокированным Pentium G3258 дело обстоит совсем иначе. Он как бы вклинивается в середину обновлённого модельного ряда Pentium поколения Haswell Refresh, занимая в нём место между младшими и средними модификациями. Притом что частоты современных Pentium лежат в пределах от 3,1 до 3,4 ГГц, паспортная частота Pentium G3258 установлена на отметке 3,2 ГГц. По всем же остальным спецификациям дешёвый оверклокерский процессор полностью соответствует своим собратьям: он имеет двухъядерный дизайн, лишён поддержки виртуальной многоядерности Hyper-Threading и не имеет технологии авторазгона Turbo Boost. Размер его кеш-памяти третьего уровня урезан до 3 Мбайт, а графическое ядро имеет архитектуру GT1, то есть обладает всего 10 исполнительными устройствами, обеспечивающими лишь зачаточный уровень 3D-производительности.

Подробнее узнать о характеристиках Pentium G3258 в сравнении с другими представителями линейки можно из приведённой ниже таблицы:

Pentium G3450Pentium G3440Pentium G3258Pentium G3240
Кодовое имя Haswell Refresh Haswell Refresh Haswell Refresh Haswell Refresh
Ядра/потоки 2/2 2/2 2/2 2/2
Технология Hyper-Threading Нет Нет Нет Нет
Тактовая частота 3,4 ГГц 3,3 ГГц 3,2 ГГц 3,1 ГГц
Максимальная частота в турбо-режиме - - - -
Разблокированный множитель Нет Нет Да Нет
TDP 53 Вт 53 Вт 53 Вт 53 Вт
HD Graphics Без индекса Без индекса Без индекса Без индекса
Частота графического ядра 1100 МГц 1100 МГц 1100 МГц 1100 МГц
L3-кеш 3 Мбайт 3 Мбайт 3 Мбайт 3 Мбайт
Поддержка DDR3 1333/1600 1333/1600 1333 1333
Технологии vPro/TSX-NI/TXT/VT-d Нет Нет Нет Нет
Расширения набора инструкций SSE4.2 SSE4.2 SSE4.2 SSE4.2
Процессорный разъём LGA1150 LGA1150 LGA1150 LGA1150
Цена (в коробке/OEM) $93/$86 $82/$75 $72/$72 $64/$64

В официальных спецификациях обращает на себя внимание достаточно странный факт, что для Pentium G3258 указана совместимость лишь со сравнительно медленной DDR3-1333-памятью. Но, к счастью, на практике это мало что значит. Даже обычные младшие Pentium вполне нормально работают со скоростными модулями DDR3 SDRAM, а оверклокерский Pentium G3258, в котором разблокированы все множители, тем более способен функционировать с быстрой памятью. Например, мы не встретили никаких препятствий при тестировании нашего образца Pentium G3258 с DDR3-2133, он прекрасно работал и при установке частоты памяти в режиме DDR3-2400. Так что строчку в таблице характеристик с типом официально поддерживаемых модулей DDR3 SDRAM можно смело проигнорировать.

А вот что действительно расстраивает, так это то, что в Pentium G3258, как, кстати, и во всех остальных представителях этой серии, производитель отключил поддержку современных наборов инструкций. Под нож идут как векторные AVX и AVX2, так и криптографические AES-команды, что может негативно сказываться во многих ресурсоёмких приложениях.

Впрочем, за возможность разгона мы готовы простить Pentium G3258 многое. Особенно если учесть, что Intel не только подготовила такой процессор с разблокированным множителем, но и специально озаботилась тем, чтобы для него нашлись и подходящие недорогие платформы. Так, компания разрешила производителям системных плат открывать для этого CPU оверклокерские опции на дешёвых материнках, в том числе и на тех, которые основываются на младших чипсетах восьмого поколения, например на H81, H87 или B85. Средства для разгона на таких платах могут быть добавлены простым обновлением прошивки, поэтому при подборе для новинки подходящей недорогой материнской платы стоит сверяться с последними редакциями списков поддерживаемых процессоров и с тем, какие нововведения предлагаются в последних версиях UEFI.

Все двухъядерные процессоры Pentium официально рассчитаны на 53-ваттный тепловой пакет, но в реальности их потребление и тепловыделение примерно вдвое меньше. Поэтому Pentium G3258 может представлять интерес не только как дешёвый объект для оверклокерских экспериментов, но и как основа для медиацентра или HTPC. В этом случае немаловажным фактором может стать то, что в нём сохранена полная поддержка технологии Quick Sync, реализующей быстрое декодирование и кодирование видео в распространённых форматах аппаратными средствами графического ядра.

Экономичность Pentium G3258 подкрепляется его сравнительно низким напряжением питания. В то время как у старших LGA1150-процессоров номинальное напряжение нередко превышает 1,2 или даже 1,25 В, полученный нами на тесты экземпляр Pentium G3258 имел рабочее напряжение на уровне 1,058 В. Отсюда ясно, что нагрев и высокое энергопотребление, которое мы отмечали у четырёхъядерных Haswell, — это совсем не про рассматриваемый CPU.

Очевидно, что стабильно работать такой процессор может на платах с самым простым конвертером питания, а для его охлаждения не нужны никакие высокопроизводительные кулеры. Это же даёт основания надеяться, что разгоняться такой CPU сможет довольно неплохо. Давайте проверим.

#Разгон

Несмотря на то, что Pentium G3258 был представлен одновременно с процессорами Devil’s Canyon, никакого отношения к ним, строго говоря, он не имеет. В нём между процессорным кристаллом и крышкой нет улучшенного полимерного термоинтерфейса, а схема питания — стандартной конструкции, без дополнительных конденсаторов. Впрочем, Pentium — всего-навсего двухъядерный процессор: он базируется на небольшом 22-нм кристалле площадью порядка 100 мм2 (против 177 мм2 у четырёхъядерных Haswell), имеет достаточно низкое штатное напряжение и невысокое тепловыделение. Поэтому никаких проблем с перегревом у него возникать не должно даже при серьёзном увеличении частоты и напряжения.

Тем не менее Pentium G3258 — это всё тот же Haswell, хоть и двухъядерный. Объективных причин рассчитывать на какой-то его экстраординарный разгон нет, но до последнего момента мы всё-таки надеялись, что этому процессору сможет покориться «красивая» 5-гигагерцевая планка. Увы, это круглое число так и осталось недостижимым, по крайней мере без применения экстремальных оверклокерских практик. Даже при установке напряжения 1,55 В и отключении одного процессорного ядра наш образец Pentium G3258 так и не смог загрузить операционную систему.

Другая психологически важная частота, которую мы пытались штурмовать во вторую очередь, — 4,8 ГГц. Разгон до неё означал бы полуторакратное ускорение по сравнению с номиналом, что во все времена существования оверклокерского движения считалось превосходным достижением. Однако и здесь успеха достичь не удалось. При напряжении 1,5 В платформа с разогнанным до 4,8 ГГц Pentium G3258 свободно загружала Windows и даже могла проходить тестирование на стабильность в LinX 0.6.5, но при практической работе в ресурсоёмких приложениях операционная система иногда вылетала в «синий экран». Да и, честно говоря, требуемое для такой частоты напряжение в полтора вольта внушало определённые опасения. Процессор не перегревался, но, скорее всего, продолжительная работа в таких условиях рано или поздно обернулась бы деградацией полупроводникового кристалла.

Поэтому итоговым устойчивым разгоном нашего экземпляра Pentium G3258, при котором стабильность не вызывала никаких сомнений, а напряжение не приходилось увеличивать до пугающе высоких значений, стала частота 4,6 ГГц.

Как можно видеть по скриншоту, напряжение питания CPU было установлено на отметке 1,35 В — и этого вполне хватало для полной и безоговорочной стабильности. Нагрев процессора под нагрузкой, генерируемой утилитой LinX 0.6.5, в таких условиях не превышал 75 градусов, в то время как для охлаждения применялся односекционный башенный кулер Noctua NH-U14S, который мы обычно используем при тестировании.

Таким образом, предельные частоты разгона Pentium G3258 немного превышают потенциал четырёхъядерных Haswell, и, что немаловажно, никаких проблем с перегревом при этом не возникает. Иными словами, в оверклокерских системах на базе нового бюджетного интеловского процессора можно беспрепятственно использовать и доступные по цене материнки, и недорогие системы охлаждения. При этом рассчитывать можно на увеличение частоты выше паспортного значения где-то на 40-45 процентов, что по сегодняшним меркам выглядит как отличный подарок энтузиастам.

Тестирование. Выводы

#Описание тестовых систем и методики тестирования

Обычно при тестировании современных процессоров бывает нетрудно заранее предсказать, с каким уровнем быстродействия мы столкнёмся. Однако разогнанный Pentium G3258 — совершенно другое дело. Двухъядерные процессоры Pentium, лишённые Hyper-Threading и актуальных наборов векторных инструкций, обычно проявляют себя не слишком быстрыми вариантами для современной системы. Тем не менее значительный разгон этого CPU вполне способен компенсировать врождённые недостатки. Поэтому для сравнения с Pentium G3258 мы взяли сразу два принципиально различных варианта Haswell: старший «полноценный» двухъядерник Core i3-4360 и младший четырёхъядерник Core i5-4460.

Что же касается конкурирующих процессоров AMD, то среди APU аналогичную Pentium G3258 стоимость имеют двухъядерные процессоры класса A6. Сравнивать их с двухъядерным Haswell бессмысленно — два ядра Steamroller окажутся чуть ли не вдвое медленнее. Однако среди имеющихся в магазинах вариантов Socket FM2-процессоров можно обнаружить дешёвые CPU класса Athlon X4, которые базируются на дизайне Trinity и Richland, не имеют встроенной графики, но зато обладают двумя модулями Piledriver, то есть четырьмя вычислительными ядрами. По своей цене они сопоставимы с Pentium G3258, и именно такой процессор мы взяли для сравнения. Им оказался Athlon X4 760K, похожий по своим «процессорным» характеристикам на A8-6600K.

В итоге список задействованных в тестировании аппаратных компонентов выглядел следующим образом:

  • Процессоры:
    • AMD Athlon X4 760K (Richland, 4 ядра, 3,8-4,1 ГГц, 2x2 Мбайт L2);
    • Intel Core i5-4460 (Haswell Refresh, 4 ядра, 3,2-3,4 ГГц, 4x256 Кбайт L2, 6 Мбайт L3);
    • Intel Core i3-4360 (Haswell Refresh, 2 ядра + HT, 3,7 ГГц, 2x256 Кбайт L2, 4 Мбайт L3);
    • Intel Pentium G3258 (Haswell Refresh, 2 ядра, 3,2 ГГц, 2x256 Кбайт L2, 3 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: Noctua NH-U14S.
  • Материнские платы:
    • ASUS A88X-PRO (Socket FM2+, AMD A88X);
    • ASUS Z97-Pro (LGA1150, Intel Z97).
  • Память: 2x8 Гбайт DDR3-2133 SDRAM, 9-11-11-31 (G.Skill [TridentX] F3-2133C9D-16GTX).
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 780 Ti (3 Гбайт/384-бит GDDR5, 876-928/7000 МГц).
  • Дисковая подсистема: Intel SSD 520 240 GB (SSDSC2CW240A3K5).
  • Блок питания: Corsair AX760i (80 Plus Platinum, 760 Вт).

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 8.1 Enterprise x64 с использованием следующего комплекта драйверов:

  • AMD Chipset Drivers 14.4;
  • Intel Chipset Driver 10.0.14;
  • Intel Management Engine Driver 10.0.0.1204;
  • Intel Rapid Storage Technology 13.0.3.1001;
  • NVIDIA GeForce 337.88 Driver.

Процессоры, допускающие разгон, тестировались дважды — не только при работе в номинальном режиме, но и при их стабильном и подходящем для долговременного использования разгоне, достижимом с применяемым нами воздушным охлаждением:

  • AMD Athlon X4 760K при разгоне до 4,7 ГГц с напряжением 1,475 В;
  • Intel Pentium G3258 при разгоне до 4,6 ГГц с напряжением 1,35 В.

Описание использовавшихся для измерения производительности инструментов:

Бенчмарки:

  • Futuremark PCMark 8 Professional Edition 2.0.228 — тестирование в сценариях Home (обычное домашнее использование PC), Creative (использование PC для развлечений и для работы с мультимедийным контентом) и Work (использование PC для типичной офисной работы).
  • Futuremark 3DMark Professional Edition 1.3.708 — тестирование в сценах Sky Driver, Cloud Gate и Fire Strike.

Приложения:

  • Adobe Photoshop CC — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта, представляющего собой творчески переработанный Retouch Artists Photoshop Speed Test, который включает типичную обработку четырёх 24-мегапиксельных изображений, сделанных цифровой камерой.
  • Adobe Premiere Pro CC — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат H.264 Blu-Ray проекта, содержащего HDV 1080p25 видеоряд с наложением различных эффектов.
  • Autodesk 3ds max 2015 — тестирование скорости финального рендеринга. Измеряется время, затрачиваемое на рендеринг в разрешении 1920x1080 с применением рендерера mental ray одного кадра стандартной сцены Space_Flyby из тестового пакета SPEC.
  • Internet Explorer 11 — тестирование производительности при работе интернет-приложений, построенных с использованием современных технологий. Применяется специализированный тест WebXPRT 2013, реализующий на HTML5 и JavaScript реально использующиеся в интернет-приложениях алгоритмы.
  • TrueCrypt 7.2 — тестирование криптографической производительности. Используется встроенный в программу бенчмарк, задействующий тройное шифрование AES-Twofish-Serpent.
  • WinRAR 5.1 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 1,7 Гбайт. Используется максимальная степень компрессии.
  • Freemake 4.1.4 — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.264/AVC. Данная популярная утилита использует библиотеку FFmpeg, то есть опирается на широко распространённый кодер x264. Для оценки производительности используется исходный 1080p@50FPS AVC-видеофайл из теста x246 FHD Benchmark 1.0.1, имеющий битрейт около 30 Мбит/с. Технологии CUDA и DXVA при перекодировании отключаются.

Игры:

  • Batman: Arkham Origins. Настройки для разрешения 1280х800: Anti-Aliasing = Off, Geometry Details = DX11 Enhanced, Dynamic Shadows = DX11 Enhanced, Motion Blur = On, Depth of Field = DX11 Enhanced, Distortion = On, Lens Flares = On, Light Shafts = On, Reflections = On, Ambient Occlusion = DX11 Enhanced, Hardware Accelerated Physx = High. Настройки для разрешения 1920х1080: Anti-Aliasing = MSAA 4x, Geometry Details = DX11 Enhanced, Dynamic Shadows = DX11 Enhanced, Motion Blur = On, Depth of Field = DX11 Enhanced, Distortion = On, Lens Flares = On, Light Shafts = On, Reflections = On, Ambient Occlusion = DX11 Enhanced, Hardware Accelerated Physx = High.
  • F1 2013. Настройки для разрешения 1280х800: Ultra Quality, 0xAA, DirectX11. Настройки для разрешения 1920x1080: Ultra Quality, 4xAA, DirectX11. Используется трасса Texas и версия игры с поддержкой AVX-инструкций.
  • Hitman: Absolution. Настройки для разрешения 1280х800: Ultra Quality, MSAA = Off, High Texture Quality, 16x Texture Aniso, Ultra Shadows, High SSAO, Global Illumination = On, High Reflections, FXAA = On, Ultra Level of Detail, High Depth of Field, Tesselation = On, Normal Bloom. Настройки для разрешения 1920x1080: Ultra Quality, 4x MSAA, High Texture Quality, 16x Texture Aniso, Ultra Shadows, High SSAO, Global Illumination = On, High Reflections, FXAA = On, Ultra Level of Detail, High Depth of Field, Tesselation = On, Normal Bloom.
  • Metro: Last Light. Настройки для разрешения 1280х800: DirectX 11, High Quality, Texture Filtering = AF 16X, Motion Blur = Normal, SSAA = Off, Tesselation = Off, Advanced PhysX = Off. Настройки для разрешения 1920x1080: DirectX 11, High Quality, Texture Filtering = AF 16X, Motion Blur = Normal, SSAA = On, Tesselation = On, Advanced PhysX = On. При тестировании используется сцена D6.
  • Sleeping Dogs. Настройки для разрешения 1280х800: Ultra Quality, Normal Anti-Aliasing, High-Res Texture Quality, High Shadow Quality, High Shadow Filter, High SSAO, High Motion Blur Level, Extreme World Density. Настройки для разрешения 1920x1080: Ultra Quality, Extreme Anti-Aliasing, High-Res Texture Quality, High Shadow Quality, High Shadow Filter, High SSAO, High Motion Blur Level, Extreme World Density.
  • Thief. Настройки для разрешения 1280x800: Texture Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Depth-of-field Quality = High, Texture Filtering Quality = 8x Anisotropic, SSAA = Off, Screenspace Reflections = On, Parallax Occlusion Mapping = On, FXAA = Off, Contact Hardening Shadows = On, Tessellation = On, Image-based Reflection = On. Настройки для разрешения 1920x1080: Texture Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Depth-of-field Quality = High, Texture Filtering Quality = 8x Anisotropic, SSAA = High, Screenspace Reflections = On, Parallax Occlusion Mapping = On, FXAA = On, Contact Hardening Shadows = On, Tessellation = On, Image-based Reflection = On.

#Производительность в комплексных тестах

В целом процессоры Pentium работают заметно медленнее своих более дорогих собратьев. Так что совершенно неудивительно, что даже двухъядерный представитель семейства Core i3 опережает Pentium G3258 примерно на 10-15 процентов. Это происходит из-за отсутствия в процессорах Pentium поддержки Hyper-Threading, из-за их более низких частот, из-за меньшего объёма кеш-памяти и из-за отсутствия поддержки современных наборов инструкций. Однако Pentium G3258 примечателен тем, что его частоту можно увеличить значительно выше номинальных значений, благодаря чему его производительность возрастает на 15-20 процентов. Такой разгон позволяет ему соперничать по скорости работы не только со старшими Core i3, но и с начальными моделями Core i5 — об этом нам говорят результаты бенчмарка PCMark 8, в котором моделируется обычная пользовательская активность.

Однако надо понимать, что сравнительное быстродействие Pentium G3258 серьёзно зависит от того, насколько многопоточный характер носит возлагаемая на него нагрузка. Например, в сценарии Create, посвящённом созданию мультимедийного контента, разогнанный Pentium до Core i5 не дотягивает. А в сценарии Work, где воссоздаётся активность пользователя в офисных приложениях, — ситуация обратная и Pentium G3258 обходит даже младшего представителя четырёхъядерных Haswell.

При этом конкурирующий с Pentium G3258 формально четырёхъядерный Athlon X4 760K бороться с ним не может ни при одном варианте пользовательской активности. Процессор AMD не только существенно проигрывает новому Pentium при разгоне, но и уступает ему при работе в номинальном состоянии. Иными словами, бюджетные двухъядерные Haswell предлагают в среднем лучший уровень производительности, нежели четырёхъядерные носители микроархитектуры Piledriver.

#Производительность в приложениях

В различных приложениях можно наблюдать три принципиально различных ситуации с производительностью. В тех задачах, которые создают преимущественно однопоточную нагрузку, например в интернет-приложениях, показатели производительности Pentium G3258 выглядят просто выдающимися. В разогнанном режиме, благодаря высокой тактовой частоте, этому процессору удаётся превзойти и Core i3, и Core i5, не говоря уже об Athlon X4.

В большинстве ресурсоёмких задач, активно использующих многопоточность, в том числе в Autodesk 3ds max 2015 и в Adobe Premiere Pro CC, скорость разогнанного до 4,6 ГГц Pentium G3258 уже не выглядит столь высокой, и от полноценного четырёхъядерного Core i5 он отстаёт. Однако представителям серии Core i3, в которую входят двухъядерные CPU с поддержкой Hyper-Threading, Pentium G3258 продолжает достойно противостоять. Если же учесть, что пара ядер процессоров AMD примерно соответствует одному интеловскому ядру с поддержкой Hyper-Threading, в таких приложениях разогнанный Pentium G3258 опережает и Athlon X4 760K, частота которого также повышена.

Но, к несчастью для Pentium, существует и третий тип приложений. В них серьёзно проявляется урезанность этого процессора в тех или иных аспектах, в результате чего разрыв между Pentium G3258 и CPU более высокого класса не компенсируется даже 44-процентным увеличением частоты выше номинала. В нашем случае примерами таких приложений выступает система шифрования TrueCrypt, активно использующая AES-инструкции, и архиватор WinRAR, серьёзно выигрывающий как от Hyper-Threading, так и от больших объёмов кеш-памяти.

#Производительность в играх

Тестирование в играх предваряют результаты синтетического бенчмарка 3DMark, который выдаёт некую усреднённую метрику игровой 3D-производительности систем.

Тестирование в реальных играх редко когда позволяет выявить принципиальные различия между быстродействующими процессорами. При современной игровой нагрузке узким местом становятся не вычислительные ресурсы платформы, а её графическая подсистема. Именно поэтому в большинстве случаев совершенно безразлично, какой из процессоров используется в той или иной геймерской платформе. Количество FPS, скорее всего, от этого зависеть будет крайне незначительно. Тем не менее отказываться от тестирования в играх это повода не даёт. Просто для лучшей иллюстративности вместе с измерением игровой производительности в типичном Full HD-разрешении и с включённым полноэкранным сглаживанием мы делаем замеры и в разрешении 1280х800. Результаты в первом случае показывают тот уровень FPS, который можно получить в реальных условиях прямо сейчас, второй же вариант тестирования позволяет оценить теоретическую игровую производительность процессоров, которая, возможно, будет раскрыта в перспективе, если в нашем распоряжении появятся более быстрые варианты графической подсистемы.

Тесты в Full HD-разрешении:

Но, как показывает практика, даже при выборе Full HD-разрешения и установке максимального уровня качества изображения определённая разница между производительностью тестируемых продуктов всё же заметна. Очевидно, что мощности процессоров класса Pentium для раскрытия потенциала современных флагманских игровых видеокарт достаточно не всегда. Поэтому в большинстве игр Pentium G3258 выдаёт более низкую частоту кадров, чем его менее бюджетные собратья. Однако оверклокинг зачастую позволяет подтянуть быстродействие Pentium G3258 ближе к уровню Core i3 и Core i5, так что для недорогих игровых систем, похоже, использовать этот процессор вполне допустимо.

Однако тесты в уменьшенном разрешении выдают несколько иную картину:

Потенциальная игровая производительность процессора Pentium G3258 оказывается хуже, чем у Core i3-4360, даже при его разгоне до 4,6 ГГц. К сожалению, под торговой маркой Pentium сегодня продаются настолько примитивные процессоры, что даже разблокирование коэффициента умножения далеко не всегда позволяет им перебраться в более высокий класс. В среднем работающий на частоте 3,7 ГГц процессор семейства Core i3 с точки зрения игрового быстродействия может выдать на 15 процентов более высокие результаты, нежели разогнанный до упора Pentium G3258. А это значит, что советовать дешёвую оверклокерскую новинку энтузиастам-геймерам можно лишь с той оговоркой, что бюджет на приобретение процессора ограничен стодолларовой суммой. Чуть более дорогие Core i3, хоть и не имеют функции разгона, в большинстве игр с точки зрения производительности окажутся лучше.

Тем не менее с помощью Pentium G3258 компания Intel смогла решить другую задачу — она создала отличный продукт для недорогих игровых сборок со внешней графикой, который однозначно превосходит любые имеющиеся варианты AMD. Заметно медленнее Pentium G3258 оказывается даже старший четырёхъядерный Athlon X4 в наиболее актуальном на сегодняшний день Socket FM2-исполнении.

#Энергопотребление

Ранее мы уже говорили, что процессоры Pentium отличаются очень хорошей экономичностью и потребляют существенно меньше своего расчётного тепловыделения в 53 Вт. Настало время проиллюстрировать это числами.

На следующих ниже графиках приводится полное потребление систем (без монитора), измеренное на выходе из розетки, в которую подключен блок питания тестовой системы, и представляющее собой сумму энергопотребления всех задействованных в системе компонентов. В суммарный показатель автоматически включается и КПД самого блока питания, однако используемая нами модель БП, Corsair AX760i, имеет сертификат 80 Plus Platinum, так что его влияние должно быть минимальным. Для правильной оценки энергопотребления мы активировали турборежим (там, где он поддерживается) и все имеющиеся энергосберегающие технологии.

В современных Pentium реализован полный комплект энергосберегающих технологий за исключением мало влияющего на общую картину состояния C7. Поэтому при отсутствии нагрузки их потребление падает до близких к нулю значений, а то, что мы видим на диаграмме выше, — это характеристики энергопотребления платформы.

Перекодирование видео — задача, создающая достаточно серьёзную нагрузку на систему. Утилита Freemake Video Converter базируется на кодере x264, а следовательно, хорошо распараллеливает алгоритм на все доступные вычислительные ядра и при возможности задействует современные наборы инструкций.

Однако увеличение потребления в системе на базе Pentium G3258 по сравнению с состоянием покоя составляет лишь 26 Вт. Заметную прибавку к энергопотреблению можно увидеть только в случае разгона, при котором вместе с 44-процентным увеличением частоты мы почти на 30 процентов увеличили и напряжение питания процессора. Надо заметить, что энергопотребление работающего на частоте 4,6 ГГц процессора Pentium G3258 оказывается выше, чем у Core i3 и Core i5. Если же учесть, что производительность рассматриваемого CPU растёт при увеличении его частоты не столь круто, можно заключить, что разгон ухудшает показатели его энергоэффективности. Впрочем, настоящих энтузиастов такие мелочи никогда не останавливали.

На следующей диаграмме приводится максимальное потребление при нагрузке, которая создается 64-битной версией утилиты LinX 0.6.5 с поддержкой набора инструкций AVX2, базирующейся на пакете Linpack — он, напомним, отличается непомерными энергетическими аппетитами.

Здесь процессоры, имеющие поддержку векторных инструкций AVX и AVX2, резко наращивают свои аппетиты. Pentium G3258 это не касается, а значит, системы на базе этого CPU могут довольствоваться достаточно простыми блоками питания. Кстати, заметьте, в то время как предельное энергопотребление платформы на базе разогнанного Pentium G3258 при тестировании в LinX составляет 106 Вт, протестированная нами неделю назад аналогичная система с разогнанным старшим процессором Devil’s Canyon требовала электроэнергии в два с половиной раза больше.

#Выводы

Нет никаких сомнений в том, что Pentium G3258 — медленный процессор. Являясь типичным представителем своего класса, он располагает лишь двумя вычислительными ядрами без технологии Hyper-Threading, обладает L3-кешем урезанного до 3 Мбайт размера и лишён поддержки векторных инструкций AVX и AVX2. Вследствие этого, работая в номинальном режиме, он сильно отстаёт по производительности от представителей более продвинутых серий — Core i3 и Core i5. Однако при этом у Pentium G3258 есть уникальная черта, способная кардинально поменять отношение к этому продукту, — его можно разгонять.

Совершенно очевидно, что желающих купить Pentium G3258 для эксплуатации в штатном режиме окажется очень немного. Зато энтузиастам этот процессор может предложить широкое поле деятельности. Наши эксперименты показали, что заложенный в нём частотный потенциал позволяет без применения каких-либо специальных методов охлаждения использовать данный 3,2-гигагерцевый CPU на частоте порядка 4,6 ГГц. Это сразу улучшает его производительность примерно на 25 процентов. Правда, для того, чтобы Pentium G3258 мог перейти в следующую весовую категорию, такого прироста оказывается достаточно далеко не всегда. Однако если судить с позиции соотношения цены и производительности (после разгона), то — независимо ни от чего — рассмотренная в этом обзоре новинка окажется лучшим вариантом среди любых предложений дешевле $100.

Иными словами, Pentium G3258 — весьма привлекательный продукт за свои деньги. С одной стороны, он вполне устраивает Intel, так как не подрывает рыночные позиции серий Core i3 и Core i5, а с другой — он может стать отличным выбором для готовых пойти на разгон конечных пользователей, подбирающих конфигурации для недорого домашнего компьютера или мультимедиацентра. При этом стоит напомнить, что Pentium G3258 может предложить не только заметный прирост быстродействия при разгоне, но и низкое энергопотребление с тепловыделением, что в конечном итоге позволяет использовать его в очень компактных системах с несложными кулерами, маломощными блоками питания и достаточно простыми материнскими платами.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/823153