Процессоры и память

Обзор процессора Core i7-4790K: тестирование Devil’s Canyon

⇣ Содержание

Буквально полтора месяца назад компания Intel обновила линейку своих процессоров для персональных компьютеров. Масштабное улучшение спецификаций затронуло почти всё семейство Haswell, включая и предложения для настольных систем в LGA1150-упаковке. Однако процессоров для энтузиастов, имеющих в своём обозначении литеру K, акция Haswell Refresh не коснулась. Дело тут вовсе не в том, что Intel решила в очередной раз оставить элитную часть компьютерного сообщества без своего внимания и заставить её и дальше довольствоваться моделями Core i7-4770K и Core i5-4670K. Напротив, компания взяла дополнительную паузу для подготовки улучшенных оверклокерских модификаций, обладающих совершенно уникальными свойствами, – Devil’s Canyon. И вот теперь наконец эти флагманские CPU для платформы LGA1150 готовы выйти на рынок.

Появление процессоров Devil’s Canyon, которые поддерживают разгон и предназначаются для высокопроизводительных настольных систем, мы можем только приветствовать. Последние несколько лет рынок десктопов находится под серьёзным давлением со стороны мобильного сегмента. Продажи настольных систем сокращаются, и это влечёт за собой переключение интересов разработчиков с CPU для компьютеров традиционных форм-факторов на экономичные и энергоэффективные архитектуры, использующиеся в компактных ноутбуках, планшетах, смартфонах и всевозможных гибридных устройствах. Например, прошлый раз мы писали про оверклокерские продукты компании Intel осенью прошлого года, причём речь тогда шла о процессорах Ivy Bridge-E, которые, откровенно говоря, не несли в себе ничего нового и предлагали лишь инкрементальную модификацию старой платформы LGA2011. Не кажутся прорывом и вышедшие год назад процессоры Haswell, которые по сравнению с предшественниками серии Ivy Bridge не слишком заметно увеличили свою производительность и к тому же получили ощутимо худший разгонный потенциал. Фактически последней новинкой Intel, которую вспоминают тёплыми словами все без исключения приверженцы настольных систем, остаётся Sandy Bridge. Отличной иллюстрацией отсутствия привлекательных для передовой части пользователей десктопов предложений с начала 2011 года выступает тот факт, что многие из них до сих пор продолжают использовать платформы, основанные на процессорах Core второго поколения, и не собираются вкладываться в их модернизацию.

Однако, к счастью, Intel всё же не забыла о существовании прослойки энтузиастов настольных компьютеров, стремящихся оставаться на переднем краю технологий. Не так давно к Intel пришло понимание, что эта аудитория почти полностью состоит из её либо идейных, либо вынужденных поклонников, которым так или иначе требуется особое внимание. Поэтому теперь Intel решила усилить акценты на продуктах для оверклокеров, в результате чего и появился Devil’s Canyon.

Любопытно, что столь неожиданный разворот в сторону продвинутых пользователей десктопов произошёл у Intel совсем недавно – в декабре прошлого года. Именно тогда проекту Devil’s Canyon в компании был дан зелёный свет на самом верхнем уровне. Перед разработчиками была поставлена достаточно сложная задача: требовалось в сжатые сроки создать принципиально новый оверклокерский процессор, который получил бы существенно более высокие тактовые частоты и лучший разгонный потенциал, но при этом не утратил бы совместимости с уже имеющейся экосистемой и не выходил бы за рамки привычного теплового пакета. И эта задача была решена: представленные в начале этого месяца процессоры класса Devil’s Canyon отвечают всем сформулированным условиям. Конечно, они не идеальны, так как для ускорения вывода продукта на рынок разработчикам пришлось идти на многочисленные компромиссы, но следует понимать, что Devil’s Canyon – это лишь предвестник более интересных оверклокерских продуктов, которые продолжат выходить в течение предстоящих осени и зимы.

Впрочем, давайте не будем отвлекаться от основной темы этого обзора и посмотрим, чем же вознамерилась порадовать энтузиастов Intel прямо сейчас. В наших руках оказался старший из Devil’s Canyon – Core i7-4790K.

#Подробнее о Core i7-4790K

Если говорить коротко, то процессоры Devil’s Canyon – это Haswell Refresh для оверклокеров. В них нет никаких усовершенствований на уровне микроархитектуры, и их превосходство над предшественниками обуславливается лишь такими инженерными решениями, которые можно было бы осуществить без углубления в нутро процессора. Но в то время как Haswell Refresh отличаются от Haswell «первой волны» только незначительно возросшими тактовыми частотами, принципиальных отличий Devil’s Canyon от прошлых оверклокерских Haswell целых три.

Во-первых, это, конечно же, тактовые частоты. Если говорить конкретно о модели Core i7-4790K, то рост её частоты выглядит очень внушительно. Этот процессор рассчитан на работу на 4 ГГц, а в турборежиме способен разгоняться до 4,4 ГГц. Таким образом, благодаря Devil’s Canyon в линейке десктопных процессоров Intel появились продукты, уверенно преодолевшие 4-гигагерцевую отметку. При этом расчётное тепловыделение Core i7-4790K почти не увеличилось: его тепловой пакет установлен на отметке 88 Вт, что всего на 4 Вт выше TDP существовавших до сих пор старших процессоров Haswell. Такое изменение тепловых характеристик будет почти незаметным для конечных пользователей: Core i7-4790K сохраняет полную совместимость с имеющимся парком материнских плат для LGA1150 и систем охлаждения средней и высшей ценовой категории.

Во-вторых, в процессорах Devil’s Canyon производитель изменил состав теплопроводящего материала, находящегося между полупроводниковым кристаллом и процессорной крышкой. Данный шаг является прямым ответом на критику оверклокеров, выражавших недовольство плохой теплопроводностью внутреннего термоинтерфейса старых Haswell, из-за которого процессорные ядра перегревались даже в системах с очень производительными системами охлаждения. Впрочем, радость от произошедшей перемены полной всё-таки не будет. Дело в том, что наиболее эффективный способ сопряжения кристалла и крышки – через бесфлюсовую пайку – в Devil’s Canyon так и не вернулся. Фактически Intel просто заменила один сорт термопасты другим. Новый материал, названный в документации NGPTIM (Next-Generation Polymer Thermal Interface Material – «полимерный термоинтерфейсный материал нового поколения»), отличается своим химическим составом и имеет лучшую, чем раньше, теплопроводность. Однако очевидно, что для достижения максимальных результатов разгона радикальным энтузиастам придётся «скальпировать» и Devil’s Canyon.

В-третьих, в Devil’s Canyon некоторые изменения были внесены в систему питания процессора. С целью улучшения стабильности питающих напряжений Intel разработала новую схему электрической обвязки, что нашло отражение в появлении на «брюшке» процессора дополнительных конденсаторов.

При всём при этом полупроводниковое ядро Haswell, используемое в Devil’s Canyon, осталось неизменным. В основе новых оверклокерских процессоров лежит всё тот же кристалл степпинга C0, который используется и в Haswell Refresh, и в обычных Haswell годичной давности. Поэтому все улучшения в частотном потенциале – это исключительно результат смены внутреннего термоинтерфейса и усовершенствования питающей схемы.

Таким образом, Core i7-4790K остаётся вполне обыденным LGA1150-процессором верхнего ценового диапазона с четырьмя процессорными ядрами и поддержкой технологии Hyper-Threading, с 8 Мбайт кеш-памяти третьего уровня, поддержкой двухканальной DDR3-памяти, со встроенным графическим ускорителем класса GT2 и с контроллером PCI Express 3.0 на 16 линий. В сравнении с прошлым оверклокерским флагманом, Core i7-4770K, и со старшим Haswell Refresh, Core i7-4790, его характеристики выглядят так:

Core i7-4790KCore i7-4790Core i7-4770K
Кодовое имя Devil’s Canyon Haswell Refresh Haswell
Ядра/потоки 4/8 4/8 4/8
Технология Hyper-Threading Есть Есть Есть
Тактовая частота 4,0 ГГц 3,6 ГГц 3,5 ГГц
Максимальная частота в турборежиме 4,4 ГГц 4,0 ГГц 3,9 ГГц
Разблокированный множитель Есть Нет Есть
TDP 88 Вт 84 Вт 84 Вт
HD Graphics 4600 4600 4600
Частота графического ядра 1250 МГц 1200 МГц 1250 МГц
L3-кеш 8 Мбайт 8 Мбайт 8 Мбайт
Поддержка DDR3 1333/1600 1333/1600 1333/1600
Технологии vPro/TSX-NI/TXT/VT-d Есть Есть Нет
Расширения набора инструкций AVX 2.0 AVX 2.0 AVX 2.0
Упаковка LGA1150 LGA1150 LGA1150
Цена (в коробке/OEM) $350/$339 $312/$303 $350/$339

Поскольку в Core i7-4790K нет никаких изменений на микроархитектурном уровне, он совместим с любыми LGA1150-материнскими платами как новой, девятой серии, так и старой, восьмой. Но имейте в виду: для старых плат может потребоваться обновление прошивки.

Полученный нами для тестирования экземпляр процессора Core i7-4790K функционировал в полном соответствии с заявленными спецификациями – на частоте свыше 4,0 ГГц. При активированной технологии Turbo Boost 2.0 при многопоточной нагрузке его частота составляла 4,2 ГГц, в случае же с однопоточной активностью она повышалась до обещанных 4,4 ГГц. Рабочие напряжения при этом находились в пределах 1,19-1,29 В, что, надо заметить, выше напряжений, которые свойственны как обычным Haswell, так и новым модификациям Haswell Refresh.

Следует подчеркнуть, что в Core i7-4790K, в отличие от Core i7-4770K, Intel решила не отключать технологии безопасности vPro и TXT, виртуализацию VT-d и инструкции TSX-NI. Это делает Devil’s Canyon интересным в том числе и в корпоративном секторе, пользователи из которого могут соблазниться значительно более высокими, чем у обычного Core i7-4790, тактовыми частотами.

В дополнение к сказанному остаётся лишь добавить, что Devil’s Canyon – это не только Core i7-4790K. В это семейство входит ещё два представителя: четырёхъядерный процессор без поддержки Hyper-Threading, Core i5-4670K, рассчитанный на частоты 3,5-3,9 ГГц; а также очень любопытный, благодаря своей заманчивой цене, двухъядерный Pentium G3258 – первый бюджетный интеловский процессор, ориентированный на разгон. С этими новинками мы познакомимся чуть позже, ну а пока давайте посмотрим на особенности Core i7-4790K на практике.

#Тест температурного режима

Так как в плане архитектуры Devil’s Canyon абсолютно аналогичен Haswell, главный вопрос звучит так: насколько замена температурного интерфейса под процессорной крышкой смогла улучшить теплоотвод от процессорного кристалла?

Чтобы на него ответить, мы провели простой эксперимент – сравнили рабочие температуры свежего Core i7-4790K и старого Core i7-4770K при работе на одинаковой тактовой частоте с одинаковым напряжением питания. В частности, на 4,2 ГГц, которые для Core i7-4790K выступают типичной рабочей частотой, а для Core i7-4770K являются уже достаточно заметным разгоном. Напряжение у обоих CPU было выставлено на уровне 1,2 В, технология Turbo Boost 2.0 отключалась. Для отвода тепла в нашей тестовой системе использовался новый суперкулер Noctua NH-D15, установленный на процессор через термопасту Arctic Cooling MX-2. Нагрузка создавалась утилитой LinX 0.6.5, поддерживающей набор инструкций AVX2.

Следующий график отображает моментальные температуры, наблюдавшиеся во время прохождения теста и измеряемые каждые 2 секунды.

На самом деле, никакого чуда не случилось. Это при «скальпировании» Haswell и замене штатной термопасты жидким металлом можно отыграть более двух десятков градусов при высокой нагрузке. В Devil’s Canyon ничего подобного нет и в помине. Похоже, новый материал термоинтерфейса отличается от старого не слишком сильно, поэтому разница в температурах Core i7-4790K и Core i7-4770K в одинаковых условиях составляет не более 7-10 градусов. Для небольшого улучшения разгонного потенциала этого, конечно, хватит, однако серьёзного эффекта от внедрения пресловутого NGPTIM ждать явно не следует. 

Кстати, разница между температурами процессоров, выпущенных с интервалом в год, вполне могла бы быть обусловлена и снижением тепловыделения, произошедшим за счёт вызревания используемого Intel для производства своих CPU 22-нм техпроцесса. Однако в данном случае влияние этого фактора минимально. Вот как выглядит измеренное параллельно с температурой энергопотребление обоих экземпляров процессоров:

Как видите, потребление Core i7-4790K и Core i7-4770K на одинаковой частоте и при одинаковом напряжении практически одинаково. Оба процессора основываются на полупроводниковых кристаллах одного и того же степпинга C0, и это находит отражение на приведённом графике. Иными словами, никаких улучшений в тепловыделении у Devil’s Canyon нет. Сильный нагрев процессоров Haswell – проблема, корни которой уходят в особенности микроархитектуры, и новые модификации CPU в этом отношении ничем не лучше старых. Шутка ли, при высокой AVX2-нагрузке потребление Haswell на частоте 4,2 ГГц превышает 150 Вт. Конечно, утилита LinX, основанная на пакете Linpack, выжимает из вычислительных ресурсов процессора все соки, в чём она мало похожа на реальные приложения. Тем не менее Core i7-4790K нуждается в качественном охлаждении даже при работе в номинальном режиме. В противном случае владельцам этой разновидности Devil’s Canyon придётся сталкиваться если не с нестабильностью, то по крайней мере с температурным троттлингом.

#Разгон

Devil’s Canyon ориентированы Intel на аудиторию энтузиастов. Поэтому все процессоры, вошедшие в эту серию, и Core i7-4790K в том числе, обладают разблокированными множителями, позволяющими независимо разгонять процессор, шину, память и графическое ядро. Впрочем, ничего нового в этом списке нет, и по оверклокерским функциям Core i7-4790K подобен предшественнику из K-серии, Core i7-4770K.

Прошлые Haswell с разблокированным множителем вызывали у оверклокеров несколько пренебрежительное отношение. Виной тому высокий нагрев, из-за которого максимальная частота, пригодная для повседневного использования процессора, не превышала 4,3-4,5 ГГц. На фоне того, что процессоры трёхгодичной давности поколения Sandy Bridge нередко удавалось раскочегарить до частот свыше 4,8 ГГц, это выглядело как определённый шаг назад.

Но Devil’s Canyon позиционируется Intel как «работа над ошибками» в первую очередь в части теплосъёма с процессорного кристалла. То есть производитель прямо обещает, что новые CPU должны греться меньше и за счёт этого покорять более высокие частоты без какого-либо хирургического вмешательства (скальпирования) и замены внутреннего термоинтерфейса. Впрочем, определённые сомнения в значительности произошедших улучшений у нас возникли с самого начала. Во-первых, уже при работе на номинальной частоте Core i7-4790K использует очень высокие напряжения, достигающие 1,29 В в турборежиме. При этом устанавливать на Haswell для длительного использования напряжения свыше 1,3 В во избежание деградации полупроводникового кристалла раньше не советовала даже сама Intel. Так что пространства для манипулирования напряжением при разгоне остаётся немного. Во-вторых, измеренные нами показатели энергопотребления Devil’s Canyon явно указывают на то, что проблема с теплоотводом для этих процессоров остается весьма критичной, а замена одного полимерного термоинтерфейса другим, как показывает практика, даёт не слишком заметный выигрыш в температурах.

Собственно, все эти опасения подтвердились и при практических экспериментах. Максимальной частотой, при которой нам удалось (причём с немалым трудом) добиться стабильной работоспособности Core i7-4790K при её проверке в LinX 0.6.5, оказалась 4,5 ГГц. Напряжение для обеспечения отсутствия сбоев в тесте пришлось установить в 1,25 В, но предельная температура при этом почти доходила до критической границы и достигала 97 градусов, даже несмотря на использование нами очень эффективного кулера Noctua NH-D15. Напомним, температурный троттлинг у представителей семейства Devil’s Canyon, так же как и у обычных Haswell, включается при 100 градусах.

На самом деле это – очень печальный результат. Получается, что Core i7-4790K в разгоне не сильно лучше, чем его оверклокерский предшественник, Core i7-4770K. Простой смены химического состава полимерного термоинтерфейса недостаточно, чтобы сделать из Haswell новый Sandy Bridge, и нам остаётся только надеяться, что бесфлюсовая пайка полупроводникового кристалла к процессорной крышке легкоплавким индиевым припоем вернётся в будущих LGA1150-продуктах для энтузиастов поколения Broadwell.

Надо сказать, что наш результат разгона Core i7-4790K – 4,5 ГГц – может показаться слишком низким на фоне того, что многие зарубежные источники указывают на возможность разгона этого процессора до 4,6-4,7 ГГц или даже сильнее. Однако ничего странного в этом нет – применяемая нами для проверки стабильности системы утилита LinX 0.6.5 за счёт активного задействования AVX2-инструкций создаёт очень высокую нагрузку, серьёзно прогревающую процессор. Если же, например, взять для проверки прошлую версию этой утилиты (0.6.4), которая вместо AVX2 использует AVX-команды, то работоспособности нашего экземпляра Core i7-4790K можно добиться и на частоте 4,6 ГГц при напряжении питания 1,275 В. С такими установками процессор оказывается способен пройти все наши тесты производительности и при общеупотребительном использовании не показывает никаких признаков нестабильности.

Впрочем, как бы то ни было, все проблемы Haswell, проявляющиеся при разгоне, переехали и в Devil’s Canyon. При возникновении нагрузки температура процессорных ядер возрастает резко и значительно, а её удержание в допустимых рамках требует недюжинных усилий. Как и раньше, наращивание производительности системы охлаждения помогает не слишком сильно, и совершенно очевидно, что узким местом в отводе тепла от процессорного кристалла остаётся термоинтерфейсный материал, расположенный под крышкой.

#Описание тестовых систем и методики тестирования

Для сравнения со старшим процессором Devil’s Canyon, Core i7-4790K, мы взяли другие современные CPU, которые можно приобрести за примерно аналогичную цену. Это значит, что, помимо предшественника, Core i7-4770K, в сферу нашего внимания попал старший Haswell Refresh, Core i7-4790; четырёхъядерный LGA2011-процессор семейства Ivy Bridge-E, Core i7-4820K; а также процессор AMD FX-9590, который всё ещё можно считать условно актуальным, несмотря на то, что в его основе лежит старый 32-нм дизайн Piledriver.

В итоге список задействованных в тестировании аппаратных компонентов выглядел следующим образом:

  • Процессоры:
    • AMD FX-9590 (Vishera, 8 ядер, 4,4-4,7 ГГц, 4x2 Мбайт L2, 8 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-4820K (Ivy Bridge-E, 4 ядра + HT, 3,7-3,9 ГГц, 4x256 Кбайт L2, 10 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-4790K (Haswell Refresh, 4 ядра + HT, 4,0-4,4 ГГц, 4x256 Кбайт L2, 8 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-4790 (Haswell Refresh, 4 ядра + HT, 3,6-4,0 ГГц, 4x256 Кбайт L2, 8 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-4770K (Haswell, 4 ядра + HT, 3,5-3,9 ГГц, 4x256 Кбайт L2, 8 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: Noctua NH-D15.
  • Материнские платы:
    • ASUS M5A99FX Pro R2.0 (Socket AM3+, AMD 990FX + SB950);
    • ASUS Z97-Pro (LGA1150, Intel Z97);
    • Gigabyte X79-UP4 (LGA2011, Intel X79).
  • Память: 
    • 2x8 Гбайт DDR3-2133 SDRAM, 9-11-11-31 (G.Skill [TridentX] F3-2133C9D-16GTX);
    • 4x8 Гбайт DDR3-2133 SDRAM, 9-11-11-31 (G.Skill [TridentX] F3-2133C9Q-32GTX).
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 780 Ti (3 Гбайт/384-бит GDDR5, 876-928/7000 МГц).
  • Дисковая подсистема: Intel SSD 520 240 GB (SSDSC2CW240A3K5).
  • Блок питания: Corsair AX760i (80 Plus Platinum, 760 Вт).

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 8.1 Enterprise x64 с использованием следующего комплекта драйверов:

  • AMD Chipset Drivers 14.4;
  • Intel Chipset Driver 10.0.14;
  • Intel Management Engine Driver 10.0.0.1204;
  • Intel Rapid Storage Technology 13.0.3.1001;
  • NVIDIA GeForce 337.88 Driver.

Все процессоры тестировались дважды – не только при работе в номинальном режиме, но и при их стабильном и подходящем для долговременного использования разгоне, который достигался с применяемым нами воздушным охлаждением:

  • AMD FX-9590 при разгоне до 4,9 ГГц с напряжением 1,5 В;
  • Intel Core i7-4820K при разгоне до 4,6 ГГц с напряжением 1,5 В;
  • Intel Core i7-4790K при разгоне до 4,6 ГГц с напряжением 1,275 В;
  • Intel Core i7-4770K при разгоне до 4,4 ГГц с напряжением 1,185 В.

Описание использовавшихся для измерения производительности инструментов:

Бенчмарки:

  • Futuremark PCMark 8 Professional Edition 2.0.228 — тестирование в сценариях Home (обычное домашнее использование PC), Creative (использование PC для развлечений и для работы с мультимедийным контентом) и Work (использование PC для типичной офисной работы).
  • Futuremark 3DMark Professional Edition 1.3.708 — тестирование в сценах Sky Driver, Cloud Gate и Fire Strike.

Приложения:

  • Adobe Photoshop CC — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта, представляющего собой творчески переработанный Retouch Artists Photoshop Speed Test, который включает типичную обработку четырёх 24-мегапиксельных изображений, сделанных цифровой камерой.
  • Adobe Premiere Pro CC — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат H.264 Blu-Ray проекта, содержащего HDV 1080p25 видеоряд с наложением различных эффектов.
  • Autodesk 3ds max 2015 — тестирование скорости финального рендеринга. Измеряется время, затрачиваемое на рендеринг в разрешении 1920x1080 с применением рендерера mental ray одного кадра стандартной сцены Space_Flyby из тестового пакета SPEC.
  • TrueCrypt 7.2 — тестирование криптографической производительности. Используется встроенный в программу бенчмарк, задействующий тройное шифрование AES-Twofish-Serpent.
  • WinRAR 5.1 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 1,7 Гбайт. Используется максимальная степень компрессии.
  • Freemake 4.1.4 — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.264/AVC. Данная популярная утилита использует библиотеку FFmpeg, то есть опирается на широко распространённый кодер x264. Для оценки производительности используется исходный 1080p@50FPS AVC-видеофайл из теста x246 FHD Benchmark 1.0.1, имеющий битрейт около 30 Мбит/с. Технологии CUDA и DXVA при перекодировании отключаются.
  • Игры:
  • F1 2013. Настройки для разрешения 1280х800: Ultra Quality, 0xAA, DirectX11. Настройки для разрешения 1920x1080: Ultra Quality, 4xAA, DirectX11. Используется трасса Texas и версия игры с поддержкой AVX-инструкций.
  • Hitman: Absolution. Настройки для разрешения 1280х800: Ultra Quality, MSAA = Off, High Texture Quality, 16x Texture Aniso, Ultra Shadows, High SSAO, Global Illumination = On, High Reflections, FXAA = On, Ultra Level of Detail, High Depth of Field, Tesselation = On, Normal Bloom. Настройки для разрешения 1920x1080: Ultra Quality, 4x MSAA, High Texture Quality, 16x Texture Aniso, Ultra Shadows, High SSAO, Global Illumination = On, High Reflections, FXAA = On, Ultra Level of Detail, High Depth of Field, Tesselation = On, Normal Bloom.
  • Metro: Last Light. Настройки для разрешения 1280х800: DirectX 11, High Quality, Texture Filtering = AF 16X, Motion Blur = Normal, SSAA = Off, Tesselation = Off, Advanced PhysX = Off. Настройки для разрешения 1920x1080: DirectX 11, High Quality, Texture Filtering = AF 16X, Motion Blur = Normal, SSAA = On, Tesselation = On, Advanced PhysX = On. При тестировании используется сцена D6.
  • Sleeping Dogs. Настройки для разрешения 1280х800: Ultra Quality, Normal Anti-Aliasing, High-Res Texture Quality, High Shadow Quality, High Shadow Filter, High SSAO, High Motion Blur Level, Extreme World Density. Настройки для разрешения 1920x1080: Ultra Quality, Extreme Anti-Aliasing, High-Res Texture Quality, High Shadow Quality, High Shadow Filter, High SSAO, High Motion Blur Level, Extreme World Density.
  • Thief. Настройки для разрешения 1280x800: Texture Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Depth-of-field Quality = High, Texture Filtering Quality = 8x Anisotropic, SSAA = Off, Screenspace Reflections = On, Parallax Occlusion Mapping = On, FXAA = Off, Contact Hardening Shadows = On, Tessellation = On, Image-based Reflection = On. Настройки для разрешения 1920x1080: Texture Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Depth-of-field Quality = High, Texture Filtering Quality = 8x Anisotropic, SSAA = High, Screenspace Reflections = On, Parallax Occlusion Mapping = On, FXAA = On, Contact Hardening Shadows = On, Tessellation = On, Image-based Reflection = On.

#Производительность в комплексных тестах

Core i7-4790K получил очень высокие по нынешним меркам тактовые частоты. Это первый десктопный процессор компании Intel, которому удалось преодолеть 4-гигагерцевую планку. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он оказался самым быстрым четырёхъядерником. Рабочие частоты Core i7-4790K на 14 процентов выше, чем у Core i7-4770K, и на 11 процентов – чем у Core i7-4790. В результате в комплексных тестах PCMark 8 новинка семейства Devil’s Canyon превосходит в производительности предшествующие Haswell и Haswell Refresh примерно на 5 процентов.

Поражает же другое – разгон Core i7-4790K не приводит к заметному приросту быстродействия. Времена, когда оверклокинг давал возможность увеличить рабочие частоты процессоров раза эдак в полтора, давно прошли. И Devil’s Canyon, хотя и позиционируется производителем как оверклокерский продукт, на самом деле предварительно разогнан самой Intel. Поэтому энтузиасты, увлекающиеся оверклокингом, могут рассчитывать только на небольшое дополнительное увеличение частоты – где-то около 10 процентов. Такая незначительная дельта, как показывают результаты тестов, выливается в едва заметное увеличение средневзвешенной производительности в пределах 3-4 процентов. Получается, что большого смысла в самостоятельном разгоне Devil’s Canyon нет вообще. Впрочем, этот вывод сделан лишь по показаниям PCMark 8 и не является окончательным. Давайте посмотрим на то, какая производительность наблюдается в приложениях.

#Производительность в приложениях

Никаких сюрпризов нет и в ресурсоёмких приложениях. Увеличенные тактовые частоты Core i7-4790K выводят его в лидеры во всех тестах, причём превосходство над старшими Haswell и Haswell Refresh, выпущенными ранее, заметно очень хорошо. В номинальном режиме Core i7-4790K опережает Core i7-4770K почти на 12 процентов. Примерно на 8 процентов отстаёт от новинки и Core i7-4790 из семейства Haswell Refresh. Иными словами, если вас интересует высокая производительность прямо «из коробки», Core i7-4790K – отличный вариант.

Кстати, в своих маркетинговых материалах компания Intel указывает и на то, что старший процессор Devil’s Canyon, Core i7-4790K, работает в приложениях более чем на 30 процентов быстрее старшего Sandy Bridge, Core i7-2700K. Причём в некоторых задачах, например при создании и обработке видеоконтента, уровень такого преимущества может быть значительно выше и доходить и до 65 процентов.

И этот пример можно рассматривать как отличную иллюстрацию того факта, что простая модернизация процессора в современном мире зачастую даёт гораздо лучший результат, чем его разгон. Внештатное увеличение частоты Core i7-4790K поднимает скорость в приложениях лишь на 5-10 процентов. Причём осуществлённый в нашей тестовой системе разгон Devil’s Canyon до 4,6 ГГц на самом деле не является 100-процентно стабильным. То есть если вы хотите получить абсолютно надёжно функционирующую систему, то довольствоваться придётся даже ещё меньшим выигрышем.

#Производительность в играх

Тестирование в играх предваряют результаты синтетического бенчмарка 3DMark, который выдаёт некую усреднённую метрику игровой 3D-производительности систем.

Тестирование в реальных играх редко когда позволяет выявить принципиальные различия между высокопроизводительными процессорами. При современной игровой нагрузке узким местом становятся не вычислительные ресурсы платформы, а её графическая подсистема. Именно поэтому в большинстве случаев совершенно безразлично, какой из процессоров используется в той или иной геймерской платформе. Количество FPS, скорее всего, от этого зависеть будет крайне незначительно. Тем не менее отказываться от тестирования в играх это повода не даёт. Просто для лучшей иллюстративности вместе с измерением игровой производительности в типичном Full HD-разрешении и с включённым полноэкранным сглаживанием мы делаем замеры и в разрешении 1280х800. Результаты в первом случае показывают тот уровень FPS, который можно получить в реальных условиях прямо сейчас, второй же вариант тестирования позволяет оценить теоретическую игровую производительность процессоров, которая, возможно, будет раскрыта в перспективе, если в нашем распоряжении появятся более быстрые варианты графической подсистемы.

Тесты в Full HD-разрешении:

Тесты в уменьшенном разрешении:

Конечно, мы не ожидали, что с точки зрения игровой производительности Devil’s Canyon окажется заметно лучше своих предшественников. Даже если в компьютере установлена самая производительная графическая карта, именно она, а не процессор будет определять частоту кадров в играх. Как видно по результатам тестов, для работы в паре с GeForce 780 Ti вполне достаточно любого из Core i7. Хотя если проводить тесты не при максимальных настройках качества, то разница между игровой мощностью разных процессоров всё-таки обнаруживается. В этом случае старший Devil’s Canyon примерно на 10 процентов опережает своих LGA1150-предшественников из линеек Haswell и Haswell Refresh.

Аналогично обстоит дело и с разгоном. На фоне того, что оверклокинг Devil’s Canyon не позволяет существенно нарастить тактовые частоты, выигрыш, который могут получить геймеры, в реальности почти не заметен. Иными словами, увеличение частоты Core i7-4790K свыше штатных значений в игровых системах – совершенно напрасный труд. Той прибавки в частоте, которую сделала в старшем Devil’s Canyon сама Intel, более чем достаточно. Даже если сравнивать результаты Core i7-4770K, работающего в номинальном режиме, и разогнанного Core i7-4790K, то никакого особого разрыва в игровой производительности, наблюдаемой при максимальных настройках качества и в Full HD-разрешении, не обнаруживается.

Получается, что модернизация игровых систем, построенных на старых процессорах Core i7 семейства Haswell, в свете появления Devil’s Canyon особого смысла не имеет. Другое дело, если речь идёт о сборке новой системы. Свежий оверклокерский Core i7 не дороже старого, поэтому ориентироваться следует именно на модификацию Core i7-4790K, а не на прошлогодний флагманский Haswell.

#Энергопотребление

Мы уже уяснили, что никаких улучшений в энергопотреблении Devil’s Canyon нет. В одинаковых условиях (на одинаковой частоте и с одинаковым напряжением) эти процессоры требуют примерно столько же электроэнергии, сколько и их предшественники, относящиеся к поколению Haswell годичной давности. Если учесть, что в основе любых серийных Haswell лежит одно и то же полупроводниковое ядро степпинга C0, это вполне закономерно. Также совершенно очевидно и то, что Core i7-4790K прожорливее, чем Core i7-4770K и Core i7-4790, просто из-за того, что он быстрее. Именно поэтому Intel назначила для своих новинок Devil’s Canyon и немного более либеральный 88-ваттный тепловой пакет, в то время как все предшествующие Haswell вписывались по TDP в 84-ваттные рамки. Однако всё это – в теории. Как же обстоит дело с реальным энергопотреблением Core i7-4790K, мы проверили на тестах.

На следующих ниже графиках приводится полное потребление систем (без монитора), измеренное на выходе из розетки, в которую подключен блок питания тестовой системы, и представляющее собой сумму энергопотребления всех задействованных в системе компонентов. В суммарный показатель автоматически включается и КПД самого блока питания, однако с учетом того, что используемая нами модель БП, Corsair AX760i, имеет сертификат 80 Plus Platinum, его влияние должно быть минимальным. Для правильной оценки энергопотребления мы активировали турборежим и все имеющиеся энергосберегающие технологии.

В состоянии простоя никаких принципиальных различий в потреблении обычных Haswell и Devil’s Canyon не заметно. Оно и понятно: активизация процессорных энергосберегающих технологий снижает энергетические аппетиты CPU практически до нуля. Поэтому то, что отражено на диаграмме в случае LGA1150-систем, – это суммарное потребление материнской платы, видеокарты и SSD.

Перекодирование видео – задача, создающая достаточно серьёзную нагрузку на систему. Утилита Freemake Video Converter базируется на кодере x264, а следовательно, хорошо распараллеливает алгоритм на все доступные вычислительные ядра и задействует современные наборы инструкций.

Здесь Devil’s Canyon действительно оказывается явно прожорливее прошлых процессоров. Система на его основе под нагрузкой потребляет на 37 Вт больше, чем конфигурация на Core i7-4770K, и на 21 Вт больше, чем платформа со старшим процессором Haswell Refresh. Честно говоря, возникает ощущение, что увеличение декларируемого расчётного тепловыделения Devil’s Canyon всего на 4 Вт действительность не отражает. В практических задачах мы видим гораздо более серьёзный рост энергопотребления, нежели обещает Intel.

На следующей диаграмме приводится максимальное потребление при нагрузке, создаваемой 64-битной версией утилиты LinX 0.6.5 с поддержкой набора инструкций AVX2, которая базируется на пакете Linpack, отличающемся непомерными энергетическими аппетитами.

Качественно картина не меняется. Core i7-4790K вновь демонстрирует заметно более высокое потребление по сравнению как с обычными Haswell, так и с Haswell Refresh. Похоже, что для Devil’s Canyon могут потребоваться производительные кулеры даже в том случае, если этот процессор предполагается использовать без разгона, в номинальном режиме, ведь рост энергопотребления у новой флагманской модели по сравнению с показателями Core i7-4770K превышает 20 процентов. И кстати, сама Intel не собирается снабжать Core i7-4790K комплектным кулером даже в том случае, если речь идёт о коробочной поставке.

#Выводы

По результатам проведённых в нашей лаборатории испытаний, выведенный Intel на рынок в этом месяце старший процессор семейства Devil’s Canyon, Core i7-4790K, с полным правом получает звание самого быстрого на данный момент четырёхъядерника. Ему удалось оттеснить с лидирующих позиций оба предыдущих LGA1150-флагмана — и Core i7-4770K, и Core i7-4790, причём обеспечиваемый новинкой прирост быстродействия вполне заметен: он составляет порядка 10 процентов. 

Столь впечатляющее увеличение производительности достигнуто разработчиками Intel без каких-либо изменений в микроархитектуре. В Core i7-4790K применена тактика узаконивания разгона: частота этого процессора поднята по сравнению с предшественниками на 400-500 МГц. Причём само процессорное ядро при этом не претерпело вообще никаких изменений, и в основе Core i7-4790K лежит всё тот же полупроводниковый кристалл Haswell версии C0, который применяется Intel на протяжении последнего года. При этом стабильность новинки на превышающих 4-гигагерцевую отметку частотах обеспечивается простым оверклокерским приёмом – увеличением напряжения питания. Конечно, такой разгон влечёт за собой рост тепловыделения, но интеловские инженеры нашли достаточно простой путь для решения этой проблемы. Они изменили химический состав термоинтерфейсного материала, используемого внутри процессорной сборки, и Devil’s Canyon получил возможность работать на более высоких, чем предшественники, частотах без риска перегрева.

В результате из Core i7-4790K получился очень неплохой процессор. Стоить он будет не больше, чем Core i7-4770K, так что соотношение его цены и производительности поднимается на новый, недостижимый ранее уровень. Жаль только, что Core i7-4790K не вышел год назад. Если бы мы оценивали по этому процессору всё семейство Haswell, то наше мнение об этой микроархитектуре наверняка оказалось бы заметно лучше. Devil’s Canyon поднимает тактовую частоту Haswell значительно выше частоты интеловских процессоров предшествующих поколений, а значит, он делает и более заметный шаг в быстродействии. Иными словами, появление Core i7-4790K может стать хорошей причиной для модернизации старых систем, в которых всё ещё используются CPU поколений Sandy Bridge или Ivy Bridge.

Впрочем, у Devil’s Canyon остался неприятный наследственный изъян – недостаточно хороший разгонный потенциал. Несмотря на то, что Intel заменила термопасту под процессорной крышкой и добавила в схему питания дополнительные конденсаторы, это почти ничего не дало. Новый термоинтерфейс по своей теплопроводности серьёзно не дотягивает до бесфлюсового припоя на основе индия, поэтому опасность быстрого перегрева процессора никуда не делась. Рабочие температуры немного понизились, однако качественного изменения ситуации мы не получили. Согласно нашим тестам, преимущество в разгоне Core i7-4790K перед Core i7-4770K составляет лишь порядка 200 МГц. А это, в свою очередь, означает, что без привлечения различных экстремальных приёмов разогнать Core i7-4790K можно лишь в пределах несерьёзных 10-15 процентов. Так что актуальность применяемых радикальными оверклокерами процедур по замене термопасты под крышкой процессора сохраняется и для Devil’s Canyon.

Тем не менее ругать Devil’s Canyon за какие бы то ни было прегрешения совершенно не хочется. Дело в том, что анонс этих процессоров даёт приверженцам настольных компьютеров весьма оптимистичный посыл. Посудите сами, без какого-либо давления со стороны конкурента Intel внезапно выпустила новый флагманский процессор, да ещё и с разрешённым разгоном. Неужели микропроцессорный гигант разворачивается лицом к десктопным компьютерам и к энтузиастам? И хотя в это поверить очень непросто, дело, похоже, обстоит именно так. По крайней мере в последние месяцы Intel стала уверенно говорить о пересмотре своего отношения к десктопному рынку. В рамках новой стратегии речь даже заходит об увеличении внимания к оверклокерскому и геймерскому сегментам. Devil’s Canyon – всего лишь предвестник грядущих больших изменений. Очень хочется верить, что всё дальше пойдёт именно таким образом и в скором времени мы получим от Intel принципиально новые высококачественные продукты для энтузиастов.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Epic Games увеличила призовой фонд Fortnite Champion Series — на соревнованиях разыграют $20 миллионов 58 мин.
Red Hat анонсировала бесплатный вариант Red Hat Enterprise Linux для небольших организаций 59 мин.
«Колоссальный объем работы»: глава Valve Гейб Ньюэлл встал на защиту Cyberpunk 2077 и CD Projekt RED 2 ч.
В базе данных Steam углядели намёк на появление мультиплеера в Resident Evil Village 2 ч.
Европейская комиссия оштрафовала Valve и пять издателей за региональную блокировку игр в Steam 2 ч.
Пользователи Fortnite недовольны балансом предмета, который можно получить за убийство Хищника 2 ч.
Разработчики PUBG Mobile забанили за неделю более 1,2 млн игроков 2 ч.
Видео: Ghost Recon Breakpoint доступна бесплатно с 21 по 25 января 2 ч.
Авторы Sackboy: A Big Adventure и Team Sonic Racing работают над крупнобюджетным экшеном с открытым миром 2 ч.
Приложение Google Messages перестанет работать на несертифицированных Android-устройствах в марте 2 ч.