Мониторы с разрешением 4К (наиболее распространенной версией которого является 3840 × 2160 пикселей) начали появляться ещё в 2013 году. Первой — и на долгое время единственной — ласточкой стал 31-дюймовый дисплей ASUS PQ321QE c матрицей IGZO и ценой около 150 тысяч рублей. Так как на этом ассортимент 4К-мониторов в тот момент исчерпывался, то на его высокую стоимость можно было закрыть глаза: в ASUS смогли первыми сделать то, что не удавалось никому из конкурентов, а значит, им и снимать все сливки.
Особого упоминания заслуживает материал IGZO, который используется в матрице этого монитора. IGZO — это полупроводниковый материал, состоящий из оксидов индия, галлия и цинка. Его можно использовать в активном слое ЖК-матрицы вместо традиционного аморфного кремния для управления ячейками жидких кристаллов. Подвижность электронов у IGZO гораздо выше, чем у аморфного кремния, а значит, через открытый транзистор может проходить более высокий ток. Как следствие, ячейку можно сократить в размерах, что как раз таки необходимо для экранов с разрешением Ultra HD. Кроме того, подложка из IGZO имеет повышенную оптическую прозрачность, отсюда экономия на мощности светодиодной подсветки.
Весной 2014 года стали появляться более доступные мониторы с разрешением 4К: с меньшими диагоналями экранов и другими матрицами. Вот только доступность эта относительная: любой монитор стоимостью 20–30 тысяч рублей (и это еще во времена относительно дешевого доллара) будет выглядеть бюджетным на фоне ASUS PQ321QE, который стоил примерно 150 000 рублей. А вообще для монитора это не такая уж и низкая цена.
Добиться такого снижения цены удалось при помощи уменьшения диагонали до 28 дюймов и перехода на TN-матрицы вместо IPS. В плане качества картинки подобные мониторы потеряли не так много, как можно было ожидать: проблемы с углами обзора — самым главным недостатком «тиэнок» — были сведены к минимуму, соответственно, постоянно подстраивать наклон экрана не приходится.
Увеличение разрешения коснулось не только привычных мониторов с соотношением сторон 16:9, но и широкоэкранных моделей ( 21:9), максимальное разрешение которых подросло с 2560 × 1080 до 3440 × 1440 пикселей, а диагональ растянулась до 34 дюймов.
Также в прошлом году появился ещё один интересный тренд — изогнутые экраны. После выхода телевизоров с вогнутыми дисплеями идея «погнуть монитор» буквально витала в воздухе, но реализовать её сумели только в Samsung и LG. При этом в Samsung «погнули» монитор с традиционным соотношением сторон 16:9, а в LG взялись за любимые широкоформатники — 21:9.
Хочется отметить появление двух новых технологий, которые должны заинтересовать геймеров: NVIDIA G-Sync и AMD FreeSync. Напомним, что у всех мониторов, даже у игровых, встречаются две проблемы: разрывы изображения и «фризы». Разрыв представляет собой кратковременное (но прекрасно различимое) смещение части кадра по горизонтали. Происходит это по той причине, что, пока электроника монитора выводит изображение из кадрового буфера видеоадаптера на экран, GPU успевает подготовить следующий кадр. Тогда верхняя часть изображения принадлежит первому кадру, а нижняя — следующему. Это и выглядит как разрыв.
Что касается «фризов», то они возникают при сочетании двух факторов. Во-первых, должна использоваться вертикальная синхронизация (V-Sync), а во-вторых, частота смены кадров должна упасть ниже частоты обновления монитора (как правило, это 60 Гц). Вертикальная синхронизация подразумевает, что обновление кадров на стороне GPU происходит синхронно с циклами обновления монитора. В таком случае исключается смена кадра в процессе вывода изображения. Однако если GPU опоздал с подготовкой нового кадра на малейшее время, монитор в течение следующего цикла обновления выводит предшествующий кадр.
Окончательную победу в войне между «фризами» и разрывами можно одержать при помощи контроля частоты обновления монитора в реальном времени. Напомним, что раньше частота обновления экрана была постоянной и составляла от 60 до 144 Гц. А для того чтобы избежать описанных выше проблем, частоту обновления экрана надо сделать динамической и привязать старт цикла обновления к моменту финализации нового кадра в памяти графического адаптера. Добиться этого можно двумя разными способами.
В NVIDIA решили обойти данную проблему при помощи проприетарного решения G-Sync. Его суть заключается в замене контроллера дисплея специальным модулем. Видеокарта общается с таким монитором по модифицированному протоколу DisplayPort, который позволяет менять частоту обновления монитора в пределах от 30 до 60 или 144 Гц, верхний предел частоты будет зависеть от скорости матрицы, а не от модуля G-Sync. Работает эта «магия» благодаря манипуляциям с интервалом VBLANK, который применялся в старых ЭЛТ-мониторах для того, чтобы после отрисовки кадра на короткое время отключить электронный луч и перенаправить его в противоположный угол экрана.
Есть у технологии G-Sync и минусы. Во-первых, выбор мониторов, которые содержат модуль с контроллером G-Sync или позволяют установить его самостоятельно, пока что сильно ограничен. Во-вторых, работать G-Sync будет только с видеокартами NVIDIA, да и то не всеми — поддержка есть только в графических адаптерах с GPU семейства Kepler и Maxwell (но не слабее, чем GeForce GTX 650Ti BOOST).
Возможность произвольно менять время обновления экрана (получившая название Adaptive Sync) организация VESA включила в качестве опции в стандарт DisplayPort версии 1.2а как ещё одно решение проблемы «фризов» и разрывов. На нём базируется ПО FreeSync от AMD, посредством которого драйвер управляет обновлением дисплея в играх. Стоит отметить, что AMD FreeSync выглядит изящнее, проще и дешевле, чем G-Sync, поскольку контроллеры дисплея, совместимые с DisplayPort 1.2a, обеспечат массовое внедрение функции Adaptive Sync. Вот только на момент написания этой статьи мониторов с поддержкой AMD FreeSync на рынке нет, поэтому присудить почётную награду «Ни единого разрыва» пока некому. Однако на CES 2015 было анонсировано несколько таких дисплеев, так что дело явно сдвигается с мёртвой точки.
В принципе, реализовать технологию Adaptive Sync, предложенную VESA, может и NVIDIA. Но о том, что именно решат в компании — продвигать закрытый G-Sync или переходить на открытый стандарт Adaptive Sync, — мы узнаем только в следующем году. Также стоит пояснить, что приведённое выше описание разрывов, «фризов» и методов борьбы с ними было специально укорочено, чтобы соответствовать канве этой статьи. Но если кого-то не устраивает такое скупое объяснение, то более подробно почитать об этом можно в обзоре монитора ASUS ROG SWIFT PG278Q.
Монитор Samsung U28D590D — самый первый доступный монитор с разрешением 4К, который появился в 2014 году. Ради не очень высокой цены пришлось пожертвовать диагональю (уменьшив её до 28 дюймов) и матрицей. В этом мониторе установлена TN-матрица, но весьма неплохая.
ASUS PB287Q — ещё один «доступный» 4К-монитор. В нём, как и в предыдущем дисплее, установлена 28-дюймовая «тиэнка» с разрешением 3840 × 2160 пикселей. Скорее всего, матрицы в мониторах Samsung U28D590D и ASUS PB287Q одинаковые, но в меню последнего можно найти больше настроек и профилей изображения.
Ну а если хочется получить 4К при более скромной диагонали, то можно смело смотреть в сторону NEC MultiSync EA244UHD. В этом мониторе отлично сочетается диагональ в 24 дюйма и разрешение 4К. Правда, для комфортной работы за таким дисплеем придётся включать масштабирование в ОС, а в Windows (даже версии 8.1), как известно, оно всё ещё работает не идеально.
Компания ViewSonic придумала хитрый план, как обойти всех своих конкурентов: при помощи самого дешёвого на рынке 4К-монитора Viewsonic VX2880ml с диагональю 28 дюймов и стартовой ценой $830. Вот только частота обновления экрана у этого монитора составляет 30 Гц, что в два раза меньше, чем у любого современного дисплея.
По-видимому, некоторым разработчикам из Dell новое разрешение 4К показалось либо недостаточно большим, либо устаревшим, либо и тем и другим сразу. Иначе объяснить появление монитора Dell UltraSharp UP2715K очень сложно. В этом 27-дюймовом мониторе установлена матрица с разрешением 5K, то есть 5120 × 2880 пикселей — как у нового Apple iMac with Retina 5K Display. При этом стоит отметить, что это тайловый монитор — его экран состоит из четырех матриц с разрешением 2560 × 1440, а для его подключения понадобятся как минимум два кабеля DisplayPort.
В номинации «Самый большой 4К-монитор» уверенно побеждает компания MMD, которая производит мониторы под брендом Philips. MMD выпустила 4К-монитор Philips BDM4065UC с диагональю 40 дюймов. Вот только появится в продаже этот монитор только в 2015 году.
Среди игровых мониторов среди всех прочих выделяется ASUS ROG SWIFT PG278Q, тот самый дисплей с поддержкой NVIDIA G-Sync. Разрешение у этого монитора будет поменьше, чем 4К, — 2560 × 1440 пикселей, а диагональ составляет 27 дюймов.
Также стоит отметить монитор Samsung S27D590CS — первый дисплей с вогнутым экраном. На 27-дюймовом дисплее с VA-матрицей и разрешением 1920 × 1080 пикселей будет удобно смотреть видео, а также играть. Вот только про обработку фотографий на этом мониторе лучше не думать — изогнутый экран не позволит исправить геометрию на фотоснимках.
Нельзя обойти стороной и мониторы с соотношением сторон 21:9. Таких моделей на рынке очень мало, тем не менее среди них попадаются весьма любопытные экземпляры. Например, стоит выделить модели LG 34UC97 с вогнутым 34-дюймовым экраном, матрицей AH-IPS и разрешением 3440 × 1440 пикселей. Такое разрешение пригодится для того, чтобы смотреть видео — например на дисках Blu-Ray — без чёрных полос. Да и работать с большим количеством окон на таком дисплее будет очень удобно.
Наступивший год обещает быть ещё более интересным для достаточно статичного в целом рынка мониторов. Сегмент с мониторами 4К должен продолжить свой рост, хотя неясно, что будет с ценами на эти модели. Долларовые цены, вероятно, постепенно поползут вниз — как это бывает со всем прочим компьютерным железом, но насколько сильно они опустятся, пока прогнозировать трудно. По-настоящему массовым продуктом 4К-дисплеи станут только через три, а то и четыре года.
Также будет расти сегмент изогнутых мониторов. Первая модель от Samsung, которая попала в нашу тестовую лабораторию, получилась довольно интересной, поэтому вполне вероятно, что компания захочет закрепить свой успех. Кроме того, в наступившем году в продаже должен появиться изогнутый монитор от LG, который также получится весьма занятным.
Почти вечная борьба между AMD и NVIDIA, которая началась на рынке видеокарт, перекинется на рынок мониторов. Наступивший год должен показать, какая из двух технологий динамического контроля частоты обновления экрана окажется более успешной: AMD FreeSync или NVIDIA G-Sync. Пока все козыри на руках у AMD: реализация FreeSync не требует проприетарного железа, а значит, она будет дешевле, чем NVIDIA G-Sync. Вот только мониторов с Free-Sync в продаже всё ещё нет, а несколько с G-Sync — уже имеются.