Компания Porsche активно осваивает рынок инновационных транспортных средств — некоторые модели производителя уже сейчас представлены в гибридных модификациях. Если оставить в стороне флагманский спорткар Porsche 918 Spyder, то гибриды встречаются среди кроссоверов Cayenne и хетчбэков Panamera. Однако немцы пока не отважились выйти на рынок электрокаров. При этом разработка полностью электрической модели уже может идти где-то на заводе в Лейпциге или штаб-квартире в Штутгарте.
Возможно, первым электрокаром немецкой компании окажется Porsche Pajun. Пока это вымышленное прессой имя, составленное из слов Panamera и Junior (до выхода паркетник Porsche Macan по аналогии называли Cajun, Cayenne Junior). Ожидается, что Pajun составит конкуренцию Audi A6, BMW 5 Series и Mercedes-Benz E-Класса, хотя формально с ними сравнивают и старшую модель Panamera. Вообще слухи о подготовке более компактного и доступного автомобиля муссируются уже примерно четыре года, но теперь о перспективной модели стали говорить как об электрокаре.
По слухам, инженеры Porsche уверены, что за несколько лет технологии в области батарей будут оптимизированы настолько, что им удастся наделить автомобиль запасом хода 400 километров при полной зарядке. При этом, правда, они почему-то не задаются вопросом, как электрокары Tesla уже сегодня могут проехать больше.
О дате выхода Porsche Pajun, как и о его более точных характеристиках, пока остается только гадать.
Чуть не каждый месяц представители крупных автомобильных концернов публикуют все новые заявления, в которых они обещают появление систем автопилотирования в течение ближайших четырех-пяти лет. К примеру, совсем недавно Марк Филдс (Mark Fields), новый президент и исполнительный директор Ford Motor Company, который недавно сменил на этом посту засидевшегося там Алана Малалли (Alan Mulally), во время ужина с аналитиками и журналистами на выставке CES 2015 предсказал, что машины научатся обходиться без водителей через пять лет. И хотя Филдс отметил, что Ford не будет пионером в данной области, прогресс всей отрасли неизбежен. На CES 2015 присутствовал и глава Mercedes-Benz Cars и председатель правления Daimler AG Дитер Цетше (Dieter Zetsche), который представил концепт автономного автомобиля Mercedes-Benz F 015. Возможно, примерно так будут выглядеть машины, которым суждено первыми прокатиться по специальному участку автобана A9 в Германии, предназначенному для умных машин.
Свежими данными поделилось новостное агентство Bloomberg. Сотрудникам издания удалось узнать, что в правительстве Германии разрабатывается план, согласно которому часть автобана A9 будет отдана на откуп автомобилям с автопилотом. Сегодня эта магистраль длиной 529 километров соединяет северную и южную части страны. Шестиполосное шоссе позволяет не бояться ограничений: согласно замерам 2006 года, средняя скорость легкового транспорта на A9 составляет 141 км/ч, а с тех пор автомобили стали лишь быстрее. Но справится ли компьютер со столь высоким темпом?
Министр транспорта Германии Инго Штратер (Ingo Strater) рассказал журналистам о планах на ближайшую пятилетку. «Немецкая автомобильная отрасль считает это направление перспективным, и мы хотим поддержать ее», — заявил чиновник. До текущего момента правительства практически не проявляли интереса к данной области и не оказывали поддержки производителям. И хотя в крупных автомобильных компаниях и институтах уже давно идет работа над умными машинами, инициатива транспортного ведомства Германии станет прецедентом: ранее никто не принимался за реальное изменение инфраструктуры под потребности автопилотов.
Пока Федеральное министерство транспорта и цифровой инфраструктуры Германии не публиковало точных данных о перепланировке автобана A9. Предполагается, что один из участков дороги будет адаптирован специально для автономных машин. Подобный апгрейд позволит перспективным автомобилям общаться и друг с другом, и с инфраструктурой. Однако немцы не публикуют сроков строительства.
Хотя новость из Германии кажется весьма положительной для любителей прогресса, она содержит и довольно неожиданный, но давно напрашивающийся подтекст: раз уже в правительстве самой развитой страны Старого Света признали необходимость переделки существующих дорог под запросы автопилотов, то в ближайшей перспективе умные машины действительно не смогут обойтись без соответствующей поддержки со стороны инфраструктуры. Мы уже не раз обращали внимание наших читателей на эту проблему. Таким образом, человечеству будет недостаточно построить умную машину, потребуется основательная доработка транспортной сети. Это означает, что даже в 2020 году покупка умного автомобиля в России будет фактически лишена смысла: наши дороги не смогут оказать помощь инновационным легковушкам.
Чуть выше мы упомянули концепт Mercedes-Benz F 015. Вряд ли серийные автомобили 2020 года будут похожи на него, к тому же сам проект относится к 2030 году. По расчетам немецких специалистов, через 15 лет количество мегаполисов с населением свыше 10 миллионов человек увеличится с примерно 30 до 40. Дальнейшая урбанизация сделает вождение в городе более сложным и утомительным процессом, облегчить который должны автономные машины. Кузов Mercedes-Benz F 015 сделан из углепластика и алюминия, а в салоне предусмотрено четыре вращающихся вокруг своей оси кресла.
В сфере концептов 2014 год можно назвать годом Gran Turismo 6. Специальные модели для популярного автомобильного симулятора стали появляться чуть ли не каждую неделю — этот инновационный способ рекламы опробовали многие крупные автопроизводители. Затраты на выпуск нового концепт-кара для Gran Turismo 6, по большому счету, ограничены зарплатой дизайнера, который его рисует. При этом разработку такой модели могут доверить вовсе не шеф-дизайнеру, а кому-нибудь существенно ниже рангом — для экономии. Эффективность создания концептов для GT6 не известна, однако, судя по периодичности появления новинок, такой подход вполне себя оправдывает. Теперь в гонку виртуальных вооружений вступила и компания Renault.
Правда, на вымышленном спорткаре Alpine Vision Gran Turismo отсутствует фирменная символика в виде ромба. Все из-за того, что концепт выпущен под брендом Alpine, а не Renault. Эта давно забытая французская компания занималась производством гоночных и спортивных машин с 1955 по 1995 год. В 1973 году Renault купила бренд Alpine. В 2012 году впервые за два последних десятилетия в руководстве французского гиганта всерьез заговорили о намерениях возродить марку, был даже представлен весьма симпатичный концепт Renault Alpine A110-50. На него немного похож новый Alpine Vision Gran Turismo, хотя в обоих случаях дизайнеры вдохновлялись знаменитой моделью Alpine A110 из 60-х годов прошлого века.
После анонса концепта Renault Alpine A110-50 еще долгое время ходили споры о том, решатся ли французы на серийный выпуск подобной модели. До конвейера дело пока не дошло, зато марка Alpine вернулась в большой спорт. К примеру, в 2014 году болид Alpine A450 принял участие в гонке «24 часа Ле-Мана». В общем зачете он пришел седьмым, а в классе LMP2 смог завоевать бронзовую медаль.
Alpine Vision Gran Turismo сделан по уже ставшему традиционным методу. В основе силовой конструкции лежит углепластиковый монокок, благодаря чему удалось добиться небольшой массы — 900 кг, распределенной в соотношении 47/53 с небольшим перевесом на заднюю часть. Подвеска строится на двойных поперечных рычагах. Окончательные настройки ходовой части можно внести непосредственно перед заездом. Двигатель расположен над задней осью: бензиновый V8 объемом 4,5 литра выдает 450 лошадиных сил и 580 Н·м. В паре с ним трудится семиступенчатая секвентальная трансмиссия, передающая крутящий момент на задние колеса.
Максимальная скорость Alpine Vision Gran Turismo составляет 320 км/ч. Поскольку от встречного потока воздуха водителя отделяет только небольшой обтекатель, необходимо всегда надевать шлем: даже муха при таком темпе езды может нанести увечья.
Модель Alpine Vision Gran Turismo появится в составе бесплатного обновления для Gran Turismo 6, которое выйдет в марте. О перспективах выпуска серийных моделей марки Alpine французы пока так и не говорят.
Alpine Vision Gran Turismo будет воссоздан в металле и пластике, но это будет лишь единичный выставочный экземпляр. А вот новый концепт Mitsubishi ждет совершенно иная судьба: после премьеры в Женеве он в скором времени должен превратиться в полноценную серийную модель. Пока японцы представили только два темных компьютерных рендера, но даже в них можно узнать один из недавних проектов Mitsubishi.
Безымянный концепт Mitsubishi очень напоминает шоу-кар Mitsubishi XR-PHEV, который в ноябре 2013 года был выставлен на автосалоне в Токио. Тогда это был компактный переднеприводный паркетник. Он оснащался 1,1-литровым бензиновым мотором с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом. В паре с ним трудился электродвигатель. Вероятно, дизайнеры Mitsubishi должны значительно перерисовать XR-PHEV, ведь готовящийся к автосалону в Женеве концепт производитель называет совершенно новым.
Неделю назад компания Mitsubishi сделала еще один анонс: на автосалоне в Чикаго, который откроется 12 февраля, произойдет «возвращение легенды». Пока опубликована лишь компьютерная картинка с внедорожником на барханах. Все это звучит весьма интригующе, тем более у Mitsubishi есть несколько легендарных моделей, которые стоило бы обновить. В первую очередь на апгрейд напрашивается Pajero, который выпускается с 2006 года. Вообще текущее четвертое поколение Mitsubishi Pajero является всего лишь рестайлингом третьего, которое появилось еще в 1999 году. При этом внедорожник с 16-летним стажем все еще неплохо продается на некоторых рынках, в том числе в России. Второй претендент — Mitsubishi Pajero Sport. Несмотря на схожее имя, этот автомобиль не имеет ничего общего с Pajero: данная модель строится на базе пикапа L200.
Об истории с «возвращением легенды» пока нет достоверных сведений. Скептики уже строят предположения, что в Чикаго появится лишь слегка обновленная версия концепта Mitsubishi GC-PHEV.
В конце 2014 года появились первые шпионские снимки второго поколения кроссовера BMW X1, на которых можно было разглядеть некоторые черты автомобиля. На прошлой неделе китайский ресурс Autohome выложил очередную работу автомобильных папарацци. На сей раз самый маленький паркетник BMW попался без какой-либо маскировки. Правда, снимки сделаны почти вплотную к машине, поэтому на них можно увидеть только отдельные части кузова: нос и корму.
В облике следующего BMW X1 не будет ничего неожиданного: автомобиль по традиции будет похож на старших братьев. К примеру, спереди его не так уж просто отличить от недавно обновленного BMW X3. О предполагаемой технической начинке мы уже рассказали в прошлый раз. Самым важным фактом является смена платформы: теперь BMW X1 будет делить ее с автомобилями MINI и компактвэном BMW 2 Series Active Tourer. Это значит, что по умолчанию он станет переднеприводным (полноприводная система xDrive будет предлагаться за доплату или на старших версиях). Силовые агрегаты тоже будут позаимствованы у данных моделей. В моторную гамму будут включены бензиновые и дизельные двигатели объемом 1,5 и 2 литра.
Дата анонса нового BMW X1 пока не названа, однако представить его должны когда-то в 2015 году. Вероятно, совсем скоро появится еще один кроссовер, но теперь уже из Южной Кореи. Kia Sportage актуального поколения был представлен в 2010 году, а в 2013-м появилась рестайлинговая версия. Hyundai и Kia уже давно перешли на ускоренные темпы смены модельного ряда, поэтому пятилетний жизненный цикл Sportage уже подошел к концу.
Каждое следующее поколение Kia Sportage все дальше уходит от внедорожных способностей. За это ругали и второй Sportage, и третий. Очевидно, в плане вездеходных амбиций новый автомобиль не будет существенно отличаться от предшественника. Визуально пропорции машины практически не изменились — примерно сохранены и свесы кузова, и дорожный просвет.
Если судить по первым шпионским снимкам, корейский паркетник сменит стиль. За обильной маскировкой удается распознать не все элементы, но передние фары напоминают о компактной модели Kia KX3, выпущенной специально для Китая.
Не обойдется без модернизации и в области технического оснащения: отработавшие свой век атмосферники будут заменены турбированными агрегатами. Базовый 1,2-литровый моторчик T-GDi будет развивать примерно 132 лошадиных силы. Также покупатели смогут выбрать 1,6-литровую версию T-GDI (204 лошадиных силы и 265 Н·м) или 2-литровую (245 лошадиных сил).
Вряд ли статистика продаж способна как-то повлиять на выбор автомобиля: для покупателя высокая популярность той или иной модели может являться доводом только в том случае, если он обращает внимание на доступность и распространенность запчастей и сервиса. Но даже если оставить в стороне этот прагматичный подход, иногда все же интересно узнать, какая автомобильная компания считается самой успешной. В 2014 году королем (или королевой) продаж вновь стала Toyota.
Японский гигант смог реализовать 10,23 миллиона новых авто. Сюда включены не только легковушки марки Toyota, но продукция всех остальных подразделений, в том числе выпускающих грузовые автомобили. По сравнению с показателями 2013 года объем вырос на 3%. При этом впервые в истории Toyota смогла преодолеть 10-миллионый рубеж. Этим же достижением хвастается и немецкий концерн Volkswagen Group, продавший 10,14 миллиона машин (рост 4,2%). Бронза досталась американцам: 9,92 миллиона покупателей в 2014 году выбрали продукцию General Motors.
Удивительно, что между тремя крупнейшими производителями образовалась столь незначительная разница. К примеру, Volkswagen отстает от Toyota менее чем на 1%, или 90 000 машин. То есть немцам хватило бы довольно простенькой модели с весьма средней популярностью, чтобы стать самым массовым производителем в мире. Более того, некоторые рейтинги уже отдают золото концерну Volkswagen Group, ведь в общем зачете учитываются и грузовые машины, а только по легковушкам и легкому коммерческому транспорту впереди должен оказаться именно Volkswagen.
Примечательно, что 2014 год стал удачным практически для всех марок и для большинства рынков. Причина проста: существенно подешевевшая нефть обрушила цены на топливо в развитых странах. К примеру, в США бензин стал доступнее примерно в два раза. Это подстегнуло спрос на новые автомобили — за год реализация выросла на 6%. Постепенно набирают темп и страны Старого Света. В лидерах и по росту, и по объему продаж ожидаемо оказался Китай. Жители Поднебесной за год купили 23,49 миллиона машин, что на 7% выше показателя 2013 года. Для сравнения: американцы приобрели 16,53 миллиона новеньких легковушек.
В развивающихся странах не все столь радужно. Среди десяти крупнейших автомобильных рынков планеты отрицательную динамику пока продемонстрировали только Бразилия и Россия. В спокойное время результат продаж в нашей стране можно было бы считать обнадеживающим: в декабре был зафиксирован рост по сравнению с аналогичным месяцем 2013 года. При этом Россия даже уверенно выбилась на первое место в Европе по декабрьской статистике. Но это лишь последний всплеск перед падением: население старалось поскорее пристроить стремительно дешевеющие рубли, и автомобили казались неплохим вложением. При этом спрос мог быть еще выше, ведь с середины декабря кредиты стали практически недоступными, у некоторых дилеров складские запасы были попросту опустошены, а другие и вовсе останавливали продажи из-за нестабильной обстановки.
В целом за год продажи в России снизились на 10%. С учетом текущих реалий это весьма неплохой результат, ведь в некоторые месяцы падение составляло 20-25%, причем это было еще до девальвации рубля. Прогноз на 2015 год неутешительный. Сейчас суммируются сразу несколько негативных факторов: бедственное положение в экономике, существенное удорожание машин, а также тот факт, что в ноябре-декабре многие закупались «впрок». Если добавить сюда дорогие кредиты и малый процент их одобрений, то рынок должен уйти в штопор.
Быстрые катера и суперкары связывает не только высокая скорость, но и единый круг потенциальных покупателей. Эти вещи не относятся к предметам первой необходимости — их покупают уже тогда, когда подобная трата денег не окажется заметным ударом по бюджету. Житель Майами Джино Гарджуло (Gino Gargiulo), занимающийся автомобильным и ресторанным бизнесами, решил не только купить себе оба транспортных средства, но и оформить их в едином стиле. В целом состоятельные персоны нередко подбирают катер под цвет своего суперкара или наоборот, но в данном случае все зашло гораздо дальше.
Все началось с покупки Lamborghini Aventador LP720-4 Roadster в 2013 году. Чтобы подчеркнуть эксклюзивность этой модели, Джино Гарджуло выбрал спецверсию 50 Anniversario, которая была подготовлена в честь 50-летия итальянской компании. Такой автомобиль выделяется оригинальным цветом Giallo Maggio, дополнительным углепластиковым обвесом и логотипами. Всего было выпущено 200 таких машин: 100 купе и 100 родстеров. Магнат пришел к выводу, что этого недостаточно, поэтому он решил купить еще и лодку. За Lamborghini Aventador LP720-4 Roadster он отдал 750 000 долларов, а катер оказался примерно вдвое дороже — 1 300 000 долларов.
Джино Гарджуло не в первый раз оформляет свой водный транспорт в автомобильном стиле. В 2007 году он уже пытался замаскировать предыдущий катер под Mercedes-Benz. Длина новой лодки составляет примерно 15 метров. Она оснащена двумя двигателями Mercury Racing с двойным турбонаддувом, мощность каждого — 1350 лошадиных сил. При суммарной отдаче 2700 «скакунов» Lamborghini Speedboat может разгоняться до 300 км/ч. 720-сильный Lamborghini Aventador на суше может быть даже быстрее: его «максималка» составляет 350 км/ч.
Напоследок мы оставили еще одну занимательную историю про дорогие автомобили. Многие из вас знают британского актера Роуэна Аткинсона (Rowan Atkinson), который обрел всемирную известность благодаря роли мистера Бина в одноименном телесериале. Наверняка вы помните машину этого персонажа — крошечный хетчбэк Mini 1970 года. В жизни Аткинсон не столь аскетичен: актер не только предпочитает дорогие автомобили, но и коллекционирует их. В его гараже немало эксклюзивных спорткаров, среди которых есть даже парочка купе Aston Martin. Но жемчужиной его коллекции является легендарный McLaren F1. Роуэн купил его в 1997 году, но теперь решил избавиться от него. Удивляет не столько сам факт продажи, сколько запрашиваемая цена — 12 миллионов долларов.
В автомобильном мире McLaren F1 Роуэна Аткинсона уже успел прославиться несколько раз. К сожалению, британский комик не сможет указать в своем объявлении сакральное «не бит, не крашен». Суперкар дважды появлялся в сводках мировых агентств. В 1999 году произошло первое незначительное столкновение с бюджетным автомобилем Austin Metro. В 2011 году Аткинсон не смог справиться с управлением и вылетел с дороги. После нескольких кувырков McLaren F1 приземлился и ударился боком о дорожный знак, а впоследствии загорелся. К счастью, актер не пострадал, чего нельзя было сказать о машине. Весь ущерб покрыла страховая компания, хотя ремонт не оказался дешевым: мистер Бин отдал свою машину заводу McLaren, который потратил на восстановление больше года и 900 000 фунтов стерлингов. Любопытно, что поступивший в продажу в 2013 году McLaren P1, который является преемником McLaren F1, в базовом исполнении стоит даже чуточку меньше.
Роуэн Аткинсон до последнего момента продолжал ездить на своем суперкаре. За 18 лет он намотал на одометре примерно 41 000 миль (около 66 000 километров). Сейчас McLaren F1 выставлен в автомобильном салоне Taylor & Crawley, который специализируется на продаже дорогих и редких спорткаров.