В августе 2013 года был представлен концепт BMW X5 eDrive. Ожидалось, что немцы в течение ближайших месяцев анонсируют серийную версию и начнут продажи, однако этот процесс затянулся. Теперь баварская компания наконец-то показала модель BMW X5 xDrive40e.
В 2013 году концепт BMW X5 eDrive предполагалось оснащать четырехцилиндровым двигателем семейства BMW TwinPower Turbo и электромотором мощностью 95 лошадиных сил. Автомобиль должен был потреблять всего 3,8 литра на 100 километров и разгоняться с 0 до 100 км/ч менее чем за пять секунд. Окончательные параметры оказались близки к декларируемым ранее, однако некоторые отличия все же есть.
Под капотом инновационного кроссовера установлен двухлитровый бензиновый двигатель, выдающий 245 лошадиных сил и 350 ньютон-метров. Немцы не стали уточнять модель ДВС, однако выходные параметры соответствуют довольно распространенному агрегату N20, который сегодня устанавливается на многие модели производителя. Существенный вклад в отдачу гибридного привода вносит и электромотор, на который приходится 113 лошадиных сил и 250 Н·м. Получается, что итоговые характеристики электрического двигателя оказались даже выше планируемых. В гибридном паркетнике используется восьмискоростная автоматическая трансмиссия Steptronic.
В BMW X5 eDrive установлена литий-ионная батарея емкость 9 кВт·ч. Этого запаса энергии будет достаточно для преодоления 31 километра в полностью электрическом режиме. Конечно, новый паркетник нельзя назвать настоящим электрокаром, однако на коротких дистанциях он вполне может играть его роль. Максимальная скорость в режиме нулевых выбросов составит 120 км/ч, так что кататься по городу можно и без горючего.
В гибридном режиме показатели BMW X5 eDrive тоже впечатляют. Суммарная отдача кроссовера составляет 313 лошадиных сил и 450 Н·м. Несмотря на высокую мощность, новинка может быть очень скромной в питании: заявлен средний расход топлива на уровне 3,3-3,4 литра. И здесь серийный автомобиль обошел концепт! Однако есть один параметр, который стал немного хуже: разгон с 0 до 100 км/ч занимает 6,8, а не 5 секунд, как было обещано ранее. Но с учетом скромного аппетита и веса 2 230 кг вряд ли подобную динамику можно назвать недостаточной.
От установки гибридной начинки BMW X5 eDrive не потерял в практичности. Аккумуляторная батарея размещена под багажником, объем которого варьируется от 500 до 1720 литров в зависимости от положения шторки и задних сидений.
BMW X5 eDrive можно заряжать как от обычной бытовой розетки, так и от опциональной станции BMW i Wallbox. В первом случае на полную зарядку уйдет 3 часа 50 минут, во втором — 2 часа 45 минут. Наверняка кто-то захочет использовать BMW X5 eDrive преимущественно в электрическом режиме, и в теории это вполне осуществимо. Требуется лишь жить недалеко от работы, а также заряжать паркетник дважды в день.
Производство гибридного кроссовера начнется в ближайшее время на американском заводе BMW в Спартанбурге. Помимо BMW X5 eDrive, в перспективе там же пропишется и обычный X5, а также остальная линейка паркетников: X3, X4 и X6.
Хенрик Фискер (Henrik Fisker) — довольно известный в автомобильной отрасли человек. Он около десяти лет работал дизайнером в BMW, где успел создать облик легендарного родстера BMW Z8, однажды ставшего даже автомобилем Джеймса Бонда («И целого мира мало», 1999 год). Любопытно, что в 2001 году Фискер перешел к главному поставщику машин агента 007 — компании Aston Martin. Он быстро наигрался с дизайном суперкаров и решил открыть дизайн-студию Fisker Coachbuild. Однако в 2007 году нашлась еще более амбициозная цель — выпуск гибридов и электрокаров. Так была основана компания Fisker Automotive, которая производила модель Fisker Karma. Но в 2013 году Фискер не пришел к согласию с совладельцами компании, в результате чего решил подать иск о банкротстве. Тем не менее Хенрик не отказывался от разработки дизайна. Именно он нарисовал впечатляющий концепт Galpin Rocket, представленный в конце 2014 года и сейчас готовящийся к серийному производству. Теперь же дизайнер создал модель Thunderbolt.
С первого взгляда на новинку становится понятно, что она напоминает автомобили Aston Martin. Так и есть: в основе купе лежит модель Vanquish V12. Вот что про свое творение говорит сам Хенрик Фискер: «Я хотел создать элегантное и красивое спортивное купе класса GT с эмоциональной формой, которая бы осталась вне времени». При этом дизайнер отметил, что компания Aston Martin не является спонсором или инициатором проекта Thunderbolt.
Все элементы Aston Martin Vanquish V12 были изменены, при этом Фискер сохранил узнаваемые очертания передней решетки. Остальные линии кузова явно тяготеют к собственным работам дизайнера. В отдельных деталях можно найти сходство с Fisker Karma или концептами этой компании. В салоне установлен планшет Panasonic с 12-дюймовым изогнутым дисплеем.
По словам Хенрика Фискера, концепт Thunderbolt создан в единственном экземпляре и не рассчитан на серийное производство. Однако состоятельные клиенты смогут купить один из автомобилей, созданных на заказ. Цена и предполагаемый тираж не уточняется. Фискер лишь сказал, что купить Thunderbolt можно будет только через дилерскую сеть Galpin Aston Martin.
В последнее десятилетие в области автомобильного света наблюдается существенный прогресс. В сегменте недорогих машин изменения практически незаметны, поскольку там по-прежнему царят простые галогеновые лампы. Однако в более дорогом секторе уже вовсю применяются не только ксеноновые фары, но и полностью светодиодные. Причем речь идет уже не только о премиум-сегменте: подобные опции предлагаются для некоторых моделей Ford и Honda. Сейчас на рынок выходят лазерные фары, которые пока могут работать только в режиме дальнего света, да и доступны они лишь для дорогих спорткаров BMW i8 и Audi R8. Но не исключено, что новый переворот готовится и в массовом секторе: Opel планирует представить технологию управления освещением взглядом.
Немецкое подразделение General Motors уже давно проводит исследования в области света. К примеру, еще в 2002 году было представлено первое поколение адаптивных фар AFL (Adaptive Forward Lighting), которые могут менять дальность и форму пучка в зависимости от скорости, угла поворота руля и прочих факторов. Три года назад немцы стали говорить про использование интеллектуальной светодиодной матрицы, но тогда она находилась лишь на стадии разработки. Данная система позволит всегда ездить с дальним светом, а для обеспечения безопасности глаз окружающих водителей компьютер с помощью камеры, встроенной в салонное зеркало заднего вида, будет определять встречный и попутный транспорт и отключать пучки света, направленные на них. Теперь Opel готовит еще более впечатляющую инновацию: направлять фары можно будет глазами.
Презентация новой системы приурочена к Международному году света, проводимому Организацией Объединенных Наций. Судя по официальной информации, почти все время с момента демонстрации интеллектуальной светодиодной матрицы инженеры Opel занимались разработкой следующей инновации. Вот что по этому поводу говорит директор по разработке систем освещения Opel Ингольф Шнайдер (Ingolf Schneider): «Мы работали над концепцией управления интенсивностью и яркостью фар взглядом водителя около двух лет. Чем больше мы понимаем преимущества данной технологии, тем интенсивнее мы вкладываемся в развитие проекта».
Совершенно очевидно, что для того, чтобы направить свет фар в сторону взгляда, необходимо для начала узнать, куда смотрит водитель. По словам немцев, ранее для этого использовалась сложная система, требующая от пяти до десяти камер. Теперь же компьютеру достаточно всего одной веб-камеры, которая способна распознать рельефные части лица вроде носа и глаз. С помощью специального алгоритма электронный мозг анализирует направление и характер движения глаз.
Как только машина узнает, в какую сторону смотрит водитель, начинает работать система адаптивного освещения. Однако после серии тестов стало понятно, что система с веб-камерой не смогла справиться с данной задачей: многие элементы работали слишком медленно, к тому же очень много времени уходило на расчет движений. Из-за этого техника работала с существенной задержкой, недопустимой на дороге.
Чтобы устранить «лаг», инженеры установили специальную камеру с периферийными инфракрасными датчиками и центральными фотодиодами. Эти элементы способны сканировать лицо водителя в сумерках или в ночное время со скоростью более 50 раз в секунду. Оптимизированная система обработки данных позволила существенно ускорить реакцию фар: управляющие элементы начинают двигаться практически одновременно с глазами человека, настраивая пучок света в горизонтальном и вертикальном направлениях.
Итак, фары беспрекословно следуют за движениями глаз, задержка сведена на нет. Успех? Отнюдь, ведь даже в напряженной поездке мы постоянно смотрим по сторонам: на дорожные знаки, рекламные вывески, проезжающие машины и привлекательных девушек. Разумеется, не все движения глаз необходимо тут же передавать на фары. «Чтобы решить эту проблему, мы разработали сложный алгоритм задержки, который обеспечивает плавные движения световых лучей фар, — рассказывает Ингольф Шнайдер. — Система имеет еще одно преимущество: ее не нужно калибровать для конкретного человека, поскольку она работает идеально с любым водителем независимо от его комплекции». Благодаря умной начинке фары будут продолжать освещать дорогу перед автомобилем, даже если водитель отвлекся и начал смотреть по сторонам.
Наряду с анонсом необычной технологии Ингольф Шнайдер вернулся к обсуждению светодиодного матричного освещения. По его словам, в данный момент инженеры Международного центра технического развития Opel из Рюссельсхайма завершают испытания фар следующего поколения. Светодиодные матричные фары способны создать неослепляющий дальний свет, автоматически и непрерывно адаптирующийся к изменениям дорожной обстановки. Технология интеллектуальной светодиодной матрицы будет представлена через 18 месяцев.
Умные фары нужны не только человеку, но и системе автопилотирования. Правда, в ее случае требуется не следить за глазами, а максимально эффективно освещать дорогу. Однако у электронного мозга будет преимущество: он сможет задействовать инфракрасные камеры и прочие сенсоры, поэтому в теории умный автомобиль сможет уверенно ездить даже в полной темноте. Но для начала им бы научиться пилотировать хотя бы в солнечный полдень: хотя прогресс не стоит на месте и ученые периодически заявляют о новых достижениях в области автономных транспортных средств, до решения всех проблем пока еще далеко. Тем не менее компания Delphi уже сейчас собирается запустить кроссовер в беспилотное путешествие через всю Америку.
Нашим читателям название Delphi, скорее всего, известно по языку программирования. А еще существует Delphi Corporation, крупнейший в мире производитель автокомплектующих. Наверняка он не случайно занялся разработкой собственной системы автопилотирования, ведь в случае успеха многие автомобильные концерны будут закупать элементы и программное обеспечение.
Прототип был построен на базе Audi SQ5. Не совсем понятно, зачем американцам понадобился столь мощный и быстрый кроссовер, ведь для их нужд хватило бы и самого простого Audi Q5. Обычно переоборудованный для автономных поездок автомобиль выглядит весьма устрашающе: над его крышей находится несколько камер и радаров, которые исследуют окружающее пространство. На этом фоне Audi SQ5 смотрится довольно непримечательно: если бы не символика разработчика, паркетник было бы тяжело отличить от самой обыкновенной серийной модели. Разумеется, в тестовом автомобиле тоже не обошлось без камер, радаров и разнообразных сенсоров, но на первый взгляд они почти незаметны.
В Audi SQ5 установлен набор радаров ближнего и дальнего действия. В сумме они покрывают пространство вокруг автомобиля на 360 градусов. Также инженеры использовали цветную камеру высокого разрешения. Еще одна работает в инфракрасном спектре. Первая отвечает за определение сигнала светофора, вторая распознает пешеходов и автомобили. Особой гордостью специалистов Delphi является система лидаров, которые установлены по периметру автомобиля. Обычно именно вращающийся лидар покоится на высокой подставке над крышей транспортного средства и пугает всех прохожих. Разработка американской компании позволяет покрыть окружающее пространство на 360 градусов, но при этом не портить внешний вид машины. Каждый лидар работает в паре с радаром дальнего действия, что позволяет повысить точность получаемых данных.
В прототип интегрирована поддержка беспроводных стандартов связи типа V2V (машина — машина) и V2X (машина — инфраструктура). В последнее время разработчики все чаще говорят о том, что без подобных технологий невозможно создать полноценные системы автопилотирования. Они будут особенно полезны в городе, где обилие трафика и разнообразных сигналов способно свести с ума не только человека, но и компьютер.
Не обошлось и без системы drive-by-wire, которая в обозримом будущем будет установлена на значительную часть серийных машин, даже лишенных автопилотов. В данном случае drive-by-wire позволит совместить управление человеком и компьютером. При этом в режиме автопилота будут задействованы все органы: руль будет крутиться, педали — нажиматься. По мнению сотрудников Delphi, это позволит лучше почувствовать, что в конкретный момент времени собирается сделать автомобиль. При этом система сможет автоматически брать управление на себя в критических ситуациях: если компьютер поймет, что человек заснул или ему стало плохо, машина автоматически остановится в максимально безопасном режиме.
Прототип Audi SQ5 сможет не только ездить по дорогам, но и автоматически парковаться. Сегодня это уже умеют и некоторые серийные системы, так что в этом нет ничего удивительного. А как насчет полностью автономного путешествия на 5630 километров? Вчера (22 марта) Audi SQ5 должен был отправиться в дальнюю поездку. И, если в планах Delphi за последние дни ничего не изменилось, то, стартовав от знаменитого моста Золотые Ворота в Сан-Франциско, умный кроссовер самостоятельно доедет до Нью-Йорка, где в это время будет открыт Международный автосалон. Мотор-шоу пройдет с 3 по 12 апреля, поэтому о результате амбициозного путешествия мы сможем узнать через несколько недель. В автомобиле будут постоянно находиться два сотрудника Delphi, один из которых должен непременно присутствовать на водительском месте. Он не будет вмешиваться в управление, но при этом должен быть готов взять контроль в свои руки при возникновении экстренной ситуации.
Своим видением будущих автопилотируемых машин на прошлой неделе поделился глава Tesla Motors Элон Маск (Elon Musk). Он прибыл на конференцию NVIDIA GPU, которая прошла в американском городе Сан-Хосе. Маск побеседовал с исполнительным директором NVIDIA Дженсеном Хуангом (Jen-Hsun Huang). В ходе разговора «мистер Железный человек» (так Элона любит называть пресса) сделал неожиданное заявление: однажды все водители будут вне закона.
Но прежде чем перейти к сенсационному утверждению, рассмотрим связь компаний NVIDIA и Tesla Motors. Не секрет, что производитель графических процессоров не первый год пытается диверсифицировать бизнес. Один из примеров у нас перед глазами: NVIDIA выпустила уже несколько поколений мобильных чипов, которые применяются в планшетах и порой в смартфонах. Борьбу за этот сегмент нельзя однозначно назвать удачной: сами процессоры демонстрирует впечатляющую производительность, однако заметную популярность они так и не сыскали. Зато в автомобильном бизнесе у компании дела идут неплохо. Сегодня NVIDIA поставляет многим автопроизводителям чипы для мультимедийных систем. Одним из клиентов и является Tesla. Помните огромный, 17-дюймовый сенсорный экран электрокара Model S? За обработку визуальных эффектов отвечает Tegra 3.
Перейдем к основной части выступления Элона Маска. Он отметил, что автономное вождение гораздо проще, чем думают люди. Уже сегодня многие доступные чипы и системы могут без проблем управлять автомобилем на шоссе, когда скорость превышает 80 км/ч. Но в зоне малых скоростей, в городе, еще должна произойти настоящая революция. Маск сравнил автомобили с лифтами: раньше ими управляли операторы, но сейчас в них установлен лишь набор кнопок. То же самое случится с автомобилями.
Несмотря на неотвратимость появления самоуправляемых автомобилей, это произойдет не завтра и не единовременно. Элон Маск сравнил данный процесс с развитием электрокаров, которое растянулось на годы (фактически на столетия, ведь первые электромобили были созданы еще в конце XIX века, но затем забыты на многие десятилетия).
Предприниматель считает, что не последнюю роль сыграет законодательство. Если сегодня оно является скорее врагом прогресса, поскольку во многих штатах запрещено использовать автомобиль без водителя, то, как только появятся неопровержимые доказательства того, что автопилот водит безопаснее человека, ситуация может измениться на противоположную. Запретит ли государство садиться за руль? Элон дал понять, что это вовсе не фантастический вариант развития событий.
После пресс-конференции на аккаунт Маска в «Твиттере» была совершена атака со стороны автомобильных энтузиастов. Позже бизнесмен понял, что его слова могли быть поняты превратно, и выступил с разъяснением: «Чтобы было ясно, Tesla будет решительно отстаивать возможность управлять автомобилем собственноручно. Надеюсь, это очевидно». На следующий день он добавил: «Однако, когда автопилот станет водить безопаснее человека, общественность может запретить людям садить за руль. Надеюсь, этого не случится».
К сожалению, Элон Маск практически не говорил о конкретных сроках. Также он обошел стороной проблему установки системы автопилотирования на дешевые автомобили: многие компоненты будут стоить дорого, поэтому в бюджетном секторе может не быть спроса на умную начинку, даже если ее предлагать в виде опции. Зато Маск намекнул, когда все автомобили планеты смогут ездить без хозяина. Для этого необходимо знать, какое количество машин будет всего на планете. Сейчас их более миллиарда, и к 2040 году это число должно удвоиться. Если в мире ежегодно выпускается около 100 миллионов автомобилей, то с учетом, что каждый выпущенный экземпляр будет оснащен автопилотом, потребуется примерно 20 лет, чтобы сделать почти весь автопарк Земли автономным. Получается, что это может произойти уже к 50-му году. Ждать осталось недолго.
Сейчас российский автомобильный рынок переживает не лучшие времена. Спад начался еще летом 2014 года, когда условия относительно текущих были практически идеальными: рубль оставался крепким, а кредиты доступными и сравнительно дешевыми. Дальнейшие события всем хорошо известны. Из-за бума спроса в ноябре-декабре финальная статистика за 2014 год не выглядит устрашающей: по сравнению с 2013 годом спрос на легковушки снизился лишь на 10 процентов. Однако в декабре стало очевидно, что впереди нас ждут не самые лучшие времена. Производители чуть ли не каждую неделю повышали цены, банки установили заградительные ставки и требования к заемщикам, а россияне (а вместе с ними и жители некоторых ближайших стран) решили закупиться машинами впрок. Согласно статистике, продажи в январе 2015 года упали на 24,4%, а в феврале и вовсе на 37,9%. Но самое страшное не это: производители уже начали покидать Россию. И если уход мелких брендов почти никто не заметит, то закрытие дилерских сетей крупнейших игроков рынка является нехорошим знаком.
Если не считать отдельных китайских производителей, которые и в стабильный период не переставали уходить из России, а затем возвращаться, первой ласточкой стал Seat. Испанский бренд за 2014 год продал чуть больше тысячи автомобилей, более чем вдвое ухудшив свое положение. В итоге подразделение концерна Volkswagen решило убрать марку с нашего рынка. Об этом было объявлено в середине ноября, то есть еще до самых критических событий. Однако если Seat был каплей в море, то Chevrolet и Opel являются крупными участниками рынка. На прошлой неделе стало известно, что концерн General Motors, которому и принадлежат марки Chevrolet и Opel, решил практически полностью прекратить свою деятельность в России.
Подобное решение может шокировать. Тем более и предпосылок к этому не было заметно даже в самом конце 2014 года. Да, продажи Chevrolet и Opel снижались на 20-29 процентов, но даже с учетом этого они составили 123 175 и 64 985 машин соответственно. В результате Chevrolet оказался на восьмом месте в итоговом рейтинге производителей, Opel — на десятом. Однако уже в январе побратимы потеряли по 68-75 процентов, а в феврале продажи и вовсе упали на 74-86 процентов. За прошлый месяц компания Opel продала в России всего 912 автомобилей, почти в десять раз меньше, чем в феврале 2014 года.
Концерн General Motors 18 марта объявил о реструктуризации бизнеса в России. Если отказаться от финансовых терминов, все происходящее можно назвать бегством. Масштаб этого мероприятия трудно даже представить: на данный момент в России открыто около 160 дилерских центров Chevrolet/Opel, и уже совсем скоро им придется закрыться. В представительстве General Motors сообщили, что им будет предложено перезаключить контракты и авторизоваться под сервисные услуги, ведь на рынке в любом случае остается огромное количество автомобилей, которые необходимо обслуживать и на которые все еще распространяются гарантийные обязательства. По расчетам GM, останется около нескольких десятков центров.
Все описанное является лишь верхушкой айсберга. Концерн General Motors давно присутствует в нашей стране, и для получения конкурентных преимуществ он занимался локализацией производств. Сегодня производится сборка на заводе GM в Санкт-Петербурге, на калининградском предприятии «Автотор», а еще часть машин выпускается на мощностях «группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде. Все эти площадки в скором времени будут остановлены. И если разорвать сотрудничество с «Автотором» и «группой ГАЗ» еще не так сложно, то что делать с собственным заводом под Питером? Американцы планируют законсервировать его. Возможно, со временем он будет продан, но нельзя также исключать, что производитель оставляет возможность вернуться на наш рынок в более спокойное время.
Генеральный директор Opel Group Карл Томас Нойман (Dr. Karl-Thomas Neumann) сообщил, что одной из причин фиаско является недостаточный уровень локализации производства в России. Из-за этого Chevrolet и Opel повысили цены примерно в полтора раза, то есть значительно больше, чем основные конкуренты. Это привело к незамедлительному падению продаж, что отражено в статистике за январь-февраль. Выходом из ситуации могло стать срочное расширение локализации, однако сейчас точно не самое подходящее время для глобальных инвестиций в производство автомобилей в России.
На General Motors давит еще один фактор: концерн подписал с властями России соглашение о промсборке, согласно которому уровень локализации должен достигнуть 60% к 2020 году. Теперь GM отказывается от него, поэтому теряет льготы на импорт автомобильных компонентов в страну. Существует предположение, что американцы смогут в любой момент вернуться в Россию и возобновить производство без штрафных санкций.
Кое-какую работу в России General Motors все же продолжит. В первую очередь это касается премиум-бренда Cadillac, который не собирается покидать российский рынок. Также в нашей стране будут продавать Chevrolet Camaro, Corvette и Tahoe, то есть самые дорогие модели американской марки. Однако многих интересуют не эти автомобили, продающиеся буквально в единичных экземплярах, а проект внедорожника Chevrolet Niva второго поколения. Соответствующий концепт был представлен в августе прошлого года на Московском международном автомобильном салоне. Старт продаж намечен на 2016 год, заявленная цена — около 540 000 рублей. Увы, теперь данный проект будет заморожен. Все это довольно печально: на 2015 год были запланированы существенные инвестиции в производственную площадку.
Ситуация со спадом продаж очевидна, однако Chevrolet Niva второго поколения должна была получить высокую степень локализации, отсутствие которой фактически и стало причиной ухода General Motors из России. Кроме того, даже в текущих реалиях спрос на новую модель внедорожника мог быть вполне приличным ввиду подорожания импортируемых конкурентов. Пока GM-АвтоВАЗ сохранит лишь выпуск Chevrolet Niva существующего первого поколения.
По предварительным оценкам, уход General Motors с рынка не будет дешевым. Только на реструктуризацию и закрытие производств будет потрачено около 600 миллионов долларов. Сюда входит и семимесячное пособие около тысячи человек, занятых на заводе в Санкт-Петербурге, хотя Федерация независимых профсоюзов уже потребовала увеличить компенсационный пакет до 18 окладов. Получается, что потраченных буквально впустую денег хватило бы для расширения производственной площадки и выпуска на рынок новой «Нивы». Такой вывод наводит на мысль, что уход GM из России может быть политически мотивирован.
Газета «Коммерсантъ» со ссылкой на неназванные источники утверждает, что закрытие петербургского завода могло быть спланировано еще полгода назад, что должно было стать частью «показательного ухода». При этом представители General Motors до последнего момента категорически отрицали возможность подобного развития событий. Кстати, на GM бегство крупных производителей может не остановиться. К примеру, крайне плохо идут дела у Ford: в феврале было продано всего 1399 машин, падение составило 78 процентов. Кроме этого Ford объединяет с General Motors еще и американское гражданство, так что если озвученная «Коммерсантом» конспирологическая теория имеет хотя бы опосредованное отношение к реальности, мы в скором времени можем лишиться еще одного важного игрока.
Не секрет, что существует культ классических автомобилей. Нередко они продаются за баснословные суммы. Однако автомобильное сообщество почитает не только уникальные модели, но и вполне массовые машины. Ярким примером является оригинальный Ford Mustang. Он был представлен в 1964 году и мгновенно завоевал просто-таки астрономическую популярность. За один только 1966 год было продано 607 000 экземпляров, результат следующих лет совсем чуть-чуть скромнее. Для сравнения: за 2014 год было продано в семь раз меньше современных «Мустангов». При этом любители экстравагантных сравнений нередко устраивают дуэль между классическим автомобилем и ныне выпускаемым. Неудивительно, что победителем подобных сражений всегда становится Mustang из 60-х: даже если бы он не умел ездить, жюри все равно выбрало бы его за неповторимый дух. Поэтому нет ничего удивительного в том, что совсем скоро вновь будет начат выпуск этого легендарного автомобиля.
Разумеется, воскресить Mustang взялся не сам Ford. Вернуться на полвека назад решила американская компания Revology Cars. Она уже не первый год занимается переоснащением классических автомобилей современными компонентами, чтобы сделать их надежнее, быстрее и безопаснее. Теперь дело дошло и до выпуска полноценного автомобиля. Поскольку самой большой ценностью в Ford Mustang является он сам, то бизнесмены решили максимально точно скопировать облик оригинальной машины. С юридической точки зрения обошлось без плагиата, ведь штампуемые компанией Dynacorn кузова выпускаются по официальной лицензии. Это значит, что все черты первой модели, выпускаемой с 1964 по 1966 год, полностью сохранены. Но есть и одна положительная метаморфоза: теперь кузов производят из более прочной стали.
Мастера Revology Cars постарались сделать максимально аутентичным и салон. Разумеется, за полвека автомобильная промышленность шагнула далеко вперед, и мы уже давно привыкли к современным электронным системам. Чтобы органично вписать новую технику в классический салон, дизайнерам пришлось хорошо потрудиться. К примеру, в одном из колодцев приборной панели прячется ЖК-дисплей бортового компьютера. Здесь даже есть мультимедийная система с модулем Bluetooth: к счастью, беспроводная связь себя никак не выдает. Прочие блага цивилизации включают сиденья с электроприводом, функцию бесключевого доступа, регулируемую по углу наклона рулевую колонку и открываемый с кнопки в салоне лючок бензобака. Всего этого не было в оригинальном спорткаре.
С технической точки зрения «старый новый» Ford Mustang существенно отличается от легендарного предка. Под капотом установлен пятилитровый атмосферный V8. В общем-то, подобные агрегаты можно обнаружить и на настоящих ретроавтомобилях (объем двигателей в 1964-1966 годах варьировался от 2,8 до 4,7 литра), однако системы электронного управления у него точно не было. Покупатель сможет выбрать пятиступенчатую механику или автоматическую трансмиссию с четырьмя скоростями. В 60-х у обоих типов КПП было по три передачи. Прочие достижения технического прогресса включают дисковые тормоза, заднюю многорычажную подвеску, усилитель рулевого управления и другие системы, к которым мы уже давно привыкли.
Необычную новинку нельзя назвать недорогой: она будет стоить минимум 119 500 долларов. Это не только в пять раз больше начального ценника нового «Мустанга» (23 800 долларов), но и существенно больше больше, чем стоят отлично сохранившиеся экспонаты из 60-х. Вряд ли коллекционеры будут всерьез сравнивать оригинальный Mustang 64-го и новодел, пусть и весьма качественный.
Нет сомнений в том, что компания Revology Cars скопировала старый Ford Mustang из благих побуждений: она фактически подарила легенде вторую жизнь, к тому же производство будет начато по лицензии. А вот китайцы без угрызений совести продолжают заниматься откровенным плагиатом. В последнее время количество наглых заимствований стало снижаться (во всяком случае, копии известных моделей продаются в основном в самом Китае, а на экспорт они почти не поставляются), однако компания Yogomo решила напомнить о сохранившихся у нее запасах кальки. Новая модель Yogomo 330 подозрительно похожа на южнокорейский автомобиль.
Стоит признать повышение навыков китайских производителей: если раньше их попытки плагиата выглядели довольно забавно, то Yogomo 330 практически невозможно отличить от Kia Picanto. Если бы не шильдики, то вряд ли даже сами владельцы Picanto или великий и могущественный Петер Шрайер (Peter Schreyer), главный дизайнер Hyundai-Kia, смогли бы отличить копию от оригинала. А вот в салоне компактного хетча уже гораздо меньше заимствований, хотя некоторые элементы все же напоминают исходник. К счастью, Kia Picanto не продается в Китае, поэтому местные покупатели Yogomo 330 могут и не догадываться о происхождении своей машины.
В техническом плане Yogomo 330 уже не подражает Kia Picanto. Если на корейский автомобиль устанавливаются только бензиновые двигатели, то китайский аналог будет полностью электрическим. Правда, похвастаться выдающимися техническими характеристиками он не сможет: мощность электродвигателя составит всего 17 лошадиных сил. Зато покупателю достанется право выбора типа аккумуляторов: свинцово-кислотные или литий-ионные. В зависимости от вида батарей максимальный пробег на полной зарядке будет варьироваться от 80 до 250 километров.
В Поднебесной Yogomo 330 будет стоить от 31 500 до 54 500 юаней. По текущему курсу это примерно от 300 до 520 тысяч рублей. В некоторых провинциях Китая государство может предоставлять субсидии на приобретение электрокара.