Жанр | Приключения |
Издатель | Frictional Games |
Издатель в России | Отсутствует |
Разработчик | Frictional Games |
Минимальные требования | Процессор Intel Core i3-370M 2,4 ГГц/AMD Athlon II M320 2,4 ГГц, 4 Гбайт ОЗУ, видеокарта с 1 Гбайт памяти и поддержкой DirectX 9.0c, например NVIDIA GeForce GTX 260/AMD Radeon HD 5750, 25 Гбайт на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись в Steam |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core i5-520M 2,4 ГГц/AMD Athlon 64 X2 Dual Core 4600+ 2,4 ГГц, 8 Гбайт ОЗУ, видеокарта с 2 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 480/AMD Radeon HD 5970 |
Дата выхода | 21 сентября 2015 года |
Возрастной ценз | от 16 лет |
Платформы | PC, PlayStation 4 |
Официальный сайт |
Игра протестирована на PS4
Шведы из Frictional Games прекрасно известны всем любителям хорроров — именно из-под их пера вышла Amnesia: The Dark Descent, а до этого они создали трилогию Penumbra. Поэтому сомневаться в качестве SOMA не приходилось — но оказалось, что разработчикам удалось поднять собственную планку качества ещё выше. Это не просто хоррор, это чуть ли не психологический триллер в научно-фантастических декорациях. И последнего здесь больше, так что просто пугать игроков и постоянно держать в напряжении авторы явно не планировали.
Так как на сюжет здесь делается слишком большой акцент, раскрывать его подробности мы не станем. Вот всё, что вам нужно знать: вы находитесь на подводном исследовательском объекте PATHOS-II, не понимая ничего вокруг и пытаясь выбраться. Прогуливаясь по локациям с видом от первого лица, игрок взаимодействует с предметами, решает головоломки, общается с персонажами и слушает всевозможные аудиодневники.
«Пугалки» начинаются почти сразу же: тёмные коридоры, мрачные комнаты, сломанные механизмы нагоняют жути даже когда ничего не происходит. Благодаря потрясающей — без преувеличения — работе со звуком находиться в любом помещении здесь очень неуютно: вокруг постоянно слышишь какие-то шорохи, а подвинутое кресло пугает не меньше, чем какой-нибудь монстр.
Декорациями и общим настроением SOMA похожа на оригинальную BioShock. Действие тоже происходит под водой, вокруг тоже снуют большие монстры, хотя оформление окружения здесь не такое вычурное, да и местного Эндрю Райана нет. Но велика вероятность, что, если бы Irrational Games убрала из своей игры стрельбу и сделала бы её ещё мрачнее прежнего, BioShock превратилась бы примерно в то, что представляет собой SOMA.
Очень часто на PATHOS-II будут встречаться различные персонажи, но все они — либо заключенные в машинах и роботах люди, либо вариации на тему искусственного интеллекта. И нередко придётся принимать решения, последствия которых вынудят несколько минут обдумывать, что же ты, игрок, наделал. Вроде бы перед тобой обычный робот, он чем-то занят, явно не первый год повторяет одно и то же действие — прошёл мимо него и забыл. Но игра буквально вынуждает возвращаться к нему и делать что-то нехорошее, к примеру отключить питание ради открытия какой-то двери.
В большинстве других игр робот просто перестал бы функционировать и остановился, но здесь он запросто может начать молить о пощаде, а игрок уже ничего не может сделать и вынужден идти дальше. Описанная ситуация — лишь одна из многих и встречается в самом начале, а дальше ощущать себя нехорошим человеком придётся ещё чаще. И так в итоге SOMA и проходишь до конца — то пронося с собой чувство вины, то пугаясь от происходящего, и сценаристы постарались не допустить никаких провисаний в рассказываемой истории.
Однако немного портит атмосферу дизайн уровней, вернее их размер. Дело в том, что здесь нет никаких маркеров, «сюжетные» предметы не подсвечиваются, а главный герой не записывает свои мысли в дневники, так что узнавать о своей следующей цели можно исключительно из диалогов. Пропустили разговор, потому что отвлеклись на минутку, — блуждайте из угла в угол, не понимая, что нужно делать.
И если внутри помещений необходимости в подсказках нет (в конце концов, можно догадаться о необходимом действии самостоятельно), то в огромных локациях под водой заблудиться чрезвычайно просто. Мало того, что там плохо видно окружающие предметы, так ещё и запутаться и сбиться с пути — легче лёгкого. То ли создатели хотели донести таким образом какую-то мысль, то ли просто дизайнер уровней не придумал ничего интереснее — в любом случае такие эпизоды быстро наскучивают и кажутся лишними.
Не удались и моменты, когда пользователю необходимо спасаться от какого-то чудища. Они похожи на те же ситуации в Amnesia, но при этом не представляют собой ничего сложного. Искусственный интеллект монстров предсказуем, и пройти мимо них обязательно получится если не с первой, то со второй попытки — тем более что игра предоставляет такой шанс. Если монстр заметил главного героя и подбежал к нему, он лишь ударит его, а не убьёт. Выживший бедолага будет медленно перемещаться, а в глазах у него начнёт двоиться, но дойти до выхода и найти за углом аптечку удастся в любом случае.
Зато в остальных эпизодах SOMA оказывается не менее блестящей работой, чем оригинальная Amnesia. Игрок по-прежнему может взаимодействовать с большинством мелких предметов, скидывая их со столов и швыряя в стены (что, кстати, помогает отвлечь монстров), а также открывать двери и окна, хватаясь за них виртуальными пальцами и двигая в стороны мышь или стик на геймпаде. В мир SOMA погружаешься всё глубже, вручную активируя все двери, раздвигая шторы, распахивая шкафчики и разбрасывая плохо лежащие вещи.
Большую роль в погружении в атмосферу играет и музыкальное сопровождение. Спокойный и одновременно жуткий эмбиент сменяется напряжёнными мелодиями в моменты опасности. Неоригинальные эпизоды с монстрами не кажутся такими, когда на экране появляются помехи, в ушах звучат ударные, а главный герой так и не решается взять в руки хоть какое-то оружие и вынужден сидеть в углу и прятаться. Внешне всё тоже выглядит качественно, особенно это относится к детализации даже незаметных предметов окружения и модели освещения.
Но огорчает оптимизация игры на PlayStation 4. Загрузки занимают очень много времени, а автосохранение на несколько секунд ставит игру на паузу. Это нельзя назвать серьёзным недостатком, портящим впечатление, но очень жаль, что такая красивая игра страдает от столь нелепых недугов. Кстати, об автосохранениях: они происходят так далеко друг от друга, что строго рекомендуется перед выходом из игры сохраняться вручную. Иначе велик шанс, что при следующем запуске придётся перепроходить довольно продолжительные эпизоды, особенно если в них будут диалоги или головоломки.
***
От SOMA многие ожидали обычного хоррора в декорациях подводного исследовательского объекта, но на деле проект оказался куда более интересным. Это увлекательное научно-фантастическое приключение, ставящее множество вопросов и дающее на некоторые из них ответы, которые заставляют задумываться ещё больше. В итоге она приводит к столь логичному, но впечатляющему финалу, что советовать проект хочется буквально всем и каждому. И пусть игра не идеальна и не стала новым словом в жанре, пройти её обязательно стоит всем поклонникам отличных сюжетов и захватывающих триллеров.
Достоинства:
Недостатки:
Графика | SOMA выглядит очень красиво, хоть большую часть времени игрок проводит в мрачных коридорах и не видит всех деталей. Но когда хотя бы один источник освещения имеется, нельзя не восхититься высокой детализацией окружения. Однако небольшие проблемы с оптимизацией всё же присутствуют. | 8 |
Звук | Одна из самых впечатляющих работ со звуком за последнее время. Качественный саундтрек, добавляющий немалую долю атмосферы, и пугающие шорохи и скрипы буквально на каждом шагу. Но «скримеров» здесь не будет, скажем сразу. | 10 |
Одиночная игра | Впечатляющая история в жанре научной фантастики, периодически прерывающаяся бессмысленными прогулками по огромным локациям в поисках двери/транспорта/предмета без каких-либо подсказок. Разработчики уверены, что игрок обязан внимательно слушать каждый диалог (без возможности запустить его заново), но на деле это можно назвать лишь неудачным дизайнерским решением. | 8 |
Коллективная игра | Отсутствует | – |
Общее впечатление | Поиграть в SOMA стоит не только любителям хорроров и триллеров, но и всем поклонникам качественных игр. Графическое исполнение, звуковое сопровождение, сценарий, озвучение, диалоги – всё здесь выполнено с большим вниманием к деталям. Не обходится без недостатков, но пропускать из-за них игру мы не рекомендуем. | 8 |
Видео: