Как театр начинается с вешалки, так и знакомство с любым программным продуктом начинается с вдумчивого изучения его официального сайта, в нашем случае — с площадки myoffice.ru. Опубликованная на ней информация гласит, что «МойОфис» — это облачное решение, состоящее из cloud-хранилища, приложений для редактирования текстов, электронных таблиц и презентаций, клиента электронной почты, служб для работы с контактными данными и онлайн-календарём. Офисный пакет поддерживает совместную работу с документами, сохраняет полную историю вносимых в них правок, позволяет разграничивать права пользователей и доступен на подавляющем большинстве платформ и устройств. Иными словами, «МойОфис» умеет делать всё то, с чем давно и отлично справляются Office 365, Google Docs, ONLYOFFICE и прочие облачные решения для работы с офисными документами. Так что же такого особенного в отечественном аналоге, так удачно подоспевшем к принятию ограничительных мер на допуск иностранного софта при осуществлении государственных и муниципальных закупок?
Первое, на чём акцентируют внимание создатели «МойОфис», — это возможность развёртывания серверной части программного комплекса в частном облаке на стороне организации. Такой подход позволяет достаточно просто интегрировать продукт в IT-инфраструктуру предприятия и обеспечить соответствующий уровень защиты обрабатываемых в системе данных. Схема отработанная и используется во многих альтернативных решениях. Тот же Microsoft Office 365, к примеру, поддерживает такую модель развёртывания, как Private Cloud, и может быть установлен на серверах компании. Аналогичный механизм развёртывания есть и в ONLYOFFICE. Ничего инновационного в этом плане «Новые облачные технологии» не изобрели, хотя и преподносят эту возможность как конкурентное преимущество своего «Офиса».
Вторая «фича» отечественного продукта, которую разработчики относят к разряду отличительных, — единое кроссплатформенное ядро, функционирующее в различных программных средах и, как следствие, идентично отображающее документы на любых устройствах, будь то персональный компьютер, планшет или смартфон. Если в остальных офисных пакетах корректное представление данных вне зависимости от версии используемого клиента является нормой, то в «МойОфис» эта функция почему-то выделена отдельной строкой. Не похвалишь — не продашь, как говорится. Любопытно, что в ядре российского продукта задействован внутренний формат OpenDocument Format (ODF), в котором программисты «Новых облачных технологий» реализовали объектную модель документа (Document Object Model), более подходящую для совместной работы с файлами. В ODF автоматически конвертируются все редактируемые в «МойОфис» документы, которые впоследствии при выгрузке из облачного хранилища приходится вновь преобразовывать в оригинальный формат. В нашем случае такая двойная обработка нередко приводила к порче стилевого оформления документов со сложной вёрсткой, коверканью отдельных элементов и искажению шрифтов. Такая беда при конвертировании файлов случается во многих офисных пакетах, и «МойОфис» не стал исключением. Понятно, что внутри организации обмен файлами в формате ODF не станет препятствием для документооборота, но что делать, если возникнет необходимость переслать документ сотруднику другой компании? Где гарантия, что он увидит содержимое документа именно в том виде, в котором он был свёрстан в «МойОфис»?
Особой гордостью создателей «МойОфис» является тот факт, что ядро и ряд включённых в продукт компонентов написаны с чистого листа, а к работе над проектом были привлечены программисты, разрабатывавшие в своё время текстовый редактор «Лексикон» и офисный пакет QuickOffice. Клиентские приложения написаны на C++, при создании серверной части активно использовался язык программирования Java. Пользовательский интерфейс разрабатывался с использованием кроссплатформенного фреймворка Qt, для хранения и обработки данных задействована свободная объектно-реляционная система управления базами данных PostgreSQL. Для работы с электронной почтой также использованы сторонние серверные opensource-решения. В компании отмечают, что контролируют весь код продукта и готовы предоставлять его организациям, проводящим аудит и сертификацию программных решений. В настоящее время «МойОфис» проходит экспертизу в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю с целью получения соответствующего сертификата, подтверждающего готовность офисного пакета для использования в государственных организациях, чья деятельность связана с обработкой персональных данных. В перспективе планируется проведение сертификации ФСБ России, в том числе для работы с государственной тайной. Получение сертификатов упомянутых ведомств станет визитной карточкой отечественного продукта и даст зелёный свет на рынок ПО для государственных и коммерческих организаций, предъявляющих высокие требования к обеспечению информационной безопасности обрабатываемых данных
Отдельная история — интерфейс клиентских приложений «МойОфис», выполненный в минималистичном стиле и снабжённый только самыми необходимым инструментами для работы с документами и электронной корреспонденцией. Руководствуясь статистикой, что 80% пользователей используют для решения своих задач только 20% представленных в офисных пакетах функций, в компании сосредоточились на реализации наиболее востребованных из них. В ходе серии пилотных проектов специалисты «Новых облачных технологий» изучили потребности государственных и крупных корпоративных заказчиков, проанализировали типовые процессы обработки документов и пустили под нож многие имеющиеся в альтернативных продуктах функции. Решение довольно смелое, но в компании заверяют, что руководствовались здравым смыслом, и утверждают, что такой подход позволил существенно повысить продуктивность работы офисных сотрудников. Заявление громкое и, мягко говоря, крайне сомнительное: мало кому захочется покупать кота в мешке, не имея реального представления о том, что входит в озвученные разработчиком 20%.
Ключевой момент — цена продукта. Рекомендуемая стоимость годовой лицензии на одно рабочее место сотрудника государственного учреждения варьируется от 390 рублей (450 рублей — для коммерческих организаций) за продукт «МойОфис Хранилище» до 5 950 рублей (7 050 рублей — для бизнес-сегмента) за полный пакет «МойОфис Стандартный». По заверениям разработчика, такое соотношение цен соответствует мировой практике — лицензии для государственных и образовательных учреждений, как правило, на 15 % ниже. В компании подчёркивают, что для государственных школ России, начиная с февраля 2016 года, приложения «МойОфис» будут доступны бесплатно. Для сравнения: цены на сопоставимую по функциональным возможностям с «МойОфис» конфигурацию Office 365 Business стартуют с отметки в 515 рублей на одного пользователя в месяц (6 180 рублей в год). Приобрести годовую лицензию на Google Apps for Work можно за 50 долларов США, на ONLYOFFICE — за 2 880 рублей (вот ссылка на прайс-лист для сомневающихся). Простой сравнительный анализ показывает, что пресловутая дешевизна отечественного продукта, о которой так любит говорить генеральный директор «Новых облачных технологий» Дмитрий Комиссаров, сильно преувеличена.
Распространяться «МойОфис» будет исключительно через партнёрскую сеть «Новых облачных технологий», развитию которой в компании намерены уделять особое внимание. В качестве партнёров будут выступать как дистрибьюторы, использующие свои каналы продаж, так и сервис-провайдеры, реализующие продажи программного обеспечения конечным пользователям по модели SaaS (Software as a Service — «ПО как услуга»). На данный момент заключены соглашения с дистрибьюторами Axoft, «1С», «Мерлион» и «Монт», которые возьмут на себя всю операционную деятельность по продажам продуктов «МойОфис», будут отвечать за организацию и сопровождение поставок реселлерам и другим партнёрам второго уровня. При этом «Новые облачные технологии» намерены контролировать ценообразование в партнёрской сети, проводить обучение и сертификацию дистрибьюторов с целью выстраивания эффективной экосистемы партнёров. Почему компания выбрала такую схему распространения своего продукта и стремится максимально дистанцироваться от конечного потребителя — вопрос открытый.
Читателю может показаться, что мы сознательно подвергаем критике разработку «Новых облачных технологий» и повествуем о ней в сугубо минорном ключе. Отнюдь. Просто есть некоторые моменты, которые заставляют нас скептически относиться к продукту. Например, на официальном сайте «МоегоОфиса» нет ни слова о том, что отечественный «Офис» не поддерживает макросы, повсеместно используемые многими организациями для автоматизации часто выполняемых задач. В компании сочли работу с ними небезопасной и не стали включать их в состав пакета. Это первое наблюдение, есть и второе: почему-то в рассылаемых разработчиком пресс-релизах говорится о наличии полного набора клиентских приложений для Windows, Mac OS X, Linux, Android, iOS и Tizen, однако на деле всё далеко не так. На момент подготовки статьи зарегистрированным на сайте myoffice.ru пользователям были доступны только оставляющие желать лучшего бета-версии веб-клиента, а также приложений для Android и iOS. Вроде как существует десктопная версия «МоегоОфиса» для Windows, но по неведомым причинам её тщательно скрывают, ссылаясь на закрытое тестирование. Релиз версии для Linux запланирован на II квартал 2016 года, о сроках выпуска Tizen-клиента, разрабатываемого в сотрудничестве с Samsung, нет никакой информации. Ничего не известно и про сборку для Mac OS X, хотя изначально релиз для этой платформы был запланирован на сентябрь 2015 года. Вся эта завеса секретности ничуть не идет на пользу проекту и вызывает больше вопросов и сомнений, чем положительных эмоций. Складывается впечатление, что вся история с отечественным «Офисом» — не более чем спешная попытка вскочить на подножку набирающего ход локомотива под названием «импортозамещение», сминающего всех зарубежных конкурентов на российском рынке программного обеспечения.
По словам г-на Комиссарова, создание «МойОфис» — вовсе не стремление «Новых облачных технологий» сорвать куш и озолотиться на волне реализуемой Минкомсвязью РФ программы импортозамещения ПО, а попытка предложить рынку современную платформу для комфортной работы с документами с любых устройств, в полной мере отвечающую интересам государственных и корпоративных клиентов. В качестве одного из доводов г-н Комиссаров приводит тот факт, что работы над проектом начались весной 2013 года, то есть до разговоров на высшем уровне о рисках применения зарубежного софта в бизнесе и госучреждениях и признания серьёзной зависимости России от импортных поставок программного обеспечения в IT-секторе. Если это действительно так, то команде разработчиков «МойОфис» можно только позавидовать: в свете недавно принятого закона о преференциях российским поставщикам ПО в государственной сфере более подходящих условий для успешного старта продаж продукта и не сыскать. Компания уже подала заявку на вступление в реестр отечественного софта и намерена серьёзно побороться за место под солнцем в госсекторе. Примут ли продукт коммерческие организации и рядовые пользователи — большой вопрос, ответ на который сможет дать лишь время.
Как бы то ни было, в «Новых облачных технологиях» твёрдо уверены в перспективности проекта и уже строят амбициозные планы, подразумевающие охват миллиона рабочих мест в странах СНГ к концу года, выход на международный рынок под брендом Collabio Office, интеграцию с популярными системами документооборота и управления предприятием, открытие API для сторонних разработчиков, выпуск специальной версии «МойОфис» для академической среды. Планов у компании громадьё. Самое главное, чтобы благие намерения не обернулись по черномырдинскому классическому сценарию «хотели как лучше, а получилось как всегда».